3. И изшедъ въ часъ, вид ины стощ на торжищи праздны, выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно 4. и тмъ реч: идите и вы въ мой, и бдетъ правда, дамъ вамъ. ни же идоша. и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли В третий час (около третьего часа), это, по нашему счету, около 9-го часа. На торжищи, т. е. на месте, где производилась торговля жизненными припасами и где толпились поденщики для найма на работу. 5. Паки же изшедъ въ шестый и девтый часъ, сотвор такоже. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же В шестый и девятый час (около шестого и девятого часа). Это, по нашему счету, около 12-го и 3-го по-полудни. 6. Во часъ изшедъ, брте стощ праздны и глагола имъ: что зд стоит весь день праздни; Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? 7. Глаголаша к никтоже насъ натъ. Глагола имъ: идите и вы въ (мой), и бдетъ праведно, Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите Во единый надесять час (около 11-го часа). Это около 5-ти часов по-полудни, когда оставался только один час дневной работы. Хозяин виноградинка в течение дня не один раз выходил на торжище за работниками для своего виноградника. Это значит, что Бог, многократно и многообразно призывал ко спасению людей чрез пророков и праведников в ветхозаветное время и, наконец, напоследок дней через воплотившегося Единородного Сына Своего Спасителя мира ( Евр. 1:11 ). В частности же приглашенные в виноградник работники около 3-го, 6-го, 9-го и 11-го часов означают людей, вошедших в церковь Христову или начавших служить Христу, оставив служение греху, в разные возрасты своей жизни в молодом, среднем, преклонном или старческом. В том обстоятельстве, что первые работники не пошли на работу без уговора, приглашенные же после пошли прямо, доверяя хозяину, некоторые из толкователей видят вразумление ап. Петру за науместный воспрос: что же будет нам? (ст. 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

После того как все приготовления были завершены, в 17-й день 2-го месяца, «разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились» (Быт 7. 11) и воды обрушились на землю. Непрерывный дождь продолжался 40 дней и ночей, воды подняли ковчег, и он поплыл (Быт 7. 17, 18). Водой покрывались даже высокие горы, и все живущие на земле погибли (Быт 7. 17-24). В живых остались только Н. и его спутники. Спустя 150 дней вода начала убывать, и на 17-й день 7-го месяца ковчег остановился на «горах Араратских» (Быт 8. 1-5). Вершины др. гор показались лишь 1-го числа 10-го месяца. Н. выждал 40 дней и выпустил из ковчега ворона, однако тот, не обнаружив суши, возвращался неск. раз назад, пока не показалась поверхность земли. После этого Н. трижды (с перерывами по 7 дней) выпускал голубя. В 1-й раз голубь вернулся ни с чем, во 2-й - принес в клюве свежий оливковый лист, свидетельствовавший о том, что «вода сошла с земли», на 3-й раз он не вернулся. Земля постепенно обсохла к 1-му числу 1-го месяца, окончательно - лишь 27-го числа 2-го месяца. Через 365 дней после начала потопа Н. покинул корабль и его потомки вновь заселили землю (Быт 8. 14-19). У гор Араратских Н. принес Господу жертву всесожжения (1-е жертвоприношение в библейском рассказе о праотцах: «Из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике» - Быт 8. 20), Господь благословил его и его потомство и заключил с Н. и его семьей завет (Быт 9. 1-17). Бог обещал, что на наказанную за грехи человека землю отныне вернется прежний порядок - правильный ход времен года («во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» - Быт 8. 22). Как прародитель будущего человечества Н. получил то же благословение, что и первые люди: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт 9. 1, ср.: 1. 28). Благословив Н. и все творение, Бог дал человеку ряд моральных заповедей: дозволение употреблять в пищу ритуально обескровленное мясо (Быт 9. 4); запрет на убийство человека под страхом смертной казни: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт 9. 6). Бог обещал, что земля больше никогда не будет опустошена водами потопа. В знак Божественного завета с Н. в небесах воссияла радуга (Быт 9. 8-17).

http://pravenc.ru/text/2577915.html

2. Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: Ст. 2. И после отвержения Отрока Господня, иудейский народ, по-видимому, не переставал считать себя народом Божиим, ищущим Бога и праведного суда Его. «Они, – говорит бл. Иероним, – ежедневно бегают в синагоги и размышляют о законе Божием, желая знать, что делали Авраам, Исаак и Иаков, что – прочие святые, и, перечитывая на память книги пророков и Моисея, повторяют божественные повеления. К ним весьма справедливо применить изречение: взыщтъ М и не брщтъ. Ибо написано: вскь ищй бртаетъ ( Мф.7:8 ); всякий же не обретающий обличает в себе худо искавшего. Ибо Господь обретается теми, которые ищут Его в благости, и является тем, которые суть верны. Слав. сл. нын – νν и глаголюще=λγοντες не им. с. соотв. в евр.-м. т. г. что к постихомс, и не увидлъ смирихомъ дшы наш, и не увдлъ Во дни бо вашихъ бртаете вли ваш, и вс подрчны ваш томит: 3. «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?» Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Ст. 3. Ср. Мф.6:16 ; Лк.5:33 . Хотя иудеи и часто постятся, однако этим они не привлекают благоволения Божия, так как пост их не есть пост истинный, какого требует Господь. Сверх установленного законом Моисеевым поста в день очищения ( Лев.16 ), позднейшие иудеи установили ещё другие посты, в память о печальных событиях их истории (ср. Зах.8:19 ). Так, у них есть пост 17-го Таммуза, в память осады и взятия Иерусалима Навуходоносором; – пост 9-го Ава, в память разрушения 1-го и 2-го храма; – пост 10-го Тевета, в память начала осады Иерусалима Навуходоносором;– пост Эсфири (13-го Адара), в память поста Эсфири. Кроме того, фарисеи постились дважды в течение седмицы ( Лк.18:12 ), а некоторые из них – и трижды. По поводу всякого несчастного случая, касающегося целой общины иудейской в известном городе, у них обыкновенно налагался, более или менее продолжительный пост.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

после 40–го псалма: « Благословен Господь Бог Израилев во веки! Да будет так, да будет» (в привычном нам славянском тексте звучит: «Буди, буди») – редкий случай, когда переведено еврейское слово «аминь»; после 71–го псалма: « Благословен Господь Бог Израилев, Единый творящий чудеса, и благословенно славное Имя Его вовеки, и наполнится славою Его вся земля! Да будет, да будет так»; после 88–го псалма: «Благословен Господь во веки, да будет, да будет так». Благословение после 105–го псалма позволяет нам лучше понять смысл этого «аминь, аминь». Здесь говорится так: « Благословен Господь Бог Израилев во все века! И скажет весь народ: Да будет так, да будет!» То есть «аминь» – это общий ответ молящихся на возглас благословения. Так же как это у нас в богослужении до сих пор и делается. Вполне возможно, что указанные 5 разделов показывают нам этапы формирования Псалтири как сборника, который постепенно увеличивался в объеме. На это может указывать, например, 20–й стих 71–го псалма (иногда он фигурирует как надписание 72–го): « Оскудеша песни Давида, сына Иессеева» (Пс. 71: 20), то есть закончились песни Давида. Однако и дальше в Псалтири встречаются псалмы с надписанием « псалом (песнь) Давида», что, очевидно, указывает на то, что в определенный момент собрание псалмов ограничивалось 71–м, а впоследствии было расширено. Однако такое деление заключает в себе и духовный смысл. Богодухновенность Священного Писания проявляется не только в содержании каждого конкретного стиха, но и в структуре каждой книги. Согласно святителю Григорию Нисскому, в пяти разделах Псалтири представлены пять степеней духовного восхождения, по которым, начиная с отвращения от пути нечестивых, душа, через созерцание различных благ и приобретение добродетелей, возводится к «полноте и главизне человеческого спасения» c. 28]. От слов: « Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс. 1: 1) в начале, то есть от самой нижней ступеньки, с которой начинается восхождение, до « Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его . Всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс. 150: 1, 6) в конце, изображающего ликование преображенной твари. 21.3. Надписание псалмов

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Такое же отношение к псалмам Давида, особ. 21-му, 39-му, (37-му), 68-му имеют пророчества о «Рабе Господа». Более всего отразилось влияние означенных псалмов на гл. 49-ой, 50-ой, 52 кон., 53-ей. Так слова 49-ой главы, стиха 7-го: «говорит Господь... презираемому () всеми, поносимому народом рабу властелинов» и слова 52:14: «как многие () изумлялись, смотря на Тебя (ср. 53:2 – «мы смотрели на Него»), – столь – обезображен был паче всякого человека лик Его, и вид Его паче всех сынов человеческих» – не суть ли те же самые, что и слова псалма 21:7, 13, 18: «а я червь, а не человек: поношение у людей, презренный () у народа»?.. «Обступили меня множество () тельцов («народов» ср. ст. 29–30 или Пс.67:31 )... смотрят на Меня и делают из Меня зрелище»... А дальнейшие слова стиха 7-го 49-ой главы: «цари увидят и встанут, князья поклонятся ради Господа» (, ср. 52:15) и слова 6-го ст.: «Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (или паралл. 45:22: «ко Мне обратитесь и будете спасены все концы земли» ) не находятся ли в полном соответствии с Пс.21:28 : «вспомнят и обратятся ко Господу все концы земли , и поклонятся пред лицом Твоим все племена народов, потому что Господу принадлежит царство, Он – Владыка народов. Вкусят и поклонятся все тучные земли» 366 . Слова (7-го) и 8-го стиха 49-ой главы («говорит Господь, который верен»): «во время благоволения Я услышал Тебя и в день спасения помог Тебе» – вполне соответствуют Пс.68:14 367 . – Слова 50:5: «Господь открыл мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад», – очевидно, суть применение к Рабу Господа слов псалма 39:7, 8, 9: «Ты отверз Мне уши... и потому Я сказал: вот Я иду,.. Я хочу исполнить волю (ср. 53:10 Исаии) 368 Твою, Боже» 369 ; а дальнейшие слова псалма: «в свитке книжном написано о Мне... закон Твой у Меня в сердце... Я проповедую правду Твою в собрании великом», или псалма 21:23, 26 – напоминают слова параллельного места в 8-ой главе Исаии: «завяжи откровение , запечатай закон при учениках Моих» (ср. Евр.2:12, 13 ). Стих 7-ой 50-ой главы Исаии 370 соответствует в псалме 39-м стихам 14-му и 18-му 371 , 11-му, 3-му 372 и стиху 15-му. Ис.51:1 ср. также с Пс.39:3 или Пс.68:3, 15–16 . Изображение страданий в Ис.53:5, 4 и особ. в параллельном месте Ис.1:5–6 ср. с Пс.37:2–8 373 .

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

звезды и два «великих светила» (Быт 1:16): Солнце … чудное создание, дело Всевышнего …………………………………………………………………. Велик Господь, Который сотворил его, И по слову Его оно поспешно пробегает путь свой. И луна всем в свое время служит Указанием времен и знамением века. (Сир 43:2-6 и далее) И, наконец, в пятый день морские воды становятся обиталищем для рыб и «пресмыкающихся, которым нет числа» (Пс 104:24). Если тьма устраняется в первый день и за один день, а безвидность начиная со второго дня в течении двух (2-го и 3-го), то пустота устраняется с третьего дня и в течении трех (3-го, 4-го и 5-го): в третий день на земле, в четвертый на небе и в пятый день в море. От нас не должна укрыться ни мерность дней, ни строгая симметрия порядковых и количественных числительных – отсчет дней творения (особенность, которая в канонических книгах обнаруживается лишь в первой главе книги Бытия) на языке чисел призван раскрыть красоту и упорядоченность мироздания, где одно не теснит другое (Сир 16:28), ибо Творец «расположил все мерою, числом и весом» (Прем 11:21). Наконец, когда все устроено и приуготовлено, когда свет сменил тьму, а безвидность и пустота уступили место небесному своду, земле и морям со всем тем, что их наполняет и населяет, приходит в свое совершенство мир видимый. Красота и премудрость творения отныне открыты для обозренья, и от зрения «дел» рождается песнь их Творцу. Помни о том, чтобы превозносить дела Его, Которые люди воспевают. Все люди могут видеть их; Человек видит их [как бы] издали. (Иов 36:24-25) Но не только блеск красоты, грандиозное величие, и вселенский порядок всего сотворенного (так восхищающие библейских гимнографов) раскрывается в мироздании, оно есть зримый образ Божественной силы: Ибо невидимое Его – вечная сила Его и Божество – от создания мира через рассмотрение творений видимы (Рим 1:20) Здесь апостол Павел повторяет аргумент книги Премудрости Соломона, где «из видимых совершенств» автор призывает «познать Сущего», «ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» (Прем 13:1-5)

http://pravmir.ru/shestodnev-v-kontekste...

2 . Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. 3 . Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, – и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. Speaker’s Commentary in loco очень правильно указует по поводу 2-го стиха на „хлеб жизни“, упомянутый в Ев. Ин. 6:27,32,35,53 , с приведением в той же главе, в ст. 45, слов Исаии LIV, 13. (И все будут научены Богом). Первая половина 2-го стиха говорит о том, что не насыщает (Ср. Ин. 6:31,49 ), вторая говорит о „всяком слове, исходящем из уст Божиих“ ( Мф. 4:4 ), которым „жив будет человек“. „Послушайте“! говорит пророчество, и „вкушайте благо“: уверуйте словам жизни и Господу Иисусу и вы вкусите истинное благо, которое не может дать земля и плоть животная. „Аз есмь хлеб жизни“. „Хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира“, „верующий в Меня имеет жизнь вечную“... „Аз есмь путь и истина и жизнь, никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня“ 1685 . „Приидите ко Мне, послушайте и жива будет душа ваша“, говорит пророк в первой половине 3-го стиха. „Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас“. „Приходящего ко Мне не изгоню вон“ 1686 , так глаголал воплощенный Сын Божий, Спаситель наш. „Дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду“, говорит вторая половина 3-го стиха. Во 2Цар. 23:1–7 Давид в конце жизни произносит пророческий гимн, в котором восклицает: „Завет вечный положил Господь со Мною, твердый и непреложный“ (ср. 2Цар. 7:16 ), провидя духом, что спасение мира явится в потомстве его 1687 . (Ср. Пс. 88:3–5,27–30,36 ). Но как (спрашивает комментатор Кей в Sp. Comm. in loco) могло это совершиться, когда объявлено было уже пророчество о том, что сыновья (или потомки) Езекии будут отведены в плен? и когда все происшедшие из чресл Давида должны были подвергнуться неминуемой участи всех смертных – умереть? „кто из людей жил и не видел смерти?“ ( Пс. 88:49 , – сынов Кореевых). Но Давиду было открыто, что потомство его не исчезнет и что некто из его потомков (которого он отожествляет с собою, ( Пс. 15:10 ) не увидит тления: „ибо ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление“ 1688 . И пророку Исаии было открыто что для „Отрасли Корня Иессеева“ (гл. XI) не будет предела умножению владычества Его и мира на престоле Давида и в царстве его“ ( Ис. 9:6–7 ), и что „Он узрит потомство долговечное“ ( Ис. 53:10 ); „Он будет светом народов“ ( Ис. 49:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 17:2 и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. В Быт. 15 (сравни комментарий к Быт. 15:9 ) употреблено выражение, означающее «рассечь договор»; в нашем тексте оно переведено «заключил завет»; в настоящем же месте стоят слова (говорит Англ. Библия), означающие «даровать завет», т. е. исполнение завета милостию дарующего. Быт. 17:3 И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Быт. 17:4 Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, «Я – вот завет мой» и проч., а в Быт. 17Бог говорит Авраму «ты же соблюди» и проч. От 4-го до стиха 9-го Господь исчисляет милости, ожидающие потомков Аврама, с 9-го же стиха до 14-го излагаются обязанности Аврама и его потомства по соблюдению этого завета. Обязанности эти заключаются в выделении посредством видимого знака обрезания народа израильского из числа остальных народов, т. е. в установлении обрезания, и это повеление соответствует и обещанию, данному выше Богом в Быт. 17:7 , «что Он будет Богом Аврама и потомков его». Быт. 17:5 и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; Аврам или Аб-рам есть почётное название, означающее «высокий отец», Аб-рагам есть имя, выражающее исполнение обетования, оно означает «отец множества». Митрополит Филарет замечает, что переименование употреблялось на востоке царями, когда они возвышали кого-либо: так Иосиф получил имя Цафнаф-панеах (поддержатель жизни), а Даниил – Валтасара (князь Ваала). Быт. 17:6 и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; Быт. 17:7 и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; Вечный завет заключается Богом в лице Авраама: а) с целым человечеством, разумея под этим именем восприявших верою обетование, и б) с плотским потомством его, с народом израильским. Для тех и для других это Бог Авраама, Исаака, Иакова ( Исх. 3:6 ; Мф. 22:32 ); Бог, явившийся в купине горящей и проявивший имя Своё Сый (Иегова), Бог не мёртвых, а живых; для Израиля Он был Богом, отделившим Израиль от всего человечества, которое погрязло в идолопоклонстве, а после воплощения Слова Божия Он, Творец и Бог завета, сказал: «шедше проповедите всем языком» ( Мк. 16:15 ); да будет «едино стадо и Един Пастырь» ( Ин. 10:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

„Царство небесное, сказал Господь, подобно хозяину дома, который вышел рано утром (по нашему в 6 часов) нанять работников в виноградник свой, и нанял их на целый день за динарий (обыкновенная плата поденщика). Вышедши около третьего часа (по нашему 9-го), он увидел других, стоявших на торгу без дела, и сказал им: „идите и вы в виноградник мой и, что следовать будет, дам вам“. Они пошли. Опять вышедши около шестого (по нашему 12-го) и девятого (3-го пополудни) часа, он нашел других, стоящих праздно, и сделал то же. Наконец, вышедши около одиннадцатого часа (5-го по полудни), он еще нашел стоящих без дела работников и сказал им: „что вы стоите здесь целый день праздно? " Они отвечали: „никто нас не нанял“. Он сказал им: „идите и вы в виноградник мой и, что следовать будет, получите“. Когда наступил вечер, господин виноградника говорить управителю своему: „позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых“. Пришли нанятые около одиннадцатого часа и получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что получать больше, но получив также по динарию, стали роптать на хозяина дома и говорили: «эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, тогда как мы трудились целый день и терпели зной». Тогда хозяин сказал одному из них: „друг! я не обижаю тебя; не за динарий-ли ты договорился со мною? Возьми свое и пойди. Я хочу дать и этому последнему то же, что и тебе. Разве я не властен в своем имуществе делать, что хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?“ „Так, – прибавил Господь, – будут последние первыми, а первые последними, потому что много званных, но мало избранных“. Значение этой притчи следующее: хозяин – Сам Господь Бог , виноградник – Церковь Христова; работники – люди, призванные в церковь; двенадцать часов дня означают разные периоды времени, в которые Господь призывал в свою Церковь иудеев и язычников, а также разные возрасты жизни, в которые благодать Божия призывает каждого человека ко спасению; динарий – блага царства небесного; вечер и расчет – суд Божий по смерти нашей и втором пришествии Господнем.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Но главная награда это, конечно, «в веке грядущем — жизнь вечная.» Под «пакибытием» разумеется обновление мира, которое откроется воскресением мертвых, всеобщим судом и преобразованием неба и земли. Тогда Апостолы будут участвовать в прославлении Богочеловека Иисуса Христа, принимая участие в суде Его над израильским народом и над всеми людьми свидетельством и ходатайством. Евреи, как избранный народ Божий, считали себя «первыми» среди других; рассчитывали быть первыми и в будущей жизни. Но Господь сказал, что «многие» из них, конечно, за неверие в Него, как в Мессию, окажутся в будущей жизни «последними,» как покаявшиеся мытари и грешники, а также и язычники, окажутся «первыми.» Притча о работниках, получивших ровную плату (Матф. 20:1-16). Эта притча имеет целью уяснить, как может оказаться, что «последний будет первым.» Сделает это милосердие, благость Божия. Царствие Божие представляется здесь под образом домохозяина, нанимающего работников в свой виноградник. Сговорившись с первыми, нанятыми им поутру по «динарию на день,» он при расплате дал по динарию же и всем остальным, которые начали работу не с утра, а позже: с 3-го, 6-го, 9-го и даже с 11-го часа. Пришедшие первыми начали роптать на такую расплату, считая ее несправедливой, но домохозяин на это возразил: «Друг, я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мной? Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе, разве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» «Пенязъ,» или динарий равнялся одной греческой драхме или нашим 25 копейкам, что составляло на востоке обычную поденную плату. День у евреев делился на 12 часов, которые отсчитывались с утра, начиная от восхода солнца. Смысл этой притчи тот, что Господь Сам распоряжается наградами за служение Ему: люди не могут входить с Ним в какие-либо договоры или заключения условия. Вознаграждает Господь людей единственно по Своей благости. Надо знать также, что в деле спасения человека так мало делается самим человеком что о возмездии по долгу не может быть и речи.

http://sedmitza.ru/lib/text/430493/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010