II. Писатель Он может быть есть Иеремия, или мужи Иезекиевы (которые вероятно были пророки или мудрецы, Иезекии современные, и к сему возобновителю особенную преданность имеющие), или лучше, Ездра, вспомоществуемый общенародными дневными записками, сочиненными от пророков, живших при всяком царе. Смотри Пар.30; 2Пар.9:29; 12:15; 13:22; 20:34; 26:2; 39:18,19. Афанасий млад. в сокращении Священного Писания том 2, стр. 241, думает, что сия книга написана преемственно многими писателями; поскольку от части прежде пленения Вавилонского 3Цар.8:8; 9:21 , от части после оного 4Цар.25 по видимому написана. III. Содержание Показываются дела, царями, которым народ Божий повиновался чрез четыре века с половиною, учиненные как прежде, так наипаче после разделения царства, даже до разорения Израиля от Салманассара Ассирийского, и до пленения Иуды от Навуходоносора Вавилонского. IV. Конец 1) Чтобы продолжить историю Церкви и общества при царях и Пророках; 2) представить все родословие Христово; 3) показать зерцало Божьего провидения и Божественных дел в рассуждении милосердия и правосудия, также и креста праведников, новыми и особенными примерами; 4) изъявить непостоянство и перемену дел человеческих; 5) показать, коль нужно, чтобы всякой, а особливо государь был прилеплен к истинному Богопочитанию и непритворному благочестию; 6) представить наконец всем противность царства Божия и сатанина, также науки, обыкновенные дела и частые перемены во всех царствах. V. Прообразования Иисуса Христа Соломон, Илия, Елисей и храм Соломонов. § 14. О Книге третьей Царств I. Содержание Описываются славные дела Соломоновы и четырех царей Иудиных, также семи царей Израилевых., и какое было при них состояние Церкви и общества. Вносятся дела пророков, а особливо Илии. II. Конец. Он есть, кром вышеупомянутого: 1) чтоб в истории предложить повествованное о Соломоне пространнее, – пример благополучнейшего царства, равно как и несчастного, присовокупивши обоего причины. 2) Чтоб представить Царство Христово, начертанное прообразованием Соломона и храма от него, при вспомоществовании Тирян, воздвигнутого. 3) Чтобы показать новыми примерами, что язычники ни в какое ветхозаветное время не были презираемы. Сюда надлежит Хирам, царица Савская и другие премногие ( 3Цар.4:24 ); притвор храма, мореплавание в Офир. 4) Чтобы объяснить правду Божию, как в обещаниях, так и угрожениях, по примеру Соломона, Иеровоама, Асы, Ахаза и проч. 5) Чтоб означить лице, должность и славные дела Ильины в развратнейшее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Македония – Римская область, лежавшая на север от Ахаии, простиравшаяся от Эгейского до Адриатического моря. Первая Европейская сторона, удостоившаяся Евангельского благовестия, при посещении оной ап. Павлом и его спутниками ( Деян. 16:9–12; 18:5, 6 ). Назарет – В группе холмов, образующих северную часть долины Ездрелонской, находится одно из плоскогорий, близ которого существует доселе еще, как бы, потухший вулкан, а по сторонам его ютится бедное селение с тесно сдвинутыми лачугами и хижинами, это-то и есть Назарет. Полагают, что прежде, Назарет имел гораздо большее значение, чем то думали в древности. Он служил отечественным городом Господа Иисуса Христа, в нем Он пребывал до 30-летнего возраста ( Лк. 2:4, 39 и 51). Отсюда, произошло и наименование Его Назореем ( Ин. 19:19 ). Ниневия – столица Ассирии, построена на берегу реки Тигр, Ассуром ( Быт. 10:11 ). Город этот посетил пр. Иона в то время, когда народонаселение в нем считалось в таком количестве, что численность одних детей простиралась до 120,000 ( Ион. 4:11 ). Птолемаида ( Деян. 21:7 ) – тот же самый город, что и Акко. Рим – столица Италии и Римской империи, расположенная на реке Тибр, в 15 милях от ее устья. Город служил местопребыванием многих иудеев ( Деян. 2:10; 18:2 ) и многих христиан, которых посетил св. ап. Павел ( Деян. 19:21 ) и для которых он написал свое Послание. Рим был местом первого и второго темничного заключения св. апостола и его мученической кончины. Самария – название области и города. Город построен Амврием, царем Израильским, сделавшим его своей столицей вместо Фирцы ( 3Цар. 16:24 ). Посему-то северная часть его царства и получила название Самария. Город стоял на холме Шемер, в 5,5 милях, на северо-запад от Сихема, и служил местом многих событий при царях израильских и иудейских. Он был занят Сириянами ( 3Цар. 20:34 ), взят Ассириянами в 722 году до Р. X. и возобновлен Иродом Великим. Села или Петра (Иокфеил) ( 4Цар. 14:7 ; Ис. 16:1 ) – древняя столица Аравии, основана потомками Исава. Она была расположена по сторонам глубокой равнины и разветвлениям оной в самой середине Идумейских гор, и при подошве горы Ор. Последователи Магомета овладели этим городом и разрушили его. Развалины храма, дворцов и гробниц, выстроенных здесь из песчаникового камня, сохранились еще до сего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/posobi...

И в том же 43-м стихе, в конце, замечено так: «и поступил (вождь Иуда) весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении». Как видишь, вся ветхозаветная Церковь признавала молитву живых за умерших делом святым и полезным, как для живых, творящих её за умерших, так тем более для умерших. И такое дело, и поведение избранного народа Божия, ты слышал. Сам Бог похваляет. Молитва и милостыня живых избавляет от вечной смерти умерших, как о сём говорит в своем завещании Товит праведник, особенно заботившийся и любивший молиться за умерших, сыну своему богоугоднику Товии: «милостыня от смерти избавляет и не допускает идти во тьму», т. е. на вечные мучения ( Тов.4:10 ), Штун. Вы сказали, что имеется много мест таких в священном Писании? Священ. Да, имеется. Советую и тебе запомнить и отметить их по своей Библии , ибо я тебе не буду иметь сил и времени сейчас всё объяснить подробно. Вот они, эти места; отмечай: Быт.8:20,18:32,20:17 ; Исх.13:14,32:11,32 ; Втор.9:25,17:25,26 ; 1Цар.31:11–13,12,19 ; 2Цар. 2 и 3 главы; 3Цар.17:22 ; 4Цар.4:35 ; 2Пар.30:27 ; Притч. главы: 8 и 17; Иов.42:10 ; Пс.85:5,21:25,34:13,123:7,106:6; 140; 144:14 ; Руф.1:8,2:20 ; Еккл. 9 гл.; Сир.7:36; 17 гл. и 38; Вар.3:4–5,5:9 ; 2Мак.12:38–46,15:12,16 ; Тов.4:17 ; Иер.5:1,14:11,15:1,16:7 . А в Новом Завете таких указаний ещё больше. Штун. Говорите, я отмечу и те. Священ. Мф.7:7,9:6,12:31–32,21:22,22:32,16:18–19,27:52 ; Мк.11:24 ; Лк.18:9,6:38,8:7,11:9,14:5,20:37,23:34 ; Ин.2:2. 3, 16. 14, 13. 20, 23 ; Деян. 2 гл. Деян.7:60,5:15,8:24,12:5,19:12 ; Иак.5:16 ; 1Пет.3:18–20,2:21 ; 1Ин.2:30,5:16 ; Рим.9:3,14:9,8:1,12:4 ; 1Кор.1:30,2:14–15,12:12,15,25,26,13:8 ; 2Кор.11:29 ; Гал.6:2 ; Еф.1:16,6:18–19 ; Кол.1:9–10,4:3,12 ; 1Фес.1:2,3:10,5:25 . 2Фес.1:11,3:1 ; Флп.1:14,13,2:12 ; 2Сол. 1:5 ; 1Тим.2:1,2–8,3:15 ; 2Тим.1:3,16 ; Евр.7:25,13:18 и Апок.8:3,5,20:13–14 . Штун. Все места, вами указанные, аккуратно отметил. Священ. Из них ты хорошо увидишь не только о молитве об умерших, но и о молитве вообще, какую она имеет силу перед Богом, и как она приятна Ему. Ты из этих указаний ещё больше убедишься, что нужно живым молиться за умерших, что нужно молиться живым за живых, что и святые, увидишь, нуждались в молитвах, когда были живы на земле и просили о себе молиться и людей грешных; узнаешь и убедишься, что тем более грешные о себе должны искать и просить молитв у святых Божиих человеков; увидишь, что даже Сам Господь молился о себе и о всём мире и Он же заповедал, узнаешь сам, мирянам обращаться к священникам и просить их, чтобы они молились о вас и ходатайствовали Богу. Священник Савва Багданович (Окончание следует). Шалкинский С. Миссионерская беседа с раскольничьим апологетом А. Перетрухиным о существенных признаках Церкви Христовой.//Миссионерское обозрение. 1899. 2. С. 250–257

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

— С. 490. 55 Ос.3:2 . 56 Лев.27:20–21 . 57 Лев.27:22–25 . 58 Руфь 4:2–10 ; Иер.32:7 . 59 Ис.5:8 . 60 Ис.7:23 . 61 Песнь Песней 8:11. 62 2Цар.24:24 . 63 3Цар.16:24 . 64 Мф.27:6–10 . 65 Иер.32:9 . 66 Иер.32:10–15 . 67 Лук.12:33 . 68 Мк.12:17 . 69 Рим.13:7–8 . 70 Экземплярский В.И. Учение древней церкви о собственности и милостыне. — Киев, 1910. – С. 16. 71 Мф.13:45–46 . 72 Мф.13:44 . 73 Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. — Т. 10., — СПб., 1912. Репринт – Стокгольм, 1987. — С. 23. 74 Деян.2:44–45 . 75 Деян.4:36–37 . 76 Деян.2:46 . 77 Деян.5:1–4 . 78 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на деяния апостольские XII//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста в двенадцати томах. — Т. IX, Кн. I. – М.: Радонеж, 2003. — С. 119. 79 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. VI.6. 80 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. VI.6. 81 «Работающий вправе пользоваться плодами своего труда: “Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?.. Кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое” ( 1Кор.9:7,10 )»//Там же. VI. 6. 82 Быт.31:41 . 83 Лев.19:13 . 84 Втор.24:14–15 . 85 Иер.22:13 ; Мал.3:5 . 86 О ветхозаветном и христианском взглядах на труд более подробно см. Лукин С.В. Христианская экономия о видах и степенях труда//Проблемы современной экономики. 2006. — 1 ⁄ 2 (17/18). — С. 413–418; Лукин С.В. Виды, степени и двойственный характер труда в аспекте христианской экономии//XII Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные Дням славянской письменности и культуры (Минск 24–26 мая 2006 г.): Материалы чтений «Церковь и социальные проблемы современного общества»/Инт теологии им. свв. Мефодия и Кирилла, Бел. гос. унт культуры и искусств; отв. ред. и сост. А.Ю. Бендин. — Минск: Ковчег, 2007. — С. 7–26. 87 Пр.10:5; 12:11; 12:24; 28:19. 88 Суд. 17:10–12 . 89 4Цар.12:9–12; 22:5–9 . 90 1Пар.19:6–7 ; 2:Пар.25:6. 91 1Кор.10:31 . 92 Кол.3:17 .

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

Изложенные выше писания ясно свидетельствуют, что Иисус Христос есть единый Спаситель, единая Дверь, и единый Пастырь, и что никто не приходить к Отцу на небо, как только через Него ( Ин.14:6 ). Грех 6-й Всякий человек, кто бы он ни был, но если он покланяется 733 , произнося молитву, кроме единого Бога, то тот человек становится врагом Богу, ибо написано: Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи ( Лк.4:8 ; Мф.4:10 ). И еще следует читать —131— ниже: ( Исх.34:14 ; 3Цар.8:47–49 ; 4Цар.17:36–39 ; 1Пар.16:29 ; 2Пар.20:18;7:3 ; Пс.21:28; 65:4; 85:9; 94:6–7; 96:7; 98:5 ; Ис.42:8 ; Соф.2:11 ; Ин.4:21–2 4; Откр.4:10–1 1; 7:11–1 2; 22:8–9; Нав.24:15 ). Ясно свидетельствовано в изложенных выше писаниях, что поклонение даже ангелу, и то не угодно Господу, как это видно из ( Откр.22:8–9; 19:10 ). А потому сказываю, что кто покланяется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами и пред Агнцем ( Откр.14:9–11 ). Грех 7-й Окончательно запрещено делать какие-либо изображения, чтобы покланяться пред ними. Это видно из того, как написано в следующих местах Св. Писания. Пророка Исаия говорить так: и наполнилась земля Его идолами; они покланялись делу рук своих, тому, что сделали персты их (2:8). И еще сказано: дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину ( Втор.4:16 ). И затем читайте ниже: ( Быт.35:2:4 ; Исх.22:20 ; Лев.26:1; 19:4 ; Чис.33:52 ; Втор.5:8–9 ; Нав.24:23:14 ; Суд.2:17; 8:33 ; 1Цар.7:3 ; Пс.113:11–1 6; Ис.44:13–20 ; Иер.10:3–5:8:14–15; 16:19–20; 44:3–5:8 ; Иез.8:5–12; 16:17–18 ; Ос.4:12 ; Ион.2:9 ; Ав.2:18–19 ; Деян.17:29; 19:26 ; Рим.1:22–25 ; 1Кор.12:2 ; —132— Гал.4:8–9 ; 1Фес.1:9 ; Откр.9:20; 14:9–11 ). Итак, все изложенное выше показывает нам, что не только не угодно Господу, что люди, по своему суемудрию, допустили себе сделать изображения, чтобы поклоняться пред ними; но даже Сам Господь говорит чрез пророка Иеремию так: Я ненавижу этого мерзкого дела ( Иер.44:4 ), и что чрез это дело оскверняется имя Божие, как видно из ( Иез.20:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Ветхом Завете этим словом (Евед Ягве) именовались особо избранники Божии: патриархи ( Быт.26:24 Исаак. Быт.24 – Иаков), пророки ( 4Цар.9:7 ; 1Езд.9:11 ; 3Цар.14:18 проч. – около 36 раз), вожди и праведники ( Суд.2:8 ; Иов.1:8 ), цари ( 2Цар.3:18 др. – около 30 раз), и весь Израиль ( Пс.135 ). В Песнях Раба Господня (42:19; 49:17; 50:49; 52:13,12) говорится о Рабе Господнем, проповедующем истинную веру, страдающим во искупление грехов человечества, приносящим свет всем народам и прославляемом Богом. Эти пророчества Иисус Христос применил к Себе ( Лк.22:19–20, 37 ), и первохристианская Церковь признавала в этом описании Раба Господня таинственное предвозвещение о жизни и искупительной смерти Господа Иисуса Христа ( Мф.12:17–21 ; Ин.12:9 ). Поэтому в свете новозаветного толкования, в полном объеме и совершеннейшим образом предречения Песней о Рабе Господнем исполнились только на Иисусе Христе и ни на ком другом. К ветхозаветному Израилю они могут относиться лишь отчасти, как к прообразу, и как народу Господню, которому была вручена на хранение истинная вера. Но еврейский народ, как известно, не был идеальным исполнителем данной миссии, и поэтому в ряде мест Песен он обличается как недостойный раб Господень (напр. 42,19: «Кто так слеп, как раб Мой, и глух, т вестник Мой...»). Первая песнь. О кротком Отроке Господнем ( Ис.42:1–9 ) В стихах 1–9 этой главы содержится пророчество о Мессии, имеющим прийти на землю в образе кроткого и смиренного Раба Господня, благовестника спасения для всех жаждущих Его, также об установлении Им Нового Завета и просвещении язычников. С самого начала главы речь идет от лица Бога, говорящего о Своем Отроке: Вот Раб Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу ух Мой на Него, и возвестит народам суд». Согласно Евангелию от Матфея (12:15–21) это пророчество относится к Личности и служению Иисуса Христа, воплотившееся Сына Божия, Который пришел на землю в смиренном Облике человека, по выражению апостола Павла, «приняв образ раба, делавшись подобным человекам и по виду став как человек»: Филипп, 2:6–7). Но греческие переводчики, добавившие к оригинальному тексту первого стиха слова «Иаков» и «Израиль», очевидно, относили это пророчество к ветхозаветному Израилю, как хранителю и проповеднику истинной религии. Этих добавлений греко-славянской Библии нет в Евангелии от Матфея, где текст Ис.42:14 как пророчество, исполнившееся и Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

30:27–33 В заключительной части главы пророк повествует о неизбежном поражении Ассирии, используя символику богоявления. 30 имя Господа. Под словом «имя» подразумевается Сам Бог. 30 до шеи. См. ком. к 8,8. 30 песни... со свирелью. Здесь изображено праздничное паломничество на Сион. на гору. См. ком. к 2,2. к твердыне Израилевой. Твердыней (крепостью, оплотом) Израиля всегда был Сам Господь. 30 Тофет. Долина и овраг на южной окраине Иерусалима, где в жертву Молоху божеству аммонитян приносили младенцев, сжигая их на костре (57,5; 4Цар. 23,10 ; Иер. 7,31.32; 19,6.11–14 ). Часто в Писании ассоциируется с шеолом преисподней. Глава 31 31:1–3 Пророчество о пагубности союза с Египтом. 31 к Господу не прибегают. Обратиться к Богу означает, в частности, прислушаться к словам Его пророков (29,9.10; 30,1; 3Цар. 22,18 ). 31 делающих беззаконие. Имеется в виду Египет, а вместе с ним и Иудея. 31 Египтяне... не дух. Египтяне смертны, как все люди; их силы ничтожны по сравнению с могуществом Божиим (ср. 2,22; Пс. 55,4.11 ; Ос. 11,9 ). 31:4–9 Исаия вновь предсказывает спасение народа Божиего и уничтожение Ассирии. 31 покроет Иерусалим... спасет. Господь заботится о Своем народе, словно птица о своих птенцах ( Исх. 12,13.23; 19,4 ; Втор. 32,11 ). 31 падет. Ассирия падет от руки Божией в срок, который определит Он Сам (37,36). 31 на Сионе. См. ком. к 1,8. Глава 32 3233,24 Пророк противопоставляет изобилие и славу Царства Божиего ничтожности земных царств, обреченных на гибель (30,1 31,9). 32 Царь. Речь идет о грядущем Мессии (7,14; 9,1–7; 11,1–9; 28,16; Ин. 10,11.16 ). по правде... по закону. См. ком. к 1,21. 32 каждый из них. Благословен народ, чьи вожди верны правде Господней. 32:3–4 Эти стихи разъясняют образную систему ст. 2 и конкретизируют ее. 32 сердце легкомысленных... косноязычные. См. ком. к 29,18. 32 Невежду... о коварном. В Царстве Мессии восторжествует правда, и она проявится во всех аспектах человеческой жизни вообще и общественной жизни в частности ( Пс. 14,1 ; Притч. 17,7 ; Иер. 17,11 ; Лк. 12,20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Беф-Сан , более известный под именем Скифополя, на западном берегу Иордана, недалеко от Гелвуя; был отдан западному полуколену Манассиину. После Гелвуйского сражения, Филистимляне повесили тело Саула на стене Беф-Сана. Название Скифополя он получил от Скифов, которые вторглись в Палестину в 635 году до Р. Хр. и завладели им ( 1Цар.31:10 ). Авел-Мехола , город, лежавший в равнине Иорданской, на юг от Беф-Сана. До этого города ( Суд.7:22 ) бежали Мадианитяне, когда на них напал Гедеон с 300-мястами воинов. Авел-Мехола был родиной пророка Елисея ( 3Цар.19:16 ). § 24. Самария. Замечательные города в уделе западного полуколена Манассиина Кесария Палестинская , называвшаяся прежде городом или башнею Стратона. Этот город был восстановлен Иродом Великим, который назвал его Кесарией в честь императора Августа. Он находился на берегу Средиземного моря. Апостол Павел во время своих путешествий несколько раз был в нем ( Деян.9:29–30; 18:22; 21:8 ) и два года пробыл в нем узником ( Деян.23:33; 24:27; 25:4 и след.). В этом городе жил сотник Корнилий, которого апостол Петр обратил ко Христу ( Деян.10:1, 24 и сл.); здесь жил апостол Филипп ( Деян.21:8 ); здесь же умер Агриппа, пораженный ангелом и изъеденный червями ( Деян.12:19–23 ). В Евангелии Кесария Палестинская не упоминается. Билеам , Ивлеам или Гаф-Риммон , город, отданный левитам, потомкам Каафы ( Нав.17:11; 21:25 ; 1Пар.6:70 ). Мегиддон , город на северном берегу потока Мегиддонского ( Нав.17:11 ), к западу от Изрееля или Ездрилона. Здесь царь Египетский Фараон Нехао умертвил благочестивого царя Иудейского Иосию ( 4Цар.23:29 ). Ветилуя , город в небольшом расстоянии от Дофаима ( Иудиф.7:3–4 ). Город Ветилуя упоминается только в книге Иудифи и известен осадою Олоферна, военачальника Ассирийского. Город был спасен от угрожавшей ему опасности мужеством Иудифи ( Иудиф.13:8 ). Тевец , город, при осаде которого был убит Авимелех осколком мельничного жернова, брошенным женщиной со стены города ( 2Цар.11:21 ; Суд.9:53 . (з) Офра , город, в котором жил Гедеон и во время выколачивания пшеницы в точиле получил от ангела повеление освободить Израильтян от Мадианитян ( Суд.6:11–13 ). В Офре Авимелех убил семьдесят братьев своих ( Суд.9:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

б) Святотатство , когда присваивают то, что принадлежит Церкви. Пример – Навуходоносор, царь Вавилонский, похитивший из Иерусалимского храма священные сосуды ( 4Цар.24:10–13 ); духовное святотатство, когда одни передают, а другие восхищают священные должности не по достоинству, а по корыстным видам. Этот грех называется симониею, от имени Симона волхва, который увидел, что Апостолы чрез рукоположение низводят на крещенных дары Духа Святого, просил Апостолов дать ему такую же власть за деньги ( Деян.8:9–24 ). в) Мздоимство , или взяточничество, когда берут деньги или подарки с подчиненных и подсудимых, и за это возвышают недостойных, оправдывают виновных, а не дающих взяток притесняют. Так сыновья судии и пророка Самуила неправильно судили народ, пользуясь взятками ( 1Цар.8:1–3 ). г) Тунеядство (по-русски, дармоедство), когда получают жалованье за должность или плату за дело, но должность и дело худо исполняют и таким образом крадут и жалованье и плату, и еще пользу, которую могли бы приносить трудом; также, когда имеющие силу приобретать пропитание трудом, вместо того, живут милостынею. Пример – ленивые чиновники, работники, ученики и ложные нищие. Ленивым Апостол говорит: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь ( 2Сол.3:10 ). д) Лихоимство , или ростовщичество, когда, например, заимодавцы обременяют должников ростом или процентами (по-славянски, лихвою), когда изнуряют рабочих людей излишними работами, когда во время голода продают хлеб слишком высокою ценою. Пример – царь египетский Фараон, обременявший евреев тяжелыми работами ( Исх.1:8–14 ); Ровоам, сказавший еврейскому народу при вступлении своем на царство: „если отец мой брал с нас много податей, то я буду брать еще больше“ ( 3Цар.12:1–14 ). е) Скупость . Это – грех против 2-й заповеди, также и против 8-й, потому что все, что мы имеем, принадлежит Богу, и избыток дается нам от Бога, для того, чтобы мы помогали бедным; а потому, если мы не уделяем нуждающимся от избытка своего, то чрез это похищаем или утаиваем дар Божий и собственность бедных. Пример – богатый юноша, не захотевший расстаться с богатством по совету Иисуса Христа ( Мф.19:16–26 ), любостяжательный человек в притче ( Лк.12:16–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть... ( 1Кор.15:22–26 ). Воскресение Христа представлено здесь как событие космического масштаба. Оно касается не только Его, но и всех людей. Адам представляет собой собирательный образ ветхого человечества, погибающего вследствие греха. Христос соединяет в Себе обновленное человечество, искупленное от греха Его смертью. Воскресение Христа открывает путь к воскресению из мертвых для всякого человека, и именно в этом – сердцевина евангельской проповеди, а отнюдь не в той или иной нравственной или социальной программе. Мы возвращаемся к важнейшему христианскому догмату – об искупительном значении смерти Иисуса Христа. А этот догмат, как мы видели, зиждется на вере в Иисуса как Бога и Спасителя. Если бы Иисус не был Богом, Его смерть не имела бы искупительной силы для людей, а Его воскресение не освобождало бы их от власти смерти. Евангелия повествуют о трех случаях, когда Иисус вернул людей к жизни: в Капернауме Он воскресил дочь начальника синагоги ( Мф.9:18–19, 23–26 ; Мк.5:21–24, 35–43 ; Лк.8:41–42, 49–56 ), в Наине – единственного сына вдовы ( Лк.7:11–16 ), в Вифании – Своего друга Лазаря ( Ин.11:1–44 ). Случаи воскрешения мертвых пророками Илией и Елисеем отмечены в Ветхом Завете ( 3Цар.17:17–24 ; 4Цар.4:8–37 ). Все упомянутые эпизоды, однако, имеют качественное отличие от воскресения Христа: в них люди возвращались к той земной жизни, из которой были временно изъяты смертью, чтобы затем вновь умереть. Христос, воскреснув из мертвых, не возвращается к земной жизни, хотя и является земным людям в облике земного человека из плоти и крови. Его воскресение означает переход в иное бытие: Он возвращается туда, откуда пришел, – в вечность, где пребывает в неразлучном единстве с Отцом. Но возвращается Он туда, «обогащенный» человеческой плотью. И именно в том, что эта плоть, преображенная и изменившаяся, но тем не менее сохраняющая все признаки плоти, включая раны на теле, вознесена на небо, богословская традиция Церкви видит указание на то, что благодаря воскресению Христа путь к воскресению открывается для «всякой плоти».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010