Глава I 1 . Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии – царей Иудейских. Это надписание принадлежит всем соединенным вместе пророчествам Исаии, которые произнесены в течение более пятидесяти лет, и которые дошли до нас под именем книги пророка Исаии. Это явствует из перечисления царей, во время которых жил и пророчествовал Исаия. Пророчества о язычниках и царствах их, как об Ассуре и Вавилоне (гл. XIII и XIV), о Моаве (XV и XVI), о Дамаске (XVII); об Ефиопии и Египте (XVIII и XIX); об Тире (XXIII) и других местностях (XXI- XXII) все произнесены в отношении к будущности Сиона и грядущего царствия Божия, и имеют в виду как центр, около которого вращаются все события, Иерусалим с прилежащей в нему Иудеей; вот почему в 1 стихе все пророчества Исаии названы „видением об Иудее и Иерусалиме“. В сущности, вся первая глава могла бы быть названа вступлением ко всей книге пророка Исаии, так как в ней содержится сущность всех его пророчеств, а именно: обличение пороков (ст. 2–15); призыв к покаянию (ст. 16 –19); обещание, что Сион спасется правдою (ст. 27). Содержание первой главы представляет собою нечто целое: это совершенно законченная речь, обращенная к народу. Со второй главы начинается совершенно новое пророчество: („слово, которое было в видении“ и проч.). В первой главе пророк послан сказать народу обетования, что время долготерпения Господа к грехам его истекает. Но Ему угодно в милосердии Своем снова напомнить ему о покаянии. В этой части речи пророка есть явные намеки на угрозы, произнесенные неверному народу в XXVI гл. Левит и в XXXII гл. Второзакония, а также на слова Господа при освящении храма Соломона в 3Цар. 9:6–9 . Господь в пророчестве Исаии напоминает Израилю, что Он воспитал и возвысил Израиля и наказывал его как Отец милосердый, но что испорченный, утративший правду сердца и памятующий только обряды, народ соделался чуждым Господу. Милосердие Отца небесного однако глаголет еще народу: „очиститесь, удалите злые деяния от очей Моих, научитесь делать добро; ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову и тогда придите и рассудим, говорит Господь“ (ст. 16–18). Господь обещает забыть все грехи, и даровать земные блага, если только народ обратится к добру, памятуя Бога и Царя своего. Но да памятует народ, что гнев Господень не замедлит поразить неверных Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Итак, слово Господне было к Михею после Осии, Амоса и Исаии, пророчествовавших во время [царя] Озии; отсюда мы заключаем, что Михей не пророчествовал во время Озии, а пророчествовал во время сына его Иоафама, после которого царствовал Ахаз; а Езекия, при котором десять колен были отведены в плен ассириянами, ( 4Цар.17 ), наследовал царство после отца своего Ахаза. Итак, по отношению к истории оглавление пророчества располагается соответственно порядку плена, сначала о Самарии, а потом о Иерусалиме, потому что сначала была взята Самария, – столица Израиля, – а потом Иерусалим, – столица Иуды; а по отношению к таинственному смыслу, – причем Самария всегда понимается в смысле ересей, а Иерусалим – церкви, – мы говорим, что слово Господне было к смиренному, [или Иерусалиму] и сонаследнику Христа об извращенном учении и о церкви, если бы она допустила какие-либо грехи. В этом и заключается смысл и расположение всей книги пророка. А что Самария и десять колен, оторвавшихся от дома Давидова при Иеровоаме ( 3Цар.12 ), принимаются в значении еретиков, об этом свидетельствует и все Писание, и особенно пророк Осия, и эта самая книга Михея, называющая еретиков нечестивыми, и принадлежащих к церкви – грешниками. Ведь почти непосредственно (за сим) следуют (слова): «Что есть нечестие Иакова? разве не Самария? и что есть грех Иуды? разве не Иерусалим?» Так согласно LXX. Каким образом остальное читается в еврейском тексте, мы присоединим немного после. А то, что еретики опираются на видимую возвышенность своих догматов и с презрением относятся к простоте (учения) церкви, указано в другом месте: «Горе презирающим Сион и доверяющимся горе Самарийской» ( Ам.6:1 ), «ибо от Сиона изыдет закон и слово Господне от Иерусалима» ( Ис.2:3 ). Затем, Самария устроила себе по своему разумению золотых тельцов, которые, правда, имеют внешнее благоприличие, но не имеют духа жизни, – и устроила в доме Божиим, что обозначает слово Вефиль. Ведь народ израильский мог принять только тех богов, которые поставлены в доме Божием и согласно с Писанием; но хотя самаритяне и называют место своих сборищ Вефилем, однако после устроения в нем идолов оно перестало быть Вефилем (домом Божиим) и называется Вефавен (Bemhaien), что значит «дом идола», почему LXX перевели дом ν... Это (относится) к оглавлению книги. А теперь перейдем к началу пророчества и вследствие свирепствования Лернейской гидры испросим наития Святого Духа. Вы же, о Павла и Евстохия, излейте молитвы свои ко Господу Спасителю, чтобы мне не повредила зависть, чтобы свободный ум размышлял только о том, что он стремится изъяснить, и не чувствовал ударов злословия, которое Господь презрел в часы Своих страданий ( Мк.14 , и Ин.14 , Ин.18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

О свящ. изображениях (иконах) и других свящ. предметах I Какая еще есть у христиан чтимая вещественная святыня, кроме св. креста Христова? Христиане имеют и чтут священные изображения Господа Бога, в Троице славимого, изображения событий нашего спасения, изображения Божьей Матери, св. Ангелов и свв. Угодников Божьих. Упоминается ли в св. Писании об изображениях вообще? Упоминается, и очень часто. Как относится св. Писание к изображениям? Одни из изображений св. Писание совершенно отвергает и запрещает, как изображения ложные: их нельзя делать, нельзя иметь их и почитать. Другие изображения в Писании повелевается делать, повелевается считать их священными и почитать их. Св. Писание, таким образом, все изображения разделяет на два разряда: одни – ложные , а другие – истинные священные. Что такое – ложные изображения? Ложные изображения суть бесчувственные идолы, которыми язычники заменяют истинного Бога. Таковы: телец ( Исх. 32:4 ); Молох ( Лев. 18:21 ); Ваалфегор ( Чис 25:3 ); Ваал и Астарта ( Суд. 2:13 ; 3Цар. 18:21–29 ); Дагон ( 1Цар. 5 гл) и др.. Эти боги суть идолы. Почему идолы считаются ложными изображениями? Потому что ничего соответствующего этим изображениям в действительности нет. Это – выдумка невежественных людей. Когда у нас изображается Спаситель, то Он и на Самом деле существует; но ничего подобного какой-либо Астарте, или Ваалу, или других идолов в действительности никогда не существовало да и существовать не может. Нехорошо поступали и поступают люди, делавшие и делающие идолов, но еще хуже то, что они эти изображения несуществующих, выдуманных существ ставили и ставят вместо истинного Бога. Поэтому-то Ап. Павел и говорит, что идолы – суть изображения несуществующего. " Мы знаем, – пишет Апостол, – что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» ( 1Кор. 8:4–6 ). Что же такое идолы на самом деле? Это – изделие рук человеческих. «Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они – как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах... Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим, ибо выплавленное им есть ложь , и нет в нем духа. Это совершенная пустота, дело заблуждения; во время посещения их они исчезнут» ( Иер 10:2–5, 14, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Принадлежности Православного Богослужения Общие принадлежности Православного Богослужения, – независимо от времени и места, – суть: иконы, светильники, образ Богослужения, каждение, крестное знамение, поклонения. Святые иконы Церковь Православная совершает Богослужение всегда пред священными изображениями Господа и Святых, – пред знамениями Церкви небесной, непрестанно презирающей на молитвы верующих. Начало и основание иконопочитания заключается в природе и Божественном Откровении. Естественное слово человека есть образ разумной души. Слово Откровенное, будучи образом Бога вечного, всемогущего, премудрого, благого 119 , представляет нам Сына Божия – образом Бога Отца ( Евр.1:3 ; Ин.14:8–9 ); человека – образом и подобием Божиим ( Быт.1:26 ); Пасхального агнца, – образом Агнца Божия Иисуса Христа ( Исх.12:10 ; Ин.19:36 ); змия, которого Моисей вознес в пустыне, – образом Распятого Богочеловека ( Ин.3:14 ), и проч. Запрещая поклонение идолам, которые суть изображения несуществующего ( 1Кор.8:4 ), Бог Сам, предписал употребление изображений достопокланяемых. По Его повелению в Ветхозаветной Церкви были устроены и в самом Святая Святых поставлены золотые изображения Херувимов ( Исх.25:18 ; 3Цар.6:35 ). Если же при начатках Божественного Откровения, у народа, склонного к идолопоклонству, были священные изображения; тем приличнее иметь их в Христианстве, когда Откровение в полноте и совершенстве принесено на землю и когда поклонение духом и истиной, внушающее возносить мысли и сердца от образа к Первообразному, поставило Христиан выше грубого идолопоклонства. Действительно почитание Икон освящено Христианством от самого начала его. Оно освящено примером Самого Господа, и по виду став как человек ( Флп.2:7 ), и во время Своей земной жизни благоволил дать нерукотворный образ Свой Авгарю, Царю Едесскому. Освящено преданием и примером св. Апостолов; ибо Апостол и Евангелист Лука написал икону Божией Матери – Одигитрии, и св. Ап. Петра и Павла 120 . Освящено всегдашним почитанием Икон в древние Христианские времена и благодатью, подаваемой верующим от Икон явленных и чудотворных.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Псалом 5 О наследствующем (в Римск. и друг. изданиях LXX: в конец о наследствующей), псалом Давиду. С Евр.: начальнику хора. На струнных орудиях 32 . «Наследствующий, (или наследствующая), – говорит св. Афанасий, – есть боголюбивая душа или Церковь ». То же св. Злат. и бл. Феодорит. По мнению древних Иудеев, как свидетельствует Кимхи, псалом сей написан Давидом в гонение Саула; по другим – Авессалома. Большая часть толковников видят в этом псалме молитву Церкви, или благочестивой души, обуреваемой напастями, о спасении. 2 . 3. Глаголы моя внуши 33 , Господи. Глаголы, т.е. слова молитвы, внуши – выслушай, внемли им; разумей звание 34 , т.е. познай мой вопль, мое призывание. «Званием пророк называет здесь, – говорит св. Злат., – не звук голоса, но расположение души», по бл. Феод., «ревностную молитву; а слово внуши значит: слова молитвы моей да внидут в уши Твои; благоводительно выслушай мои моления, и вникни в слова прошения моего: ибо я знаю, что Ты Бог и Царь». С Евр.: «услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои. Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! Ибо я к Тебе молюсь». 4 . Заутра услыши глас мой. Евреи молились три раза в день – утром, в полдень и вечером. Так молился св. пророк Даниил ( Дан. 6:10 ). Здесь разумеется утренняя молитва . Заутра предстану Ти, и узриши 35 мя. «Не всякий может это сказать, – как справедливо замечает блаж. Феодорит, – но разве тот, кто подобно великому Илие, по дерзновению, заслуженному житием, смеет небоязненно говорить: жив Господь, Ему же предстою днесь» ( 3Цар. 18:15 ). Многие молятся, но стоят вдали от Бога. 5 . Яко Бог не хотяй беззакония, Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй. Т.е. Господу Богу противно всякое беззаконие, а потому Он отвергает молитвы людей нечестивых, нераскаянных. Не приселится – не водворится у Тебя, «не будет любезен Тебе, не будет близок к Тебе лукавнуяй» – (Злат.), или злой человек. С Евр.: «ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой». 6 . Нечестивые не пребудут пред очами Твоими; Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

СВЯТЫЕ В конце домашних утренних и вечерних молитв призывай святых патриархов, пророков, апостолов, святителей, мучеников, исповедников, преподобных, воздержников или подвижников, бессребреников, чтобы, видя в них осуществление всякой добродетели, и самому сделаться подражателем во всякой добродетели. У патриархов учись детской вере и послушанию Господа; у пророков и апостолов – ревности о славе Божией и о спасении душ человеческих; у святителей – ревности проповедывать Слово Божие и вообще писаниями содействовать к возможному прославлению имени Божия, к утверждению веры, надежды и любви в христианах; у мучеников и исповедников – твердости за веру и благочестие перед людьми неверующими и нечестивыми; у подвижников – распинанию плоти со страстьми и похотьми, молитве и богомыслию; у бессребреников – нестяжательности и безвозмездной помощи нуждающимся (1). Святые исполнили слово Господа; Господь исполняет их слово; они делали для Него – Он для них. «Какою мерою мерите, – сказал Сам Господь, – такою и вам будут мерить» ( Мф. 7:2 ). Вот почему Господь исполняет скоро молитвы за нас святых (1). " Авраам раб Мой помолится... Иов раб Мой помолится о вас... Моисей... Самуил... Илия» (см. Иов. 42:8 ; Быт. 20:7, 17 ; Иер. 15:1 ; 3Цар. 18:36 ; Пс. 98:6 ). Молитвы святых о нас приятны Господу, как верных рабов Божиих (1). Святые Божии – великие купцы, обогатившиеся всеми душевными сокровищами, всеми добродетелями: кротостью, смирением, воздержанием, терпением, богатой верой, надеждой и любовью. Оттого мы и просим их святых молитв, как нищие богатых, чтобы они помогли нам в нашей духовной бедности, чтобы они научили нас молиться и преуспевать в христианских добродетелях, чтобы они, как имеющие дерзновение перед Богом, молились об отпущении наших грехов и предохраняли нас от новых. Ходим к земным купцам в их лавки покупать их товары: как не обращаться нам к небесным купцам с молитвою усердною, как бы серебром и златом, как не покупать у них их ходатайства перед Богом о прощении грехов и о даровании различных христианских добродетелей! Кажется, это очень естественно (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Частные вопросы веры Божией, извращаемой сектантами 25. О бессмертии души (Против адвентистов) Учение Ветхого Завета Господь создал тело человека из земли, а душу от Своего дуновения: «Создал Господь Бог человека из праха земного... вдунул в лицо его дыхание жизни и стал человек душою живою» ( Быт.2:7 ). И у животных есть «душа», но она не от дуновения Божия, а прямо от природы: «и сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую... да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных» ( Быт.1:20–24 ). В Писании потому и говорится, что душу (животных) есть возможно; но это законом запрещено: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу: как зелень травную даю вам все. Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» ( Быт.9:3–4 ). «Никакого тука и никакой крови не ешьте» ( Лев.3:17 ). Значит, в Писании должно отличать душу человеческую от души животной ( Лев.17:11 ; Втор.12:23 ). Душа живет в теле, как в жилище: «Жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать, подобно ткачу, жизнь мою: Он (т.е. Бог) отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину» ( Ис.38:12 ). Бог «слугам Своим не доверяет; и в Ангелах Своих усматривает недостатки, тем более в обитающих в храминах из брения» ( Иов.4:18–19 ). Душа представляется самостоятельной, выходящей и входящей в тело человеческое: «Услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего (умершего) в него, и он ожил» ( 3Цар.17:22 ). Отшествие души в загробный мир называется также отшествием к Богу: «И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» ( Еккл.12:7 ). Душа после разрушения тела живет как бы в особой обители: После смерти «отходит человек в вечный дом свой» ( Еккл.12:5 ). Товит молился Богу: «Повели освободить меня в вечную обитель» ( Тов.3:6 ). Преисподняя, как жилище душ умерших людей, наполнена живыми, сознающими и говорящими душами: По поводу смерти Навуходоносора пророк Исайя пишет: «ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! И ты стал подобен нам» ( Ис.14:9–10 ; ср. Иез.31:3–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Храм I. ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА В Библии Х. [лат. templum, «помещение, посвящ. божеству» ] – это святилище Господа в ⇒ Иерусалиме . Еврейское слово хехал означает прежде всего «роскошный шатер» или «великолепное здание», при этом подразумевается дворец вост. властителя; иногда слово хехал используется в этом значении и по отношению к Иерусалимскому Х. ( Ис. 6:1 ; Мал. 3:1 ). В греч. языке для обозначения Х. употребляются слова гиерон («святилище»; Мф. 4:5 ; Мф. 21:12 ; Мк. 14:49 ) или наос («храм»; Лк. 1:9 ). Иногда о нем говорится как о «святом храме» ( Авв. 2:20 ), многокр. – как о «доме Господнем» ( 3Цар. 8:10 ) или как о «доме Божием» ( 2Пар. 5:14 ). II. ХРАМ СОЛОМОНА 1) МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ. Соломон построил Х. на горе Мориа ( 2Пар. 3:1 ) или Сион ( Пс. 64:2 ; Пс. 134:21 ), на том месте, которое было указано Давиду Господом ( 2Цар. 24:18 ). Это место – плоская часть возвышенности, назв. в Иер. 21 " скалой равнины», – единственная относит. ровная площадка в Иерусалиме. Ныне она носит название Харам-эш-Шериф – «возвышенное святилище». Совр. размеры площадки – 500 х 300 м, но первонач. она была меньше. Ее центр. часть представляет собой ровное возвышение, приподнятое на несколько метров над остальной плоскостью; на нем стоит «святая скала» – скальный блок дл. 17,4 м, шир. 13,2 м и выс. 1,8 м. Вероятно, здесь находился жертвенник всесожжения Х. Соломона. Т.о., исследователи получают точку отсчета при определении положения Х. на Храмовой горе; 2) СТРОИТЕЛЬСТВО. Давид пожелал построить дом Господу ( 2Цар. 7 ), но смог лишь заготовить для возведения Х. дорогостоящий строит. материал и подготовить чертежи ( 1Пар. 28 – 1Пар. 29:8 ). Строит-во же Х. Господь поручил его наследнику ( 1Пар. 28:3.6 ). Соломон заручился помощью финик. строителей и мастеров по обработке металла ( 3Цар. 5:1 ; 3Цар. 7:13 ). Строит. лес доставлялся по морю ( 3Цар. 5:9 ); каменные блоки обтесывались с такой точностью, что на месте их достаточно было ставить, не подгоняя, один к другому ( 3Цар. 6:7 ). Строит-во продолжалось семь лет, со 2-го месяца 4-го года (967 г. до Р.Х.; 3Цар. 6:1 ) до 8-го месяца 11-го года царствования Соломона (961 г. до Р.Х.; 3Цар. 6:38 ). Освящение Х. в 7-м месяце ( 3Цар. 8:2 ), согл. нашему совр. календарю, относится к след. году (960 г. до Р.Х). Как и при освящении ⇒ скинии ( Исх. 40:34 ), при освящении Х. явилась слава Божья и наполнила здание ( 3Цар. 8:10 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 20 1–43. Удачи Ахава в войне с сирийцами. 3Цар.20:1 .  Венадад, царь Сирийский, собрал все свое войско, и с ним были тридцать два царя, и кони и колесницы, и пошел, осадил Самарию и воевал против нее. 3Цар.20:2 .  И послал послов к Ахаву, царю Израильскому, в город, 3Цар.20:3 .  и сказал ему: так говорит Венадад: серебро твое и золото твое – мои, и жены твои и лучшие сыновья твои – мои. 3Цар.20:4 .  И отвечал царь Израильский и сказал: да будет по слову твоему, господин мой царь: я и все мое – твое. 3Цар.20:5 .  И опять пришли послы и сказали: так говорит Венадад: я послал к тебе сказать: «серебро твое, и золото твое, и жён твоих, и сыновей твоих отдай мне»; 3Цар.20:6 .  поэтому я завтра, к этому времени, пришлю к тебе рабов моих, чтобы они осмотрели твой дом и домы служащих при тебе, и все дорогое для глаз твоих взяли в свои руки и унесли. 3Цар.20:7 .  И созвал царь Израильский всех старейшин земли и сказал: замечайте и смотрите, он замышляет зло; когда он присылал ко мне за жёнами моими, и сыновьями моими, и серебром моим, и золотом моим, я ему не отказал. 3Цар.20:8 .  И сказали ему все старейшины и весь народ: не слушай и не соглашайся. 3Цар.20:9 .  И сказал он послам Венадада: скажите господину моему царю: все, о чем ты присылал в первый раз к рабу твоему, я готов сделать, а этого не могу сделать. И пошли послы и отнесли ему ответ. Война с сирийцами, повествование о которой прерывает библейский рассказ о пророке Илии (гл. XVII-XIX) до следующей главы (XXI), по самому характеру этого предмета, относящегося к политической жизни Израиля, а не к религиозно-нравственной, как история пророка Илии, естественно относится к событиям, описанным в другом историческом источнике, а не там, из которого почерпнуто повествование о пророке Илии (гл. XVII-XIX, XXI). Естественно, поэтому, что главным действующим лицом в XX гл. является царь Ахав и обрисован он здесь значительно более привлекательными чертами: как политик и вождь народа, и нечестивый царь мог иметь ценные гражданские, природные качества и добродетели: готовность к самопожертвованию ради государственного блага (7 ст.), умение прислушиваться к здравому голосу народа (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 14 1–18. Возвещение пророком Ахиею суда Божьего на дом Иеровоама и начало исполнения суда в смерти Авии, сына Иеровоама. 19–21. Заключительные замечания о 22-летнем царствовании Иеровоама. 22–31. Царствование Ровоама: распространение нечестия; нашествие Сусакима, вражда с Израильским царством, смерть Ровоама. 3Цар.14:1 .  В то время заболел Авия, сын Иеровоамов. 3Цар.14:2 .  И сказал Иеровоам жене своей: встань и переоденься, чтобы не узнали, что ты жена Иеровоамова, и пойди в Силом. Там есть пророк Ахия; он предсказал мне, что я буду царем сего народа. 3Цар.14:3 .  И возьми с собою [для человека Божия] десять хлебов, и лепешек, и кувшин меду, и пойди к нему: он скажет тебе, что будет с отроком. 3Цар.14:4 .  Жена Иеровоама так и сделала: встала, пошла в Силом и пришла в дом Ахии. Ахия уже не мог видеть, ибо глаза его сделались неподвижны от старости. 3Цар.14:5 .  И сказал Господь Ахии: вот, идет жена Иеровоамова спросить тебя о сыне своем, ибо он болен; так и так говори ей; она придет переодетая. 3Цар.14:6 .  Ахия, услышав шорох от ног ее, когда она вошла в дверь, сказал: войди, жена Иеровоамова; для чего было тебе переодеваться? Я грозный посланник к тебе. Связь главы XIV с предыдущей не столько хронологическая – скорее, напротив, повествование гл. XIV относится к последней половине царствования Иеровоама, – сколько логическая, причинная: нечувствительность Иеровоама к божественному вразумлению через пророка (гл. XIII) вызвала грозное для него посещение Божие – в виде болезни лучшего сына его Авии (ср. ст. 13), а вместе и пророческое предвозвещение гибели всего дома Иеровоама. Семейное горе побуждает Иеровоама вспомнить о пророке Ахии, через которого Иегова некогда дал обетование устроить Иеровоаму «твердый дом» ( 3Цар.11:38 ) и от которого он теперь ждет подтверждения о продолжении его династии. Но сознавая неверность свою заветам Иеговы ( 3Цар.11:37–38 ), Иеровоам не решается сам идти к пророку, от которого он мог ожидать осуждения своей политики, отторгнувшей Израиля от Иеговы и храма; а посылает жену свою, но и ей приказывает переодеться, чтобы не быть узнанной как случайными встречными, так и самим пророком.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010