Образ жизни святогорских монахов подчинен главной цели их пребывания на А.- молитвенному служению Богу (см. также разд. «Богослужение»). Монашеская молитва бывает общей и частной. Во время общих молитв (вечерня, повечерие, полунощница, утреня, божественная литургия) монахи собираются в главном соборном храме (кафоликоне) и малых храмах (параклисах) мон-ря. Основу частной молитвы составляет краткая Молитва Иисусова . Особо почитается на А. Богородица, считающаяся единственной Владычицей Св. Горы. Главным занятием подвижников является непрестанная молитва. Келейное монашеское правило (канон) обязательно для всех монахов; церковные последования насельники келлий служат не так полно, как в мон-рях (иногда они могут заменяться молитвами по четкам). Одной из особенностей монашеской молитвы считается молитвенное бодрствование во 2-й пол. ночи, когда большинство людей спят, и неусыпная всенощная молитва по важнейшим праздничным дням. Келейное правило в святогорских обителях совершается преимущественно по четкам и сопровождается земными поклонами (μετνοιαι, ср. слав.  ). В большинстве мон-рей правило имеет 2 степени: для послушников (3-5 четок, 30-50 земных поклонов) и для всех монахов (12 четок и 100-150 (для великосхимников 300) земных поклонов). В древнейших общежительных мон-рях Иисусова молитва читается так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Молитва Пресв. Богородице - так: «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго». В мон-рях, недавно принявших общежительный устав, словесная форма молитв может незначительно отличаться. На 12 четок-сотниц молитвы распределяются следующим образом: 9 - Иисусу Христу, 3 - Пресв. Богородице. По святогорской традиции молитвы читаются достаточно быстро: на 100 Иисусовых молитв по четкам обычно уходит от 2 до 10 мин. Земные поклоны в греч. мон-рях совершаются во все, в т. ч. праздничные дни, кроме воскресений и Светлой седмицы. Келейное правило совершается стоя, с крестным знамением и малым поясным поклоном на каждой молитве. Правило ко св. Причащению в большинстве мон-рей читается в храме по книге (канон и молитвы); в мон-ре Филофея и нек-рых др. обителях (т. н. филофеитских мон-рях) - келейно по четкам (1200-1500 молитв Иисусовых). Др. особенность филофеитской традиции, основанной на духовном предании старца Иосифа Исихаста († 1959),- еженощное келейное бдение в течение 4 ч. до полунощницы: келейное правило по четкам, умная молитва (от 30 мин. до 1 ч., без четок), чтение Свящ. Писания и святоотеческих творений.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Причащение два раза в неделю (четверг, суббота/воскресенье). В Филофее – четыре раза в неделю (вторник, четверг, суббота, воскресенье) Причащение преждеосвященными дарами Великим постом причащение на каждой литургии (четыре раза в неделю) Богослужение Молитва общая Собираются три раза в день: ночью, вечером и после вечерней трапезы. Подъем до службы на келейное правило Состав Вычитывается все по Типикону Суточный круг Полунощница, часы (1й, 3й, 6й), утреня, литургия, 9й час, вечерня, повечерие Молитва частная Ночью, перед утренним богослужением. Поклоны + четки. Кроме субботы, воскресенья, праздников и Пятидесятницы. По уставу Пантелиимового монастыря (1803) для схимников 12 четок с малыми поклонами и одну с великими Для схимников: 12 четок (по 100 молитв) и 300 земных поклонов Для мантийных: 10 четок и 100–150 земных поклонов Для новоначальных: 3–5 четок и 30–50 земных поклонов 12 четок обычно делятся на: 9 – с молитвой Иисусовой («Господи, Иисусе Христе, помилуй мя») и 3 – Пресвятой Богородице («Пресвятая Богородице, спаси мя, грешного») Правило ко причащению В большинстве монастырей прочитывают в церкви (канон и молитвы). В Филофеевских монастырях правило заменяется молитвой по четкам: 1200–1500 молитв Еженощное бдение В большинстве монастырей встают за час до службы на келейное правило В Филофеевских монастырях за четыре часа: один час на общее правило, около часа на умную молитву (обычно без четок), остальное время до службы – на чтения Священного Писания и святых отцов Памятка паломнику Со слов насельника Мюнхенского монастыря послушника Константина Архиепископ Марк Западногерманский и Берлинский Монастыри Германский монастырь преподобного Иова Почаевского под Мюнхеном Из жизнеописания составителя Настоятель – архиепископ Марк; в 1982 году начал восстанавливать монастырь, приехав с Афона. На Афоне жил полтора года в Ильинском скиту (сейчас принадлежит монастырю Пантократор) Насельники Владыка Агапит Штутгартский Протоиерей Николай – настоятель Мюнхенского кафедрального собора, духовник женского монастыря преподобномученицы Елисаветы

http://azbyka.ru/drevnie-inocheskie-usta...

Если собрать воедино все труды, написанные святыми отцами о делании Иисусовой молитвы, то получится обширная библиотека. Краткость и простота позволяет любому христианину включать ее в свое ежедневное правило (конечно, по благословению духовника), произнося определенное количество раз – 50, 100, 200… за день. Но как одновременно творить молитву и следить за счетом? В этом помогают четки. Форма чёток Современные четки – это замкнутая нить, состоящая из маленьких «зернышек», разделенных по десяткам «зернами» более крупных размеров. Наиболее распространенное число «зернышек» – 50 или 100. Келейные четки монахов иногда содержат 1000. В древности на Руси четки имели другую форму – замкнутой лесенки, состоящей из деревянных брусочков, обшитых кожей или материей. Они назывались «лествица» или «лестовка» (лестница) и духовно обозначали лестницу спасения, восхождения на небо. Замкнутость четок и лестовок означает непрестанную, вечную молитву. Чётки для мирян Четки являются частью облачения монахов, миряне могут молиться по ним, получив благословение у духовника. Как правило, мирян не благословляют носить чётки напоказ, только в кармане или пользоваться ими келейно (дома). Четки помогают творить молитву на работе, в общественных местах – достаточно опустить руку в карман и перебирать «зернышки». Как пользоваться чётками Чётки помогают считать (отсюда и название) количество молитв или земных поклонов. Молящийся пальцами левой руки перебирает «зернышки» одновременно с началом произнесения новой молитвы. Каждая бусина — это одна молитва. Дойдя до крупного «зерна», обычно останавливаются и читают «Богородице Дево, радуйся» или «Достойно есть», затем вновь Иисусову молитву. По окончании положенного числа принято читать молитву Господню «Отче наш». По четкам можно совершать и любые другие молитвы. Суеверия, связанные с чётками Малопонятная мода носить четки на шее, обматывать вокруг запястий, крутить на пальце, вешать в автомобиле – явно не благочестивого происхождения. Как ко всякому священному предмету (а четки обязательно освящаются), к ним надо относиться благочестиво и не демонстрировать напоказ. Цитаты о чётках

http://azbyka.ru/chyotki

Для простых монахов и новоначальных правило меньше: для мантийных – шесть четок с поясными и 50 земными поклонами, для рясофорных и новоначальных – три четки с поясными и 33 земными поклонами. К правилу келейному для всех иноков приложено еще 100 поклонов поясных за благодетелей обители. На келейный канон братия возбуждалась несколькими ударами в колокол в летнее время в 5 часов 165 , в зимнее – в 6 часов. Через час ударяли к утрене. По окончании утрени тотчас же начинались ранние Литургии ради поминовения ктиторских имен и для труждающихся на разных послушаниях, а поздние – через 1–2 часа после утрени. Вечерня начиналась за два с половиной часа до захождения солнца (по местам послушаний вечерня также читалась), а повечерие – отдельно и всегда при закате солнца, кроме святой Четыредесятницы, когда читалось великое повечерие на час ранее. После повечерия воспрещалось не только что-либо есть, но даже пить воду (по крайней нужде напившийся воды полагал за это после 50 поклонов поясных, а в Великий пост – земных или прочитывал вновь повечерие). Равным образом воспрещалось после повечерия вести разговоры, а тем более сходиться в келлиях. На дни воскресные и праздничные – Господские, Богородичные и великих святых – всегда совершалось бдение, начинавшееся с закатом солнца и продолжавшееся не менее девяти часов (на праздники же святого великомученика Пантелеймона и Покрова Пресвятой Богородицы оно длилось до 14 часов, с Божественной Литургией – до 17). Старец-духовник строго следил за поведением братии во время длинных служб: «...Немощных [дремлющих], когда они сидят во время поучительного чтения, всегда бдительно преследует сам духовник отец Иероним, ибо во время каждого чтения он обходит все монашеские места и, если кого из братий заметит дремлющими, таковому тотчас приказывает пред иконою Спасителя положить 100 поясных поклонов. И потому всякий монах остерегается дремать», – замечает монах Мелетий 166 . Трапеза поставлялась братии дважды в день, кроме понедельника, среды, пятницы и святой Четыредесятницы – тогда вкушали единожды и без постного масла.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim-Solome...

    267. Советы относительно монашескаго жительства Келейныя во всем должны слушать своих стариц, если же оне заставляют делать не позволенное м. Игуменией, тогда не следует. Если какая старице крайность, то пусть спросят, нельзя ли как переменить. Бедным сестрам хорошо помогать, но тайно. А уж если не умеешь сделать тайно, и не надо. Давай только тогда, когда попросят, и больным. Больным даже обязательно. Письма к Л. можешь сохранить у себя и пользоваться ими на пользу других. В случае же смерти все передай в Оптину. С мирскими обращаться по усмотрению, когда как требует дело. Если необходимо, можно и поговорить, но лучше держаться молчания. Келейную учить всему доброму и молитве необходимо. Если она неграмотная, пусть проходит вместо вечерних и утренних молитв 300 молитв Иисусовых, как сказано в Псалтири для неграмотных. Для приучения себя не разсеиваться во время службы, перебирать четки с молитвой по счету, сколько четок в какую службу. Смущена, когда в чем согрешишь, – не думать, как, где да от чего, а скорее с покаянием и самоукорением – ко Господу. Как можно, бегать осуждения ближних. Когда случится искушение во сне, прочитай три раза 50–й псалом и положи 50 земных поклонов. И уже не смущайся, и будь покойной. Духовнику на исповеди надо говорить все, но в подробности не входить, т. е. сказать: приходили такие-то и такие помыслы, но в каком виде и какия, если были, лица, не надо, а особенно если на лицо духовное или на самого духовника. Послушнице Лидии. 1906–1907     268. Если спрашиваешь о своих духовных нуждах, то советы надо непременно исполнять. Готовить пищу в келлии дозволяется только старым да больным М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н. Послушница Лидия! Спасения и мира душевнаго желаю тебе от Господа. Что описала свое душевное состояние, то хорошо сделала. Действительно, это искушение вражие, и Господь да избавит тебя от него. Смиряйся больше, считай себя хуже и грешнее всякой послушницы и никогда никого не осуждай. Если будешь исполнять это, то благодать Господня покроет тебя от сетей вражиих и ты с пользой душевною будешь жить в монастыре.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово об обоживающей молитве, заключающей в себе все остальные добродетели Когда преподобный Акакий Кавсокаливит молился, он стоял неподвижно, как некий столп, однако и сидя не ощущал своего тела, находясь в высоком духовном состоянии, исполненный благодати и Божественного света. В каливе Преображения скита Святой Анны жил благочестивый иеромонах из Черногории отец Мина. За сутки он совершал от 1000 до 3000 земных поклонов и от 50 до ста четок 302 . От многой молитвы он не имел времени для разговоров. Молитва для него была соединением души с Богом, но также обладала и практическим действием. Она оберегала его от многословия и осуждения. В келлии Введения во храм Пресвятой Богородицы того же скита подвизался монах по имени Прокопий. В его сердце возникло сильнейшее желание научиться пению, хотя до этого многие годы он упражнялся в умной молитве. Кроме того, сей благословенный немного фальшивил. Однажды, когда он сидел грустный и печальный, перед ним предстал незнакомый седой старец и сказал: – Что с тобой, из-за чего ты расстраиваешься? – Из-за чего расстраиваюсь? Да вот, хочу научиться петь, но никто не берется меня учить, потому что у меня недостает слуха. – Я тебя научу. Со мной ты станешь лучшим псалтом. Но я хочу, чтобы ты сделал мне одно одолжение, – сказал незнакомец. – Какое? Все, чего ни попросишь, – ответил Прокопий. – Вместо всякой платы хочу, чтобы ты выбросил то, что держишь в руке 303 , и перестал произносить молитву. Тогда Прокопий понял, что неизвестный старец был демоном, и сказал ему с негодованием: Отойди от меня, сатана 304 1 И в ту же минуту тот стал невидим. В 1941 году в возрасте девяноста трех лет почил о Господе простой сердцем, словом и всей своей жизнью старец Артемий, монах монастыря Григориат. Он никогда не судил и не осуждал других, носил самую негодную одежду. Своим аскетическим ложем блаженный пользовался совсем мало. Обычно он сидел на скамье, одетый в рясу и кукуль, и ожидал, творя молитву, удара в симандр 305 , чтобы идти в церковь . Очень часто ходил в церковь Святой Анастасии и коленопреклоненно молился.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

10 Правило великосхимников, т. е. монахов, имеющих полное пострижение, следующее: каждые сутки делать коленопреклонений, т. е. земных поклонов, согласно святым отцам, – 300 (см.: Добротолюбие. С. 1053) (Callist. et Ign. Xanthopul. Op. ascet. 39//PG 147, 712D.); согласно же рассудительным мужам Святой Горы, коленопреклонений – 120, а поясных поклонов – 12 четок. Монахи в малой схиме, они же ставрофорные, делают коленопреклонений 100, а поясных поклонов – б четок. Рясофорные же – коленопреклонений 100, а поясных поклонов – 3 четки. Если монахи неграмотны и не могут ни прочесть, ни выслушать свое правило, им следует вместо утрени помолиться стоя 30 четок, говоря на каждый узелок четок: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Вместо часов – 10 четок, вместо вечерни – 10 и вместо повечерия – 10, как определяют канонники Святой Горы. А о том, когда исполняется прежде указанное правило, а когда не исполняется, смотри I Всел. 20. 11 Василий Великий в своем подвижническом слове, начало которого: Приидите, вси труждающиися..., употребляет те же выражения и требует от будущего старца и духовного отца тех же добродетелей, что и настоящее правило. Обращаясь к готовящемуся предать себя в повиновение, Василий говорит: «С большой заботой и предусмотрительностью постарайся, брат, найти такого непогрешимого учителя и руководителя твоего жительства, который хорошо знает, как руководить шествующими к Богу, украшен добродетелями, имеет от своих дел свидетельство его любви к Богу, знает Божественные писания, не сребролюбив, не предан суете, прилежит безмолвию, боголюбив, сострадателен к нищим, не гневлив, силен в наставлении своих ближних... и пр. И вообще говоря, мужа многодобродетельного, чтобы ты стал наследником благ, присущих ему» (Basil. Magn. Sermo de renuntiat. saeculi//PG 31, 632B.). А св. Каллист Ксанфопул в гл. 14 (Добротолюбие. С. 1021), изъясняя, каким должен быть непогрешимый старец, учит: «Он должен из священных писаний приводить свидетельства того, что говорит. А когда найдешь такого старца и вручишь себя ему, нужно следовать его повелениям» (Callist. et Ign. Xanthopul. Op. ascet. 14//PG 147, 652AB.). По словам Василия Великого , все, что говорит старец, должно быть для братства законом и правилом (Basil. Magn. Ascet. (brev.) 64//PG 31,1128D.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

В конце совершаем сто молитв по четкам Святому нашей обители. Потом совершаем Полунощницу и Утреню и затем немного отдыхаем. Перед тем как уснуть, монах должен скрестить руки у себя на груди и читать тропари из последования об усопших, для того чтобы помнить о смерти. Канон монаха-великосхимника состоит из трехсот земных поклонов и двенадцати четок-сотниц. Канон мантийного или рясофорного монаха состоит из ста пятидесяти поклонов и двенадцати четок. Канон послушника состоит из шестидесяти поклонов и шести четок. 3. Устав келейного Всенощного бдения, совершаемого по четкам. 1. Три четки-трехсотницы с молитвой: «Слава Тебе, Боже». Одна четка-трехсотница Пресвятой Богородице со словами: «Радуйся, Невесто Неневестная». 2. Три четки-трехсотницы: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Одна четка-трехсотница: «Пресвятая Богородице, спаси мя». 3. Три четки-трехсотницы о братии: «Господи Иисусе Христе, помилуй раб Твоих». Одна четка-трехсотница: «Пресвятая Богородице, помоги рабом Твоим». 4. Три четки-трехсотницы с молитвой: « Кресте Христов, спаси нас силою своею». 5. Три четки-трехсотницы с молитвой об усопших: « Господи Иисусе Христе, упокой души усопших раб Твоих». Одна четка-трехсотница об усопших Пресвятой Богородице: «Пресвятая Богородице, помоги рабом Твоим». Затем следует молебный канон Пресвятой Богородице и какое-то время можем почитать духовную книгу. 6. Три четки-трехсотницы с молитвой о благодетелях: «Господи Иисусе Христе, помоги рабом Твоим». Одна четка-трехсотница Пресвятой Богородице: «Пресвятая Богородице, помоги рабом Твоим». 7. Три четки-трехсотницы Господу Иисусу Христу с молитвой о всем мире: «Господи Иисусе Христе, помилуй рабов Твоих». Одна четка-трехсотница с молитвой Пресвятой Богородице: «Пресвятая Богородице, помоги рабом Твоим». 8. Три четки-трехсотницы Господу Иисусу Христу с молитвой о болящих: «Господи Иисусе Христе, помоги рабом Твоим». Одна четка-сотница Пресвятой Богородице с молитвой о болящих: «Пресвятая Богородице, помоги рабом Твоим». 9. Три четки-трехсотницы Господу Иисусу Христу с молитвой о братстве: «Господи Иисусе Христе, помоги рабом Твоим».

http://pravmir.ru/249925/

Но и тут нашу ночную тишь нарушал лай одной собаки, лаявшей без перерыва всю ночь напролет. Мы спросили своих соседей, чья эта дикая собака, и они сказали, что это собака псевдо-Василия. Ищи теперь, что это за лже-Василий! Наконец мы узнали, что это монах, и к тому же старец соседней келии святого Кирика. Его имя было монах Василий. Впоследствии, не знаю как, к нему прилепилось и прозвище. Ну вот, что теперь будет с собакой псевдо-Василия? Снова головная боль для старца Арсения. Однако и он, волновавшийся достаточно сильно, говорит: «Эх, отцы, она нам испортила весь наш покой. Но не волнуйтесь, что-нибудь да произойдет». На следующую ночь собака точно воды в рот набрала. Проходит вторая ночь, третья – собака ни звука. Что с ней случилось? Нас зовет отец Арсений и говорит: – К счастью, мы обрели покой. Я умолил Божию Матерь, и Она заткнула ей рот! С тех пор благодаря чудотворному вмешательству старца мы избавились от беспокойства, которое производила собака. А хозяину ее осталось лишь недоумевать. Мы узнали, что однажды в одном из магазинов старец Василий (псевдо-Василий) жаловался: – Случилось что ли что с этой пустыней, что собака моя онемела? Таков один из примеров молитвенного дерзновения отца Арсения.   Последние подвиги Добрая привычка даже в старости изобретает различные образы подвига. Когда отец Арсений состарился и не имел уже сил трудиться, он все же не желал есть свой хлеб даром. Он сидел на скамеечке и творил молитву или беседовал с благочестивыми паломниками, а его благословенные руки вязали четки, которые он раздавал своим духовным чадам, обучая их тому, как ими пользоваться, проговаривая на каждый узелок: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» Чин нашего ежедневного бдения Старец определил так: сначала молитва совершалась наедине на протяжении пяти–шести часов. За это время каждый монах совершал свое монашеское правило, состоящее из ста пятидесяти – трехсот земных поклонов и четырех четок по триста совершаемых с крестным знамением. Бдение заканчивалось общим богослужением на два – два с половиной часа, завершавшимся ежедневной Божественной литургией.

http://isihazm.ru/1/?id=1606

Разделы портала «Азбука веры» ( 33  голоса:  4.2 из  5) Дюдя Было время, когда игумен Ерм казался нам ангелом, спустившимся на землю. Во плоти ангел. Некий херувим, что несколько занес нам песен райских… Когда он еще жил в Лавре, на заре своего монашества, к нему в келью старцы посылали молодых постриженников как бы «на экскурсию»: идеальная келья монаха. Простота. Чистота. Нестяжательность. Единственным ее излишеством была серебристая змеиная кожа, которую подарил отцу Ерму мой друг — писатель и путешественник Геннадий Снегирев. — Отец Ерм , а зачем вам в келье эта змеиная шкура? — спрашивали молодые постриженники. — Ведь это же — принадлежность Искусителя? — Она напоминает мне о грехопадении первых людей, — скромно отвечал отец Ерм . — А кроме того — Сам Христос говорил: будьте мудры, как змеи! Вообще существует такое монашеское наблюдение: невозможно прийти к Господу, если воочию не увидишь в каком-нибудь человеке отблеск вечной жизни, лик Христов. Так и красота монашества открывается лишь через Человека: вот он — перед тобой — во всей своей немощи, во всей своей простоте, покрытой черным штапелем ли, сукном, а через него сияет слава Божия, Царство Небесное, неземной мир. Многие именно так избирали для себя монашество. И таким человеком был для нас наш игумен, наш, между прочим, тогда еще совсем молодой «старец», наш духовный отец. Он тогда очень увлекался старообрядчеством — это понятно, ведь у них такие иконы: никониане никогда не смогли подняться до их умозрения, — все выходило плоскенько, аляповатенько. А отец Ерм — эстет, аскет, иконописец. Даже по Лавре расхаживал тогда со старообрядческой лестовкой вместо ортодоксальных четок. Возглашал по–старинному «во веки веком». Поклоны клал, как положено по старому молитвослову. Даже и мне такой подарил. И я тоже после каждой «Славы» по три земных поклончика отмахивала. С непривычки так натрудила коленку, что она вспухла, и я не ходила, а ковыляла. В конце концов, обратилась даже в травмопункт… У меня спросили: — А что вы делали на этой ноге? Может, тяжести какие подпирали, может, ударяли ее или, может, насекомое какое вас укусило?

http://azbyka.ru/fiction/mene-tekel-fare...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010