Основной круг научных интересов Л. обозначился уже к нач. 30-х гг. XX в.: визант. сигиллография, церковно-историческая география Балкан, визант. просопография, церковная история XIII-XIV вв., в т. ч. отношения Византийской Церкви с Папским престолом. Вдохновленный своими учителями Жаненом и Грюмелем, Л. задумал несколько масштабных проектов по истории христ. Востока, к-рые при его жизни были реализованы лишь частично. Л. много лет работал над 4-м томом «Регест актов Константинопольских патриархов» за XIII в. (Les Regestes des Actes du Patriarcat de Constantinople. P., 1971. Pt. 1: Les Actes des patriarches. Fasc. 4: Les Regestes de 1208 à 1309); первые тома этого справочника были подготовлены Грюмелем еще в 30-х гг. ХХ в., а работа над последними была завершена Ж. Даррузесом в 70-80-х гг. ХХ в. Трудом всей жизни Л. стал полный свод визант. печатей, к-рый должен был включать 6 томов: печати имп. дворца; центральной администрации и столицы; провинциальной администрации; Визант. Африки; Византийской Церкви; разные печати. В 1963-1965 гг. Л. начал работу с томов, посвященных печатям иерархов, клира и монахов К-польской Церкви, а также печатям Кипрской и Болгарской Церквей и Восточных Патриархатов (Le corpus des sceaux de l " Émpire Byzantin. P., 1963. T. 5: L " Église. [Vol. 1]: Pt. 1: L " Église de Constantinople. A. La Hiérarchie; 1965. [Vol. 2]: Pt. 1 (suite): B. Le clergé et les moines; C. Les Archevêchés autocéphales (Chypre et Bulgarie); Pt. 2: A. Les Patriarcats orientaux (Alexandrie, Antioche, Jérusalem); B. Supppl.; 1965. [Vol. 3]: Planches; 1972. [Vol. 4]: Pt. 3: Suppl.). В числе неосуществленных проектов Л.- полная визант. просопография, план работы над которой он представил на IV Международном конгрессе византийских исследований в Софии (La Prosopographie de l " empire byzantin: Plans et travaux//EO. 1934. T. 33. P. 385-395). После смерти Л. работу с его архивом продолжил Даррузес. Он опубликовал полный корпус греческих документов, касающихся Лионской унии 1274 г., который Л. собирал с кон. 30-х гг. ХХ в. (Dossier grec de l " Union de Lyon (1273-1277)/Ed. V. Laurent, J. Darrouzès. P., 1976). Даррузес систематизировал и публиковал нотиции (списки епархий) К-польского Патриархата. Эта работа была начата на рубеже XIX и XX вв. Г. Гельцером , а в 30-х гг. продолжена Э. Герландом и Л. (Corpus notitiarum episcopatuum ecclesiae orientalis graecae. [Istanbul], 1936. Pt. 1: Les listes conciliaires/Établies par E. Gerland; rev. et compl. par V. Laurent.).

http://pravenc.ru/text/2110730.html

Однако в 40-х — начале 50-х гг. XIII в. оживленные контакты русских князей с Римом и соглашение князя Даниила Галицкого с папой способствовали спаду напряженности в межконфессиональных отношениях, которая явно наметилась в 30-х гг. XIII в. Возможно, в какой-то мере сыграли роль и развернувшиеся в 1-й половине 50-х гг. переговоры об унии Церквей между Римом и Никеей, которые к 1254 г. завершились выработкой условий предварительного соглашения. В 1245 г., выступая на Лионском Соборе с призывом к борьбе с Ордой, Иннокентий IV называл Русь вместе с Венгрией и Польшей в ряду «христианских» стран, разоренных татарами . Все это касалось в первую очередь взаимоотношений Галицко-Волынской Руси и ее западных соседей. Связи с Венгрией, как уже отмечалось выше, были укреплены брачным союзом старшего сына князя Даниила, Льва, и дочери венгерского короля Констанции. В летописи, которая велась при дворе Даниила Галицкого, возможность такого союза прямо обосновывалась тем, что венгерский король — христианин («яко крестьян есть»), а при заключении брака присутствовал сам митрополит Кирилл . Другой сын Даниила, Роман, женившись на племяннице австрийского герцога Фридриха Бабенберга, Гертруде, пытался с помощью венгерского короля занять австрийский престол . Конец 40-х и 50-е годы были отмечены также сближением галицко-волынских князей с мазовецкими князьями Болеславом и Земовитом (женившимся на дочери Даниила), а затем и с малопольским князем Болеславом Стыдливым. Совместно польские и русские князья совершили ряд походов на земли ятвягов и против других язычников — «поганых» . В этих документах отразилось уже традиционное для того времени представление о праве папской курии распоряжаться землями язычников, объявляя против них крестовый поход и раздавая их земли католическим государям . Новым является то, что в 50-х гг. XIII в. начинают обозначаться притязания курии на земли, заселенные «схизматиками». Некоторые намеки на притязания такого рода нетрудно обнаружить уже в тексте буллы Иннокентия IV галицко-волынским князьям от сентября 1247 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/442955/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛИТОВСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО Многоэтническое и многоконфессиональное гос-во, к-рое в XIV-XVI вв. охватывало территорию совр. Литвы и Беларуси , значительную часть совр. Украины, часть Вост. Польши (совр. Подлясское воеводство) и Смоленскую область РФ. Образованию Л. в. к. предшествовали в кон. XII - нач. XIII в. важные социальные и политические сдвиги в жизни литов. племен, заселявших территорию совр. Литвы. Здесь образовывались княжества, правители которых со своими дружинами совершали набеги на соседние земли - польск. и древнерус. княжества, прибалт. племена пруссов, куршей, ливов, латгалов. В XIII в. перед княжествами возникла и другая важная задача - борьба с экспансией орденов немецких крестоносцев, стремившихся силой подчинить своей власти живущих в этом регионе Европы язычников. Литовский вел. кн. Миндовг. Гравюра А. Гваньини из кн. «Описание Европейской Сарматии». 1578 г. Литовский вел. кн. Миндовг. Гравюра А. Гваньини из кн. «Описание Европейской Сарматии». 1578 г. Среди литовских князей в 30-х гг. XIII в. на 1-й план выдвинулся Миндовг. Победа над рыцарями ордена меченосцев в битве при Сауле в 1236 г. способствовала укреплению его авторитета и подчинению его власти др. литов. князей. С серьезным сопротивлением он столкнулся лишь в Жямайтии - области в нижнем течении Немана, отделявшей Ливонию от Пруссии. К нач. 50-х гг. XIII в. Миндовгу удалось преодолеть сопротивление жямайтов. Объединение под властью Миндовга литов. княжеств создало благоприятные условия для экспансии на соседние древнерусские земли, ослабленные монг. нашествием и др. внешними и внутренними неурядицами. К 40-м гг. XIII в. под властью Миндовга оказались обширные территории совр. Зап. Белоруссии с такими центрами, как Гродно, Новгородок (ныне Новогрудок, Белоруссия), Волковыск и, возможно, Минск. В церковном отношении эти земли составляли, вероятно, как и впосл., сев. часть митрополичьей области. Важным событием в истории Л. в. к. стало принятие Миндовгом в 1250 или 1251 г. католичества. Действуя так, Миндовг рассчитывал укрепить свою власть, добиться мира с Тевтонским орденом и его помощи в борьбе с литов. противниками, благоприятных условий для экспансии на рус. земли. Этих целей в известной мере удалось достичь. При содействии папы Иннокентия IV был заключен (ценой уступки ряда территорий в Жямайтии) мир с орденом, и Миндовг смог одержать верх над своими противниками. В 1253 г. Кульмский еп. Хейденрик возложил на Миндовга королевскую корону. В 1255 г. папа Александр IV пожаловал Миндовгу все земли, к-рые он сможет освободить от власти «язычников» и неверных. Первым католич. епископом Л. в. к. стал поляк Вит из ордена доминиканцев. Ему были пожалованы земли в Жямайтии, но это было сделано без согласия жямайтов. Остается во многом неясным, какова была деятельность епископа в Л. в. к. и повлияла ли она на правосл. население этого гос-ва.

http://pravenc.ru/text/Литовское ...

Оформившееся в XII в. пизанское городское право было дополнено рядом статутов о морской торговле (Breve curie maris; ок. 1215-1220). В 1286 г. клятвы должностных лиц и описание их обязанностей были объединены в «Breve Pisani communis» и «Breve Pisani populi». К 20-м гг. XIII в. относится кодификация генуэзских статутов; впосл. они были сильно изменены. В 1197 г. на съезде в Сан-Дженезио представители крупнейших тосканских городов - Флоренции, Сиены, Лукки, Сан-Миниато, Вольтерры, Ареццо - заключили соглашение о создании Тосканской лиги, чтобы противостоять, с одной стороны, императору, а с другой - Римскому папе, который, ссылаясь на завещание маркгр. Матильды Тосканской, претендовал на Тоскану. Имперское маркграфство Тосканское было поделено между городами, значительную часть Тосканы захватила Флорентийская республика. Однако территориальные и политические споры привели к многочисленным конфликтам между городами. Главными противниками выступали Флоренция и Сиена, наиболее могущественные в политическом и экономическом отношении коммуны. В 30-40-х гг. XIII в. имп. Фридриху II удалось подчинить себе практически всю Тоскану, передав власть над гвельфской Флоренцией своему сыну Фридриху Антиохийскому (1248-1250). После смерти императора гвельфам удалось изгнать гибеллинов из Флоренции и создать Первое народное правление (Primo Popolo; 1250-1260). После крупного поражения Сиены в битве при Монтаперти (1260) власть гвельфов во Флоренции была свергнута, и до 1267 г. город находился под управлением партии гибеллинов. В 70-х гг. XIII в. гвельфская Флоренция сохраняла коммунальную автономию. В этот период возросло экономическое могущество города, постепенно превращавшегося в общеевроп. банковский центр; увеличилось влияние структур пополанской «малой коммуны» и цехов в управлении Флорентийской республикой. В 1293 г. было принято новое законодательство - «Установления справедливости» (Ordinamenti delle giustizia), согласно к-рому гранды почти полностью отстранялись от управления республикой и сохраняли членство лишь в Совете коммуны. Политические реформы и рост нестабильности на Апеннинском п-ове в связи с войнами за Сицилию способствовали разделению флорентийских гвельфов на «черных» - сторонников союза с папой Римским и «белых» - сторонников сотрудничества с гибеллинскими городами И. Раскол в кон. XIII в. и противостояние 2 партий стали причинами кризиса Флорентийской республики в нач. XIV в.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Сторонники ранней датировки И. (XV в. до Р. Х.) указывают на то, что после разрушения в XIII в. на данном месте до X в. до Р. Х. было лишь небольшое поселение, а не городской центр ( Wood. 2005. P. 477). В Библии есть и др. свидетельство разрушения Асора - в Суд 4. 2-24 - во время кампании Варака и Деворы, когда был уничтожен ханаанский царь Иавин (Ibidem). Если устанавливать связь между библейским текстом и археологическими данными, то логичнее отнести разрушения XIII в. до Р. Х. к периоду войн Варака и Деворы, поскольку в др. случае, если город был разрушен Иисусом Навином, речь не шла бы о крупном городе, в к-ром правил Иавин. VII. Археология заиорданских государств. Н. Глюк , проводивший археологические исследования в Заиорданье в 30-х гг. XX в., пришел к выводу, что Эдом и Моав как государства возникли в этом регионе не ранее XIII в. до Р. Х. ( Glueck. 1940. P. 125-147; Bimson, Livingston. 1987). Следов., описанное в Библии столкновение с эдомским царем не могло произойти раньше указанного срока, что согласуется с поздней датировкой И. ( Finegan. 1998. P. 244-245. § 419; Снигирев. 2007. С. 190). Но результаты исследований Глюка были значительно дополнены во 2-й пол. XX в. В 1963-1966 гг. археологи обнаружили 18 поселений периода средней бронзы II (1950-1550 гг. до Р. Х.) и примерно столько же - периода поздней бронзы (1550-1200 гг. до Р. Х.); в 1975 г.- соответственно 14 и 6 поселений; в 1978 г.- еще больше поселений обоих периодов ( Bimson, Livingston. 1987). Дж. М. Миллер пришел к выводу, что в археологии Заиорданья «нет никакой зацепки для того, чтобы установить точную дату возникновения моавитского царства или исхода евреев из Египта» ( Miller. 1982. Vol. 1. P. 172, цит. по: Bimson, Livingston. 1987). В нек-рых местах Глюк также находил керамику средней бронзы II и поздней бронзы ( Bimson, Livingston. 1987). Поэтому во 2-м издании книги, незадолго до смерти, он отказался от прежних выводов о возникновении Эдома и Моава ( Glueck. 1970. P. 141). VIII. Поселения железного века в Ханаане. Для обоснования поздней даты И. ее сторонники ссылались на археологические данные, полученные за последние 40 лет в ходе обследования мн. поселений в центральной части Палестины, датируемых периодом железа I (1200-1000 гг. до Р. Х.). Возникновение этих поселений рассматривается как аргумент в пользу прихода евреев в Ханаан в 1200 г. до Р. Х. ( Hawkins. 2007. P. 33-34). Однако культурный тип этих поселений не новый, но генетически связан с предшествующим, т. е. носители этой культуры не были пришельцами в Ханаане, но проживали там уже долгое время. Культурное преемство прослеживается по керамике и др. материальным элементам той эпохи ( Young, Wood. 2008. P. 239-240). Поэтому данный археологический аргумент не имеет решающего значения в датировке И.

http://pravenc.ru/text/1237705.html

XIII век был эпохой культурных изменений. В связи с монголо-татар. нашествием в кон. 30-х - нач. 40-х гг. начался упадок и дезинтеграция «древнерусской ойкумены». Военная катастрофа 1237-1240 гг. традиционно рассматривается в отечественной археологии как рубеж, разделяющий 2 периода социально-политической истории Др. Руси и 2 обособленных пласта ее материальной культуры, вызвавший изменение традиций и уклада жизни, утрату навыков и технологий городского ремесла, подорвавший материальный и демографический потенциал рус. общества. Картина разорения древнерус. городов монголами открылась во время первых любительских раскопок в Киеве, Вщиже, Ст. Рязани. Широкие археологические исследования в юж. и центральных областях Др. Руси во 2-й пол. XX в. позволили систематизировать основные категории древностей. Клады посл. трети XII - 1-й пол. XIII в. доминируют среди кладов домонг. периода; в XIII в. десятки древнерус. городищ прекратили существование. Катастрофические последствия нашествия подтверждают обнаруженные в усадьбе Михайловского Златоверхого мон-ря сгоревшие постройки с человеческими останками, открытые в Киеве братские могилы, заполненный скелетами погибших людей тайник под Десятинной ц., слой пожарищ с человеческими скелетами на Райковецком городище и в Изяславле, сгоревшие усадьбы с кладами ювелирных украшений на городище Ст. Рязани. В 1985-1986 гг. в Чернигове был изучен разрушенный княжеский двор, в кусках свинцовой кровли застряли наконечники стрел; в Московском Кремле найдены 2 клада серебряных украшений (1988, 1991), связанные с событиями 1237-1240 гг., аналогичные найденным на Старорязанском городище (1992, 2001). Открытый в Торжке слой пожарища 1238 г. имеет толщину до 1,5 м и содержит человеческие кости и спекшиеся от огня остатки икон. Но не все слои пожарищ на городищах юга и центра Руси и найденные клады связаны с монг. нашествием, часть оставлена при др. конфликтах. Однако явные археологические свидетельства военных разрушений заставляют считать, что именно монг. вторжение разрушило традиц. культурные формы, прервало естественный ход развития Др. Руси.

http://pravenc.ru/text/180421.html

XIII век стал временем развития декретального права (см. также ст. Декреталия ). Возросло значение Римских пап как третейских судей в общеевроп. масштабе, что требовало появления новых правовых сводов. В кон. XII - 1-й четв. XIII в. усилиями болонских юристов были созданы т. н. 5 древних компиляций, предназначенных для преподавания права в ун-тах (2 из них - Compilatio III и Compilatio V - получили папское одобрение). Развивалась практика глоссирования компиляций (см. ст. Glossa ordinaria ). Впрочем, большое количество сводов осложняло процесс обучения. В 1234 г. под контролем Папского престола был составлен свод декреталий «Liber Extra» (см. Декреталии Григория IX ). Преемники папы Римского Григория IX вносили дополнения в «Liber Extra», называвшиеся Новеллами по аналогии с Новеллами Юстиниана. Параллельно с официальными сводами декретального права в ун-тах использовались также не признанные официально сборники-экстраваганты. В 1298 г. по распоряжению папы Бонифация VIII был создан новый свод декреталий - «Liber Sextus». В нач. XIII в. вернакулярная культура была представлена произведениями, созданными гл. обр. на североитал. диалектах под большим влиянием франц. языка (на франко-венетском и франко-миланском диалектах). На франц. языке написаны «Книга о сокровище» Брунетто Латини и «Книга о разнообразии мира» Марко Поло. Важную роль играла провансальская лит-ра. Под влиянием провансальских трубадуров, прибывших в И. после Альбигойских войн, сформировалась итальянская традиция провансальской поэзии (в основном в Генуе). С 30-х гг. XIII в. начинается подъем литературы на итальянском языке, появились поэтические сочинения на южноитальянском (Чьело д " Алькамо) и среднеитал. диалектах (в Сиене - Чекко Анджольери, во Флоренции - Гвидо Орланди, Рустико ди Филиппо); сильный импульс к развитию национальной традиции стихосложения придало движение флагеллантов, которые популяризировали религ. гимны, написанные на итал. языке. Подъему культуры в Сицилийском королевстве способствовала политика Фридриха II. Император получил хорошее образование, знал греч., араб. и лат. языки, переписывался с араб. и европ. богословами, интересовался медициной и науками о природе (в 40-х гг. XIII в. Фридрих II составил трактат «О соколиной охоте»). По его протекции на латынь с араб. языка были переведены сочинения Авиценны, Аристотеля. При дворе Фридриха II сформировалась самостоятельная школа итальяноязычной поэзии. В Центр. Италии складывалось особое лит. направление «сладостного стиля», его центрами стали Болонья (Гвидо Гвиничелли) и Флоренция (Гвидо Кавальканти).

http://pravenc.ru/text/2033697.html

В надписи на триумфальной стеле ок. 1210 г. фараон Мернептах восхваляет свою победу над городами и племенами Ханаана, в т. ч. и над Израилем. Т. к. Израиль изображен здесь иероглифом, обозначающим не страну, а народ, исследователи считают, что во времена Мернептаха процесс завоевания и заселения Ханаана еще не был завершен и событие исхода поэтому должно было произойти в середине эпохи Рамсеса II, возможно в последние годы его царствования или в начале правления его сына Мернептаха ( Donner. 1995). Большое значение для определения хронологии исхода имели археологические раскопки, в частности проведенные в 30-х гг. XX в. в Заиорданье под рук. Глюка. Тогда выяснилось, что гос-ва Эдом и Моав в том виде, как они описаны в Библии (Числ 20. 17-20), в XIII в. еще не существовали. Заиорданье, согласно выводам Глюка, не было заселено оседлым народом с XVIII до XIII в., а городские центры начинают возникать ок. IX-VIII вв.; в Юж. Заиорданье в период позднего бронзового - 1-й фазы раннего железного века (т. е. 1400-1200), за редким исключением, преобладали небольшие поселения земледельцев и кочевников. Раскопки в Эдоме показали, что относящиеся к железному веку Ароер, Восора (Боцра), Умм-эль-Бияра и др. были заселены только в VIII-VII вв. Не было найдено археологического подтверждения завоевания городов Заиорданья, описанного в Числ 21. 30,- Дивона (ныне Дибан) и Есевона (ныне Телль-Хисбан). Поэтому серьезное сопротивление кочевников (эдомитов и моавитян?) (ср.: Числ 21. 23-28) израильтяне могли здесь встретить только в XIII в. (ср.: Снигирев. 2007. С. 190). Археологи также выяснили, что ханаанские города в горах Иудеи подверглись внезапному разрушению приблизительно в XIII-XII вв., многие из них отождествляются с городами, взятыми при вторжении Иисусом Навином. Археологически подтверждается разрушение во 2-й пол. XIII в. Телля-Бейт-Мирсима, Лахиша , Вефиля и Асора (см. в статьях Иисуса Навина книга , Исход ). Датировка исхода сер. XV в. также обосновывается данными как письменных источников, так и археологических исследований. Если допустить, что царь Соломон, правивший 40 лет (3 Цар 11. 42), умер в 925 г. до Р. Х., то именно на сер. XV в. (точнее, согласно MT, на 1446) указывают слова 3 Цар 6. 1: «В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу». Число лет, прошедших от исхода до начала строительства храма, ряд исследователей интерпретируют как символическое. Однако это предание подтверждают слова судии Иеффая : «Израиль уже живет триста лет в Есевоне и в зависящих от него городах…» (Суд 11. 26). Иеффай в конце своего служения говорит, что израильтяне взяли эти моавские города уже давно (ок. 340 лет назад), еще до вторжения в Ханаан (Числ 21. 25-35); в случае ранней датировки исхода его правление приходится на нач. XII в., а в случае поздней - на сер. X в., т. е. уже на период царствования Соломона.

http://pravenc.ru/text/293912.html

Крестовый поход против Руси не был объявлен, а официальной целью войны было очередное покорение язычников, а не обращение новгородцев в католическую веру. Таким образом, крупный политический конфликт между Новгородом и его западными соседями в начале 40-х гг. XIII в. не приобрел черт открытого религиозного противостояния . Результаты наших исследований позволяют сделать вывод о том, что с 30-х гг. XIII в. в традиционной системе отношений между Древней Русью и ее западными соседями наметились важные изменения. Во-первых, резко возросло воздействие на эти отношения Римской курии и связанных с ней кругов польского духовенства. Позиция обеих этих сил, направленная на ограничение всяческих контактов между православными и католиками, была традиционной, но с ростом воздействия папства на политическую жизнь стран Центральной Европы и с увеличением роли и значения католического духовенства в жизни общества для этого открывались гораздо большие возможности, чем ранее. XIII век был временем не только усиления роли папства и освобождения поместных Церквей от светской опеки, но и резкого возрастания влияния Рима на них, нашедшего свое выражение как в деятельности папских легатов, настойчиво сближавших местные порядки с порядками в остальном католическом мире, так и в деятельности организаций нового типа — нищенствующих орденов, руководимых из единого центра и находившихся под особой опекой папского престола. Из рядов одной из таких организаций — ордена доминиканцев — выходили люди, враждебные по отношению к «схизматикам» и горячо желавшие обратить их в свою веру. Миссионерская деятельность, определявшаяся такими установками, приводила к обострению отношений между сторонами и первым религиозным преследованиям католиков на территории Восточной Европы. Наконец, важным дестабилизирующим фактором стала экспансия католических государств Севера Европы в традиционную зону русского влияния на восточном побережье Балтийского моря, осуществлявшаяся при прямой поддержке Римской курии. Хотя эта экспансия распространялась не на Русь непосредственно, а на побережье Балтийского моря, где жили язычники, признававшие политическое верховенство древнерусских княжеств, она прямо затрагивала интересы этих княжеств и не могла не приводить к конфликтам, постепенно приобретавшим вид межконфессионального противостояния.

http://sedmitza.ru/lib/text/442952/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Г. Ф. Корзухина. Фотография. 1935 г. Гали Федоровна (17.01.1906, С.-Петербург - 29.08. 1974, Ленинград), российский археолог, историк искусства, исследователь художественного ремесла и материальной культуры Др. Руси, этногенеза в Вост. Европе. Дед - А. И. Корзухин, рус. худож., член Товарищества передвижных художественных выставок; отец - Ф. А. Корзухин, рус. архит., работавший в С.-Петербурге. В 1923-1926 гг. училась в ЛГУ (на фак-те языка и материальной культуры), в 1927-1930 гг.- в аспирантуре ГАИМК. По окончании аспирантуры работала в ГРМ (1935-1938) хранителем фонда прикладного искусства, была научным сотрудником Ин-та истории материальной культуры, прикомандированным к Ин-ту археологии АН УССР в Киеве (1938-1941). В начале Великой Отечественной войны эвакуировалась в Свердловск (ныне Екатеринбург), в кон. 1943 г. переехала в Москву. В 1945 г. защитила канд. дис. «Русские клады IX-XIII вв.». Эта работа стала эталонным в российской археологии трудом, продолжившим серию сводов, начатую в 80-х гг. XIX в. имп. Археологической комиссией ; 1-м изданием в этой серии была монография Н. П. Кондакова «Русские клады: Исследование древностей великокняжеского периода» (СПб., 1896; таблицы к т. 2, собранные Кондаковым, выборочно опубл. А. С. Гущин, см.: Гущин А. С. Памятники худож. ремесла Др. Руси X-XIII вв. Л., 1936). В 1945-1972 гг. К. работала в Ин-те истории материальной культуры в Ленинграде, изучая памятники славян IV-VIII вв., преимущественно Ср. Поднепровья. Сбор материалов для этой работы К. начала еще в Киеве. В 1960-1961 гг. К. вела раскопки в Торопце (совр. Тверская обл.), в 1968 г.- в Ст. Ладоге (Ленинградская обл.), в исследование которой внесла серьезный вклад. Метод К., основанный на строгой систематизации при анализе артефактов, был близок к методам кружка Кондакова. Ряд трудов, которые К. не успела опубликовать, доработали и издали ее ученики и коллеги. В память о К. организованы конференции в Ст. Ладоге и С.-Петербурге (VI конференция «Северо-Западная Русь в эпоху средневековья»: К 30-летию работ Г. Ф. Корзухиной в Ст. Ладоге. Ст. Ладога. 2-4 июня 1998 г. [Неопубл.]; Славянско-рус. ювелирное дело и его истоки: Мат-лы Междунар. науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рожд. Г. Ф. Корзухиной. СПб., 10-16 апр. 2006 г. СПб., 2010).

http://pravenc.ru/text/2057278.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010