Особое место среди сочинений о России занимает книга австрийского дипломата А. Мейерберга (1612–1688) «Путешествие в Московию». Во главе имперского посольства Мейерберг посетил Россию в 1661–1663 гг. Его книга вышла, вероятно, в 1644 г. (в ней нет выходных данных). К этому сочинению приложен прекрасный перевод на латинский язык «Соборного уложения» царя Алексея Михайловича. Экземпляр этой книги поступил в собрание СпбГУ в 1832 году в числе книг известного исследователя древнерусского права Г.А. Розенкампфа. 944 Но от путешествия Мейерберга осталось не только его «Описание». В начале XIX в. отечественный исследователь Ф. Аделунг обнаружил и издал в 1827 г. альбом Мейерберга – 131 лист с 250 рисунками, сделанными участниками путешествия Сторном и Пюманом. Вероятно, самому Мейербергу принадлежат объяснительные подписи к рисункам на немецком языке. Зарисовки русских городов, встречавшихся на пути следования посольства, изображения торжественных религиозных процессий и т.д. делают альбом Мейерберга интереснейшим источником по истории русского государства и Церкви. Необходимо отметить, что многие авторы, писавшие тогда о России, весьма субъективны в своих оценках русских нравов и обычаев, духовной культуры. Так например, конфессиональные предрассудки, традиции европейской художественной культуры помешали многим авторам понять и по достоинству оценить одно из величайших достижений церковного искусства – русскую иконопись (хотя они часто рассуждают о ней). Не менее интересно и важно другое издание, имеющее отношение к России. Это опубликованная в Нюрнберге в 1678 г. книга чешского путешественника Бернгарда-Леопольда-Франциска Таннера, содержащая описание путешествия польско-литовского посольства в Москву в 1678 г. Находясь в польской свите, Таннер составил подробное описание путешествия, в котором содержатся интересные сведения о русских церковных обычаях. Нижнерейнская книжность и Россия В дополнение к сказанному можно привести один эпизод из истории церковно-литературных связей России с Голландией, страной, расположенной в низовьях Рейна. В книжном собрании СпбГУ хранится интересное издание Нового Завета, напечатанного параллельно на голландском и церковно-славянском языках (приобретено у В. Актовой) Титульный лист и левая сторона каждой страницы содержат голландский текст; на правой стороне страниц отпечатан кириллицей текст церковно-славянский. Это издание было осуществлено по распоряжению Петра 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

757 В сочинении против Праксея Тертуллиан пишет, что он отклонился от церкви тогда, как Праксей в Риме возбудил ненависть к монтанистам, указывая римскому епископу на пример предшественников его; поскольку же учение Монтана началось распространяться не ранее Рим. Еписк. Аникиты и Елевферия: то епископ римский, послушавшийся Πраксея, был, конечно, Виктор, бывший еп. С 193–201 г. и, след., Тертуллиан присоединился к Монтану не позже 201 г. В сочинении о венке воина Тертуллиан пишет, что, когда один христ. воин дерзнул явиться не в венке в стан воинов Римских; то язычники подвергли его пыткам, а некоторые христиане воины упрекали того же собрата, что без нужды он возбудил язычников против них и церкви; причем сам Тертуллиан восстает с жестокостью монтаниста на не одобрявших неуместной смелости исповедника. Поскольку же указ Имп. Севера, воздвигнувший всеобщее гонение на христиан, дотоле только по местам теснимых, последовал в 202 г., и в нескольких сочинениях Тертуллиан вовсе не показывает ничего похожего на монтанизм: то сочинение о венке надобно отнести в 201 году и отступление сочинителя к началу того же года. 765 Православным Тертуллианом писаны: а) в 196 г. о молитве, о крещении; б) в 198 г. о зрелищах; в) в 199 г. Апологетик, к язычникам, о свидетельстве души, увещание мученикам; г) в 200 г. две книги к жене своей, о давности против еретиков, о терпении. По уклонении в монтанизм писаны: а) в 201 г. о покровении жен, против Праксея, о покаянии, увещание к чистоте, о венке воина; б) в 202 г. об украшении жен, о бегстве во время гонения; в) в 203 г. о единоженстве, о посте; г) в 205 г. Скорпиак, о душе, против Гермогена, против валентиниан, против иудеев; д) в 208 г. против Маркиона, о плоти Христовой, о воскресении, о плаще; е) в 211 г. к Скапуле. См. Noesseli Diss. III de vera aetate ас doctr. script. Tertulliani in ejusdem comm. ad hist. Eccl. pertin. Halae 1817 г. 766 Лучшие издания: a) Tertulliani op. omnia, ed a Nic. Rigaltio, cum not. Rhenani, Pamelii, – Parisiis 1634. cum Sig. Havercompii comment. in Apologetium Venet. – 1744. б) Op. omn. curis Sal. Semleri, cui ed. insunt Semleri diss. de varia indole lib. Tertulliani et Schutzii index latinitatis Tertull. Halae 1710–775 г. Сему изданию следует издание Обертюра с немногими нужными замечаниями. в) Op. omn. ed Gersdorf 1839. с лучшей критикой и самое полное издание. В Христ. чт. 1832. Послание к Прокоп. Скапуле; – 1812. Жизнь Тертуллиана и содерж. сочинений, содер. Апологетика, с выписками подлинных слов. Все сочинения Тертуллиана в переводе Е. Карнеева, Спб., 1841 и 1849 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Завитневича, подчеркивающего и закрепляющего уклон Хомякова к имманентизму в имманентизм уже определенный), я выскажу тот итог, который сложился у меня при чтении почтенного труда Киевского профессора: С величайшим сочувствием относясь к избранной им теме, приветствуя в его лице увлечение славянофильством вообще и благородной личностью Хомякова в частности, высказывая Автору благодарность за его усилия дать законное место в общественной мысли славянофильству, мы однако не можем считать его груд окончательным словом русской богословской науки о мировоззрении и личности А. С. Хомякова. Но книга проф. Завитневича – есть важный и необходимый шаг в изучении Хомякова. Мы надеемся, что или сам Завитневич или другие исследователи, при помощи его труда, сумеют ближе подойти к выяснению тех вопросов, которыми не может не заниматься богословская и общественная мысль нашего времени. —562— Приложение. 1. Имея намерением обсудить материальную полноту исследования проф. Завитневича, начнем с обзора источников. На страницах 51–58 I-ro тома у проф. Завитневича перечислены поэтические произведения Хомякова, причем отмечается, где какое было напечатано. Но в настоящее время, когда Д. А. Хомяков выпустил новое издание (1909 г.) IV-ro тома «Полного собрания сочинений Хомякова», эти указания Завитневича должны быть исправлены, а именно: теперь в этот том вошли: «Послание к Веневитиновым» 1225 , «Бессмертие Вождя» 1226 , «Желание покоя» 1227 , «Молодость» и «Старость» 1228 , «Элегия на В. К.» 1229 , «Вдохновение» 1230 , «Три пьесы при прощаниях» под заглавием «Три экспромта при прощаниях» 1231 , «На новый 1828 г.» 1232 , «Ермак» 1233 , «Дмитрий Самозванец» 1234 , «Степи» 1235 , «Экспромт к М. А. Н.» 1236 , «Подражание древним» 1237 , «Признание» 1238 , «Горе» 1239 , «Разговор с С. С. Уваровым» 1240 , «Рос... (А. О. Смирновой)» 1241 , «Новград» 1242 . Но, кроме указанных, в новое издание IV-ro тома вошли еще не указываемые проф. Завитневичем: «В альбом В. С. Карамзиной» (1832 г.) 1243 , «В альбом п.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Устав духовных консисторий. СПб., 1841; 1883. Устав духовных консисторий с дополнениями и изъяснениями Св. Синода и Правительствующего Сената Сост. М. И. Палибин. 2-е изд. СПб., 1912. Филарет (Гумилевский) , архиеп. История Русской Церкви. М., 1848; 5-е изд. 1884; 6-е изд. 1896. Филарет (Гумилевский) , архиеп. Обзор русской духовной литературы. СПб., 1857; 2-е изд. 1859; 3-е изд. 1884. 2 кн. Филарет (Дроздов) , митр. Мнения, отзывы и письма « Сост. Л. Бродский. М., 1905. Филарет (Дроздов) , митр. Переписка с Н. Протасовым //Чтения. 1877. Кн. 1. Филарет (Дроздов) , митр. Письма к А. Н. Муравьеву. 1832–1867. К., 1869. Филарет (Дроздов) , митр. Письма к высочайшим особам и разным другим лицам. Тверь, 1888. 2 т. Филарет (Дроздов) , митр. Письма к Леониду, епископу Дмитровскому. М., 1883; то же в: Душеп. чт. 1886. 1–3. Филарет (Дроздов) , митр. Письма к наместнику Свято-Троицкой Сергиевы лавры архимандриту Антонию. М., 1877–1881. 4 т. Филарет (Дроздов) , митр. Письма к покойному архиепископу Тверскому Алексию. 1843–1867. М., 1883. Филарет (Дроздов) , митр. Письма к С. Нечаеву//Рус. арх. 1893. 1–2. Филарет (Дроздов) , митр. Полное собрание резолюций. М., 1903–1906. 3 т. Филарет (Дроздов) , митр. Собр. мнений и отзывов… по учебным и церковно-государственным вопросам. М., 1885–1888. 5 т. и доп. том. Филарет (Дроздов) , митр. Собр. мнений по делам православной Церкви на Востоке. СПб., 1886. «Церковные ведомости» Издание Святейшего Правительствующего Синода. СПб.; Пг., 1888–1917. «Церковный вестник» Издание Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1874–1887. Циркулярные указы Святейшего Правительствующего Синода. 1867–1895 Под ред. А. Завьялова. СПб., 1896; 2-е изд. (1867–1900). СПб., 1901. Чижевский И. Устройство Православной Русской Церкви, ее учреждений и действующих узаконений по ее управлению. Харьков, 1898. Ammann A. M. Abriss der ostslawischen Kirchengeschichte. Wien, 1950. Ammann A. M. Storia della Chiesa Russa e del pae si limitrofi. Turin, 1948. Benz E. Geist und Leben der Ostkirche. Hamburg, 1957 (Rowohlts deutsche Enzyklopadie. 40).

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Историческая или внутренняя критика (немцы называют ее «высокой критикой», hohere Kritik) рассматривает происхождение, дух и задачи новозаветных Писаний, их историческую среду и место в великом интеллектуальном и религиозном процессе, который завершился триумфальным созданием единой церкви во II веке по P. X. В рамках исторической критики выделились два совершенно отчетливых направления во главе с д–ром Неандером в Берлине (ум. 1850) и д–ром Бауром в Тюбингене (ум. 1860), которые трудились на ниве церковной истории на почтительном удалении друг от друга и лично никогда не встречались. Неандер и Баур были колоссами, равными по гениальности и знаниям, честности и серьезности, но совершенно разными по духу. Они дали мощный толчок историческим исследованиям и оставили после себя огромную плеяду учеников и независимых последователей, которые занимаются историко–критической реконструкцией раннего христианства. Их влияние чувствуется во Франции, Голландии и Англии. Неандер опубликовал первое издание своей «Апостольской эпохи» в 1832 г., а «Жизнь Иисуса Христа» (с критикой взглядов Штрауса) — в 1837 г. (1–й т. его «Всеобщей истории церкви» был издан еще в 1825 г. и переиздан в исправленном виде в 1842 г.); Баур написал свое эссе о разделениях в коринфской церкви в 1831 г., критическое исследование о канонических евангелиях — в 1844 и 1847 г., «Павла» — в 1845 г. (переиздан Целлером, 1867), а «Церковную историю первых трех веков» — в 1853 г. (исправленное издание, 1860). Ученик Баура Штраус опередил учителя, опубликовав первый вариант своего труда Leben Jesu (1835), который произвел больший фурор, чем все перечисленные сочинения, — его превзошла по популярности только «Жизнь Иисуса» Ренана, вышедшая в свет почти тридцать лет спустя (1863). Ренан повторяет и популяризирует идеи Штрауса и Баура для французских читателей, обогащая их собственными знаниями и блестящим талантом, тогда как в английской публикации Supernatural Religion слышен отзвук тюбингенских и лейденских теорий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

90 Калачев (Калачов) Николай Васильевич (1819 – 1885) – русский историк, юрист, археограф, архивист; академик (с 1883). Работал в Петербургской археографической комиссии, был профессором кафедры истории русского законодательства при Московском университете. Участвовал в подготовке реформы 1861 г. 91 Журнал выходил в Петербурге в 1859 и 1860 – 1861 гг. (всего вышло 12 книг). Не являясь органом какой-либо научной школы, журнал печатал работы авторов разных, подчас противоположных, направлений. В «Архиве» принимали участие историки, литературоведы, юристы, в частности А. Н. Афанасьев , К. Д. Кавелин, Н. И. Костомаров и др. 92 Архив иностранных дел ведет свое начало с 1720 г. В его состав первоначально вошли дела Посольского, Малороссийского, Смоленского и других приказов. В течение XVIII – XIX вв. архив пополнился фондами, переданными Коллегией и Министерством иностранных дел, русскими миссиями за границей и частными лицами. В 1832 г. по упразднении Коллегии иностранных дел архив получил название Московского главного архива Министерства иностранных дел. В 1883 г. в архив поступили материалы государственного древлехранилища хартий и рукописей. 94 Кожанчиков Дмитрий Ефимович (1820 или 1821 – 1877) – русский книгопродавец и издатель, близкий к ревлюционно-демократическим кругам. Свою деятельность начал в Петербурге в 1858 г. Кроме Петербурга имел магазины в Варшаве, Казани, Харькове и Одессе. Выпустил первое издание «Обломова» А. И. Гончарова (1859), наиболее полное по тому времени издание «Кобзаря» Т. Г. Шевченко (1867), сочинения Марко Вовчок, А. И. Островского, А. Ф. Писемского, Н. И. Костомарова и др. 95 «История воссоединения Руси» была издана в Петербурге (1873, 1874, 1877). Опираясь только на польские источники, П. А. Кулиш в этой работе пытался принизить роль казачества в истории Украины. 96 Толстой Федор Петрович (1783 – 1873) – русский скульптор и график, представитель классицизма. В 1828 – 1859 гг. – вице-президент Петербургской академии художеств. По ходатайству Ф. П. Толстого и других культурных деятелей в 1858 г. Т. Г. Шевченко был освобожден из ссылки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Это постановление вошло и в первое издание Свода Законов 203 . Но в том же самом году, когда было первое издание Свода Законов, состоялся и общий закон обо всех оставляющих духовный сан по собственному произволению. Мысль о необходимости составления особых правил относительно священнослужителей белого духовенства, с коих слагается сан по желанию их, указанная еще духовным регламентом, возникла в Синоде в 1831 г. при пересмотре дел о бывшем иеромонахе Евгении, с которого, по его просьбе, снято священство и монашество. В то время св. Синод руководствовался прежними примерами, именно, по представлении епархиальными архиереями, св. Синод удостоверясь, что были делаемы просителю увещания оставить свое намерение, иногда предписывал произвести еще последнее увещание, с указанием на 7 пр. IV вселенского собора, и, по безуспешности оного, полагал снять сан и или оставить в духовном ведомстве в низших церковнослужительских должностях, или же отослать в губернское правление для избрания рода жизни. За сим, такое лицо могло приписываться куда и где пожелает, равно и вступать в государственную или общественную службу. Этот то прежде бывший порядок св. Синод и признал подлежащим изменению. Обер-прокурор св. Синода в представленных Синоду соображениях объяснил, что постановление, дозволяющее священнослужителям, слагающим сан, приписываться где они захотят, не ограждает общества от вредного влияния, какое столь соблазнительная свобода может иметь на нравственные и религиозные понятия; но в принятии мер предполагал отличить монашествующих, как более соблазняющих, от священников и диаконов, которые, пред посвящением обязаны вступать в брак, которые просят о сложении сана почти исключительно по причине вдовства. С своей стороны, св. Синод находил, что постановления по сему предмету, по тогдашнему состоянию гражданского общества, оказывались недостаточными и требовали не только большей определительности, но и справедливейшей постепенности в последствиях, сопровождающих лишение или произвольное сложение сана: ибо (как сказано в определениях св. Синода 14 декабря 1831 и 20 января 1832) в одних случаях (при лишении сана) строгость наказания представляется, по сравнению с прочими состояниями, чрезмерной, а самый образ сего наказания для духовного звания неприличным и для мирских людей соблазнительным, а в других случаях (при снятии по желанию), напротив, не положено довольно мер к учреждению не менее неприятных впечатлений от безрассудной решимости нарушать священные обеты и явно унижать тем сан законно уважаемый. Таким образом, признавая необходимость отменить существовавший тогда порядок в этом деле, св. Синод полагал постановить следующие правила:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Издание: Fagrskinna: Nóregs konunga tal/Bjarni Einarsson//IF. 1984. В. XXIX. Bis. 55–373. Литература: Simek, Hermann Pálsson 1987. S. 236; Джаксон 2000a. В. с. 161–183. V.12.1 Глава 93 Магнус, сын конунга Сигурда, взял в жены Кристин, дочь Кнута Лаварда и Ингибьёрг, дочери конунга Харальда, сестры королевы Мальмфрид, на которой был женат конунг Сигурд, его отец 462 . (Перевод Т. Н. Джаксон по IF. XXIX. 321) V.13. «Сага о Хаконе Широкоплечем» по «Хульде» «Сага о Хаконе Широкоплечем» («Hákonar saga herðibreiðs») – сага о внуке Харальда Гилли, Хаконе Широкоплечем (1161–1162). Сага сохранилась в нескольких редакциях: в «Обзоре саг о норвежских конунгах», в «Гнилой коже», «Красивой коже», в «Круге земном» Снорри Стурлусона, в «Хульде». Восточноевропейская информация саги касается генеалогических данных – связей русского княжеского рода с королевскими фамилиями Северной Европы. Издание: Formanna sögur eptir gömlum handritum. Kaupmannahöfh, 1832. В. VII. Литература: Simek, Hermann Pálsson 1987. S. 135; Джаксон 2000a. C. 161–183. V.13.1 Глава 22 Конунг Вальдимар 463 был близким родичем конунга Магнуса 464 . Они были сестрами, дочери конунга Харальда с востока из Гардов – он был сыном Вальдимара Ярицлейвссона, – Ингибьёрг, матъ конунга Вальдимара, и Мальмфрид, мать Кристин, матери конунга Магнуса 465 . (Перевод T. Н. Джаксон по IF. XXVIII. 258) V.14. «Сага о Магнусе Эрлингссоне» по «Кругу земному» «Сага о Магнусе Эрлингссоне» («Magnúss saga Erlingssonar» ) – сага о внуке Сигурда Крестоносца, Магнусе Эрлингссоне, правившем с 1162 по 1184 г. Правда, все своды королевских саг доводили свое изложение до 1177 г., с которого начинается рассказ в «Саге о Сверрире». Поэтому в «Саге о Магнусе Эрлингссоне» правление конунга описано только в 1162–1177 гг. Магнус – сын Эрлинга Кривого и Кристин, дочери Сигурда Крестоносца и Мальмфрид, внучки Владимира Мономаха . Сага сохранилась в нескольких редакциях: в «Обзоре саг о норвежских конунгах», в «Гнилой коже», «Красивой коже», в «Круге земном» Снорри Стурлусона, в «Хульде».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1688 Интересный вопрос для литургистов: из какой византийской службы могла быть взята эта формула? О. Кандаль не смог обнаружить ее источника… 1690 Ср.: Mansi, t. IX, pp. 647В-С, 652D. Подлинных творений оригенистов того времени на греческом языке не сохранилось (если не учитывать более новой теории Эванса-Перцеля об оригенизме Леонтия Византийского и автора Ареопагитик); данная цитата не встречается, по о. Кандалю, в материалах восьми сессий V Вселенского собора (ср.: Ibid., t. IX, pp. 173–396), нет ее и в анафематизмах против Оригена , принятых этим собором (Ibid., pp. 395–400). Мы знаем об осуждении Оригена кроме анафематизмов также из первой сессии VII Вселенского собора (Ibid., t. XII, pp. 1038Е-1039В). 1693 Ср. первое послание императорам св. папы Агафона, текст которого сохранился в протоколе четвертой сессии VI Вселенского собора: Mansi, t. XI, p. 272CD; ср.: Ibid., рр.240ВС; 244 Е-245АВ. Стоит ли говорить, что перед нами обобщение всей церковной христологии, начиная по меньшей мере со св. Игнатия Богоносца ? 1695 Другой допустимый вариант – «подтверждение [истинности] нашей речи», однако думается, что в данном случае слово «логос» обозначает Слово Божие. 1701 На полях отмечено «Анастасий» (очевидно – Синаит), однако издатель не смог отождествить цитату. 1704 Подробнее о политической карьере Кантакузина см.: Weiss G. Joannes Kantakuzenos – Aristokrat, Staatsmann, Kaiser und Monch – in der Gesellscaftsentwicklung von Byzanz im 14. Jahrhundert. Wiesbaden, 1969. 1707 См.: Rigo A. Monaci esicasti е monad bogomili. Le accuse di messalianismo e bogomiUsmo rivolte agli esicasti ed il problema dei rapporti tra esicasmo e bogomilismo. Firenze. 1989. (Orientalia venetiana 2). 1708 Издание: Ioannis Cantacuzeni eximperatoris historiarum libri IV/Ed. L. Schopen.T. 1–3. Bonn, 1828,1831,1832. (Corpus scriptorum historiae Byzantinae). 1709 Издание: loamies Cantacuzenus. Refutationes duae Prochori Cydonii et Disputatio cum Paulo patriarcha latino epistulis septem tradita, nunc primumeditae/Ed. Е. Voordeckers, F. Tinnefeld. Turnhout, Leuven, 1987. Pp. 109–172.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

От размножившихся клубов. В. Отчего главное старание большей части дворян состоит не в том, чтобы поскорее сделать детей своих людьми, а в том, чтобы поскорее сделать их гвардии унтер-офицерами? О. Оттого, что одно легче другого. В. Отчего в век законодательный никто в сей части не помышляет отличиться? О. Оттого, что сие не есть дело всякого. В. Отчего у нас не стыдно не делать ничего? О. Сие не ясно: стыдно делать дурное, а в обществе жить не есть не делать ничего. В. Отчего у нас начинаются дела с великим жаром и пылкостию, потом оставляются, а нередко и совсем забываются? О. По той же причине, по которой человек стареется. В. В чем состоит наш национальный характер? О. В остром и скором понятии всего, в образцовом послушании и в корне всех добродетелей, от творца человеку данных. В. Отчего в прежние времена шуты, шпыни и балагуры чинов не имели, а ныне имеют, и весьма большие? О. Предки наши не все грамоте умели. NB. Сей вопрос родился от свободоязычия, которого предки наши не имели. Сии ответы писаны самой императрицей. Под председательством А. А. Нартова (1802–1813) Академия издала: 1) Грамматику Российскую. 2) Сочинения и переводы Академии. 3) Словарь, расположенный по азбучному порядку. 4) Перевод Летописи Тацитовой. 5) Перевод Путешествия Младшего Анахарсиса. В 1813 году, по смерти Нартова, А. С. Шишков, бывший в то время за границей с государем императором, назначен председателем Российской Академии. Под его руководством Академия издала следующие книги: 1) Известия Академии, 11 книжек (1815–1823). 2) Повременное издание, 4 части (1829–1832). 3) Краткие записки, 3 книжки (1834–1836). 4) Квинтилиановы Критические Наставления (1834). 5) Собрание сочинений и переводов А. С. Шишкова, 16 частей. Ныне Академия приготовляет третье издание своего Словаря, коего распространение час от часу становится необходимее. Прекрасный наш язык, под пером писателей неученых и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого.

http://predanie.ru/book/221015-kritika-i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010