268 Побудительные причины – в смысле «убедительные» – это анализ речей по эмоциональному воздействию на слушателей. 269 Риторические силлогизмы. Риторическими они названы в отличие от диалектических. Вообще в латиноязычной логике было две тенденции: разделять правила речи (риторику) и правила ясного мышления (логику) или соединять их. Первое шло от философов, второе – от риторов и софистов, за что активно ратует Цицерон в «Топике». Исидор, следуя Боэцию, вновь разделяет речь и мысль. 270 Аргумент – речь ясного (argutus) ума. Мы берем древнее значение корня «argu», которое также обнаружится в «argentum». Возможные варианты перевода: выясняющего, живого, хитрого, многословного. 274 Апостол – то есть ап. Павел в своих Посланиях. Любопытно, что у Исидора он попадает в число диалектиков. 275 Силлогизмы бывают двух родов – выведение и рассуждение. Имеется в виду разделение умозаключений на полные и неполные. 278 Ενθμημα (греч.) – мысль, выдумка. Аристотель называет энтимемой силлогизм о вероятно присущем: «А вероятно присуще В, а В присуще С; тогда А вероятно присуще С» (Arist., An. рг., II, 27). В современной логике энтимема – простой категорический силлогизм с опущенной (из очевидности) большей посылкой, меньшей посылкой или заключением. Для Исидора энтимема есть нечто среднее: она – риторическое умозаключение (поэтому вероятностное, ведь ораторы, в угоду взглядам толпы, используют в качестве посылок не знания, а мнения), в которой для простоты опущено несколько очевидных посылок или даже заключение. Причем эти умозаключения скорее являются ораторскими фигурами и могут считаться силлогизмами в строго логическом (для Исидора, диалектическом) смысле этого слова лишь с большой натяжкой. См. также: Demetr., De stylo, 30–33. 279 «Значит, вы заседаете здесь, чтобы отомстить за смерть того, кого отказались бы вернуть к жизни». Цицерон защищает Т. Анния Милона от обвинений в убийстве своего политического врага П. Клодия. Заключение энтимемы: «поэтому вы не должны мстить Милону за его, т. е. Клодия, смерть». Милон, однако, был осужден за домогательства и насильственные действия и приговорен к изгнанию и конфискации имущества. Дело слушалось в 52 г. за 5 дней до апрельских ид.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

271 . Два слова о докладе свящ. Д. Булгаковского : «Роль православного духовенства в борьбе с народным пьянством»//Вестник трезвости. – 1899. – 58–59. – С. 48. 272 . Дело трезвости в 1911 году//Трезвые Всходы. – 1912. – 1. – С. 7–11. 273 . Довнар-Запольский М. Женская доля в песнях пинчуков//Этнографическое обозрение. – М., 1891. – Кн. IX. – 2. – С. 42–58. 274 . Дружиловский Феликс, священник. Из церковной летописи Купятицкой Свято-Николаевской церкви//Минские епархиальные ведомости. – 1874. – 9 (часть неофициальная). – С. 283–289. 275 . Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. – М.: Моск. рабочий; ВПМД, 1994. – 621 с. 276 . Ещё по поводу доклада 6 октября в Комиссии по вопросу о борьбе с алкоголизмом//С.-Петербургский Духовный Вестник. – 1899. – 44. – С. 522. 277 . Из провинции. Гришино-Горское Витебской губ.//Всероссийский Вестник Трезвости. – 1911. – 1. – С. 35. 278 . Из провинции. Из м. Желудок Виленской губ.//Всероссийский Вестник Трезвости. – 1911. – 2. – С. 77. 279 . Из провинции. Письмо С. Яновского//Всероссийский Вестник Трезвости. – 1911. – 2. – С. 77–78. 280 . Карпинский М. Говор пинчуков//Русский Филологический Вестник. Т. XIX. – Варшава, 1888. – С. 45–54. 281 . Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви. Т. I–II. – СПб.: Изд. Олега Абышко, 2004; «Библиополис», 2004. 282 . К борьбе с пагубным пороком//Церковный Вестник. – 1899. – 41. – С. 1468–1469. 283 . Корень деревенского пьянства. (Письмо крестьянина из Слонимского уезда)//Литовские епархиальные ведомости. – 1887. – 30 (часть неофициальная). – С. 255. 284 . Маюров А.Н. Знаменитые трезвые люди планеты. [Электронный ресурс]. – – Дата доступа 26.11.2008. 285 . Миштовт В. Открытое письмо//Всероссийский Вестник Трезвости. – 1912. – 3. – С. 82–83. 286 . Мнения и отзывы. (К вопросу о борьбе с народным пороком пьянства)//Церковный Вестник. – 1899. – 46. – С. 1628–1633. 287 . Мнения и отзывы. (К вопросу о борьбе с народным пьянством. Участии духовенства в этой борьбе)//Церковный Вестник. – 1899. – 50. – С. 1787–1790.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

(21) Воззри, Господи, и восставь им царя их, сына Давидова, во время, какое Ты, Боже, избрал, чтобы царствовал над Израилем отрок Твой 270 . (22) И препояшь его силою, чтобы он поразил начальников неправедных 271 , очистил бы Иерусалим от язычников, попирающих [его] в погибели; (23) в мудрости, в правде отринул бы грешников от наследия, уничтожил бы гордость грешников, (24) как сосуд горшечника жезлом железным сокрушил бы всю непоколебимость их 272 ; (25) истребил бы народы беззаконные словом уст своих 273 , чтобы при угрозе его язычники убежали бы от лица его; и изобличил бы грешников словом сердца их 274 . (26) И он соберёт народ святой, которым будет предводительствовать в правде, и будет судить колена народа, освященного Господом Богом его; (27) и не допустит, чтобы неправда обитала более среди них; и не будет жить с ними ни один человек, делающий зло 275 , ибо он познает их, что все они – сыны Бога своего 276 . (28) И разделит их по коленам на земле; и переселенец, и чужеродный не будут жить с ними более. (29) Он будет судить людей и народы в премудрости своей правды. Междупсалмие 277 . (30) И будет он иметь народы языческие для служения себе под своим ярмом; и будет прославлять Господа в знамении всей земли 278 ; и очистит Иерусалим в освящении, как и в начале 279 , (31) чтобы пришли народы от предела земли видеть славу его [царя], неся дары – истомленных сынов его (=Иерусалима) 280 , и видеть славу Господню, какою прославил его (=царя) Бог; и он праведный, наученный Богом царь над ними. (32) И нет неправды во дни его в среде их; ибо все – святые, и царь их – Христос Господень 281 . (33) Ибо он не будет надеяться на коня и всадника, и на лук, и не будет умножать себе золота и серебра для войны, и многим [воинам] не соберёт надежд на день войны 282 . (34) Сам Господь – Царь его [и] надежда того, кто силен надеждою на Бога; и он помилует все народы, [стоящие] пред ним в страхе. (35) Ибо он поразит землю словом уст своих навек, и будет благословлять народ в мудрости с радостью; (36) и сам он чист от греха, чтобы владычествовать над народом великим; обличит начальников и истребит грешников силою слова. (37) И не изнеможет он во дни свои у Бога своего, ибо Бог соделал его сильным в духе святом и мудрым в совете разума с силою и правдою. (38) И благословение Господне с ним в силе, и он не изнеможет.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Или вспомните потом, как у него описан этот Александр Первый… Да. Помните, как он пристегивает помочи? — Имеются в виду следующие строки из «Войны и мира»: «Невысокий полный человек лет 30-ти, в белых панталонах, ботфортах и в одной, видно только что надетой, батистовой рубашке, стоял в этой комнате; камердинер застегивал ему сзади шитые шелком прекрасные новые помочи, которые почему-то заметил Ростов» («Война и мир», т. II, ч. II, гл. XX). 272 …вольному воля, а спаси нас рай — измененная русская пословица: вольному воля, а спасенному рай. 273 …все рассказывали о том, как к графу приехал будто один родной, какой-то гусар, в своей форме, все в обтяжку, а он будто взял и подвязал ему нянькин фартук, а иначе он не хотел его пустить в салон. — Эта реплика, по свидетельству А. Лескова, включена Н. Лесковым в «Зимний день» после того, как он услышал о подобном случае в семье Толстого: «В Москве Лесков пробыл три или четыре дня и, вероятно, был у Толстого не один раз. Рассказам о вынесенных впечатлениях не было конца… Удержалась почему-то шутка со свечой, гасшей при произнесении перед нею кем-то из дочерей Толстого слова «поп», прикрытие Толстым нескромно обтянутых чикчир какого-то гусара салфеткой или передником» (А. Лесков. Жизнь Н. Лескова, стр. 601). 274 Шопенгауер, А. (1788–1860) — немецкий реакционный философ. 275 Рацея (от лат. oratio речь) — длинное скучное наставление, поучение. 276 Вот, например, у Репина, «Крестный ход»…— Имеется в виду картина И. Е. Репина (1844–1930) «Крестный ход в Курской губернии»; в этой картине художник изобразил чванливое самодовольство богатых — чиновников, помещиков, кулаков — и униженность и бесправие крестьян, которых бьет нагайкой урядник. 277 …не было в моде ни Засецкой, ни Пейкер, и даже еще сам Редсток не приезжал… Василий Пашков был еще в военном, а Модест Корф обеими руками крестился и при всех в соборе молебны служил… А что до Алексея Павловича Бобринского…— Ю. Д. Засецкая, М. Г. Пейкер, В. А. Пашков, М. Корф, А. П. Бобринский — члены религиозной секты, носившей название «пашковцы» (по имени В. А. Пашкова, кавалергардского полковника, наиболее ревностного ее члена); граф А. П. Бобринский был в 1871–1874 годах министром путей сообщения; Ю. Д. Засецкая — дочь партизана Д. В. Давыдова. Секта возникла в России под влиянием проповеди англичанина Редстока (см. стр. 616). 278

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Впервые напечатано: с пропуском подписи — в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 550; полностью — в «Письмах», IV, стр. 417. Датируется концом 1851 г. вслед за Кулишом и Шенроком. 272. С. П. ШЕВЫРЕВУ. Печатается по подлиннику ( ЦГЛА). Впервые напечатано в «Сочинениях и письмах», VI, стр. 550. Датируется концом 1851 г. по связи с письмом 269. Рычков, Николай Петрович (1746-1784) — адъюнкт Академии Наук, путешественник. Из трудов его известны «Журнал или дневные записки путешествия капитана Р. по разным провинциям Российского государства» (СПб. 1770-1772) и «Дневные записки путешествия в Киргиз-Кайсацкую степь в 1771 г.» (СПб. 1772). Севергин, Василий Михайлович (1765-1826) — химик и минералог. Гоголь имеет здесь в виду его «Записки путешествия по западным провинциям Российского государства» (СПб. 1803). Зуев, Василий Федорович (1754-1794) — академик, автор «Путешественных записок от СПб. до Херсона в 1781 и 1782 г.» (СПб. 1787). 273. С. Т. АКСАКОВУ. Печатается по подлиннику ( ЛБ). Впервые напечатано в книге «Рукописи Н. Гоголя», стр. 99. Это отрывок — окончание письма. На обороте листа — помета рукою С. Т. Аксакова: «1851 год», что дает возможность датировать письмо и определить адресата. Душевно благодари... — Гоголь ни с кем из Аксаковых не был на «ты». Вероятно, это или не дописанное «благодарите», или описка, вместо «благодарю». Ольга Сергеевна — одна из дочерей С. Т. Аксакова; см. упоминание о ней в письме Гоголя к С. Т. Аксакову от 30 августа 1843 г. (Н. В. Гоголь. АН СССР, XII, стр. 208). 274. П. А. ВЯЗЕМСКОМУ. Печатается по тексту «Остафьевского Архива» (т. V, 2, стр. 151), где было напечатано впервые. ... если бы вы принялись за историю царствованья Екатерины... В одном из писем к Жуковскому (от 14/26 февраля 1850 г.) Плетнев сообщал мысль П. А. Вяземского «о роскошном издании Екатерины II с таким предисловием или жизнеописанием, которое бы представило во всем блеске век и ум ее» («Из писем П. А. Плетнева к В. А. Жуковскому», «Русский Архив» 1870, 7, стр. 1298). См. также Барсуков, XI, стр. 156-157. Эта мысль Вяземского, очевидно была известна и Гоголю, и на ее хотя бы частичное осуществление он смотрел как на средство, способное излечить Вяземского от овладевшей им, по сообщению Плетнева, ипохондрии (см. письмо Плетнева от 23 июля 1851 г. в «Русском Вестнике» 1890, 11, стр. 67). 275. А. О. СМИРНОВОЙ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Деян. 2:3–4,17–18. 272 Гал. 3:28. 273 τ μεγαλεα του θεο, Деян. 2:11; ср. Лк. 1:49; μεγαλνειν τον θεν, Деян. 10:46. 274 См. 1 Кор. 14:22. 275 Деян. 10:46. 276 Деян. 19:6. 277 1 Кор. 12; 14. 278 Деян. 2:8: καστος τ ιδα διαλκτω ημν ν γεννθημεν. См. также Деян. 2:11: κοομεν λαλοντων αυτν τας μετραις γλσσαις τ μεγαλεα του θεο. 279 См. Деян. 2:4 и Деян. 2:6. 280 1 Кор. 14:5,13,27–28. См. также 1 Кор. 12:10,30. 281 См. 1 Кор. 14:23. 282 Гроций (цит. соч.): «Pœna linguarum dispersa homines, donum linguarum dispersos in unum populum collegit». См. примечание о глоссолалии. 283 Первая точка зрения традиционна, второй придерживаются Стэнли, Пламптре и Фаррар. Павел заговорил с возбужденной иерусалимской толпой по–еврейски, и это заставило слушателей еще более утихнуть, Деян. 22:2. Отсюда следует, что они не столь хорошо поняли бы апостола и не столь внимательно бы его слушали, говори он по–гречески. 284 Необычные способности, которые проявляли св. Бернар, св. Винсент Феррер и св. Ксаверий, были не чудесной гетероглоссолалией, а красноречием — настолько страстным, убедительным и мощным, что варварские народы, к которым они обращались на латыни или испанском, воображали, будто с ними говорят на их родном языке. Св. Бернар (ум. 1153), проповедуя на латыни, призывал германцев отправиться во второй крестовый поход, причем его внешний облик производил на слушателей большее впечатление, чем его слова, повторяемые переводчиком. См. Neander, Der heil. Bernhard, p. 338 (2d ed.). Албан Батлер (Lives of the Saints, текст на 5 апреля) рассказывает о св. Винсенте Феррере (ум. 1419) следующее: «Спонданус и многие другие говорят, что этот святой был наделен особым даром и что, когда он проповедовал на своем родном языке, его понимали иноязычные люди; это подтверждает и Ланзано, свидетельствующий, что греки, германцы, сарды, венгры и люди других национальностей, по их признанию, понимали каждое слово, сказанное святым, хотя он и проповедовал на латыни или на своем родном языке, на котором говорят в Валенсии». Из этого рассказа отчетливо следует, что Феррер не знал греческого, германского и венгерского. Что же касается Франциска Ксаверия (ум. 1552), Албан Батлер также сообщает (текст на 3 декабря), что его дар языков был «преходящим даром» и что св. Ксаверий выучил малабарский и японский языки путем «неустанного старания»; отсюда мы можем сделать вывод, что впечатление, которое этот проповедник производил на язычников, никак не было связано с даром языков. Ни один из этих святых не претендовал на обладание даром языков или иными чудесными способностями — об этом говорили лишь их ученики и более поздние авторы. 285

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

япиг – 17а. V, 6, 3 (απυξ) – западно-северо-западный ветер. ячмень (и все из ячменя) – 4. IV, 4, 9 (ριθα; «вид дикого ячменя» – γνος γριων ριθν, предположительно идентифицируется как алеппское сорго, гумай, Sorghum halepense Pers.). 8. XV, 1,13; 53; 60; 64 (ριθα; ячменная мука, пища – τ λφιτα). 11. VIII, 24; XVIII, 71 (hordeum); ячменный напиток – по всей видимости, пиво. 23, VII, 2, 29 (остров Явадиу, что означает «остров ячменя» – ριθς νσος. Санскр. yava – «ячмень»). – В долине Инда ячмень (наряду с другими зерновыми) разводили уже в VII–VI тыс. до н. э. (двурядные и многорядные пленчатые и голозерные ячмени). ящерицы – 11. VIII, 141 (lacertae) – ящериц длиной в 24 фута (7 м 10 см) не существует. Длина ящериц – от нескольких см до 3 м (у «комодского дракона» – до 3,5 м). МЕРЫ денарий римская серебряная монета (=4 сестерция), в среднем около 4 г. додрант (рим.) 21,75 см=греч. спитам. драхма (греч.) 1) мера веса=4,366 г; 2) монета (=6 оболов). конгий (рим.) 3,275 л. котила (греч.) 0,274 л. ладонь (греч. и римск.) 7,40 см. локоть греческий – 46,24 см; римский – 44,43 см; царский – 52,6 см. модий (рим.) 8,754 л. обол (греч.) 1) мера веса=0,728 г; 2) мелкая монета=1/6 драхмы. оргия (греч.) 1,85 м. палеста (греч.) 7,70 см;=ладонь. греческий=19,3 мм; римский=18,5 мм. плетр=плефр (греч.) 1) мера длины=30,83 м; 2) мера поверхности=876 кв. м. секстарий (рим.) 0,547 л. сестерций (рим.) серебряная монета=1/4 денария, от 1,14 г до 0,97 г. спитам (греч.) см.=додрант. стадий (греч.) 184,47 м; олимпийский – 192,27 м; по Эратосфену – 157,5 м. стопа=фут греческий – 308,3 мм; римский – 296,3 мм. схен (греч.; египетская мера длины) 5,5 км или вдвое больше (?). талант (греч.) 1) единица веса, аттический – 26,2 кг; эллинистический – 20,470 кг; 2) самая большая денежно-расчетная (не монетная) единица. фунт (рим.) 327,45 г. см. стопа. хой=хус (греч.) 3,283 л. шаг (рим., имеется в виду двойной шаг) 1,4815 м; 1000 шагов=римская миля – 1481,5 м. югер (рим.) мера земельной площади – 2523 кв. м.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

268. Завещание 1, 35. Rahmani I Testamentum Domini nostri Jesu Christi. Moguntiae, 1889. P. 85–89. 269. Следовательно, молитва бывала коленопреклонная. 270. Апостольские Постановления. VIII, 10; ср. 13. 271. Апостольские Постановления. VIII, 6. 272. В начальной ектении следующее прошение только Париж. ркп. 273. Отсюда проливается свет на упоминание о плавающих: паломники в Палестину часто плыли. 274. Swainson. The Gr. Liturg., 246–252, 224, 228, 232. Дмитриевский А. Богосл. страсти. и пасхальной седм., 272–283. 275. Орлов. Литург. св. Василия Вел., 41–50. Дмитриевский Α. Ευχολγια, 134. Goar. Ευχολγιον, 52. Кекелидзе К., прот. Литург. груз. пам., 49, 192. 276. Епиктет. Enchiridion. II, 7. 277. Пс. 4, 2; 6, 3; 9, 14; 24, 16; 25, 11; 26, 7; 30, 10; 40:5, 11; 55, 2; 56, 2; 85, 3 и т. д. Ср. Мф. 9, 27; 15, 22; 17, 14; 20, 30; Мк. 10, 47; Лк. 16, 24; 17, 13; 18:38, 39. Lufl I. Liturgik. Mainz, 1844. II, 69. 278. Возможно, что первоначальными формами воззвания были, как иногда на армянской литургии: «Спаси Господи», «Спаси Господи и помилуй», и как на мала-барской литургии: «Господи наш, помилуй нас» (Собр. древ. лит. II, 193, 199. Петровский А. Апост. лит. Прил., 63). 279. Августин. Пис. 178. 280. Radulphus Tungriensis. De canon. obserwat. propos. 23. 281. Вайсон. Соб. пр. 3. 282. Григорий Великий. Пис. VII, 12; II, 63. 283. Сар. VI, 205, 197. Lufl. Liturgik, II, 70. 284. Mabillon. Comment, in ord. Rom. II, 34. 285. Притч. 16, 4; Евр. 2, 10; Ин. 17, 4. 286. 1 Пет. 5, 11 по некоторым кодексам. 287. 1 Тим. 1, 17; 1 Пет. 4, 11; Апок. 1, 6; 1 Тим. 6, 16. «Слава и держава» — обычное заключительное славословие и в Евхологии, приписываемом Серапиону, еп. Тмуитскому IV b. (Дмитриевский А. Евхологий IV b. Серапиона, еп. Тмуитск. Киев, 1894). 288. 1-е посл. Климента Римского 20, 12; 61, 3. Учение 12 апостолов, 8, 3; 9, 3; 10, 3. Апостольские Постановления. VIII, 11, 20. 289. Мф. 5, 13 (в сирском тексте: «Царство и слава»); Апостольские Постановления. VII, 47; VIII, 12. 290. Иуд. 25; Апок. 5, 13; 1 Клим. 64. Мучение Поликарпа, 20, 2, 21.

http://predanie.ru/book/72341-tolkovyy-t...

274 см. статью Н. Дардыкиной в «Московском комсомольце» 30.4.94. 275 Честертон Г. К. Крылатый кинжал.//Избранные произведения в 4-х томах. Т. 2. – М., 1994, сс. 134-135. 276 Цит. по: Marrs T. Dark Secrets of the New Age: Satan " s Plan for the One World Religion – Westchester, 1987, p.233. 277 В резолюции международной встречи рериховских обществ (Москва, 7-10 окт. 1994) значится: обратиться в ЮНЕСКО с целью объявить 1999 год (125-летний юбилей Н. К. Рериха) годом Рериха, назвать именем Н.Рериха малую планету и улицу Москвы, включить в школьные программы идеи «Живой этики» (Сегодня, 12.10.1994). По сообщению газеты «Знамя мира» 1995) при Министерстве Просвещения создан Центр глубинного образования, разработки которого внедряет Рязанский университет духовно-нравственных знаний. Судя по тому, что рериховскую газету это радует, программы и «Центра», и «Университета» содержат достаточное число оккультно-медитативных практик. 278 Клещевская С. Первые итоги. Из опыта преподавания основ духовных знаний в 1 классе средней школы.//Знамя мира. (31), 1995. 279 Казакова Н. Педагогические записки.//Знамя мира. (33) 1995. 280 Стадникова Н. А. Искусство мыслить. Методическая разработка для учителей начальной школы. Ч. 1. – М., 1995, с. 17. 281 Стадникова Н. А. Искусство мыслить. Ч. 1, с. 15. 282 Стадникова Н. А. Искусство мыслить. Ч. 1, с. 20. 283 Стадникова Н. А. Искусство мыслить. Ч. 1, с. 22. 284 Стадникова Н. А. Искусство мыслить. Методическая разработка для учителей начальной школы. Ч. 2. – М., 1995. с. 27. 285 Стадникова Н. А. Искусство мыслить. Ч. 2, с. 3. 286 Стадникова Н. А. Искусство мыслить. Ч. 2, сс. 7-8. 287 Стадникова Н. А. Искусство мыслить. Ч. 1, с. 18. 288 Стадникова Н. А. Искусство мыслить. Ч. 1, с. 19. Кстати, известие о том, что в 1940-е годы Майтрейя уже пришел и провел победоносный Армагеддон, должно представлять особый интерес для иудеев. Дело в том, что, по заявлению Елены Рерих, именно Майтрейя и есть Мессия иудеев, Мессия, ожидаемый Ветхим Заветом (Письма Елены Рерих. 1932-1955. с. 42). И этот Майтрейя уже пришел, Рерихи его узнали – «Майтрейя и нынешний Владыка Шамбалы – Единая Индивидуальность» (Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 125). Если вспомнить, что годы появления «иудейского Мессии», годы победоносного рериховского Армагеддона – это годы «холокауста», годы уничтожения миллионов евреев, то станет понятно, что не только для христиан, но и для иудеев «мессианство» Рерихов является просто кощунственным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

По рангу бригады и полка и по чину я оказался 1-м солдатом 274 1-го ряда 1-й роты. Мы в тот же день сорганизовались и последовали за проехавшим императором. (Дюпюи) В воскресенье, 22-го, мы провели ночь на биваках арьергарда в придорожном лесочке, вечером 23-го мы остановились в Коканине 275 . Здесь мы узнали, что генерал Чичагов со значительным отрядом занял Борисов, и путь к спасению для нас отрезан. Новость была очень грустная, но случай, который произошел в 3 часа утра, опечалил нас еще больше. В двух шагах от дома, в который набились мы с маршалом Даву, была огромная рига с 4 большими дверями; в ней приютились человек 500 офицеров, вооруженных солдат, отставших и беглецов, следовавших за армией. Собравшись группами, они на гумне этой риги разложили 30 или 40 костров и теперь спали крепким сном, согревшись в воздухе более теплом, чем на биваках. Но дым и искры костров разогрели кровлю риги, сложенную из дерева и соломы. Она вдруг занялась с глухим гулом, и горящие головни стали падать на соломенные подстилки спящих. Лежавшие ближе к дверям успели выскочить в загоревшемся платье и стали звать на помощь. Через несколько секунд мы были у дверей; но какое зрелище представилось нам тут! Языки пламени в 4–5 метров высоты с силой вырывались из дверей, оставляя проход метра в два высоты под огненным сводом, раздуваемым ветром. Никому не удалось добраться до несчастных, движения которых нам были видны. Они горели и бросались ничком на землю, чтобы уменьшить свои страдания. Мы наспех связали узлы из веревок и платков и бросали их внутрь, чтобы иметь возможность вытаскивать несчастных; некоторые привязали себя к ним, и мы стали их тянуть; скоро они криками стали умолять оставить их: увлекаемые нами, они падали на штыки, протыкавшие их, увеличивая их страдания... Люди, которых было в риге от 500 до 600, несколько раз пытались приподняться с земли, но скоро окончательно опустились, и кровля, обрушившись на страшное горнило, закончила самое ужасное жертвоприношение. Железо на ружьях раскалялось, они стреляли, и эти 400 или 500 выстрелов, последовавших один за другим, послужили единственным погребальным салютом стольким воинам. Очень немногие спаслись; с них пришлось срывать горящее платье; я видел в том числе совершенно голого ребенка лет 12 – 14, замерзавшего на 18-градусном морозе: нам не во что было одеть его, так как наши лошади и повозки пропали. На каждом шагу приходилось черствостью побеждать в себе добрые порывы, желание дать то, чего больше не было у нас...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010