Быт.6:7 . И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Здесь дано более сильное выражение той же самой мысли – о глубоком несоответствии действий человеческой свободы планам божественного промышления и желаний Всемогущего уничтожить эту дисгармонию. При этом печальную участь человека, по приговору божественного суда, должен был разделить и весь окружающий его мир живых существ, так как между судьбой человека и жизнью природы, по учению Писания, существует самая тесная, нравственная связь; отсюда, падение и восстание человека соответствующим образом отражается и на всей остальной твари. И это не было, строго говоря, истреблением человечества (так как праведный Ной и его семья спаслись и возродили его), а лишь искоренением царившего на земле зла омытием в водах всемирного потопа ( 3Езд. 3:8–9 ; 1Пет. 3:20–21 ). Праведный Ной Быт.6:8 . Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога]. Фраза, совершенно аналогичная с ранее сказанной об Енохе «и угоди Енох Богу» ( Быт. 5:24 ) (славян., LXX) и имеющая соответствующие себе параллели в других местах Библии ( Лк. 1:30 ; Деян. 7:46 и др.). Быт.6:9 . Вот житие Ноя: Это начало нового библейского раздела – история праведного Ноя и всемирного потопа ( Быт. 6:9–9:29 ). Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; т. е. он был нравственно чистым и цельным (tamim – по-еврейски), выделявшимся из среды своих порочных современников, неприглядную нравственную характеристику которых дают нам сам Иисус Христос и апостолы ( Мф. 24:37–38 и паралл., ср. 1Пет. 3:20 ). Самый же отзыв о Ное, почти дословно повторяется в друг. местах Писания ( Иез. 14:19–20 ; Сир. 44:16 ; Евр. 11:7 ). Ной ходил пред Богом. Заключением характеристики Ноя служит черта, уже знакомая нам из истории Еноха ( Быт 5.24 ). На священном языке Библии, это – специальная форма, в которой обыкновенно открывался совершенно нравственный характер в среде грешных современников.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

е. к исправлению ошибки прародителей. Зло, измышленное и введенное в мир диаволом, не переставая быть злом, служит благим и мудрым целям Мироправителя. Никто не станет спорить, что в общем ходе судеб человеческих добро торжествует над злом. Большинство разумных тварей достигает предназначенной им цели, но прочие гибнут. «Зачем же, — говорят, — Бог создал существа, о которых Он знал, что они не устоят в добре и погибнут? Не больше ли было бы благости вовсе не давать им жизни, чем дать ее на погибель?» Подобные вопросы волновали душу одного из мужей, близких к Богу. «Лучше было не давать земли Адаму, — говорит Ездра, — или, когда уже дана, удержать его, чтобы не согрешил. Что пользы людям в настоящем веке жить в печали, а по смерти ожидать наказания? Что пользы нам, если нам обещано безсмертное время, а мы делаем смертныя дела? Нам показан будет рай, но мы не войдем в него» ( 3Езд.7:46-54 ). В данном случае необходимо припомнить слова Ап. Павла: «Ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал? Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетнаго употребления, а другой для низкаго?» ( Рим.9:20-21 ). Конечно, человек не мог бы препираться с Богом и требовать у Него отчета даже и в таком случае, если бы он, действительно, создан был на погибель. Но да пройдет мимо нас такая мрачная мысль. В приведенных словах Апостол ограничивает только необузданную пытливость человеческаго разума, хотящего проникнуть в глубочайшие планы мироправителя, и научает человека смиренной преданности и покорности Богу, мудрому и благому, а вовсе не проповедует нам божество мрачное и безсердечное, подобно судьбе, которую выдумали и перед которой трепетали язычники. Бог, в Которого мы веруем и о Которм возвещает нам Откровенное Слово Его, не есть только всемогущая сила. «Если бы у нас кто опросил, — говорит св. Григорий Богослов, — что мы чуствуем и чему мы поклоняемся? то ответ готов: мы чтим Любовь. Ибо, по изречению Св.

http://azbyka.ru/smerti-net

И жилища отдадут вверенные им души, и явится Вышний на престоле суда ( 3Езд. 7. 32–33 ). Об этих жилишах Господь говорит, что много обителей у Отца Его и, пойдя к Отцу, Он приготовит их ученикам Своим 136 . Однако я обратился к писаниям Ездры, чтобы поняли язычники: то, чем восхищаются они в своих философских книгах, заимствовано из наших книг 137 . Но пусть не приплетают к ним вздорное и бесполезное, когда говорят, что души людей и души животных совершенно одинаковы, а высший дар, когда души великих философов переселяются в пчел или соловьев, чтобы они, питавшие прежде человеческий род речами, впоследствии ублажали его сладостью меда или нежностью пения 138 . Достаточно только сказать, что, по их мнению, души, освободившись от тел, отправляются в Аид – A­ ιδην, то есть в место, которое невозможно видеть 139 , место, которое мы называем преисподней. 46 . Denique et scriptura habitacula ilia animarum promptaria nuncupauit, quae occurrens querellae humanae, со quod iusti qui praecesserunt uideantur usque ad iudicii diem per plurimum scilicet temporis debita sibi remuncratione fraudari, mirabiliter ait coronae esse similem iudicii diem, in quo sicut non 140 nouissimorum tarditas, sic non priorum uelocitas. Coronae enim dies expectatur ab omnibus, ut intra eum diem et uicti erubescant et uictores palmam adipiscantur uictoriae. Illud quoque non reliquit occultum, eo quod superiores uideantur qui ante generati sunt, infirmiores qui postea. Conparauit enim utero mulieris partus saeculi huius, quoniam fortiores sunt qui in iuuentute uirtutis nati sunt, infirmiores qui in tempore senectutis. Defecit enim multitudine generationis hoc saeculum tamquam uulua generantis et tamquam senescens creatura robur iuuentutis suae uelut marcenti iam uirium suarum uigore deponit. 46 . Наконец, и Священное Писание эти обители душ именует хранилищами, упреждая людские сетования о том, что праведники, которые жили прежде нас, по-видимому, дольше всех до самого Судного дня не получают должного им воздания.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Быть может, самым распространенным именем будущего Избавителя народа было имя Мессия (евр. , греч. χριστος, лат. Unctus, рус. Помазанник (апок. Варух.29:3, 30:1, 39:7, 40:1 и др. Енох. 48:10, 52; 3Езд.7:28–29, 12:32 и др.). Что с этим именем апокалиптики соединяли мессианский смысл, это следует из контекста тех мест, где этот термин встречается 114 . В евангелии ( Мк.1:34, 8:29, 14:61–62 ; Мф.2:4, 12:23 ; Лк.3:15, 22:67 и др.) это имя употребляется очень нередко и без всяких разъяснений со стороны говоривших и недоумений со стороны слышавших очевидно потому, что оно было для всех понятно. В книге Еноха Мессия весьма часто называется именем «Сына Человеческого» 46:3, 4, 48:2, 62:7, 63:11, 69:26–27 115 . Мессианский характер этого наименования в книге Еноха несомненен 116 , ибо «Сыну Человеческому» в указанных местах приписывается до-мирное существование (Енох 48:2–4), лишение царей их власти за не прославление Сына Человеческого (Енох 46:3–6), водворение на престоле славы, прославление его со стороны праведных (Енох 69:20–27) и т.п. Затем, известно, что Иисус Христос особенно любил называть себя именем «Сына Человеческого» 117 . И из некоторых мест особенно ясно следует, что Иисус Христос , прилагая к Себе имя «Сын Человеческий» имел в виду то определенное представление, которое соединялось с этим наименованием у слышавших Его иудеев. Так, например, когда Иисус Христос сказал: «Я вознесен буду от земли», – чем указал на свою смерть ( Ин.12:32 ), то народ отвечал Ему: «мы слышали от закона, что Христос пребывает вовек, как же ты говоришь, что должно вознесену быти Сыну Человеческому? Кто этот Сын Человеческий?» ( Ин.12:32–34 ). Из этих слов видно, что, во-первых, Христос (Мессия) и Сын Человеческий – были два однозначащие имени и, во-вторых, что с именем «Сын Человеческий» соединялось определенное представление, с которым уже никак не мирилось предсказание о смерти этого существа; это равнялось уничтожению самого понятия «Сын Человеческий» 118 . Или еще пример, Иисус Христос говорит: «Как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Тема награды и наказания рассматривается не только в Ветхом Завете, она лежит и в основе учения Христа ( Мф.5:17–30; 25:31–46 ); особенную параллель с 28-й главой Второзакония составляют «заповеди блаженства» в Евангелии от Луки (6:20–26), где сначала также идут благословения, а затем – «обетования горя». Глава 6. Вопрос о происхождении Пятикнижия, его история и современное состояние. Теория Графа – Велльгаузена 1. Традиционный взгляд на происхождение Пятикнижия Все древние иудейские и христианские толкователи были абсолютно уверены, что автором Пятикнижия является Моисей. Эта уверенность базировалась на следующих основаниях: 1) в тексте самого Пятикнижия неоднократно говорится о том, что Моисей в течение своей жизни записывал исторические события, законы и гимны ( Исх.17:14; 24:4; 34:27 ; Чис.33:2 ; Втор.31:22, 24 ); 2) в Ветхом Завете автором Торы считался Моисей: уже во времена Иисуса Навина существовала книга Закона, написанная Моисеем ( Нав.1:8 ); в книгах послепленного периода Закон также называется книгой Моисеевой ( 2Пар.25:4 ; 1Езд.6:18 ; Неем.13:1 ); 3) в новозаветный период Тора связывалась с именем Моисея ( Мф.19:7; 22:24 ; Мк.7:10; 12:26 ; Ин.1:17; 5:46; 7:23 ). Отцы Церкви не сомневались в авторстве Моисея, а в иудейской традиции эта мысль была засвидетельствована в Талмуде, где в трактате «Бава батра» было сказано, что все Пятикнижие написал Моисей, за исключением последних восьми стихов Второзакония, которые записаны Иисусом Навином. Из христианских писателей только блаженный Иероним, признавая авторство Моисея, не отвергал возможности, что Пятикнижие могло быть отредактировано Ездрой. Такая позиция связана с тем, что Иероним, следуя 3Езд.14 , считал Ездру восстановителем священных ветхозаветных книг. В древности только еретики (некоторые гностики, иудеохристиане) отрицали авторство Моисея и на этом основании отвергали достоинство Пятикнижия. Однако доводы еретиков не получили развития и широкого признания из-за их крайней субъективности. Впервые вполне обоснованное сомнение в авторстве Моисея в скрытой форме высказал в XII веке иудейский толкователь Авраам ибн Эзра. 2. Мнение Авраама ибн Эзры об авторе Торы и объяснение его Спинозой

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Замечательно, что Мессия нигде не называется в апокалипсисах излюбленными именами евреев – Сын Давидов, Царь Израилев, а «Сын Божий», «Царь Святый» (γνς ναξ) 123 . Таким образом, по отношению к наименованиям Мессии апокалиптики стоят не ниже, – для нас важен minimum, – ветхозаветных писаний и по букве даже ближе примыкают к новому завету, чем древнейшие пророческие писания. Что же касается наименований Мессии в книге Еноха «сын мужа» и «сын жены» (Енох. 62:5; 69:29), то резкость их удовлетворительно объясняется неточностью перевода (см. выше). Для выяснения воззрений апокалиптиков на личность Мессии, необходимо иметь в виду апокалиптическое учение о проэкзистенции, или до-мирном (пред)существовании Мессии. Енох пишет: «Он (Сын Человеческий) был избран и сокрыт 124 пред Ним (Господом духов), прежде даже чем создан мир; и Он будет пред Ним до вечности. И прежде чем солнце и знамения были сотворены, прежде чем звезды небесные были созданы, Его имя было названо пред Господом духов» (Енох.48:3, 5, 6; ср. 46:3, 49:1–4, 62:7). В апокалипсисе Варуха сказано: «тогда начнет открываться Мессия» 125 («tune incibiet revelari Messias», гл. 29, cp. 39 «revelabitur»). Ср. 3Езд.7:28, 13:32 и др. Это учение апокалиптиков о предсуществовании Мессии прежде относили на счёт христианских интерполяций. Теперь некоторые, признавая его подлинным, стремятся доказать, что в нем вовсе нельзя видеть свидетельства возвышенного представления апокалиптиков о Мессии. Г. Дальман 126 , например, говорит, что древнейшие памятники знают лишь о предсуществовании имени Мессии (Ср. Енох 48:6). Но в еврейском умопредставлении часто имя предмета заменяет самый предмет (ср. Быт.21:12 , ср. Исх.23:21) 127 , так что и предсуществование имени может указывать на предсуществование лица, т. е. идеальное и реальное предсуществование здесь сливаются. Соглашаясь с этим, некоторые богословы и после этого стремятся всячески умалить учение апокалиптиков о предсуществовании Мессии 128 . Нам думается в данном случае больше правды на стороне Ширера 129 , который видит в учении о предсуществовании Мессии желание придать лицу его черты сверхчеловеческие, – и эта своего рода тенденция в учении о предсуществовании находит свое более удачное выражение, чем в именах Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

У иудеев апокрифические книги имели значение книг тайных и сокровенных. В 3-й книге Ездры они поставлены в таком отношении к книгам каноническим: Первыя (т. е. канонические), яже писал ecu, сказано было Ездре, в яве постави, и да чтут достойнии и недостойнии: последния же семьдесят (т. е. апокрифические) сохрани (скрой), да предаси их мудрым от людей твоих. В тех бо есть корень разума и премудрости источник и ведения река ( 3Езд. 14:46–48 ): повелевается скрыть книги не потому, чтобы они считались недостойными чтения, а потому, что они не могут быть доступны для всех, а только для мудрых. 309 В таком же значении книг тайных и содержащих таинственное учение слово апокрифы употреблялось в первые времена и у христиан; в этом смысле у св. Епифания апокрифом называется даже и Апокалипсис Иоанна Богослова. В последующие времена под апокрифами стали разуметь книги подложные; но, несмотря на это, апокрифы читались, и сами христианские писатели, как мы видели, указывали на них и часто приводили из них места в своих сочинениях. Это показывает, что взгляд на апокрифические книги не всегда был одинаков и не вдруг установился, что помимо строгого взгляда в церковном учении, который выразился в церковных правилах осуждением и запрещением апокрифов, в кругу простых читателей и в обыкновенной литературной практике существовал еще другой взгляд на них, по которому смотрели на них снисходительно. Простых читателей апокрифы, естественно, привлекали к себе как интересными подробностями рассказов, так и знаменитыми библейскими лицами, от имени коих они предлагались. Они сообщали такие интересные сведения, каких не могла дать никакая другая книга, и потому могли удовлетворять самому смелому любопытству и самой требовательной любознательности. То, что составляет непроницаемую тайну для истории, они рассказывали самым обстоятельным образом; они свободно говорили напр. о сотворении и падении ангелов, указывали день, даже час, когда произошло падение Адама и Евы, сообщали сведения о их жизни по изгнании из рая, разные подробности о других патриархах; от древних времен они часто переходили к будущим временам и при этом смело рисовали подробные картины страшного суда и будущей загробной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

3Езд.10:46 По истечении тридцати лет неплодная родила сына: это было тогда, когда Соломон создал город и принес жертвы. 46 . Построение Иерусалима и храма приписывается Соломону. Эта ошибка объясняется тем, что в сознании автора город Божий был неотделим от храма. Только построение храма, произведенное Соломоном, придало Иерусалиму значение постоянного политического и религиозного центра для Палестины. В этом смысле можно было назвать Соломона основателем Иерусалима. В его мирное правление город украсился богатыми зданиями и далеко превосходил своим великолепием отнятую Давидом у иевусеев крепость. 3Езд.10:47 А что она сказала тебе, что с трудом воспитала его, это было обитание в Иерусалиме. 47 . Воспитание сына, стоившее матери многих трудов, сопоставляется с тою жизнью, которая кипела в Иерусалиме до его падения. Трудности, с которыми связано было его существование, объясняются, с одной стороны, часто повторявшимися случаями уклонения народа в идолопоклонство, с другой – нападениями врагов и внутренними смутами, не раз грозившими дальнейшему существованию города. 3Езд.10:48 А что сын ее, как она сказала тебе, входя в чертог свой, упал и умер, это было падение Иерусалима. 3Езд.10:49 И вот, ты видел подобие ее, и как она скорбела о сыне, старался утешать ее в случившемся: то надлежало открыть тебе о сем. 3Езд.10:50 Ныне же Всевышний, видя, что ты скорбишь душею и всем сердцем болезнуешь о нем, показал тебе светлость славы его и красоту его. 3Езд.10:51 Для сего-то я повелел тебе жить в поле, где нет дома. 3Езд.10:52 Я знал, что Всевышний покажет тебе это; 3Езд.10:53 для того и повелел, чтобы ты пришел на поле, где не положено основания здания. 3Езд.10:54 Ибо не могло дело человеческого созидания существовать там, где начинал показываться город Всевышнего. 51–54. Учение о небесном Иерусалиме, сходящем на землю без участия человеческих рук, явилось в иудействе после второго разрушения его (Gfrorer, I, 74–75). Усматривать здесь Иерусалим, застроенный трудами Ездры и Неемии (Шавров, 113), не позволяет царившее у евреев убеждение, что второй Иерусалим был лишь слабой тенью первого.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Езд.13:46 Там жили они до последнего времени. И ныне, когда они начнут приходить, 46 . Ср. Cup XLVIII:10 ; Uc XLIX:6 . У пророков освобождение из плена захватывает всех евреев. 3Езд.13:47 Всевышний снова остановит жилы реки, чтобы они могли пройти; поэтому ты видел множество мирное. 3Езд.13:48 Но которые оставлены от народа твоего, это те, которые находятся внутри пределов Моих. 48 . Передав легенду о 10 коленах Израилевых, автор переходит к судьбе иудеев, живших по возвращении из плена в пределах Святой земли. Этим он хочет выразить мысль, что все евреи, вышедшие невредимыми из последних испытаний, будут участниками мессианского Царства. 3Езд.13:49 Ибо, когда начнет Он истреблять множество собравшихся вместе народов, Он защитит народ Свой, который останется. 3Езд.13:50 И тогда покажет им множество чудес. 3Езд.13:51 Я сказал: Владыко Господи! Объясни мне это, для чего видел я мужа, восходящего из средины моря? 3Езд.13:52 И Он сказал мне: как не можешь ты исследовать и познать того, что во глубине моря, так никто не может на земле видеть Сына Моего, ни тех, которые с Ним, разве только во время дня Его. 51–52. Гункель обращает внимание на то, что появление Сына Божия из недр моря необычно для пророческой письменности, где Мессия представляется приходящим с неба. В виду этого он связывает образ мужа с мифологическим представлением о боге солнца, который выплывает на небо из моря, поднимается на небесную гору, истребляет своими палящими лучами врагов и основывает свое мирное царство. Против этого взгляда приходится сказать, что объяснение, придаваемое автором выходу мужа из морской глубины, отличается такой простотой и естественностью, что самостоятельность автора в этой частности вовсе нет надобности оспаривать. Своим образом пророк хотел сказать, что Сын Божий так же неисследим для человеческого разума, как недра моря. 3Езд.13:53 Вот истолкование сна, который ты видел и которым ты один здесь просвещен. 3Езд.13:54 Ты оставил дела твои и упражнялся в законе Моем, и взыскал его,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3Езд.12:27 а двух остальных пожрет меч; 3Езд.12:28 меч одного пожрет того, который с ним, но и он в последствие времени умрет от меча. 27–28. XI:35. Гибель третьей головы от меча выражает лишь общую мысль, что Домициана постигнет за братоубийство такая же насильственная смерть. Его убивает Мессия действием Своей речи. 3Езд.12:29 А что ты видел, два подкрыльных пера перешли на голову, находящуюся с правой стороны, 29 . XI:24. 3Езд.12:30 это те, которых Всевышний сохранил к концу царства, то есть царство скудное и исполненное беспокойств. 30 . XII:2 (по вост. перевод.). 3Езд.12:31 Лев, которого ты видел поднявшимся из леса и рыкающим, говорящим к орлу и обличающим его в неправдах его всеми словами его, которые ты слышал, 31 . XI:37–46. 3Езд.12:32 это – Помазанник, сохраненный Всевышним к концу против них и нечестий их, Который обличит их и представит пред ними притеснения их. 32 . В Вульгате и славянском переводе вместо Помазанника (Unctus) идет речь о ветре (ventus). Ошибка объясняется сходством в начертании соответствующих латинских слов. Переписчик представлял Мессию ветром, поднимающимся с моря и сметающим с лица земли беззаконников (XIII:27). Во всех восточных переводах отмечается происхождение Мессии из семени Давидова. 3Езд.12:33 Он поставит их на суд живых и, обличив их, накажет их. 3Езд.12:34 Он по милосердию избавит остаток народа Моего, тех, которые сохранились в пределах Моих, и обрадует их, доколе не придет конец, день суда, о котором Я сказал тебе вначале. 34 . После истребления четвертой Данииловой монархии Бог осыпает Своими милостями уцелевших среди испытаний евреев: открывается четырехсотлетнее Царство Мессии (VII:27–29). Представленное выше историческое толкование видения орла в приложении к Римской империи за время от Юлия Цезаря до Домициана в настоящее время является общепринятым (Корроди, Лике в 1 издании своего труда, Гфререр, Дильман, Фолькмар, Эвальд, Ланген, Визелер, Кейль, Гаусрат, Ренан, Друммонд, Рейс, Биссель, Розенталь, Бальденшлергер, Цеклер, Томсон, Вельгаузен, Ширер, Гункель, Лагранж и Бертолет).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010