Вариации обычных и пересеченных трансептом базилик разрабатывались в монастырском зодчестве Г. и в дальнейшем. В средневизант. эпоху в Кастории были возведены укороченные базилики с необычно повышенным центральным нефом (церкви св. Стефана (сер. IX в.) и св. Бессребреников (2-я пол. X или 1-я пол. XI в.)). В эпирской базилике Панагии в Мендзене той же эпохи центральный неф соединен с боковыми лишь 3-арочными проемами на колоннах. План базиликального кафоликона мон-ря во Влахерне близ Арты (XII в.) 2 парами колонн, 3-частным алтарем и нартексом напоминает основу церквей типа вписанного креста; высокий ярус хор над нартексом снаружи кажется трансептом. В композиционно простых постройках Зап. Македонии и Эпира с протяженными нерасчлененными участками стен, судя по предложенным датировкам, в IX-X вв. сложилась традиция художественной кладки с орнаментом из плинфы в виде рядов крестиков, хризмонов, с облицовкой наискось уложенными квадратными плинфами. Но основным видом церковного здания стал 4-колонный храм типа вписанного креста - разновидность крестово-купольной постройки, достигшая в X в. расцвета в архитектуре К-поля. Именно этот тип сооружения лег в основу композиции ц. Феотокос Панагия мон-ря Осиос Лукас (кон. X в.), строившейся при участии императора, а также ц. св. Апостолов на Агоре в Афинах (ок. 1020), в к-рой 4-колонная купольная структура включена в пространство, ограниченное чередующимися вокруг круглой основы 4 большими и 4 малыми экседрами. Многогранный внешний периметр стен на уровне экседр, слегка повышенные, завершенные щипцами рукава и 8-гранный барабан с пластичным покрытием купола создают богатую светотеневыми эффектами композицию небольшого храма. Это одна из первых церквей, построенных в возрождающихся в этот период Афинах. Ее композиция впосл. нигде не повторялась, но структура центрального ядра, как и композиция ц. Феотокос, получила разнообразные интерпретации в архитектуре афинских храмов и монастырских церквей Аттики и Беотии уже в XI в. Эти 2 памятника определили и масштаб новых композиций. Так, пролет подкупольных арок ц. св. Апостолов - ок. 3 м, высота колонн чуть более 4 м, размеры ц. Феотокос немногим больше.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Архитекторы Клюни III ориентировались на церкви XI в. клюнийских мон-рей в Пайерне и в Ла-Шарите-сюр-Луар (впосл. перестраивалась), храмы аббатств Флёри (Сен-Бенуа-сюр-Луар) и Сент-Этьен в Невере, а также ц. Сен-Филибер в Турню и ц. Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране (на 2 последние - с т. зр. опыта возведения цилиндрического свода). Центральный неф Клюни III был значительно шире, чем в более ранних храмах. Облегчение верхнего яруса стен за счет оконных проемов не только позволило улучшить освещение интерьера, но и дало возможность перенести нагрузку на нижнюю часть стен, укрепленную контрфорсами и аркбутанами. В отличие от герм. архитектуры (собор в Шпайере, 1030-1061) акцент был сделан не на простоте плана, а на развитии конструкции и вверх и вширь. Сравнительно простое решение зап. и центральной частей Клюни III контрастировало со сложной организацией вост. части (хора), предназначенной гл. обр. для монахов. Деамбулаторий с венцом капелл (5 капелл по периметру центральной апсиды, по 3 в рукавах малого трансепта и по 2 в рукавах большого), позволявший участвовать в богослужениях и процессиях многочисленным паломникам, находит соответствия в храмах, возведенных на т. н. паломнических путях в Сантьяго-де-Компостела. Согласно Конанту, отклонение от точных пропорций не превышало 10 см как в плане, так и по параметрам постройки (судя по сохр. части). Хор и неф церкви расходились под небольшим углом (неизвестно, было ли это результатом ошибки, изменений в плане или сознательным замыслом), поэтому сев. и юж. стены отличались по длине. Отклонение от точных размеров сохранившихся стен по вертикали также не превышает 10 см (вероятно, допустимая погрешность кладки). Стены выложены из камня и отделаны плинфой; в интерьере нефа нижний ярус стен был прорезан узкими и высокими, слегка заостренными арками, разделенными столбами сложного профиля. Над слепым трифорием (3 полукруглые арки на 1 пролет нижнего яруса) располагался аналогичным образом структурированный клеристорий с окнами; свод поддерживался подпружными арками прямоугольного профиля, перекинутыми между полуколоннами верхнего яруса. Характерной чертой было применение в декоре архитектурного ордера (это свидетельствует о понимании античного наследия и желании воспринять аккумулированные в нем знания и идеи; в 1-й пол. XII в. эта тенденция получила яркое воплощение в соборе Сен-Лазар в Отёне). Так, вост. часть была украшена колоннами со скульптурными капителями, выше находился слепой пояс с полуколоннами, над ним - пояс окон, разделенных небольшими полуколонками. Квадратное основание главной башни над средокрестием венчалось слепой галереей и островерхим куполом. Аналогичным образом были решены башни нартекса; башни над рукавами большого трансепта и над хором имели 8-гранную форму.

http://pravenc.ru/text/1841528.html

Всякая фигура может быть рассматриваема, или со стороны: 1) очертания, или 2) построения. В первом отношении возникает вопрос об эстетическом значении линий, во втором об эстетических элементах построения фигуры. Прежде всего что касается линий, то обыкновенно считается, что кривая линия эстетичнее прямой. Картина в овальной рамке кажется красивей, чем в прямоугольной: поэтому прямые линии в рамах обыкновенно скрадываются карнизами, наугольниками и т.д. В кривом контуре есть влияние легкости и некоторого простора, тогда как прямизна в известных обстоятельствах внушает мысль о препятствии. Отсюда впрочем не следует еще того, что прямая линия не имеет никакого эстетического значения. В архитектуре она имеет большое применение и целый стиль, бесспорно прекрасный (готический), основан на преобладании прямой линии. Но кроме очертаний, предметы могут нравиться нам и 2) построением своей фигуры. Здесь важное значение имеет а) правильность построения, заключающаяся в пропорциональном отношении частей, или что тоже, симметрии. Правильные геометрические фигуры нравятся нам более неправильных. Здание, одна сторона которого не соответствует другой, производит антихудожественное впечатление. Продолговатая постройка, имеющая длину втрое большую, чем ширину, более приятна для наблюдающего глаза, чем когда не существует этого отношения. Комната, длина, ширина и высота которой выражаются отношениями 4-х к 3-м, или 3-х к 2-м, хорошо соразмерена. Эстетики признают, что закон пропорциональности может быть выражен следующим образом: «меньшая часть так должна относиться к большей, как большая к целому». Высокая колокольня не может быть разделена на ярусы произвольной величины: самый малый (верхний) должен относиться к самому большому (нижнему) так, как этот последний к целой колокольне; средний же ярус должен, по величине своей, быть средним пропорциональным.  В суждении о правильности построения той или другой фигуры, а следовательно и ее эстетическом значении, играет большую роль б) соответствие поддержки с силою тяжести или давления.

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

Строительство отдельных зданий Б. способствовало разработке программы их росписи, раскрывавшей сотериологический смысл таинства и его триумфальный характер. Возможно, в IV в. в Б. при Латеранской базилике в Риме впервые появляется ставшая традиц. для этих сооружений композиция «Крещение». Украшенная мозаикой купель Б. из Келибии (Тунис), IV в., в символических формах представляет тот же сюжет: в верхнем поясе росписи на внутренней стенке бассейна в виде квадрифолия изображен голубь, увенчанный крестом, от его клюва исходят 3 луча, ниже - рыба, над к-рой знак «анх» между буквами Α и Ω - символическое изображение Христа. От V в. дошло неск. памятников, свидетельствующих о разработке программы росписи Б. Фрагментарно сохранившиеся мозаики купола Б. ц. Сан-Джованни ин Фонте в Неаполе, сер. V в., представляют процессию из 8 мучеников (в барабане) и сцены евангельских чудес (в своде купола - композиция «Брак в Кане Галилейской»). Полностью сохранившееся внутреннее убранство Православного Б. в Равенне, сер. V в.,- пример сочетания мозаической декорации и скульптурного декора, отличающегося богатством и изяществом форм. Роспись покрывает купол и верхнюю часть стен, ярус окон оформлен мраморными табернаклями с рельефными изображениями святых, поверхности стен в нижней части заполнены орнаментом в виде вьющейся лозы, образующей медальоны, где помещены в рост фигуры пророков. Роспись купола делится на 3 регистра: в центре - медальон с композицией «Крещение», вокруг медальона - 12 апостолов, ниже - регистр с изображением архитектурных форм, в к-рых помещены престолы с раскрытыми на них книгами и «Этимасия» . Апостолы, облаченные в белые и золотые одежды, держат в руках драгоценные венцы, они помещены на глубоком темно-синем фоне среди пальм - образ рая. Роспись купола, отражаясь в бассейне, устроенном в центре крещальни, соединяет таинство, совершающееся в купели, и евангельское событие, положившее начало таинству Крещения. В VI в. эта схема росписи в упрощенном варианте была повторена в куполе Арианского Б. в Равенне.

http://pravenc.ru/text/77506.html

3) АРХИТЕКТУРА И ИНТЕРЬЕР: а) Х. Соломона не был очень большим сооружением: 60 локтей (⇒ Единицы длины, площади, объема и веса, I,1) в дл., 20 локтей в шир. и 30 в выс. ( 3Цар. 6:2 ), т.е. 31,5 х 10,5 х 15,75 м. Он был всего лишь вдвое больше скинии, но великолепием оформления далеко превосходил ее. Перед Х. находился притвор шир., как и Х., в 20 локтей и 10 локтей в глубину ( 3Цар. 6:3 ). Х. огибала трехъярусная пристройка. Нижний ярус пристройки был шир. в 5 локтей, средний в 6, а верхний в 7 локтей ( 3Цар. 6:5.6 ). Входом в Х. служила боковая дверь, а внутри его наверх вели круглые лестницы ( 3Цар. 6:8 ). На каждом ярусе располагался ряд боковых помещений, где хранились храмовая утварь, сокровища и запасы (⇒ Сокровищница, хранилище). Выше этой пристройки, имевшей выс. в 5 локтей ( 3Цар. 6:10 ), в стенах Х. были сделаны решетчатые окна, служившие, вероятно, прежде всего для вентиляции ( 3Цар. 6:4 ). Крыша была плоской, «обшитой кедровыми досками» ( 3Цар. 6:9 ), т.е., вероятно, на поперечные балки были уложены продольные доски. Все сооружение с пристройками занимало площадь размером 52 х 27 м. Стены Х. возводились из натур. камня ( 3Цар. 6:7 ), а внутри обшивались кедровыми досками ( 3Цар. 6:15 ); пол был настлан из кипарисовых досок ( 3Цар. 6:15 ), помещение Святого Святых также было обшито кедровыми досками ( 3Цар. 6:16 ). Здание Х. состояло из трех помещений: притвора, Святого и Святого Святых. Вход в Святое закрывала двустворчатая дверь из кипарисового дерева, каждая створка которой также состояла из двух половинок, так что дверь могла складываться ( 3Цар. 6:33.34 ). Святое и Святое Святых разделяла стена из кедровых досок ( 3Цар. 6:16 ), в которой была сделана дверь из масличного дерева; здесь же помещалась завеса, подобная завесе скинии ( 2Пар. 3:14 ). Стены, двери и ворота Х. были украшены резными изображениями ⇒ херувимов, пальм и цветов, драг. камнями ( 3Цар. 6:29 ; 2Пар. 3:6 ) и отделаны золотом, пол был покрыт золотыми листами ( 3Цар. 6:21.30 ). В своем великолепии Х. должен был стать видимым отображением невидимой славы Божьей;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Неповторимой по красоте и сложности работой является керамическая отделка стен. Детали из обожженной глины выполнялись на лаврских кирпичных заводах по методике и под непосредственным наблюдением Шеделя. Из керамических блоков собран антаблемент, протянувшийся над колоннами второго яруса. Белоснежную керамику выбрал создатель ионических капителей. Из того же материала сделаны коринфские колонны четвертого яруса, дополненные двуглавыми орлами в качестве гербов митрополита Рафаила Заборовского. Легко представить, какие трудности пришлось преодолеть мастерам при лепке и обжиге деталей, достигавших по высоте и в диаметре 1,5 м. В строительстве и отделке колокольни принимали участие крепостные лавры С. Ковнир, И. Рубашевский, И. Горох. Каждый ярус постройки имел особое назначение: на первом помещался лаврский архив, на втором – библиотека, на третьем, опираясь на толстые деревянные брусья, висели колокола общим весом более 5 тысяч пудов (около 82 000 кг). Более трети массы (1636 пудов или 27 000 кг) приходилось на самый большой из них, отлитый в Москве мастером П.Н. Финляндским. Торжественное водружение этой махины состоялось 20 августа 1897 года, когда около тысячи нижних чинов 3-й саперной бригады выгрузили колокол на киевском вокзале, доставили в лавру и укрепили на балках, с трудом подняв его на высоту четвертого яруса. До того монастырский распорядок устанавливался с помощью 1000-пудового колокола, отлитого в 1732 году на территории лавры. Его создание является заслугой московского литейщика Г. Лукина, которого летописцы называли «знаменитым помощником артиллеристско-колокольных дел мастера Моторина». Братия имела возможность оценить его способности при отливке 800-пудового колокола, изготовленного в лавре для Софийского собора. Гигантский предмет весом 24 пуда 3 фунта почти три года висел на перекладине молча. Без языка его оставили небрежно сработавшие тульские литейщики. Прикрепленный к колоколу, он выдержал несколько месяцев, после чего переломился пополам и упал, едва не убив звонарей. Более качественный язык выполняли на том же заводе те же мастера, которые на сей раз использовали высокопрочное сибирское железо.

http://sobory.ru/article/?object=00330

Ему же было поручено написать Распятие в картуше между 2 иконостасами. Летом 1751 г. приделы уже были освящены. Те же дворцовые мастера делали иконостас в ц. Марии Египетской (РГАДА. Ф. 1239. Оп. 3. Д. 69289). Голгофа, где находились 3 придела и 5 «застолбных» киотов, была «возобновлена весьма прекрасно» на пожалованную великокняжеским семейством сумму (1 тыс. р.), снабжена 2 богатыми ризницами и получила двойной комплект церковных тканей. В приделе работали московские дворцовые мастера: иконостас резали П. Ф. Лиликин и Иван Никифоров, иконы писал Сергей Горяинов (нек-рые из них сохр.). Созданные иконы отличал высокий, «столичный» уровень мастерства. В 1753 г., будучи в Москве, имп. Елизавета Петровна неск. раз приезжала в Н. В. м. и следила за тем, как продвигались работы. При этом решение главной проблемы - восстановления шатра - затягивалось. Архим. Амвросий ждал приговора от «консилиума» архитекторов еще нек-рое время и, наконец, обратился к императрице. 10 мая 1755 г. он направил прошение на Высочайшее имя, в котором сетовал на то, что «седьмой год уже близко, как... оное Вашего императорского величества богоугоднейшее изволение за затруднительными архитекторскими мнениями и поднесь еще своего исполнения не возымело» (РГАДА. Ф. 18. Оп. 1. Д. 160. Л. 8). Настоятель нашел оригинальное решение проблемы: он предложил построить шатер из дерева - сравнительно дешевого и легкого материала. Архим. Амвросий просил императрицу утвердить указом «означенное шатерное строение или по примеру ветхого Иерусалима с куполом деревянным, или как всемогущий Господь Бог Вашему Императорскому Величеству по сердцу положит». Императрица приняла предложение настоятеля Н. В. м., и 9 февр. 1756 г. был Высочайше утвержден проект Растрелли на возведение деревянного шатра, крытого белым листовым железом. Растрелли рекомендовал для его строительства московского дворцового плотничного мастера И. А. Эриха. Третий ярус ротонды и шатер по чертежу Растрелли были закончены в 1759 г. Под рук. архит. К.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАФНИ [греч. δφνη - лавр], мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, расположенный в пригороде Афин. В античные времена на этом месте существовало святилище Аполлона с окружающей его лавровой рощей, давшей название местности. Вероятно, об этом храме, стоящем на самой высокой точке священной дороги из Афин в Элевсин, упоминает Павсаний в «Описании Эллады» (Paus. 1. 37. 6-7). Языческий храм был разрушен готами в 396 г.; археологические исследования проводились в 1936-1939 гг. В V в. на его месте и из его материалов возвели христ. храм, окруженный крепостной стеной. После его реконструкции в VI в. здесь был устроен мон-рь, со временем обветшавший и пришедший в запустение. Кафоликоном мон-ря Дафни. Ок. 1080 г. Кафоликоном мон-ря Дафни. Ок. 1080 г. Ок. 1080 г. (по Р. Краутхаймеру) был возведен кафоликон (соборный храм) - крестово-купольный октагон. Этот тип визант. храма, очевидно столичного происхождения, известен только в архитектуре материковой Греции XI-XIII вв. Самым ранним является кафоликон мон-ря Осиос Лукас (ок. 1020, по Краутхаймеру), неск. упрощенным вариантом к-рого стал кафоликон Д. Переход от барабана к опорам осуществляется через тромпы, распор купола гасится рукавами креста, что позволило возвести широкий купол (диаметр 8 м), царящий над центральным пространством храма, освещенным через 16 подкупольных окон. Подкупольное пространство, высотой 16,4 м, имеет вертикальные пропорции и в отличие от кафоликона Осиос Лукас лишено яруса галерей. Замкнутое пространство угловых компартиментов, перекрытых крестовыми сводами, слабо освещено. 3-апсидная алтарная часть имеет виму ротондальных очертаний. С зап. стороны расположен нартекс. Под кафоликоном находится крипта. В целом в интерьере, как и в наружном облике храма, «царят впечатляющие простота и равновесие» ( Krautheimer. P. 278). Цельность кубического объема кафоликона обусловлена пропорциями широкого купола на низком барабане, небольшой высотой рукавов креста и слабым выносом 3-гранных апсид. Стены собора выложены в технике cloisonné (перегородчатой кладки): крупные блоки светлого камня, разделенные вертикальными рядами плинфы, чередуются с ее горизонтальными рядами. Характерные для более ранних памятников Греции куфические и геометрические орнаменты почти не использованы; кирпичными арочными обрамлениями обозначены двойные и тройные окна, разделенные изящными колонками. Гладкие поверхности цокольных частей стен декорированы мраморными плитами, большая часть к-рых утрачена. Ярус окон отделен от этого «стилобата» карнизом, над к-рым проходит опоясывающий храм поребрик, очерчивающий и полуциркульные оконные обрамления. Аналогичный поребрик подчеркивает карнизы черепичных кровель.

http://pravenc.ru/text/171440.html

Формы декора, традиционные для 17 в., весьма разнообразны. Прямоугольные окна верхнего света четверика обрамлены нарышкинскими наличниками. В нижнем ярусе на северном фасаде были помещены окно с треугольным фронтончиком и портал с килевидным архивольтом (оба проема заложены, пробит новый); на южном фасаде наличник имеет килевидное подвышение, а к востоку от окна расположена прямоугольная ширинка-киот. Широкие угловые лопатки образуют раскреповки карниза. Еще две такие же раскреповки делят карниз на три равные части. Выше расположен ярус из трех кокошников, имеющих приплюснутую пружинистую форму. Проемы апсиды завершены фронтончиками, в местах сопряжений полукружий стоят трехчетвертные колонки. Окна на фасадах трапезной и придела также украшены колонками и фронтончиками. Новый (реконструированный) наличник южного окна придельной апсиды украшают цветные изразцы со жгутом по периметру проема, в завершении проема - композиция из шести изразцов с изображением льва и единорога по сторонам вазона с цветами. Наиболее эффектно убранство восточного фасада нижнего яруса колокольни: это перспективный портал из многих рядов наборного кирпича, вмонтированный в основание колокольни между двух контрфорсов, и тройное окно над ним (боковые части ложные) - также с перспективными деталями, особенно живописными в завершении, где многократно повторяются трехлопастные арочки в тимпане килевидных кокошников. В интерьере четверик перекрыт сомкнутым сводом, в апсиде — поперечный лотковый свод с распалубками над проемами, переходящий в конхи на восточной стене. Пространство трапезной с двумя квадратными столбами по оси север—юг перекрыто коробовыми сводами с распалубками. В придельной апсиде и в западном притворе своды коробовые. Сохранились полы из метлахской плитки и печи из белого кафеля с карнизом из листьев. На западной стене притвора помещен фрагмент изразцового фриза с Благовещенской церкви. Беляев, 1863, с. 199; ИАК, 1909, вып. 3, с. 276; Краткие статистические сведения.., 1911, с. 232-233; Шлычков, 1983, с. 76-78; Полякова, 1984, с. 111—116; Юрьевецкий краеведческий музей, 902 (материалы по фиксации разбираемых памятников архитектуры). Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 737-739

http://sobory.ru/article/?object=03133

Интерьер одностолпной палаты при Введенской ц. Фотография. 2004 г. Интерьер одностолпной палаты при Введенской ц. Фотография. 2004 г. Трапезная палата многократно перестраивалась. Во 2-й пол. XVII в. окна 2-го этажа были украшены наличниками с фронтонами. В 1-й пол. XIX в., при игум. Никодиме, на месте сводов одностолпной палаты появились 2 этажа братских келий, а в 1843 г. келарская палата была преобразована в придел во имя свт. Митрофана Воронежского. Реставрационными работами 1919-1927 гг. была усилена конструктивная основа древнего сооружения, открыты парные килевидные кокошники по каждой грани основания шатра, а также карниз, охватывавший келарскую и трапезную палаты. Сооружение консервационной кровли над руинами трапезной палаты Введенской ц. завершилось в 1966 г., а к кон. 1975 г. были расчищены все завалы и полностью восстановлен подклетный этаж. Одностолпная палата 2-го этажа, келарская палата и четверик Введенской ц. с апсидой и восьмериком, а также сев. паперть с крыльцом были восстановлены в 1995-1997 гг. Шатер из-за недостатка средств выполнен из дерева (ниже древнего на 6 м) и должен рассматриваться как консервационный. В 2003 г. восстановлена юж. паперть. В 1999-2001 гг. Введенская ц. и одностолпная палата расписаны бригадой иконописцев во главе с С. Н. Петровым. Колокольня. Фотография. 2005 г. Колокольня. Фотография. 2005 г. Колокольня была построена к северу от трапезной палаты в сер. 80-х гг. XVI в., при настоятеле Антонии (Алексееве). Это было столпообразное, высотой ок. 25 м, 6-гранное в плане, 3-ярусное сооружение. Цоколь кирпичного сооружения был отделен от 1-го яруса 2 лентами разновеликих валиков, разделенных рядом плоской кладки и завершенных полочкой. Между 2-м и 1-м ярусами проходил пояс из валика, заключенного между 2 полочками. Средний ярус завершался широким поясом из лент бегунца и поребрика. Арки проемов звона 3-го яруса обрамляли фигурными архивольтами, а парапет каждого проема звона был украшен 3 ширинками. Завершалось сооружение карнизом и 3 ярусами кокошников, поставленных на сомкнутый свод, несущий открытый барабан главки. Количество кокошников в 1-м ярусе - 18, по 3 на каждой грани, во 2-м - 13, в 3-м - 11. Палатки 1-го и 2-го ярусов также были перекрыты сомкнутыми 6-лепестковыми сводами и имели каждая по 1 двери и неск. окон. Доступ на 2-й и 3-й ярусы был по внутристенной лестнице. В сев.-вост. грани колокольни находился гиревой колодец для часов, установленных в проеме звона. Работа с фрагментами взорванной колокольни началась в 1969 г.; в 1976 г. расчищено от завалов основание колокольни, сохранившееся в отдельных местах до уровня подоконника окон 1-го яруса. Восстановление колокольни продолжалось с 1977 по 1988 г. Другие постройки

http://pravenc.ru/text/164627.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010