Они отрицают взгляд древних на человека, Но они не понимают этого взгляда. Они думают, что люди прошлых веков ставили человека безмерно высоко. Это – не так. Вот, что читаем мы в 143 псалме: „Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нём, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание? Человек подобен дуновению; дни его – как уклоняющаяся тень“ ( Пс.143:3–4 ). В этих словах утверждается, что человек есть ничтожество, но что, хотя он и ничтожество – он служит предметом божественного попечения. Если мы от Библии обратимся к языческим суждениям о человеке, то встретимся ещё с менее высокой оценкой венца создания. Вот – стихотворение, приписываемое Конфуцию – Перед вселенной – ничто человек! Он – песчинка на дне океана: Перед вечностью – миг его век. Это – дым перед лицом урагана… —37— …Исчезает всё в мире навек Вместе с жизнью, и только порой Холмик сорной покрытый травой Нам напомнит, что жил человек. Если мы от языческого мира и Ветхого Завета обратимся к завету новому, то там встретим такие слова; „что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Немного Ты унизил его перед Ангелами; славой и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих. Всё покорил под ноги его“ ( Евр.2:6–8 ). Слова взяты из Ветхого Завета, но им дано, так сказать, новозаветное освещение. По религиозным представлениям человек двойственен – и ничтожен и велик: ничтожен сам по себе („прах ты и в прах возвратишься“. Быт.3:19 ) и велик при помощи Божией – обращающийся к Богу он поставляется над делами рук Божиих. Трудно понять, что такое есть в знаниях современного человека, что должно поколебать такой взгляд на человека. Говорят о низком происхождении человека. Этот вопрос автор настоящего рассуждения трактовал в своей работе „О происхождении человека“ (Сергиев посад. 1912). Говорят о низком положении человека, утверждая, что на бесчисленных мирах вселенной обитают существа, стоящие в культурном отношении неизмеримо выше человека. Разбор и оценка этого утверждения будет предметом настоящего исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пусть выскажет это Апостол язычников, бывший их предводителем. Хощу вас ведети, яко всякому мужу глава Христос есть ( 1Кор.11:3 ). И затем: да Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, даст вам духа премудрости и откровения, в познание его: просвещаема очеса сердца вашего, яко уведети вам, кое есть упование звания его, и кое богатство славы достояния его во святых, и кое преспеющее величество силы его в нас верующих по действу державы крепости его, юже содея о Христе, воскресив его от мертвых, и посадив одесную себе на небесных, превыше всякаго начальства и власти и силы и господства, и всякаго имене, именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем. И вся покори под нозе его: и того даде главу выше всех церкви, еже есть тело —261— его, исполнение исполняющаго всяческая во всех ( Еф.1:17–23 ). И: тем же и Бог его првознесе и дарова ему имя, еже паче всякаго имене: да о имени Иисусове всяко колено поклонится, небесных, земных и преисподних ( Флп.2:9 ). И: в том живет всяко исполнение божества телесне. И да будете в нем исполнени, иже есть глава всякому началу и власти ( Кол.2:9–10 ). И еще: истинствующе же в любви, да возрастим в него всяческая, иже есть глава Христос: из него же все тело составляемо и счиневаемо приличне, всяцем осязанием подаяния, по действу в мере единения коеяждо части, возращение тела творит в создание самаго себе любовию ( Еф.4:15–16 ). И: зане муж глава есть жены и Христос глава церкве ( Еф.5:23 ). Показав, что Христос есть глава и власть над всеми, святой Апостол выставляет Его царем и представляет раздаятелем царства уверовавшим в Него, когда говорит: тем же царство непоколебимо приемлюще, да имамы благодать, еюже служим благоугодно Богу, с благоговением и страхом ( Евр.12:28 ). И: благодаряще Бога и Отца призвавшаго нас в причастие наследия святых во свете, иже избави нас от власти темныя, и престави в царство Сына любве своея, о нем же имамы избавление кровию его и оставление грхов ( Кол.1:12–13 ). А как сыны, собратья и сонаследники, сами мы должны иметь в виду, яко ныне открыся святым его апостолам и пророкам Духом: яко быти языком снаследником и стелесником и спричастником обетования его о Христе благовествованием, емуже бых служитель ( Еф.3:5–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слово же, преложенное первоучителями, с тех пор гласило и гласит, что мы должны каждый лично дости­гать тех пределов ведения, доколе приидем в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова, дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекаю­щимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщений ( Еф.4:13–14 ). В виду этих соблазнов, народных масс касается и начинает тревожить «Пророчество о Думе: – кричат мне с Сеира: сторож! сколько ночи? Сторож! сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро; но еще нет. Если вы настоятельно спрашиваете, – то обратитесь, и при­ходите!» ( Ис.21:11–12 ). Куда? Прошла тысяча лет... Конечно и теперь никто не ста­нет оспаривать того очень старого положения ветхозавет­ного мудреца, что книги завета Бога Всевышнего – как первый человек не достиг полного познания, – не иссле­дует ее также и последний; ибо мысли ее полнее моря, и намерения ее глубже великой бездны ( Сир.24:25–31 ); —267— но никто не подумает ограничиться только и тем одним, чтобы приближаться к Богу лишь устами своими, тогда как сердце, т. е. понимание отстоит далеко. ( Ис.29:13 ). Желают – не жечь книгу, а читать ее, сняв печати... «Божия нива» требует и насаждающего ее и поливающего ( 1Кор.3:6–9 ); но она вместе требует и того, чтобы кто-либо из соработников на этой ниве не «полагал другого основания, кроме уже положенного» (ст. 11) и – спя­щим человеком – не пришел на жаждущую посева ниву враг, чтобы сеять плевелы вместо пшеницы. ( Мф.13:25 ). Будем утешаться тем, что и для нас уже минует тот возраст «младенцев во Христе», когда мы могли питаться лишь (иногда даже сомнительным) молоком, а не твердой пищей. Если тысячу лет тому назад мы были для этого рода питания еще не в силах, – теперь сил, конечно, прибавилось... ( 1Кор.3:1–2 ). Настат, как кажется, пора, – а разумеется она должна же настать – когда с возможно полным и ясным уразумением смысла исповедания, без опасения питать щекотливое самолюбие можно будет оглядываясь на прошлое сказать: «когда я был младенцем, – то по младенчески говорил, по мла­денчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое ( 1Кор.13:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

стие в страданиях Его, сообразность смерти Его, так чтобы самим достигнуть воскресения из мёртвых ( Флп.3:10,11 ; Кол.2:12 ), нужно носить в собственном теле мёртвость Господа Иисуса, так чтобы и жизнь Иисусова открылась в нас ( 2Кор.4:10 ), быть немощными в Нём, чтобы и жить с Ним силой Божией (13:4), нужно нам умереть с Ним, чтобы с Ним и ожить ( 2Тим.2:11 ), – креститься в смерть Христа, дабы, как Христос воскрес из мёртвых, так и нам жить новой жизнью и таким образом, соединившись с Ним подобием Его смерти, соединиться с Ним и в воскресении ( Рим.6:4,5 ), – нам нужно предаться Воскресшему из мёртвых (7:4), стать с Ним одним духом ( 1Кор.6:17 ). Если жизнь Иисусова открывается в нас, если мы смотрим не на видимое, но на невидимое, если мы ходим верой, а не видением ( 2Кор.4:11,18,5:7 ), то необходимо крепнет наше небесное упование и утверждается для нас источник нашей жизни – вечная жизнь Христа Иисуса. Одновременно с тем, как мы оказываемся самыми несчастными людьми в границах земного существования и видимых благ ( 1Кор.15:19 ), для нас реальнее видимого мира становится невидимая жизнь Господа, ибо нам не к кому больше идти, так как только у Него глаголы нашей жизни ( Ин.6:68 ). В действительности нашей внутренней жизни ( 2Кор.4:16 ) непоколебимое основание нашей веры как в то, что Сын Божий родился от семени Давида по плоти, так и в то, что Иисус открылся через воскресение из мёртвых Сыном Божиим в силе, по духу святыни ( Рим.1:3,4 ). Без идейного содержания вечной божественной жизни, как оно открывается в евангельской истории, факты рождения Иисуса от Духа и Его воскресения из мёртвых были бы чудовищными фактами; и нет таких Внешних доводов, которые могли бы убедить меня в их действительности. Но за то принятая во свете разума евангельской истории и утверждённая на опыте собственной духовной жизни, истина вечной жизни Господа Иисуса не может быть поколеблена во мне никакими внешними доказательствами. Что за важность, если моя жизнь для наблюдающих её со стороны ничтожна, тленна и быстро приближается к смерти; христианин внутри себя

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так глубоко возвышенно, чисто, свято определяются взаимные отношения мужчины и женщины. А св. Ап. Павел говорит: «мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил церковь и предал Себя за нее» ( Еф.5:25 ). Какая высокая, чистая, глубокая, всеобъемлющая любовь. «Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется церковь ? Заботься же и сам об ней, как Христос о церкви. Хотя бы нужно было пожертвовать за нее жизнию, или потерпеть и пострадать что бы то ни было, не отказывайся, но и хотя бы потерпел всё это, не думай, что ты сделал что-нибудь подобное тому, что сделал Христос. Умей заставить ее быть тебе покорною твоим великим об ней попечением, любовию, дружбой. Нет уз крепче этих, особенно для мужа и жены. Слугу можно иногда связать страхом; но спутницу жизни, мать детей и виновницу всех семейных радостей, нужно привязывать к себе не страхом и угрозами, но любовию и расположенностию» 412 . «Таким образом, Апостол предложил мужу и жене, как основание их счастия, взаимную любовь и заботливость, указав каждому из них то, что прилично». Вот еще слово того же Апостола о том же: «так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя» ( Еф.5:33 ). И из этих слов непререкаемо ясно видно, что не за одно что-либо и не в одном каком-либо отношении должен любить свою жену муж, а во всех. Он должен любить ее, как любит самого себя и относиться к ней, как относится к самому себе. В другом месте св. Апостол языков предстерегает христиан от нарушения святости брачного союза, чтобы «брак у всех был чист и ложе непорочно» ( Евр.13:4 ). По его заповеди, брак должен быть «точию о Господе» ( 1Кор.7:39 ). Фессалоникийским христианам он пишет: «чтобы (они) воздержались от блуда: чтобы каждый (из них) —315— умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как язычники, незнающие Бога» ( 1Фес.4:3–5 ). Колосских христиан Апостол увещавает: «умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть» ( Кол.3:5 Ср. Гал.5:19 ). Ефесским христианам заповедует: «всякая нечистота не должна даже именоваться у вас, как прилично святым».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так говорят люди компетентные в этом вопросе. Таковыми же рисуются богачи и в слове Божием. «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, будто вы одни поселены на земле!» ( Ис.5:8 ). «Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельствовать против вас... Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания» ( Иак.5:1–5 ). Характеризуя способ обогащения, неизбежно соединенный с нарушением правды, пророк Иеремия так говорит: «Куропатка садится на яйца, которых не несла; таков приобретающий богатство»... ( Иер.11:17 ). Какие меткие и неумирающие характеристики, целиком применимые особенно к крупным богатствам нашей капиталистической цивилизации! Неудивительно, если в Библии говорится о богачах большей частью в тоне негодования и укоризны, а слова «богатый» и «нечестивый» употребляются иногда как синонимы. «Я позавидовал», говорит псалмопевец, «безумным, видя благоденствие нечестивых. Ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их. На работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам. От того гордость, как ожерелье обложила их, и наглость, как наряд, одевает их. Выкатились от жира глаза их» и т. д. ( Пс.72:3 ... ср. Иов.24:2–3, 9–11 ). Таким образом, при господстве необузданной личности и бессердечия в жизни создается экономическое зло слишком резкого контраста богатства и бедности. Таков простой взгляд на вопрос, диктуемый христианской совестью. Вопрос этот запутан софизмами ложной науки, забывшей Бога, Евангелие и совесть, но он ясен для христианской совести, и христианский взгляд на причины социально-экономического зла без всяких компромиссов с жизнью и ложной наукой неуклонно проводится в христианской литературе лучшими представителями христианства, отцами и учителями, пастырями, проповедниками, публицистами и богословами-моралистами всех времен. Довольно вызвать в памяти благородный образ великого Златоуста, не раз выступавшего

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Только в Новом Завете Бог открывается Отцом всех людей, и Богом не иудеев только, но и язычников ( Мф.5:45 ; Рим.3:29 ). Вообще теократическое царство Израиля или царство Божие в Ветхом Завете имело внешний характер государства, основанного на юридическом договоре, а не на любви; то было царство и время закона, а не благодати ( Евр.8:7–13 ; Ин.1:17 ). Здесь, в этом теократическом царстве Израиля, пока еще человек не дорос до свободного, разумного служения Божеству, царство Божие поддерживалось силой различных внешних средств, законов и учреждений ветхозаветной религии; но, когда человек созрел для высшего духовного служения Божеству, является Иисус Христос и основывает именно это царство Божие, царство нравственное. О цели Своего пришествия на землю и вместе с тем – сущности Своего многообъемлющего дела Господь наш Иисус Христос по различным обстоятельствам и не один раз в различных выражениях учил перед Своими слушателями. В одних местах Иисус Христос полагает сущность Своего дела в откровении Божественном, сообщении человеку истинного знания о Боге, просвещении человека. Именно эту мысль выражает Иисус Христос в след. словах: «Отче, Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели —170— они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть». ( Ин.17:6–7 ; ср. 14:6–7; 12:46). В других случаях сущность Своего дела Господь указывает в спасении людей от греха, спасении души человеческой, сообщении этой погибшей человеческой душе жизни вечной: «...Сын человеческий пришел не погублять души человеческие, а спасать». ( Лк.9:56 ср. Ин.3:16–17; 6:38–40; 12:47 ср. Мф.1:21 ). Весьма часто главную цель Своего пришествия Иисус Христос указывал, как известно, в страданиях и крестной смерти за грехи людей, для их искупления 965 . Цель Своего пришествия Господь еще указывал в призвании людей к покаянию: «Я пришел призвать», говорит Он, «не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф.9:13 ; Мк.2:17 ; Лк.5:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Хотя мы приняли, что Иисус иерей великий был прообразом Спасителя всех Христа; ибо для этого и в начале Аарон был поставлен, но в изъясняемых словах к сыну Иоседека сказано следующее: сице глаголет Господь Вседержитель: аще в путех моих пойдеши и повеления Моя сохраниши и ты рассудиши дом Мой и следующее за сим, – что не может быть сказано Христу; так как Он сам есть путь, сам – оправдание Бога и Отца, сам рассудил дом Его, владычествуя в нём, как Сын; и так как божественный Моисей был верным служителем во всём дому Божием, Христос же как Сын в доме Его ( Евр.3:5:6 ); а дом Его составляем мы. Итак, это может быть сказано к сыну Иоседека, но никак не Христу. Бог возвестил, что священство сохранит своё значение и после времён плена, так что священнодействующие будут начальствовать над Израилем и —35— управлять тем святым городом. Поскольку наступили времена плена и храм был предан пламени и не приносились жертвы: то некоторые думали, что учреждения Моисея придут теперь в совершенное разрушение, и закон не будет иметь никакого значения, хотя ещё не наступило время, в которое должен был явиться вочеловечившийся Единородный. Посему Бог, убеждая Израиля в том, что он опять подчинится древним обычаям и будет действовать под руководством священников, необходимо говорит, что если Иисус будет искренним хранителем закона: то он опять будет судить дом Его и будет находиться в прежней славе, при содействии святых ангелов. Ведь, мы отнюдь не утверждаем того, что древний закон был лишён премудрых целей. Хотя учреждения закона были в образах и тенях, но всё же он существовал во славу Божию. На это, думаю, указывают слова: дам ти сообращающыяся посреде стоящих сих, то есть, ангелов вместе с ним приносящих жертвы и совершающих священнослужение. Обрати внимание на то, как Священное Писание повсюду говорит, что святые Ангелы стоят, словом стояше указывая на то, что они не впадают в нерадение, но имеют ум как бы всегда прямой и не подверженный бессилию, но (твёрдо) стоящий с Богом. Так и у Иезекииля написано о Херувимах, что голени их прямы ( Иез.1:7 ). Но ум человека весьма быстро ослабевает и легко впадает в недуг нерадения. Но святое множество высших духов стояло. Посему Богом сказано Сиону: постави себе самого, Сионе ( Иер.31:21 ). И блаженный Давид возносил Богу благодарственные песни, гак говоря: постави на камени нозе мои ( Пс.39:3 ): богодухновенный

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—17— подаст, но умолит Бога Отца подать Его своим последователям, и Который займет Его место. Апостол Петр говорит Анании: «для чего ты допустил… мысль солгать Духу Святому?… Ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян.5:3–4 ). Краткая формула, выражающая учение Св. Писания о Пресв. Троице, заключается в словах: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа!» ( Мф.28:19 ). 2) Личные особенности Божественных Ипостасей 479 и их единосущие Личная особенность Бога Отца та, что Он не рождается ни от Кого и не исходит, потому именуется безначальным, безвиновным (νατιος), виною или причиною Бога Сына и Бога Духа Святого. Личная особенность Бога Сына та, что он рождается от Отца, почему и именуется Сыном; в отличие от Ангелов и людей – Сыном Единородным ( Ин.1:14 ). В понятие рождения не должно быть вносимо условие времени, как вообще при мысли о Боге в Самом Себе; Сын Божий именуется Словом Отца (Λγος), – в том смысле, что Он, как Образ Бога Отца от вечности обладает всей полнотой Божественных совершенств. Наименование второго Лица Пресв. Троицы Единородным Сыном указывает на единосущие Его с Богом Отцом, наименование Словом – на непосредственную близость Его к Отцу. Единосущие Его с Отцом утверждается в словах Иисуса Христа: «Аз и Отец едино есма» ( Ин.10:30 ). «Аз во Отце и Отец во Мне есть» ( Ин.14:10 ). Личная особенность Бога Духа Святого та, что Он исходит —18— от Отца. Классическое место Св. Писания об этом догмате, заключающее в себе формулу его: «егда же приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне» ( Ин.15:26 ). Термин «исхождение» означает не только происхождение, но и самый способ происхождения – по аналогии с дыханием, так же, как и термин, «рождение» Бога Сына от Бога Отца по аналогии с рождением человеческим. О Единосущии Духа Святого с Богом-Отцом и Богом-Сыном свидетельствует отношение Его к Существу Божию, самое близкое и непосредственное: «кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор.2:11 ); о Единосущии Его с другими Лицами Пресв. Троицы свидетельствует совершеннейшее знание глубины Божией ( 1Кор.2:10 ), как знание Бога о Себе. 480

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—181— Нечто совершенно иное представляют просьбы о возложении рук для исцеления. Из Христа истекала сила, дающая исцеление, даже независимо от Него. ( Мк.5:30 ). Но если Христа просили возложить руки для исцеления, то Он и в этих случаях не всегда совершал исцеление через возложение рук. Иаир просит Христа о дочери: «возложи на неё руки, чтобы она выздоровела и осталась жива», но Он, взяв девицу за руку, говорит ей: «встань»! ( Мк.5:23, 41 ; Мф.9:18, 25 ). «Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. И отведши его в сторону от народа, вложил персты свои в уши ему и плюнув коснулся языка его и воззрев на небо, вздохнул и сказал: «отверзись!» ( Мк.7:32–35 ). Только по отношению к слепому, которого и приводят не для возложения рук, а для того, чтобы Христос «прикоснулся» к нему, Христос сперва возлагает на него руки, а потом, когда возвратившееся зрение оказывается недостаточным, возлагает руки на глаза ему ( Мк.8:22–25 ). В последних случаях возложение, вложение или прикосновение рук имеет такое же значение, как и плевание или то брение, которым Христос и без возложения рук исцелил слепорожденного. Иное значение представляет «возложение рук» при исцелении в период апостольский. Речь идет, впрочем, об общем для всех верующих даре, а не о специальном, особом даре апостолов и их преемников. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет… Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками,… возложат руки на больных, и они будут здоровы». ( Мк.16:16–18 ). Здесь «возложение рук» является только сопровождающим призывом имени Христа и обозначающим, на кого именно призыв этот сосредоточивается. Главная сила заключается, однако, в призыве, а не в сопровождающем его акте возложения рук, как это явствует из того, что апостолы совершают исцеления в силу призыва и без возложения рук. Петр «во имя Иисуса Христа Назорея» берет хромого за руку и поднимает его». ( Деян.3:6, 7 ). «Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе: Павел вошел к нему, помолился и, возло-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010