Ясли, новорожденный Младенец с Матерью и праведным Иосифом, пастухи с животными, волхвы с дарами, звезда, сияющая над вертепом, – все это и ныне является близким и родным нашему сердцу. Я еще раз поздравляю всех вас с праздником Рождества Христова, с праздником нашего духовного рождения и обновления. Всегда будем помнить примеры наших славных предков, которые глубоко верили и любили, страстно и упорно искали. Пусть для всего мира, для всех нас, для нашей родины и для нашего богоспасаемого народа этот год будет годом мира, благополучия и счастья. Возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь ( 2Пет. 3:18 ). 1983/1984 Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их ( Откр.21:3 ). Любовь Божия опять сподобила нас в мире и благополучии встретить великий и богоносный праздник Рождества Христова, праздник, который царствует над веками, полностью овладевая умами и сердцами людей всех поколений. Это радостный и светоносный день, когда мы мысленно вместе с вифлеемскими пастухами и с восточными мудрецами направляемся для поклонения к той счастливой пещере, которой суждено было восприять новорожденного Младенца, Спасителя мира. Еще до рождества Христова лучшие представители языческого мира жили надеждой, что в сердцах заблудших людей появится истинная вера и они обретут спасение через всепрощающую любовь Господа. По свидетельству римских историков Тацита и Светония, живших в I–II веках, на Востоке устойчиво распространялась весть, что вскоре явится царь, который установит мир и порядок среди людей. За век до них римский поэт Вергилий воспевал Младенца, который снизойдет с неба, водворит мир и вернет земле золотой век. С трепетом ожидало человечество исполнения ветхозаветных пророчеств – пришествия Спасителя мира, Господа Иисуса Христа. И вот небесный посланник явился. В ночь рождества Христова вифлеемское небо наполнилось торжественной песнью ангелов: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение ( Лк.2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10. И будет взывать все воинство небесное и все святые, которые вверху, и воинство Божие, – херувимы и серафимы, и офанимы, и все ангелы власти, и все ангелы господства, и Избранный, и другие силы, которые на тверди и над водою, – 11. все они будут взывать в тот день и будут возносить одним гласом, и прославлять, и восхвалять, и хвалить, и превозносить в духе веры, и в духе мудрости и терпения, и в духе милосердия, и в духе правды и мира, и в духе благости; и будут все говорить одним гласом: «славь Его, и да будет прославлено имя Господа духов во век и до века»! 12. Его будут хвалить все, которые не спят вверху на небе; Его будут прославлять все Его святые, которые на небе, и все избранные, живущие в саду жизни, и каждый дух света, способный прославлять и восхвалять, и превозносить, и святить Твое святое имя, и всякая плоть, которая будет чрезмерно прославлять и восхвалять Твое имя во век. 13. Ибо велико милосердие Господа духов, и Он долготерпелив, и все Свои творения и всю Свою силу, – так много Он сотворил, – Он открыл праведным и избранным, во имя Господа духов. Глава 62 1. И Господь духов так повелел царям, и сильным, и вознесенным, и населяющим землю, и сказал: «откройте свои глаза и вознесите ваши рога, ибо вы можете узнать Избранного»! 2. И Господь духов сел на престоле Своей славы, и дух правды изливался на Него, и слово уст Его умертвило всех грешников и всех неправедных, и они погибли перед лицем Его. 3. И будут стоять в тот день все цари, и сильные, и вознесенные, и владеющие твердью, и увидят Его и узнают, как Он сидит на престоле Своей славы, и пред Ним судятся праведные в правде и никакая пустая речь не говорится пред Ним. 4. Тогда постигнет их боль, как жену, которая в родильных потугах и которой трудно бывает родить, когда ее сын входит в проход утробы и которая имеет боли при родах. 5. И одна часть из них будет смотреть на другую, и они устрашатся и потупят свой взор, и боль обоймет их, когда они увидят того Сына жены, сидящим на престоле Своей славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

10 Цари Фарсийские и острова дары принесут, цари Аравийские и Сава дары приведут. 11 И поклонятся Ему все цари земли, все народы послужат Ему. 12 Ибо Он избавил бедного от сильного, и убогого, у которого не было помощника. 13 Пощадит бедного и убогого и души убогих спасет. 14 От лихвы и неправды спасет души их и честно имя их у них. 15 И будет жить, и будут давать Ему золото из Аравии и помолятся о Нем непрестанно, всякий день будут благословлять Его. 16 И будет Он утверждением на земле, на верху гор, поднимется выше Ливана плод Его и процветут из города, как трава на земле. 17 Будет имя Его (благословенно) во веки, прежде солнца пребывает имя Его, и благословятся в Нем все племена земные, все народы ублажат Его. 18 Благословен Господь, Бог Израилев, один творящий чудеса! 19 И благословенно имя славы Его во век и в век века. И наполнится славою Его вся земля. Да будет. Да будет. Окончились песни Давида, сына Иессеева. Псалом 72 Псалом Асафа. 1 Сколь благ Бог Израилев к правым сердцем! 2 А у меня едва не пошатнулись ноги, едва не разъехались стопы мои. 3 Ибо я возревновал на беззаконников, видя мир грешников. 4 Ибо нет восклонения в смерти их и стойкости в страдании их. 5 В трудах людей не участвуют и с людьми не примут ран. 6 Поэтому овладела ими гордость их до конца, оделись они в неправду и нечестия свои. 7 Происходит, как из тука, неправда их: ходят они по любви сердца. 8 Помышляли и говорили о лукавстве, неправду говорили на высоту. 9 Поднимали к небу уста свои, а язык их проходил по земле. 10 Посему обратится народ мой туда, и полные дни найдутся у них. 11 И говорили они: “Как узнает Бог? И есть ли разум у Вышнего? 12 Вот, эти грешники вечно благоденствуют и удержали богатство”. 13 И сказал я: “Ужели напрасно сохранял я в праведности сердце моё, и умывал среди невинных руки мои, 14 и подвергался я истязаниям во весь день, и самообличение моё – с утра?” 15 Если бы я сказал: “Буду так рассуждать”, вот, преступил бы пред родом сынов Твоих. 16 Посему я предпринял уразуметь это, – это было трудно мне,

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

13:17). « Во век сохраню ему милость Мою и завет Мой — верен ему » (ст. 29). Эти слова не могут служить в похвале иудеев, а только — язычников, потому что только в отношении к последним Бог сохраняет милость во веки, поскольку таинство наше пребудет непоколебимо до кончины мира. Равным образом мы же имеем и верный завет с Богом, потому что приступаем к нему верою и жертвуем за него кровью, как об этом свидетельствуют подвиги мучеников. « И продолжу во век века семя его и престол его (сделаю), как дни неба » (ст. 30). Мы получаем награды не здесь, как иудеи, но в будущей жизни семя наше принесет нам те блага, « не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его » (1 Кор. 2:9). « Престол его (сделаю), как дни неба », — и справедливо, потому что « наше же жительство — на небесах » (Флп. 3:20). « Престол его (сделаю), как дни неба ». Разумей здесь или блаженную жизнь ангелов, или беспредельное время, потому что Бог, про Которого говорится, что он обитает на небесах, беспределен. « Если оставят сыновья его закон Мой и не будут ходить по уставам Моим, если нарушат постановления Мои и заповедей Моих не сохранят, то накажу жезлом беззакония их и ударами — неправды их » (ст. 31–33). Оставляют закон Божий те, которые нарушают и малейшую часть из написанного в нем и хотят исполнять его предписания по своему, а не по воле и намерению Законодателя. Не ходят в судьбах Божиих те, которые во время суда боятся богатого или милуют бедного, тогда как Бог хочет, чтобы суд был равен для всех. Оскверняют заповеди Его те, которые притворяются добродетельными, но на самом деле оскорбляют заповеди, поскольку исполняют их не от чистого сердца. Так как они нарушают волю Заповедавшего, то и говорится, что они не хранят их. Беззакония таких людей Бог наказует жезлом, и неправды их — ранами. Поэтому, когда мы подвергаемся наказаниям, не будем обвинять Бога, не будем порицать, хотя бы мы подвизались в посте или какой другой добродетели, потому что и добрые дела мы совершаем не так, как должно, почему и нуждаемся в наказаниях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

1. В этом псалме есть следующее изречение, которое обыкновенно поет народ: « сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный » (ст. 24); оно во многих производит восторг, и потому народ имеет обыкновение петь его особенно во время духовного и небесного праздника (Пасхи). Но мы, если хотите, рассмотрим весь псалом с начала и объясним его не со стиха воспеваемого, но с самого начала. Отцы заповедали народу петь этот стих, как благозвучнейший и заключающий в себе некоторую высокую истину, чтобы он, и не зная всего псалма, получал отсюда совершенное наставление; а нам нужно рассмотреть весь псалом, потому что и в средине его находится важное пророчество. Здесь сказано: « камень, которым пренебрегли строители, он стал во главу угла » (ст. 22), что и Христос повторил иудеям, хотя довольно прикровенно, потому что они уже пылали гневом, а Он не хотел более раздражать их, так как Он « трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит » (Ис. 42:3), — однако повторил. Итак, рассмотрим этот псалом, как мы сказали, с начала. Какое же его начало? « Исповедайтесь Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его ». Представляя благодеяния Божии во вселенной и непрестанное человеколюбие, которое Он являет во всем, пророк призывает всех к общению в благодарности, указывая на величайшее и главное из благодеяний Его. « Да скажет (сие) дом Израилев, ибо Он благ, ибо во век милость Его » (ст. 2). Что говоришь ты? « Дом Израилев », — тот, который многократно подвергался плену, рабствовал в Египте, рассеян до последних пределов земли, терпел бесчисленное множество бедствий в Палестине? Да, говорит он. Израильтяне особенно служат свидетелями благодеяний Его, которых они получали гораздо больше, нежели другие. И сами страдания их свидетельствуют о великом к ним благоволении Божием. Если посмотреть внимательно, то и за пришествие Христово они должны много благодарить Бога. Хотя они потерпели бедствия, но это произошло не от Того, Кто пришел, а от собственного их неразумия. Он пришел к ним и часто говорил: « Я послан только к погибшим овцам дома Израилева »; и ученикам: « на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите »; и к хананеянке: « нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам » (Мф. 15:24; 10:5, 6; 15:26). Он все делал и устроял для их спасения; если же они оказались недостойными благодеяния, то должны винить собственное нечестие и крайнее неразумие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

48 Вспомни: какова моя жизнь? Ужели напрасно Ты создал всех сынов человеческих? 49 Какой человек поживет и не увидит смерти, избавит душу свою от власти ада? 50 Где милости Твои древние, Господи, которыми Ты клялся Давиду в истине Твоей? 51 Вспомни, Господи, поношение рабов Твоих, которое я переносил в недре моем, от многих народов, 52 которым поносили враги Твои, Господи, которым поносили перемену с помазанником Твоим! 53 Благословен Господь во век. Да будет, да будет. Псалом 89 1 Молитва Моисея, человека Божия. 2 Господи! Ты был нам прибежищем в род и род. 3 Прежде, нежели появились горы и созданы были земля и вселенная, от века и до века Ты существуешь. 4 Не возврати человека в унижение, Ты сказал: " Возвратитесь, сыны человеческие! " 5 Ибо тысяча лет пред очами Твоими, Господи, как день вчерашний, который прошел, и стража ночная. 6 Ничтожны их года будут: как утренняя трава пропадает, поутру зацветет и отцветет, а к вечеру опадет, станет жесткой и засохнет. 7 Ибо мы исчезли во гневе Твоем и яростью Твоею потрясены. 8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и век наш пред светом лица Твоего. 9 Ибо все дни наши прошли и мы исчезли во гневе Твоем. 10 Годы наши как бы паутиной уловляются; дни лет наших: семьдесят лет, а если в силах – восемьдесят лет, и то большая часть их – труд и болезнь, ибо постигло нас унижение, и мы будем научены. 11 Кто знает силу гнева Твоего и от страха пред Тобою сочтет ярость Твою? 12 Так яви мне десницу Твою и сковавших сердце мудростью. 13 Обратись, Господи! Доколе? И умилостивись над рабами Твоими. 14 Мы насытились с утра милостью Твоею, Господи, и возрадовались и возвеселились, 15 во все дни наши возвеселились, за дни, в которые Ты смирял нас, за годы, в которые мы видели зло. 16 И призри на рабов Твоих, и на создания Твои, и наставь сынов их. 17 И да будет свет Господа, Бога нашего, на нас, и дела рук наших исправь у нас, и дело рук наших исправь. Псалом 90 Псалом. В гимнах. Давида. 1 Живущий помощью Вышнего под кровом Бога небесного водворится,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Благая Весть о Царствии Божием в евангельских притчах и образах Скачать epub pdf Первые слова Иисуса Христа в начале Его публичной деятельности – возвещение начала нового века: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк. 1:15 ). У читателя русского Синодального перевода может возникнуть вопрос, в какое именно Евангелие призывает верить Иисус Христос . Однако, если более аккуратно перевести эти слова Спасителя, то все станет понятнее: «Срок исполнился и Царствие Божие совсем близко. Покайтесь и веруйте в это Евангелие!». То есть Евангелие, Радостная Весть, принесенная Иисусом Христом, состояла в том, что исполнился срок, назначенный Богом Отцом, и к людям пришло Царствие Божие. Как оно пришло? – В лице Самого Иисуса Христа. Где Он, где Его присутствие, – там и Его Царствие. И последние слова воскресшего Иисуса Христа, сказанные Его ученикам на земле, – возвещение Его присутствия в Церкви «во все дни до скончания века» ( Мф. 28:20 ). Мысль о торжестве Царствия Божия пронизывает весь Новый Завет . Более того, можно с уверенностью говорить, что именно надежда на победу этого Царствия составляет ядро всех писаний Нового Завета. Когда Апостол Павел говорит о христианской «надежде на Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес. 1:3 ), он говорит об ожидании Второго Христова пришествия и Его Царствия. Когда он пишет о стенаниях всей твари в надежде, что она, тварь, «освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих» ( Рим. 8:20–21 ), он пишет о томительном ожидании Царствия. Наконец, когда Иисус Христос даёт заповедь молиться, то эта молитва «Отче наш» – молитва о Царствии: «да придет Царствие Твое» ( Мф. 6:10 ). Этот век закончится. Настанет новый век. Конец, о котором радостно возвещает Евангелие, – не есть конец бессмысленного процесса, бессодержательный обрыв ряда мировых событий, но есть Конец, как разумная цель мировой истории – Царствие Божие. Таково упование христиан. И последние строки Нового Завета провозглашают: «ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Откр. 22:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

" Бог мой и защитник спасения моего» ( Пс.88:27 ). Хотя Бог по благодати и стал для нас Отцом, но мы не перестаем называть его Богом и За­ступником нашего спасения. Видя, как нас угнетает диавол и как облеченных плотию осиливает бесплотный, Он стал нашим Заступником, признав нашего врага Своим врагом и разделив наш жребий. Это – слова нашего призывания; что же Он обещает нам за них? «И Я... первенцем поставлю его, превыше царей земли» ( Пс.88:28 ). Иудеи, следовательно, лишаются первенства. «Поставлю», говорит, желая показать, что некогда мы не были первенцами, а стали впоследствии, подобно Иакову восхи­тивши благословение старейшего народа. 5. «Превыше царей земли». Все праведники, кото­рые поистине именуются царями земли, удивляются высоте наших таинств и ради них считают нас чрезмерно высокими, почему мно­гие и желали видеть то, что видим мы, и слышать то, что слышим мы ( Мф.13:17 ). «Во век сохраню ему милость Мою и завет Мой – верен ему» ( Пс.88:29 ). Эти слова не могут служить в похвале иудеев, а только – язычников, потому что только в отношении к последним Бог сохраняет милость во веки, поскольку таинство наше пребудет непоколебимо до кончины мира. Равным образом мы же имеем и верный завет с Богом, потому что приступаем к нему верою и жертвуем за него кровью, как об этом свидетельствуют подвиги мучеников. «И продолжу во век века семя его и престол его (сделаю), как дни неба» ( Пс.88:30 ). Мы получаем награды не здесь, как иудеи, но в будущей жизни семя наше принесет нам те блага, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор.2:9 ). «Престол его (сделаю), как дни неба», – и справедливо, потому что «наше же жительство – на небесах» ( Флп.3:20 ). «Престол его (сделаю), как дни неба». Разумей здесь или блаженную жизнь ангелов, или беспредельное время, по­тому что Бог, про Которого говорится, что он обитает на небесах, беспределен. «Если оставят сыновья его закон Мой и не будут ходить по уставам Моим, если нарушат постановления Мои и заповедей Моих не сохранят, то накажу жезлом беззакония их и ударами – неправды их " ( Пс.88:31–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Если народ совершенно забыл Бога, то Бог – Судья его сам возвещает ему свой суд. Я, говорит Господь, возвещу правду твою, или – тот закон, который ты усвоил вместо закона Моисеева – истинной правды Божией, твой собственный или своевольный закон; а вместе с тем и злобы твоя – твои дела злые, которые совершаются на основании твоего собственного закона. И они не успеют тебе: и этот закон, и эти твои дела не послужат в пользу тебе, т.е. к истинному твоему оправданию на предстоящем суде Божием. Этот твой закон и твои дела не избавят тебя, когда ты будешь вопиять в печалех твоих: при наступлении бедствий, имеющих быть по суду Божию, настанет и глубокая скорбь; тогда ты с воплями в молитвах обратишься к своим богам, которых так много и которым так много ты служил, и все великое сборище твоих богов не поможет тебе. Сия бо вся ветр возьмет и отнесет буря: все это множество богов, а равно и почитателей их, подымет и унесет бурный ветер, как легкий прах, попираемый ногами путника. А держащиися Мене стяжут землю: стоящие в тесном и крепком союзе с Богом, твердо следующие Его закону, наследуют обетованную землю и самую священную из её гор – Сион, по праву, определенному законом, по завету с Богом. И рекут: очистите пред лицом его пути. Так скажут и другие пророки, вестники возвращения народа Божьего в Обетованную землю и наступления царства Божия. Они скажут: отъимите претыкания от пути людей моих – снимите или примите то, на что путник может споткнуться, обыкновенно, камни. Это очищение пути, по смыслу притчи, есть исправление нравов, устранение соблазнов и пороков, ради незамедлительного вступления в царство Божье, открывающееся на Сионе. Это «исправление путей» должен был проповедовать и действительно проповедовал «Вестник в пустыне» Иорданской, Предтеча Христов Иоанн (гл.40:3–5; ср.гл.55:6–7). 15–16. Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных. Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное. (Сия глаголет Господь Вышний, иже живет в высоких во век, Святый во святых имя Ему, Вышний, во святых почиваяй, и малодушным даяй долготерпение и даяй живот сокрушенным сердцем: не во век отмщу вам, ни всегда гневатися буду на вы: дух бо от Мене изыдет, и всякое дыхание Аз сотворих).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Если о муже сказано: «да оставит» он «отца и мать свою и прилепится к жене своей» ( Быт.2:24 ), а о жене: «и к мужу твоему влечение твое» ( Быт.3:16 ), то об Ангелах ничего не сказано в отношении пола. Но Ангелы ничем не обделены, и ничего не лишены, по сравнению с людьми. И мы, став, как Ангелы, ничего не лишимся, и ничем не обеднеем. И потом – есть же люди, которые, при всей силе женщин, уже здесь выбрали путь безбрачия, и нашли несравненно сильнейший источник радости и удивления. Тот же Зоровавель, с таким вдохновением сказавший о силе женщин, с еще большим вдохновением говорит далее: «Неправедно вино, неправеден царь, неправедны женщины, несправедливы все сыны человеческие, и все дела их таковы, и нет в них истины, и они погибнут в неправде своей; а истина пребывает, и остается сильною в век, и живет, и владычествует в век века». «Благословен Бог истины» ( 2Ездр.4:37–40 )! Человек ничего не лишается в Царствии Небесном, но обретает то, что превыше всего. И все мы: и Ангелы, и мужчины, и женщины, «будучи сынами воскресения» – пред лицем нашего Господа забудем и все свое, и самих себя, и кто чей муж, и кто чья жена, и ни о чем не будем жалеть, и ни на что не будем оглядываться. Ну а пока… Однажды молодой христианин спросил: «А можно ли в праздники позволять себе плотские утешения»? И наставник ответил: «Можно. Если ты еще не дорос до утешений духовных». Вторник. О том, кого следует опасаться Лк.21:12–19 Евр.4:1–13 В беседе о последних временах Господь предупреждает учеников, что ничего завидного их на земле не ждет. «Возложат на вас руки, и будут гнать вас, предавая в синагоги и темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства». Как оказалось впоследствии, самым сильным свидетельством христиан было свидетельство своей жизнью, своей кровью. А на случай, когда надо свидетельствовать и словом, Господь говорит: «Положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать; ибо Я дам вам уста и премудрость». Но – что удивительно: хотя этой премудрости «не возмогут противоречить, ни противостоять все противящиеся вам», – это не сможет остановить гонений. Гонения будут даже со стороны самых близких, единокровных: «преданы будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое». Это – для всех христиан, без исключения, на все века вперед.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010