Только тяжко больные остаются и молятся дома. – Пойдем за народом в храм и посмотрим, что там совершается. Все двери, ведущие в алтарь, заперты и покрыты черною материей. Посреди храма стоит аналой с книгой страстей. Входят южными дверьми священники. Облачившись в восточной части храма, они выходят на средину и становятся вокруг аналоя. Начинаются часы. Но это не те часы (саасат), с которыми мы уже знакомы. В течение двух с половиной часов, которые длится служба каждого часа, всякий присутствующий в храме должен положить не менее 500 поклонов. Чтобы не сбиться в счете, поклоны отсчитываются по узлам четок, которые, нужно заметить, носят почти все абиссинцы – христиане. О начале и о конце службы каждого часа возвещает аккавесат (наблюдатель часов). Он следит, чтобы он длился не менее двух с половиной часов. Когда аккавесат возвестит, что служба часа окончилась, народ выходит из храма, но не на долго, только на полчаса. Затем снова начинается служба часов, длясь опять 2½ часа, по окончании которых опять получасовой отдых и т. д. В течение понедельника, вторника и среды страстной седмицы литургии не служатся вовсе, а только часы, которые в эти дни идут почти не- —244— прерывно. Трое суток к ряду народ молится в храме, кладя на каждом часе по 500 поклонов, т. е. в течение суток 4000, а в течение понедельника, вторника, среды и половины четверга 18000. Порядок страстного саасата следующий: на нём прочитывается вся псалтирь семь раз. В чтении её принимают участие все грамотные и те, которые знают её наизусть. Она распределяется по одному псалму между всеми чтецами. Чтецы читают все разом, так что вся псалтирь прочитывается в церкви минут в десять. Таким способом она прочитывается на каждом саасате семь раз. За Псалтирью следуют библейские чтения, которые на каждом саасате переменяются. Затем читаются молитвы с поклонами: это 1) молитва Троице, 2) Спасителю и 3) Божией Матери. После импровизированной молитвы священника и «Отче наш» в храме раздается вопль народа: rupi алайсон! (κριε λησον).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Богослужение в этих случаях имело вполне обычный вид за исключением лишь того, что человек сто или полтораста приступали к алтарю в качестве причастников, причем многочисленные паломнические партии, простиравшиеся иногда до нескольких тысяч, очевидно, делились на части, чтобы одновременное приобщение в одном храме не становилось слишком затруднительным. Благочестивое чувство юбилейных паломников выражалось, наконец, не только в молитвах, песнопениях, таинствах и поклонении святыням, но в жертвах материальных, форма и размер которых зависели, конечно, от общественного положения и степени состоятельности жертвователей. Простой поселянин или рабочий, располагающий лишь какими-нибудь десятками лир, конечно, не может обнаружить в делах благочестия особенной щедрости. Большая часть его ресурсов поглощается необходимыми расходами по путешествию, да покупками разных четок, образков, статуэток и т. п. objetti di pieta, которые заманчиво предлагаются ему в специальных магазинах и лавочках, особенно многочисленных вблизи храма Св. Петра, на улице Борго и по проезду к ватиканским музеям. Кроме этих расходов, он охотно жертвует свои сольди и в пользу церкви при многократных посещениях римских храмов и святынь и с особенным благоговением опускает их в те кружки с надписью „per santo Padre” (для святого отца), которые подносятся ему при каждых церковных дверях и из сбора которых составляется громадная ежегодная сумма так называемого „динария Св. Петра”, простирающаяся, говорят, иногда до десяти миллионов лир (или франков) и более. Люди более состоятельные, или более предприимчивые и влиятельные, спешат нередко порадовать святого отца и выразить ему свою глубокую благоговейную преданность каким-либо особенно щедрым подарком, выдающимся по своему достоинству и ценности. Фабрикант подносит папе какой-нибудь необычайный шедевр своего производства; богач кладет к его ногам крупную сумму денег; епископ делает сбор со всей своей епархии и от ее имени просит папу принять в подарок какую-либо изящную драгоценность и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

составитель Терещенко Т. Н. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ Сомневаешься, что делать по выходе из рукодельной? Монахиня не знает, что делать помимо рукоделья!.. Хороша послушница! Ведь ты обручница Христу! Ну, и собирай Ему приданое, украшай себя по силе возможности. Спросишь, как же это? На это давно ответил святой Златоуст, когда нас с тобой и на свете-то не было. Прочти книжку его о девстве. Там очень подробно объяснено, как украшать себя невесте и какое нужно ее Жениху приданое. Только там о рукоделье ничего не сказано. Прочти… спеши познакомиться с духовной жизнью. Пользуйся временем свободы. Читай книжки отеческие, а главное, учись держать Иисусову молитву. Начни хоть в день четок по 10. Да и прибавляй по сотенке. Эти четки, разумеется, без поклонов. А без Иисуса никогда не очистишь сердца (прп. Анатолий, 18). Пишешь, можно ли погулять для здоровья. С благословения матушки можно, притом непременно вдвоем, а одной выходить из монастыря на прогулку не советуют святые отцы. А уж празднословить по кельям или чай пить не благословляю ходить, также и к себе не зови. Свободное время одна проводи, или за книгой, или за рукоделием. Если уж какое дело, то можно пойти (прп. Иосиф, 19). Читать далее Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т./[ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009./Т. 2. П-Я. 608 с. ISBN 978-5-485-00260-2 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Мощи святой Марии Гатчинской обретены на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге 30.03.2007 Мощи святой преподобномученицы Марии Гатчинской обретены на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. Могила схимонахини, похороненной на старейшем погосте северной столицы в 1932 году, была вскрыта после молебна, совершенного епископом Петергофским Маркелом и клириками. Обретение мощей происходило под пение хора монахинь Воскресенского Новодевичьего монастыря, сообщили в Санкт-Петербургской епархии. " В могиле, кроме мощей, обнаружены части монашеской мантии, кожаный монашеский пояс, параманный крест, перламутровый крест от четок и нательный металлический крест. Экспертов поразила сохранность мощей, в частности, честной главы новомученицы и пальцев рук " , - рассказал секретарь комиссии по обретению мощей Виктор Васильев. Схимонахиня Мария (в миру - Лидия Лелянова) родилась в 1874 году в Санкт-Петербурге, в купеческой семье. После перенесенного в юности энцефалита была полностью парализованной. В 1922 году в Гатчине она приняла монашеский постриг. Почитание матушки началось еще при ее жизни. К прикованной к постели монахине за утешением и молитвенной поддержкой приезжали люди из многих уголков России. В 1932 году Мария Гатчинская была осуждена по сфабрикованному делу и умерла в тюремной больнице. В следственном деле ОГПУ есть свидетельства о том, что она имела дары прозорливости, любви, утешения в скорбях, молитвенной помощи в трудных жизненных обстоятельствах. Мария Гатчинская была канонизирована Русской Зарубежной Церковью в 1981 году, а 2006 году Священный Синод Русской Православной Церкви прославил ее в лике Новомучеников и Исповедников российских. Ее мощи будут перенесены в Павловский собор Гатчины, где останутся для поклонения верующих. ИТАР-ТАСС/Седмица.Ru Редакция текста от: 30.03.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/2687.html

А согласия он, Яков, и дочери его и сын – Спасова, и то де согласие учит уже супружества не иметь, а которые де и жен у себя имеют, со оными по закону не пребывают, и для того он, Яков, и с своею женою живет в разных избах. Еще же де повелевает в сутки класть поклоны и притом пройти семь лестовок, сиречь четок, а в начатке молитвы класть семь поклонов, в том числе един земной; еще де не повелевают в баню ходити и сопредать тело свое на вся страсти и ниже мытися; а то де согласие стал он знат в доме оного Андрея Васильева от приезжих людей из Керженца, которые того согласия, а с какого виду оное называется Спасово согласие, того он сказать не разумеет. В бытность де свою в расколе, от Церкви святей, кроме означенных дочерей своих и сына, расколу он никого не обучал. Для слушания писания и молитв он, Яков, и с дочерьми и сыном ходят в дом к означенному Андрею Васильеву, так же и он, Андрей, к нему, Якову, прихаживал же, и маливались вместе, а других де людей при том не бывало. Поп Афанасий Кондратьев в том его расколе согласия никакого с ним, Яковом, не имел; а что не ходил он с сыном и с дочерьми своими в церковь и не исповедовались, в том ему, Якову, не воспрещал, а для чего, о том он, Яков, сказать не знает. Во обращении де ко святей Церкви он, Яков, с сыном и с дочерьми своими быть не желает, потаенных и не записных раскольников и их лживых учителей нигде никого не знает; про публикованные в прошлых годех о записке в раскол указы он, Яков, ведал, а под платеж за тот раскол двойного оклада не записался он для того, что того оклада, за скудостию своею, было и ныне платить нечем; изба-де, которая построена у него на задворке, для житья, а не для молитвы; в сем распросе говорил он, Яков, сущую правду и не утаил ничего. Слушано поданное из Конторы Раскольнической доношение и при нем приложенная с допросу копия о потаенном раскольнике Московского уезда дворцовой Домодедовской волости, села Старого-Яму, крестьянине Якове Родионове, который-де, по доношению того села попа Гаврила Федорова, в тое Контору сыскан и в потаенном расколе и в нехождении в церковь и в прочих противностях, к расколу приличествующих, по силе указов, с пристрастием распрашиван.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ob-uchre...

В те времена жизнь на Афоне была очень простой, я бы даже сказал, первобытной: не было ни дорог, ни телефонов, ни электричества, ничего. Пришли мы к старцу Паисию. Мы уже были наслышаны про его святость. Нас было трое: я и двое моих сокурсников, один из которых был диаконом. Позвонили в колокольчик. Старец не вышел к нам. Мой однокурсник-диакон тогда сказал: «Давайте помолимся, чтобы Господь просветил старца, и он нам открыл». Старец жил в такой глуши, куда очень сложно добраться. Не зря же мы проделали такой путь. Поэтому мы достали свои четки, помолились, и на последнем узелочке четок слышим его голос. Издалека мы увидели его силуэт: ему тогда было около 50–55 лет, он не выглядел пожилым старцем, но был очень худым, с каким-то зеленым одеялом на плечах, потому что сильно мерз. Старец Паисий вышел к нам и пригласил в свою каливу. Как только старец с нами попрощался, в тот же миг все пространство наполнилось необычайным сильнейшим благоуханием Он рассказывал нам разные вещи, но на меня не произвел никакого впечатления. Я тогда подумал, что он сумасшедший, и раз он сумасшедший, то люди решили, что он святой. Например, мы ему говорим одно, а он отвечает нам совсем другое. Причем он рассказывал нам разные шутки и анекдоты, а ребята смеялись. Я же не находил смешным то, что он рассказывал. Когда пришло время уходить, я был полностью разочарован в старце Паисии. Мы тогда спросили его совета, что нам делать? И он ответил, что раз мы молоды, то нам следует совершать много поклонов. Мы спросили: «Сколько?» – И он нам сказал: «Много-много». Потом похлопал нас по спине и сказал, чтобы мы шли. Как только старец с нами попрощался, в тот же миг все пространство наполнилось необычайным сильнейшим благоуханием. Мы не знали, что нам делать и как на это реагировать. Мы хотели подойти к нему и спросить, что это такое, но он выпроваживал нас, говоря: «Ну идите, идите!». Затем закрыл дверь и ушел, а мы побежали в Буразери. Это был первый раз, когда я увидел старца Паисия. Уже позже я понял, что этот человек был святым, побывав у него еще много раз в период с 1976 года по сентябрь 1977 года. 13 сентября 1977 года, т.е. в эту же дату, как сегодня, я отправился с утра к нему в каливу. Встречает меня старец и говорит: «Приветствую, диакон! Мне как раз сегодня нужен диакон, у нас вечером будет большой праздник, приедет епископ, будут певчие, придут люди, мы будем готовить еду…». Я ему поверил, конечно же, что он будет устраивать праздник. Он мне говорит: «Сегодня со мной останешься». Я прыгал от радости, потому что весь год часто к нему приезжал, но он никогда никого у себя не оставлял. Многие хотели бы пожить рядом со старцем, но он никому не разрешал.

http://pravoslavie.ru/157202.html

И еще сильнее пылает, пока не перестанут действовать чувства. Итак, дорогое мое дитя, не проси ничего другого, только любви: «Сподоби меня, Господи, возлюбить Тебя, как Ты возлюбил меня!» И сейчас уже достаточно, дитятко мое, так как я устал, ибо меня сильно мучает одышка. Я послал тебе и другое маленькое письмецо, которое написал отец Ефрем: тогда я не мог держать ручку. Сейчас, слава Тебе Боже, снова начинаю писать. Будь очень осторожен с еретиками, дитя мое. Там, где ты сейчас находишься, – чужие племена и языки… Вообще не разговаривай с ними, ибо твоя чистая душенька оскверняется от их хульных слов. Наша Православная Церковь их отлучила. 81. «Я никуда не выезжаю… здесь почию, с отцами моими» Не прошло и четырех дней, как я послал тебе письмо, дитя мое, и начал писать для тебя маленькое сочинение, чтобы оно было у тебя для памяти. После того как ты уехал от меня, я принял на себя обязанности твоего духовного отца: молиться о тебе не как о чужом, но как о возлюбленном моем чаде. И, кроме литургий и других молитв, я совершаю за тебя каждую ночь еще шесть четок. Благодарю за все, что ты сделал для нас. Теперь не беспокойся. Имей терпение в своих скорбях и болезнях и призывай Христа молитвочкой; пусть она не сходит с твоих уст. И сладкая Его и сладкая наша Мамочка да покрывает тебя от всякого зла. Я послал тебе и другой листочек, второй, сейчас посылаю тебе третий. Но мне стало хуже, не знаю, смогу ли написать еще; если нет – буду молиться о вас в иной жизни. Молитва моя всегда будет с вами. Имейте помощниками Христа и Пресвятую, пусть Их сладчайшие и желаннейшие имена всегда будут в вашем уме и сердце. И этого достаточно вместо многих молитв. Не огорчайся, что не находишь благодати в своей молитве. Она придет опять. Она отступает для того, чтобы ты ее искал с большим желанием. А когда она приходит, будь более внимательным, чтобы ее не потерять. И она снова уходит. И таким образом ты становишься человеком совершенным, опытным делателем, чтобы с безопасностью наставлять и других на путь спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Isihast/...

Святой Иоанн Богослов здесь четок: жизнь христиан вся протекает в Святой Троице «от Отца, через Сына во Святом Духе». Это не что иное, как общение со Святой Троицей. Общение Наше «с Отцем и Сыном Его Иисусом Христом». Потому что Бог среди нас, чтобы быть в нас, Он с нами, чтобы быть в нас. 1Ин. 1:4 .  И сия пишем вам, да радость ваша будет исполнена. ( И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.) От этой жизни во Святой Троице, от этого общения с Отцем, Сыном и Святым Духом человеческая сущность исполняется истинной радости, которая есть не что иное, как Божественное блаженство. Без него человеческая сущность исполняется печали, горечи, несчастья, нищеты. Без этого блаженства она не может не наполниться смертью и, прежде всего, грехом. Посредством каждого греха в душе водворяется если не стремительный поток горечи, то, по крайней мере, напористая струя грешных страстей, которые постоянно превращаются в горечь и мерзость. В каждом случае тот, кто грешит, принимает в свое сердце каплю за каплей от этой горечи и мерзости, которая незаметно, но и безжалостно разливается по душе, которая со временем вырастает и превращается в муку, тоску, в сплошную печаль без предела. И очень часто человек задается вопросом, откуда пришла в его сердце эта печаль. Общение со Христом, Который помогает в стяжании святых добродетелей, наполняет человеческую сущность неописуемой радостью. От жизни в любви Христовой, в правде, доброте, смирении и кротости Христа человеческая душа исполняется невообразимым, Божественным Воскресением. И, наблюдая за собой, человек уверяется, что он наполнен Божественным блаженством, без наличия в нем печали, которую вносит грех, без наличия страха, который приносит смерть. Поэтому и святой Иоанн Богослов благовествует: «И сия пишем вам, да радость ваша будет исполнена». 1Ин. 1:5 .  И сие есть обетование, еже слышахом от Него, и поведаем вам, яко Бог свет есть, и тмы в Нем несть ни единыя. ( И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.)

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010