Для ряда церквей Л. (Бетэ-Амануэль, Бетэ-Абба-Либанос, Бетэ-Мэдхане-Алем, Бетэ-Марьям, Дэбрэ-Сина) характерны общие черты: базиликальный план, 3-частное внутреннее пространство: нартекс, наос и алтарная часть. Эти помещения отделены друг от друга стенами с дверными проходами в аксумских рамах (Бетэ-Мэдхане-Алем, Бетэ-Амануэль) и триумфальной аркой. В комплексе Дэбрэ-Сина алтарные части открыты. Алтарная часть состоит из 3 смежных комнат (северная и южная имеют проходы в боковые нефы наоса (кроме ц. Бетэ-Абба-Либанос)). Наос делится на 3 нефа, в Мэдхане-Алем - на 5. Полуциркульный свод центрального нефа в этих храмах повышен над боковыми (кроме ц. Дэбрэ-Сина). Он декорирован аксумским фризом из ложных окон в профилированных рамах, выше фриза проходят чередующиеся с ложными световые окна 2-го яруса (в тех церквах, где он есть). Своды боковых нефов, как правило, плоские. В Бетэ-Марьям, в рукавах Бетэ-Гийоргис своды декорированы рельефными равноконечными крестами. В Дэбрэ-Сина рельефные кресты сводов имеют разнообразную форму. Второй ярус (хоры), к-рый полностью выполнен только в церквах Бетэ-Марьям и Бетэ-Амануэль, занимает пространство над боковыми нефами и нартексом. Подъем на него традиционно вырублен в сев.-зап. части нартекса. В ц. Бетэ-Абба-Либанос на этом месте остался нетронутый массив скалы; в Бетэ-Мэдхане-Алем работы не были завершены. Назначение 2-го яруса в эфиоп. церквах до сих пор вызывает споры ученых. Сейчас помещения 2-го яруса используются как хранилища. В архитектуре Л. прослеживаются аксумские черты. Это ступенчатый цоколь (Бетэ-Амануэль, Дэбрэ-Сина, Бетэ-Гийоргис), традиц. расположение 3 дверей в зап., сев. и южной стенах наоса. В нижнем ярусе, как правило, окна в аксумских профилированных рамах с имитацией решеток в форме крестов или с двойными прорезями, напоминающие декор церквей Дэбрэ-Дамо, Йэмрэханна-Крэстос, Зарема-Гийоргис. Форма окон др. типа соответствует силуэту аксумских стел (в некоторых случаях с килевидным завершением - Бетэ-Кыддус-Гэбрыэль-Руфаэль, Бетэ-Гийоргис, где они дополнены еще растительными рельефными орнаментами и небольшими крестами). Аксумского происхождения также пилястры (Бетэ-Амануэль, Бетэ-Абба-Либанос) и карнизы (Бетэ-Амануэль, Бетэ-Гийоргис, Бетэ-Мэдхане-Алем, Бетэ-Марьям), создающие горизонтальное членение фасадов. Общей чертой для церквей Бетэ-Мэдхане-Алем, Бетэ-Марьям, Бетэ-Амануэль являются 2-скатные крыши.

http://pravenc.ru/text/2462567.html

679 См.: Грабарь//. Э. В поисках древнерусской живописи//Грабарь И. Э. О древнерусском искусстве. М.. I960. С. 43 (статья написана в 1918–1919 гг.); Он же. Раскрытие памятников живописи//Художественная жизнь. 1919. 1. С. 10 (перепеч.: Грабарь И. О древнерусском иску сстве. С. 286); Он же. Феофан Г рек. Очерк из истории древнсрэсской живописи//Казанский музейный вестник. Казань. 1922. Ха 1. С. 8–12 (переиечаг.: Грабарь II. О древнерусском искусстве. С. 84–93); Он же. Андрей Рублев: Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918–1925 годов//Вопросы реставрации. М.. 1926. Сб. I. С. 79–85 (перепеч. в кн.: Грабарь/7. О древнерусском искусстве. С. 178–182). 681 См.: Лазарев II. II. Живопись и скульптура Новгорода//История русского иску сства. М.. 1954. Г. 2. С. 162–168: Он же. Андрей Рублев и его школа//Там же. М.. 1955. I. 3. С. 120: Он же. Оподы о Феофане I реке//ВВ. 1956. I 9. С. 193 200; Он же. Феофан Грек и его школа. М.. 1961. С. 11. 86–94: Он же. Андрей Рублев и его школа. М.. 1966. С. 18. 22–23. 116–117: Алпатов XI. В. Всеобщая история искусства. М.. 1955. Т. 3: Русское искусство с древнейших времен до начала XVIII века. С. 175–176: Он же. Феофан в Москве//Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. М.. 1967. Т. 1. С. 88–98: Он же. Андрей Рублев: Около 1370–1430. М.. 1972. С. 20. 28. 160: Маясова Н. А. К истории иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля//Культура Древней Руси. М.. 1966. С. 152–157: Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублева: (Некоторые проблемы.) Древнерусская живопись как исторический источник. М.. 1974. С. 53. 82. 153. Примеч. 1 к гл. 3. Обзор литературы см.: Щенникова Л. А. Из истории изучения московской школы иконописи XIV – начала XV века//Советское искусствознание. 1988. Вып. 24. С. 58–96. 685 Это заключение было сделано ученым на том основании, что «пророческий ярус благовещенского иконостаса датируется XI V веком» (Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа. С. 90). 692 Ильин XI. А. Некоторые предположения об архитектуре русских иконостасов на рубеже XIV-XV вв.//Культура Древней Руси. М.. 1966. С. 81.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Тель-Мареша был частично раскопан в 1900 г. под рук. Ф. Дж. Блисса и Р. А. С. Макалистера в рамках масштабного проекта по исследованию Шефелы (1898-1900). В 1989 и 1993 гг. в М. проводились повторные работы под рук. А. Клонера (Израильский департамент древностей). На вершине холма (357 м над уровнем моря) найдено укрепление со стенами толщиной 3,6-6,1 м. В ходе работ было выделено 3 основных слоя: 2 эллинистических и древнеизраильский, намечен общий план поселения на последней фазе его существования. Верхний город Верхний город со стенами, воротами и башнями был в плане почти квадратным (158×152 м). Три башни обнаружены в зап. стене, в сев. стене сохранились остатки башни. Возможно, ворота были расположены по концам улиц, пересекающих город по гипподамовой системе. Сетка перпендикулярных улиц хорошо видна: 2 параллельных декумануса и 3 кардо (ширина улиц от 2 до 6 м), образующих кварталы, в каждом из к-рых располагалось по 12 домов, выделяются религиозный и торговый центры. Храмовый квартал был квадратным в плане (45×45 м) с центральным двором, окруженным строениями. Небольшое прямоугольное здание в центре (9×3 м) археологи интерпретируют как идумейское святилище. Торговый квартал, также квадратный в плане (42×42 м), состоял из 2 частей: одна вымощена каменными квадрами, другая (24,5×15,2 м), южная, окружена портиком, от к-рого остались стилобаты. По мнению исследователей, сев. часть служила торговой площадью, а южная - караван-сараем. Подпись Холм Тель-Мареша, место древней цитадели Подпись Холм Тель-Мареша, место древней цитадели Во мн. домах обнаружены следы очагов, ступени, ведущие на 2-й ярус или в погреб. В 2 др. строениях открыты зернохранилище и склад с арочным перекрытием, а также найдены коринфские и ионические капители, полукапители, фризы с декоративными мотивами в виде розетт. В архитектуре города сочетаются эллинистические и ближневост. черты. Масличный жернов греч. общины в Мареше. III–II вв. до Р. Х. Масличный жернов греч. общины в Мареше. III–II вв. до Р. Х. Раскопки показали, что гипподамова система улиц была разрушена на последней стадии существования города. Улицы были спонтанно застроены домами и превратились в узкие запутанные тропинки.

http://pravenc.ru/text/2561986.html

Она легкая и изящная по силуэту, по праву считается самой красивой. 24-гранное основание башни переходит в десятигранник, затем в восьмигранник, к-рый завершается шатром со слухами и с вышкой-«смотрильней». Горизонтальные пояса разделяют башню на 4 яруса. Три нижних оформлены своеобразной этажной «ордерной» системой встроенных полуколонок, образующих вертикальные выступы, и круговыми поясами рельефной кирпичной выкладки с изразцовыми вставками. По верху идут навесные машикули с боевой галереей, обнесенной парапетом, украшенным изразцами. Второй ярус - с окнами в гранях и с тектоническим декором. Восьмерик 3-го яруса имеет галерейку и боевое гульбище, на к-рое ведут изнутри 8 выходов, декорированных перспективными портальными наличниками. Жилые и хозяйственные постройки Справа от святых ворот к стене примыкает настоятельский корпус, выстроенный из кирпича в 1785-1787 гг. Он занял место частично разобранной постройки кон. XVII в. По описи 1747 г., это были 3-этажные архимандричьи кельи, «из которых в верхнем апартаменте одна келья длиною 7 аршин шириною тож... при оной же келье другая келья длиною 6 аршин шириною 7 аршин с четвертью. При оной же келье полатка кладовая. Да при оных же кельях полатка спальная. При оных же полатках двои сени и между ними кухня… во втором апартаменте под кладовою полаткою келья длиною аршин три четверти шириною тож» (Там же. Оп. 3б. Ед. хр. 56. Л. 12). Часть стен старой постройки с фризом из поливных изразцов и со служебным окошком вошла в состав скромного жилого дома в стиле классицизма. В крепостной стене были пробиты окна, разобраны машикули. Двухэтажный казначейский корпус примыкает к стене справа от св. ворот. Он выстроен в кон. XIX в. на месте 3-этажного корпуса сер. XVIII в. В описи 1747 г. сказано, что «домовотчинный приказ каменной, во оном палата судейская. При той же полате еще полата приказная. При оной же полате архива. Над оною архивною полатою в третьем апортаменте еще полата рухлядная. При оном же приказе сени. Под означенным приказом полата столярная.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Описание вида колокольни Она составляет особое, довольно удаленное от церкви здание, о 4-х ярусах. В первом ярусе, окруженном 16-й коринфского ордена колоннами с базами и капителями, устроен деревянный тамбур, защищающий от снега, бури и дождя вход на колокольню. Во втором ярусе, окруженном колоннами, помещается большой колокол церковного звона; в третьем, окруженном столькими же колоннами, помещаются остальные колокола, числом 12; ярус этот кончается каменным сводом или куполом; в 4-м деревянном ярусе, утвержденном на своде третьего яруса и скреплении железными брусьями, помещаются боевые часы с курантами, суточного завода. Выше 4-го яруса высокий шпиц, обитый белым железом. Наружное украшение колокольни, кроме вышеозначенных 3-х рядов колонн, составляют лепные херувимы, поясные над окнами 2-го яруса. Но главный отличительный характер этого здания есть, выражаясь языком архитектора Чевакинского, фигурность в работах. Фигурность эта происходит главным образом от того, что здание это, постепенно, с каждым ярусом, суживаясь и лучше – утончаясь, образовавшимися через это четырьмя значительными уступами, составляет как бы несколько отдельных, поставленных одна на другою, фигур. Необычайная легкость в архитектуре составляет вторую отличительную черту колокольни. На колокольне для благовеста и звона, 13 медных колоколов. 1-й, большой колокол, весом 541 п. 14 ф., перелит в 1865 году и вылитого в 1835 году и разбитого со временем колокола, весом 487 п. 19 ф с прибавкой новой меди. 2-й, полиелейный, весом 282 п. 12 ф., вылит в 1758 году января 24 дня. На нем образ распятия. 3-й, ежедневный, весом 174 п., с надписью: лит сей колокол в Москве, московским мастером Константином Михайловым Олизовым. 4-й, весом 115 пуд. 38 ф. В прошлом столетии колокол сей назывался пожарным, по той, конечно, причине, что в него ударяли во время пожара. 5-й, весом 64 п. 15 ф., лит в 1758 г. тем же мастером Слизовым. 6-й, – весом 38 п. 30 ф. 7-й, – 20 п. 20 ф. 8-й, – 12 п. 12 ф. 9-й, – 6 п. 10 ф. 10-й, – 4 п. 9 ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В центре Москвы 8 колоколен накренились на манер Пизанской башни 05.12.2007 В центре Москвы есть, по крайней мере, восемь колоколен, которые являются своего рода отечественным аналогом Пизанской башни. Так, звонница храма Василия Блаженного при замере теодолитом показывает отклонение от вертикали на 2 градуса 3 секунды на юго-восток, в сторону, где до недавнего времени стояла гостиница " Россия " (для сравнения: крен башни в Пизе - 5 градусов), пишет еженедельник " Аргументы и факты " . " Возможно, колокольня покосилась из-за того, что холм под ней - песчаный. Его размывает стекающая с Красной площади вода. Возможно, ошибка была допущена еще на стадии проектирования: недавно выяснилось, что основание собора стоит частично на насыпном грунте, а частично - на фундаментах более древних сооружений. Это послужило причиной неравномерной осадки здания " , - заявил Юрий Руднев, научный сотрудник при Московском архитектурном институте. Следующая в списке - Набатная башня Кремлевской стены. Ее " перекосило " в 1970-е годы из-за разуплотнения грунтов и трещины в фундаменте. Блоки в основании стянули металлическими " бандажами " , укрепили почву. Крен удалось остановить, но макушка Набатной так и осталась отклоненной на метр. " Падающую башню " можно найти и внутри самого Кремля. Это колокольня Ивана Великого высотой 81 метр. По данным лаборатории архитектуры МАрхИ, отклонение ее верхушки - 7 сантиметров. Некоторые историки винят в этом Наполеона. Уходя из российской столицы, он приказал уничтожить наиболее замечательные здания, но его инженеры не рассчитали количество пороха. Башня устояла, хотя в ее верхнем ярусе появилось несколько трещин. Есть и другое предположение: крен вызван тем, что стали гнить дубовые сваи в ее фундаменте в результате увеличения уровня грунтовых вод в 1970-1980-е годы. " Скорее всего, колокольня была сразу построена наклоненной. Если бы причиной был, скажем, взрыв 1812 года, то она наклонилась бы целиком. А на самом деле ее нижний ярус стоит прямо, а крен есть только у двух верхних " , - отметил начальник отдела охраны памятников музея " Московский Кремль " Сергей Конев.

http://drevo-info.ru/news/4106.html

Трапезная была шире самой церкви и располагалась не на одной с ней продольной оси, а была смещена к югу. В трапезной помещался теплый Варваринский придел, пятигранный алтарь которого на всю свою длину – 1,5 сажени (3,2 м) – вдавался в основное молитвенное помещение и занимал юго-западную его часть. Над ним на кровле имелась главка «такой же вышины и с такою же шейкою», как и над главным алтарем. Редкая особенность – в центре трапезной стоял один резной столб, поддерживающий балки потолка. К трапезной примыкала равноширокая паперть, в южной части которой была устроена «сторожка», а в северной – дверь, ведущая на переходы к колокольне. Крытый на два ската и обшитый тесом переход-галерея имел значительную длину – около 4,5 сажен (10 м) и опиралась на столбы. Он освещался шестью окнами, расположенными симметрично: по три с южной и северной сторон. Колокольня была чуть меньше храма и представляла собой высокий восьмерик на приземистом четверике на каменном фундаменте. Ее шатровое завершение, утвержденное на восьми столбах яруса звона, в начале XX в. заменили куполом со шпилем. Помимо входа из галереи на второй ярус колокольни, имелась дверь в западной стене ее цокольного этажа. Надо отметить, что в документах содержатся как наружные, так и внутренние размеры всех объемов храма и колокольни, а также окон, дверей и даже глав, что вместе с фотографиями К. К. Романова и Д. В. Милеева дает возможность его графически реконструировать. Назовем лишь основные размеры: длина всего здания от крыльца до алтаря равнялась 12 саженям (25,6 м), а высота до креста составляла 17 сажен (36,3 м). Носкова А.Г. Шатровые храмы Заонежья XVII–XVIII вв. Особенности архитектурных решений. Сборник «Деревянное зодчество. Вып. III. Новые материалы и открытия». М. – СПб., 2013. С. 130-155. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=61901

Но, несмотря на то, что христиане отдавали преимущество подземным кладбищам, у них раньше торжества церкви были, также, гробницы на поверхности земли. По формам и расположению этих последних, можно заметить, что, устраивая их, последователи учения Спасителя руководились теми же правилами, которые соблюдали при выкапывании катакомб. Мы уже сказали, что христиане имели непреодолимое отвращение к смешению праха умерших; погребение тела без предварительного устройства гробницы в твердом туфе, без каменных плит и стенок, отделяющих покойника от земли и соседних трупов, не могло нравиться христианам, питавшим такое великое уважение к праху верующих, и допускалось ими только в крайнем случае. Выкапывание могил на поверхности земли в один ярус, заняло бы огромные пространства. Потому-то христиане прибегали в этом случае к особенному способу погребения, который удовлетворял их потребностям и, вместе, сберегал место. Мертвые в этих могилах находились между двумя параллельными каменными стенами, которые шли в землю иногда на значительную глубину, оставляя пространство, достаточное для помещения одного покойника; тела лежали одно над другим на утвержденных плитах или черепицах, и были ими же разделены. Язычники и евреи употребляли также могилы подобного рода; их нашли в окрестностях Рима и в еврейской катакомбе, о которой мы будем говорить ниже. Христианского происхождения, они видны более или менее хорошо сохранившиеся над катакомбами Каллиста, Кириаки и в других местах. Церкви и базилики Рима вне городских стен, с четвертого столетия, были постепенно окружены такими могилами. Этот легкий и дешевый способ погребения, особенно начал входить в употребление в Риме после торжества церкви: очень вероятно, однако, что к нему прибегали и раньше в тех местах, где у христиан не было катакомб. Но гробницы, устроенные на поверхности земли, часто в, нарочно для этого назначенных зданиях или около их, разумеется, не представляли безопасности ипогеев, вырытых в скате холма или в глубине земли, и до торжества церкви не могли быть многочисленны в Риме, где христиане постоянно находились перед глазами властей, от произвола которых иногда зависела их свобода и существование. В провинциях империи, где последователи учения Спасителя были менее стеснены, кладбища, не скрытые употребляли, вероятно, чаще; можно предположить, что они существовали в большем количестве, чем их находят теперь; но, так как они не были скрыты, то подверглись разрушению во время преследований 3-го столетия и, особенно, при уничтожении христианских памятников, сопровождавшем гонение Диоклетиана. X

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Просфора (греч. πρоσφоρ– приношение) – небольшой круглый хлеб, выпекаемый из квасного пшеничного теста, используемый в таинстве евхаристии. На верхней части просфоры оттиснуто изображение креста и буквы IC ХС NIKA (Иисус Христос побеждает). Протопресвитер (греч. πρωτοπρεσβτερος – первый среди старейшин) – высшее знание для белого духовенства в православных церквах, присваиваемое в качестве церковной награды, как правило, настоятелям кафедральных соборов. Профиль – см. Облом . Прясло – в архитектуре плоскость, поле стены между лопатками , колоннами. Пурпур (лат. purpura), порфира (греч. πορφρα) – 1) драгоценная краска багрового цвета, добываемая из морских моллюсков, и соответственно, ткань, окрашенная этой краской; 2) порфира (багряница) – пурпурная мантия, в которую облекли Христа как иудейского царя, перед поруганием; 3) императорская мантия – символ монаршей власти. Оттенки пурпура были различными, поскольку добывались из различных моллюсков и разными способами. Наиболее дорогие красители употреблялись в живописи дли изображения одежд самых значимых сакральных персонажей – Спасителя и Богоматери. Путти (ит. putti) – изображение младенцев с крыльями, олицетворяющих божества (эротов, купидонов). Пята – в архитектуре камень или ряд камней, на которых покоится арка или свод. Ракурс (фр. raccourci) – в живописи фиксация поворотов, сложных пространственных позиции фигур и предметов. Рапорт (фр. rapport – возвращение) – повторяющийся мотив узора, часть орнамента. Распалубка – часть поверхности свода, образованная тремя криволинейными рёбрами. Регистр (от лат. regesta) – горизонтальное членение, ярус в росписи или архитектурной декорации. Реликварий (лат. reliquarium) – ларец, вместилище для хранения реликвии – мощей святых, остатков их одежды, орудий мученичества и т. п. Респект (лат. respecmus) – достоинство, приличие, почтенность. Рефлекс (лат. rellexus – обращённый назад) – в живописи отсвет, отражённый цвет и свет на поверхности предмета от других предметов, или из окружающей среды.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Основания дворцов на южной стороне харама и моста яснее можно видеть и на предыдущем снимке 1. В стенах как внешнего, так и внутреннего двора обращает на себя внимание трех-этажное распределение окон и внутренних апартаментов. В северной стене внутреннего двора видны трое двухчастных ворот; четвертые ворота, в угловом здании Бет-Мокед, не видны; таких же четверо ворот и в южной стороне внутреннего двора. Корпус самого храма, кроме трех этажей так называемых боковых пристроек, соответствующих высоте залы святого, имеет еще один ярус, так называемые верхние горницы. Жертвенник всесожжений стоит на скале Куббет ес-Сахра; он заслонен на снимке воротами Никанора, ведущими полукруглою лестницею в так называемый двор женщин. В расположении внешнего двора замечательно то, что с востока он имеет две стены: одну стену по линии нынешней восточной стены харама, а другую в небольшом расстоянии на запад, на той линии, где оканчивается мера одной стадии Иосифа Флавия. Фундамент этой второй восточной стены можно видеть и на первом снимке. Впереди восточного мола храма видна полукругом загибающаяся здесь городская стена, идущая от башен Хананел и Меа. По поводу этой реставрации ветхозаветного храма на модели К. Шика, мы должны заметить, что она сделана ошибочно в тех пунктах, где она следует указаниям Варрена. Поэтому модель Соломонова храма 2 мы не можем принять. Напротив, модель Соломонова храма мы скорее признали бы в снимке 3. Только его северную часть мы назвали бы другим именем: это не площадь казарм, совершенно излишняя здесь в таких размерах даже для Ирода, а отделение храмовых складов. На сколько не тверда выраженная в модели К. Шика идея внешнего расширения храма в его позднейшую фазу, видно из того, что сделанные якобы Иродом прибавления к первоначальной площади на севере и юге, если верить модели, остаются лишними и ненужными прибавлениями, а храм не только своим внутренним двором, но и внешним, не выходит из указанных Соломоном границ и в реставрации Ирода. Мыслимое ли дело, чтобы Ирод взялся расширить площадь древнего храма только для того, чтобы прибавить новую базарную площадь на юге к уже существовавшей базарной площади на востоке? Была ли существенная надобность в том, чтобы внешний двор храма со всех сторон был окружен базарною площадью? Гораздо лучше будет объяснена вся совокупность древних свидетельств о ветхозаветном храме, если представленную К.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010