В печатных Минеях, используемых ныне в РПЦ, под 23 июня (Минея (МП). Июнь. Ч. 2. С. 270-282) помещена полиелейная служба А. В. (см. Знаки праздников месяцеслова ), под 20 окт.- тропарь и кондак из указанной службы (Минея (МП). Октябрь. С. 524). В Веркольском мон-ре ежедневно читается акафист святому. Ист.: Описание о российских святых. С. 157; Пролог. Сентябрь-февраль. М., 1685. Лит.: Яхонтов И. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Каз., 1881. С. 183-187; Ключевский. Древнерусские жития. С. 323-324; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 62-64; Голубинский. Канонизация святых. С. 128; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 231; Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 249-261, 290-292; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 2; Кн. 6; Савельева Н. В. «Житие Артемия Веркольского» в рукописной традиции Веркольского монастыря//ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 365-376; Свято-Артемиев Веркольский монастырь. М., 2000. А. К. Сальников, Е. В. Романенко Св. прав. Артемий Веркольский. Икона. XVIII в. (АМИИ) По описанию в иконописном подлиннике посл. четв. XVII в., А. В. «12 лет млад, в одной рубашке, в левой руце посох, в правой крест» (ИРЛИ. Бобк. 4. Л. 142об.), в подлиннике XVIII в.: «Праведный отрок... иже со отцом своим Козьмою земледельцем и шед на поле, умре от грома велика, млад отрок 12 лет, в рубашке, в руке лоза, колени голы. А инде пишет в рубашке и в портах» ( Филимонов. С. 175). Одно из наиболее ранних изображений святого - в коротком белом хитоне и гиматии - сохранилось на иконе св. Василия Блаженного и А. В. в молении Спасу Еммануилу 20-х гг. XVII в. строгановского мастера (собрание П. М. Третьякова. ГТГ). На прорисях с икон XVII в. праведный отрок представлен прямолично, в рост, с благословляющей десницей и свитком в левой руке, нередко в ряду избранных святых ( Маркелов. Т. 1. С. 125, 127, 135). Вместе со свт. Николаем он изображен на иконе сер. XVII в. (ГИМ), в центр к-рой врезан деревянный крест XVI в.; с мч. Уаром - на иконе ок. 70-х гг. XVII в. (ГТГ); со св. Иоанном Предтечей - на образе кон. XVII в. (ВГИАХМЗ). На поле иконы, среди избранных святых,- на образе «Распятие Христово» Леонтия Стефанова, 1679 г. (ГИМ); на нижнем поле иконы Божией Матери «Троеручица», XVII в. (ГИМ),- по пояс, с обращенными к зрителю ладонями.

http://pravenc.ru/text/76384.html

В миниатюрах Физиолога из Евангелической школы в Смирне (B 8. Pl. 70, 3-я четв. XI в.) А. В. изображен во время проповеди; в рукописи гомилий свт. Григория Богослова (ГИМ. Греч. 61. Л. 181, 3-я четв. XI в.; Paris. gr. 543. fol. 260v) - композиция «Успение Афанасия Великого». Иконография А. В. в древнерус. искусстве следует визант. традиции: в житийном цикле свт. Кирилла Александрийского в Кирилловской ц. в Киеве, 2-я пол. XII в.; в ц. Успения Богородицы на Волотовом поле в Новгороде, 80-е гг. XIV в.; на новгородской иконе «Свт. Николай Чудотворец, с деисусом и избранными святыми», кон. XIV в. (ГТГ); в ц. св. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.; на иконе «святые Афанасий Александрийский, Кирилл Александрийский, Игнатий Богоносец», XV в. (НГОМЗ), на минейной иконе на январь 1-й пол. XVI в. (ГРМ), на дробнице на епитрахили 1546 г. из ризницы ТСЛ (СПГИАХМЗ), на единоличных иконах 1-й пол.- сер. XVI в. (ЦАК МДА) - в рост, и сер.- 2-й пол. XVI в. (ГИМ) - поясной образ, на левом столбике царских врат 2-й пол. XVI в. (ГТГ) - изображен в саккосе; на дробнице кон. XVI в. на окладе для иконы «Св. Троица» прп. Андрея Рублева из ризницы ТСЛ (СПГИАХМЗ) - вкладе царей Бориса Годунова, Михаила Романова; на минейных иконах на январь и май кон. XVI в. (ВГИАХМЗ); на иконе А. В. из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора в Сольвычегодске, ок. 1606 г., строгановской мастерской (ГТГ); на иконе кон. XVII в. из иконостаса ц. Св. Троицы в Никитниках в Москве (ГИМ) - оплечное изображение. Лит.: Ерминия ДФ. С. 159; Большаков. Подлинник иконописный. С. 94; Stransky A. Les ruines de l " eglise de St. Nicolas de Melnic//Atti del V Congresso intern. di studi bizantini. R., 1940. Vol. 2. P. 422-427; Менолог. С. 194-195, 204-205; Блиндерова Н. В. Житие Кирилла и Афанасия Александрийского в росписях Кирилловской церкви Киева//ДРИ: Монументальная живопись XI-XVII вв. М., 1980. С. 52-60; Pelekanidis S. , Chatzidakis M. Kastoria. Athena, 1985. P. 68, 95; Jolivet-L é vy C. Les Églises byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de l " abside et de ses abords. P., 1991. S. 103, 138, 203, 274; Евсеева. Афонская книга. С. 194, 270, 299.

http://pravenc.ru/text/76946.html

=2. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник. Собр. Владимирского Епархиального братства. Сборник XVII в.; 4°; 642 л.; полуустав. Список полный. О ркп. см.: А – с. 18–20. Второй тип ( O I ,1–2 ) , где к Патерику в конце примыкает текст Жития Феодосия особой формы, близкой в проложной, но с риторическим вступлением, более распространен. Краткая редакция жития святого лучше вписывалась в патериковый ансамбль, потому что патериковые «слова» в жанровом отношении ближе к проложному, чем к минейному типу житий. 3. РГБ. Собр. Н.С. Тихонравова (Ф. 299) 159. Патерики Печерский и Скитский, Житие и деяния Иоанна Богослова перв. пол. XVI в. (л. 87–527) и перв. пол. XVII в. (л. 1–86 и л. 528–573); 4°; 573 л. III; полуустав перв. пол. XVI в. и скоропись нескольких почерков перв. пол. XVII в. Печерский патерик занимает л. 1–241 об.; список неполный. Писец перв. пол. XVII в. восстановил недостающую часть Патерика по списку другого вида Основной редакции, где дополнительные тексты – Житие Феодосия Печерского , похвала святому и сказание об основании Печерского монастыря – помещены в начале сборника. О ркп. см.: А – с. 4–5. 4. БАН. Собр. Н.Ф. Романченко 48. Ркп. посл. четв. XVI в.; 4°; 176 л.; полуустав. Список неполный. 5. ГИМ. Синодальное собр. 945. Ркп. втор. пол. XVI в. (л. 18–144) и перв. пол. XVII в. (л. 2–17 и л. 145–181); 4°; III 181(1 чист.); полуустав нескольких почерков. Печерский патерик занимает л. 2–161об.; список полный. О ркп. см.: Ш – с. 5; А – с. 8–9 (кон. XVI в.). 6. ГИМ. Воскресенское собр. 110. Киево-Печерский патерик и сборник слов и поучений XVII в.; 4°; 478 л. (2 чист.); полуустав, близкий к скорописи, трех почерков (I – л. 1–143 об.; II – л. 145–323; III – л. 325–478). Печерский патерик занимает л. 145–323 (сер. XVII в.). Список полный, но есть отклонения в расположении материала. 7. РГБ. Собр. Троице-Сергиевой лавры (Ф. 304) Киево-Печерский патерик и сборник слов и житий XVII в.; 4°; 277 л. V; скоропись. Печерский патерик занимает л. 99–211; список полный. О ркп. см.: Я – с. V; А – с. 15–17.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прп. Мария Египетская. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Вардзия, Грузия. 1184–1186 гг. Прп. Мария Египетская. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Вардзия, Грузия. 1184–1186 гг. Краткое Житие М. Е. переведено на Руси или для Руси не позднее XII в. в составе нестишного Пролога. В южнослав. традиции оно помимо собственно Пролога встречается в составе Миней служебных и праздничных в качестве чтения по 6-й песни канона. Начиная с 1642-1643 гг. (1-е полное издание) данная редакция Жития М. Е. довольно регулярно издавалась Московским Печатным двором в составе Пролога. В 1-й пол.- сер. XIV в. Житие было дважды переведено в составе стишного Пролога болг. и серб. книжниками (возможно, на Афоне). Помимо собственно стишного Пролога оно входит в состав чтений по 6-й песни канона в многочисленных списках Миней служебных южнослав. и славяно-румын. происхождения XIV-XVII вв. (в славяно-молдав. традиции оно встречается только в составе Миней, Пролог как тип книги там отсутствует). Болг. перевод (т. н. Тырновская редакция) через серб. посредство не позднее кон. XIV в. попал на Русь (старший список - ГИМ. Чуд. 17-перг., рубеж XIV и XV вв.), где в XV-XVI вв. получил распространение преимущественно в монастырской среде. Служба М. Е. с каноном 3-го гласа («Покаянию прописание, святую обретши…») была переведена на слав. язык не позднее XI в., очевидно в составе комплекта Миней служебных; старшие списки имеют древнерусское (новгородское) происхождение - РГАДА. Тип. 110, кон. XI - нач. XII в.; ГИМ. Син. 165, сер. (?) XII в. (нотированная). В 1-й пол.- сер. XIV в. в связи с распространением у южных славян Иерусалимского устава был осуществлен новый перевод службы М. Е. в составе служебных Миней. В Сев.-Вост. Руси он получил распространение в 1-й четв. XV в., в Новгороде и Пскове - не ранее 30-х гг. XV в., в Великом княжестве Литовском и на восточнославянских землях Польского королевства - видимо, к посл. четв. XV в. Вероятно, практически одновременно был переведен канон 6-го (?) гласа в составе Триоди Постной (старший рус. список - РГБ. МДА. Фунд. 116, 1-я четв. XV в.).

http://pravenc.ru/text/2562136.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОСМА († не позднее 1477), прп. (пам. 18 февр., 23 июня - в Соборе Владимирских святых), основатель и 1-й игумен Космина Яхренского (Яхромского) в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря. Житие Житие К. («Житие и жизнь новаго чюдотворца, иже на Яхрени. Творение Григория смиреннаго Суждаля града обители преподобнаго Еуфимия», нач.: «Должни есмы проповедати человеколюбие Божие…»), единственный источник сведений о преподобном, было создано иноком Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря Григорием, по-видимому в 50-60-х гг. XVI в. (см. Григорий Суздальский). В наст. время известны 5 списков Жития К. Начало изучению памятника положил в XIX в. П. М. Строев . Он отметил, что Житие К. не вошло в Великие Минеи-Четьи св. митр. Макария и почти не содержит фактической информации ( Строев. Словарь. С. 72). Архиеп. Филарет (Гумилевский) в 1862 г. указал список Жития 2-й четв. XVII в. (РНБ. Ф. 573. Собр. СПбДА. 277, далее: Д; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 111-112). В. О. Ключевский в исследовании о Житиях русских святых, кратко охарактеризовав сочинения Григория, обратил внимание на список Жития XVII в.- Погодинский (РНБ. Погод. 729, далее: П; Ключевский. Древнерусские жития. С. 284). Скептически оценивая достоверность памятника, историк заключил, что в нем «среди словообильных и напыщенных назиданий и размышлений, путающих ход рассказа, с трудом можно уловить две-три ясные биографические черты» ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 286). Н. П. Барсуков представил сведения о Епархиальном списке 3-й четв. XVII в. (ГИМ. Епарх. 493, далее: Е; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 319), архим. Леонид (Кавелин) об Уваровском списке 1-й трети XVII в. (ГИМ. Увар. 1006, далее: У; Леонид (Кавелин), архим. Систематическое описание славяно-российских рукописей собрания гр. А. С. Уварова. М., 1893. Ч. 2. С. 428). Также известен список А. С. Волынского 2-й пол. XVII в. (РНБ. Погод. 642, далее: В).

http://pravenc.ru/text/2458773.html

Выполненный И. перевод Жития прп. Антония Великого был широко распространен в рус. и серб. рукописной традиции XIV-XVII вв. (о списках см.: Ангелов. 1967; Творогов. 1990; Он же. Переводные жития в рус. книжности XI-XV вв.: Кат. М.; СПб., 2008. С. 24; 1999; Helland. 2004). В XVI в. этот перевод Жития прп. Антония Великого включен под 17 янв. в ВМЧ митр. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 403). Это Житие в переводе И. оказало заметное влияние на средневек. рус. лит-ру (СККДР. Вып. 1. С. 134). Так, оно отмечено в Житии прп. Феодосия Печерского, написанном прп. Нестором ( Архангельский А. С. К изучению древнерус. лит-ры: Творения отцов церкви в древнерус. письменности. СПб., 1888. С. 13-15; Шахматов А. А. Несколько слов о Несторовом Житии Феодосия//ИОРЯС. 1896. Т. 1. Кн. 1. С. 65). На этот перевод ссылается Киево-Печерский патерик (БЛДР. 1997. Т. 4. С. 316, 318, 648), его хорошо знал автор Жития прп. Авраамия Смоленского Ефрем (Там же. Т. 5. С. 34, 43, 458). Одно место из текста Жития разъяснял в XVI в. Зиновий Отенский ( Зиновий, инок Отенский. Истины показание к вопросившим о новом учении. Каз., 1863. С. 490-499). Послесловие И. к переводу этого Жития имеет самостоятельное историко-культурное и лит. значение. Помимо исторических сведений оно содержит размышления автора о принципах перевода («Не бо есмь толма смотрели елинескы речи образа тех образ не имущю словеньску языку, нъ на разум нудящее полагахом елико же могохом»; см.: Творогов. 1990. С. 202), близкие к воззрениям Иоанна Экзарха, изложенным в предисловии к переводу «Богословия» Иоанна Дамаскина и содержащимся в т. н. Македонском листе . Второй из переводов И.- обширное Житие сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского, возможно из-за большого объема (составляет целую книгу), не получил значительного распространения в слав. рукописной традиции, а в России стал известен только в сер. XVII в. Впервые рукопись Жития сщмч. Панкратия («Панкратий») упоминается среди «русских книг» в греч. описи имущества мон-ря Ксилургу на Афоне, составленной в 1142 г. ( Мошин. 1950; Он же. 2002. С. 337); однако, судя по позднейшей рукописной традиции, нет оснований считать этот кодекс непременно восточнославянским; более вероятно, что он был болгарским - «русский» выступает в данном случае как синоним определения «славянский». Текст памятника представлен 2 серб. списками: РНБ. Q.n.I.33 (2-я пол. XIII в.) и ГИМ. Син. 82 (3-я четв. XIV в.), 2-й из к-рых, возможно, восходит к 1-му. Единственный известный рус. список (3-я четв. XVII в.; ГИМ. Воскр. 121-бум.) выполнен непосредственно (в т. ч. и запись писца XIV в.- см.: Амфилохий (Сергиевский), архим. Описание рукописей Воскресенского ставропигиального первоклассного, именуемого Новый Иерусалим, мон-ря, писанных на пергамене и бумаге. М., 18762. С. 173) с рукописи Син. 82, привезенной в 1655 г. с Афона Арсением (Сухановым) . Текст перевода Жития сщмч. Панкратия остается неизданным.

http://pravenc.ru/text/469448.html

В повествование об И. в некоторых списках Жития внесено сообщение о др. блаженном, жившем в то время в Ростове,- Иоанне Большой Колпак; в ряде списков в дополнение к этому приводится краткий рассказ о ростовском юродивом того же времени Артемии Третьяке (Там же. 808. Л. 1448 об.- 1449; РНБ. Тит. 1434; это же известие читается в дефектном списке БАН. 33.9.7, 2-я пол. XVII в.). (О блж. Артемии рассказывается, что из одежды он имел одну рубаху, передвигался бегом, часто бывал в Вознесенской ц., где покоятся мощи блж. Исидора Твердислова , имел дар чудотворения и провидения, в частности, провидел совершавшиеся в Москве по приказу Иоанна IV казни. «Пища же его - бежучи, ухватит полуденежной колачь, и ухватит зубы своими, и, держа в зубах, весь колачь исчиплет и розмечет, а что в роте, то была у него пища». Блж. Артемий был погребен в Вознесенской ц., напротив гробницы блж. Исидора.) Почитание И. Исцеление Ростовского митр. Кирилла. Клеймо иконы «Блж. Иоанн Ростовский, с клеймами чудес». 3-я четв. XVII в. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) Исцеление Ростовского митр. Кирилла. Клеймо иконы «Блж. Иоанн Ростовский, с клеймами чудес». 3-я четв. XVII в. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) Блж. Иоанн Ростовский. Фрагмент иконы Боголюбской Божией Матери с Ростовскими святыми. Кон. XVII в. (ГМЗРК) Блж. Иоанн Ростовский. Фрагмент иконы Боголюбской Божией Матери с Ростовскими святыми. Кон. XVII в. (ГМЗРК) ограничивалось Ростовской землей, о чем косвенно свидетельствует отсутствие памяти И. в святцах и в Прологах московской печати XVII-XVIII вв. Чаще всего Житие И. переписывалось в составе сборников, включающих Жития Ростовских святых. В Житии отмечены попытки прославления И., предпринимавшиеся в кон. XVI и в 1-й пол. XVII в.: «При благочестивом царе Феодоре Иоанновиче… о многих чюдесех сих Божиих во дворце возвещено… священником Максимом с челобитною. Да и при царе… Михаиле Феодоровиче… возвещено же священником Иоанном о многих чюдесех Божиих, и выписка у подьячево есть» (ГИМ. Син. 858. Л. 191-191 об.). Указание на обращение со списком чудес к царю Феодору Иоанновичу содержит хронологическое несоответствие: обращение отнесено к 1577 г., когда царем был еще Иоанн IV.

http://pravenc.ru/text/469398.html

2003. С. 142-143). Несмотря на отсутствие данных о составе деисусных чинов устюжских иконостасов XVII в., это предположение правдоподобно, однако сохранившийся образ И. и утраченная парная икона блж. Прокопия также могли быть створами больших икон, подобных упомянутым в писцовой книге 1676-1683 гг. Безусловно, в Устюге и окрестностях были широко распространены иконы с фигурами блаженных Прокопия и И. на полях (ср. Владимирскую икону Божией Матери с избранными святыми, написанную Б. Деомидовым (1707, ВГИАХМЗ), и образ прп. Стефана Пермского с избранными святыми из дер. Цилиба Ленского р-на Архангельской обл. (1717, ЦМиАР; см.: Там же. С. 147-148. Ил. 40, 41)). Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Икона. Кон. XVII в. (АМИИ) Блаженные Прокопий и Иоанн Устюжские. Икона. Кон. XVII в. (АМИИ) Иконография парных изображений блаженных Прокопия и И. XVII-XVIII вв. имеет ряд вариантов, к-рые отличаются друг от друга не только трактовкой жестов святых и их одежд (неск. прорисей с икон сер. XVII в., в т. ч. включенные в Сийский иконописный подлинник «переводов» В. Мамонтова, архим. Никодима: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 432-437), но и др. деталями. К ним относятся взаимозаменяемые изображения в верхней части композиции, к к-рым обращена молитва юродивых (фигуры Христа Вседержителя, Еммануила, образы Божией Матери «Воплощение», Казанской, Богоматери на престоле, композиция Благовещения и т. д.), и разная трактовка фона, в частности условный гористый или холмистый пейзаж с рекой (иконы посл. трети XVII в. из Музея икон в Рекклингхаузене, Германия, кон. XVII в. из Соловецкого мон-ря в АМИИ; Сорокатый. 2003. Ил. 39; Иконы Рус. Севера: Шедевры древнерус. живописи АМИИ. М., 2007. Т. 2. Кат. 160), иногда со стилизованной панорамой города (икона 80-х гг. XVII в. из ц. Феодоровской иконы Божией Матери в Ярославле, ЯИАМЗ). Особую группу составляют иконы блаженных Прокопия и И. с видом Вел. Устюга и его основных храмов, в т. ч. с ц. Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, к-рая может быть представлена как деревянной, так и каменной. Подобные произведения не только выражали идею покровительства святых своему городу, но и служили «своеобразным проскинитарием - путеводителем по святым местам». Наиболее ранними и выразительными произведениями этой группы являются иконы сер. XVII в. из Преображенского собора Холмогор (ГМЗК) и 3-й четв. XVII в. из Кеми (ЦМиАР; см.: Сорокатый. 2003. С. 135-137. Ил. 36-38), а также прорись с иконы того же времени в ГИМ (Иконные образцы XVII - нач. XIX в.: Иконография рус. святых/Сост.: З. П. Морозова. М., 1994. С. 27). Более поздний пример этой типично устюжской композиции - икона из частного собрания, написанная в 1794 г. местным мастером С. Гоголицыным ( Комашко. 2006. Кат. 204).

http://pravenc.ru/text/469408.html

1689 г. Роспись Преображенского собора Новоспасского мон-ря (фреска снята со стены в 40-х гг. ХХ в. (ГИМ) Царь Иоанн IV. Фрагмент композиции «Древо государей российских». 1689 г. Роспись Преображенского собора Новоспасского мон-ря (фреска снята со стены в 40-х гг. ХХ в. (ГИМ) Среди изображений И. В. до сих пор вызывает дискуссию портрет из Национального музея Дании в Копенгагене. Оплечный образ И. В. вполоборота влево написан на доске с ковчегом, на обороте в лат. надписи на бумажной наклейке сообщается, что портрет был подарен в 1677 г. царем Феодором Алексеевичем дат. послу Ф. фон Гебелю. По небольшому размеру и изводу он близок к надгробным портретам царя Феодора Иоанновича (ГИМ) и кн. М. В. Скопина-Шуйского (ГТГ), происходящим из Архангельского собора Кремля. По мнению Е. С. Овчинниковой, все 3 портрета созданы в 30-х гг. XVII в. как часть незавершенной серии ( Овчинникова. 1955. С. 60-65); П. А. Белецкий датировал портрет И. В. 2-й четв. XVII в. и считал, что он предназначался для украшения внутренних покоев дворца ( Белецкий. 1981. С. 51-52). В последнее время ученые (М. М. Красилин, А. А. Горматюк и др.) склоняются к тому, что произведение является стилизацией или подделкой кон. XIX - нач. XX в., о чем свидетельствуют стиль исполнения, нек-рые приемы письма, технологические признаки. На портрете у И. В. удлиненная форма головы, крупные черты лица, высокий лоб с залысинами, орлиный нос, вьющиеся волосы и густая округлая борода, изображен без нимба. Особый тип средневек. портрета, куда включался образ И. В.,- генеалогические композиции, построенные по типу родословия Христа - «Древа Иессеева». Один из примеров - фреска «Древо государей российских» на своде галереи Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве (1689), созданная артелью костромских иконописцев. Иконографическим источником послужила роспись галереи Благовещенского собора Московского Кремля (60-е гг. XVI в.), где впервые в рус. искусстве композиция «Древо Иессеево» была осмыслена как модель всемирной истории, в ее боковые ветви наряду с образами библейских персонажей введены изображения рус.

http://pravenc.ru/text/Иоанна IV ...

К нач. XX в. ансамбль дошел в искаженном виде, первоначальную форму сохранили лишь колокольня и Теремок. В 1936-1938 гг. Воскресенскую ц. превратили в жилой дом, надстроив 3-й этаж. Реставрационные работы были начаты в 1948 г. и проводились вплоть до 80-х гг. XX в. Первым этапом руководил П. Д. Барановский. Постепенно ансамблю был возвращен облик, который он имел в период расцвета, в кон. XVII в. В зданиях подворья находились разные орг-ции (Об-во охраны памятников и реставрационные мастерские ВООПиК, филателистический отдел Главкниги, филиал ГИМ и т. д.). В наст. время в храмах восстановлено богослужение. Архитектурный ансамбль резиденции Крутицких владык - один из лучших, созданных в эпоху расцвета архиерейского и монастырского строительства - в посл. четв. XVII в. Его отличает стилистическое единство замысла и живописность силуэта. Особенностью Крутицкого подворья является главный, сев. двор со св. воротами и с Теремком над ними, сплошь украшенным изразцами. Он образует одновременно внешнюю, парадную сторону резиденции, ориентированную на Кремль и Новоспасский мон-рь, и внутреннюю соборную площадь комплекса. I. Воскресенская ц. (Крестовая палата) с Никольским храмом-усыпальницей. Сведения об Успенском соборе Крутиц до 70-х гг. XVII в. относятся к этому зданию. Возведенный еп. Досифеем Успенский собор представлял собой 4-столпный храм с 3-частной апсидой на востоке, сев. приделом-усыпальницей и притвором с зап. стороны. Здание имело 2 яруса: в подклете находилась ризничная палата (или «казна»), перекрытая крестовым сводом, и галереи с цилиндрическими сводами (в сев. галерее размещалась усыпальница). Основной ярус занимала Успенская ц. с сев. Никольским приделом, к-рая, судя по характеру сохранившегося декора и плану подклета, относилась к распространенному типу храмов московского зодчества кон. XV - 1-й четв. XVI в. Частично сохранившиеся белокаменные детали отличаются сложностью и изысканностью декора: это коринфская капитель и рельефная плитка фриза, аналогичная по рисункам и размерам терракотовым плиткам фризов трапезной Андроникова мон-ря (1506), Рождественской ц. в Ст. Симонове (1508) и Воскресенской ц. в Коломне (1-я четв. XVI в.).

http://pravenc.ru/text/2462071.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010