«Бывши до грехопадения как боги бессмертными, бесстрастными и безболезненными, тотчас после падения потеряли божество и бессмертие, и смерть приняла над ними, а через них и над всеми, свое господство…» (69:15); «Представители двух полов на земле — Адам и Ева — до грехопадения были бессмертны и душой, и телом» (монах Митрофан) (45:206; «…обладая бессмертием — Быт.2:9, 16 , которое, согрешив, человек потерял — Быт.3:24 …» (142. См. «Грех»); «Тело первого человека, Адама, Бог сотворил бессмертным, но после грехопадения смерть и зло вошли в мир» (30:98); «Сотворенный по образу Божию человек вышел из рук Божиих непорочным, бесстрастным, незлобивым, святым, безгрешным, бессмертным, и все это делало его душу необычайно богоустремленной. Такую оценку человека дал Сам Бог, когда о всем, что Он сотворил, включая и человека, сказал, что все “хорошо весьма”» ( Быт.1:31 ; ср.: Еккл.7:29 ) (прп. Иустин (Попович) (118. Гл. «О первоначальном состоянии человека». § 1); «… Святые Отцы учат, что первозданный человек имел духовное тело 110 , которое обладало необычными для нас свойствами – теми, которые мы видим в воскресшим Христе» (проф. А. И. Осипов) (120:25, 26). Б). Тело было создано смертным: «Ты (Господь – П. Д. ) … дал Адаму тело смертное, которое было также создание рук Твоих, и вдохнул в него дух жизни, и он сделался живым пред Тобою…» ( 3Езд.3:5 ); Человек «… был смертен по свойству своего душевного тела и бессмертен по благодати Творца» (митрополит Макарий (Булгаков) (62:472); «Господь лишил Адама “вкушения… от древа жизни” ( Быт.3:22 ), что дало бы ему бессмертие тела. Итак, по природе тело и плоть человека были смертными, но по причастию благодати оставались вне естественных процессов (старения и смерти)» (свящ. Андрей Лоргус) (49:69); «… Из Писания же видно, что это бессмертие человека даже по телу зависело не от свойства самого тела, созданного из земли, а от божественной благодати, и орудием этой благодати было насажденное в раю древо жизни: и теперь, сказал Господь по падении нашего праотца, как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно ( Быт.3:22 )» (митрополит Макарий (Булгаков) (62:471, 472);

http://azbyka.ru/obshhie-aspekty-pravosl...

3Езд.7:49 И Он отвечал мне и сказал: выслушай Меня, и Я наставлю тебя и вразумлю тебя относительно имеющего быть. 3Езд.7:50 В виду этого Бог и сотворил не один век, а два. 50 . По верованиям талмудистов будущий век сотворен ранее создания видимого мира. 3Езд.7:51 Что же касается твоих слов, что праведных не много, но мало, тогда как нечестивых множество, то выслушай на это вот что: 3Езд.7:52 «если у тебя будет весьма немного драгоценных камней, то ты станешь складывать их у себя по числу их, свинца же и глины изобилие». 52 . В латинском тексте очевидно есть пропуск, почему смысл сравнении довольно темен. В полном виде мысль автора выражена в виде вопроса: «Если у тебя будет весьма немного драгоценных камней, то разве ты станешь прикладывать к числу их свинца и глины; свинца же и глины много». Человек, владеющий драгоценными камнями, не станет ради того, чтобы их было больше, прибавлять к ним слитки свинца или камешки из обожженной глины. 3Езд.7:53 И я сказал: «как же это возможно?» 3Езд.7:54 И Он сказал мне: «не только это, но спроси землю, и та скажет тебе, подойди к ней с лестью, и та поведает тебе. 3Езд.7:55 Ты скажешь ей: ты производишь золото, серебро и медь, а также железо, свинец и глину. 3Езд.7:56 Серебра же больше, чем золота, меди больше, чем серебра, железа больше, чем меди, свинца больше, чем железа и глины больше, чем свинца. 3Езд.7:57 Посуди теперь сам, что драгоценно и влечет к себе? То ли, чего много, или то, что является редкостью». 3Езд.7:58 И я сказал: «Владыка Господи! Что встречается в избытке, то хуже, а что попадается реже, то драгоценнее». 3Езд.7:59 И Он отвечал мне и сказал: «взвесь про себя то, что ты подумал: кто владеет тем, что с трудом добывается, бывает рад больше того, кто обладает тем, что встречается в избытке. 54–59. Другое сравнение автор заимствует из минерального царства. Чем благороднее металл, тем он реже встречается и тем труднее для обработки. Наоборот, глина, занимающая последнее место по своей ценности, по своему изобилию должна быть поставлена впереди всех металлов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

83 . Ср. VII:77. 3Езд.7:84 Четвертый путь: они увидят мучения, сохраняемые для них на самое последнее время. 3Езд.7:85 Пятый путь: они видят жилища других, охраняемые в глубочайшем молчании ангелами. 3Езд.7:86 Шестой путь: они видят, что немедленно отсюда они перейдут на мучения. 84–86. Разница между шестым и четвертым мучениями состоит в том, что четвертое мучение вызвано сознанием наказаний, ожидающих грешников в будущем, быть может, достаточно далеком, шестое же внушено мыслью о близости кары. Биссель и Цеклер объясняют шестой путь в том смысле, что на грешников потрясающим образом действует зрелище, как некоторые из них направляются в место мучений. 3Езд.7:87 Седьмой путь, превосходящий все названные выше пути, состоит в том, что они тают от смятения, их снедает стыд, они изнемогают от страха, при виде славы Всевышнего, перед которой они грешили при жизни и пред которой им предстоит суд в последние времена. 81–87. Мучения грешников состоят: 1) в сознании своих преступлений, 2) в невозможности раскаяния, 3) в созерцании блаженства, ожидающего праведников, и 4) мучений, которые будут уделом грешников, 5) в созерцании места, где станут жить праведники, 6) в сознании близости своих мучений и, наконец, 7) в чувстве страха при мысли предстать пред лицом Судии. 3Езд.7:88 Что же касается тех, кто сохранял пути Всевышнего, то удел их по разлучению с тленным сосудом будет следующий: 88 . Тело признается здесь темницей души. 3Езд.7:89 во время пребывания в нем они с трудностями служили Всевышнему и каждый час подвергались опасностям, лишь бы всецело сохранить закон Законодателя. 3Езд.7:90 Поэтому приговор о них будет такой: 3Езд.7:91 Прежде всего они увидят с великою радостью славу Того, Кто принимает их к Себе; покой же они будут вкушать семи видов: 3Езд.7:92 Первый вид это то, что они с великим трудом вели борьбу, с целью преодолеть помышление злое, созданное вместе с ними, чтобы оно не могло отвлекать их от жизни к смерти. 3Езд.7:93 Второй вид: они созерцают смятение, в каком блуждают души нечестивых, и наказание, предстоящее им.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Езд.7:68 Ведь все, кто родился, пропитаны беззакониями, полны грехов и отягчены преступлениями. 3Езд.7:69 И быть может, лучше было бы нам, если бы нам не нужно было идти на суд. 65–69. Отчаяние автора достигает потрясающей силы. Несмотря на то, что в канонических книгах ( Быm I:26–28 ; Nc VIII:6–9 ) высокое положение, занимаемое человеком в отношении к твари, сопоставляется с уделом ангелов, автор находит, что действительность показывает как раз обратное. Человек должен завидовать животным, которые и в настоящей жизни не страдают благодаря отсутствию разума, и в будущей жизни не будут подвергаться наказаниям. Характерно, что автор причисляет себя к грешникам наравне с прочими людьми (67, 69). 3Езд.7:70 И Он отвечал мне и сказал: «раньше, чем Всевышний сотворил век с Адамом и всеми, происшедшими от него, Он приготовил суд и то, что приготовлено к суду. 70 . По учению послепленного иудейства рай, место блаженства праведников, и ад, место мучений грешников, созданы были до творения мира. 3Езд.7:71 Теперь же уразумей на основании своих собственных слов; ведь ты сказал, что разум возрастает с нами. 3Езд.7:72 Поэтому те, кто живет на земле, терпят здесь мучения, потому что, имея разум, они совершали беззакония и, получая заповеди, не исполняли их, и, будучи последователями закона, отвергали закон, полученный ими. 3Езд.7:73 Что же они имеют сказать на суде, или какой ответ дадут они в ближайшее время? 3Езд.7:74 В самом деле, сколько времени Всевышний проявлял долготерпение к тем, кто населяет века, и не ради их самих, а ради исполнения предусмотренного Им срока» 74 . Ср. IV:37. 3Езд.7:75 И я отвечал и сказал: «если я нашел благодать пред Тобою, Господи, то покажи рабу Твоему еще следующее. Будем ли мы после смерти, то есть, когда каждый из нас отдаст душу свою, пребывать в покое, пока не наступят те времена, когда Ты начнешь обновлять тварь, или же тотчас будем терпеть мучения?» 3Езд.7:76 И Он отвечал мне и сказал: «покажу тебе и это. Но ты не смешивай себя с теми, кто презирал, и не причисляй себя к тем, которые терпят мучения,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

29). Тогда откроется его царство. «Все умершие в надежде воскреснут», при чем, души праведных будут радоваться, души нечестивых, «когда увидят все это», еще сильнее будут страдать (гл. 30). Для праведных начнутся времена благоденствия и духовного и вещественного (ср. гл. 40:29). Это первое владычество Мессии и праведных будет продолжаться, пока не кончится злой мир и пока не исполнятся времена (donec finiat mundus corruptionis, et ес tempora praedicta, гл. 40). Далее, по-видимому, идет речь о 2-м пришествии Мессии, или по крайней мере, говорится опять о воскресении мертвых – праведных и грешных, но с различною участью (гл. 51). В 57-ой главе речь идет «о кончине веков и начале дня суда» («finem seculorum, et initium diei judicii») … После того, как исполнятся известные знамения, соберутся все народы и «придет время Мессии Моего». Он воззовет ко всем народам, и одних из них оживит (vificabit), а других уничтожит (interficiet). «Тот народ, который не знал Израиля и не презирал семени Иакова, будет жить. Это значит, что из всех народов покорятся народу твоему. Все же те, которые господствовали над вами, или беспокоили вас, предадутся мечу» (гл. 72). После этого Мессия воссядет в мире на веки на троне царства своего, настанет спокойствие и радость на земле (гл. 73). Подобно апокалипсису Варуха, 3 книга Ездры (3Езд.) 100 отличается сравнительно целостью и единством содержания. Главным предметом содержания её служит Израильский народ, несущий бедствия, и языческие народы, благоденствующие и господствующие над избранными народом ( 3Езд.3:27–36, 4:23, 5:27–28 ). Разрешение этого противоречия заключается в том, что Израиль несет наказание за грехи, которые вошли в мир еще с преступлением Адама ( 3Езд.4:30, 7:11–12, 46–48 ). Когда зло будет искоренено (ср. 3Езд.4:28–29 ), тогда настанет время избавления, придет «крепкий муж с воинством небесным» ( 3Езд.13:3 ), «Помазанник» ( 3Езд.12:32 ), или Христос ( 3Езд.7:29 ), «Сын Божий» ( 3Езд.13:32, 37:52 ). Этот муж крепкий победит всех врагов не копьем, никаким воинским оружием (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

3Езд.7:60 Так обстоит дело и с обещанною Мною тварью. Я рад буду немногим спасшимся, потому что они утвердили ныне владычество Моей славы и на них наречено ныне же Мое имя. 60 . Латинский текст должен быть исправлен применительно к восточным переводам, сирскому и арабскому. Там вместо твари идет речь о суде. Очевидно, латинский переводчик ошибочно прочел в греческом тексте вместо κρσις – κτσις, видя в последнем слове намек на «новую тварь», которая откроется после суда. 3Езд.7:61 Меня не будет огорчать множество погибших: ведь это те же самые, которые теперь уже уподоблены пару и приравнены к огню и дыму. Вот они вспыхнули, запылали и погасли». 61 . Ср. Uc XLIII:17 . Нечестивые уже в настоящей жизни напоминают пылающий огонь, вносящий опустошение вокруг себя, но в то же время наносящий смертельный удар собственному существованию. Рано или поздно он должен погаснуть. Он превращается в дым, рассеивающийся бесследно в воздухе. Вполне естественно что в будущем веке беззаконники становятся достоянием той стихии, которую так напоминали их поступки. 3Езд.7:62 И я отвечал и сказал: «о, земля! Что же ты породила, если разум произошел из праха, как и остальная тварь? 3Езд.7:63 Лучше было бы не появляться самому праху, чтобы из него не возник разум. 3Езд.7:64 А теперь, разум возрастает вместе с нами, и из-за этого мы мучимся, так как сознательно идем к гибели. 62–64. Разум (sensus) подобно сердцу относится к плотской стороне человеческого существа. Способность опытного познания посредством органов чувств и злое сердце неудержимо влекут человека к преступлению. Поэтому каждый человек греховен также, как Адам, передавший потомству тело со всеми способностями, какими он сам обладал. 3Езд.7:65 Пусть рыдает род человеческий, и радуются полевые звери; пусть рыдают все, кто родился, и веселятся четвероногие и скоты. 3Езд.7:66 Ибо им гораздо лучше, чем нам, так как они не ждут суда, им не ведомы ни мучения, ни блаженство, обещанные им после смерти. 3Езд.7:67 Что нам пользы в том, что мы будем снова жить, но будем жестоко мучиться?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Езд.7:94 Третий вид: они созерцают данное им их Создателем свидетельство, что они при жизни сохранили закон, ввереный им. 3Езд.7:95 Четвертый вид: они сознают свой покой, которым они наслаждаются ныне, собравшись в своих хранилищах и оберегаемые в глубоком молчании ангелами, и прославление, ожидающее их в последние времена. 3Езд.7:96 Пятый вид: они ликуют по поводу того, что покинули ныне тленное и получат будущее наследие, они видят кроме того тесноту, полную тягостей, от которой они освободились и начинают чувствовать простор, блаженные и бессмертные. 3Езд.7:97 Шестой вид: им показано будет, как лицо их засияет подобно солнцу и они уподобятся по блеску звездам, став тотчас же нетленными. 97 . Ср. Дah XII:3 ; Mф XIII:43 ; 1Kop XV:41 . 3Езд.7:98 Седьмой вид, превосходящий все ранее названные: они будут ликовать с уверенностью, надеяться без посрамления и радоваться без страха, так как они спешат увидеть лицо Того, Кому они служили при жизни, и от Кого они должны получить награду, состоящую в прославлении. 98 . Ср. Mф V:8 . 3Езд.7:99 Таков удел душ праведников, возвещаемый им тотчас же. Ранее были названы пути тех мучений, которые терпят немедленно же грешники. 91–99. Блаженство праведников, подобно мучениям грешников, имеет семь видов или ступеней. Оно состоит: 1) в сознании победы над злым помышлением, 2) в созерцании мучений, ожидающих грешников, 3) в сознании своей правоты, опирающейся на закон, 4) в созерцании будущего блаженства, 5) в радости по поводу освобождения от бренных оков тела, 6) в предчувствии близкого прославления и 7) в лицезрении Бога. 3Езд.7:100 И я отвечал и сказал: «значит, душам по разлучению их с телом будет дано время, чтобы видеть то, о чем Ты мне сказал?» 3Езд.7:101 И Он сказал мне: «семь дней будет длиться их свобода, чтобы они за семь дней увидели то, о чем была выше речь, а после этого они соберутся в свои жилища. 101 . Характерно, что подобную же мысль высказывает Платон. По народным представлениям душа в течение 40 дней пребывает на свободе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Перед третьим видением ( 3Езд.6:35–10:25 ) Ездра снова постится семь дней и молится. Ездра задаёт вопрос, почему Израиль не обладает обетованной землёй, и получает ответ, что он наследует её в грядущем веке. В ( 3Езд.7:28–29 ) излагается учение о мессии. Он будет царствовать на земле 400 лет вместе со Своими избранниками. После этого Помазанник умрёт, а вместе с Ним и все живущее, и мир на семь дней будет охвачен тишиной. Затем появится новый мир, наступит всеобщее воскресение, Всевышний взойдёт на престол, и начнётся окончательный всеобщий суд ( 3Езд.7:28 и сл.). Далее Ездра узнаёт истину, что в грядущем веке спасутся немногие, так как большинство людей, хотя они и создания Божии, являются грешниками. Судьба каждого человека решается в момент его смерти ( 3Езд.7:75 и сл.). Непокаявшиеся грешники находятся в положении блуждающих духов, временно мучимых семью страданиями. Ездра спрашивает о молитве праведников за умерших грешников, но ему отвечают, что участь человека решается в момент смерти и её невозможно изменить ( 3Езд.7:102–105 ). Во многих латинских рукописях ( 3Езд.7:38–105 ) нет, так как они прямо отрицают значение молитвы за умерших. Перед четвёртым видением ( 3Езд.9:26–10:59 ) ангел предложил Ездре подождать ещё семь дней без поста, но питаться только полевыми цветами. Ездра идёт на поле Ардатх, молится там и встречает некую женщину, которая очень печальна. Он вступает с ней в разговор, она объясняет ему, что у неё умер единственный сын, поэтому ей не хочется жить и она пришла на это поле заморить себя голодом до смерти. Ездра обличает её за такую глупость. Вдруг жена исчезает, и вместо неё с молниями и со светом появляется город. Ездра молится, ему опять является ангел и объясняет, что жена – это Сион, который находится в бедственном состоянии, но будет восстановлен. Через день происходит пятое видение ( 3Езд.10:60–12:51 ). С моря поднимается двенадцатикрылый трёхглавый орел – символ языческих царств. Однако его убил выбежавший из леса лев. Лев – это мессия, который разрушает языческое царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

3Езд.7:77 ибо у тебя есть сокровище дел, сохраняемое у Всевышнего, но оно не будет показано тебе до наступления последнего времени. 77 . О собирании сокровищ на небесах говорят Евангелия ( Mф VI:20 ; Лk XII: 33 : ср. 1Tuм VI:17–19 ). 3Езд.7:78 Теперь будет речь о смерти, когда выйдет от Всевышнего приговор относительно срока, чтобы умереть человеку, и когда дух выйдет из тела, чтобы снова вернуться к Тому, Кто дал его, для поклонения прежде всего славе Всевышнего. 78 . Экклезиаст. XII:7. Отрешившись от чувственной оболочки тела, душа человека с гораздо большей силой чувствует свою зависимость от Бога. Даже души грешников прежде всего идут поклониться славе Всевышнего, о которой они забывали на земле. Гункель усматривает в этом учении дальнейший шаг вперед сравнительно с возррениями Экклезиаста. По Экклезиасту дух возвращается к Богу и растворяется в Нем, прекращая свое индивидуальное существование. Ездра держится иного взгляда, по которому душа продолжает самостоятельное существование после смерти. Он влагает в слова Экклезиаста ту мысль, что душа в назначенный ей срок оставляет тело и предстает пред лице Божие. 3Езд.7:79 И, если это будут души тех, кто презирал и не сохранял путей Всевышнего, пренебрегал Его законом и ненавидел боящихся Бога, 3Езд.7:80 то таковые души не войдут в обители, но немедленно начнут в мучениях, в постоянной скорби и печали блуждать по семи путям. 79–80. Здесь нашло себе отголосок народное поверье, что души злодеев блуждают по земле после их смерти, оплакивая свое преступление. Мучения грешников разделяются на семь видов. В основе этого деления лежит еврейское представление, общее с вавилонским, о существовании 7 небес и 7 преисподних. Здесь умершие переживают заслуженное ими блаженство или мучения. Учение пророческой книги Ездры о загробных мучениях грешников носит чисто духовный характер. 3Езд.7:81 Первый путь это то, что они презрели закон Всевышнего. 3Езд.7:82 Второй путь: они уже не могут принести доброе раскаяние, чтобы жить. 3Езд.7:83 Третий путь: они увидят награду, сохраняемую для тех, кто верен заветам Всевышнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Василий Великий) , — говорит св. Василий Великий. В Св. Писании многократно свидетельствуется о спасении немногих и гибели большинства: «Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится; истребление определено изобилующею правдою» ( Ис.10:22 ) «мнóзи ýбо сотворéни сýть, не мнóзи же спасýт­ся» ( 3Езд.8:3 ); «якоже бо землед лецъ с етъ на земли с мена мнóга и caждéhiя мнóже­с­т­во садитъ, но не во врéмя вся, яже с яна сýть, спасýт­ся, но ни вся, яже саженá сýть, вкоренят­ся: тáко и иже въ в ц нас яни сýть, не вси спасýт­ся» ( 3Езд.8:41 ). «хотя Бóгъ показáти гн въ свóй и явити силу свою, пренесé во мнóз долготерп hiu сосýды гн ва совершéны въ noruбeль…Ucáia же boniémъ о Изрáили: áще бýдетъ числó сынóвъ Изрáилевыхъ яко песóкъ морскíй, остáнокъ спасéт­ся» ( Рим.9: 22,27 ) . Писанию чуждо утверждение значимости большинства, так говорится о спасении лишь восьми душ во дни Ноя: «во дни Нóевы, д лаему ковчéгу, въ нéмже мáло, сир чь óсмь дýшъ, спасóшася от­ воды» ( 1Пет.3:20 ), ( Быт.7 ); Лота из всех жителей целого города: «Якоже Содóма и Гомóрра и okpécmhiu ихъ грáды, подóбнымъ имъ образомъ преблудив­ше и ходив­ше всл дъ плóти иныя, предлежáтъ въ nokaзáhie, огня в чнаго сýдъ подъемше» ( Иуд.7 ), ( Быт.19:29 ). Господь спасаемых называет — «малым стадом» ( Лк.12:32 ); указывает на тесность врат вводящих в Царство и широкий путь гибели многих, — «Внидите ýзкими враты: яко прострáн­ная вратá и шupókiй пýть вводяй въ пáгубу, и мнóзи сýть bxoдящiu имъ» ( Мф.7:13 ). Удостоверением немногочисленности избранных является свидетельство воплощенной Истины: «Мнóзи бо сýть звáни, мáло же избрáн­ныхъ» ( Мф.20:16 ) , — и новозаветным императивом избранничества является рождение свыше:  «áще ктó не родит­ся водóю и Дýхомъ, не мóжетъ внити во цáp­cm­bie Бóжie» ( Ин. 3,5 ) , (безусловно, при этом, рождение свыше не отнимает необходимости для наследия Царства: развития добродетели, стяжания Духа, стремления к обожению).

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010