Строг. 66. Л. 101 об., кон. XVIII в., 30 апр.). В этом же иконописном подлиннике имеется упоминание о Н. в редко встречающемся в подлинниках описании Собора Киево-Печерских святых, где в характеристике бороды буд. святителя использовано уподобление прп. Сергию Радонежскому: «сед, брада кругла, менши Сергиевой, в схиме, риза преподобническая, испод вохра» (БАН. Строг. 66. Л. 101об., «правыя страна», 14-й - в 6-й снизу «пятерице» святых Ближних пещер, крайний слева). У В. Д. Фартусова, в опубликованном в 1910 г. пособии для иконописцев, содержится пространное описание Н.: под 31 янв.- с указанием, что он бывший затворник Печерский и «почти безбородый старец, с малыми и редкими волосами на бороде, волосы просты, лицом очень худ и морщинист; в фелони и омофоре», т. е. в святительском чине, без шапки, по образцу древнейших икон и лицевых шитых покровов и пелен XVI в., в надписи на хартии рекомендовалось писать текст о духовной брани; под 30 апр.- лишь с упоминанием обретения мощей ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 175, 265). В 1563 г. в послании архиеп. Новгородского Пимена царю Иоанну IV Васильевичу Грозному в военный лагерь под Полоцком упомянуто об отсылке святынь: «И Генваря 24 день в соборной церкви святыя великия Софеи неизреченные Премудрости Божии у новоявленного чюдотворца епископа Никиты. ...пели молебны и воду святили...» Вода с мощей была отправлена в военный лагерь под Полоцком (Дополнения к Никоновской летописи//ПСРЛ. Т. 13. С. 353). Есть часть мощей Н. и в панагии архиеп. Пимена, поверхность к-рой насыщена композициями и изображениями, символизирующими покровительство Новгороду и его архиерею (София, Премудрость Божия, все чины святости, где среди святителей представлены и Новгородские владыки, в т. ч. Н.; см.: Стерлигова. 2003; Она же. 2008. Кат. 15. С. 274-275). При митр. Варлааме Новгородском был сделан золотой «благословящей» крест, который содержал целый набор фрагментов облачений Новгородских святителей, среди которых «патрахиль, и поручи, и пояс Никиты епископа» ( Она же.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

1020 Святой заключает предыдущие слова объяснением, почему делам не придается значения при награждении грешника: «Прощение грехов каждого грешника не бывает за какие-либо дела, чтобы не возгордился кто по этому поводу, но по человеколюбию Божию и благодати» (преп. Симеон Новый Богослов . Слова. Вып. 1. С. 274–275. Слово 32). 1022 Обратить внимание, что все перечисленные подвиги – не телесного, а духовного характера, именно те, что составляют путь к смирению. 1024 Нужно не упускать из виду, что брат этот был уже довольно высокой духовной жизни. Просить себе скорбей новоначальный не в силах, и не будет это для него разумным. Как мы видели несколько выше, Марк Подвижник советует не просить, а терпеть (с благодарностью: Великий Варсонофий) скорби. Тому же учат и другие святые. См.: «Основы» Отдел III. Гл. 6. § 6. Очистительное действие страданий. 1025 О таинстве покаяния. М.: Издание Московской Синодальной Типографии, 1907. С. 26–30. (Общедоступная религиозно-нравственная библиотека.) 1026 Житие преп. Таисии, написанное ее современником (не позже 340 г.), см. в славянском переводе: Великие Четьи-Минеи, 8 октября. Стб. 1987. Цит. по: Смирнов С. Духовный отец... С. 135. Прим. 1. 1027 См. выше раздел «Епитимии» и цитаты из Симеона Нового Богослова (Слова. Вып. 1. С. 276). Подвиг великий нужен, но для сильных телом. Слабые должны упирать на возделывание у себя плача и добродетели смирения. Телесный же подвиг – по силе (но совсем не оставлять). Тогда не будет отчаяния от невозможности понести труды при их обязательности. 1028 Что же, скажут, неужели даже плач и сокрушение, которым расточают столько похвал и которые указаны как единственные средства покаяния и спасения в самом Священном Писании, недействительны? К чему же был весь предшествующий разговор? За разрешением этого противоречия отсылаю читателя к св. Иоанну Златоусту (Творения. Т. 12. СПб., 1906. С. 254 и след. Толкование на Послание к Евреям. Беседа XXXI, 2). 1031 О «радостотворном» плаче подробно см. в: «Основы» Отдел III.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

12 октября 1880 г. Мир тебе, сестра! Письмо твое получил, и пишу тебе, по желанию твоему, «строчку». Вижу, что здоровье твое по­правляется, а в делах подвигов монашеских лучшего нет. Что ж пользы-то от нашего здоровья? Не с тем мы вошли в ворота обители, чтобы готовить на выставку собственную тушу. А зачем? Затем, чтобы украшать себя скорбями, болезнями, укоризнами от других, постом, мо­литвою, смирением! Воть цель нашего отшествия от мира! Впрочем, уповаю, что порадуешь меня и хорошим чем. А влечение к похотям плоти неизбежно немощным подвижникам, иначе и целомудрие было бы дешево... Письма к Е. Д. 274. Дарования даются не трудам, а смирению 21 декабря 1878 г. Поздравляю тебя с праздником Рождества Христова. Кто в разуме проводить сей великий праздник, тот находит великое утешение. Таинство странное вижу и преславное: небо – вертеп; престол Херувимский – Деву. И все девы, которые терпят от бесов и от людей за сохранение своей чистоты, тоже, подобно Пресвятой Деве, служат Чистейшему Сыну Девы, Гос­поду Иисусу Христу престолом. От того-то враг так и ненавидит девственниц и всячески старается их осквернить. А мы, если и окунемся в скверные помыслы, – не уныем, но скорее поспешим к чистой воде покаяния и самоукорения – и Господь Милосердый простит. Не унывай. Хоть ты и борима от страстей – несмотря, как пишешь, на свои преклонные лета, так как тебе уже более 20 лет, – но ты все-таки не унывай. Страсти борют иногда и в 30, и в 40, и в 50, и в 60, и в 70 лет. Чистота и бесстрастие даются не по летам (седина есть мудрость человекам), а по смирению. Св. Иоанн Лествичник учит: дарования (значит и чистота) даются не трудам (тем более не годам), а смирению. Смиримся, и Господь покроет и будем святы. А пока не смиримся и не умилостивим Бога, – хоть об пол поклонами разбей, – страсти не умалятся. 275. Без помыслов не проживешь 2 февраля 1889 г. Письмо твое получил. Без помыслов не проживешь. Все равно, как без навозу хлебушка не вырастишь. Пре­мудрому они венец сплетают. Дай премудрому вину и премудрший будет. А кто ими оплетается, тот пусть кается, востает и спасается.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

143). Принимала ли в соображение наша древне-церковная практика эти житейские неудобства – мы не знаем, но что иногда таинство крещения совершалось в сороковой день – это несомненно; за это говорят нам и те примеры, которые взяты автором из летописей (стр. 30), и записки о Московии австрийского посла Герберштейна 274 . Но рядом с этим обычаем, имеющим для себя законное основание в практике греческой церкви 275 , в богослужебной практике церквей нашей и греческой же 276 существовал и другой обычай – совершать таинство крещения во всякое время, или, выражаясь словами митрополита Фотия, «егда позволят родители» 277 . – Что же касается больных детей, то их крестили тотчас же после рождения. Относительно детей подобного рода замечания впоследствии явились и в самых богослужебных памятниках. «Подобает же ведати, читаем мы в одном памятнике XIV века, яко по рожденьи младенца, аще будет больно не ссет, но и к смерти будет, не подобает ждати, якоже неции зле рекоша пять дний ни шесть, но в тот час, в оньже родится, омывше, да крестити (да не) умрет непросвещенно» 278 . Практика сербской церкви в этом случае не представляет разницы 279 . Почти во всех богослужебных памятниках до стоглавого собора находим указание на одного восприемника, который был необходим для совершения таинства крещения. Мужчина воспринимал дитя мужского пола, а женщина – дитя женского пола. Это подтверждается и записями летописцев. Под 1178 годом в Ипатиевской, напр., летописи читаем следующее замечание: «родися у великого князя Всеволода четвертая дчи и нарекоша имя во святем крещении Полагья, а княже Сбыслава, и крести ю тетка Ольга» 280 . Только в весьма немногих памятниках можно находить замечания в роде следующих: «(п)рипиедше кумови хотящему всприяти на крещение младенца, також и куме, преклонше има главу купно со отрочатем» 281 ... О подобного рода замечаниях наш автор почему-то совершенно умалчивает, но на практике, в обыденной жизни наших предков, обычай последнего рода пользовался большею популярностию, чем первый и практиковался в весьма широких размерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

1770 И.С.Некрасов, Опыт ист. литер. исследов. о происхожд. Домостроя (Чт. в Общ. ист., 1872, III, 1–184, Прав. Соб. I860, III, Домострой Сильвестра, И.Я.Порфирьева Житейская мудрость составителя Домостроя основывается на библейской мудрости Иисуса, сына Сирахова (Дубакин, 73–79) 1771 Москвитянин, 1851, VI, кн. 2, с. 125–128; Буслаев, Ист. Христ. церк. слав. яз., 480; Забелин, Домашний быт рус. цариц, 44; Домострой, 30; Дубакин, 148. В рус. Кормчих помещалось правило, «яко не подобает жены звати госпожою» (ib., 80), приписываемое Козьме Халкидонскому 1773 Судебн. ц. Ивана Вас., с. 76, 122; Герберштейн, Записки о Московии, 67. В чинопоследовании брачном, употреблявшемся в рус. церкви до XVIII в., не встречается вопросов относительно добровольного согласия вступающих в брак (Дубакин, 26–30, 169; Горчаков, О тайне супруж., 333) 1774 Домострой (Времен. Общ. ист., I, 16–17); изд. Яковлева и Чт. Общ. ист. по сп. Коншина и др. (1908, II) 1775 П. С. Рус. лет., VI, 274–275. – В 1554 г. жители г. Тотьмы просили Ивана IV, через Феодосия Тотемского, основать у них монастырь, чтобы умирающие перед смертью могли получить пострижение (Жит. свят. рос. цер., Спб. 1854, янв., 494) 1776 Слово св. от., како жити крестьяном. (Прав. Соб. 1859, I, 137–138; Опис. рук. Рум. муз., 273; Дубакин, 121–124, 131, 135–136) 1777 С другой стороны были и такие (даже епископ), которые утверждали, что не следует теперь жить по Евангелию: «род ныне слаб» (Соч. Артемия, Рус. Ист. библ., IV, 1383) 1779 Н.Аристов, Невольн. и неохотн. поступл. в монаш. у наших предков до нач. XVII в. (Др. и Нов. Россия 1878, II); также Дубакин, 64–65. В тогдашней практике существовало пять причин для расторжения брака (57–58). Как поступали в России и на Западе, за уклонение в прелюбодеяние (Киев. Стар. 1900, 9, с. 262) 1781 Сочин., II, 231–241. Карамзин неправильно относит его к браку вел. кн. Василия Ивановича (VII, 107 и прим. 343) 1782 В другом месте он возражает по поводу ссылки Вивеса на Иеронима Блажен. и настаивает на достоинстве брака по Евангелию (II, 213–214)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

– 1817. – 17 Заболоцкий Василий Иванович – генерал-лейтенант, Минский временный военный губернатор в период польского восстания 1863–1864 гг., с 1866 г. главный начальник Варшавской полиции. 30 «Современность» – политическая, общественная и литературная газета. Издавалась с 1871 г. два раза в неделю при журнале «Странник», вместо приостановившегося «Современного Листка», под редакцией протоиерея В.В. Гречулевича. Издание было посвящено преимущественно интересам церкви и духовенства. В 80-х гг. газета была возобновлена и выходила под редакторством А. Старчевского с приложением «Семейное Чтение». Последний номер вышел 3 мая 1881 г. 31 Воронцов-Вельяминов Аркадий Павлович – владелец имения Плёсы Бобруйского уезда, предводитель дворянства Бобруйского уезда и председатель Бобруйского съезда мировых посредников. 39 В 1883 г. на Кличевский приход был назначен родной младший брат отца Григория священник Максим Рункевич. 40 Извлечение из журнала Правления Минского Духовного Училища//Минские ЕВ. – 1877. – – С. 368; – С. 505–513. 42 Рункевич С.Г. Кирилло-Мефодиевское Братство при Иоанно-Богословской церкви Минской Духовной Семинарии//Минские ЕВ. – 1886. – – С. 472. 44 Разрядный список учеников Минской Духовной Семинарии, окончивших курс учения в 1887 году//Минские ЕВ. – 1887. – – С. 274–275. 49 Первая группа: 1) теория словесности и история иностранной литературы, 2) русский язык и церковно-славянский (с палеографией) и история русской литературы, 3) еврейский язык и библейская археология. Вторая группа: 1) история и разбор западных исповеданий, 2) история и обличение русского раскола, 3) общая гражданская история, 4) русская гражданская история. 50 Катанский А.Л. Воспоминания старого профессора (с 1847 по 1913 г.)//ХЧ. – 1916. – Ч. I. – С. 284. 51 Сосуд избранный: Сборник документов по истории Русской Православной Церкви. – СПб.: Борей, 1994. – С. 9–11. 52 Катанский А.Л. Воспоминания старого профессора (с 1847 по 1913 гг.)//ХЧ. – 1917 (январь – февраль). – С. 84–85. 53 Сосуд избранный: Сборник документов по истории Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

2068 Там же, стр. 427–431. Обь исторических обстоятельствах этого посещения владыкою города Богородска (к Берлюковской пустыни) и освящения храмов, см. там же, примечания и в Письмах Филарета к Антонию, IV, 51. 2071 Кроме того, он жертвовал и на Дивеевское общежитие, о котором имели попечение святитель Филарет и наместник Лавры архимандрит Антоний, о чем срав. Собрание мнений и отзывов Филарета, V, 196–197. 2072 Здесь разумеется, конечно, упомянутый А. Г. Попок, о котором еще в 1857 году святитель Филарет писал архимандриту Антонию: «Алексей Гаврилович Попов добрый человек, и усердно берется строить храм. Посему хорошо споспешествовать ему в удобном получении материала». См. Письма Филарета к Антонию, IV, 60. 2073 Действительно, не долго спустя после смерти А Г. Попова, материальные средства его наследников так уменьшились, что дела фарфорового завода прекратились и как их владение, так и эти дела перешли к другим владельцам (Фоминым, устроившим, на месте фарфоровой, мануфактурную фабрику). 2077 Письма Филарета к Антонию, IV, 240. Он был на столько стар, что его уже в креслах привезли на освящение храма. 2082 По желанию храмоздателей, в виду отсутствия самого архипастыря Московского, решено было 17 сентября освятить лишь придельный храм, освящение же главного престола оставить до ожидавшего прибытия самого владыка, о чем см. Письма Филарета к Антонию, IV, 349. 2085 Быть может, святитель-вития представлял в уме при этом свое собственное путешествие в Коломну. 2088 Из участвовавших в городском управлении, которое заявляло свои права на распоряжение соборным храмом, как таковым, а не приходским. 2092 Об отношении святителя Филарета к Филиппушке, в монашестве Филарету, в схиме Филиппу), основавшему киновию близ Гефсиманского скита, и там погребенному († 1866) см. в Письмах Филарета к Антонию, II, 327, 421, 433; III, 27, 50, 68; IV, 30–32, 274–275, 526–532; Душеполезное Чтение, 1892, II, 432; – к И. Я Корейше († 1861); Письма Филарета к Антонию, II, 121; III, 28; IV, 308.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

239. Очерк…, с. 239. 240. Воронов Л., прот., изд. цит., с. 14. 241. Троицкий С. В., проф. Философия христианского брака. Киев 1996, с. 26. 242. Там же. 243. Изд. цит., с. 113. 244. Жив Бог (православный катехизис), изд. цит., с 17. 245. Педагог. М., 1996, с. 35. 246. Цит. по: Флоровский Г. Восточные отцы IV века…, с. 157. 247. Там же. 248. Макарий(Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, сс. 453-454. 249. Там же, с. 453. 250. Лосский В. Н. Очерк…, с. 88. 251. Там же, с. 91. 252. Толкование на Книгу Бытия, т. 1. М., 1867, с. 21. 253. Лосский В. Н. Очерк…, с. 91; Яннарас X., изд. цит., сс. 101-102. 254. Воронов Л., прот., изд. цит., сс. 20-24. 255. Яннарас X. изд. цит., с. 100. 256. С. 28. 257. Там же. 258. Там же. 259. Точное изложение…, кн. 2, гл. XXX, с. 71. 260. Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. I, с. 126 261. Там же, с. 516. 262. Послание Восточных Патриархов, гл. 3, изд. цит., с. 148. 263.Точное изложение…, кн. 2, гл. XII, с. 50. 264. Воронов Л., прот. изд. цит., с. 26. 265. Пространный Христианский Катехизис…, с. 27. 266. Там же. 267. К Автолику II, 24//Раннехристианские отцы Церкви. Брюссель, 1978, с. 488. 268. Пространный Христианский Катехизис…, с 29. 269. Точное изложение…, кн. 2, гл. XXIX, с. 69 270. На Ин., IX. Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп. изд. цит. т. I, с. 519. 271. Точное изложение…, кн. 2, гл. XXIX, с. 68. 272. «О воскресении мертвых». Цит. по: Макарий (Булгаков), архиеп., изд. цит., т. 1, с. 526. 273. Христианство. Энциклопедический словарь. М, 1993, т. I, с. 588. 274. Пространный Христианский Катехизис…, с. 29. 275. Христианство…, т. I, с. 589. 276. С. 30. 277. Пространный Христианский Катехизис…, с. 29. 278. См.: Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение…, кн. 4, гл VIII, сс. 126-127. 279. Там же, кн. 1, гл. VIII, с. 12. 280. При. Анастасий Синаит. Путеводитель, ЖМП, 1993, изд цит., с. 82. 281. Пространный Христианский Катехизис…, с. 31. 282. Хопко Фома, прот., изд. цит., сс. 41—42. 283. Поснов М. Э. История христианской Церкви. Киев, 1991, с. 333.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

250 Так мы передаем греческое migades (“разночинцы”). 251 Букв. “в руке Которого дыхание всего существующего”. Ср. Дан. 5:23. 252 Букв. “в блаженной нищете”. 253 Ср. Мф. 5:18. 254 Ср. 1 Кор. 9:2. 255 Речь идет о таинстве Евхаристии (Причащения). 256 Ср. Мф. 23:26—27. 257 Ср. Ин. 13(слав. “и тотчас по хлебе вниде в онь сатана”). 258 Ср. 1 Тим. 4:2. 259 Т.е. в храм. 260 Ср. Мф. 10:26; 1 Кор. 4:5. 261 Здесь игра слов: кто возлюбил Христа (christon) и отринул золото (chryson). 262 Симония, т.е. взимание денег за рукоположение в священный сан, являлась одним из наиболее распространенных пороков высшего духовенства разных эпох. Ср. 29-е Апостольское правило: “Если епископ или пресвитер или диакон получит это достоинство при помощи денег, да будет извержен и он, и тот, кто его поставил, и да будет отсечен от общения, как Симон-волхв (был отлучен) Петром”. 263 Церковные каноны (8-е правило Ефесского Собора, 9-е правило Антиохийского собора и др.) запрещают епископу одной епархии вмешиваться в дела других епархий. 264 Епископ, священник или диакон, употребивший “влияние мирских начальников” для получения священного сана, по церковным канонам, должнн быть извержен из сана (см. 30-е Апостольское правило, 3-е правило Никейского собора). 265 Т.е. Евхаристию. 266 Ср. 1 Ин. 2:15. 267 Ср. Мф. 16:25. 268 Это аллюзия на молитву, читаемую во время Литургии священником: “Ты бо еси приносяй и приносимый, и приемлемый и раздаваемый, Христе Боже наш...” 269 Ср. Мф. 8:20. 270 Переводя так, мы следуем чтению Дионисия Загорейского. 271 Византийская юридическая практика предусматривала тюремное заключение за неуплату долгов. 272 Т.е. седьмого тысячелетия “от сотворения мира”, по византийскому календарю. Согласно этому летоисчислению, Христос родился в 5508 г., а время жизни преп. Симеона приходилось на 6457—6530 гг., т.е. середину седьмого тысячелетия. 273 Ср. Мф. 18:10; Лк. 9:48. 274 Т.е. этого смиренного человека, который велик перед Богом. Ср. Лк. 1:52. 275 Ср. Мф. 23:26. 276 Букв. “вы украшаете внешний облик”. В этом тексте облик (agalma — изображение, статуя) противопоставляется образу (eikon — образ, икона).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3922...

256. См.: Пс. 118. 73. 257. Пс. 118. 19. 258. 1 Кор. 2. 2. 259. Мф. 7. 14, 15. 260. Ср.: 1 Кор. 13. 9, 10, 12. 261. Ин. 15. 5. 262. См.: Псалом Давида на единоборство с Голиафом, ст. 5. 263.  …водами Силоама, текущими тихо (Ис. 8. 6). 264. Ин. 8. 11. 265. Гал. 6. 2. 266. Иак. 1. 2. 267. Ин. 16. 33. 268. Иак. 4. 7. 269. «Невменяемость» — выражает: не ставить, не вменять себе ничего в достоинство, в добродетель, в заслугу, в подвиг, не приписывать себе ничего хорошего. 270.  Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня (Пс. 117. 18). 271. В том же 1857 г. 27 октября архимандрит Игнатий хиротонисан во Епископа Кавказского и Черноморского, и немедленно отправился в Ставрополь. Он действительно никогда более не свиделся с этою ученицею своею. — Примеч. П. А. Брянчанинова. 272. Мк. 2. 27. 273.  …поспеши сойти; ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской; скоро уклонились они от пути, который Я заповедал им: сделали себе литого тельца и поклонились ему, и принесли ему жертвы (Исх. 32. 7–8). 274. N. — старец инока Леонида. 275.  у вас же и волосы на голове все сочтены (Мф. 10. 30). 276.  Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро (1 Пет. 4. 19). 277.  …сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение (Исх. 32. 29). 278.  усиль войну твою против города и разрушь его (2 Пар. 11. 25). 279.  …проклят, кто удерживает меч Его от крови! (Иер. 48. 10.) 280.  Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы (Мф. 12. 18–21). 281.  духовный судит о всем, а о нем судить никто не может (1 Кор. 2. 15). 282. 1-я часть Добротолюбия, гл. 70, 71 и 72. 283.  Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим (2 Кор. 5. 20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010