Глава 13 1–25. Царствование Иоахаза (1–9) и Иоаса (10–25) Израильских. 4Цар.13:1 .  В двадцать третий год Иоаса, сына Охозиина, царя Иудейского, воцарился Иоахаз, сын Ииуя, над Израилем в Самарии, и царствовал семнадцать лет, 4Цар.13:2 .  и делал неугодное в очах Господних, и ходил в грехах Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех , и не отставал от них. 4Цар.13:3 .  И возгорелся гнев Господа на Израиля, и Он предавал их в руку Азаила, царя Сирийского, и в руку Венадада, сына Азаилова, во все дни. 4Цар.13:4 .  И помолился Иоахаз лицу Господню, и услышал его Господь, потому что видел стеснение Израильтян, как теснил их царь Сирийский. 4Цар.13:5 .  И дал Господь Израильтянам избавителя, и вышли они из-под руки Сириян, и жили сыны Израилевы в шатрах своих, как вчера и третьего дня. 4Цар.13:6 .  Однако ж не отступали от грехов дома Иеровоама, который ввел Израиля в грех; ходили в них, и дубрава стояла в Самарии. 4Цар.13:7 .  У Иоахаза оставалось войска только пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших, оттого, что истребил их царь Сирийский и обратил их в прах на попрание. 4Цар.13:8 .  Прочее об Иоахазе и обо всем, что он сделал, и о мужественных подвигах его, написано в летописи царей Израильских. 4Цар.13:9 .  И почил Иоахаз с отцами своими, и похоронили его в Самарии. И воцарился Иоас, сын его, вместо него. Борьба с Сирией, начатая еще династией Амврия (Ахавом, ( 3Цар.20:1 ) и ( 3Цар.22:1 ) и Иорамом ( 4Цар.8:28–29,9:14–15 ) ), продолжалась и при династии Ииуя: как при самом Ииуе ( 4Цар.10:32–33 ), так и при сыне его Иоахазе ( 4Цар.13:3,22 ), и во все это время неудачно для Израильского царства; только ради покаянной молитвы Иоахаза Иегова впоследствии дал израильтянам избавителя (мошиа, ст. 5) из той же династии Ииуя – в лице Иеровоама II ( 4Цар.14:26–27 ): время этого царя было периодом цветущего и мирного состояния Израильского царства. Но полного благосостояния Израильское царство не могло иметь, раз все цари его держались богопротивного культа тельцов, а по временам появлялось здесь и язычество; несмотря на реформу Ииуя ( 4Цар.10:26 ), следы язычества оставались в Самарии, напр., насажденная здесь Ахавом дубрава Ашеры Астарты (ст. 6, ср. 3Цар.16:32 ). Это более и более вело силу Израильского царства к упадку (ст. 7), под непрестанными ударами Азаила сирийского (ст. 22). Определение лет царствования Иоахаза в ст. 1: воцарился в 23-й год Иоаса иудейского и царствовал 17 лет, (следовательно, по 40-й год Иоаса иудейского), не согласуется с датой ст. 10, по которому уже в 37-й год Иоаса иудейского воцарился в Израиле соименный ему Иоас, сын Иохаза (следовательно, Иоахаз мог царствовать лишь 14 лет); по-видимому, из двух цифр 23 и 37 первая ошибочна и, может быть, должна быть исправлена на 21 (см. К. Bahr. Die Bucher der Konige, s. 358).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ф.Я. Покровский IV. Царствование Соломона Деятельность Соломона, опирающаяся на предположение единства в израильском народе и c целью закрепления этого единства Соломон вступает на престол Израиля, по-видимому, крепко объединенного между собою; возмущение Адонии направлялось лично против него. Все действия Соломона опираются на предположение этого единства и имеют в виду еще более закрепить его. He боясь возбудить чрез то разъединение в народе и не встречая его, он строит в Иерусалиме великолепный храм Иегове, переносит сюда ковчег завета из Давидовой скинии и скинию собрания Моисееву из Гаваона со всеми её священными вещами ( 3Цар.8:4 ; 2Пар.5:5 ) и делает таким образом иерусалимский храм единственным центром религиозной жизни Израиля, к чему стремился, но чего не мог достигнуть, как мы видели, Давид. И весь Израиль от входа в Емаф до реки египетской (от самой северной границы до юго-западной) с особенною радостью присутствует при его освящении ( 3Цар.8:1–3,65 ) и расходится, радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь рабу своему, Давиду, и народу своему, Израилю (66). Высшие государственные должности, явившиеся в царствование Давида, остаются и при Соломоне, и их занимают частию те же лица, что и при Давиде, частию дети их и другие Давидовы сановники. Главнокомандующим войсками становится после казни Иоава Ванея, начальник царских телохранителей при Давиде. Должность писцов занимают два сановника, Елихореф и Ахия, сыновья Сусы, Давидова писца. Дееписателем остается Иосафат. Государственными податями, вообще всякого рода повинностями, заведывает Адонирам. 272 Первосвященники – Авиафар и Садок. Азария, сын Садока, священник, быть может, придворный, исполнявший тоже, быть может, что и Ира при Давиде ( 3Цар.4:2–6 ; ср. 2Цар.8:16–18; 20:23–26 ). К этим прежним должностям Соломон присоединяет две новые: должность начальника над домом царским, которую занимал некто Ахисар, и должность начальника над приставниками, которые поставлены были им в 12 областях царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 6 1–15. Поколение Аарона, или первосвященническая линия до времен плена вавилонского. 16–30. Потомки Пирсона, Каафа и Мерари. 31–49. Предки Емана, Асафа и Ефана, – начальников левитских хоров времени Давида. 50–53. Потомки первосвященника Епеазара до Ахимааса. 54–81. Жилища – места поселения левитов. 1Пар.6:1 .  Сыновья Левия: Гирсон, Кааф и Мерари. 1Пар.6:2 .  Сыновья Каафа: Амрам, Ицгар, Хеврон и Узиил. 1Пар.6:3 .  Дети Амрама: Аарон, Моисей и Мариам. Сыновья Аарона: Надав, Авиуд, Елеазар и Ифамар. Происхождение Аарона от Левия. Имена сыновей Левия, Каафа, Амрама и Аарона исчисляются в ( Быт.46:11 ; Исх.6:18,20,23 ; Чис.3:2–4 ). 1Пар.6:4 .  Елеазар родил Финееса, Финеес родил Авишуя; 1Пар.6:5 .  Авишуй родил Буккия, Буккий родил Озию; 1Пар.6:6 .  Озия родил Зерахию, Зерахия родил Мераиофа; 1Пар.6:7 .  Мераиоф родил Амарию, Амария родил Ахитува; 1Пар.6:8 .  Ахитув родил Садока, Садок родил Ахимааса; Стихи 1Пар.6:4–15 . Потомки и преемники Елеазара, сына Ааронова, по первосвященству. Рассматривая линию Елеазара, как единственно законную, автор перечисляет происходящих из нее первосвященников и совершенно не касается линии Ифамара, хотя и знает о ее существовании ( 1Пар.24:3 и д.). Уже в силу этого одного приводимый им список ветхозаветных первосвященников отличается неполнотою. Она еще более усиливается пропуском некоторых первосвященников из линии Елеазара. Иоддая – современника Иоаса ( 4Цар.11 ), Урия – современника Ахаза ( 4Цар.16:10 ), Азарии – современника Езекии и некоторых других. Вообще, из 28 первосвященников допленного периода (Иосиф Флавий, «Иудейские Древности», 5:15) автором отмечаются лишь 23. По мнению Кейля, все эти пропуски находились, вероятно, в самих источниках кн. Паралипоменон. 1Пар.6:9 .  Ахимаас родил Азарию, Азария родил Иоанана; Так как Ахимаас – сын Садока ( 1Пар.6:8 ), современника Давида ( 1Пар.24:3 ), то время его жизни должно падать на царствование Соломона. При нем же мог проходить свое служение и внук Садока Азария, что подтверждается ( 3Цар.4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 10 1–13. Посещение царицы Савской. 14–25. Богатство Соломона, роскошь и великолепие его двора и слава у царей земли. 26–29. Конница Соломонова. 3Цар.10:1 .  Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. Местом жительства и царствования царицы Савской (евр. Шеба) обыкновенно считается Счастливая Аравия ( Быт.10:7 ; 1Пар.1:9 ). По И. Флавию (Иудейские Древн. VIII, 6, 5), напротив, она жила и царствовала в Эфиопии; мнение И. Флав. повторяют Евсевий – Иероним (Onomast 807) и блаженный Феодорит (вопр. 33). Но мнение И. Флавия основано на смешении племени Шеба (арабского) с племенем Себа – кушитским ( Ис.43:3 ; Пс.71:10 ). В преданиях мусульман сохранилось имя царицы Савской – Билькис (ср. Коран, сура 27, 29, рус. перев. проф. Г. Саблукова , Казань, 1877, с. 322). Цель посещения царицы Савской определяется так: «пришла испытать его (Соломона) загадками»; состязания в остроумии доселе обычны у арабов, у которых мудрецы одного племени ищут случая к состязанию с мудрецами другого дружественного племени (ср. Суд.14:12–19 ). Подобное состязание в решении загадок, по И. Флавию (Иудейские Древн. VIII, 5, 3), имело место и в сношениях Соломона с Хирамом Тирским. В Евангелии, в словах Господа ( Мф.12:42 ; Лк.11:31 ) целью прихода царицы Савской указывается желание послушать мудрости Соломоновой, как слабого предизображения Божественной мудрости учения Господа, и в этом отношении она является типом всех язычников, помимо закона тяготевших к Христу и впоследствии самым делом обратившихся к Нему (блаженный Феодорит, вопр. 33). 3Цар.10:2 .  И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце. В числе подарков, которыми, по обычаям Востока, царица Савская свидетельствовала Соломону свое уважение (ср. Пс.71:10 ), упомянуты «благовония» (евр. бесамим), вероятно, бальзамовое растение: по И. Флавию, от царицы Савской ведет начало растущее в Палестине, близ Иерихона, и дающее корень опобальзама (Иудейские Древн. VIII, 6, 6); растение это, несомненно, происходит из Аравии (проф. Гуляев, с. 232).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 6 3Цар.6:1 .  В четыреста восьмидесятом году по исше­с­т­вии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год цар­с­т­во­вания Соломонова над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он стро­ить храм Го­с­по­ду. Год закладки Соломонова храма был 480 (по LXX – 440) годом по исходе евреев из Египта. Здесь впервые в Библии встречаем определенную хронологическую дату для целого периода библейской истории. Дата эта, однако, по-видимому, не согласуется: а) с хронологией периода судей по книге Судей, и б) со свидетельством книги ( Деян.13:20 ) о продолжительности периода судей. Сумма лет, упомянутых в книге Судей порабощений евреев иноземными народами и лет правления судей, равняется 410 лет; прибавляя сюда число лет правления Моисея – Иисуса Навина (65 л.), Саула-Давида (60 л.) и первые 4 года Соломонова правления, получаем 129, всего для названного периода – правления Моисея и Иисуса Навина (65 л.), Саула (по ( Деян.13:21 ) 40 л.), Давида и первых лет Соломона, – 599 л. ; по И. Флавию (Иудейские Древн. VIII, 3, 1), – 592 года или (Иудейские Древн. XX, 10, Против Апиона II, 2) 612 л. При всем том дата означенного периода может быть без затруднений сведена к указанной в тексте ( 3Цар.6:1 ) цифре, если принять во внимание, что в периоде судей не раз имели место одновременно порабощения в разных частях Палестины (ср. Суд.10:7 ), и порабощение одной местности страны – с миром в остальной ее части, так что общая сумма лет периода судей может быть уменьшена до 300 или несколько больше (Philippson, D. Israelitische Bibel II, 133). Во всяком случае, уже самая определенность рассматриваемой даты, причем называется даже месяц, когда произошла закладка храма, ручается за точность даты еврейского текста и переводов. Напротив, дата LXX и слав. перев.: 440 год не подтверждается ни древними рукописями оригинального текста, ни переводами, и, может быть, обязана смешению букв евр. Q мем (40) и S пэ (80) 3 . «Зив» (по Халд. Тарг. «месяц блеска цветов»), после плена получивший название «Йар», второй (после Нисана) месяц еврейского гражданского года, соответствует большей части нашего мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Посланничество, посылать Библия часто говорит о том, что Бог посылает к людям Своих вестников; за этим стоит то обстоятельство, что, с одной стороны, Бог «приклоняется» с высот к земле, чтобы принять участие в жизни людей ( Пс. 112:5.6 ), но с др. стороны Он, как Господь, не допускает проявления людьми полного своеволия в действиях. Бог является Тем, Кто посылает вестников с определ. миссией, и Его создание может быть только ⇒ посланником или получателем. I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ 1) общее значение слова «посылать» – «поручать»: напр., Бог посылает Своего ангела с поручением вести и охранять Его народ ( Исх. 23:20 ; ср. также Быт. 24:7 ); 2) чаще всего П. означает поручение передать определ. весть, т.е. повеление или разрешение возвестить ее (ср. 3Цар. 5:2.8 ). Выражение «послать за...» может иметь значение «потребовать» ( 3Цар. 20:7 ); 3) «послать» в значении «поручить известить кого-то» особенно часто встречается в тех случаях, когда речь идет о ⇒ пророках. Их посылает Сам Бог, и они, вняв Ему, идут, говорят или проповедуют ( Ис. 6:8 ; Иер. 1:7 ). О лжепророках сказано, что они «не посланы», т.е. не имеют поручения от Бога ( Иер. 14:14 ; Иер. 23:21.32 ; Иер. 27:15 ; Иер. 29:9 ). Послушание требуется не только от посланных пророков: сами пророки получают власть требовать послушания от тех, к кому они посланы ( Иер. 26:12 ). О народе, который не слушает посланников Божьих, Бог говорит: «Они не слушались Меня» ( Иер. 7:25 ); 4) наделяя посланных полномочиями, Бог не отдает Свое Слово в распоряжение человека-посредника: через него Он передает на землю Свое Слово ( Пс. 106:20 ; Пс. 147:1–4 ), позволяя совершиться тому, для чего Он и посылал это Слово ( Ис. 55:11 ); Бог Сам посылает «милость Свою и истину Свою» ( Пс. 56:4 ), а также «избавление народу Своему» ( Пс. 110:9 ); 5) в ВЗ глагол «П.» иногда употребляется в том значении, которое указывает на НЗ: Бог посылает вестников, чтобы уберечь Свой народ от последнего Суда. Так, в Мал. 4:5.6 содержится обетование о том, что будет вторично послан пр. ⇒ Илия . Божья цель, а именно благовествование нищим, исцеление сокрушенных сердцем, освобождение узников, проповедь милости и суда, так ясно высказана в Ис. 61:1 , что Иисус, воспроизводя это место Писания, говорит: «Ныне исполнилось писание сие, услышанное вами» ( Лк. 4:16–21 ). Все многообразие новозаветного понятия «посланничество» отражается в Ис. 66:19 , где Бог дает обетование послать людей из числа спасенных Им к язычникам, чтобы проповедать среди них Его славу. II. В НОВОМ ЗАВЕТЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

1) Общие данные для характеристики времени и для установи и terminus a quo и ad quem; начала точного определения времени пророка Малахии. Обращаясь к времени деятельности пророка Малахии, надо сказать, что в общем это время определяется довольно легко. Несомненно, прежде всего, что деятельность пророка Малахии принадлежит к после-пленному времени или, точнее, к времени персидского владычества (536–332 г. до Р. Хр.) 133 . Это доказывается упоминаемым в 8 ст. 1 гл. названием областеначальника , указывающим с несомненностью на персидское время. «Когда приводите (в жертву) слепое, – читаем мы в этом стихе, – разве это не худо? и когда приводите хромое и больное, разве это не худо? Поднеси-ка это твоему областному правителю ( ): будет ли он к тебе благосклонен и милостиво ли примет тебя?» Что деятельность пророка и проповедь его имели место в Иерусалиме, – это очевидно из многих мест его книги, напр.: 1:7, 10–14; 2:11; 3:1, 4, 10; но что это – не Иерусалим времен царей иудейских, видно из того, что в приведенном 8 ст. 1 гл. пророк не сказал, «поднеси-ка это царю твоему ()», – как сказать было бы совершенно естественно и более годилось бы для выражения мысли пророка, если бы только в его время иудеи управлялись своими царями. Слово чуждо собственно еврейскому языку и обязано своим появлением в памятниках Ветхого завета халдейскому и персидскому владычеству, а в редких случаях употребление своего в древнейших памятниках, оно встречается или прямо как иноземное название, или же обусловлено иноземным влиянием. Оно обозначает областеначальника, или, – как обыкновенно передают немецкие ученые, – «штатгальтера», а равно и военачальника 134 – у ассирийцев ( Ис.36:9 ; 4Цар.18:24 ), халдеев ( Иез.23:6, 12, 23 ; Иер.51:23 ) и, главным образом, персов ( Есф.8:9; 9:3 ). Однажды, впрочем, оно употреблено и в отношении к сирийским областеначальникам ( 3Цар.20:24 ). В применении к Иудее употребляется, как название персидских штатгальтеров Иудеи ( Агг.1:1, 14; 2:2, 21 ; Ездр.5:14 ; Неем.5:14, 18 ) Дважды только, – в параллельных известиях 3Цар.10:15 и 2Пар.9:14 , – оно обозначает Соломоновых областеначальников: но, по всей вероятности, в этом случае оно является заимствованным иностранным названием 135 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29     О книгах Паралипоменон Название книг . Следующие в греческой Библии за кн. Царств две книги Паралипоменон составляют в древнем (Иосиф Флавий. Против Аппиона 1:8; Ориген у Евсевия. Церковная История VI, 25) и современном еврейском тексте одну, известную под именем «дибрей гайомим» и отнесенную не к историческим книгам, но к так называемым «ктувим» (греч.: «агиографам»), т.е. «писаниям». Еврейское наименование, перед которым, согласно указанию ( 3Цар.14:19,29 ; 3Цар.15:7,23 ), должно стоять слово «сефер» (книга), буквально значит: «книга ежедневных событий», соответствует нашему «Летопись», т.е. указывает на форму изложения материала, а включение книги в состав раздела «ктувим» объясняется, как думают, ее увещательным характером. Надписание «дибрей гайомим» вполне точно передается в латинском переводе блаж. Иеронима термином «Libri Chronicorum», но в греческом тексте заменяется совершенно иным « Παραλιπομνων βασιλων Ιοδα». Возникновение греческого наименования объясняют тем, что ко времени перевода изданная книга не имела в еврейской Библии определенного названия, и потому LXX, видя в ней восполнение, добавление к книгам Царств (Synopsis scripturae sanctae, In Atnanasii op. II, p. 83; блаж. Иероним – послание к Павлику; Исидор Севилыжий, Origin, lib. VI, с. 1), усвоили ей данное имя. С новым названием кн. Паралипоменон получила у LXX и новое деление: одна книга еврейского текста разделена у них на две, по всей вероятности, в подражание делению книг Царств. Как в них для истории царствования Давида отведена 2-ая кн., и с 3-ей начинается история правления Соломона, так точно и в книге Паралипоменон повествования о делах этих двух царей помещаются в различных книгах: в конце первой о делах Давида, с начала второй – о делах Соломона. Время написания книг и автор . Как видно из упоминания об указе Кира, разрешившем возвращение евреям на родину ( 2Пар.36:22,23 ), а также персидских названий монет ( 1Пар.29:7 ) и мер ( 2Пар.3:3 ), кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 4 1–7. Чудесное умножение елея у одной пророческой вдовы. 8–37. Рождение у благочестивой Сонамитянки сына по слову пророка и воскрешение его последним. 38–41. Пророк обезвреживает ядовитую пищу. 42–44. Чудесно насыщает малым количеством хлеба большое число людей. 4Цар.4:1 .  Одна из жен сынов пророческих с воплем говорила Елисею: раб твой, мой муж, умер; а ты знаешь, что раб твой боялся Господа; теперь пришел заимодавец взять обоих детей моих в рабы себе. 4Цар.4:2 .  И сказал ей Елисей: что мне сделать тебе? скажи мне, что есть у тебя в доме? Она сказала: нет у рабы твоей ничего в доме, кроме сосуда с елеем. 4Цар.4:3 .  И сказал он: пойди, попроси себе сосудов на стороне, у всех соседей твоих, сосудов порожних; набери немало, 4Цар.4:4 .  и пойди, запри дверь за собою и за сыновьями твоими, и наливай во все эти сосуды; полные отставляй. 4Цар.4:5 .  И пошла от него и заперла дверь за собой и за сыновьями своими. Они подавали ей, а она наливала. 4Цар.4:6 .  Когда наполнены были сосуды, она сказала сыну своему: подай мне еще сосуд. Он сказал ей: нет более сосудов. И остановилось масло. 4Цар.4:7 .  И пришла она, и пересказала человеку Божию. Он сказал: пойди, продай масло и заплати долги твои; а что останется, тем будешь жить с сыновьями твоими. Из данного рассказа видно, что к «сынам пророческим» принадлежали не только молодые холостые люди, но и женатые, отцы семейств, следовательно институт этот не напоминал монашеских орденов. Не живя вместе с другими членами обществ «сынов пророческих», такие семейные люди объединялись с другими личностью пророка руководителя. В умершем «сыне пророческом», «муже богобоязненном» традиция (раввины, И. Флавий, ср. блаж. Феодорит, вопр. 14) указывала известного из истории пророка Илии «богобоязненного» Авдия ( 3Цар.18:3 и далее), домоправителя Ахавова, который прилагал великое попечение о пропитании пророков и после впал в долги. Намерение кредитора продать в рабство детей вдовы оправдывалось буквою закона ( Лев.25:39 ; Исх.21:2 ) и жестокой практикой жизни ( Мф.18:25 ). Чудо умножения Елисеем елея, конечно, имеет сходство с чудесным пропитанием пророка Илией сарептской вдовы ( 3Цар.17:8–16 ), но отнюдь не вынуждает видеть в рассказе о чуде Елисея неудачный дубль рассказа об Илии, тем более, что каждый рассказ, кроме общих черт, имеет и самостоятельные, отличные черты.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Драгоценные камни В самой Палестине нет месторождений Д.К., но при раскопках здесь было обнаружено множество предметов, сделанных из драг. или полудраг. камней, в т.ч. печатей и фигурок скарабеев. Большая часть их была найдена в юж. областях Палестины, в культурных слоях, относящихся к железному веку. Предположит., эти изделия были привезены из Египта. кроме того, Д.К. вывозили из Хавила ( Быт 2 и след.), Савы (Аравия; 3Цар. 10:2 ; Иез. 27:22 ), Офира ( 3Цар. 10:11 ) и Эдома ( Иез. 27:16 , в Синод. пер. – «Арамеяне»). Возможно, идентификация Д.К. в нижеслед. описании не совсем полная: 1) АГАТ [евр. шево; аккад. шубу], полудраг. камень, минерал класса силикатов, назв. по одному из его месторождений на реке Ахат в Сицилии. Камень имеет разную окраску и особенно ценится за свой естеств. рисунок. В Исх. 28:19 ; Исх. 39:12 агат назван вторым камнем третьего ряда в наперснике первосвященника; 2) АЛМАЗ [евр. яхалом], Д.К. ( Исх. 28:18 ; Исх. 39:11 ; Иез. 28:13 ), назв. в Септуагинте и Вульгате ясписом (яшмой). Совр. алмаз, вероятно, не был известен в древности, поскольку достоверные сведения о нем появляются только в I в. по Р.Х. Еврейское слово шамир, переданное в Синод. и многих других переводах как алмаз ( Иер. 17:1 ; Иез. 3:9 ), в Ис. 5:6 ; Ис. 7:23–25 и др. употребляется как собират. понятие, обозначающее «тернии». При таком толковании слова шамир более понятным стало бы и упоминание алмаза в Иер. 17:1 , но, видимо, здесь имеется в виду адамантан, разновидность корунда, как и алмаз, самый твердый из известных минералов (см. Иез. 3:9 ); 3) АМЕТИСТ [евр. ахлама, греч. аметюстос], прозрачные кристаллы кварца пурпурной или фиолетовой окраски. Этот Д.К. ввозили в Палестину из Эдома, Египта, Галатии и с Кипра, а отдельные экземпляры – из Испании и Индии. Аметист использовался, гл. обр., для изготовления колец с печаткой. По поверию древних греков, аметист охраняет от опьянения; иудеи верили, что этот Д.К. навевает тому, кто его носит, приятные сновидения. Аметист – третий камень третьего ряда в наперснике первосвященника ( Исх. 28:19 ; Исх. 39:12 ) и двенадцатый – в основании стены нового Иерусалима ( Откр. 21:20 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010