Неделя 29-я Лк.17:12–19 Кол.3:4–11 Однажды, когда Господь входил «в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали, и громким голосом говорили: Иисус Наставник, помилуй нас»! Они не просили исцеления, но просто просили милости. Люди по разным причинам так обращаются к Богу. Или – от совершенной веры, когда все готов принять, как Божью милость. Или – от малой веры, когда страшно потерять и ее, если не получишь просимого. Ну а когда просят многие одновременно, то один Бог знает, у кого какая вера, и по чьей вере дается всем. Так просили и прокаженные. Веры им хватило назвать Иисуса только «наставником». И Господь по их малой вере так им и ответил: «Пойдите, покажитесь священникам». И они пошли. И пошли, наверное, тоже с разными чувствами. Кто с робкой надеждой, а кто и с разочарованием. И вдруг по дороге начали совершаться чудеса: один за другим, а может быть, и все одновременно, – «когда они шли, очистились». Очистились, и… пошли дальше! И только один «из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его». Но почему же не пришли остальные? «Не десять ли очистились? Где же девять»? Трудно представить, чтобы, все вместе получив исцеление, они могли допустить, что это – простое совпадение. Скорее всего, некоторые размышляли так: «зачем возвращаться? Виновник всего – Бог. А Он – на всяком месте. Достаточно даже на ходу воскликнуть: «слава Тебе, Боже»! – И довольно, и Он услышит. Так, успокоив совесть, избавили себя от труда обратного пути. А иные, может быть, рассуждали так: «По Его слову я исцелился. Но разве Он велел мне вернуться и благодарить? Он велел идти и показаться священникам, что я и выполняю, строго по Его словам». В первом случае простая леность хочет оправдать себя благочестивыми рассуждениями. Да, Бог на всяком месте. И хорошо, что мы в это верим. Но вера без дел мертва. И благодарить надо делами. В данном случае – вернуться, пройти обратный, может быть, и немалый путь. Во втором случае видим послушание не по разуму. Но вы же именно к Иисусу обращались, именно у Него просили исцеления? Получили? Значит, надо именно к Нему вернуться, именно Его поблагодарить, а потом и идти к священникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

И отсюда ты можешь узнать различие между пастырем и наемником. Наемник не знает овец, что происходит оттого, что он не надзирает за ними постоянно. Ибо если бы он постоянно смотрел, то знал бы их. А пастырь, каков Господь, знает своих овец, потому и печется об них, и они опять знают Его, потому что пользуются Его надзором и по привычке узнают своего Покровителя. Смотри. Прежде Он узнает нас, а потом уже мы Его. И не иначе можно познать Бога, как быв познанными от Него ( 1Кор. 13, 12). Ибо Он прежде усвоился нам плотию, став Человеком, потом уже мы усвоились Ему, получив дар обожения. Желая показать, что неуверовавшие недостойны быть познанными от Бога и не суть овцы Его, Он сказал:  «Я знаю Моих, и Мои знают Меня», как написано:  «познал Господь Своих» ( 2Тим. 2, 19). Ин.10:15 .  Как Отец знает Меня,  так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Чтобы кто-нибудь не подумал, что Он узнавал, как человек. Он присовокупил: «Как Отец знает Меня, и Я знаю Отца», то есть – Я так верно знаю Его, как Сам Себя. Часто повторяет  «Я жизнь Мою полагаю за овец» для того, чтобы показать, что Он не обманщик. Ибо выражения  «Я Свет, Я Жизнь» для немысленных казались надменными. Но слова  «Я хочу умереть» не заключают никакого самохваления, а, напротив, выражают великое попечение, так как Он хочет предать Себя за людей, которые бросали в Него камнями. Ин.10:16 .  Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, Это говорит об язычниках. Они не того двора, который под законом. Ибо язычники не ограждаются законом. и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, Ибо и эти в рассеянии, и те не имеют пастырей. И благоразумные, и способнейшие к вере из иудеев были без пастырей, следовательно, тем более, язычники. Мне  «надлежит» собрать и язычников, и иудеев. Слово  «надлежит» здесь означает не принуждение, а то, что непременно последует. и будет одно стадо, и один Пастырь. «Во Христе Иисусе нет ни иудея, ни язычника »  ( Гал. 3, 28), и никакого различия. Ибо у всех один образ, одна печать крещения, один Пастырь, Слово Божие и Бог. Пусть устыдятся манихеи, отвергающие Ветхий Завет, и услышат, что одно стадо и один Пастырь; ибо Один и Тот же Бог Ветхого и Нового Завета.

http://bible.predanie.ru/Nedelya-1-aya-p...

Итак, достаточно было и этого для убеждения людей принимать тех, которые послужат к их спасению. В самом деле, кто бы не принял со всем усердием мужей столь доблестных и неустрашимых, которые как львы обтекали вселенную, и небрегли о всем, только бы спаслись другие? И однако, Господь предлагает и другую награду, показывая, что Он в этом случае более печется о принимающих, нежели о принимаемых. Хотя Он и отдает последним первую честь, говоря:  «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» ( Мф. 10:40), – что может сравниться с честью принять Отца и Сына? – но вместе с тем обещает Он и другое еще воздаяние:  «Кто принимает, – говорит,–  пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» ( Мф. 10:41). Выше угрожал наказанием не принимающим, а здесь назначает награду принимающим. И чтобы ты знал, что об этих последних Господь более печется, не просто сказал: приемлющий пророка, или: приемлющий праведника; но присовокупил:  «во имя пророка» и  «во имя праведника». То есть, если примет кого не по мирскому гостеприимству, или не по другим каким-либо мирским расчетам, но потому, что он пророк, или праведник, мзду пророка, мзду праведника приимет, – или какую достоин получить принявший пророка, или праведника, или какую получит сам пророк, или праведник, как и Павел говорит:  «Ваш избыток в [восполнение] их недостатка; а после их избыток в [восполнение] вашего недостатка» ( 2Кор. 8:14). Далее, чтобы никто не стал отговариваться бедностью, говорит:  «И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» ( Мф. 10:42). И если ты подашь только чашу холодной воды, что не потребует никакой издержки, то и за нее положена тебе награда; для вас, которые принимаете, Я все сделаю. 3. Видишь ли, какие Он употребил убеждения, и как отверз им вход в дома по всей вселенной? Во всей беседе Своей Он показал, что люди их должники.

http://bible.predanie.ru/Nedelya-1-aya-p...

Увещание к перенесению страданий по примеру Начальника веры (Евр.12:1–3). Евр.12:1 .   Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас  грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, Как облако своею тенью защищает того, кого палят жгучие лучи, так и воспоминание о святых восстановляет и укрепляет душу, удрученную бедствиями. Не сказал: висящий над нами, но:  «облежащ нас», что означает более и показывает, что, облегая кругом, это облако свидетелей делает нас более безопасными… (Злат.). –  «Всякое бремя». Какое –  " всякое " ? Т. е. сон, нерадение, низкие помыслы, все человеческое (Злат.). –  «Запинаюший нас грех»  τηνευπερστατον αμαρταν, точнее слав.:  «удобь обстоятельный грех», т. е. или удобно овладевающий нами, или удобно побеждаемый; лучше последнее, так как мы можем, если захотим, легко победить грех (3лат.). –  «Терпением да течем» ( «с терпением будем проходить»). Не сказал: будем бороться… но что всего легче на поприще, то и поставляет на вид. Не сказал также: усилим течение, но: будем терпеливы в том же самом течении, не будем ослабевать (Злат.). Евр.12:2 .   взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел  одесную  престола Божия. Потом представляет главное утешение, которое он предлагает и прежде, и после – Христа…  " взирающе " , говорит, т. е. чтобы нам научиться подвигам, будем взирать на Христа (Злат.). –  «Вместо предлежавшей Ему радости претерпел крест…», т. е. Он мог бы и не страдать, если бы захотел, потому что Он  «беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его» ( Ис 53:9;  Ин.14:30, 10:18). Если же Он, не имея никакой нужды быть распятым, распялся для нас, то не тем ли более справедливо нам переносить все мужественно? (Злат.). –  «Пренебрегши посрамление…» «Пусть Он умер: но для чего поносной  смертью? Не для чего иного, как для того, чтобы научить нас ставить ни во что славу человеческую» (Злат.). –  «Возсел  одесную  Престола Божия…» Замечаешь победную награду? То же говорит Павел и в другом послании ( Флп.2:9–10). Это говорит он о Христе по плоти» (Злат.).

http://bible.predanie.ru/Nedelya-1-aya-p...

Ибо Ему можно было и не пострадать, и не умереть: будучи безгрешным, Он не подлежал смерти, что и Сам говорит:  «идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» ( Ин.14:30). Итак, если бы Он не желал, то не был бы распят, о чем и Сам говорил:  «имею власть отдать (жизнь Мою )» ( Ин.10:17–18). Однако «Он  претерпел крест», то есть не просто смерть, но постыдную, и пренебрег позор такой смерти. Не сказал: пренебрег печаль, ибо Он без печали понес это. и воссел  одесную  престола Божия. Видишь ли конец терпения, куда оно ведет, что и в другом месте сказал:  «посему и  Бог превознес Его » ( Флп.2:9), говоря относительно плоти. Итак, Он может и вам воздать за притеснения ради Него. Ибо престол  одесную показывает равенство Его с Отцом. Евр.13:17 .   Повинуйтесь наставникам вашим Речь идет о епископах. Прежде похвалив их и назвав верными и достойными подражания со стороны взирающих на них, потом продолжает:  «повинуйтесь». Что же? Не необходимо ли повиноваться всякому начальнику, хотя бы он был и злым? В каком ты смысле говоришь: злой? Если относительно веры, то беги его, хотя бы он был ангелом с небес. Если же он – злой по жизни, то повинуйся ему.  «Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» ( Мф.23:3). Относительно же испорченных по вере говорит:  «учениями различными и чуждыми не увлекайтесь». Итак, почему же? Потому что дурно поступающий, быть может, другим не посоветует жить дурно, ибо и сам он стыдится дурных дел, ясно это и из того, что он всячески старается скрывать свои дела; злой же по вере внушит свой образ мыслей и народу. и будьте покорны, Выражением  «будьте покорны» он указывает на такое сильное повиновение, чтобы, если потребуется, они послужили им делом. ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; Да слышат наставники, что как народ должен повиноваться, так и священник должен неусыпно заботиться о народе, так как ему предстоит дать отчет за грехи их. чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

http://bible.predanie.ru/Nedelya-1-aya-p...

Что нужно понимать под святостью? Вы сами прекрасно помните и знаете слова песнопения, звучащие во время Божественной литургии: « Един свят, Един Господь Иисус Христос…», а также слова Господа « Никтоже благ, токмо един Бог» (Мф 19:17; Мк 10:18). Значит, нет человека, которого можно было бы назвать в точном смысле слова святым или благим (в богословском смысле это синонимы), потому что совершенство является уделом Единого Бога. Человек отстоит от этого совершенства на такое огромное расстояние, что можно назвать его непреодолимой бездной. Если бы даже кто-то из людей имел почти безупречную совесть и не совершил почти никаких грехов, разве что мыслью, или если даже представить, что он не имел бы вообще никакого греха, был бы безгрешен, тем не менее между безграничным совершенством Божественным и ограниченным совершенством человеческим — непреодолимое, бесконечное различие. Поэтому под святостью человека мы должны понимать некое относительное уподобление его Богу. Он свят по сравнению с нами, свят, потому что любит Бога и всеми силами к Нему стремится, понуждая себя к исполнению заповедей. Он свят еще и потому, что понимает свою греховность и ограниченность и оттого всегда пребывает в покаянии. В сегодняшнем евангельском чтении вкратце, тезисно, если можно так выразиться, говорится как раз о том, в чем состоит святость, или блаженство, благость, человека. С этого — с заповедей, известных как заповеди блаженства, — Господь наш Иисус Христос начал Свою знаменитую Нагорную проповедь, в которой Он изложил основы христианского нравственного учения. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф 5:3–12).

http://bible.predanie.ru/nedelya-2-aya-p...

е. будьте Моими спутниками и учениками. «И сделаю вас ловцами человеков». Симон и Андрей были рыбаками в прямом смысле. Спаситель говорит им, что Он хочет сделать их рыбаками в духовном смысле, вместо обыкновенной рыбы апостолы будут уловлять людей в сеть евангельскую. Мф 4:20. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. (Почти буквально Мк 1:18) Смысл выражения зависит от того, где поставить запятую. Правильнее относить « тотчас»  к « оставив». Мф 4:21. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. (Ср. Мк 1:19–20) Относительно призвания Иакова и Иоанна имеют силу те же замечания, какие были сделаны о 18-м стихе. Иоанн был призван раньше вместе с Андреем, хотя и не называет себя по имени (Ин 1и сл.). Иаков был призван теперь, по-видимому, в первый раз. Он здесь отличается от Иакова Алфеева (Мф 10:3). Что касается Зеведея, отца Иакова и Иоанна, то он не последовал за Христом. Не последовал потому, что, как говорит святитель Иоанн Златоуст, «по-видимому, не уверовал (μ πιστεσας). Поэтому и оставили его ученики. И не только не уверовал, но и противостоял добродетели и благочестию». Мф 4:22. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. (Ср. Мк 1:20) Святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт ставят поступок братьев примером для лиц, следующих и желающих следовать за Христом, оставляющих ради этого имущество и родных. Мф 4:23. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. (Ср. Мк 1:39; Лк 4:44) Нужно думать, что Иисус Христос сделал несколько путешествий по Галилее. Неизвестно, были ли тождественны путешествия, о которых говорит здесь Матфей, с теми, о которых говорят Марк и Лука в указанных местах. Путешествуя по Галилее, Иисус Христос учил в синагогах. Иоанн проповедовал на открытом воздухе, Иисус Христос — так же, но в некоторых случаях и, по-видимому, много раз — в синагогах.

http://bible.predanie.ru/nedelya-2-aya-p...

Евр 12:1–3. Увещание к перенесению страданий по примеру Начальника веры. Евр 12:1. Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, Как облако своею тенью защищает того, кого палят жгучие лучи, так и воспоминание о святых восстановляет и укрепляет душу, удрученную бедствиями. Не сказал: висящий над нами, но: « облежащ нас», что означает более и показывает, что, облегая кругом, это облако свидетелей делает нас более безопасными… (Злат.). — « Всякое бремя». Какое — « всякое»? Т. е. сон, нерадение, низкие помыслы, все человеческое (Злат.). — « Запинаюший нас грех»  τηνευπερστατον αμαρταν, точнее слав.: « удобь обстоятельный грех», т. е. или удобно овладевающий нами, или удобно побеждаемый; лучше последнее, так как мы можем, если захотим, легко победить грех (3лат.). — «Терпением да течем» («с терпением будем проходить»). Не сказал: будем бороться… но что всего легче на поприще, то и поставляет на вид. Не сказал также: усилим течение, но: будем терпеливы в том же самом течении, не будем ослабевать (Злат.). Евр 12:2. взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Потом представляет главное утешение, которое он предлагает и прежде, и после — Христа… « взирающе», говорит, т. е. чтобы нам научиться подвигам, будем взирать на Христа (Злат.). — « Вместо предлежавшей Ему радости претерпел крест…», т. е. Он мог бы и не страдать, если бы захотел, потому что Он « беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его»  (Ис 53:9; Ин 14:30, 10:18). Если же Он, не имея никакой нужды быть распятым, распялся для нас, то не тем ли более справедливо нам переносить все мужественно? (Злат.). — « Пренебрегши посрамление…» «Пусть Он умер: но для чего поносной смертью? Не для чего иного, как для того, чтобы научить нас ставить ни во что славу человеческую» (Злат.). — « Возсел одесную Престола Божия…»  Замечаешь победную награду? То же говорит Павел и в другом послании (Флп 2:9–10). Это говорит он о Христе по плоти» (Злат.).

http://bible.predanie.ru/nedelya-2-aya-p...

«Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими. Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня» (ст. 5–6). Апостолу Павлу есть чем хвалиться, однако он не хвалится. Но не из желания представлять из себя что-то важное, как иногда это делаем мы: говорим загадками и многозначительно, а если бы нас расспросили поподробнее, то нам и сказать было бы нечего. Но апостол Павел говорит так для того, чтобы никто не подумал о нем более, чем он выглядит в глазах других людей. Как же он выглядел? Если говорить о внешности, то она у него была очень заурядная: он был мал ростом и плешив. Его еврейская внешность — вспомним, как он говорит о себе: «Еврей от Евреев» (Флп 3:5), — естественно, могла вызывать у людей другого происхождения некоторое презрение. Однако речь, наверное, идет не о внешнем облике, а о том, как он себя вел. Что же мы знаем о нем? Апостол Павел был человек чрезвычайно добродетельный, необыкновенно красноречивый, никого и никогда не боялся, готов был пойти на смерть, вытерпел много всевозможных бед. Днем он проповедовал, ночью трудился, чтобы никто не мог его упрекнуть, что он нахлебник и проповедует за чужой счет, чтобы не полагать, как он говорит, препятствия проповеди (ср. 1 Кор 9:12). Но этого мало, он совершал и многие великие чудеса: повязки, пропитанные его потом, исцеляли людей (см. Деян 19:12); когда его ужалила ядовитая змея, то он не потерпел никакого вреда (см. Деян 28:5). С ним происходило и много другого чудесного, что или описано в Священном Писании, или опущено за множеством. Несмотря на все это, апостол Павел говорил: «Я не хочу, чтобы о мне думали больше, чем видно». Значит, в нем было нечто такое, что больше даже дара чудотворений, который кажется нам самым высоким и удивительным. Чудеса апостола Павла видели многие люди, в том числе и коринфяне. Далее он говорит, что его проповедь в Коринфе была не меньше проповеди других, даже высших, апостолов и что в отношении чудес коринфяне тоже не были ничем, так сказать, обижены (см. 2 Кор 12:11–12).

http://bible.predanie.ru/nedelya-19-aya-...

2 Знаю я одного человека во Христе. Четырнадцать лет назад (в теле это было — не знаю, или вне тела — тоже не знаю: это знает только Бог) был он восхищен до третьего неба. 3 И знаю я об этом человеке (в теле или без тела — не знаю: это знает только Бог), 4 что был он восхищен в рай, где услышал неизреченные речи, которые нельзя даже рассказать никому из людей. 5 Вот таким человеком я и буду хвалиться. Собою же хвалиться не буду, разве только моими немощами. 6 Впрочем, если бы и захотел хвалиться, то не был бы безумцем, потому что я говорил бы истину. Но я воздерживаюсь, чтобы меня не сочли выше того, что видят во мне или слышат от меня. 7 И это при таких чрезвычайных откровениях! Вот потому, чтобы я не превозносился, и была дана мне в плоть некая заноза, ангел сатаны, который изводит меня, чтобы я не превозносился. 8 Трижды молил я Господа избавить меня от него. 9 Но Он сказал мне: «Моей благодати тебе достаточно, ибо сила Моя совершается в немощи». Потому я охотнее всего буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Нигде в Писании глагол «хвалиться» не встречается так часто, как во Втором послании к Коринфянам. О том, что человек выглядит смешно, когда он хвалится своими несуществующими достоинствами, люди знали всегда. Однако древний мир не считал смешным и безумным, когда человек хвалился своими действительными достоинствами. Сильный хвалился своей силой, богатый — своим богатством, родовитый — своим происхождением, праведные фарисеи — своей праведностью. Правители и полководцы, богачи и спортсмены, художники и философы — все раздувались от гордости. И народ благоговейно или с завистью соглашался с такой похвальбой. Такова была традиция — хвалиться. Ведь это были люди, «не имеющие надежды» (1 Фес 4:13). В самом деле: перед лицом неизбежной смерти — что еще оставалось человеку, как не добиваться хотя бы какой-то отрады и славы в этом мире? Разумеется, даже язычники время от времени сознавали как безумие похвальбу смертного на виду у сонма бессмертных богов, считая ее пороком и дерзостью.

http://bible.predanie.ru/nedelya-19-aya-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010