Таких примеров можно бы привести и еще не мало. Поэтому справедливо принятое у LXX наименование книг «Паралипоменон», т. е. дополнений опущенного в книгах Царств и других исторических ветхозаветных книгах. Этими «дополнениями» писатель Паралипоменон выразил и свое полное доверие к книгам Царств. Кроме того, между книгами Царств и Паралипоменон много сходства в повествованиях о Сауле, Давиде, Соломоне и всех последующих иудейских царях. Эти сходные повествования являются «двумя свидетелями» историчности книг Царств. Содержание книг Царств подтверждается также свидетельствами пророков, которые нередко описывают современные события вполне сходно с книгами Царств. Так, пророки Исайя и Иеремия описывают события из истории иудейского царства, начиная с царствования Ахаза, сходно с описанием их в 4 книге Царств (ср. Ис.7:1–5 ­­ 4Цар.16:5–9 ; Ис.36–39 глл. ­­ 4Цар.8:13–20:21 ; Иер.39:1–10 ­­ 4Цар.25:1–12 ; Иер.52 ­­ 4Цар.25:17–30 ). Пророки Иезекииль и Даниил упоминают о разрушении Иерусалима и переселении в плен иудеев при царях: Иоакиме, Иехонии и Седекии ( Иез.1:1–2; 24:1–14 ; Дан.1:1–3 ). Пророки упоминают о нечестии многих иудейских и израильских царей согласно свидетельствам 3 и 4 книг Царств, например, о преступлениях Ахаава и Амврия ( Мих.6:16 ), Иоакима, Иехонии и Седекии ( Иер.22 гл.; Иез.19 гл.); пророк Амос упоминает о сирийских царях Азаиле и Венададе ( Ам.1:4 ), описываемых в 4Цар. 8 главе. О поступке Ииуя с домом Ахаава ( 3Цар.21 ; 4Цар.9:24 ) упоминает пророк Осия (1:4). О царях Асе и Ваасе и их войне ( 3Цар.15:15–22 ) упоминает пророк Иеремия (31:9). Иисус, сын Сирахов, упоминает о деятельности царей Соломона, Ровоама, Иеровоама, Езекии, Иосии и пророков: Исайи, Илии, Елисея и описывает их подвиги вполне согласно с книгами Царств ( Сир.47:14–49:9 ). Он упоминает о многих чудесах и пророчествах, излагаемых в 3 и 4 книгах Царств. Таковы чудесные события, сопровождавшие деятельность пророков Илии ( Сир.48:2–9 ), Елисея (48:12–15), Исайи (48:24–28). В Новом Завете также существует очень много указаний на повествования обозреваемых книг и подтверждается достоверность последних. Так, говорится о Соломоне, его храме ( Деян.7:47–49 ), его славе ( Мф.6:29 ), о посещении его царицей Савской ( Мф.12 ­­ 3Цар.9–10 глл.), о пророках Илии и Елисее ( Лк.4:24–27 ; Иак.5:17–18 ; Рим.11:3–4 ­­ 3Цар.17–19 ; 4Цар.5:8–14 ), о смерти Давида ( Деян.2:29; 13 ­­ 3Цар.2:10 ). Все, описываемые в книгах Царств иудейские цари, в таком же хронологическом порядке и преемственности поименовываются, с Давида до Иехонии, в родословной Иисуса Христа у евангелиста Матфея (1:6–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Построение храма, впрочем, в хронологических датах отличается от других событий: его время определяют годами от исхода из Египта: «в 480 году по исшествия Израиля из Египта, в 4-ом году царствования Соломона, в месяце Зифе начал он строить храм Господу» ( 3Цар.6:1 ). Придавая, со своей библейско-богословской точки зрения, важное значение награды и наказания за благочестивую и нечестивую жизнь почетного погребения или поносного повреждения трупа людей, свящ. историк тщательно, если сохранились сведения, отмечает при описании смерти иудейских и израильских царей: удостоились они погребения или лишены были его почему-либо. Так, об иудейских царях чаще всего говорится, что они погребены были а городе Давида ( 3Цар.11:43;14:31;15:8,244Цар.12:21;14:20 ), об израильских царях замечается, что они погребаемы были в Фирце ( 3Цар.16:6 ) или Самарии ( 3Цар.16:28;22:37 ; 4Цар.10:35;13:9,13 ). Большею же частью последние были убиваемы, псы лизали их кровь ( 3Цар.16:4;22:38 ; 4Цар.9:35–37 ), как в иудейском царстве убита Гофолия ( 4Цар.11:15–16 ). Иудейские цари Манассия ( 4Цар.21:18 ) и Аммон ( 4Цар.18:26 ) были похоронены в саду Уззы. Также, в вилах исторической точности и нравственной характеристики иудейских и израильских царей, писатель всегда, где сохранились сведения, определяет имена матерей царей, иногда их родословную и благочестие и нечестие ( 3Цар.2:13;14:31;15:2,10 …), справедливо считая их виновницами хорошего или дурного правления их сыновей. Все указанные признаки и особенности историографии рассматриваемых книг, присущие повествованиям всех отделов их, неоспоримо убеждают в систематичности писания и единстве писателя третьей и четвертой книг царств. Эти доказательства имеем право противопоставить всем разнообразным бывшим и будущим рационалистическим гипотезам иного характера 104 . Кто был писателем третьей и четвертой книг Царств? Иудейское предание приписывало их пророку Иеремии (Baba Batra 15a). Древнее христианское предание точно не решало этого вопроса. В Синопсисах Афанасия и Златоуста обойден он.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

О небиим начинает определенно говориться в период деятельности Самуила. Они, по-видимому, уже были хорошо известны в тот момент, когда в текст 1Цар.9:9 была вставлена глосса, поясняющая понятие «прозорливец» (хозе) и сопоставляющая прозорливца и наби . Эти древние небиим отличались некоторыми характерными особенностями, которые впоследствии исчезли и на которых надлежит несколько остановиться. §2. Коллективное пророческое служение Небиим при Самуиле составляли коллективное явление. Согласно показаниям 1–2 Цар., они живут группами или общинами. То же самое, согласно 3–4 Цар., продолжается в IX веке в Северном царстве при Илии и Елисее ( 3Цар.20:55 , 4Цар.2:3, 5, 7, 15, 4:1, 38, 5:22, 6:1, 9:1 ). В 3–4 Цар. они называются «сынами пророческими», но это выражение означает только, что они были причастны служению пророческому и, по существу, является синонимом «небит». Эти общины, по всем данным, находились под началом особых возглавителей. Таковыми были Самуил ( 1Цар.19:20 ) и, как будто, Елисей ( 4Цар.4:38, 6:1 ). Возглавителя члены общины называли «отцом» ( 4Цар.2:12 ср. 6:21, 8:9, 13:14). Члены общины жили совместно ( 4Цар.5:38–41 ). Есть указания о том, что некоторые имели жен ( 4Цар.4:1 ). Питались «сыны пророческие» от подаяния ( 4Цар.4:8, 42, 5:22 ). Внешним их отличием были милоть из козьей шерсти и кожаный пояс ( 3Цар.20:35–42 , ср. Зах.3:16 , а также Матф.3:4 и параллели) и тоже, по крайней мере у некоторых, шрамы на лбу ( Зах.3:16 ). Шрамы эти они сами себе наносили при впадении в экстатическое состояние ( 3Цар.18:28 ). Когда на них сходил дух Ягве, они «пророчествовали», т. е. входили в неистовство и тоже становились другими людьми ( 1Цар.10:6:9 ). В это же состояние могло находит выражение в пении (там-же, стр. 5), в выкриках, в повторении призываний ( 3Цар.22:10, 12, 18:22–26 ), в действиях символического характера (22:11) и в беспорядочных движениях ( 3Цар.18:26 ср. 2Цар.6:58 , 1Цар.18:6 и, также, Исх.15–20 ). Как уже было сказано, в этом состоянии небиим могли тоже себе наносить раны. Иногда тоже они срывали с себя одежды или падали без чувств ( 1Цар.19:24 ср. Дан.8:18:27 ). Во многом эти древние небиим напоминали дервишей, которые в наши дни еще встречаются на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

21:11–20 Летописец добавляет эти стихи, отсутствующие в книге Царств, желая показать степень падения Иорама. 21 высоты устроил он. Аса и Иосафат не уничтожили до конца языческие «высоты» (см. ком. к 17,6); Иорам же устраивает новые (ср. 28,25). ввел в блужение. Это может иметь буквальное значение, как участие в блуде в языческих ритуалах, или образное, как духовная неверность ( 1Пар. 5,25 ). 21 от Илии. Единственное упоминание о пророке Илии в книгах Паралипоменон. Ср. 3Цар. 17 4Цар. 2 . 21 восемь лет царствовал. См. ком. к ст. 5. Глава 22 22:1–9 Следуя 4Цар. 8,25 9,29 летописец подчеркивает сходство между Охозией и его отцом (21,4–20): по его версии оба царя находились под сильным влиянием Гофолии (21,6; 22,3.4), и оба, едва не став последними царями из рода Давидова (21,16.17; 22,7–9), получают однозначно отрицательную оценку (21,6; 22,3.4). Рассказ о царствовании Охозии делится на две части: воцарение (22,1.2) и падение, причиной которого послужил его союз с израильским царем Иорамом (22,3–9). 22 Охозию. Этот царь правил в 841 г. до Р.Х. всех старших избило полчище. См. 21,16.17. 22 Двадцати двух лет. Традиционный (масоретский) текст дает прочтение: «сорока двух лет». Но в таком случае Охозия оказывается старше своего собственного отца (21,5.20). В 4Цар. 8,26 фигурирует число «двадцать два», каковое и является верным, тогда как «сорок два» ошибка древнего переписчика. 22:3–9 Летописец дает понять, что скорое падение Охозии явилось следствием заключения им союза с северным царством (см. ком. к 16,2). 5 против Азаила. См. З Цар. 19,15 и 4Цар. 8, 7–15 . 22 совершал Ииуй суд. В книге Царств имеется рассказ о помазании Елисеем Ииуя на разрушение дома Ахавова ( 4Цар. 9,1 10,31). Смерть Охозии была частью этого Божиего суда. 22 похоронили его, ибо говорили: он сын Иосафата. Охозия удостоился почетного погребения не в силу каких-либо собственных заслуг, но лишь потому, что являлся внуком Иосафата. взыскал Господа. См. ком. к 7,14. 2224,27 Повествуя о воцарении и царствовании Иоаса, летописец во многом следует 4Цар. 11,1 12,21, но при этом по-своему перерабатывает почерпнутые из источника сведения. В данном повествовании можно выделить три основных части: противостояние Иодая Гофолии (22,10 23,21), благословение Иоаса за его попечение о храме (24,1–16), падение Иоаса, причиной которого стало его идолопоклонство (24,17–27). Особое место занимает тема взаимосвязи царя и священника: престол Давидов остается за его потомками благодаря священнику Иодаю (22,10 23,21); под влиянием Иодая царь благочестиво правит своим народом (24,1–16); отступление от наставлений, данных Иодаем, приводит Иоаса к падению (24,17–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

68; ср. ( 3Цар.21:19 ) ). О 25-летнем царствовании благочестивого иудейского (по счету четвертого) царя Иосафата (ср. 3Цар.15:24 ) 3 книга Царств дает чрезмерно краткий рассказ, тогда как 2 книга Паралипоменон посвящает его царствованию четыре главы (XVII-XX), причем подробно характеризуются внутренние мероприятия Иосафата в своем царстве: укрепление городов, организация управления, распространение в народе ведения закона Божия через посылаемых по стране священников и левитов (XVII); очищение культа и прочная организация суда гражданского и церковного (XIX); равным образом, кроме участия Иосафата в израильском походе против сирийцев (XVIII), подробно рассказывается о нашествии на Иудейское царствование при Иосафате моавитян и аммонитян, окончившемся чудесной победой иудеев над врагами без сражения (глава 20). 3 книга Царств обрисовывает царствование Иосафата лишь общими чертами, напоминающими более всего описание царствования отца его Асы ( 3Цар.15:9–24 ). Как и Аса ( ( 3Цар. 15:14 ); ср. ( 2Пар.15:17 ) ), Иосафат уничтожил высоты языческих культов ( 2Пар.17:6 ), но сохранил древнесвященные высоты Истинному Богу (ст. 43; ( 2Пар.20:33 ). Подобно отцу же, Иосафат уничтожал вторгшуюся в Иудею при Ровоаме ( 3Цар. 14:24 ) религиозную проституцию (47 ст., ср. ( 3Цар.15:12 ) ). Но печальными в религиозно-нравственном отношении последствиями сопровождался «мир» (ст. 44) Иосафата с царствующим домом израильским: из политических видов Иосафат, первый из иудейских царей, заключил союз с Ахавом, скрепленный родственными связями и поддерживавшийся Иосафатом и при преемниках Ахава – Охозии и Иораме. Если Ахаву Иосафат помогал в войне против сирийцев (ст. 4 и сл.), то с Охозиею вступил в совместные торговые предприятия: оба царя на общие средства предприняли постройку, по примеру Соломона ( 3Цар.9:26 ), флота в Ецион Гавере (ст. 49–50; ( 2Пар.20:35–38 ) ), чему благоприятствовало отсутствие в это время царя (ст. 48) в Идумее (к территории которой принадлежал Ецион Гавер), сделавшейся как бы провинцией иудейской под управлением наместника иудейского царя. Наконец с Иорамом израильским Иосафат впоследствии совершил поход на моавитского царя ( 4Цар.3:1–7 ). Пророки обличали Иосафата за дружбу с нечестивым домом Ахава ( 2Пар.19:2,20:37 ), угрожая ему бедствиями; действительно, все три названные предприятия союзников оказались крайне неудачными для них, в частности для Иосафата; из похода на Рамоф против сирийцев Иосафат едва спасся; построенный им, совместно с Охозией, флот разбит был бурей в самой гавани (ст. 49–50); ( 2Пар.20:37 ), неудачей окончился и поход Иосафата с Иорамом израильским на моавитян ( 4Цар.3:1–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Цар.8:62 .  И царь и все Израильтяне с ним принесли жертву Господу. 3Цар.8:63 .  И принес Соломон в мирную жертву, которую принес он Господу, двадцать две тысячи крупного скота и сто двадцать тысяч мелкого скота. Так освятили храм Господу царь и все сыны Израилевы. 3Цар.8:64 .  В тот же день освятил царь среднюю часть двора, который пред храмом Господним, совершив там всесожжение и хлебное приношение и вознеся тук мирных жертв, потому что медный жертвенник, который пред Господом, был мал для помещения всесожжения и хлебного приношения и тука мирных жертв. 3Цар.8:65 .  И сделал Соломон в это время праздник, и весь Израиль с ним, – большое собрание, сошедшееся от входа в Емаф до реки Египетской пред Господом Богом нашим; [и ели, и пили, и молились пред Господом Богом нашим у построенного храма] – семь дней и еще семь дней, четырнадцать дней. 3Цар.8:66 .  В восьмой день Соломон отпустил народ. И благословили царя и пошли в шатры свои, радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь рабу Своему Давиду и народу Своему Израилю. Огромное число жертв (ст. 63), преимущественно мирных (евр. шламим), соединявшихся, как известно, с пиршествами приносителей и приглашенных ими сотрапезников ( Лев.7:11 и далее; Втор.12:7,14:23 ), вполне понятно при громадном стечении народа (ст. 65) на торжество 7 , длившееся не менее двух недель (65, ср. блаженный Феодорит, вопр. 30). Ввиду обилия жертв, устроены были и освящены дополнительные жертвенники во дворе храма. Выражение «от входа в Емаф до реки Египетской» напоминает известное уже «от реки Евфрата до земли Филистимский и до пределов Египта» ( 3Цар.4:21 ); оба выражения определяют границы Еврейского царства при Соломоне от крайнего северо-востока до крайнего юго-запада. Емаф (евр. Хамат, LXX: Ημθ, Εμθ, Αιμθ; Vulg.: Emath) – при Моисее – северный предел обетованной земли ( Чис.13:22,34:8 ); (Onomastic. 424–425), к северу от гор Ермона или Антиливана, на реке Оронте. При Давиде Емаф с областью был самостоятельным государством, и здесь был дружественный Давиду князь Фоа ( 2Цар.8:9–10 ; 1Пар.18:9–10 ); Соломон занял его ( 2Пар.8:3–4 ) и укрепил ( 3Цар.9:19 ; ср. 4Цар.14:28,17:24,30,18:34,19:13 ). У греков впоследствии Емаф назывался Επιφνεια (Reland. Palastin, 119). «Река Египетская» или «поток (евр. нахал ) Египетский» – не Нил, а юго-западная граница Палестины ( Чис.34:5 ), где был город Ринокорура, теперь Эль-Ариш, близ Газы (Onomast. 797).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Помазание Соломона по библейскому рассказу (ср. ст. 34) является существенным, необходимым моментом в поставлении еврейского царя – в силу указанного (к ст. 34) значения акта помазания царей еврейских: без этого акта царь еврейский не мог бы именоваться «помазанником» (евр.: машиах Иеговы ( 2Цар.2:4,12:7 ) и вообще быть теократическим царем. Ошибочно поэтому мнение некоторых раввинов, (Гроция, Винера), будто помазывались лишь те цари, которые не имели исторических прав на царство; Давид, во всяком случае, считал Соломона законным своим наследником (почему и дал об этом клятву Вирсавии, ст. 13, 17). Помазание Соломона совершено было не только первосвященником Садоком (ст. 39), но и пророком Нафаном (ст. 34), подобно как помазание Саула ( 1Цар.10:1 ) и Давида ( 1Цар.16:13 ) совершал пророк Самуил. Над Давидом помазание после было повторено народом ( 2Цар.2:4,5:3 ). По ( 1Пар.29:22 ), повторено было после помазание и над Соломоном. 3Цар.1:39 .  И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живет царь Соломон! 3Цар.1:40 .  И весь народ провожал Соломона, и играл народ на свирелях, и весьма радовался, так что земля расседалась от криков его. Участие народа в поставлении Соломона царем выразилось в его радостных кликах «да живет царь!» (ср. 1Цар.10:24 ; 4Цар.11:12 ; Мф.21:9 ) – народ, видимо, не признавал претензий Адонии на царство; затем, в триумфальном шествии за Соломоном при звуках трубы и игре на флейтах бахалилим, Vulg.: canenmium tibiis; LXX и слав. – о радости вообще: χρευον ν χορος, «ликоваша в лицех»); «земля расседалась от криков» народа – гиперболическое выражение мысли о всенародном восторге. 3Цар.1:41 .  И услышал Адония и все приглашенные им, как только перестали есть; а Иоав, услышав звук трубы, сказал: отчего этот шум волнующегося города? 3Цар.1:42 .  Еще он говорил, как пришел Ионафан, сын священника Авиафара. И сказал Адония: войди; ты – честный человек и несешь добрую весть. 3Цар.1:43 .  И отвечал Ионафан и сказал Адонии: да, господин наш царь Давид поставил Соломона царем; 3Цар.1:44 .  и послал царь с ним Садока священника и Нафана пророка, и Ванею, сына Иодая, и Хелефеев и Фелефеев, и они посадили его на мула царского; 3Цар.1:45 .  и помазали его Садок священник и Нафан пророк в царя в Гионе, и оттуда отправились с радостью, и пришел в движение город.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Напротив – 3) Божественная святость, – правда и благость открылись при сем в многоразличных действиях. Бог, как святой и праведный, за тяжкое преступление подверг виновных тяжким наказаниям ( Быт.3:14–19 ); а как святой и благой, не отверг навсегда кающегося грешника, но вместе с гневом явил ему и милосердие – как в самых наказаниях, которыми хотел отвратить человека от зла, так и в великом обетовании, которым привлекал его к Себе и к соблюдению Своих заповедей (3:15). 4) После падения Бог таким же образом показывал правду и милость над согрешившим человеком, в продолжение всего Ветхозаветного состояния. а) Праведный Бог являл строгость правосудия к грешникам непокорным и нераскаянным. Так Он поразил первый мир потопом ( Быт.7:7 . и слд.); истребил беззаконные города ( Быт.19:24–29 ); погрузил в Чермном море воинство Египетское ( Исх.14:23–28 ); осудил на истребление вероломных Амаликитян ( Исх.17:8. 14 ); страшно карал не один раз упорство и жестоковыйность Евреев во время их странствования в землю обетованную ( Исх.32:28 . Лев.10:1 . Чис.11:33 . (слч. Пс.77:30–31 ) 14:23–24. 16:31–33. 20:4 и слд. слч. 1Кор.10:9 ); за преступление Закона многократно поражал их и в последующее время различными казнями: – то несчастными войнами, угнетением от врагов, рабством, и под. (Суд. гл. 20. 1Цар. гл. 4. гл. 13:13–14. глл. 15. 21. 24. Слч. 1Пар. гл. 21. 4Цар.20:13 . слч. Ис. гл. 32), то разделением царства (3Цар. гл. 12.), то разграблением ( 3Цар.14:25 ) и истреблениями ( 3Цар.19:15 . и слд. 4Цар.14:11 . и слд.), то отведением в плен и рассеянием по разным странам ( 4Цар.15:29. 17:6 . и слд. гл. 25.), то наконец страшным разорением Иерусалима, гибелью множества Иудеев и рассеянием оставшихся по всему миру ( Лк.21:23–24 .). б) С другой стороны, святой и благой Бог всегда и многоразлично показывал Свою величайшую благость и милость к роду человеческому. Так в первом мире допотопном Он благословляет достойное служение благочестивых, как Авеля ( Быт.4:4 ); чудесно возносит на небо праведного Еноха ( Быт.5:24 ); долготерпит нераскаянных, отлагая до времени исполнение праведных угроз Своих ( Быт.6:3 ); спасает от всеобщей погибели праведного Ноя с семейством ( Быт.7:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из сего видно, что сею ниспосланною от Бога казнью вразумляемы были израильтяне, после такого о них попечения живущие нечестиво. Отсюда же дознаем, что пророк имел сугубую благодать, потому что время голода продолжалось вдвое дольше. Вопрос 23. Почему пророк, предсказав Азаилу смерть Варадада 8 , самому ему велел сказать: «живя поживеши» (4Цар.8:10)? Бог всяческих повелел великому Илии помазать Елисея в пророка, Азаила – в царя Сирийского и Ииуя – в царя Израильского. Но Илия Елисея помазал, как было повелено, царей же не помазал, потому что вскоре взят на небо. Елисей же, прияв сугубую Илиину благодать, сперва пошел в Дамаск помазать Азаила. Посему Варадад (это имя сына Адерова), узнав о пришествии пророка, с дорогими и щедрыми дарами послал к нему Азаила спросить, избавится ли он от болезни. Пророк пришедшему Азаилу предсказал и воцарение его, и смерть пославшего; велел же не извещать о смерти Варадада, чтобы в унынии не окончил он жизнь. Между тем, смотря на Азаила, пророк пролил потоки слез. Ибо провидел будущие от него бедствия Израилю; сие и предвозвестил ему. Вопрос 24. Как должно разуметь сказанное: «и взя одеяло, и намочи в воде, и обложи на лице его, и умре» (4Цар.8:15)? Иосиф сказал, что, сделав это, Азаил нанес тем царю насильственную смерть, потому что был злочестив и склонен к убийству. Он говорил: «Бог гор Бог Израилев, и не Бог юдолий» ( 3Цар.20:28 ). И он же, спасенный Ахавом, оказался неблагодарным к благодетелю. История же показывает нам вред худого родства. Ибо другой Иорам, царь колена Иудина, хотя родился от благочестивого мужа Иосафата, но, обольщенный словами супруги, стал причастен нечестию. Сказано: «ходи в пути царей Израилевых, якоже сотвори дом Ахаавль, бе бо дщи Ахаавля жена ему, и сотвори лукавое пред Господем» ( 4Цар.8:18 ). Вопрос 25. Как должно разуметь сказанное: «и изби Едома людей, обступивших окрест его, и князи с колесницами, и бежаша людие в селения своя» (4Цар.8:21)? Над идумеями властвовал царь колена Иудина, но по пророчеству патриарха Исаака они свергли иго рабства. Ибо сказано: «будет время, егда отрешиши ярем от выи твоея» ( Быт.27:40 ). Посему хотя иудеи в войне с ними поразили их и потом возвратились в землю свою, но идумеи побежденные не были уже в подданстве у иудеев. Вопрос 26. Почему Елисей помазал Ииуя чрез другого пророка (4Цар.9:6)? Надлежало совершиться сему тайно, чтобы Иорам был умерщвлен как можно скорее. А если бы он узнал это прежде, то вступил бы в сражение и в сражении необходимо было пасть многим с обеих сторон. Вопрос 27. Для чего пророк помазавшему велел немедленно бежать (4Цар.9:3)?

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Spieckermann, Juda unter Assur in der Sargonidenzeit (FRLANT 129) Göttingen 1982; O.H. Steck, Überlieferung und Zeitgeschichte in den Elia-Erzählungen (WMANT 26) Neukirchen-Vluyn 1968; H.-J. Stipp, Elischa-Propheten – Gottesmänner (ATS 24) St. Ottilien 1987; S. Timm, Die Dynastie Omri (FRLANT 124) Göttingen 1982; G. Vanoni, Beobachtungen zur deuteronomistischen Terminologie in 2 Kön 23, 25–25, 30, in: N. Lohfink, Das Deuteronomium (BEThL 68) Leuven 1985, 357–362; St. Wälchli, Der weise König Salomo (BWANT 141) Stuttgart 1999; H. Weippert, Die «dtr» Beurteilungen der Könige von Israel und Juda und das Problem der Redaktion der Königsbücher: Bib. 53, 1972, 301–339; dies., Die tiologie des Nordreiches und seines Königshauses (I Reg 11, 29–40): ZAW 95, 1983, 344–375; E. Zenger, Die deuteronomistische Interpretation der Rehabilitierung Jojachins: BZ.NF 12, 1968, 16–30. 5. См. также литературу к D.II–IV и VI. 0. Текст Масоретский текст дошел в целом хорошо, но в некоторых местах сохранность оставляет желать лучшего (напр., 3Цар.7:19, 20, 30, 31, 36 ). Ватиканский кодекс достаточно близок древней Септуагинте лишь в одной части ( 3Цар.2:12–21:19 ). В остальных частях ( 3Цар.1:1–2:11 и 3Цар.22:14Цар.25:30 ) он содержит раннюю рецензию I в. н.э., которая уподобляет греческий текст еврейскому. Поэтому для указанных двух частей особого внимания требуют лукиановские минускулы, особенно в тех случаях, когда они совпадают с цитатами из Иосифа Флавия или с Vetus Latina. 2 часть 3 часть История Соломона История Израиля и Иуды История Иуды Обрамление. Обрамление: Обрамление: «Царь Давид состарился» Ровоам должен стать царем над Езекия становится царем над «И почил Соломон с отцами Израиль отправляется в плен Ключевые слова/мотивы: Ключевые слова/мотивы: Ключевые слова/мотивы: «Грех Иеровоама» «Не было подобного ему» Служение народа на высотах «Как отцы его» 10:6, 23, 41) 1.1.1 Соломон Первая часть ( 3Цар.1:1–11:43 ) начинается с неожиданного взлета Соломона, которому удается стать царем, хотя старше его был другой сын Давида, Адония (1:1–2:46), а затем говорится о разумном правлении Соломона (3:1–5:14), о строительстве и освящении Храма (5:15–9:9), о ряде других мероприятий (9:10–10:29) и, наконец, о его слабостях и трудностях (11:1–43). Текст Структурные признаки Содержание 1:1–2:46 Рассказ о наследовании Спор о наследстве Давида; поставление и помазание престола Соломона; смерть Давида; наказание противной партии: смерть Адонии и Иоава, изгнание Авиафара 3:1–5:14 Просьба о мудрости (3:2–15) Мудрое правление Соломона: дар разумного сердца; Перечни (4:1–6, 7–19) суд Соломонов; государственные дела 5:15–9:9 Сообщение о строительстве Строительство Храма; договор с Хирамом; (6:1–7:51) строительство Храма и дворца; внутренняя отделка Речь (8:14–21) Молитва освящения (8:22–53) благословение; заключение; предсказание для Храма Благословение (8:54–61) 9:10–10:29 Заметки (9:10–28) Строительство и оброчные работы

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010