Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРИЯ ДИМИТРИЕВНА Св. блгв. кнг. Мария Псковская. Рельеф на постаменте памятника св. равноап. кнг. Ольги. 2003 г. Скульптор В. М. Клыков, архит. С. Ю. Битный. Фотография. 2012 г. Св. блгв. кнг. Мария Псковская. Рельеф на постаменте памятника св. равноап. кнг. Ольги. 2003 г. Скульптор В. М. Клыков, архит. С. Ю. Битный. Фотография. 2012 г. (В иночестве Марфа; † 6.11.1316, Псков), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), кнг., жена псковского св. блгв. кн. Довмонта (Тимофея) . Вопрос о происхождении княгини остается дискуссионным. Согласно редакции «Сказания о благоверном князе Довмонте и храбрости его», сохранившейся в составе Синодального списка Псковской 2-й летописи (кон. XV в.), М. Д. была дочерью Владимирского, Новгородского и Переяславского св. вел. кн. Димитрия Александровича (ГИМ. Син. 154. Л. 164; ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 17). Этой версии придерживались рус. церковные историографы XIX в. ( Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. К., 1831. Ч. 3. С. 76; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 358; Описание о российских святых. С. 50; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 64-65). Согласно наблюдениям Л. В. Столяровой, в Синодальном списке «первоначальным чтением имени жены Довмонта было не «Марья», а «Анна»: «…дщерь княгиню Анну». Слово «Анну» в рукописи зачеркнуто и исправлено на правом поле на «Марью» тем же почерком, каким сделан весь остальной текст, но более темными чернилами» ( Столярова. 1998. С. 236), однако, учитывая всю совокупность данных, в Синодальном списке была исправлена ошибка писца - внесено настоящее имя княгини. В нек-рых летописях сер.- 2-й пол. XV в. говорится, что к моменту Раковорской битвы объединенных рус. войск против войск Ливонского ордена (18 февр. 1268) Довмонт уже был «зятем» Димитрия Александровича (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 17, 87; Т. 6. Вып. 1. Стб. 347; Т. 23. С. 87; Т. 25. С. 148). В кон. XV в. Димитрия Александровича «тестем» Довмонта называет Ермолинская летопись (Там же. Т. 23. С. 91). Однако у этого сына Александра Ярославича Невского , родившегося в нач. 50-х гг. XIII в., не могло быть взрослой дочери, готовой к 1268 г. вступить в брак. Поэтому исследователи, поддерживающие версию брака М. Д. и Довмонта, нередко относят его ко времени после 1281/82 г. ( Охотникова. 1985. С. 41. Примеч. 68; Белецкий С. В. К изучению новгородско-псковских отношений во 2-й пол. XIII в.//Археол. исследование Новгородской земли. Л., 1984. С. 197; в февр. 1282 Довмонт освободил из новгородского плена бояр и 2 дочерей Димитрия Александровича).

http://pravenc.ru/text/2562134.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОЖЕДОМКА [божедомье, божедомское место, убогие дома, скудельница], место для погребения умерших внезапной («невольной») смертью (без покаяния и причастия) - «невольных», или «заложных», покойников (удавленников, утопленников, замерзших, самоубийц, странников и др.). Рус. иерархи с древности настаивали на захоронении умерших без церковного напутствия в особых местах, вдали от храмов и правосл. кладбищ, и даже в нек-рых случаях запрещали их отпевать (под 1145 в Новгородской первой летописи записано «Утопоста два попа, и не да епископ над ними пети» - ПСРЛ. Т. 3. С. 213). В Поучении псковскому духовенству (1416) митр. Фотий так говорит о погребении «заложных» покойников: «В пустое место в яму вложити и закопати» (С. 46). Это предписание основано на евангельском тексте о «селе скудельниче», к-рое было куплено «за цену крови» Спасителя иудейскими священниками для погребения странников (Мф 27. 6-8). Отсюда же происходит одно из названий мест погребения «невольных» покойников - скудельницы. Божедомские кладбища в Москве (по материалам Е. В. Скрынниковой) Божедомские кладбища в Москве (по материалам Е. В. Скрынниковой) Одновременно с церковной т. зр. на погребение погибших внезапной или насильственной смертью существовали народные представления, в соответствии с к-рыми было невозможно не только похоронить «нераскаянных» грешников на обычном кладбище, но и вообще предать их тела земле. Их тела не закапывали, а забрасывали ветками либо оставляли открытыми на растерзание птицам и зверям. «Его земля не принимает»,- говорили в народе, полагая, что лучший способ похоронить «заложного» покойника - это бросить тело в ров, яму или болото, где его засосет болотная гниль. В периоды бедствий преданные ранее земле тела «заложных» покойников выкапывали и оставляли на растерзание зверям и птицам, считая, что их погребение есть причина несчастий. В XIII в. этот суеверный обычай осудил Владимирский еп. св. Серапион, в XVI в.- прп. Максим Грек ; это же явление описано в Правиле поповским старостам Патриарха Адриана (1697).

http://pravenc.ru/text/149649.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ I (Емелиан Брадатый; † 1.11.1429, Вел. Новгород), архиеп. Новгородский. Иером. Омельян (Емелиан) был избран архиепископом по жребию в Вел. Новгороде ок. 10 сент. 1423 г. (сообщение псковских летописей об избрании Е. 1 нояб. является ошибочным). Согласно Новгородской 4-й и Симеоновской летописям (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С. 431; Т. 18. С. 167), до избрания он был иноком Деревяницкого монастыря (см. Деревяницкий в честь Воскресения Христова женский монастырь ), тесно связанного с Новгородской кафедрой. По Сокращенному Новгородскому летописцу (список Н. К. Никольского) и Новгородской 2-й летописи, Е. был духовником архиеп. Симеона († 1421) (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 606; Т. 30. С. 168). Социальное происхождение Е. остается неясным. В Новгороде на территории Людина конца, на усадьбе «И» Троицкого раскопа, связанной с проживанием священнослужителей, был найден фрагмент деревянного посоха с именем Емелиан. О выдаче зерна некоему Емелиану говорится в новгородской берестяной грамоте 253 (1369-1396), найденной на боярской усадьбе Онцифоровичей на территории Неревского конца Новгорода ( Арциховский А. В., Борковский В. И. Новгородские грамоты на бересте: Из раскопок 1956-1957 гг. М., 1963. С. 80-81). И. А. Стерлигова предположила, что Е. был заказчиком «панагии Серапиона», на внешней створке которой изображены св. Емелиан (исп. Емилиан Кизический?) и мч. Онисифор (Онцифор), и являлся сыном новгородского посадника XIV в. Онцифора Лукинича (Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996. 21. С. 94-95, 168-171, 379). Исследователи относят падение Онцифоровичей как посадничей династии к нач. 20-х гг. XV в., т. е. ко времени накануне возведения Е. на кафедру (см.: Бобров. Новгородские летописи XV в. 2001. С. 86). Возведение архиеп. Евфимием I ц. Спаса Милостивого в Новгороде. Преставление прп. Кирилла Белозерского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225.Л. 393 об.)

http://pravenc.ru/text/187751.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИЛ ГРЕК Поставление Нила Грека во епископа Тверского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV. 232. Л. 703 об.) Поставление Нила Грека во епископа Тверского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV. 232. Л. 703 об.) (Траханиот, † 30.03 (3.04).1521), еп. Тверской (1509-1521), автор посланий и переводов (?). Согласно Псковской I летописи, Н. Г. происходил из греч. рода Траханиотов. Известие об этом содержится в рассказе о приезде буд. вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог из Рима на Русскую землю осенью 1472 г., однако в нем не говорится о прибытии Н. Г. вместе с ней из Италии («а боярин ея был великого князя Юрьи Малои Грек, а владыка тверскои Нил был того же роду» - ПсковЛет. Вып. 1. С. 74). Нельзя исключать, что Н. Г. приехал на Русь из одной из афонских обителей - Великой Лавры, Ватопеда или Иверона ( Иверского монастыря ) ( Брюсова. 1974. С. 183-184). Доказательством этого служило в т. ч. обилие сведений об этих монастырях в посланиях, принадлежавших перу Н. Г. (см. ниже). Исследователи не высказывали предположений о том, как именно был связан Н. Г. с семьей московских Траханиотов. Архивные находки, связанные с жизнью греч. общины Москвы в последние десятилетия XV - 1-й трети XVI в. (письмо Андрея Палеолога «юноше Эмануилу Траханиоту» от 7 нояб. 1475, см.: Матасова, Воробьёев. 2016), сделали возможным появление новой гипотезы о времени и обстоятельствах приезда на Русь Н. Г., который, возможно, имел мирское имя Мануил («Эмануил») Димитриевич Траханиот. Существование этой личности долгое время считалось недоказанным, хотя Д. М. Буланин предполагал его историчность ( Буланин Д. М. Мануил Дмитриевич//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 100). Согласно этой гипотезе, М. Д. Траханиот был одним из 2 известных сыновей придворного интеллектуала Димитрия Мануиловича Траханиота , а также племянником посла в Милан, Рим и Свящ. Римскую империю и переводчика вел. кн. Московского и всея Руси Иоанна III Васильевича Юрия Мануиловича Траханиота (Юрия Старого) и соответственно братом высокопоставленного чиновника вел. кн. Василия III Иоанновича - Юрия (Георгия) Димитриевича Траханиота (Юрия Малого).

http://pravenc.ru/text/2577635.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАНИИЛ (Димитрий Константинович; ок. 1460, Переславль-Залесский - 7.04.1540, Троицкий Данилов мон-рь), прп. (пам. 7 апр., 30 дек., 28 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Переславский, основатель и игум. переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы монастыря . Источники Основные сведения о Д. содержатся в Житии святого, нек-рые факты его биографии нашли отражение также в Житиях прп. Герасима Болдинского, блж. Кассиана Босого (все указанные сочинения были созданы во 2-й пол. XVI в.), в летописях XVI в. Прп. Даниил Переславский. Икона. Кон. XX в. (Данилов мон-рь в Переславле-Залесском) Прп. Даниил Переславский. Икона. Кон. XX в. (Данилов мон-рь в Переславле-Залесском) Житие Д. было написано, по всей видимости, духовником царя Иоанна IV Васильевича прот. Благовещенского собора Московского Кремля Андреем (впосл. митр. Афанасий ), учеником и духовным сыном Д., до 1550 г. служившим священником в Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского (об авторстве прот. Андрея в отношении 2 редакций Жития Д. см.: Смирнов. Житие. С. IX-XV, XXII-XXVI). Первоначальная (пространная) редакция Жития была создана по повелению царя Иоанна IV и митр. св. Макария не ранее чем через 16 лет после преставления святого (по-видимому, в 1556-1561). Основными источниками для Жития послужили рассказы Д., воспоминания учеников старца и проч. лиц. Автор, по собственному признанию, стремился писать «просто и неухищренно... памяти ради» ( Смирнов. Житие. С. 6), поэтому Житие отличается простотой изложения и содержит много фактической информации. (Смирнов также отметил влияние на Житие ряда агиографических текстов - Житий преподобных Иосифа Волоцкого, Евфросина Псковского, Евфросина повара, Власия мниха; см.: РГБ. Ф. 280. К. 9. 3. Л. 12 об., 13 об., 22 об.- 23, 37 об., 47 об., 48 об. и др.) Житие Д. дошло в 4 редакциях: первоначальной (старший список - ГИМ. Син. 926, 2-я пол. XVI в.), сокращенной («Сказание вкратце о преподобном старце Данииле Переяславском» в «Книге степенной царского родословия» , составлено ок. 1562-1563, по-видимому, также прот. Андреем; входит в Четьи-Минеи Германа (Тулупова) : РГБ. Троиц. 694. Л. 176-193 (1633 г.), Милютинские Четьи-Минеи: ГИМ. Син. 804. Л. 299-328 об. (сер. XVII в.) и в др. сборники), проложной (составлена на основе «Сказания вкратце...» в XVII в.; 1-е изд.: Пролог. М., 1689. Л. 196-197) и переработанной (составлена в кон. XVII в. Александром, игум. киржачского в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря , на основе первоначальной редакции). Важным для уточнения биографии преподобного, подробно изложенной в первоначальном Житии, является «Сказание вкратце...», к-рое представляет собой не только сокращенную, но и исправленную редакцию по отношению к первоначальному Житию, дополняет и уточняет сведения последнего.

http://pravenc.ru/text/171193.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОВМОНТ (Тимофей) († 20.05.1299, Псков), св. кн. (пам. 20 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), правитель Нальшанской земли в составе Литовского великого княжества (ранее 1260-1266), служилый кн. в Псковской земле (1266-1299), муж св. кнг. Марии Димитриевны , зять вел. кн. Владимирского и Переяславского св. Димитрия Александровича . Источники сведений о Д. можно разделить на 2 группы: летописные записи и различные редакции жизнеописания св. князя. Наиболее древними являются краткие летописные заметки о Д., сохранившиеся в составе харатейной Новгородской I летописи старшего извода (список кон. XIII в., дополненный в 1-й трети XIV в.); они касаются псковского периода жизни князя. Подробный рассказ о событиях, предшествовавших побегу Д. из Литвы в Псков, содержит Ипатьевская летопись, повествующая об убийстве Д. кор. Миндовга . В др. летописях, отражающих своды XIV в., есть редкие упоминания о Д., летописи XV-XVII вв. соединяют сведения Новгородской I летописи с жизнеописанием Д., составленным псковским автором. Св. кн. Довмонт. Фрагмент иконы " Собор святых великих князей, княгинь и княжон " 60-е гг. XIX в. (собор равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге)_ Св. кн. Довмонт. Фрагмент иконы " Собор святых великих князей, княгинь и княжон " 60-е гг. XIX в. (собор равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге)_ Жизнеописание Д. сохранилось в неск. редакциях XIV-XVI вв. (далее: Повесть, Житием оно называется только в редакции кон. XVI в.). В более ранних редакциях жизнеописание Д. не имеет заголовка либо именуется «Успение» Д., «Сказание» или «Повесть» о Д. Первоначальная редакция Повести была создана во 2-й четв. XIV в., история ее текста тесно связана с псковским летописанием. Текстуальные совпадения между Повестью и статьями псковских летописей 1323, 1341, 1343 гг. доказывают, что Повесть о Д. и летописные статьи 2-й четв. XIV в. создавались приблизительно в одно и то же время в одном круге книжников. В Повести о Д. князь изображен исключительно в ратных ситуациях (походы на Литву, на Раквере и в Поморье, сражения на Мироповне, с «местером Рижским», у ц. св. апостолов Петра и Павла). Автор не рассказывает о литов. периоде жизни князя и причинах его побега в Псков, не упоминает о строительстве им церквей и крепостной стены, об основании псковского Снетогорского в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря . В Повести о Д. воплотился псковский идеал князя - воина, готового в любую минуту встать на защиту псковских земель. В заключительной похвале князю, составленной на основе особой редакции Жития вел. кн. св. Александра Невского, прославление ратной доблести Д. соединяется с перечислением его христ. добродетелей.

http://pravenc.ru/text/178701.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАСАФ Прмч. Иоасаф Снетогорский. Икона. 90-е гг. ХХ в. (ц. свт. Николая Чудотворца Снетогорского мон-ря) Прмч. Иоасаф Снетогорский. Икона. 90-е гг. ХХ в. (ц. свт. Николая Чудотворца Снетогорского мон-ря) († 4.03.1299), прмч. (пам. 4 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), Снетогорский, Псковский, игум. Снетогорского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря. Игумен и иноки Снетогорского мон-ря были убиты рыцарями католич. Ливонского ордена во время нападения на Псков и его окрестности в нач. марта 1299 г., тогда же погибли настоятель (см. Василий Мирожский ) и насельники псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря . Сообщение об этом событии содержится в псковских летописях, включающих «Сказание о благовернем князи Домонте и о храбрости его» 2-й четв. XIV в.: «Изгониша немци изгонною ратью посад у Пскова в лето 6807-е месяца марта в 4 день, на память святого мученика Павла и Ульаны, и избиша игумены. Тогда убиен бысть Василей, игумен святого Спаса, Иосиф презвутер, Иоасаф, игумен Святой Богородицы Снятной горе, и с ними 17 мних; и черньца, и черници, и убогыа, и жены, и малыа детки» (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 18, 86; ср.: Там же. Вып. 1. С. 14 (во 2-м случае не названо число убитых)). В число погибших 17 монахов, очевидно, включены монахи Мирожского и Снетогорского монастырей. Сведения о них, вероятнее всего, были заимствованы агиографом или летописцем из монастырских синодиков. После того как 5 марта немцы были разбиты дружиной св. кн. Довмонта , псковичи обрели тела убитых монахов. По мнению Н. И. Серебрянского , И. мог быть основателем пригородной псковской обители на Снетной (Снятной) горе, т. к. мон-рь ранее 1299 г. не упоминается. Свт. Дионисий, архиепископ Суздальский и Нижегородский , посетив в 1382/83 г. Псков в качестве патриаршего экзарха, выдал Снетогорскому мон-рю уставную грамоту, в к-рой, в частности, записано: «Приде же в слухи наша и се, яко ктитор сего честнаго монастыря, рекше создатель, создав сий монастырь, и братью совъкупив, и устав въведе святых отець общее житие, яже многым наказанием известив и клятвами утвердив» (ПДРКП. Ч. 1. 24. Стб. 210). Вероятнее всего, И. не был создателем обители, поскольку церковные правила запрещали ктиторам быть игуменами мон-рей (см. в ст. Игумен ).

http://pravenc.ru/text/578060.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИФОНТ Свт. Нифонт Новгородский. Гравюра мон. Илии из кн. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 г. Л. 256 (РГБ) Свт. Нифонт Новгородский. Гравюра мон. Илии из кн. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 г. Л. 256 (РГБ) († 21.04.1156, Киев), свт. (пам. 8 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), епископ (с 1147-1148 архиепископ) Новгородский (1130-1156). Н. был пострижеником Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра ). Об этом в Киево-Печерском патерике сообщает епископ Владимиро-Суздальский свт. Симон († 1226), к-рый в нач.- сер. 20-х гг. XIII в. перечислил выходцев из печерской обители, занимавших ту или иную архиерейскую кафедру на Руси (Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911. С. 72; Древнерус. патерики. 1999. С. 22). О жизни Н. в мон-ре практически ничего не известно (кроме общих сведений позднейшего Жития, см. ниже), однако, сообщая о его поставлении в епископа, новгородский летописец характеризовал Н. как «мужа свята и зело боящяся Бога» (НПЛ. С. 22, 207), что говорит о сложившемся к тому времени духовном авторитете буд. святителя. Новгородский памятник 2-й трети XII в. «Вопрошание Кирика» дает основание предполагать, что Н., вероятнее всего, еще до своей хиротонии бывал в Византии, где познакомился с особенностями богослужебной практики к-польских и афонских мон-рей. По позднейшим сообщениям В. Н. Татищева , не подтверждаемым ранними источниками, до своего епископства Н. нек-рое время был игуменом на Волыни ( Святогорского Зимненского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря ?), где он стал продолжателем агиографических и летописных трудов прп. Нестора Летописца : «Мню, что Нифонт, бывший на Волыни игуменом, а потом в Новегороде епископом, писав жития преподобных печерских, и сию историю («Повесть временных лет».- М. П.) дополнил, о чем в Патерике кратко упомянуто»; кроме того, историк XVIII в. писал, что Н. «искусен был иконному писанию», а в Новгородские епископы был поставлен из игуменов печерских ( Татищев В. Н. История российская. М.; Л., 1962. Т. 1. С. 122; 1963. Т. 2. С. 142, 264; ср. в первоначальной редакции: Там же. 1964. Т. 4. С. 47; см. также: Толочко А. П. «История Российская» Василия Татищева: Источники и известия. М.; К., 2005. С. 87, 355-356).

http://pravenc.ru/text/2577705.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский и Псковский (+ 1310) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 23 дек. в день преставления, 23 янв. в день перенесения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Святитель Феоктист был рукоположен в архиепископа Новгородского св. митрополитом Максимом в 1300 г., из игуменов новгородского Благовещенского монастыря, основанного архиепископом Новгородским Иоанном (память его 7 сент.). До наших дней сохранились в Новгороде основанные им церкви Свв. князей Бориса и Глеба и Свв. Отцев Первого Вселенского Собора. Он благословил новые каменные стены новгородские, благословил и ополчение, выступившее в 1301 г. против шведов. Святитель Феоктист был посредником между князем Михаилом Ярославичем тверским (память его 22 нояб.) и вольным городом Новгородом. Сторонник сильной и единой власти, он в то же время защищал древние права новгородские. Памятником соглашения является «Феоктистова грамота» с печатью и подписью святителя. Такую же грамоту подписал и князь Михаил в 1307 г. Три последних года своей жизни святитель Феоктист провел на покое — в молитвенном подвиге и строжайшем молчании — в Благовещенском монастыре, где и скончался в 1310 г. Новгородцы любили его за доброту и смирение. «Дай Бог ему Царствие Небесное, а Новгороду — его молитвы и благословение»,— говорит летописец. Через 300 лет по его кончине, в царствование царя Алексея Михайловича, болящей Иулиании, жене диакона Иоанна Зиновьева, явился неизвестный ей святитель и велел отыскать могилу архиепископа Феоктиста, чтобы исцелиться. Зиновьевы нашли эту могилу в Благовещенском монастыре, отслужили панихиду, и Иулиания стала поправляться и вскоре выздоровела совершенно. Муж ее заказал иконописцу икону святителя по изображению, сохранившемуся на стене церковной паперти храма Святой Софии. А над могилой святителя была устроена церковь, стоявшая до наших дней. С тех пор исцеления участились, и их стали записывать. В XVIII в., когда Благовещенский монастырь был упразднен, святые мощи святителя были перенесены в Юрьев (Георгиевский) монастырь, где и почивали до наших дней. • Переговоры с князем тверским Михаилом велись о сохранении прежних отношений. • Печать на договоре представляет Богоматерь с Предвечным Младенцем и с надписью на обороте: «Феоктист архиепис. Новгородский». Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/438005/

3 ноября на телеканале " Россия " состоится премьера документального фильма о Псково-Печерском монастыре 3 ноября на телеканале " Россия " состоится премьера документального фильма " Монастырь " . Картина рассказывает о Псково-Печерском Свято-Успенском монастыре, расположенном в городе Печоры Псковской области. Как сообщает Псковское агентство информации, в фильм вошли уникальные кадры, снятые двадцать лет назад послушником монастыря Георгием Шевкуновым, нынешним наместником Сретенского монастыря. В этом фрагменте запечатлено, как старец Иоанн Крестьянкин читает проповедь, еще один старец трудится в кузнице, кто-то колет дрова, кто-то печёт просфоры. В аннотации к картине также говорится, что Псково-Печерский монастырь - единственный во всей России, который ни разу не закрывался за всю свою многовековую историю. Даже в годы советской власти этот монастырь действовал, и в нём сохранилось самое уникальное явление духовной и церковной жизни - старчество. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь ведёт свою историю уже более 500 лет. Летопись повествует о том, как в конце XIV века изборские охотники, отец и сын Селиши, слышали в глухом лесу близ ручья Каменца " гласы поющих неизреченно и прекрасно " и ощутили благоухание " яко от множества фимиама " . Вскоре эти земли приобрели местные крестьяне. По жребию они достались Ивану Дементьеву, который поселился неподалеку, у реки Пачковки. Однажды, когда он рубил лес на склоне горы, одно из поваленных деревьев, падая, увлекло за собой другие. Под корнями одного из них открылся вход в пещеру, а над входом надпись: " Богом зданныя пещеры " . Общепризнанной исторической датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда освящена была выкопанная в песчаном холме у ручья Каменца преподобным Ионой Успенская церковь. Преподобный Иона - непосредственный основатель обители. Ранее он, нося в миру имя Иоанн, был священником в Георгиевском храме Юрьева-Ливонского (ныне города Тарту). 31 октября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/24642.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010