Вероятно, уже к 1695 г. колокольня была каменной. На 2-м ярусе находилась ц. прор. Даниила, а собственно колокольня - на 3-м ярусе, к-рый имел открытые на все стороны арочные пролеты. В 1779 г. по настоянию архим. Мелхиседека (Значко-Яворского) из-за аварийного состояния колокольни Данииловская ц. была закрыта, а иконостас перенесен в Благовещенский храм на 2-м этаже древнего собора. В помещении церкви был устроен склад. В 1828-1830 (1829-1833?) гг. по проекту архит. А. И. Меленского колокольню надстроили облегченным 4-м восьмигранным ярусом с 8 круговыми арочными пролетами. Поставленный на четверик, этот дополнительный ярус не имел перекрытия и возвышался над колоколами. На колокольне находились 3 больших и 5 малых колоколов. Самый большой (100 пудов) был отлит 20 апр. 1690 г. на средства мещанина Т. Петровича Железного Гроша; старейший малый датирован 1621 г., 18-пудовый - 1643 г. и «субботник» - 1657 г. На колокольне также был поставлен «зигар сутковый» (часы) козелецкого мастера П. Зарина. В 1871 г. в помещении Данииловской ц. разместили ризницу и архив; для большей устойчивости здания въездные ворота заложили, а проезд был пробит в стене рядом с колокольней. Взрыв пороховых складов на Зверинце в июне 1918 г. повредил колокольню: возникла сквозная трещина на вост. стене, был разрушен верхний ярус. В 20-х гг. XX в. в колокольне были устроены жилые помещения для рабочих. Реставрация произведена в 1965-1966 гг. (архит. В. Т. Шимко) и в 1971-1973 гг. (коллектив Быковой). После передачи строения мон-рю здесь возобновили храм прор. Даниила, к-рый был расписан в народном стиле. Большие братские кельи Жилища иноков изображены на плане Ушакова 1695 г. В XVIII в. вдоль стен были выстроены деревянные малые кельи. В 1811 г. пожар уничтожил большинство помещений. К 1814 г. на их месте вновь построили деревянные здания, к дек. 1846 г. по проекту архит. П. И. Спарро - каменный корпус (на 1-м этаже - 12 комнат, на 2-м - 4 комнаты с мезонином). В 1901-1902 гг. по инициативе архим.

http://pravenc.ru/text/1684561.html

Основание башни охватывают 4 тонких кирпичных пояса, 3 из них украшены муравлеными изразцами. Круглые бойницы среднего боя обрамлены килевидными наличниками. Герминова башня 1682–1684 гг. Фотография. 2010 г. Герминова башня 1682–1684 гг. Фотография. 2010 г. В центре западного участка стены расположена Германова (Богословская) башня (1682-1684), единственная квадратная в плане и наиболее массивная. Башня служила проезжей, к ней вела дорога из Старицы, здесь первоначально были св. ворота. Для защиты от внезапного прорыва врага были сделаны гёрсы (подъемные ворота). Проезд был ориентирован на западный портал Успенского собора. В XVIII в. ворота были заложены, а башня приспособлена под жилье, для чего пробили окна, растесали амбразуры, закрыли арки восьмерика, пристроили деревянные сени, крыльцо и лестницу на столбах; в 60-х гг. ХХ в., в ходе реставрации, позднейшие изменения устранены. Башня имеет 4 яруса, в 3-м сохранилась «полата» XVIII в., окруженная открытым гульбищем и имеющая перекрытие в виде крестового свода. В помещение ведет внутристенная лестница, для освещения сделано 6 окон. Последний, 8-гранный ярус башни - ярус звона. В его гранях сделаны большие пролеты, перекрытые арочками с гирьками. Шатер поставлен на 2-лопастные, с висячими гирьками арки звона. Стены фасадов украшены узорчатыми поясами из кирпичного штучного набора и рядами муравленых изразцов. Открытая галерея башни оформлена поясом из уступчатых ниш-ширинок со вставленными в них крупными изразцами. Этот пояс подчеркнут кирпичными тягами и рядом более мелких изразцов в нишках. Бойницы верхнего боя обрамлены тягой из кирпичного полувала с циркульными арочками над проемами, под варовыми проемами идет пояс поребрика. С небольшим отступом помещен ряд муравленых изразцов в нишках, где изразцы поставлены «на угол» в виде ромба. Ниже расположен орнаментальный пояс, сложенный из терракотовых элементов: ромбов, городков и поребрика. Угловая сев.-зап. Кузнечная (Северная, Сторожевая, Братская) башня построена в 1685-1688 гг.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Ясно, что такое разнообразие в планах ярусов колокольни было вынужденным. Архитектор чем-то был связан, делая первый ярус колокольни в плане квадратным, второй    ярус — прямоугольным, а в третьем ярусе — на прямоугольник поставил восьмерик. Вряд ли ему нужно было идти на такие ухищрения, если бы колокольня и все здания строились одновременно на основе одного замысла. Можно предположить, что верх колокольни поставлен на старом основании. Или вся колокольня была поставлена на месте западной лестницы, которая была сломана целиком? Во втором случае архитектору надо было увязать восточную стену колокольни с уже существующей галереей, отстоящей от стены трапезной на 1,3 м . Он вынужден был в нижнем этаже, закрытом со всех сторон, поставить колокольню на небольшом расстоянии от стены трапезной, но верхний этаж, открытый со всех сторон, он не мог строить так близко к стене трапезной, чтобы не закрывать роскошный западный портал. Поэтому в первом этаже он сделал колокольню квадратной в плане, а во втором — прямоугольной. Первые разгадки верхов четверика. Обмеряя верх четверика, я выявила любопытную систему постановки на своде светового и четырех ложных барабанов. Конструктивный сомкнутый свод, перекрывающий четверик, на углах которого стоят барабаны, своими пятами становится на стены на уровне нижнего карниза фасадов, венчающего четверик под гребешками. Сверху этого свода, выше его на два метра, сделан второй свод — свод под кровлю, видимо, покрывавшуюся медью или свинцом. Система организации и постановки на конструктивный свод гребешков принципиально мало чем отличалась от ложных кокошников на сводах посадских церквей середины XVII века. Промерив почти все скрытые места здания, мы установили, что первоначально оно не имело колокольни, зато у него были галереи. Но облик сооружения вырисовывался все-таки смутно. Зондажи и раскрытия. При наблюдении над памятником и при обмерах его мы не трогали ни стен, ни штукатурки. Теперь предстояло местами снять со стен штукатурку (раскрытие), а в тех случаях, когда надо было установить время возникновения стены и ее характер, мы решались на разрушение части кладки (зондаж). Конечно, тут требовалась осторожность. Необдуманным зондажем или раскрытием легко стереть важные следы старины.

http://pravmir.ru/pamyatnik-russkogo-zod...

Высотно раскрытый пятью куполами интерьер дополняется витражными окнами, настенной масляной живописью (худож. Ермаков). Памятник — произведение волынской архитектурной школы, сочетающее традиции древнерусских конструктивных приемов с элементами готико-ренессансной архитектуры XV—XVI вв. 2) Кельи, 1606—1610 гг. Сооружение состоит из двух идентичных корпусов, симметрично примыкающих с юга и севера к Троицкой церкви. Каждый корпус — кирпичное, двухэтажное, прямоугольное в плане здание с двумя круглыми трехъярусными башнями на углах его торца. Ренессансный декор. Прямо-большие на первом этаже и втором, эффектно обрамлены белокаменными наличниками с чередующимися резными треугольными и сегментными сандриками, на первом этаже — сандрики на резных каменных консолях. Арочные входы южного и северного крыльев оформлены порталами, которые состоят из каннелированных пилястр, несущих антаблемент. Фриз антаблемента декорирован триглифами, розетками и маскаронами. Завершает композицию разорванный фронтон с картушем. Базы пилястр и участки стены над аркой входа украшены резьбой. На первых этажах, по сторонам сеней с лестницами на второй этаж, находятся по два больших зала, перекрытых сложной системой звездчатых сводов с нервюрами и резными розетками в центре. Второй этаж перекрыт крестовыми сводами, имеет коридорную планировку. Башни соединялись с кельями, были оборонными, снабжены ключевидными бойницами. 3) Юго-восточный корпус, 1606—1610 гг. Полуразрушен, кирпичный, прямоугольный а плане, одноэтажный с подвалом, увенчан глухой аркадой. Углы здания, оконные и дверные проемы подчеркнуты белокаменным рустом. 4) Колокольня, 1606—1610 гг. Представляет собой перестроенную мадвратную башню. Первый ярус соединяется с Троицкой церковью голепеей. Сооружение трехъярусное, нижние деления составляют единый прямоугольный в плане объем, имеют три членения, лерекрытые по первому ярусу полуциркульными сводами. Верхний ярус квадратный в плане, с шатровой крышей со сложным заломом. Сооружение имеет архитектурные черты позднего барокко, проявляющиеся в тяжелом антаблементе со сложнопрофилированным карнизом нижнего объема и пилястрах, усиливающих вертикальный ритм композиции памятника.

http://sobory.ru/article/?object=26587

Храм Св. Ирины в К-поле. План Храм Св. Ирины в К-поле. План Апсида, полигональная снаружи, имеет в интерьере правильную полуциркульную форму. В восточной части храма нефы завершаются напоминающими пастофории купольными компартиментами. Они располагаются по сторонам вимы и имеют дверные проемы с севера, юга и востока, оформленные монументальными порталами. Вост. двери первоначально вели наружу, но после 532 г. ( Mathews. 1971. P. 84) по сторонам апсиды были пристроены помещения неправильной формы. Кладка восточных компартиментов нефов представляет собой грубое попеременное сочетание 5-6 рядов кирпича и 3-4 рядов камня. Долгое время они считались изолированными и принимались за дополнительные апсиды храма, в результате чего возникла теория O. Вульффа о 3-частном святилище ( Wulff O. Altchristliche und byzantinische Kunst. B., 1913. Bd. 1. S. 384) и Ф. В. Дайхманна - об И. х. как о прототипе 3-апсидных алтарей в средневек. Италии ( Deichmann F. W. Caratteristiche dell " architettura proto-bizantina nel occidente//Corsi di cultura sull " arte ravennate e bizantina. Ravenna, 1957. Vol. 5. Р. 54). Храм Св. Ирины в К-поле. Разрез Храм Св. Ирины в К-поле. Разрез В храме много света, проникающего через большое количество окон в барабане, алтаре, стенах. Нек-рые из окон сейчас имеют прямоугольные очертания, но в визант. время все они имели полуциркульное завершение. Окна настолько широкие, что превращают стены в тонкую мембрану, которая не несет тяжести распора купола и полностью гасится массивными опорами. В алтаре над синтроном расположены 3 окна, самые большие по размеру; их оси расходятся по радиусам от единого центра. Барабан прорезан окнами меньшего размера, всего их насчитывается 20 (только 5 открыто в наст. время). На боковых стенах сделаны окна равных размеров, составляющие 4-ярусную композицию, изначально симметричную (в тур. времена неск. проемов было заложено). Нижний ярус с неравномерным распределением дверей и оконных проемов над ними соответствует уровню нефов; остальные 3 находятся на уровне галерей. В центральном компартименте с сев. и юж. сторон над 2 рядами по 5 окон помещаются по 3 окна, завершающие люнеты стен (в сев. стене заложены). В западном, более узком, аналогичная композиция урезана на одну ось. Вероятно, так же были расположены окна и на зап. стене.

http://pravenc.ru/text/674053.html

Во внешнем облике базилики для строителей был наиболее важен зап. фасад с 3 дверными проемами, ведущими в храм. Фасад фланкирован по сторонам 2 монументальными 3-этажными башнями, придающими ему внушительный вид, символически изображающий храм не как отдельную постройку, а как целый город. Между башнями по фасаду была перекинута большая полукруглая арка, на к-рую на верхнем этаже храма опиралась терраса (сохр. лишь нижние ряды каменной кладки арочных опор). Общий вид зап. фасада был подобен рим. триумфальной арке или отчасти напоминал персид. айван. Под козырьком арки находится главный вход в базилику, а также 2 боковых дверных проема, ведущие в башни. Главный портал также дополнен сверху небольшой аркой, к-рая служит распределению веса каменной кладки стены. Портал украшен весьма богатой орнаментальной резьбой, стиль к-рой в основном продолжает традиции рим. архитектурного декора предшествующих веков. Боковые фасады базилики имеют по 3 входных портала, столь же нарядно оформленные. Вдоль многочисленных окон по всем стенам протянута декоративная орнаментальная лента, подчеркивающая единство массивных фасадов и общего облика храма. В стенах боковых фасадов сохранились также следы покатых кровель различных пристроек, некогда примыкавших к главному зданию храма. Восточный фасад с апсидой подчеркнуто отличается от прочих. Его полукруглая апсида имеет 3 больших окна арочной формы и украшена 2-ярусной колоннадой, повторяющей ее форму. Колонны 1-го яруса увенчаны коринфскими капителями; 2-й ярус более мелких колонн почти полностью утрачен. Интерьер традиционно разделен на 3 нефа, но границы между ними оформлены не колоннадами, а 6 массивными столбами, которые поставлены в 2 ряда и поддерживают широкие аркады. Такой тип интерьера в христ. храмах - с использованием столбов вместо колонн - в Кальб-Лузе, видимо, встречается впервые. Новый вид конструкции заметно расширил возможности архитекторов по формированию пространства интерьера и уже к кон. V в. позволил им усложнять варианты верхних частей храма, обогатить их декоративными башнями и куполами. Однако в Кальб-Лузе конструкция храма еще выдержана в обычном стиле. Большие арки поддерживают клересторий, к-рый украшен 2 хорошо сохранившимися рядами окон арочной формы. Алтарная часть храма была поднята на 5 ступеней по сравнению с основным наосом. Полностью сохранилась апсида с полукупольной конхой. По бокам от нее находятся небольшие комнаты жертвенника и диаконника. Особенно роскошным орнаментом украшена алтарная арка. В ее замковой части располагался рельеф с погрудным изображением Христа и 2 летящих ангелов по бокам от Него. Рельеф был хорошо виден еще в сер. XX в. и зарисован Чаленко, но к наст. времени большей частью уничтожен.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

Царь Кир повелевает о доме Божием в Иерусалиме: да будет построен этот дом, место жертвоприношений, да будут положены ему твердые основания; высота его – шестьдесят локтей, ширина его – шестьдесят; ярусов из камней больших три и ярус из дерева один. Издержки же пусть выдаются из царского дома. И сосуды золотые и серебряные, которые Навуходоносор вынес из храма иерусалимского в Вавилон, пусть будут возвращены в храм иерусалимский на свое место» ( 1Ездр. 6:3–5 ). Как понимать намеченные здесь общие черты плана? Откуда они взяты и в каком отношении стоят к действительному храму, построенному иудеями по возвращении из плена и известному под именем храма Зоровавеля? Одни исследователи (между прочим Вольф, 26 и Пэн) сопоставляют этот план с планом Соломонова храма: указанную в нем высоту храма, 60 локтей, считают половинною высотою, взятою из высоты Соломонова притвора по масоретскому чтению 2Пар.3:4 , а 60 локтей широты выводят как ошибку переписчиков из 60 локтей длины Соломонова храма. Другие (Ширер), справедливо признавая, что храм Зоровавеля не мог превосходить высотою храм Соломона, предположенную в указе Кира высоту, 60 локтей, считают общею высотою не храма только, но и окружавших его террас и т. п. Не нужно доказывать, на сколько искусственны и нетверды подобные объяснения. Кроме совпадения в определении высоты храма тремя ярусами, других совпадений в определении высоты и широты локтями здесь нет с Соломоновым храмом. По ясному свидетельству кн. Царств, храм Соломонов имел, как мы видели, 30 локтей высоты, 20 локтей широты и 60 локтей длины. Таким образом, если бы храм Зоровавеля был построен по мере, указанной Киром, то, не уступая ему в общем виде своих многоэтажных дворовых построек, он вдвое превосходил бы его размерами самого храма 128 . Но это совершенно не мирится с крайнею скудостию иудеев в первое время по их возвращении из плена и с положительным свидетельством Агг.2:3 , где храм Зоровавеля представляется как бы не сущим в сравнении с величественными размерами Соломонова храма, и 1Ездр.3:12 , где радость народа, по случаю закладки второго храма, смешивается с громким плачем, в виду его чрезвычайной малости.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Вероятно, в 1699 г. над южными св. воротами Н. М. п. была построена ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Здание сооружено из кирпича с использованием в декоративном убранстве белого камня и изразцов. Памятник представляет собой вытянутый по оси «запад-восток» 2-этажный объем. Нижний ярус, больший по площади, чем верхний, прорезан св. воротами и вост. калиткой, по сторонам к-рой расположены кладовые палаты. Во 2-м ярусе располагается одноглавый храм с примыкающими к нему с востока и запада равновеликими объемами 3-частной апсиды и притвора. Храм окружен открытой галереей-гульбищем, огражденной кирпичным парапетом. На галерею ведет кирпичная лестница у сев.-зап. угла здания. Двусветный бесстолпный четверик храма перекрыт глухим сомкнутым сводом, а остальные помещения - полулотковыми пологими сводами. Притвор сообщается с основным пространством храма через центральный проход и 2 окна. В архитектурной композиции памятника подчеркнута симметрия. Двухпролетные ворота в нижнем ярусе здания образуют на фасаде 3-частную композицию благодаря арочной нише, имитирующей зап. калитку, повторяющую восточную. Объем ворот расчленен пилястрами большого ордера на постаментах. Парапет гульбища украшен муравлеными изразцами. Общая пирамидальность композиции подчеркнута размещением порталов и окон на боковых фасадах. На уровне 1-го света помещено по 2 окна, расположенных по сторонам портала, к-рым соответствуют лишь 2 окна 2-го света. В верхней части четверика, имеющего 4-скатное покрытие, проходит пояс декоративных кокошников, расположенных по 3 на фасадах. Окна декорированы в нарышкинском стиле. Они фланкированы полуколонками и увенчаны разорванными наличниками. Углы четверика закреплены полуколоннами, расположенными по одной на плоскости фасада. Согласно описи 1741 г., глава Зосимо-Савватиевского храма была декорирована зеленой черепицей ( Досифей (Немчинов). 1836. С. 400). В процессе реставрационных работ 1976-1977 гг. утраченное черепичное покрытие главы было восстановлено.

http://pravenc.ru/text/2577883.html

В апр. 1776 г. К. получил заказ на постройку в Кремле здания Присутственных мест. В процессе работы задача изменилась, и в новом адм. здании было решено разместить департаменты Сената, переведенные в Москву из С.-Петербурга. Здание Сената в нек-ром роде было скромной заменой неудавшегося грандиозного баженовского Кремлевского дворца, и К. в работе отталкивался от проекта Баженова. Грандиозное строительство велось до 1787 г., внутренняя отделка продолжалась до 1790 г. Главными сотрудниками К. были архит. Бланк (его проект был отклонен) и скульптор Юст, во внутренней отделке дворца также участвовал скульптор Г. Т. Замараев. У К. сложилась команда помощников, в к-рую вошел И. А. Селехов (впосл. московский губ. архитектор). В основе плана здания Сената - равнобедренный треугольник; углы треугольника срезаны; вершина отмечена 2 ротондами: малой внешней и большой внутренней. Внутри треугольник разбит на 3 двора; 3-этажный на высоком цокольном этаже объем отличается цельностью. Въезд в центральный двор устроен через арку по оси главного длинного фасада. На этой же оси во внутреннем дворе расположена центральная ротонда с круглым залом внутри. В уровне 2-го и 3-го этажа ротонду огибает мощная римско-дорическая колоннада. Над колоннадой возвышается аттиковый ярус светового барабана купола. Большой купол изначально венчала скульптура вмч. Георгия Победоносца на коне, увезенная французами в 1812 г. (в 90-х гг. XX в. воссоздана над малым овальным куполом, раположенным над въездной аркой (один из вариантов проекта К.)). Ротонда Сената с круглым залом, названным современниками рус. пантеоном, стала и архитектурно-декоративным достижением К. По первоначальному скромному проекту планировалось возвести внешний деревянный купол, а под ним гораздо меньших размеров каменный на 8 ионических колоннах, вынесенных в центр зала наподобие беседки; вокруг колоннады должны были располагаться трибуны амфитеатра. Но К. предложил более смелый вариант: построить кирпичный купол на всю ширину ротонды. По легенде, архитектор первым взобрался на вершину купола, чтобы доказать его прочность. Внутри ротонда окружена стройной колоннадой из каннелированных коринфских колонн и пышно декорирована лепниной в стиле раннего классицизма.

http://pravenc.ru/text/1319792.html

Интерьер ц. Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции. После 1077 г. Интерьер ц. Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции. После 1077 г. Истоки этой архитектуры и вариации ее развития прослеживаются по др. пизанским постройкам и храмам соседних городов Тосканы: базилике Сан-Пьетро-Апостоло в Сан-Пьеро-а-Градо близ Пизы (2-я четв. XI в., ок. 1100, ок. 1190), базилике Сан-Паоло-а-Рипа-д " Арно в Пизе (ок. 1131 - ок. 1148, фасад - 80-е гг. XII в.), соседнему баптистерию Сант-Агата (2-я четв. XII в.) и собору Сан-Мартино в Лукке (кон. XII в.- 1320). Характерными для пизанской школы были арки с чередованием клиньев разных оттенков. На фасадах в аркатуру вписывались не только высокие арочные окна, но и круглые окулюсы, устроенные в круглых или в диагонально ориентированных квадратных рамах. Аркатура часто присутствует и на боковых стенах выступающего центрального нефа. На зап. фасаде верхние ряды выдвинутых от стены аркад ограничивают пространства галерей, а во многих постройках без галерей аркады, расположенные близко к стенам, визуально их имитируют. Памятникам Тосканы и итал. романики в целом свойственны присутствие профилированного цоколя вдоль внешнего периметра стен, орнаментированных карнизов, акцентированных порталов и оконных обрамлений, щедрое применение инкрустации, резьбы и рельефов. Наиболее характерный образец флорентийской романики - ц. Сан-Миниато-аль-Монте (крипта - между 1038 и 1057, храм - после 1077, фасад - ок. 1130 - до 1176), посвященная св. Мине, согласно традиции - арм. царю. Это 3-нефная базилика, деревянные стропильные перекрытия которой поддерживаются продольными стенами и 2 рядами легких мраморных аркад. Через каждые 3 пролета поставлен крестообразный столб, сформированный из мраморных полуколонн и несущий поперечно направленные арки. Под значительно приподнятой алтарной частью расположена обширная крипта. Единственный, обращенный к зрителю западный фасад украшен мраморной аркадой и облицован инкрустированными и резными панелями. Основной ярус здания занимает 5-пролетная аркатура. Стройные колонны и профилированные архивольты выложены из темно-зеленого, а базы и капители - из белого мрамора. Контрастное сочетание этих 2 цветов украшает все остальные части фасада, а под щипцом среднего нефа помещена мозаика. Др. примерами развития флорентийского геометрического полихромного декора служат западные фасады ц. Сант-Андреа в Эмполи (ок. 1140) и церкви в мон-ре Сан-Бартоломео близ Фьезоле (Бадия-Фьезолана, ок. 1150,- упрощенный по сравнению с фасадом Сан-Миниато с более узкими колоннами аркатуры), а также баптистерий Сан-Джованни во Флоренции (ок. 1113 - ок. 1128). Внешние стороны октагона баптистерия в нижнем ярусе членятся парой колонн, а в верхнем украшены 3-пролетными аркатурами. Окна в полях этой аркатуры обрамлены ордерными композициями, античными по характеру.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010