Грех 3-й Почитание мощей нетленными есть вражда против Бога, так как Сам Бог сказал еще Адаму, нашему прародителю по плоти: прах ты, и в прах возвратишься ( Быт.3:19 ). А потому почитающие умерших, хотя бы и святых, нетленными, делают Бога лживым, потому что не веруют слову Божию, так как в Св. Писании засвидетельствовано во многих местах, что человек, отходящий в вечность, есть прах и тлен. Смотрите в следующих местах Писания, а именно: ( Пс.89:4 ; Ин.11:39 ; Деян.13:36 ; 1Кор.15:50 ; Иер.8:1–2 ). Мы же, будучи потомками прародителя нашего Адама, не должны и думать, что тела человеков могут быть нетленными, ибо Сам Бог сказал Адаму: прах ты, и в прах возвратишься. Сказывая это Адаму, значит Он и нам говорит тоже, как потомкам Адама, происшедшим из чресл его. И слово Божие верно, ибо Он лгать не может ( Чис.23:19 ). Грех 4-й Ходатайство перед Богом поручено единственно только Иисусу Христу, потому что на Нем положили печать Свою Отец Бог ( Ин.6:27 ). И апостол Павел также говорит об этом: ибо Един Бог, Един и Посредник между Богом и человеком – человек Христос Иисус ( 1Тим.2:5 ). А также сказано и в следующих местах Св. Писания, которые обозначены ниже, а именно: ( 1Ин.2:1 ; Ин.14:13–14 ; Рим. —130— 8:26:27:34; Еф.2:18 ; Евр.7:25; 8:6; 9:15:24; 12:24 ; Пс.59:13; 141:5–7 ; Ис.8:19 ; Ос.7:16 ; 1Цар.28:15–1 6). Изложенные выше писания ясно свидетельствуют, что если кто-либо обращается за ходатайством к кому-либо, кроме Иисуса Христа, то тот становится врагом Богу. Даже запрещено обращаться за ходатайством и к святым, которые отошли в вечность. Это видно из ( 1Цар.28:15–16 ). Отсюда ясно видно то, что вопрошающие святых, которые отошли в вечность, тревожат дух их и тем делают себя врагами Богу. Грех 5-й Всякий человек, кто бы он ни был, но если он обращается в молитве к Пресвятой Деве Марии и говорит: Пресвятая Богородице, спаси нас, – то тот человек становится врагом Богу, так как в Св. Писании прямо и ясно сказано: ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись ( Деян.4:12 ). И еще следует читать ниже, а именно: ( Ин.10:7:9; 14:6 ; Деян.5:31; 13:39; 15:11; 10:42–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Другое место, говорящее о Рабе Божием, и толкуемое большей частью в приложении к Мессии, это – Ис.49:1–9 . Это место представляет столько удобств для толкования его в применении к народу израильскому, что можно даже оспаривать мессианский смысл его. Прежде всего достойно внимания то, что в Ис.49:3 изображаемый Раб Божий называется Израилем, каковым именем пророк обозначает везде целый народ. То, что говорится здесь о Рабе Божием, в большей части своей читается нами в других местах об израильском народе. „Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери называл Моё имя“ ( Ис.49:1 ) читаем мы здесь. „Господь, помогающий тебе от утробы матерней ( Ис.44:2 ) назвал тебя по имени твоему ( Ис.43:1 ), читаем мы о народе израильском. „И соделал уста Мои как острый меч, тенью руки Своей покрыл Меня, и соделал меня стрелой изострённой; в колчане Своём хранил Меня“ ( Ис.49:2 ) значит в сущности тоже, что в Ис.51:16 говорится об израиле: „и Я вложу слова Мои в уста твои и тенью руки Моей покрою тебя“, Израиль был призван возвестить всему миру славу Иеговы. „Ты раб Мой, израиль, в тебе Я прославлюсь“ ( Ис.49:3 ). Но Израиль забыл о своей миссии, усомнился в непреложности обетовании Иеговы и жаловался на Его забвение о народе Своём. „Напрасно я трудился, говорил он, ни на что и вотще истощал свою силу; но моё право у Господа и награда —433— моя у Бога моего“ ( Ис.49:4 ср. Ис.40:27 ). Жалобы Израиля были несправедливы. Вот что говорит ему Иегова: „мало того, что ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля; но Я сделаю тебя светом народов, чтобы спасение Моё простёрлось до концов земли“ ( Ис.49:6 ). Благочестивый израиль, освобождённый от плена послужит таким образом к восстановлению израильской нации и к просвещению языческих народов. „Так говорит Господь, искупитель Израиля... презираемому всеми, поносимому народом, рабу властелинов: цари увидят и встанут; князья поклонятся ради Господа... Который избрал тебя“ ( Ис.49:7 ). Все „придут к народу израильскому, повергнутся перед ним и будут умолять его, говоря: у тебя только Бог и нет иного Бога“ ( Ис.45:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если нет любви Бога к нам, то нет и первого побуждения к боговоплощению. По христианскому учению Бог сжалился над людьми, мучимыми диаволом, и послал Сына Своего единородного для спасения мира. Но для Спинозы нет ни греха, ни диавола. Природа сама по себе безгрешна, зло – не субстанциально. «Я избегаю зла потому, что оно противоречит моей природе и отклонило бы меня от пути познания и любви к Богу». Для апостола Павла, наоборот, зло есть закон природы, растленной грехом, природа сама по себе хочет зла. «Не еже бо хощу доброе творю, но еже не хощу злое, сие содеваю» ( Рим.7:19 ). —264— Итак, боговоплощение невозможно по нескольким причинам: 1) Нет рабства греху, нет повода для боговоплощения. 2) Если бы и было рабство греху, нет любви Бога к человеку, нет повода принять на себя человеческую природу и пострадать на кресте. 3) Кроме того, что нет мирового греха и нет любви Божией к творению, боговоплощение невозможно по причине полной несоизмеримости божества и человека. «Бог становится человеком значит субстанция становится модусом. Бог явился в человеке Иисусе значит субстанция стала отдельным модусом! Бесконечное пространство есть данный отдельный треугольник!» «Что касается церковного догмата богочеловечества, то я открыто заявляю, что я не понимаю этого учения, более того, говоря откровенно, оно представляется мне столь же нелепым, как если бы мне кто-нибудь сказал, что круг принял природу квадрата». «Между свойствами человека и Бога также мало общего, как между созвездием пса и псом, лающим животным. Если бы треугольник имел дар слова, то и он сказал бы, что Бог есть не что иное, как совершенный треугольник, а круг, что природа Бога в высшей степени кругла». «Для спасения нашей души отнюдь нет необходимости знать Христа во плоти». Апостол Иоанн говорит: «Духа Божия и духа заблуждения узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. А всякий дух, который не исповедует Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он приидет и теперь есть уже в мире» (Первое послание апостола Иоанна, 4, 2–3).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если этой старой поговоркой, сложенной еще темным народом, теперь так ищущим света, когда его уши при­клонены к книге закона, – отдаются «книги в руки попу», с тем чтобы он читал ему – народу из книги закона Божия внятно и присоединял толкование, дабы народ по­нимал прочитанное ( Неем.8:3–8 ): то, конечно и бесспорно, этой же самое поговоркой читатель и толкователь закона Божия народу освобождается от всех тех занятий, без которых ни город не построится, ни жители не на­селятся и не будут жить в нем,... от всего того, что поддерживает быт житейский. ( Сир.38:37–39 ). Когда наши первоучители, прелагая на славянский язык книги закона Божия, дошли до слов пророка Исаии: «еще не много, очень не много... и в тот день глухие услы­шат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых» (29:17–18), – с какой удвоенной ревностью стала трудиться эта «пара волов под ярмом» до падения друг за другом на борозде среди июля еще не до конца и не столь глубоко вспаханного, как бы им этого же­лалось! В эти минуты, как смеем думать и верить, пред их проникновенным умным взором предносилась картина такого будущего славян, когда если кому-либо из них, научившемуся читать, подадут книгу и скажут: «прочитай ее», – он не ответит: «не могу, потому что она запечатана» для моего разумения; и если передадут —266— ее другому с тем же приглашением: «прочитай ее», – и этот не отречется, говоря: «я не умею читать». ( Ис.29:11–12 ). Конечно и наши предки желали псаломски исповедоваться пред Богом своим и благодарить Его за то, что Он извлек их – чрез просветителей – из тинистого болота, поставил на камне ноги их и вложил в уста новую песнь. Сердцем они порывались сказать: «вот иду; я же­лаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой (или вернее желание знать и исполнять его) у меня в сердце». ( Пс.39:3–9 ). Но «гадания из древности» ( Пс.77:2 ) оставались не сбывшимися гаданиями, – рисовавшиеся картины карти­нами, – горячие желанья желаньями,... а действительность – действительностью... Прошла тысяча лет, краткая только пред очами Бо­жиими, как день вчерашний, когда он прошел ( Пс.89:5 ); но никак не краткая не только для единицы человече­ской, которой отмерена своя малая мера (ст. 10), а и для жизни народов...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И маленькая нация, об имени которой не могло быть речи пред всемирными великанами, с которыми она встречалась, имела силу говорить мipy о " Бог богов », «как Он является с Сиона, который есть верх красоты, как Он грядет не в безмолвии пред ним огнь поядающий, вокруг него сильная буря… и Он идет судить землю ( Пс.49:1–3; 97:9 )! Маленькая нация, на «хребте которой орали оратаи, проводили длинные борозды свои» могущественнейшие народы мipa ( Пс.128:3 ) – не только не исчезла с «земли живых», но еще осмеливалась верить и говорить своим поработителям, что, по видению пророка Даниила, они над всем владычествующие (золото, серебро) и все сокрушающие (медь, железо), исчезнуть, «сделаются как прах на летних гумнах, и ветер унесет их, и следа не останется от них» —202— ( Дан.2:35 ), тогда как Израиль будет жить во век, «во век будет тверд, как луна» ( Пс.88:38 ). Сила этой нации была в том, что «Сильный Иакова» возвестил ей слово Свое и суды Свои; не сделал Он того никакому другому народу, и судов Его они не знают» ( Пс.147:9 ). Библейская история есть история великой победы духа над плотью («камень оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукан… и разбил его»), «царства сына человеческого» над «царством звериным», идеи над бесформенной силой. – И идея эта была национальная. Национальная идея была тою силою, которая одна оказалась способною вынести человечество из древневосточной стихии, и которая создала самобытную великую культуру Израиля. 1465 Христианство, в глазах еврея, явилось ответом на его чаяние: «и пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научить Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима ( Ис.2:3 )». Оно имело началом своим не нарушаемый им факт, что «спасение от Иудеев» ( Иоил.4:22 ). – И лишь с великой скорбью оно отступило от родного себе по плоти дома Израилева, которому бесспорно принадлежит «усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования» ( Рим.9:1–4 ). – Своею прямою, существенною связью с чаяниями Израиля, связью, которую оно не обинуясь подтверждает, христианство исторически (фактически) оправдало национальное самоутверждение последнего, и, в этом случае, оправдало не как неизбежное и потому терпимое явление, но как положительную культурно-историческую силу. 1466

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Между тем в Моисеевом законодательстве это отмечается, и дальше, согласно с законом Гаммураби, говорится, что вместо смерти может быть наложен штраф. Очевидно, в этом пункте Моисеево законодательство полнее и как будто поясняет законодательство Гаммураби: штраф, следовательно, был заменой смертной казни. С другой стороны: в Моисеевом законодательстве не сказано, какой штраф нужно налагать в том случае, если вол забодает свободного человека, – там сказано только, что „если выкуп будет наложен на него, то пусть даст выкуп за душу свою, какой будет положен на него. Сына ли забодает, дочь ли забодает; по этому закону поступать с ним“. Сказано очень неопределённо. Между тем, в законе Гаммураби определённо говорится, что за убийство волом свободного человека платится пол-мины серебра. Что в этом пункте закон Гаммураби разумеет этот же случай, какой разумеет Моисеево постановление и, следовательно, первый поясняет последнее, – видно уж из того, что оба законодательства сходятся в определении штрафа за убийство быком раба. Закон Гаммураби определяет этот штраф в размере 1 / 3 мины серебра, а Моисеево законодательство в 30 сиклей – это почти одно и тоже: 30 сиклей=почти 1 / 3 мины (мина=100 сиклей). Если последняя параллель заставляет думать, что кодекс Гаммураби и закон Моисея в некоторых пунктах пополняют и поясняют друг друга, то с другой стороны, сопоставление некоторых пунктов этих двух законодательств показывает несомненное различие между ними даже в решении одних и тех же юридических вопросов. Так, напр., по закону Гаммураби, кредитор взамен долга был вправе брать у своего должника свободную жену, его сыновей и дочерей в услужение; однако на чет- —300— вёртый год последние должны были освобождаться (§ 117). В параллельном же месте кн. Исх.21:2 мы читаем: „если купишь раба еврея: шесть лет пусть служит он, а в седьмое пусть выйдет на волю даром“. Или ещё Исх.21:7 ст.: „Если кто продаст дочь свою в рабыни, то она не может выйти, как выходят рабы“. Как можно видеть, срок служения свободного человека в качестве раба и характер этого служения кодексом Гаммураби и законом Моисея определяются неодинаково.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Напротив индивидуальные различия в верованиях, при согласии в существенном, предполагаются понятием об истинной вере, как уверенности и начале живого знания: эта вера обусловлена общим духовно-нравственным состоянием и развитием личности. Какова личность, таковы и её верования, и чем сам человек лучше, тем лучше вера его, и тем больше в нём этой веры 189 . Разногласие в малейшем, даже в словах, ныне считается и служит часто основанием для взаимных пререканий и разделения „верующих“ лиц и церквей... Не к этому призывает нас Ап. Павел и собственным своим примером, и своими посланиями, – учением в них о любви, как о принципе единства христианской веры и знания ( 1Кор.3:3 и дал.; 8, 9, 10; Рим.14 и др.)! Учение это забыто нами, им не руководствуются в жизни и, в частности, в решении „церковного вопроса“, сколь ни ясно раскрыто оно для имеющих очи видеть. Ап. Павел удостоился таких откровений от Бога, какие только может вместить здесь, на земле, человек ( 2Кор.12:4 ), и однако он был „всем вся“. „Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести. Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных. Для чуждых закона, как чуждый закона (не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу), чтобы приобрести чуждых закона. Для —188— немощных был, как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтоб быть соучастником его“ ( 1Кор.9:19–23 ). Как во всей своей жизни и поступках, так и в оценке веры людей апостол руководится любовью и выказывает трогательную заботливость о „немощном в вере“, повелевая принимать его „без споров о мнениях“ ( Рим.14:1 ). Ошибочное, но искреннее убеждение немощной совести несовершенных в вере объявляется имеющим ценность в очах Божиих и право на признание со стороны совершенной совести зрелых в вере; обратное отношение называется подлежащим суду злоупотреблением свободой христианской совести, гордостью, недостатком христианской любви к ближнему и истинного христианского знания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Нашу виноградную лозу – скорбит библеист-летописец – в течение немалого времени обрывали все, происходящие по пути, кому только того хотелось; лесной вепрь подрывал её и полевой зверь объедал её… После того, как лисицами разрушены ограды, осталось много мусора, и виноградник оказался пожженным огнём, обсечённым. Естественно после всего этого призывный голос: вы видите бедствие, в каком мы находимся… Пойдём построим стену! Благовременна и молитва к Богу сил: призри с неба, и воззри, и посети виноград сей; охрани то, что насадила десница Твоя, и отрасли, которые Ты укрепил Себе ( Пс.79:13–17 ). С восходом солнца нового года, когда выходит человек на дело своё и на работу свою до вечера ( Пс.103:22–28 ), да взойдёт к Солнцу Правды и наша пламенная молитва: ублажи Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимские ( Пс.50:20 ). Да восстанет первым великий священник (и братья его священники), как пастырь добрый овцам, и зовёт овец своих по имени, и выводит их и ходит пред ними ( Ин.10:3–4 ), чтобы строить сначала овечьи ворота, как это было в старое время, при построении иерусалимских стен ( Неем.3:1 ). Но пусть за пастырем идут и овцы для дальнейших построек, хотя бы только против своего дома. Да не —370— ослабевает сила у носильщиков при виде того, что мусора очень много и мы, как будто, не в состоянии строить стену» (4:10), это скорбь и молитва за Русскую землю… Нет возможности излагать в хронологической последовательности содержание всех публицистических статей Андрея Петровича. Мы скажем только об основном тоне их. В противном случае нужно было бы писать целое сочинение о сочинениях его, потому что почти на каждой странице у него яркие образы и сравнения. Он вглядывался во все явления духовной и социальной жизни Русского народа, говорил к сердцу мудрецов и простецов, мужчин и женщин, взрослых и детей и, останавливаясь на частных случаях, указывал общие руководящие принципы. О нём можно сказать словами поэта, которые он сам приводит в своём замечательном «весеннем призыве» 3031 : Ничто не оставлено им Под солнцем живым без привета: На всё отозвался он сердцем своим, Что просит у сердца ответа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но этот безумный план не удался: сорокасемитысячное войско посланных Лисием военачальников Птолемея, Никанора и Горгия было разбито малочисленным, но положившимся на помощь Божию войском Иудеев, предводительствуемых мужественным Иудой Маккавеем, а в следующем году Иуда разбил —418— шестидесятипятитысячное войско самого Лисия (1Макк. 3 и 4 гл.). Когда после этого Иуда и его сподвижники взошли на гору Сион, то они увидели, что святилище опустошено, жертвенник осквернен, ворота сожжены, и в притворах, как в лесу, или на какой-либо горе, поросли растения, и хранилища разрушены. И раздрали они одежды свои, плакали горьким плачем, и сыпали пепел на свои головы, и падали лицем на землю, и трубили вестовыми трубами, и вопили к небу (1Макк.3:32 и сл.; 4:28–40). Какие иные чувства и могло вызвать в поклонниках истинного Бога и чтителях отеческого закона и сынах отечества это по истине ужасающее зрелище мерзости запустения, стоящей на святом месте! Очистивши святилище, они вынуждены были разрушить оскверненный жертвенник, чтобы он не послужил им в поношение, камни его сложили на горе храма в приличном месте, построили новый жертвенник, устроили по-прежнему и прочие части и принадлежности храма, обновили и освятили жертвенник жертвой, праздновали обновление с веселием восемь дней и установили ежегодно праздновать обновление жертвенника в течение восьми дней (1Макк.4:42–59). Должно присовокупить, что Антиох Епифан назван «презренным» не только в книге пророка Даниила (11:21), но и языческим писателем Диодором, а Полибий прозвание Антиоха πιφανς, что значит «славный», переиначил в πιμανς «безумный», «женонеистовый». О безумной кровожадности его и вместе о распутстве свидетельствуют как Маккавейские книги, так и классические писатели. Тарсяне и Маллоты взбунтовались против него за то, что они были отданы в дар Антиохиде, его наложнице (2Макк.4:30). Иероним говорит о нем: «Говорят, что он был до крайности сладострастен и в разврате дошел до такого поругания царского достоинства, что публично смешивался с блудницами и другими непотребными людьми, в присутствии народа предаваясь любострастию» 1921 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Нужно ли говорить о возможности проводить параллель между израильскими пророками и жрецами гадателями Халдеи или Ассирии, как это делали Винклер (Die Keilinschriften und das Alte Testament, 3-e ed., p. 171) и Делич? (Babel und Bibel, II р. 18). В немногих страницах ученый Кениг правильно оценил эту точку зрения, пропускающую глубокие различия для того, чтобы придерживаться некоторых искусственных аналогичных черт (Der ältere Prophetismus, 1905, р. 3–6). Первое и существенное отличие между истинным пророком и гадателем всегда ускользнет от —366— того, кто отказывается допустить сверхъестественное, достоверное пророчество, потому что между функциями одного порядка и чисто человеческими, если предположить, что искренность существует и с той и другой стороны, может существовать только разница в степени. Если же пророки Израиля были одарены божественными откровениями в собственном смысле слова, ясно, что они несравненно выше, чем гадатели древности (см. La mission surnaturelle des prophètes d’Israél, в Etudes, 4 janv. 1909, р. 5–32). Впрочем, нужно заметить, по крайней мере, с Сейсом, что это будет первым шагом к полной истине – что гадатель Вавилона постоянно прибегает к магии (сложные обряды, колдования и т. д.), тогда как еврейский пророк является явным врагом магических обрядов: откровение снисходит на них непосредственно от Ягве, не проходя по внутренностям жертв. Еврейские пророки, особенно пророки времени плена, хорошо знают и громко осуждают эту халдейскую магию. «Царь вавилонский остановился на распутье, при начале двух дорог, для гадания [чтобы знать направление, которое он должен взять]: он трясет стрелы [гадание по стрелам]: он вопрошает терафимов, рассматривает печень [гадание по печени]» ( Иез.21:21 . Вульг. 21). …И нападет на тебя беда [Вавилон], которой ты не в силах будешь отвратить… Оставайся же со своими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занимался от юности своей! Может быть, пособишь себе, может быть, устоишь! ( Ис.47:11:12 ). В следующих стихах пророк с замечательной точностью описывает в нескольких словах астрологию и искусство толковать предсказания, которые удивительно развились в Вавилоне. (См. специально Campbell Thompson, The reports of the magicians and astrologers of Nineveh and Babylon, 2 vol. 1900).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010