Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ МИРОЖСКИЙ († 4 марта 1299, Псков), прмч. (пам. 4 марта, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), игум. псковского Мирожского в честь Преображения Господня мон-ря на Завеличье. Убит во время нападения рыцарей католич. Ливонского ордена на Псков и его окрестности 4 марта 1299 г., в один день с игуменом пригородной обители в честь Рождества Пресв. Богородицы на Снятной горе прмч. Иоасафом . Сообщение об этом нападении, дополненное перечнем имен убиенных, содержится в Псковской 2-й летописи и Строевском списке 3-й летописи («изгониша немци изгонною ратью посад у Пскова в лето 6807-е (1299), месяца марта в 4 день, на память святого мученика Павла и Ульаны, и избиша игумены. Тогда убиен бысть Василей, игумен святого Спаса, Иосиф презвутер, Иоасаф, игумен Святой Богородицы Снятной горе, и с ними 17 мних; и черньца, и черници, и убогыа, и жены, и малыа детки»). 5 марта немцы были разбиты дружиной св. кн. Довмонта , после чего псковичи обрели тела убитых монахов. Св. мощи В. М. погребли в Мирожском мон-ре, где они до сих пор пребывают под спудом. Имя преподобномученика было внесено в монастырский синодик, откуда его во 2-й четв. XIV в. заимствовал автор «Повести о святом благоверном князе Псковском Довмонте-Тимофее». Под 5 марта память В. М. указана в 2 псковских Прологах XIV в. (РГАДА. Тип. 175 и 179). Нек-рые агиографы XIX - нач. XX в. (митр. Евгений (Болховитинов) , Д. А. Эристов и М. Л. Яковлев) считали днем гибели и соответственно памяти В. М. 4 мая. Местная канонизация В. М. подтверждена включением его имени в Собор Псковских святых, празднование к-рому было установлено в 1987 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена , В. М. упоминается в Службе Собору Псковских святых, составленной в 1987 г. Ю. Г. Малковым. Ист.: ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. М., 2000. С. 18, 86; Охотникова В. И. Повесть о Довмонте. Л., 1985. Лит.: ИРИ. Т. 6. С. 167-168; Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. К., 1831. Ч. 3. С. 75; СИСПРЦ. С. 47; Строев. Списки иерархов. Стб. 389; Филарет (Гумилевский). РСв. Март. С. 49-50; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 88-89; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 63; Т. 3. С. 553, 658; Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. С. 263; Клиценко Ю. К. К 1100-летию Пскова: Святые преподобномученики Иоасаф Снетогорский, Василий Мирожский и иже с ними пострадавшие//Радонеж. 2003. 7.

http://pravenc.ru/text/150817.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН († 24 окт. 1615), прп. (пам. в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), затворник, Псковский. Краткое сообщение о затворничестве И. и о его преставлении содержится в Псковской 3-й летописи: И. жил в стене Псковского кремля 22 года, «якоже в пустыни, в молчании великом», «ядь же его рыба, а хлеба не ел» (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 278). В авг.-окт. 1615 г. Псков был осажден войсками швед. кор. Густава Адольфа. Все время осады, когда кремль подвергался усиленной артиллерийской бомбардировке («и в 3 дни башню и стену до земли розбиша»), подвижник оставался в затворе. Автор «Повести об осаде Пскова шведским королем Густавом Адольфом» (создана в скором времени после описываемых событий) рассказывает о чудесных видениях «некоему мужу благочестиву именем Иоанну, имеющему блаженство Господа ради и живущу ему в стене града». 9 окт. накануне битвы, затворник увидел крестный ход, направлявшийся из псковской ц. во имя прп. Варлаама Хутынского в Троицкий собор, священников, несущих котел крови и «пресветлые венцы», а на небе - 3 креста, сияющие «паче солнца». И. возвестил горожанам, что Псков «никогда же обладан будет погаными» ( Попков. 1973. С. 26). Согласно летописи, святой преставился через неделю после снятия осады, завершившейся 17 окт. Память святого указана в «Полном христианском месяцеслове» (К., 1875), что говорит о его общецерковном почитании в это время. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Псковских святых, установленный в 1987 г. по инициативе митр. Псковского и Порховского Иоанна (Разумова) . Ист.: Повесть о прихождении свейского короля Густава Адольфа ко граду Пскову//Историко-статистический очерк псковоградской Варлаамовской ц./Сост.: свящ. А. Е. Лебедев. Псков, 1895. Прил. С. 9-10; Псковские летописи. М., 1955. Т. 2. С. 279. Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. История Псковского княжества. К., 1831. Ч. 3. С. 80; Филарет (Гумилевский). РСв. С. 587-588; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 252; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 329; Попков В. И. Повесть об осаде Пскова шведами в 1615 г.//Традиции и новаторство в рус. лит-ре. М., 1973. С. 3-31.

http://pravenc.ru/text/468991.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ (Ксенофонт?) († 4.03. 1299), сщмч. (пам. 4 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых), псковский иерей. И. был убит рыцарями католич. Ливонского ордена при нападении на Псков и его окрестности в нач. марта 1299 г., когда погибли настоятель (см. Василий Мирожский , прмч.) и насельники псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря , игумен (см. Иоасаф , прмч., Снетогорский) и иноки псковского Снетогорского в честь Рождества Пресятой. Богородицы монастыря . Сообщение об этом событии с упоминанием И. содержится в «Сказании о благовернем князи Домонте и о храбрости его» (2-я четв. XIV в.) в Строевском списке Псковской 3-й летописи (ок. 1560): «Изгониша немци изгонною ратью посад у Пскова в лето 6807-е месяца марта в 4 день, на память святого мученика Павла и Ульаны, и избиша игумены. Тогда убиен бысть Василей, игумен святого Спаса, Иосиф презвутер, Иоасаф, игумен Святой Богородицы Снятной горе, и с ними 17 мних; и черньца, и черници, и убогыа, и жены, и малыа детки» (ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2. С. 86). 5 марта немцы были разбиты дружиной св. кн. Довмонта , после чего псковичи обрели тела убиенных. «Иосиф поп» указан среди погибших при нападении немцев и в Архивском 1-м списке Псковской 1-й летописи (кон. XVI в.), содержащем ту же редакцию «Сказания о благовернем князи Домонте...», что и Строевский список Псковской 3-й летописи. В списке Пролога 1-й трети XIV в., вероятно псковского писца Явилы, псковский священник, погибший вместе с прмч. Василием Мирожским, назван Ксенофонтом: «Во тъ ж день убиение святаго и преподобнаго отца нашего Василия, игумена Святаго Спаса, и Ксенофонта прозвитера, и инех мних 27 и память преподобнаго игумена Асафа лавры святыя Богородица на Снетной горе» (РГАДА. Тип. 179. Л. 7г; пам. указана под 5 марта). Видеть в Ксенофонте лицо, отличное от летописного И., оснований нет. Возможно, в раннем Прологе (РГАДА. Тип. 179) информация об имени убиенного псковского иерея является более точной, чем в редакциях «Сказания о благовернем князи Домонте...» в составе псковских летописей 2-й пол. XVI в.

http://pravenc.ru/text/578420.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРСОНОФИЙ († 1609, Николо-Улейминский мон-рь), игум. Улейминского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря , и с ним 50 иноков, убитые польско-литов. интервентами. В 1609 г. мон-рь, где находились братия во главе с В. и окрестные жители, был осажден польско-литов. войсками. Силы защитников мон-ря таяли, последние из них затворились в монастырском Никольском соборе, причастились Св. Таин и выслушали поучение настоятеля. Затем В. облачился в священнические одежды, избрал из числа братии 27 монахов и вручил им иконы. Во главе процессии В. вышел навстречу осаждавшим, увещевая их не творить зла обители. Интервенты отсекли игумену голову, остальные иноки также были убиты. Местное почитание мучеников началось с сер. XVII в., панихидную память установлено творить 14 мая и в субботу мясопустную. Ист.: Угличский летописец//Тр. ЯГУАК. М., 1890. Вып. 1. С. 118-119; Угличский летописец/Под ред. А. А. Севастьяновой. Ярославль, 1996. С. 148; Sapieha J. -P. Dzieje Marsa krwawego//Moskwa w rkach polaków. Warsz., 1995. S. 294. Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 356; Власий, иером. Николо-Улейминский мон-рь близ г. Углича. Ярославль, 1892; Никодим [Кононов], архим. Рус. святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах нынешней Ярославской епархии//Яросл. ЕВ. 1903. Ч. неофиц. 39; Киссель Ф. Х. История г. Углича. Углич, 19942. С. 338; Николаевский Улейминский мон-рь//Жития и чудеса св. Николая Чудотворца и слава его в России. СПб., 1994. С. 339-349; Николо-Улейминский мон-рь. Углич, 1995; Ярославский К. Ист. сведения о бывших и существующих Угличских мон-рях с хронол. перечнем начальствовавших лиц и с указателем источников и пособий для полного описания мон-рей//Яросл. ЕВ. 1887. 24. В. В. Денисов Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/text/154345.html

(не позднее 1114 - 13.10.1188, Псков), новгородский свящ., летописец. О Г. В. мы узнаем из 2 свидетельств Новгородской первой летописи, читающихся в ее древнейшем Синодальном списке. Под 1144 г. летописец сообщает: «В то же лето постави мя попом архепископ святыи Нифонът» (ПСРЛ. Т. 3. С. 27). Под 1188 г. в летописи говорится о смерти Г. В., причем приводится небольшой некролог, из к-рого известно о том, что Г. В. 45 лет «в кротости, и съмерении и богобоязньстве» служил в новгородской ц. во имя св. Иакова (по-видимому, в Людине конце, в Новгороде существовал еще храм с таким же посвящением в Неревском конце). В 1188 г. Г. В. в свите Новгородского архиеп. св. Гавриила (Григория) ездил в Псков, во время поездки священник заболел, был пострижен архиереем в схиму и скончался, похоронен «у святого Спаса въ манастыри» (очевидно, в псковском Мирожском в честь Преображения Господня ) (Там же. С. 39). Д. И. Прозоровский в 1852 г., сопоставив эти свидетельства, пришел к выводу о том, что под 1144 и 1188 гг. летопись упоминает одного и того же человека, к-рый был не только священником новгородской ц. св. Иакова, но и летописцем. Д. С. Лихачёв предположил, что Г. В. составлял отдельную «уличанскую» летопись. Однако более убедительной представляется гипотеза А. А. Гиппиуса, в соответствии с к-рой Г. В. являлся летописцем архиеп. св. Иоанна (Илии) и пополнял Новгородскую владычную летопись в период управления свт. Иоанном Новгородской кафедрой - в 1165-1186 гг. (по лингвистическим данным, с 1164 по 1186 летопись вел один человек). Во 2-й пол. 60-х гг. Г. В. также переработал начальную часть Новгородской владычной летописи и изготовил ее дополненную копию для Юрьева новгородского муж. мон-ря . В этой копии, отразившейся в Синодальном списке Новгородской первой летописи, и появилась «автобиографическая» заметка Г. В. под 1144 г. После 1186 г. летопись, судя по лингвистическим данным, уже вел др. человек. Возможно, Г. В. исполнял обязанности владычного нотария (секретаря), чем объясняется его поездка с архиеп. св. Гавриилом (Григорием) в Псков.

http://pravenc.ru/text/164797.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (+ 1570) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 20 февр. в день мученической кончины и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Св. преподобномученик Корнилий был сыном псковских бояр — Стефана и Марии. Образование он получил в Спасо-Мирожском монастыре близ Пскова, славившемся своей иконописью. Там св. Корнилий и изучил ее. В ранней молодости он поступил в небольшой бедный Псково-Печерский монастырь. Основан он был в XV в. на месте подвигов пустынника Марка (память его 29 марта), недалеко от Пскова, среди холмов, покрытых девственным дремучим лесом. В 28 лет св. Корнилий был сделан настоятелем. Своей личной строгой жизнью и мудрым управлением он поставил монастырь на высокую духовную степень и собрал более ста человек братии. Способных из них он посылал в Спасо-Мирожский монастырь учиться иконописи, а его собственной кисти принадлежит много монастырских икон, среди которых находится чудотворная икона Божией Матери, называемая Псково-Печерская «Умиление». Монастырь он окружил высокими стенами и сделал неприступной крепостью, выдержавшей осаду Стефана Батория в 1581 г. Она не потеряла своего значения вплоть до царствования Петра Великого, когда русские утвердились в Прибалтийском крае. Цвет образованных русских людей высоко чтил св. Корнилия и любил у него собираться. Среди них был друг князя Андрея Курбского — Муромцев, принявший постриг с именем Вассиан. Впрочем, когда Курбский изменил и перешел на сторону Литвы, св. Корнилий и Муромцев прекратили с ним переписку. Преподобномученик Корнилий составил летопись своего монастыря и другие труды, не дошедшие до нас. Есть сведения, что в одном из них он обличал Грозного за его жестокости.

http://sedmitza.ru/lib/text/436946/

Мелетово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Успенская церковь построена в 1461 г. Фрески. Филиал музея. Рядом восстанавливается более поздняя церковь. Успенская церковь построена в 1461-1462 г.г. Это классический образец псковского храма XV в. Позднее осуществлялись переделки, была пристроена колокольня. В 1960-х годах церковь была восстановлена в формах XV – XVI веков. Является памятником федерального значения. Храм известен уникальными фресками, наиболее известные из них «Птица-неясыть», «Уверение Фомы», «Ант — Скоморох». Действует. В Псковских летописях под 1461 годом записано: " Того же лета заложена бысть церковь каляна Оуспение святые богородица на Мелетове " . Церковь построена в 1461-1462 гг. Заказчиками являются Псковские посадники Иаков Ианнов Кротов - купеческий староста, заказчик храма Веры, Любви и Надежды и матери их Софии, Иоанн Захарьин Путков - видный политический деятель Пскова и Зиновий Михайлович. Храмозданные подписи, расположенные на портале притвора церкви и в барабане четверика сохранили их имена. Строители церкви неизвестны, но все исследователи считают, что это были псковские мастера (этими же мастерами была построена через 3 года в Пскове церковь Косьмы и Дамиана с Примостья ). Первоначально церковь имела четверик, и притвор. Позднее ( в XVI в) был пристроен теплый южный ,придел Николая Чудотворца. Дальнейшая история памятника до середины XVIII в неизвестна. В 1763-1764 гг. (по офицерским описям) церковь имела каменный придел Николая Чудотворца и колокольню. Церковь, придел и колокольня были покрыты тесом, а глава церкви и придела обиты деревянной чешуей. В 1790 г. в церкви был устроен иконостас, а древняя роспись, по-видимому, в это время забелена. В 1778г. древний притвор церкви был расширен к западу и к нему пристроена колокольня. Видимо, в это же время были растесаны некоторые оконные проемы четверика и древней части притвора. К концу XIX в церковь уже имела четырехскатное покрытие. Сам четверик, глава и придел покрыты железом, железом был обит и барабан четверика. Главка и барабан придела оказались утраченными. В это время храм имел деревянные хоры с деревянной лестницей в северо-западном углу четверика. В северо-западном и юго-западном углах церкви в уровне хор имелись две палатки, вход в юго-западную был заложен.

http://sobory.ru/article/?object=00285

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. НЕКТАРИЙ (Тихонов Николай Васильевич; 1853-1928), иеросхимонах, прп. (пам. 29 апр. и в Соборе преподобных Оптинских старцев) НЕОФИТ Порфирьевич Любимов (1846-1918), прот., сщмч. (пам. 17 окт., в Соборе Симбирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НЕОФИТ († 6 апр. 1558), прмч. Липсийский (пам. в воскресенье после 27 июня; пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в следующее воскресенье после праздника Всех святых - в Соборе Патмосских святых), мон., уроженец о-ва Аморгос НЕОФИТ († 8 дек. 1609), мон., был убит пиратами на о-ве Липси, прмч. Липсийский (пам. в воскресенье после 27 июня; пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в следующее воскресенье после праздника Всех святых - в Соборе Патмосских святых) НЕОФИТ (Осипов Николай Александрович; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НЕСТОР († 1-я четв. XII в. (?), Киево-Печерский мон-рь), древнерус. агиограф, летописец, прп., Киево-Печерский (пам. 27 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) НЕСТОР († ок. 1632), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий пустынножитель НЕСТОР Прокофьевич Панин (1881-1937), прот., сщмч. (пам. 9 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКАНДР (XVI в.), Городноезерский, основатель Никандровой пуст., прп. (пам. 4 нояб. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НИКАНДР (Никон; 1507 (?) - 1581), пустынник Псковский, прп. (пам. 24 сент., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских и Новгородских святых) НИКАНДР Семенович Гривский (1880-1940), свящ., сщмч. (пам. 24 сент., в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_49.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН (Муромцев; † 20 февр. 1570, Псков), прмч. (пам. 20 февр., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в Неделю 4-ю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских), инок Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . В. был учеником и помощником игум. мон-ря прмч. Корнилия , автора «Повести о Псково-Печерском монастыре». Возможно, В. участвовал в создании 3-й Псковской летописи, одним из редакторов-составителей к-рой был игум. Корнилий, и помогал игумену в составлении печерского синодика - «Кормовой книги» (начата в 1558). В. состоял в переписке с кн. А. М. Курбским (известны 2 письма Курбского, адресованные В.), к-рый пользовался духовными советами печерского инока. Впосл. Курбский обиделся на старца за то, что тот не поддержал князя в его противостоянии с царем Иоанном IV Васильевичем . Особо доверительные отношения В. с игум. Корнилием стали наиболее вероятной причиной мученической кончины печерского инока. 13 февр. 1570 г. Иоанн Грозный после расправы с Новгородом отправился в Псков, у городского Троицкого собора царя встретило местное духовенство (в т. ч. и печерский игумен). Согласно монастырскому преданию, 20 февр. прмч. Корнилий по ложному доносу был собственноручно казнен царем у ворот Печерской обители, где государя, по обычаю, встречала братия (дата смерти игум. Корнилия указана в «Повести»: «В лето 7078-ое (1570), февраля в 20-й день»; такая же дата приведена и в монастырской «Кормовой книге», хотя В. под 20 февр. в ней не упомянут). Др. версию кончины иноков сообщает в «Истории о великом князе Московском» кн. Курбский, он пишет, что оба печерских мученика скончались от пыток во время царских допросов: «Тогда вкупе убиен с ним [прмч. Корнилием.- Г. М.] другой мних, ученик того Корнилия, Вассиан именем, по наречению Муромцев: муж был ученый и искусный и во Священных Писаниях последователь. И глаголют их вкупе, во един день орудием некаким раздавленных: вкупе и телеса их преподобно-мученическия погребены». (Курбский относит гибель иноков к сер. 70-х гг. XVI в., но его хронологические указания не всегда точны.)

http://pravenc.ru/text/149861.html

(7.10.1300-28.10.1339), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых во 2- ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех святых в земле Российской просиявших)), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), второй сын св. блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского . После казни 15 сент. 1326 г. в Орде старшего брата Димитрия Михайловича А. М. получил от хана Узбека ярлык на великое княжение Владимирское, но уже в следующем году утратил его в результате восстания против татар в Твери, к-рое А. М. сначала безуспешно пытался удержать, а затем - возглавить. Зимой 1327/28 г. в результате карательного похода войск хана при участии рус. князей (в т. ч. Иоанна Даниловича Калиты ) укрылся во Пскове, где его приняли в качестве князя. В ответ на требование Узбека «искать» А. М. псковичи отказывались выдать его, пока в 1329 г. не были вместе с князем отлучены от Церкви свт. Феогностом , митр. Киевским. После этого А. М. бежал в Литву, не теряя, однако, связей со Псковом, где он снова и вокняжился в 1331 г.,- на этот раз «из литовскыя рукы», т. е. в качестве вассала вел. кн. литовского Гедимина . Этот 2-й период псковского княжения А. М., продолжавшийся до 1337 г., характеризуется сложной и не до конца ясной политической интригой, основанной на стремлении Пскова к автономии от Новгорода (планы выделения самостоятельной Псковской епархии, отвергнутые в 1331 митр. Феогностом), новгородско-московских противоречиях (после неудачных переговоров с Иоанном Даниловичем Новгородский свт. Василий (Калика) в нач. 1333 после 7-летнего перерыва посетил Псков, где крестил сына А. М.- Михаила) и на желании Орды урегулировать свои отношения с Литвой. В результате в 1337 г. А. М. отправился к хану Узбеку, к-рый вернул ему Тверской стол; распространенное в науке мнение, что этот шаг сопровождался пожалованием А. М. титула вел. кн. тверского, маловероятно. Видимо, возвращение А. М. в Тверь понималось как возобновление соперничества с Иоанном Даниловичем за великое княжение Владимирское, что вызвало конфликт князя с теми тверскими боярами, к-рые были сторонниками лояльной по отношению к Москве политики Константина Михайловича (младшего брата А. М., занимавшего Тверской стол в 1328-1338). В результате московско-тверской борьбы при дворе Узбека или неоправдавшихся надежд хана на посредничество А. М. в отношениях с Литвой (в 1338/39 вспыхнула ордынско-литовская война) А. М. в 1339 г. был вызван в Орду, где был казнен вместе со своим сыном Феодором . Приговор хана был объявлен А. М. за 3 дня до казни. Перед кончиной он исповедался и приобщился Св. Таин. Казнь А. М. и его сына поразила современников своей жестокостью. В «Повести об убиении Александра Тверского», сохранившейся в составе нек-рых летописей, сказано: «И разоимани быша составом» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. С. 51).

http://pravenc.ru/text/64382.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010