Скачать epub pdf 3. 3 неделя по Пятидесятнице. Ищите же прежде Царствия Божия. Иметь только необходимое, искать только спасительное. Не заботиться о пище и питии и искать Царства Божия (Мф. 6:22–33) «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его... Не заботьтесь о завтрашнем дне,... довольно для каждого дня своей заботы» ( Мф. 6:33–34 ). В сегодняшнем евангельском чтении, благочестивые слушатели, мы слышали слова Господа о том, что никто не может служить двум господам..., Богу и мамоне, ибо любя одного, возненавидит другого и будет нерадиво служить ему. Что следует разуметь под словом «мамона»? Ближайшим образом под «мамоной» следует разуметь излишества в материальных благах и средствах к жизни. Сюда относится и дорогая, богатая обстановка в квартире, дорогие, изысканные вещи и безделушки, излишняя одежда, изобилие запасов продуктов питания и прочее. Но не только всё это входит в понятие «мамоны», но и пристрастие, и любовь ко всем этим материальным средствам и благам, и уверенность, что только в них всё благо и счастье человека, что, имея хорошие материальные средства, человек имеет всё, не имея их – не имеет ничего. Братия и сестры! Прилепление сердца человеческого к материальным сокровищам потому предосудительно, что оно исключает всякий интерес и заботу о предметах высших, материальных, спасительных, духовных, ибо, как сказано, где (в чём) сокровище ваше, там будет и сердце ваше ( Мф. 6:21 ). Человеку, конечно, нельзя обойтись без пищи, одежды, крова, домашней обстановки. И заботы о них нам разрешены и для нас предусмотрены ( Мф. 6:11, 34 ). Не разрешается нам лишь увлекаться всеми этими заботами, переступать границу умеренности и разумности, переходить от забот о сегодняшнем дне к заботам, тревогам и волнениям о грядущих днях. Ибо тогда не остаётся ни времени, ни сил, ни желания позаботиться и о том, что является единым на потребу, т. е. позаботиться о благах духовных, вечных. Господь хочет, чтобы мы имели для себя лишь самое необходимое и довольствовались им, не оглядываясь по сторонам и не завидуя тем, кто служит «мамоне». Господь желает, чтобы мы, любя Бога, относились к ближнему своему как самому драгоценному сокровищу на земле, данному нам для нашего спасения. Ведь на пути к Богу всегда стоит человек и от нашего отношения к нему (человеку) зависит судьба наша и в этой, земной, и в будущей, загробной, жизни ( Мф. 6:13 ; Мф. 25:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf 29. 21 неделя по Пятидесятнице О сеятеле. О сеянии слова Божия на поле нашего сердца (Лк. 8:5–15; Мф:13. 1–23; Мк:4. 1–20) «Живо слова Божие и действенно.» ( Евр. 4:12 ). Однажды, братия и сестры, Иисус Христос пришёл на берег Галилейского моря. Окружённый множеством народа, Он сначала учил его сидя у моря ( Мф. 13:1 ). Но когда народ, стекаясь, стал теснить Его, Он сел в лодку и тут пред Его взором открылось зрелище прекрасной палестинской природы. На берегу около лодки большим полукругом, расположился молчаливый, жаждущий слова Божия, народ. Сзади его залегали поля. Ещё дальше виднелись масличные зелёные рощи. А там, на самом горизонте, в лёгкой дымке обрисовывались вершины невысоких гор. Прекрасная природа располагала Спасителя говорить и учить языком этой природы и труда людей, связанных с этой природой. И вот, как бы созерцая пред Собой сеятеля на окружающих полях, Иисус Христос начал учить иносказательно, образно, приточно, наглядно. Из Его Божественных уст полились одна притча за другой (всего 7 притч), связанных единством содержания и темы: поле и зёрна (притчи: 1, 2, 3), поле – сокровище – жемчужина (5, 6). Вот вышел, начал Он первую притчу, сеятель сеять семя своё ( Лк. 8:5 ). И когда сеял, случилось, что иное семя пало при дороге, и было поклёвано птицами ( Мк. 4:4 ), потоптано людьми ( Лк. 8:5 ). Иное упало на каменистую почву и, взойдя, быстро посохло, не имея влаги ( Лк. 8:6 ). Иное угодило в почву с терниями и было заглушено ими ( Лк. 8:7 ). Иное упало на добрую почву и принесло плод в 30, 60, 100 крат ( Мк. 4:8 ). Сказав сие, Христос возгласил: Кто имеет уши слышать, да слышит. Каждый из слушателей Христа имел уши, чтобы слышать Его слова, но не каждый имел внутренний слух, внутреннее разумение смысла этих слов. Ибо, – сказал Христос, – огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат... и не уразумеют сердцем слышанное ( Мф. 13:14 ; Ис. 6:9–10 ). Особенно огрубело сердце у книжников и фарисеев, которые не только не хотели уразуметь слова Христа о Царстве Божием, но и всячески противились этим словам и Самому Учителю, считая, что несть Сей От Бога ( Ин. 9:16 ). Не каждый из слушателей понял, что в притче речь идёт о нём самом, о почве его собственного сердца, в которую Спаситель забрасывал слова-семена Своего учения о спасении, о наступлении на земле Царства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf 6. 5 неделя по Пятидесятнице. Об исцелении Гадаринских бесноватых. Без хотения нет спасения 83 (Мф. 8:23–9:1) «Увидевши Иисуса, просили Его, чтобы Он отошёл от пределов их» ( Мф. 8:34 ). Мы слышали, братия и сестры, в сегодняшнем Евангельском чтении повествование об исцелении Господом нашим Иисусом Христом Гадаринских бесноватых. Этому чуду сопутствовало другое событие, которое тоже можно назвать чудом: низвержение со скалы в море свиного стада. Многое удивляет и поражает нас в этих событиях: и страшная власть над человеком бесовской силы, и нечеловеческие мучения бесноватого, и многое другое. Более же всего нас удивляет отношение к этим событиям – чудесам гадаринского народа: народ ужаснулся ( Лк. 8:35 ) чуду исцеления бесноватых, впал в великий страх ( Лк. 8:36 ) от этого чуда и потопления стада. Но ни то, ни другое чудо не вразумило, однако, народ, не просветило его, не приковало внутренний взор его к Христу, не пробудило потребности в духовном возрождении. Нет, сбежавшийся по зову пастухов на эти чудесные события, гадаринский народ не захотел побеседовать с Христом, послушать Его, попросить Его духовно-просветительной помощи. Нет. Он попросил Его только об одном: покинуть пределы страны, т. е. не принял Его, не захотел Его. Мы знаем, братия и сестры, другой результат встречи Христа с народом самарянским ( Ин. 4:3–42 ). Беседа Христа с самарянкой у колодца Иаковлева открыла ей глаза на Христа, как на Источник воды живой, текущей в жизнь вечную ( Ин. 4:14 ). И она, оставив водоносы у колодца, поспешила в город сообщить народу о Христе. И многие самаряне уверовали во Христа по слову самарянки и, придя к Христу, попросил Его побыть у них, и Он пробыл там два дня ( Ин. 4:40 ). И ещё большее число уверовало, что Он истинно Спаситель мира, Христос ( Ин. 4:41–42 ) Как видно, народ самарийский захотел принять Христа и сам просил Его побыть с ними. Это хотение открыло их сердца к духовному просвещению и уразумению, что Христос есть Тот Спаситель мира, Которого жаждали все народы земли того времени. Не так поступили гадаринцы. Они не захотели принять Христа. Они сознательно уклонились от встречи с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Здесь же увидишь и то, как сами Апостолы, будто на крыльях, обтекали землю и море, как они, некогда боязливые и немудрые, вдруг сделались другими людьми, стали презирать богатство и славу, были недоступны ни гневу, ни зависти, и сделались решительно выше всего; (увидишь), что они имели великое единомыслие и что между ними никогда уже не было, как прежде, ни зависти. ни спора о первенстве, а напротив, в них водворилась всякая совершенная добродетель, и в особенности просияла любовь, о которой и (Христос) много заповедывал им, говоря: о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою ( Ин.3:35 ). Все, что заключается в этой книге, достойно удивления, но и в особенности – то снисхождение Апостолов, которое внушил им Дух Святый, приготовляя их на служение слову о домостроительстве спасения. Поэтому-то, говоря столько о Христе, они не многое сказали о Божестве Его, а больше говорили о Его человечестве, страданиях, воскресении и вознесении. Теперь им прежде всего нужно было удостоверить в том, что Он пришел от Отца, так и Лука (в особенности доказывает), что Господь воскрес и вознесся, и отшел к Отцу» 428 . В другой своей беседе говорит Златоуст: «нужно сказать: почему отцы наши установили читать книгу Деяний в продолжение Пятидесятницы? В день креста (в Великую пятницу) мы читаем все относящееся к кресту, в Великую субботу мы опять читаем о том, как Господь наш умер плотию и был погребен; почему же Деяния Апостольския мы читаем не после Пятидесятницы, когда они и совершались и даже начались, но тотчас после креста и воскресения? Тотчас после креста нам возвещено воскресение Христово: свидетельство же воскресения составляют чудеса Апостольския, а повествование о чудесах Апостольских и содержится в книге Деяний Апостольских. Посему то, что особенно удостоверяет в воскресении Господнем, отцы и установили читать тотчас после креста и живоносного воскресения. Телесными очами ты не видал возставшаго Господа, но воскресшаго Его ты видишь очами веры. Телесными очами ты не видал Его возставшаго, но посредством чудес ты зришь Его воскресшаго из мертвых: повествование о чудесах руководствует тебя к созерцанию верою.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

НЕДЕЛЯ 3-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Мф. Зач. 18. (6,22–33) О ЗАБОТАХ ЖИТЕЙСКИХ Не должно служить телу, кроме крайней нужды, а душе надобно доставлять все лучшее любомудрием, как от темницы, освобождая ее от общения с телесными страстями, а вместе и тело соделывая неодолимым для страстей (4,307)… Забота и попечение о вещественном производит великое развлечение в душе (5,65). Забота ради самого себя есть улика в самолюбии, а заботиться и работать ради заповеди – похвальный признак христолюбивого и братолюбивого расположения (5,295). Ум озабоченный – это моль, которая точит кости; тело цветет, когда избегает забот (11,368). Занятия заботливостью о телесном и земном не дают душе досуга на попечение о важнейшем и небесном (14,382). Горе нам, что мы, предавшись суетным заботам, забыли страх Божий (31,194). Если Сотворивший все словом не имел где главы подклонить, то для чего ты, жалкий человек, заботишься о суетном (31,217). Будь всегда свободен от всех земных хлопот, чтобы избавиться тебе от сетей, от помыслов и дел лукавых… (24,373). Заботящийся же о том, что впереди, показывает тем, что не верит Божией милости, как будто она не всегда источает людям неистощимые дары (45,79). Насколько Бог выше мира, настолько забота о Нем лучше мирской (32,363). Человек, слишком занятый делами настоящей жизни, не может надлежащим образом усвоить предметов небесных, но по необходимости заботясь о тех, лишается этих (39,61). Если мы сами заботимся об имуществе, Бог удаляется от промышления о нем, а если все возложим на Его попечение, Он устроит… (40,564). Оставим большую заботу о житейском, облегчим душу от земного бремени, обратимся мыслями к будущему. Сохраним под драгоценным покровом добродетели достоинство царского образа, поставленные господствовать над житейскими вещами, не обратим царской власти в рабство (43,994). В какой мере оставляет ум попечение будущего, в такой же степени утончается он и просветляется в молитве (52,170). Без освобождения от забот не ищи света в душе своей, ни тишины и безмолвия при расслаблении чувств своих (52,350).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Никто да не обольщает сам себя: должно нам предстать судищу Христову ( Рим. 14,10 ), где вся нага и объявлена пред онима Его ( Евр. 4, 13 ) (23,238). Когда Христос придет с неба, тотчас неугасимый огонь потечет отовсюду пред лицем Христовым и покроет все. Потоп, бывший при Ное, служил образом сего неугасимого огня (24,142). Мир сей преходит, близок другой, – непреходящий, в котором обнаружатся тайны, разгнутся страшные книги, воссядет Страшный Судия, разлучит добрых и злых: добрым во владение даст Царство, злых ввергнет в тьму кромешную (25,272). Вот приблизился Небесный Жених, пусть каждый обратит взор на самого себя и в напутие себе приготовит добрые дела, чтобы Господь милостиво принял его, когда плоть его просияет непорочностью, чистотою и истинною верою (25,476). Праведный Судия потребует отчета у нас, глас трубы возгремит в день пришествия Единородного. Возгремит труба, восстанет и содрогнется вся тварь, солнце сокроет лучи свои, луна перестанет светить. Остановятся звезды в течении своем, как лист с дерева, спадет все небесное украшение, боголепное золото во всех украшениях утратит свою цену. Города и величественные здания останутся во прахе. Добрые наследуют Царство и насладятся блаженством в раю. Злые же наследуют геенну, приимут муки, как заслужили того, из пламени будут взывать: «Праведен Суд Твой, Господи Царю!» Итак, возлюбленные, как мудрые, будем вразумлять друг друга. Кто сокрушается о грехах своих, тот пусть спасает душу свою милостынями (25,490). Тягостен и страшен день явления Твоего, Спаситель наш. В сей день, по гласу Твоему, восстанут мертвые из гробов своих, сокрушатся двери шеола, пробудятся почившие во прахе (25,521). НЕДЕЛЯ 16-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Мф. Зач. 105. (25,14–30) О ДАРОВАНИЯХ БОЖИИХ Каждому по мере веры даются от Бога дарования на пользу (3,365). Поскольку дарования Духа различны, и как один не может принять всех дарований, так и все приемлют не одно и то же дарование, то надобно каждому целомудренно и с благодарением пребывать в данном ему даровании, и всем быть согласными между собою в любви Христовой, подобно членам тела. А потому низший по дарованиям, в сравнении с превосходящим его, не должен отчаиваться, а высший – презирать меньшего. Ибо разделившиеся между собой и восстающие друг на друга достойны погибели (3,368).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010