За унижением православия следует и принижение и распадение нравственное. При соблюдении таких условий возможно перерождение общества и повышение уровня нравственно-общественной жизни. Нужно, прежде всего, заботится о нравственном развитии частных личностей, чему содействует семья и школа, а потом дело самого общества поддерживать и закреплять в своих членах добрые начала дружным содействием. «Христос воскресе!» радостно ныне приветствуем друг друга; восстанем и мы из своего равнодушного усыпления к обновлению нашей жизни. И дай, Господи, увидеть нам ясные, светлые дни общественного мира, спокойного развития нравственного и материального, и тем доставить внутренний покой и глубоко пораженному последними событиями среди нас нашему Царю-Отцу. Аминь. Н. Новгород. 1881 г. Слово в неделю о Фоме, произнесенное в кафедральном соборе «Не буди не верен, но верен», – сказал Господь Фоме. Фома ответил Ему: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин.20:27–28 ). В наш век, когда так сильно развилось сомнение в св. истинах веры, недоверие ко всему, что носит на себе характер священный, когда преобладающее значение имеют убеждения и понятия материалистические, право господства придано стремлению к пользе, материальной наживе, и человек представляется как бы прикованным к земле и ее сокровищам, – в наш век особенно настает нужда чаще напоминать о вере в Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, о необходимости и незаменимости ее и о благих ее последствиях для человека в его неотъемлемых стремлениях к спасению, – чаще напоминать, что в том состоит жизнь вечная, да знают Его, единаго истинаго Бога, и Его же послал – Иисуса – Христа ( Ин.17:3 ). Правда, при настоящем состоянии мысли и направления, не легко достигнуть цели – провести высоту этой веры в сердца человеческие, чтобы она сделалась достоянием их, вступила в свои права, как истинная, единственная руководительница жизненная, чтобы человек не оставался неверным, но приходил к вере, как сказал Спаситель Фоме: но путь, каким этот ученик дошел до твердого исповедания Господа, заключает в себе некоторый залог к возможному достижению этого. Фома, как мы слышали из Евангелия, не убедился одними словами своих соапостолов, их заверениями и доводами; он пожелал более осязательного доказательства, непосредственного убеждения. «Мы видели Господа», говорят ему другие ученики, – «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, отвечает он им, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, – то не поверю» ( Ин.20:25 ). Но зато какое твердое, какое решительное исповедание, когда осязательно убеждается, выражает он: «Господь мой и Бог мой!».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Как известно, светильники, тем более достаточное их количество, зажигали именно во время религиозных праздников. В Храме они горели постоянно: «…На подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда» ( Лев.24,4 ). Вывод очевиден: именно «первый день недели» (воскресный) почитался как праздничный. О воскресении Сына Божия не сказано, что Он воскрес 16-го нисана, но сказано: «Воскреснув рано в первый день недели…» ( Мк.16,9 ). Подобное библейское уточнение имеет, без сомнения, определенный смысл. В этот же день, день христианского собрания, осуществлялся сбор необходимых пожертвований. Ап. Павел писал: «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1Kop.6,1–2). Еще и в ветхозаветные времена был составлен гимн на чествование воскресного дня: «Псалом Давида. [В первый день недели]» ( Пс.23,0 ). Хотя слова «в первый день недели» в данном стихе присутствуют только в Септуагинте (3 век до Р.Х., на греческом), само содержание псалма не оставляет сомнения, что иудеи, составившие греческий перевод ветхозаветных книг, вставив это уточнение (о первом дне), имели в виду день, в который Господь Бог и сотворил «небо и землю… и Дух Божий носился над водою» ( Быт.1,1–2 ); сравните: «…ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее» ( Пс.23,2 ). О почитании воскресного дня христианами в римской империи было известно из древности. Так, например, св. Иустин Философ (II век) писал в своей апологии, поданной на имя императора Антонина: «В так называемый день солнца бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или селам; и читаются, сколько позволяет время, сказания апостолов или писания пророков. Потом, когда чтец перестанет, предстоятель посредством слова делает наставление и увещевание подражать тем прекрасным вещам. Затем все вообще встаем и воссылаем молитвы. Когда же окончим молитву, тогда, как я выше сказал, приносится хлеб, и вино, и вода; и предстоятель также воссылает молитвы и благодарения, сколько он может. Народ выражает свое согласие словом – аминь, и бывает раздаяние каждому и приобщение даров». Как мы видим из данного исторического свидетельства, христиане первой половины II века имели собрание в воскресный день; этот день был днем общения со Словом Божиим, днем Причастия, днем сбора и раздачи милостыни (благотворительности). Ранее мы убедились, что подобная практика имела место и во дни свв. апостолов. ВОПРОС: Могут ли святые разногласить друг с другом? Я читал, что св. Епифаний Кипрский повинен в смерти свт. Иоанна Златоуста, что прп. Иосиф Волоцкий враждовал с прп. Нилом Сорским и т.д. Как это все понять?

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Когда потряс его один только страх смерти, он естественно делал все, чтобы избежать ее. А после того как обнаружило свою природу уныние, поедая, истощая, убивая его своими зубами, сделавшись для него невыносимым, тогда, наконец, он счел, что самое тяжелое (т. е. смерть) легче его. Так и Иона, избегая уныния, прибегнул к смерти, и сам просит себе смерти, говоря: «возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить» («приими душу мою от мене, яко лучше ми умрети, нежели жити» ( Ион. 4:3 ). И Давид, пиша псалом или от собственного своего лица, или от лица других, печалившихся, показывает то же самое: «доколе нечестивый предо мною, – говорит он, – я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась. Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь» («Внегда востати грешному предо мною. Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися. Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь») ( Пс.38:2–4 ); страсть уныния он обозначает через тот огонь, более сильный, чем этот огонь. Поэтому, уже не перенося ударов и страданий от уныния, он говорит: «я сказал» («глаголах языком моим») ( Пс.38:2:4 ). И что ты говоришь, скажи мне? И этот просит смерти, говоря: «скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой» («скажи ми, Господи, кончину мою, и число дней моих, кое есть») ( Пс.38:5 ). Хотя и другими словами, но теми же самыми мыслями, он говорит то, что и Илия; что сказал тот словами: «ибо я не лучше отцов моих» («яко несм аз лучший отец моих»), на то же намекнул и этот, говоря: «скажи мне, Господи, кончину мою… дабы я знал, какой век мой» («скажи ми, Господи, кончину мою, да разумею что лишаюся аз»). «По какой причине, – говорит он, – я оставлен, отхожу позже и пребываю в настоящей жизни, когда прочие отошли из этой жизни?» И до такой степени он ищет смерти, – сам ли он, или те, от лица кого он говорит, – что, хотя ее и нет еще налицо, он желает по крайней мере узнать время ее прихода: " скажи ми, – говорит, – кончину мою»«, чтобы и отсюда извлечь себе величайшее утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Конец мира» — это ошибочный перевод, поскольку: во-первых, ανος , главным образом, означает определённый временной период — эпоху, а не вселенную (мир) ; во-вторых, в греческом языке есть слово, которое обозначает мир — κσμος, и если бы имелся в виду конец мира, вполне логично ожидать соответствующее слово; в-третьих, такое прочтение игнорирует исторический контекст описываемых событий. Райт пишет: «У учеников не было оснований ждать конца света. Им и в голову не могло прийти, что история мира, Израиля или Иисуса включает конец света или нисхождение на облаке Иисуса или кого бы то ни было ещё. Они даже не думали, что Иисус будет от них взят, — что уж говорить о его возвращении! Иисусу пришлось бы нелегко, пожелай Он внушить им столь необычное и нееврейское представление: судя по Евангелиям, они были не всегда на высоте, когда требовалось усвоить даже переосмысление знакомых идей» . Таким образом, очевидно, что ученики не спрашивали, да и едва ли могли спрашивать о том, когда наступит конец мира. Скорей всего их интерес был продиктован традиционной иудейской апокалиптической концепцией «двух веков» (настоящий век — olam hazze/будущий век — olam habba) . В пользу того, что, когда апостолы услышали от Христа предсказание о разрушении Храма, у них возникли ассоциации с окончанием настоящего века, свидетельствуют литературные памятники периода второго Храма. Из них мы узнаём следующее: евреи не считали, что второй Храм является исполнением пророческих обетований, данных относительно будущего Храма (Ис. 56, 1–8; 60, 3–7. 10–14), и ожидали нового Храма. Например, Товит в своём завещании говорит: «Иерусалим будет пустынею, и дом Божий в нём будет сожжён и до времени останется пуст. Но опять Бог помилует их и возвратит их в землю; и воздвигнут дом Божий, не такой, как прежний, доколе не исполнятся времена века. И после того возвратятся из плена и построят Иерусалим великолепно, и дом Божий восстановлен будет в нём на все роды века, — здание величественное, как говорили о нем пророки» (Тов.

http://bogoslov.ru/article/6174595

Но мы уже раньше заметили, что для Иисуса Христа невозможно пользование ложными представлениями с целью сделать более ясной какую-либо истину. Для цели Его слов о хуле на Духа совершенно достаточно было бы в этом случае сказать, что она не простится во век, как у Марка, или просто не простится, как у Луки, что заключало бы в себе ту же самую мысль и не дало бы повода целому христианскому миру заблуждаться относительно такого важного вопроса, как возможность прощения грехов за гробом. Очевидно, таким образом, что если Иисус Христос говорит о непростимости ни в этот, ни в будущий век хулы на Духа Святаго, то отсюда с полным правом можно заключать, что другие грехи могут быть отпускаемы людям и при их земной жизни и в загробной до окончательного решения их участи на Страшном Суде 255 . Правда, приведенные слова не высказывают прямо этого положения, и заключение выводится не из их содержания, а из способа выражения, но едва ли многие решатся отрицать возможность таких заключений из Священного Писания , в котором «ничего не сказано просто и без причины» 256 . Место о хуле на Духа Святого является единственным решительным свидетельством Священного Писания о возможности отпущения грехов в загробной жизни. Ни Иисус Христос, ни Апостолы ничего не говорят об этом прямо, хотя их молчание можно объяснить желанием не ослаблять ревности христиан в стремлении к подвигам благочестия здесь на земле. Из того же самого места Писания мы узнаем и то, что не все грехи могут быть прощены человеку в загробной жизни. Всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына человеческого, простится ему, а кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем 257 . Что здесь под Духом Святым разумеется третье Лицо Святой Троицы, в этом не может быть никакого сомнения по употреблению этого слова в Священном Писании всегда в качестве собственного имени. «Хуление» употребляется в Новом Завете несколько раз, всегда означая грех богохульства ( Мф.9:3 ; Мф.26:65 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Но усматривать в пророческой книге Ездры лишь учение Талмуда о скрытом состоянии Мессии несправедливо. Мессия обрисован здесь такими чертами, которые явно показывают в Нем не земное, а небесное существо. Учение о Мессии, как сверхъестественном существе, имеющем предвечное существование, выражено в ней с достаточной определенностью, хотя и не поставлено в органическую связь с представлением о Нем, как потомке Давида. Эта двойственность проходит красной нитью через все догматическое учение послепленного иудейства. Противоречие было устранено только христианским догматом воплощения, который чужд был автору 3 книги Ездры. 3Езд.7:29 А после этих лет умрет Сын Мой Христос и все люди, имеющие дыхание. 29 . Мессия, как человек, подчинен закону смерти. Смерть Его не имеет никакого отношения к учению христианства о Его искупительной жертве (ср. 1Kop XV:28 ). Пророческой книге Ездры чужда мысль об уничижении и страданиях Мессии. 3Езд.7:30 И обратится век в древнее молчание на семь дней, подобно тому, как было прежде, так что не останется никого. 30 . Ср. VI:39. Молчание в начале существования мира длилось до творения человека. В данном месте опять проводится параллель между первыми и последними днями мировой жизни. 3Езд.7:31 После же семи дней восстанет век усыпленный, и умрет поврежденный. 31 . Ср. 1 Кор (XV:26) «об этих обителях и говорит Господь» ( Uh XIV:2 ). 3Езд.7:32 И отдаст земля тех, которые в ней спят, и прах тех, которые молчаливо в нем обитают, а хранилища отдадут вверенные им души. 32 . По словам Амвросия (De bono mortis, X) «об этих обителях и говорит Господь ( Uh XIV:2 ), что у Его Отца много обителей, которые Он приготовит для своих учеников, восходя к Отцу». 3Езд.7:33 Тогда явится Всевышний на престоле суда, и пройдут беды, и окончится долготерпение. 33 . О престоле, на котором будет восседать Судия мира, упоминают книга пророка Даниила (VII:9) и Апокалипсис (XX:11). На последнем суде не будет места жалости и долготерпению. «И минует сострадание (et pertransibunt misericordiae), и удалится долготерпение». 3Езд.7:34 Суд будет один, истина утвердится, вера укрепится. 3Езд.7:35 Затем последует дело, откроется воздаяние, восстанет правда, перестанет господствовать неправда. 35 . Дела, которые каждый совершил последуют за ним на суд ( Omkp XIV:13 ) и за них будет достойным образом воздано (ср. Uc XL:10 ). Последняя мысль в рукописях передается в такой форме: «и неправды не будут покоиться». Подобно тому, как поступки праведников не будут оставаться в безвестности, так и неправды и злодеяния грешников совершавшиеся под покровом тайны, предстанут пред очами всех 2 . 36 Я сказал: Авраам первый молился о Содомлянах; Моисей – за отцов, согрешивших в пустыне;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Отцы запове­дали народу петь этот стих, как благозвучнейший и заклю­чающий в себе некоторую высокую истину, чтобы он, и не зная всего псалма, получал отсюда совершенное наставление; а нам нужно рассмотреть весь псалом, потому что и в средине его находится важное пророчество. Здесь сказано: «камень, которым пренебрегли строители, он стал во главу угла» (Пс.117:22), что и Христос повторил иудеям, хотя довольно прикровенно, потому что они уже пылали гневом, а Он не хотел более раздражать их, так как Он «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Ис.42:3), — однако повторил. Итак, рассмотрим этот псалом, как мы сказали, с начала. Какое же его начало? «Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его». Пред­ставляя благодеяния Божии во вселенной и непрестанное чело­веколюбие, которое Он являет во всем, пророк призывает всех к общению в благодарности, указывая на величайшее и главное из благодеяний Его. «Да скажет (сие) дом Израилев, ибо Он благ, ибо во век милость Его» (Пс.117:2). Что говоришь ты? «Дом Израилев», — тот, который многократно подвергался плену, раб­ствовал в Египте, рассеян до последних пределов земли, терпел бесчисленное множество бедствий в Палестине? Да, говорит он. Израильтяне особенно служат свидетелями бла­годеяний Его, которых они получали гораздо больше, нежели другие. И сами страдания их свидетельствуют о великом к ним благоволении Божием. Если посмотреть внимательно, то и за пришествие Христово они должны много благодарить Бога. Хотя они потерпели бедствия, но это произошло не от Того, Кто пришел, а от собственного их неразумия. Он пришел к ним и часто говорил: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева»; и ученикам: «на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите»; и к ханане­янке: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф.15:24; Мф.10:5; Мф.15:26). Он все делал и устроял для их спасения; если же они оказались недостойными благодеяния, то должны винить собственное нечестие и крайнее неразумие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Помысли о моем страдании и бедствии моем, о полыни и желчи. Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю: по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя! Господь часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него. Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его. Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа» (Плач. Иер. 3, 19-26). 2. Мир «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин. 2, 17). Урок, особенно важный и драгоценный для юношей! С нежною душою и доверчивым сердцем, полные сил и надежд, как легко они уступают слепой жажде счастья, как смело вверяются незнакомому им миру, в котором думают найти для себя все! Того не знают неопытные н неизведавшие мира, что можно всю жизнь гоняться за счастьем и не обрести его, и путем непрерывных удовольствий дойти только до горького убеждения, что счастья на земле нет... Так нередко бывает с людьми, и от многих, проживших век свой, случается слышать данный им опытом жизни урок: не любите мира! Только этого голоса опытности не слушает полное желаний и надежд сердце юношей. Всё им кажется, что в советах опытных больше свойственного старости равнодушия ко всему и недоверчивости, чем правды и доброжелательства; что в самом искреннем сознании бесплодности всех усилий человеческих найти счастье в мире есть больше или меньше предубеждения; что разочарование проживших век зависело от их собственной вины. Но вот вам, неопытные искатели счастья, та же самая истина изрекается устами св. Апостола Христова, дышавшего любовью ко всем. С доверием к слову его святой любви к вам, вникните в то, чего не хотите слушать из уст опыта. Многих тяжких и впоследствии горьких заблуждений избежите вы; много счастья в жизни найдете, если всегда будете помнить, что — «и мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек». На чем хотите вы остановить свое внимание? — на людях ли, с которыми живете, и в которых полагаете иногда все свое счастье, или на внешних благах, какими пользуетесь, или каких домогаетесь? И там, и здесь, кажется, надписано: «мир проходит».

http://predanie.ru/book/221327-minuty-ue...

После торжественного входа в Иерусалим, Иисус Христос удалился «из города в Вифанию и провел там ночь. Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидел при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не нашед на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода во век. И смоковница тотчас засохла» ( Мф.21:17–19 ). Ев. Марк прибавляет весьма важную, частного характера, подробность о том, что «еще не было время смокв», – ο γρ ν καιρ[ος σκων ( Мк.11:13 ): следовательно, действия Иисуса Христа относительно смоковницы были действиями необыкновенными, намеренными, так сказать, специально и знаменательными! Поэтому самое состояние своего телесного «взалкания» Иисусом Христом включает в свое знаменательное и необыкновенное – как бы личное отношение к смоковнице, ибо «говорит» не относительно смоковницы, – не о «ней», а «говорит ей: «Отныне да не вкушает никто от тебя плода во век» ( Мк.11:14 ; Мф.21:19 ). Да! суд Божий совершился над евреями, водимыми «еврейством оболганного, офальшивленного и олицемеренного Закона Моисеева, под руководством и водительством фарисеев и книжников»: это есть то «еврейство», которое исторически в христианском мире явило и являет себя непримиримо – злой и злобной ненавистью к личности и к имени Иисуса Христа, – которое истощало себя в «хуле» на Него – Сына Человеческого», при Его жизни, обзывая Его и «беснующимся», и о «князе бесовском изгоняющим бесов», и «безумным», и «самарянином», и «льстецов», «обманщиком народа», и «человеком-грешником» (Сн. Мф.9:34; 12:24 ; Мк.3:22 ; Лк.11:15 ; Ин.8:48; 10:20 ; Мф.27:63 ; Ин.9:24–25 ), – то «еврейство», которое заставило народ еврейский отречься от Иисуса Христа, как от своего Царя и Мессии, пред Пилатом и вознесло Его на Крест, как «Сына Божия», – то «еврейство», которое на Голгофе, у креста Христова, довело «вождей» еврейского народа, определивших собой дальнейшую историю еврейства в христианском мире, до исступленного богохульства, ибо они, – «первосвященники с книжниками с старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили «у креста Распятого Иисуса Христа: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти Если Он – Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него, уповал на Бога, пусть теперь избавить Его, если Он угоден Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Пс.44:6 .  Остры стрелы Твои, [Сильный], – народы падут пред Тобою, – они – в сердце врагов Царя. «Стрелы Твоя изощрены, Сильне: людие под Тобою падут в сердцы враг Царевых». Острыми стрелами действуя против врагов, будешь ты метать их прямо и уязвлять сердца вражеския, народы же, над которыми властвовали враги, научишь поклоняться Тебе; потому что стрелы Твои, Сильный, изощрены, они в сердце врагов царевых, а по уязвлении врагов «людие падут под Тобою», воздавая Тебе должное поклонение. Сим пророческое слово, возвестив совершенное Господом по вочеловечению, открывает потом естество самаго вочеловечившагося Бога-Слова. Пс.44:7 .  Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего. «Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости жезл царствия Твоего». Поскольку сказанное выше: «красен добротою паче сынов человеческих: сего ради благослови Тя Бог во век», – было ниже Божественнаго достоинства: то кстати Пророк в настоящих словах открывает, что Христос есть Бог и вечный Царь, что Он и начала не приял, и конца не приимет, что означает вечность. Почему и Симмах наименовал Его вечным: «престол Твой, Боже, Вечный». Показывает же Пророк и правоту царства. Ибо говорит: «жезл правости жезл царствия Твоего». Потом опять нисходит к Христову человечеству. Пс.44:8 .  Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. «Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих». Или, по переводу Симмаха: «паче друзей Твоих». Причастники же Христовы, и друзья и братья по человечеству, суть уверовавшие. Так говорит и божественный Апостол: «причастницы бо быхом Христу, аще точию начаток состава даже до конца известен удержим» ( Евр.3:4 ); и еще: «яко быти ему первородну во многих братиях» ( Рим. 8, 29 ). Так и всесвятым Духом помазан Христос не как Бог, но как человек, потому что как Бог единосущным имеет Духа, а как человек приемлет дарования Духа как некое помазание. Так и правду возлюбил и возненавидел беззаконие. Ибо это есть дело сердечнаго произволения, но не естественной силы. А как Бог, жезлом царствия имеет жезл правости.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010