В О. применялись все известные в то время на Руси виды нотации : в XVI-XVII вв.- крюковые знаменная и казанская нотации, с 3-й четв. XVII в. к ним добавляются также двознаменная нотолинейно-крюковая (ГИМ. Син. певч. 1348, 1676-1682 гг.) и нотолинейная формы записи. История развития книги О. показывает, что она мыслилась ее создателями как своего рода певч. энциклопедия. Круг песнопений О. с большей или меньшей полнотой охватывает все богослужение: здесь представлены тексты песнопений почти всех чинопоследований общественного и частного богослужения, а также множество дополнительных материалов, в т. ч. уставного характера. Среди всего корпуса певч. книг только О. дает целостное (а не основанное на сопоставлении отдельных частей) представление о певч. традиции уставного богослужения. О. включает в себя песнопения почти всех использующихся в Русской Церкви жанров гимнографии ; в нем представлены все певч. стили и формы нотации, известные на тот момент. Несмотря на значительный объем материала, в кон. XVI - 1-й пол. XVII в. О., как правило, входил в состав певч. сборников, объединяющих под одним переплетом неск. певч. книг, и только со 2-й пол. XVII в. получают распространение списки О., оформленные как отдельные манускрипты. 3-й этап истории О. охватывает период с нач. XVIII в. до наст. времени, его важнейшая особенность - существование книги не в едином русле, а в рамках 3 конфессиональных течений, сложившихся в России после церковного раскола сер. XVII в.: в синодальной, а затем патриаршей Церкви, среди старообрядцев-поповцев и старообрядцев-беспоповцев. В практике синодальной Церкви на протяжении XVIII в. продолжалось включение в О. вновь возникающих мелодических версий песнопений, как монодийных, так и многоголосных, в т. ч. гармонического склада, при этом структура книги не претерпевала заметных изменений. В чинопоследование всенощного бдения на данном этапе прочно входят песнопения греческого, киевского и болгарского распевов, причем не только внегласовые, но и те, что относятся к «обиходному осмогласию» (напр.: РГАДА.

http://pravenc.ru/text/2578051.html

ч. черемисами ( Димитрий (Самбикин). С. 28). На прориси кон. XVII в. (ГИМ) с подписью «образецъ Максимовъ» фигура Г. перед святителями Германом и Варсонофием немного укрупнена, правая рука в молении, в вытянутой левой - большое Евангелие. Известно, что в Казани иконы Казанских чудотворцев писал иконописец Иван Фёдоров (сын казанца Феодора Никитина Рожнова ?), в 1706 г. он получил за 6 таких икон 1 р. 16 алтын 4 деньги ( Покровский И. М. Казанский Архиерейский дом, его средства и штаты, преимущественно до 1764 г. Каз., 1906. С. 222-223). В Благовещенском соборе Казанского кремля находился чудотворный образ Казанских святителей 1-й четв. XVIII в. «с довольно крупными частицами мощей этих угодников Божиих» ( Яблоков. 1909. С. 30), к-рый носили в крестных ходах. Икона святителей с частицами мощей 1709 г., присланная митр. Казанским Тихоном (Воиновым) в г. Троицкий-на-Таганроге (ныне Таганрог), после взятия Азова турками (1711) была перенесена в новоустроенный г. Павловск Воронежской епархии ( Димитрий (Самбикин). С. 28). Почитаемый образ казанских чудотворцев в серебряной ризе с частицами св. мощей, сохранявшийся в роде Головиных, находился затем в созданном ими храме Нерукотворного образа Спасителя с. Деденёва (освящен в 1858, с 1861 - Спасо-Влахернский мон-рь Московской епархии). Там же хранились 3 кипарисовых ковчега в серебряных окладах и драгоценные кресты с частицами св. мощей святителей (Спасо-Влахернский общежит. жен. мон-рь. М., 1894. С. 38, 41). Особый извод составляют иконы 1-й четв. XVIII в. святителей Г. (впереди), Варсонофия и Германа в молении образу Благовещения Богородицы на фоне Казанского кремля, с помещенными в картушах частицами св. мощей чудотворцев (ГОМРТ, ПГХГ). Изображение кремля с храмами, архиепископским и государевым дворами на иконах, по-видимому, связано с появлением его на планах этого времени. В XIX - нач. XX в. были написаны новые иконы Г., напр. храмовый образ в крестовой церкви его имени, освященной в 1829 г. в новом архиерейском доме за пределами кремля, где стали жить Казанские архипастыри.

http://pravenc.ru/text/168357.html

Церковь во имя св. Георгия Победоносца. 1691 г. Фотография. 2015 г. Церковь во имя св. Георгия Победоносца. 1691 г. Фотография. 2015 г. Важным периодом истории М. м. было настоятельство архим. Серафима (1679-1699), начиная с которого до 1764 г. обитель возглавляли также архимандриты. При нем велось строительство каменного храма. Настоятель составил воззвание к благотворителям, на к-рое откликнулись мн. бояре и царственные особы. Царь Феодор Алексеевич в 1681 г. пожаловал на церковь 200 пудов железа, цари Иоанн V и Петр I Алексеевичи в 1684-1691 гг. многократно жертвовали деньги и материалы на церковное строительство, отдельные предметы (напр., медное паникадило), церковное облачение. В 1691 г. строительство было окончено. В 2-этажном 5-главом храме нижняя зимняя церковь была освящена во имя вмч. Георгия Победоносца, верхняя, летняя - в честь Рождества Пресв. Богородицы. К сер. XVIII в. с 3 сторон, кроме восточной, к церкви была пристроена каменная галерея, с западной стороны - каменная колокольня с часами. Впосл. в нижней церкви появились приделы во имя свт. Димитрия Ростовского и в честь Воздвижения Креста Господня. К нач. XVIII в. в М. м. были возведены настоятельский корпус, крытый тесом, и братский корпус, крытый дранью. Над св. воротами размещался «взруб древяной, крыто черепицей». За оградой устроены скотный и конный дворы. В 1708-1709 гг. были выстроены каменные св. ворота с надвратной ц. в честь Вознесения Господня. В 1713 г. начали возводить каменную ограду с 7 башнями под шатровыми верхами, а также каменные братские кельи. Строительство было завершено во 2-й четв. XVIII в., одним из активных благотворителей в тот период был Крутицкий архиеп. Леонид (Петровский), вероятно постриженик мон-ря. Помощь благотворителей укрепила хозяйственное положение мон-ря. В 20-х гг. XVII в. мон-рю принадлежало с. Клетино близ Мещовска с деревнями и пустошами. Впосл. М. м. значительно расширил свои владения, особенно при архим. Серафиме, благодаря пожалованиям царей Иоанна V и Петра I и царевны Софии Алексеевны. В частности, удалось вернуть земли старой обители. В 1678 г., согласно выписи из мещовских переписных книг Василия Сокольникова и подьячего Гаврилы Перекусихина, М. м. принадлежало 67 дворов крестьян. В нач. XVIII в. он владел 4 мельницами, рыбной ловлей, рядом с ним располагалась подмонастырская слободка, в к-рой проживали трудники. В 1725 г. Калужский городовой магистрат распорядился передавать в пользу М. м. сбор с ежегодной Петровской ярмарки в Мещовске, приуроченной ко дню памяти апостолов Петра и Павла, 29 июня. Мон-рю принадлежала и часовня на ярмарке. По данным 2-й ревизии, в 1744 г. обители принадлежали 963 крестьянина.

http://pravenc.ru/text/2563152.html

Среди св. воинов и князей М.- седовласый старец с короткой, кудрявой бородой, всклокоченными волосами; он изображен в рост в полном воинском облачении, с копьем, мечом, луком и щитом на вологодской иконе-двухряднице из Входо-Иерусалимской ц. Каргополя (кон. XVI-XVII в., ВГИАХМЗ). Среди св. воинов - на створке складня XVII в. с образом прп. Александра Свирского в среднике (Музей икон, Рекклингхаузен - см.: Бенчев. 2008. С. 285). Как воин, с копьем и щитом, он представлен в росписях собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (1502, мастер Дионисий с сыновьями), на юго-зап. столбе Спасо-Преображенского собора Спасского мон-ря в Ярославле (1564), в ц. Успения Пресв. Богородицы в Свияжске (кон. XVI в.), на юж. грани сев.-вост. столба собора Смоленского Новодевичьего мон-ря в Москве (кон. XVI в.), на сев.-вост. столбе Успенского собора Московского Кремля (1642-1643), в ц. Воскресения в Ростове (1670-1680), в Троицком соборе Ипатиевского мон-ря в Костроме (1684; вместе с мч. Саввой Стратилатом) и др. Вмч. Мина, со сценами Жития. Икона. 2-я четв.— сер. XVI в. (ЦМиАР) Вмч. Мина, со сценами Жития. Икона. 2-я четв.— сер. XVI в. (ЦМиАР) Со 2-й пол. XVI в. в рус. искусстве бытуют житийные иконы М. Одна из них, «Великомученик Мина в житии» (2-я пол. XVI в., ЧерМО) происходит из Воскресенского Горицкого мон-ря (см.: Рыбаков А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. 43/44). Клейма: 1. Принесение мощей в отечество; 2, 3. Чудо о спасении задушенного купца; 4, 5. Чудо о Евтропии, обещавшем поставить блюдо в церковь Мины; 6. Чудо о спасении от воина женщины по имени София; 7. Чудо об исцелении хромого и немого; 8. Чудо о самарянке Афракии, спасенной от смерти и обращенной в веру; 9. Чудо об обращении эллина; 10, 11. Чудо о еврее и христианине; 12. Чудо о богатом эллине и бедной вдовице; 13. Чудо об обещанных верблюдах; 14. Чудо о пожертвованных дровах; 15. Чудо об исцелении бесноватого; 16. Чудо об укравшем вепря. Содержание 15 клейм житийной иконы М. (в среднике - в воинских доспехах, с копьем и мечом) из деревянной церкви во имя святого, стоявшей на месте Покровской ц. в с. Данилове Конаковского р-на Тверской обл. (сер. XVI в., ЦМиАР), сосредоточено на сценах мученичества святого и связанным с почитанием его св. мощей Чудом о воскрешении паломника: М. перед языческим судьей; его ведут в темницу; секут воловьими жилами; мучают железными когтями; вновь секут воловьими жилами; поджаривают на огне; снова секут; отрубают голову; погребение М.; обретение его мощей; некий человек плывет поклониться мощам М. с мешком золота для его церкви; человек останавливается на ночь в доме, где его обворовывают и обезглавливают; М. на коне являтеся хозяину дома; он находит в доме голову человека и предлагает убийце покаяться; М. молится Господу о воскрешении человека (см.: Святое воинство: Образы небесных защитников в рус. искусстве XII - нач. XX в. М., 2010. Кат. 42. С. 40, 93).

http://pravenc.ru/text/2563238.html

По документам Б. с. известна икона в серебряном золоченом окладе вмч. Феодора Стратилата, св. покровителя царя Феодора Алексеевича (написана в 1676 г. С. Ушаковым; ныне в Музее прикладного искусства и быта России XVII в. ГММК). В наст. время в ряду стоит икона, вероятно 80-х гг. XVII в., с изображением св. апостолов Петра, Иоанна Предтечи и прп. Алексия, человека Божия (дописан во 2-й четв. XVIII в.), предстоящих Христу,- небесных покровителей царей Иоанна и Петра Алексеевичей. Среди местных икон интересна житийная икона свт. Николая на сев. стене Б. с. В одном из ее клейм сохранилась надпись о том, что икона была создана в марте 1699 г. по обещанию прот. Б. с. Феофана Феофилактовича, духовника государя, его сыном Феодотом Ухтомским, изографом Оружейной палаты. Богоматерь Одигитрия. Икона местного ряда иконостаса в приделе во имя Собора арх. Гавриила. 2-я пол. XVI в. Богоматерь Одигитрия. Икона местного ряда иконостаса в приделе во имя Собора арх. Гавриила. 2-я пол. XVI в. Пядничный ряд первоначально состоял из образов в основном Богородичных, из к-рых сохранились 2 греч. иконы XIV в. «Одигитрия», одна в первоначальном серебряном окладе (ныне в Оружейной палате), иконы XVI-XVII вв. «Млекопитательница», «Тихвинская», «Пименовская», «Смоленская», «Яхромская», «Владимирская» (ныне в экспозиции на зап. паперти), и др. Совр. пядничный ряд появился в иконостасе в нач. XVIII в. Он состоял из 30 небольших (27 ´ 25 см) двусторонних минейных икон, написанных на загрунтованном холсте. В 1812 г. большая часть их была похищена. К 1818 г. худож. Д. Г. Шумилов заново написал 27 двусторонних образов. В левой половине ряда стоят Минеи (на каждый месяц), в правой - изображения отдельных праздников. В XVII в. иконостас завершался деревянными резными херувимами, через одного золочеными и посеребренными. С сер. XVIII в., согласно описям, иконостас венчали 3 большие восьмиугольные иконы в 3 алтарных пролетах (не сохр.): «Господь Саваоф» (в центре), «Христос Спаситель» и «Св. Иоанн Предтеча».

http://pravenc.ru/text/149295.html

ч. Н. явился на Ее зов из основанного им Мирожского мон-ря. Сюжет имеет 2 композиционных варианта. На чудотворной иконе, которая по сохранившейся живописи может считаться памятником нач. XVII в. (передана представителями ФРГ 7 сент. 2001 и поставлена в Троицком соборе Пскова - некогда находилась в Покровской от Пролома ц. и считалось, что была написана вскоре после 1581, см.: Окулич-Казарин. 2001. С. 129-130; полная надпись приведена: Василёв И. И. Ист.-стат. указатель г. Пскова. СПб., 1899. С. 104-105), отдельные районы города показаны в традициях древнерус. иконописи XVI-XVII вв.: расположенные друг над другом и разделенные ландшафтными участками «грады»-укрепления. К ней восходят совр. иконы, напр. в псковской ц. во имя свт. Василия Великого на Горке. Др. вариант представлен иконами кон. XVII - XVIII в. из храмов Пскова, связанных с событиями осады 1581 г. На них город изображен в перспективе, по принципам европ. картографии; образцом краеведы и исследователи считают план 1694 г., а одного из его создателей - автором иконы-протографа этой редакции. Это икона, известная в краеведческой лит-ре под именем «Сретение Богородицы», до 1910 г. находившаяся в часовне Владычного Креста ( Окулич-Казарин. 2001. С. 86-88), согласно надписям на ней, была «возобновлена» 6 сент. 1784 г., т. е. переписана по старым контурам «из стараго изображения» на средства инженер-майорши А. С. Румянцевой. Плохая сохранность ее живописи к 3-й четв. XVIII в. была связана с тем, что именно с этой большого размера иконой (ок. 487×210 см) жители города шли в крестный ход навстречу чудотворной иконе Успения Пресв. Богородицы из Псково-Печерского мон-ря в память событий 20 авг. 1581 г. С 1910 г. икона находилась в Троицком кафедральном соборе Пскова (ныне в ПИАМ). Ее повторением является икона из Гостиного двора, некогда укрепленная там близ лавки купца И. И. Жигилевича (40×40 см, 1762, ныне в собр. ПИАМ, см.: Там же. С. 102. Рис. 11). Н. вместе с др. святыми - покровителями города - с Псковскими князьями, преподобными и блаженными стоит в молитвенном обращении к Богородице.

http://pravenc.ru/text/2577705.html

стен пастофориев был образован придел Неопалимой Купины с небольшой полуциркульной апсидой. Над местом, где росла Купина, был сооружен престол. Купина пустила за пределы апсиды побег, от к-рого в наст. время вырос куст. Пастофории были перекрыты куполами. В боковых помещениях, первоначальное назначение к-рых неизвестно (для размещения паломников?), были устроены приделы, причем нек-рые помещения были разделены перегородками. В наст. время в сев. пастофории находится придел ап. Иакова, брата Господня (сохр. росписи алтаря, 2-я пол. XV в.), в южном - Синайских и Раифских мучеников. В сев. башне находится придел св. Марины, в следующем помещении, разделенном надвое,- приделы равноапостольных Константина и Елены и сщмч. Антипы, еп. Пергамского. В помещении, примыкающем к сев. пастофорию, располагается сакристия, в примыкающем к южному - ризница. Далее, в перегороженном помещении за юж. нефом, разместились приделы праведных Иоакима и Анны и прп. Симеона Столпника, в юж. башне - бессребреников Космы и Дамиана. Чудеса св. Евстратия. Фрагмент эпистилия. 2-я пол. - 3-я четв. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины) Чудеса св. Евстратия. Фрагмент эпистилия. 2-я пол. - 3-я четв. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины) От первоначального убранства сохранились кипарисовые двери между нартексом и наосом, украшенные 28 панелями с резными изображениями растений и животных. Первоначальный престол, опирающийся на 5 мраморных колонок, вставлен в деревянное обрамление XVII в. 2 плиты от первоначальной алтарной преграды (с изображением креста и газелей) включены в структуру надгробия вмц. Екатерины XVIII в. в апсиде. Колонны сделаны из гранита, «толстые и грубые», их разнообразные капители «убогого местного изготовления» ( Krautheimer. 1986. Р. 277). Базилика с ее убранством представляет собой пример характерного для ранневизант. провинциальной архитектуры соединения «незамысловатого местного плана и зачастую жалкой строительной техники с великолепной декорацией, импортированной из мозаичных и скульптурных мастерских К-поля или иных, но непосредственно связанных с ним» (Ibid.

http://pravenc.ru/text/189637.html

В ростовской ц. Толгской иконы Божией Матери над ракой блж. Иоанна Милостивого установлен образ «Блж. Иоанн Милостивый, с деисусом и клеймами чудес» 3-й четв. XVII в.; П. представлен в молении справа в деисусном чине. На иконе «Ростовские чудотворцы» 1685/86 г. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) святые представлены в 2 ряда, П.- в верхнем ряду среди преподобных и блаженных. В XIX в. такая икона хранилась в ростовской ц. св. Иоанна Предтечи ( Израилев А. А., прот. Ростовская, Ярославской губ., церковь в честь Толгской иконы Божией Матери, называемая также церковью Иоанна Милостивого//Прот. Аристарх Израилев (1817-1901): Тр., публ., исслед. М., 2001. С. 507-508). Существовали иконы, на к-рых вокруг центрального образа свт. Николая Чудотворца были объединены фигуры Московских и Ростовских святых. В подобном изображении кон. XVII в. (из ц. Воскресения Христова в с. Демьяны Ростовского р-на Ярославской обл., СПГИАХМЗ) П.- крайний слева в верхнем ряду, правая рука возле груди. Иногда образ П. сопоставляли с изображением св. царевича Димитрия Угличского (икона-спилок «Избранные святые», 1-я пол. XVII в., частное собрание; П. в куколе). В числе Ростовских чудотворцев П. представлен также на иконе с подписью московского мастера В. П. Гурьянова (1902, ГМЗРК): 1-й ряд состоит из святителей, над ними - прп. Авраамий и П. (у него заостренная, слегка раздвоенная борода, мантия и схима на плечах покрыты золотым ассистом). Относительно рано появился извод «Ростовские святые в молении чудотворной Владимирской иконе Божией Матери». На иконе посл. трети XVII в. (из собрания А. А. Титова, ГМЗРК) избранные святые (среди них большинство Ростовских, но есть также Новгородские, Московские, Ярославские) представлены молящимися прославленной святыне Ростова. Под ней внизу - сюжет «Явление апостолов Петра и Павла прп. Петру, царевичу ордынскому» (П. изображен коленопреклоненным отроком). Место П. среди святых варьировалось. На иконе 2-й пол. XVIII в. (ГРМ) в центре стоит свт. Николай Чудотворец, П.- в правой группе, старец в схиме, надетой поверх мантии, со свитком в руке.

http://pravenc.ru/text/2580106.html

В 80-х гг. XVI в. в местном ряду иконостаса Софийского собора в Новгороде появилась икона В. М., зеркально повторяющая икону 1563 г. (под записью XVII в., оклад - 50-е гг. XVII в., НГОМЗ). В кон. XVI - нач. XVII в. икона того же извода была написана для псковского Троицкого собора. В дореволюционных путеводителях, как правило, указывалось, что местонахождение «второй иконы» в соборе было «на столпе» (в наст. время перед иконостасом главного придела). Эта иконография соответствует описанию облика В. М. в иконописном подлиннике XVIII в. по списку С. Большакова: «Рус, власы с ушей, брада аки Василия Кесарийского, пошире на нем, шуба червчата, испод лазорь, на главе шапка, в левой руке церковь празелен с белилом, об одном верху, Святая Троица» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 52-53). Существовали и др. варианты иконографии этого святого. В клейме псковской иконы «Церковь походная» в чине св. князей В. М. изображен с крестом в правой руке и с мечом в левой (3-я четв. XVI в., ТКГ). На иконе 2-й пол. XVII в. (ГМЗК) князь держит в правой руке Троицкий собор, а в левой - меч. В Сводном иконописном подлиннике XVIII в. описан др. вариант иконографии святого: «Неции пишут на руце церковь, под ногами лежит бранное оружие и щит». Образ В. М. мог быть включен в деисусную композицию: напр., на шитой вставке «Благовещение Пресв. Богородицы с деисусом» (сер. XVI в., ПИАМ); на иконе из деисусного чина (похищен из Изборского музея в 1963, местонахождение неизв.) иконостаса ц. Сергия Радонежского в Изборске (кон. XVI в.); на серебряной цате XVI в. (ПИАМ). В. М. представлен в 3/4-ном развороте, обе руки в жесте моления. Так же он изображен на боковом поле псковской иконы «Св. Троица» (кон. XVI в., ГТГ). в среднике иконы - Св. Троица, на полях - кнг. Ольга и кн. Всеволод (Гавриил), можно предположить, что икона связана с историей Троицкого собора в Пскове, основательницей к-рого, по преданию, была кнг. Ольга, а обновлял собор в XII в. В. М. В кон. XVI в. в Пскове появились иконы с изображением видения старца Дорофея - чуда, происшедшего во время осады города Стефаном Баторием в 1581 г. Наиболее ранняя икона с изображением явления Пресв. Богородицы старцу Дорофею (т. н. Псковско-Покровская) была написана для ц. Покрова от Пролома вскоре после 1581 г. и представляет собой изображение Божией Матери с предстоящими Псковскими святыми (преподобные Антоний и Корнилий, князья Владимир Киевский, Гавриил и Тимофей Псковские, блж. Николай Псковский), в числе к-рых на фоне панорамы Пскова - В. М. (до 2001 находилась в частной коллекции в Австрии, в наст. время - в Троицком соборе Пскова). Список с этой иконы с краткой летописью был в Успенском соборе Московского Кремля (прорись опубликована в кн.: Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. М., 1861. Рис. 10).

http://pravenc.ru/text/155468.html

На рельефе шкатулки из слоновой кости в Бадия делла Тринита в Ла-Кава (Италия), по мнению К. Вейцмана, представлено изображение плаща А. В. (Pseudo-Callisphenes. Historia Alexandri. I 3) и сцена «Примирение родителей Александра» (Ibid. I 22). На неск. глиняных фрагментах: XI-XII вв. (Византийский музей. Афины), XIII-XIV вв. (Музей в Фессалонике), XIV в. (Музей в Бернаке) - встречается изображение следующих эпизодов: «Александр брошен в яму» (Ibid. I 14); «Битва Александра с Пором» (Ibid. III 4). Цикл подвигов А. В., от победы над Дарием до походов к брахманам и амазонкам, был представлен в мозаиках дворца Дигениса Акрита (по предположению А. Грегуара, дворец мог находиться в вост. части М. Азии и датировался IX в. (?)). Значительное число иллюстраций (преимущественно «портретов героев») содержалось в серб. списке «Романа об Александре» кон. XIV (?) - нач. XV в. из собрания Народной б-ки Сербии в Белграде (погиб в 1941; сохранившиеся фотографии всех миниатюр опубликованы в кн.: Р. Српска Александрида: Ucmopuja основног текста. Београд, 1969). Неск. миниатюр, сопровождающих текст романа, находятся в серб. рукописи 3-й четв. XV в. (НБКМ. 771). Большой цикл иллюстраций к особой хронографической редакции романа имеется во 2-м томе Лицевого летописного свода 2-й пол. XVI в. (БАН. 17. 179). В кон. XVI в. была сделана попытка проиллюстрировать «Роман об Александре» в лицевом Хронографе редакции 1512 г. (РГБ. Собр. Егорова. 202), где для этих миниатюр оставлены места с киноварными заголовками сюжетов. В XVII-XVIII вв. «Сербская Александрия» была излюбленным сюжетом рус. иллюстраторов, но редакции миниатюр остаются недостаточно изученными. Иллюстрации отдельных сцен романа, преимущественно батальных (напр., «Битва Александра с Пором»), с петровского времени до 1-й четв. XX в. были широко распространены в лубочных картинках. б) «Вознесение А. В.» - наиболее распространенный иконографический сюжет, восходящий к роману Псевдо-Каллисфена (Ibid. II 41) и встречающийся также в искусстве многих стран средневек.

http://pravenc.ru/text/64334.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010