Предисловие Псково-Печерский мужеский первоклассный монастырь находится от станции Печер, Псково-Рижской железной дороги, в 3 верстах, от Пскова в 43-х и от Риги в 248 верстах; при ручье Каменце, на границе Лифляндской. Печерским он назван от находящихся в нём «Богом зданных пещер». Этот монастырь известен многими незабвенными заслугами для церкви и отечества, и, в своё время, был славен не только по всей России, но и заграницею, как о том известно из летописцев и из монастырских древних записей. Отсюда распространилась святая вера Христова в земле Лифляндской и благодатным светом озарила людей, ходивших во мраке язычества. Здесь – училище благочестия и христианских подвигов, – и из этого училища вышли на высшее служение церкви восемь Епископов и один Патриарх Всероссийский (Иоасаф). Издавна и до ныне сюда обращаются ищущие тихого пристанища от треволнений житейских и здесь находят себе благодатное успокоение. Наконец, Псково-Печерский монастырь полтора века служил для края Псковского твёрдым оплотом против врагов отечества. Четыре времени – Батория, Лисовского, Густава Адольфа и Наполеона – были особенно страшны для Пскова. В каждое из них Псковитяне обращались к обители Псково-Печерской и каждый раз получали отсюда избавление от врагов, а часто и победу над ними. Такие важные и многочисленные заслуги Псково-Печерского монастыря дают ему полное право на благоговейное внимание и уважение к нему каждого православного сына отечества, – и благодарные современники бесспорно признают за ним это право. Жители Псковской страны и Лифляндии во множестве стекаются сюда каждый год к храмовым праздникам и особенно к крестным ходам. Многие из Новгородской, С.-Петербургской и других северо-западных губерний приходят в Псково-Печерский монастырь на поклонение святым чудотворным иконам. К сожалению, эти благочестивые поклонники, имея глубокое благоговение к святыне Псково-Печерского монастыря, по большей части, не знают прошедшей судьбы его, богатой самыми назидательными уроками жизни, – не знают великих заслуг Псково-Печерского монастыря, познание которых, без сомнения, ещё более увеличивало бы их благоговейное уважение к святой обители. Некоторые, конечно, имеют сведения о замечательнейших событиях в истории Псково-Печерского монастыря, но эти сведения, по большей части, не полны, не точны, а часто и не верны. Предания о заслугах Печерского монастыря, особенно во времена Грозного и Самозванцев, о многих чудотворениях, бывших в этой обители, от святыни Печерской, – эти предания, переходя из рода в род, из уст в уста, у многих потеряли, наконец, свою верность, – многое изменено и искажено, многое вымышлено и прибавлено.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

Прп. Игнатий Прилуцкий. Шитый покров из Спасо-Прилуцкого мон-ря. 60-е гг. XVII в. (ВГИАХМЗ) (Иван Андреевич; ок. 1480, Вел. Луки, ныне Псковской обл.- 19.05.1522 (или 1523, или 1525), Димитриев Спасо-Прилуцкий мон-рь близ Вологды), прп. (пам. 19 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Прилуцкий, Вологодский, Угличский, старший сын угличского и звенигородского кн. Андрея Васильевича Большого и кнг. Елены Романовны, брат св. кн. угличского Димитрия Андреевича , племянник вел. кн. Иоанна III Васильевича . Основные сведения об И. содержатся в Постниковском и Пискарёвском летописцах, в Житии преподобного, в Житии св. Димитрия Андреевича и в «Житии святаго и благовернаго князя Андрея Васильевича Углецкаго и чад его благоверных князей Иоанна и Дмитрия, новых страстотерпцев» (2 последних текста, созданные по образцу Жития И., известны в единственном списке 80-х гг. XVIII в.- ГИМ. Увар. 818. Л. 142-167 об.). Существует свыше 20 списков Жития И., к-рые датируются временем не ранее сер. XVII в. (ГИМ. Увар. 759-4°. Л. 107-123, XVII в. (1661 г.?); РГБ. Больш. 37. Л. 76-90, сер. XVII в.). О несохранившемся списке Жития И. XVI в. сообщается в «Указце» книгохранителя Димитриева Прилуцкого в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мужского монастыря Арсения Высокого, составленном в 1584 г.: «Маия в 19 день святаго благовернаго князя Игнатия Углецкаго, иже на Прилуце у Спаса мощи его лежат. Слово о житии и о чюдесех его в соборнике в том же в полдес, в начале каноны толкованы. А канун Игнат(е)вь поют на понахиде вечер у Игнатьева гроба» ( Шляпкин И. А. Указец книгохранителя Спасо-Прилуцкого мон-ря Арсения Высокого 1584 г. СПб., 1914. С. 13. (ПДПИ; 184)). Вместе с Житием в рукописях помещены 7 посмертных недатированных чудес И. В 1, 2 и 5-м рассказах о чудесах как о событии недавнего прошлого сообщается о похоронах князя. Включенное в концовку 4-го чуда моление преподобному, содержащее упоминание о вел. князьях, а не о царях, может служить веским доводом в пользу выдвинутой В. О. Ключевским версии о возникновении Жития И. до сер. XVI в. Если принять во внимание, что в 6-м чуде упоминается игум. Афанасий (1541-1546), то описания чудес могли быть созданы до 1546 г. Автором Жития и, вероятно, описания чудес был инок Спасо-Прилуцкого мон-ря Лонгин. В агиографических сборниках Житие И. часто соседствует с Житиями преподобных Димитрия Прилуцкого и Иоасафа Каменского (см., напр.: ГИМ. Син. 866-8°, 40-е гг. XVII в.). Неск. позднее возникла Проложная редакция Жития, представленная почти исключительно в печатных Прологах. Впервые она появляется в издании Пролога 1662 г. (Л. 452 об.- 453 об.). Единственный известный список проложного Жития (РНБ. СПбДА. 280-4°. Л. 114 об.- 116 об., 1-я пол. XVIII в.) восходит, вероятно, к печатному тексту.

http://pravenc.ru/text/293415.html

Псков. Церковь Георгия Победоносца со Взвоза. Церковь Георгия со Взвоза Автор: Лидия Басманова Снято: 2 июля 2015 Добавлено: 8 августа 2015 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Церковь Георгия со Взвоза. 15–16 вв. ул. Георгиевская, 1 «В лъто 7002 (1494) Поставлена церковь каменоу на Оувзови Святого Георгия» (3-я Псковская летопись). Храм возвели на высоком берегу Великой, в Полонище, внутри стены Окольного города; рядом, в крепостной стене были Егорьевские ворота к реке. Стройно–гармоническая церковь Св.Георгия — великолепный памятник псковской школы архитектуры. Четверик ее увенчан классической для Пскова луковичной формы главой на высоком, красивых пропорций барабане; три апсиды с востока и притвор с папертью с запада, также составляют характерную композицию. Утрата в 19 веке приделов с севера и юга сделала храм еще более стройным. Переделки коснулись и звонницы (которая была ранее на южной стене храма), и притвора с папертью. Внутреннее пространство четырехстолпного храма имеет перекрытие без ступенчатости, верхняя зона принимает очевидное крестообразное завершение, «сходящиеся своды рукавов точно переходят в паруса и акцентируют внимание на логическом центре перекрытия: очень высоком световом барабане» (Вл. В. Седов). В системе декора храма типичные: «поребрик — бегунок — поребрик» и оригинальный поясок из муравленных изразцов с кентаврами на барабане. «Как внутреннее пространство, так и фасады храма демонстрируют отточенность построения, прекрасное владение формой. По ясности и качеству композиции ц.Георгия со Взвоза следует отнести к лучшим памятникам псковской школы» (Вл. В. Седов). Нынешнее использование подобной жемчужины псковского зодчества в качестве… склада — по меньшей мере — неразумно. Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко «Храмы Пскова» Взвозами назывались во Пскове подъемы, устроенные от реки к берегу. Таких подъемов было несколько: напр., Георгиевский, у Георгиевских ворот; Плоский, у Плоских ворот; Лубянский, на Запсковье, против Кремля. У нижних Решеток были Взвозские ворота; на месте нынешней Лапиной горки была церковь св. Николая со Взвозу.

http://sobory.ru/article/?object=00508

Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 • Том 9 • Том 10 • Том 11 • Том 12 • Том 13 • Том 14 • Том 15 • Том 16 • Том 17 • Том 18 • Том 19 • Том 20 Содержание Подступы к решительным переменам в строении литературы Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы Повесть о житии царя Федора Ивановича Житие царевича Димитрия Угличского Писание о преставлении и погребении Михаила Скопина-Шуйского Новая повесть о преславном Российском царстве Плач о пленении и конечном разорении Московского государства «Видение некоему мужу духовному» благовещенского протопопа Терентия «Иное видение» Повесть о видении иноку Варлааму в Великом Новгороде Повесть о чудесном видении в Нижнем Новгороде Повесть о видении во Владимире в 1611 году Видения Евфимия Чакольского 1611–1614 гг. Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря Житие архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия Житие Иринарха Ростовского Из Хронографа 1617 года Из «Временника» Ивана Тимофеева Псковская летописная повесть о Смутном времени Хворостинин Иван Андреевич «Словеса дней, и царей, и святителей московских» О причинах гибели царств     Подступы к решительным переменам в строении литературы С конца XVI века в России создается бурная обстановка надвигающейся, а затем развившейся «Смуты», всколыхнувшей все русское общество снизу доверху. Террор Ивана Грозного сдерживал, но одновременно и усиливал классовое напряжение, а когда смерть его положила начало династическим неурядицам и борьбе за власть, за престол, то борьба эта быстро перешла в могучий классовый взрыв. Иноземная интервенция породила всенародное патриотическое движение, освободившее Россию. Царистские иллюзии повлекли за собой многочисленных самозванцев, в какие-то не слишком длинные периоды времени опиравшихся на население посадов и крестьянские массы. Самозванцы сменяли друг друга. Наряду с насильственными захватами власти появились и совсем новые формы решения государственных вопросов – добровольные или полудобровольные ополчения, затем выборы, земский собор; обсуждались не только наследственные права, но и характеры претендентов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Том 1 Том 2 Том 3 Показание Источников из коих собрана сия Летопись и самая История Княжества Псковского. I. РУКОПИСНЫЕ: 1) Псковская Летопись по Архивскому и Эрмитажному Списку. 2) Летопись Князя Курбского. 3) Серапиона Монаха Описание Осады Пскова Королем Баторием. 4) Летопись Покровской Церкви на Проломе о том же. II.NEЧATHЫE: 5) Несторова Летопись по Кенигсбергскому и Лаврентьевскому Списку. 6) Русский Времянник и другие Русские Летописи. 7) Татищева Российская История. 8) Н. М. Карамзина История Государства Российского. 9) Н. С. Ильинского Историческое Описание Города Пскова. 10) Герберштеина Путешествие в Россию в начале 16 века. 11) Линденблатта Прусские Летописи. 12) Даниила Принца Бухавского Путешествие в Россию при Царе Иване Васильевиче. 13) Арнолда Продолжение Гелмолдовой Летописи. 14) Стрыковского в конце Польской и Литовской его Хроники Описание похода Короля Стефана Батория на Псков до Великих Лук. 15) Гейденшптеина, Секретаря Короля Стефана Батория, бывшего с ним в походе под Псков Описание осады оного. 16) Самуила Кихеля Путешествие в Россию через Псков с 1585 г. 17)Лифляндские Истории Арндта, Гилзена, Гадебуша, Генриха Летта, Гиерна, Гелмса, Келха. 18)Далина Шведская История. 19)Польские Истории Сарницкого, Папроцкого, Догеля, Богомольца жизнеописание Замойского и Онацевича жизнеописание Короля Стеф. Батория. Лета от Рожд. Христ Пришествие Славян Кривичей во Псковские страны и основание ими города Изборска, не известно когда точно, а по крайней мере не ранее 7 века. Пришествие Князя Трувора на княжение в Изборск. Кончина Князя Трувора и присоединение Изборского Княжества к Новгородскому. Ольга взята в Киев из Выбутской веси невестою Великому Князю Киевскому Игорю Ольга, вдовствовавшая уже Великая Княгиня, объезжая Новгородскую и Изборскую Область, была с своем отечестве, и на память оставила там сани свои, на коих ездила; потом отправилась в Константинополь креститься и по возвращении прибывши паки во Отечество свое, назнаменовала основание града Пскова и против оного на реке Великой водрузила Крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

IV. Имянной список Посадских и Тысяцких Псковских, сколько упоминается о них в летописях Примеч. Судя по бывшему издревле у Славян народному Правлению, права свои удерживавшему и при самих Князьях, должно полагать, что и у Псковичей Посадники и Тысяцкие были с самого начала их поселения в сих странах. Но имен их по Летописям не видно до половины 12 столетия, а Тысяцкий во всей Псковской Летописи один только упомянут. Первый Псковский 12 века Посадник по Новгородской Летописи значится: 1. МИРОСЛАВ ГЮРЯТИНИЧ. Он с 1126 был Посадником в Новгороде, а в 1132 году определен Новгородцами во Псков в 1134 году ходил со Псковскими войсками в помощь Новгородцам на Ростов и Суздаль, а по возвращении оттуда оставлен опять Посадником в Новгороде и в следующем году января 28 там скончался. ВЯЧЕСЛАВ Упоминаются в Новгородской Летописи при нашествии Чудей на Псков убитыми в сражении 1176 года, но были ли они Посадники, или просто именитые граждане, либо Воеводы, не сказано. НИКИТА ЗАХАРЬЕВИЧ СТАНИМИР ИВАНКО 2. ИВАН МАТФЕЕВИЧ упоминается 1192 года при перенесении Мощей Благоверного Князя Гавриила Псковского. 3. БОРИС, Посадник Степенный, упоминается в 1308 году и в следующем, а скончался 1312 г. июня 1. 4. СЕЛИЛ АЛЕКСИНИЧ Храбрый, в 1323 году убит у Пскова нашедшими Лифляндцами. 5. СЕЛОГА или СОЛОГА упоминается с 1327 по 1337 год, в коем он скончался 7 сентября. 6. ИЛИЯ ходил с Войском 1341 года весной в лодках по реке Амовже (Ембаху) на Лифляндцев, а в 1З48 году ходил в помощь Новгородцам на Шведов. В сем же походе 1341 г. упоминается Островский Посадник Василий Онисимович. 7. ВОЛОДША Строилович в 1341 году ходил на Лифляндские волости зимой по льду через озеро, а в 1343 году к Лифляндскому городу Медвежей голове. 8. КОРМАН Постник в 1З4З бывши в том же походе, убит Лифляндцами. 9. ИВАН ходил по реке Нарове в 1З49 году на Лифдяндцев. 10. ЛЕОНТИЙ упоминается 1З66. 11.АНАНИЯ в 1З67 ходил послом в Новгород для испрошения освящения Троицкого Собора. 12. ПАВЕЛ упоминается в сем же посольстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

О начале города Пскова устроении и населении оного Под 903 годом Нестор по случаю брака Великого Князя Игоря упоминает уже о городе Пскове, говоря: приведоша ему (Игорю) жену от Пскова именем Ольгу. Но сие сказал он для означения места родины иной, кажется по современной уже ему знаменитости Пскова. Ибо Ольга приведена из Выбутской Веси, отстоящей в 12 верстах вверх по реке Великой от города, а не из Пскова, основанного уже ею после крещения ее и возвращения из Царьграда. Степенная Книга подробно повествует, каким случаем Игорь в переезде свой через реку Великую под селом Выбутским эаметил и узнал сию свою невесту, дававшую на предложения его благоразумные ответы 2 . Название города Пскова построенного при устье реки Псковы, впадающей в реку Великую, а вытекающей из озера Псковицы, в Несторовой Летописи по Кенигсберскому списку и в некоторых других Псков, а по Лаврентьевскому списку и по Новгородскому называется Плесков. Во Псковской Летописи в древнейших годах именуется также Плесков, но в последующих до конца только Псков. От сего различия наименований родились разные толки о происхождении оного. Татищев производит Плесков якобы от плеса или плескания воды. Но имя сие при Пскове ничего замечательного не означает. Другие думают, что Ольга в путешествии своем в Канстантинополь, заметив почему-нибудь Болгарский город Плискову за Дунаем бывшую и с прочими Болгарскими городами состоявшую после во владении сына ее Святослава, нарекла сим именем и свой город 3 . Но жизнеописатель Ольгин производит название Пскова от реки Псковы, которая кажется так названа от пещаного озера и песков, из коих она вытекает и которые окружают со всех сторон город Псков. Близость сего места к озеру Псковскому, соединяющимся с Чудским, и удобство водяного сообщения по впадающей в оное реке Великой со всеми южными Псковскими землями, были без сомнения важным убеждением мудрой Ольги к построению Пскова на оном. Псковичи, получая водяным путем по реке сей произведения своих Пригородов и Волостей, могли прямо сплавлять все товары сквозь озеро в одну сторону к Чудским берегам и по реке Амовже, ныне называемой Ембаху, до Дерпта к Естляндии и Лифляндии, а в другую до Финского залива по реке Наров к Северным народам. Даже и Новгородцы, производившие знатные торги с Лифляндцами и Естляндцами на всех бывших у них в разных местах ярмарках, на кои съезжались и Северные народы, свозили также для сплавки во Псков свои товары содержали здесь свои подворья и магазины. Ибо пока еще они не имели в полном своем владении берегов Финского залива, и пока не завели своего судоходства ………. и прямо не познакомились с торговыми северными городами, то Русская северная торговля большей частью проходила Лифляндским и Естляндским путем во всю Европу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

По чину Ларника бывшего при Вече видно, что Псковичи свято сохраняли у себя собрание своих Уставов, Грамот и приговоров. Но из них почти ничего до нас не дошло, кроме упоминания в Летописях, и вероятно все они забраны Московскими Великими Князьями при совершенном покорении Пскова. Самым первым Уложением для гражданских судов могла служить им сперва Русская Правда, Новгородцам данная от Великого Князя Ярослава Владимировича в 1016 году и его же Уставные Грамоты: а по Церковным судам в Летописях упоминается за основание Греческий Номоканон или Кормчая Книга и Грамоты Константинопольских Патриархов, Всероссийских Митрополитов и Новгородских Архиереев. Из первого некоторые статьи находятся в Летописях и разных Сборниках, а из последних помещены и между правилами Стоглавого Собора, бывшего в Москве 1551 года. В одной Синодальной Летописи под 348 Историограф Н. М. Карамзин нашел общую для Псковского Духовенства и Гражданства Уставную Грамоту, или может быть, только отрывок, либо прибавление к пространнейшей Грамоте о судах. Сия Грамота вероятно писана еще до подчинения Пскова Московским Великим Князьям: ибо в ней не упоминается ни о них, ни о Наместниках их, а только о Князе, Посаднике и Судьях. В сем найденном отрывке узаконено 1) Духовных людей ни Князю, ни Посаднику, ни Судьям не судить, а судить Владычному Наместнику; а в суде мирянина с Духовным судить общим судом; 2) Когда кто присваивает себе какую скотину и назовет ее доморощенной, то произвести о сем следствие; 3) Кто пред Начальником ударит на суде своего истца, тот должен заплатить ему рубль, а Князю пошлину; 4) За барана платить хозяину 6 денег, за овцу 10 денег, а Судье пошлины три деньги и старая Правда; за гуся и гусыню хозяину 2 деньги, а судье три; за утку и селезня, за курицу и петуха 2 деньги и проч. 5) Кто в пьянстве чем поменяется, или что купит и проспавшись раскается, то разменяется; 6) Княжим людям не держать корчмы ни во Пскове, ни на Пригороде, ни в ведро, ни в корец, ни бочкою меду не продавать; 7) Кто доказывать кого будет в зажигательстве, то дозволяется отдать на вольную присягу; 8) Кто у кого бороду вырвет и свидетелем не доказан, такому целовать Крест и биться на поединке; а если свидетель докажет, то взыскать за бороду и бой два рубля, а свидетелю быть одному; 9) Купивши корову, телят не требовать, а больную назад возвратить; 10) Женщине с женщиной в тяжбе биться на поединке самой, а за себя бойца не нанимать ни которой; 11) Кто искать будет за бой с 5-ти или 10 человек, или сколько не будет, то взыскивать как за один бой один рубль и пошлину одну Князю 9 . В сей Грамоте заметно уже отступление от Ярославовой Русской Правды в числе пеней: а Закон о поединке женщин нигде не бывалый. Но Великий Князь Московский Василий Иванович после покорения Пскова в 1510 году дал Псковичам свою Уставную Грамоту, которая также не дошла до нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Псков. Кром. Кремль Кремль. Не действует.   Год постройки:не ранее 1337. Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, ул. Кремль (главный вход между д. 4 и д. 6) Координаты: 57.820212, 28.330916 Изменить описание объекта Храмы на территории крома: Карта и ближайшие объекты Один из древнейших и самых знаменитых русских городов, Псков впервые упоминается в летописях под 903 г. как Плесков. Древнейшая часть города находи­лась на высоком и узком мысу при впадении реки Псковы в Ве­ликую. Город рос главным образом на юг, занимая пространство между реками. К высокому мысу примыкал пригорок, на нем впоследствии будет основан Довмонтов город. Южнее, от од­ной реки до другой, простиралась низина, за которой цепью располагались три возвышенности. Средняя в древности назы­валась Городец, что дает основание считать ее одним из мест, откуда начал развиваться город. Пространство южнее возвышенностей занимала еще одна низина, в которой пролегало русло пересохшей реки Усохи. Вы­сокий мыс между Псковой и Великой был идеальным местом для основания на нем детинца. Он занимал площадь 3 га. С конца XIV в. псковичи стали называть его Кромом (первоначально имя собственное, это псковское слово позже стало обо­значать вообще любой укрепленный городской центр и было равнозначно терминам «детинец» и «кремль»). Первоначально на мысу, в его северо-восточной части, уже существовало укреп­ленное эстонское поселение. Затем на рубеже VIII-IX вв. край заселили пришедшие из Приднепровья славяне, при которых и возник собственно город Псков. Древнейшие укрепления Пско­ва представляли собой земляной вал с установленным на его гребне тыном - сплошным деревянным забором из врытых в землю столбов. В X в. возросла роль города как северо-запад­ного форпоста Киевской Руси. В это время деревянную крепост­ную стену усилили линией каменных укреплений, возведенных внутри стен. Древний Псков все же не смог устоять перед войс­ком полоцкого князя Рогволда, который овладел городом в 977 г. В XII в. Псков являлся главным пригородом Новгорода, од­ним из центров Новгородской земли. а южной, наиболее опасной в военном отношении приступной стороне детинца, псковичи высекли в скале глубокий ров, который назвали Гребля (от слова «грести»). Полученный при прокладке рва камень был использован для возведения вала. Он тянулся с внутренней стороны рва и назывался Перси. а славянском языке этим словом обозначали грудь муж­чины или коня. Вероятно, это было псковское имя собственное (не лишено оснований мнение о том, что название города «Псков» произош­ло от трансформированного древнего слова «перси» («прьси»)). ожно с большой долей уверенности утверждать, что в кон­це XII в. (1192 г.) псковичи перестроили перси, дополнив их двумя захабами со Смердьими и Великими воротами, а также об­лицевали их каменной прикладкой на известковом растворе. Внутренние стены захабов являлись одновременно западной и восточной сторонами персей.

http://sobory.ru/article/?object=17093

В.В. Виноградов Поплатиться ПОПЛАТИТЬСЯ Изменение значений у многих слов тесно связано с процессами их морфологического переразложения или переосмысления. У глаголов в этих случаях обычно теряется самостоятельное, реальное значение приставок. Особенно часто утрачивается уменьшительное или ограничительное значение приставок. Наиболее веское и эмоционально внушительное употребление слова как бы подавляет и вытесняет все другие. В литературном языке это значение обыкновенно бывает и более отвлеченным. Показательна история значений глагола поплатиться. Невозвратная форма поплатить, согласно своему морфологическому составу (по-плат-и-ить), первоначально обозначала: «постепенно, понемногу заплатить». В этом значении поплатить отмечено еще в памятниках древнерусской письменности (ср. поплата – «постепенная выплата, плата»). Например, в Псковской 1 Летописи (6981 г.): «А серебро за нихъ 75 рублевъ поплативъ обиднымъ людем» (Срезневский, 2, с. 1192). С тем же значением слово поплатить дожило до XVIII в., получив форму несовершенного вида – поплачивать, и употреблялось в русском литературном языке XVIII в. В «Словаре Академии Российской» оно определяется так: ««Понемногу, понескольку платить». Он начал поплачивать долги» (сл. АР 1822, ч. 4, с. 1522). Соответственно этому употреблению возвратная форма поплачиваться обозначала: «»по временам отдавать некоторую часть долгу заимодавцам». Он хорошо поплачивается» (там же, с. 1522–1523). Ср. в словаре В. И. Даля: «Поплачивает помаленьку, да туго больно, нечем. Бог ему поплатит за добро его! За промашку поплачиваются. Чужое потерять, не грех поплатиться. За отвагу свою головой поплатился. Вор попался, а мир поплатился. Задел рукой, поплатился головой. Поплатись за правду, поплатись и за неправду». В. И. Даль приводит также областное (западное) слово поплатки со значением: «денежные повинности» (сл. Даля 1907, 3, с. 782). В глаголе поплатить приставка по- не могла сразу утратить значения ограничения и постепенности, так как в качестве формы совершенного вида к платить был приспособлен глагол заплатить. Поэтому и в словаре 1847 г. поплатить истолковывается так: «1) «Заплатить по частям». Поплатилсвои долги. 2) «Положить заплаты на многом». Поплатить все дирына кафтане» (сл. 1847, 3, с. 353).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010