Ишла Мария на крутую гору; Стрила Мария да три жидовины: «Вы, жидове, Христа замучили?» «Не мы, Марие, то наши предки». Эти строки встречаются в приложении к другим духовным колядкам; первые две – преимущественно в начале колядок о том, как жиды Христа искали. Ишла Мария на крутую гору 100 А на тий гори церковка стоит, 101 А в тий церковци три гроба стоит; В первому гроби Сын Божий лежит, В другом гроби Иван Хреститель, В третьему гроби Дива Мария. Над Исусом Христом ангели поют, Над Иваном Хрестителем свичи палают, Над Дивою Мариею рожа зацвила. Из тыеи рожи та вылетив птах, Да полетив птах да по пид небесами; Вси небеса ростворилися; Вси святыи уклонилися. Не есть то птах, а есть то Сын Божий, Есть то Сын Божий – Исус Христос. Весьма сходные по содержание щедривки (у Чуб., т. III, стр. 447) записаны в литинском, острожском и заславском уездах. К апокрифам о крестных деревьях тесно примыкают малорусские народные рассказы о покаянии разбойника (Драг., стр. 131–132 и у Кулиша в Зап. о южн. Руси, т. I, стр. 309–311). А.Н. Веселовский уже обратил внимание на этот отдел народных сказаний (в X ч. Розыск. в области русск. духовного стиха) и указал многочисленные сходные западноевропейские рассказы (32 т. Сборн. Акад. Наук, 379, примеч.). В малорусском рассказе разбойник убил 12 попов и стал раскаиваться в своих грехах. Священник велел ему положить на огонь руки до локтей и ноги до колен, притом огонь был разведен из мелко порубленной яблони, росшей в саду священника. Потом священник принес медное ведро и приказал разбойнику 12 лет носить воду и поливать спаленную яблоню до тех пор, пока она снова вырастет и даст плоды. Разбойник 12 лет исполнял это приказание, и через 12 лет у него снова выросли руки и ноги: тогда же выросла и дала плоды яблоня. Далее следуют подробности, не идущие к делу, о том, как разбойник покаянием покрыл грехи отца и матери. В апокрифе о крестных древах (в 1 т. Памятн. Тихонравова стр. 305) находится следующее место, послужившее источником для малорусских сказаний о покаянии разбойника и сходных с ними сказаний русских и западноевропейских: «Древо разбойниче, на немже распятся разбойник верный. Тоже древо израсте из главен пречюдно и красно зело, еже принесе три главне. Лот, егда согреши, прииде ко Аврааму на покаяние. Авраам же посла его взяти огонь в Нилой реце, того же огонь зверие стрегоут; егда же прииде Лот, обрете зверие спящи и взя три главе и принесе ко Аврааму. Авраам же повеле ему посадити главне, да процветут и плод створять, рече ему: тогда будеши прощен. Лот же посади их на горнице месте, поливаше их трижды на день и проростоша главня и взыде древо пречюдно и прекрасно зело». 22. Плач Пресвятой Богородицы

http://azbyka.ru/otechnik/6/ocherki-isto...

Блажени чистии сердцем, яко тий Бога узрят. Блажени миротворцы, яко тий сынове Божий нарекутся. Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие Небесное. Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на Небесех… Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем! Библиография I. Источники и исследования Aetheria. Etherie, Journal de Voyage, ed. Η. Petre, S. С. 21. Ammonas. Epistulae, etc. syriae, ed. Kmosko, Р. О. X. 6; graece, ed. Nau, Р. О. XI. 4. Amnionitis. Account of the Martyrs of Sinai and Rhaithou, ed. Combefis, Illustrium Christi Martyrum lecti triumphi, Paris, 1660, pp. 88122; The Forty Martyrs of the Sinai Desert, ed. Mrs. Lewis, Florae Semiticae IX (1912) палестинская сирийская версия и английский перевод. Anastasius Persa. Acta Martyris Anastasii Persae, ed. Usener, Bonn, 1894; см. также P. G. 92,16801729. Anastasius Sinaita. P. G. 89 δηγς (Viae Dux), 35310; Quaestiones et Responsiones, 311824; Homilia in Psalmum Sextum, 107784; Recits, ed. Nau, О. С. II (1902), pp. 5889; III (1903), pp. 5690. Antiochus Sabaita. Pandect, etc., P. G. 89, 14211856. Antonius Magnus. Seven Letters латинская версия, P. G. 40, 9771000; грузинская версия с фрагментами коптского оригинала, ed. Garitte, С. S. С. О., Scr. Ib. t. 5 (Latine, t. 6); сирийская версия (только первое послание), ed. Nau, R. О. С. 14 (1909), pp. 28297. Vita Antonii см. Афанасий (Athanasius). См. также Antonius Magnus Eremita, Studio Anselmiana 38, ed. Steidle, Rome, 1956 (юбилейный симпозиум; см. библиографию на стр. 1314). Antonius Chozibita. А. В. 7 (1888) Vita S. Georgii Chozibitae, pp. 97144, 33659; Miracula В. V. Mariae in Choziba, pp. 36070. Apophthegmata Patrum. Для изучения Апофтегм можно рекомендовать издания: W. Bousset, Apophthegmata, Tübingen, 1923 и J.C. Guy, S. J. , Recherches sur la tradition grecque des Apophthegmata Patrum (Subsidia hagiographica, No. 36), Brussels, 1962. a. Alphabetical Collection P.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

— Но скажите, князь, чем же вы всё это время занимались в вашем уединении? — интересуется Марья Александровна. — Я так часто думала о вас, mon cher prince, что. признаюсь, на этот раз сгораю нетерпением узнать об этом подробнее… — Чем занимался? Ну, вообще, знаете, много за-ия-тий. Когда — отдыхаешь; а иногда, знаете, хожу, воображаю разные вещи… — У вас, должно быть, чрезвычайно сильное воображение, дядюшка? — Чрезвычайно сильное, мой милый. Я иногда такое воображу, что даже сам себе потом у-див-ляюсь. Когда я был в Кадуеве… A propos! ведь ты, кажется, кадуевским вице-губернатором был? — Я, дядюшка? Помилуйте, что вы! — восклицает Навел Александрович. — Представь себе, мой друг! а я тебя всё принимал за вице-губернатора, да и думаю: что ж это у него как будто бы вдруг стало совсем другое ли-цо?.. У того, знаешь, было лицо такое о-са-нистое, умное… Не-о-бык-новенно умный был человек и всё стихи со-чи-нял на разные случаи. Немного, этак сбоку, на бубнового короля был похож… — Нет, князь, — перебивает Марья Александровна, — клянусь, вы погубите себя такой жизнию! Затвориться на пять лет в уединение, никого не видать, ничего не слыхать! Но вы погибший человек, князь! Кого хотите спросите из тех, кто вам предан, и вам всякий скажет, что вы — погибший человек! — Неужели? — восклицает князь. — Уверяю вас; я говорю вам как друг, как сестра ваша! Я говорю вам потому, что вы мне дороги, потому что память о прошлом для меня священна! Какая выгода была бы мне лицемерить? Нет, вам нужно до основания изменить вашу жизнь, — иначе вы заболеете, вы истощите себя, вы умрете… — Ах, боже мой! Неужели так скоро умру! — восклицает испуганный князь. — И представьте себе, вы угадали: меня чрезвычайно мучит геморрой, особенно с некоторого времени… И когда у меня бывают припадки, то вообще у-ди-вительные при этом симптомы (я вам подробнейшим образом их опишу)… Во-первых… — Дядюшка, это вы в другой раз расскажете, — подхватывает Павел Александрович, — а теперь… не пора ли нам ехать? — Ну да! пожалуй, в другой раз. Это, может быть, и не так интересно слушать. Я теперь соображаю… Но все-таки это чрезвычайно любопытная болезнь. Есть разные эпизоды… Напомни мне, мой друг, я тебе ужо вечером расскажу один случай в под-роб-ности…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

4:23). Ибо имеем врагов ужасных и коварных - лукавых бесов» (ААянязе И/еуянпе. Vie d " Antoine. P. 192).    Этот образ св. Григорий использует и в сочинении «О девстве», где он называет «благоразумным (целомудренным) землепашцем» (о σφρων… γεωργς), мудро возделывающим самого себя (о εν σοφα γεωργν εαυτν), того человека, который, даже живя супружеской жизнью, предпочитает телесным удовольствиям попечение о духовных благах, упражняется в молитве и сохраняет чистоту души (см.: Cregoire e Nysse. Traite de virginite. P. 360).    Слово μοντροπος в святоотеческой лексике имеет несколько смысловых нюансов: «одновидный, простой, прямой», «постоянный, единомысленный (ср. Пс. 67:7)» и «живущий один (отшельник)» (см.: Zampe C. W. N. Op. cit. P. 884). Св. Григорий, употребляя это слово, в данном случае, вероятно, подразумевает внутреннюю собранность («нераздер-ганность»), целеустремленность и как бы «духовную и душевную прямоту» (тождественную простосер-дечности) христианина, идущего по пути спасения. Ср., например, употребление данного слова у Климента Александрийского, который говорит о Слове Божием (Логосе) как о Детоводителе («Педагоге»), направляющем человека к «единовидному спасению веры в Бога» (ε ς δε τ ν μοντροπον τ % ε ς τον θεν πστεως σωτεραν παδαγωγν) (С/emeni " A/eran-ie. Le Pedagogue. T. 1//Sources chretiennes. 70. Paris, 1960. P. 110). Примечательно также толкование единомысленных (μονοτρπους) в Пс. 67, 7 у Евфимия Зи-габена: «Единомысленными Давид называет здесь праведных, так как праведники не имеют никакой двойной мысли и единения в лукавстве, имея одну мысль и одну цель - служение Богу» (Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена. С. 395). См. также примеч. 34 к «Великому посланию» преп. Макария (с. 483).    Св. Григорий цитирует очень свободно, сочетая в одно целое оба места Священного Писания. Св. Фо-тий Константинопольский, объясняя 1 Кор. 9:9, ссылается на различные ветхозаветные постановления (в том числе на Втор. 22:9—11) и замечает: многие законоположения относительно неразумных животных (πολλα περ αλογων νομοθετε ζων) даны, чтобы посредством них воспитать «существо разумное», то есть человека (δι εκενων παιδαγωγοντα τ λογιχν) (см.: Photii Partiarchae Constantinopolitani Epistulae et Amphilochia.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Бумажные стаканчики беззвучно чокались со стеклянными и пластмассовыми. Потапов виновато усмехнулся, поправил простенькие свои очки и, выделяя слоги, сказал:   – Ви-тий-ством резким знамениты, Сбирались члены сей семьи У беспокойного Ни-ки-ты, У осторожного И-льи.   Коричневое вино пили медленно, стараясь доведаться до аромата. – А градус – есть! – одобрил Рубин. – Браво, Андреич! – Градус есть, – подтвердил и Сологдин. Он был сегодня в настроении все хвалить. Нержин засмеялся: – Редчайший случай, когда Лев и Митя сходятся во мнениях! Не упомню другого. – Нет, почему, Глебчик? А помнишь, как-то на Новый год мы со Львом сошлись, что жене простить измену нельзя, а мужу можно? Абрамсон устало усмехнулся: – Увы, кто ж из мужчин на этом не сойдется? – А вот этот экземпляр, – Рубин показал на Нержина, – утверждал тогда, что можно простить и женщине, что разницы здесь нет. – Вы говорили так? – быстро спросил Кондрашев. – Ой, пижон! – звонко рассмеялся Прянчиков. – Как же можно сравнивать? – Само устройство тела и способ соединения доказывают, что разница здесь огромная! – воскликнул Сологдин. – Нет, тут глубже, – опротестовал Рубин. – Тут великий замысел природы. Мужчина довольно равнодушен к качеству женщин, но необъяснимо стремится к количеству. Благодаря этому мало остается совсем обойденных женщин. – Ив этом – благодетельность дон-жуанизма! – приветственно, элегантно поднял руку Сологдин. – А женщины стремятся к качеству, если хотите! – потряс длинным пальцем Кондрашев. – Их измена есть поиск качества! – и так улучшается потомство! – Не вините меня, друзья, – оправдывался Нержин, – ведь когда я рос, над нашими головами трепыхались кумачи с золотыми надписями Равенство! С тех пор, конечно... – Вот еще это равенство! – буркнул Сологдин. – А чем вам не угодило равенство? – напрягся Абрамсон. – Да потому что нет его во всей живой природе! Ничто и никто не рождается равными, придумали эти дураки... всезнайки. – (Надо было догадаться: энциклопедисты.) – Они ж о наследственности понятия не имели!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Правда, тогдашние архиереи считали Никона своим поработителем, всячески желали и добивались его окончательного низвержения, но зато относительно высказанных Никоном воззрений на отношение царства и священства, они решительно стали на его сторону, и даже отважились торжественно и официально выразить это на большом московском соборе 1667 года, как это сейчас увидим несколько ниже. В виду указанного положения дел светской власти необходимо было, если она не хотела признать над собою главенства и первенства власти духовной, противопоставить воззрениям Никона и его сторонников воззрения противоположные, и притом так, чтобы они заявлены были тоже духовными властями, только более компетентными и авторитетными, чем Никон и русские архиереи. С этою именно целью светское наше правительство обратилось на восток, к четырем восточным патриархам, с просьбою, чтобы они решили предложенные им вопросы о власти царской и патриаршей. Иеродиакон грек Мелетий, отправленный на восток к патриархам с вопросами, привез на них ответы патриархов и собора, составленные, как и следовало ожидать, в духе совершенно противоположном воззрениям Никона. В ответе патриархов и собора на первый вопрос: „Что есть царь?“ между прочим говорится: „царю подобает, да будет глава и верх ко всем членам, подчиненным ему... Добре разсуждати долженствуют царие, еже недати своея чести иным, ниэюе новствовати в творении благодеяний по оной прочине: не даждь иному чести твоея, да неподвигнеши ос на тя... Царь есть Господь всех подданных своих, ожидающих от него дарований и добротворений, – противных паки – казни. Аще убо кто царю видится противен быти, хотя есть и лице церковное, в достоинстве вчиненное, не без ума убо меч носит, но в похвалу добре творящих, в гаждение же зле деющих, ибо местник Божии есть. Второй вопрос, предложенный на разрешение восточных патриархов был следующий: „Подобает – ли всем, наипаче место держащу епископу или патриарше, иодчиненну быти и повиноватися царю, царскую власть держащему и её употребляющему, во всяких гражданских вещех и прениях тако, воежебы единому быти господину и начальнику, или ни?“ В ответе на этот вопрос между прочим говорится: якоже Бог есть на небеси повсемественне, то на земли суть по Бозе тий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

—668— тий, который однако через несколько месяцев бежал в Литву, и московская патриаршая кафедра осталась теперь совсем без патриарха. Так продолжалось слишком семь лет, вплоть до избрания в патриархи Филарета Никитича. Из сделанного беглого исторического обзора перемен в судьбе первых трёх московских патриархов ясно видно, что эти патриархи избирались и низвергались исключительно светской властью, которая, преследуя свои интересы, распоряжалась патриаршей кафедрой по своему усмотрению и произволу, не встречая себе в этом ни малейшего противодействия ни со стороны освященного собора, ни тем более со стороны народа; сам же патриарх решительно не имел никаких средств в своём распоряжении, которыми бы он мог хотя сколько-нибудь, оградить себя от произвола и насилий светской власти. С восшествием на патриарший престол отца государя – Филарета Никитича Романова, патриарх сразу получил огромное значение: он не только бесконтрольно и независимо управлял церковью, но фактически ведал и все дела государственные, нося титул, наравне с царём, великого государя. Но этот блеск и особое значение Филарета Никитича зависели вовсе не от того, что он был патриарх, чтобы теперь за патриаршей властью, как такой, были признаны какие-либо особые, исключительные права и независимость от светской власти, а единственно потому, что он был отцом государя, который во всех делах руководствовался всегда советами и указаниями своего родителя. В действительности же отношения между патриаршей и светской властью и после Филарета Никитича продолжали быть такими же, какими они были и ранее, т.е. патриархи по-прежнему находились в полной зависимости от светской власти, и без её согласия и одобрения не могли сделать ни одного самостоятельного шага, тем более конечно не могли что-либо сделать вопреки её желаниям и настояниям. Два первые преемника Филарета Никитича, патриархи Иоасаф и Иосиф, были избранниками и ставленниками государя, и оба были личностями довольно бесцветными, даже вовсе и не думавшими о какой-то независимости от светской власти, перед которой они чувствовали и сознавали

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но другие причины, полагаем, имеет каждое из свойств привходящих или появляющихся каким бы то не было образом. Для уяснения своих слов опять приведу прежний пример. Человек совсем ничем, конечно, не отличается от человека, поскольку они суть именно люди. Но один оказывается благочестивым, другой злоумным, тре- —304— тий больным и с телесными повреждением, иной здоровым и сильным, этот завистливым, а тот добрым. Но когда кто-либо станет тщательно исследовать причины этих (различий), тот найдет эти причины не в пределе (разных мерах) сущности, но усвоит их телесным или духовным страстям. Вот почему, как скоро у Отца и Сына мыслится и есть один предел божества, – или и иначе как назовет это кто-либо, не удалится от истины, – ведь сравниваются Они как однородные, – ради необходимости уяснения воспользуюсь и его (еретика) словами, – то пусть укажут, несчастные, что, по их мнению, причиняет Сыну умаление пред Богом и Отцом? Страсть ли, или нерадение и всё, что обыкновенно бывает у обладающих тварною природою? Но кто столь вздорен и безрассуден, чтобы решиться допустить даже только до слуха это богохульство? Когда, таким образом, как однородный с Тем, Кто есть Бог по природе, Он и Сам очевидно есть Бог по природе, ибо сравнивается с Отцом и ничто не препятствует Ему быть таким же, как Родитель, то разве Он может быть меньшим? Но так как враг истины, рассуждая в вышеприведенных словах своих весьма невежественно и глупо, не побоялся сказать, что «Отец больше божества Сына», то мы теперь, несколько сократив речь о домостроении воплощения и ради обличения отвлекши свои мысли от толкуемого места, станем сравнивать божество Сына с божеством Отца, как они выражаются. И во-первых, осмелившегося утверждать это мы попросим ответить нам: считает ли он Сына истинным Богом по природе или же чем-то другим, а не Богом, так что Он только (Продолжение следует). Гречев Б.Г. Преп. Нил Сорский и «Заволжские старцы»-публицисты//Богословский вестник 1908. Т. 3. 11. С. 327–343 (2-я пагин.). (Продолжение.) 2548 —327— Своё суровое отношение к еретикам великий князь Василий Иванович сменил на снисходительное, когда при дворе его появился энергичный защитник идей преп.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иеродиакон грек Мелетий, отправленный на восток к патриархам с вопросами, привез на них ответы патриархов и собора, составленные, как и следовало ожидать, в духе совершенно противоположном воззрениям Никона. В ответе на первый вопрос: „что есть царь?“ между прочим говорится: „царю подобает, да будет глава и верх ко всем членом, подчиненным ему... Добре разсуждати долженствуют царие, еже не дати своея чести иным, ниже новствовати в творении благодеяний по оной причине: не даждь иному чести твоея, да не подвигнеши ос на тя... Царь есть господь всех подданных своих, ожидающих от него дарований и добротворений, – противных паки – казни. Аще убо кто царю видится противен быти, хотя есть и лице церковное, в достоинстве вчиненное, не без ума бо мечь носит, но в похвалу добре творящих, в гаждение же зле деющих, ибо местник Божий есть, и того ради в писаниях предадеся: царя чтите и о царе милися дейте“. Второй вопрос, предложенный на разрешение восточным патриархам был следующий: „подобает ли всем, наипаче место держащу епископу или патриарше, подчиненну быти и повиноватися царю, царскую власть держащему и её употребляющему, во всяких гражданских вещех и прениях, тако во еже бы единому быти господу и начальнику, или ни?“ В ответе на этот вопрос между прочим говорится: „яко же Бог есть на небеси повсемественне, то на земли суть по Бозе тий, иже держащий царскую власть и престол; и яко же, иже несохранивый веры божественныя от общества верных изгнанствуя отвергается, подобне, иже веры к царскому достоинству сотворенныя песохраншия, лестию же и отай деющии недостойни, нам мнятся, еже христианское имя на себе к тому содержати, занеже бо помазанник Господень именуется и есть, иже царским венцем увенчан бяше“. Затем приводится исповедание, какое делали греческие патриархи императорам: „исповедую сим писанием моим, еже сохранити ми к тебе, Крепчайшему царю и повелителю, чистую веру и благохотение, яко же долженствую то от естественнаго некоего мановения и от правильнаго долга тако, во еже бы ми быти под повелительством и заповедию и под манием царскаго твоего достоинства и противну противу всякому человеку, противляющемуся сему моему крестному целованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Здесь дело в том, что цель откровения Божия – исключительно спасение человека. Священное Писание – не учебник физики, биологии, не протокол исторических собы тий. Господь, если можно так выразиться, исходил из того, чтобы дать человеку точное и полное познание о Христе и о пути ко спасению; и в этом вопросе Дух Святой вдохновлял священных писателей так, что они не могли допустить ни малейшей неточности. Что же касается до не относящихся ко спасению частностей, как-то: точная историческая канва или взгляды священных авторов на тот или иной вопрос, не относящийся к религиозной сфере жизни, и т. п. – то тут не было нужды со стороны Бога, так сказать, выверять каждую мелочь. Богодухновенность относится к религиозному смыслу, к содержанию Писания, но не вяжет свободу и волю и память священного автора. Поэтому мелкие внешние неточности не противоречат богодухновенности и не должны никого смущать, как иногда бывает, если её понимают неверно. Конечно, это не значит, что богодухновенность на что-то простирается, а чего-то не касается; нет, Апостол Павел сказал: все Писания богодухновенны ; а значит это, что богодухновенность не есть что-то формально-насильственное, но – творческое. Здесь мы видим в действии тот самый принцип синергии, со-творчества Бога и человека, о котором мы уже говорили. Напомним, что синергия проявляется во всех сферах духовной христианской жизни. Это значит, что Бог никогда не действует насильственно, автоматически, формально; Бог уважает свободу человека и ждёт от него сознательных и свободных религиозных движений сердца и действий. Хотя Господь всегда помогает человеку в его движении к добру, но далеко не всегда Он делает это явно. Всегда Он промыслительно располагает события тем или иным образом; но насильно никогда не действует, не вяжет человека. И только тогда, когда человек сам, свободно, отдаёт сердце Богу, тогда Он действует уже очевидно, помогая человеку открыто, и творя – с его согласия – в нём волю Свою. И в данном случае мы видим, что священные писатели подвигами своей жизни приуготовили себя к действию Божию в себе; они очистили своё сердце, воспылали любовью к Богу, и Господь, видя, что они способны к восприятию действия Духа, уже только тогда действовал Сам явно, просвещая ум и душу библейских авторов так, чтобы они точно изложили Откровение Божие. Но при этом нужно сказать всё же, что хоть принцип синергии – всеобщий в Церкви, богодухновенность есть действие Божие особое , не повседневное в Церкви. Поэтому богодухновенность – основное, что определяет высший авторитет Священного Писания как Откровения, исшедшего – хоть и при живом участии священных писателей – непосредственно от Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009