На основе собранных материалов иезуит о. Теодор Грандерат (1839–1902), профессор апологетики в Папском Грегорианском университете, подготовил многотомную «Историю Ватиканского собора» 925 . Автор успел опубликовать первые два тома монографии, третий выходил под наблюдением его коллеги – иезуита о. Конрада Кирха. Заслугой о. Грандерата полагают опровержение (на основе подлинных архивных материалов) предвзятого отношения к собору, внушенного враждебностью к Католической церкви. Трудами о. Грандерата широкая публика впервые смогла ознакомиться с подлинными, «неусеченными» соборными актами, включая материалы пленарных дискуссий и заседаний основных конгрегаций собора. В 1923–1927 гг. все архивы собора были опубликованы в 29–53 томах нового издания Манси. И лишь 50 лет спустя после неожиданного завершения собора его деяния стали предметом активных научных комментариев: в 1930 г. появилась книга бенедиктинца Катберта Батлера 926 – работа «лучшего счета», по словам одного из рецензентов, а каноник P. Обер в 21-м томе «Истории Церкви» Флиша-Мартена опубликовал монографию «Понтификат Пия IX» (см. сноску 136 в гл. 1), получившую высокую оценку о. Йедина; социально-религиозные проблемы 1789–1870 гг. были освещены в монографиях Эдуарда Хэйлза 927 . Глава 4. Изучение истории христианского богослужения Научный интерес к истории христианского богослужения первоначально выражался в собирании и издании различного рода литургических памятников. С накоплением источникового материала появилась возможность его исследования (в том числе сравнительного). На Западе важным стимулом для развития подобного рода изысканий стала литургическая реформа Тридентского собора, связанная с упорядочением католического богослужения, a также спровоцированные Реформацией дискуссии между протестантами и католиками относительно его последования и сакрального смысла. § 1. Систематизация источников и литургические толкования Значительный вклад в литургические исследования на их начальном этапе внесли представители известной маронитской семьи Ассемани, получившие образование в римской маронитской коллегии и сделавшие затем блестящую научную карьеру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это воссоединение происходит так, что каждая из сторон «отрицает свое отрицание», направленное на противоположную сторону, и это дает ей возможность направить свое отрицание на себя, как на отрицающую. «Отринутое отрицание» не дает, однако, пустоты, или чистого, безрезультатного отсутствия: 926 «негация негации» порождает новый синтез, позитивный, творческий итог или «результат». 927 Поэтому Гегель и называет эту вторую «негацию» «совершенной», «конкретной», «бесконечной», или «абсолютной» негацией. 928 Она совершенна потому, что приводит Понятие в высшее, совершенное состояние: «спекулятивное» состоит именно в том, чтобы постигать «противоположное в его единстве, или позитивное в негативном». 929 Она конкретна потому, что именно через неё возникает «конкретизация», т. е. сращение противоположных сторон, стоявших доселе во вражде и в отвлечении. Она бесконечна потому, что она возвращает Понятие через воссоединение к нему самому: Понятие, освобожденное от внутреннего раскола, вновь находит себя, утверждает себя и притом утверждает себя утвердившимся именно через преодоление угасшего внутреннего раздора. Наконец, она абсолютна потому, что восстанавливает абсолютный строй и порядок, тот строй, при котором реальность едина и единственна, так, что её единственность определяет закон её внутреннего единства, а внутреннее единство питает и поддерживает её свободу от всякого инобытия, т. е. её единственность. Отрицание отрицания, приводящее и к отрицанию самого отрицающего как такового могло бы повести к чистому «ничто» лишь в том случае, если бы оно имело рассудочный, формальный характер. Категоричность и целостность рассудочного «нет» придало бы ему, как всегда, опустошающий и разрушительный характер, потому что рассудок всегда стоит перед дилеммой, перед граненым противопоставлением негибким, неподвижным, мертвящим, повинующимся закону тождества. Но спекулятивное «отрицание отрицания» имеет другую природу – живую, творческую, созидающую. Строго говоря, его не следовало бы даже называть «отрицанием», ибо этот термин скрывает за собою обычное рассудочное содержание, сроднившееся с формальным противоречием. Спекулятивное же «отрицание» следует понимать, отправляясь от идеи «реальной противоположности». Это «отрицание» есть по существу своему живое, творческое неприятие, вовлекающее предмет, именно в силу этого, в живое, творческое приятие неприемлемого. Творческое отвержение, само по себе, есть живое отношение отвергающего к отвергаемому. Это отношение, сколь бы ни был интенсивен его негативный уклон, заставляет принять отвергаемое, хотя бы для того только, чтобы его отвергнуть: потому что творческое отвержение всегда будет по существу предметным, т. е. содержательно определенным подлинною природою отвергаемого. Такое неприятие есть всегда проявление предметного отбора: отвергаемое отвергается именно потому, что его объективное содержание было принято и оказалось неприемлемым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

Отпущайте, и отпустится вам [ 923 ], сказал Господь. Не представляется ли тебе, что долготерпение твое послужит причиною повреждения для брата? Но Апостол заповедует побеждать благим злое, а не злым благое [ 924 ]. И Отцы говорят: «Делая вразумление ближнему, если сам увлечешься гневом, то этим ты удовлетворишь только своей страсти». Никто из благоразумных не разоряет собственного дома, чтоб построить дом ближнего. Если смущение будет продолжаться, то удержи сердце твое в пределах кротости насильно и помолись так: «Боже милосердый и человеколюбивый! Ты, по неизреченной благости Твоей, сотворил нас из ничего для наслаждения Твоими благами! Ты воззвал нас к Себе Кровию Единородного Сына Твоего, Спасителя нашего, когда мы отпали от Тебя преступлением заповеди Твоей! И ныне прииди и помоги немощи нашей, запрети возмущению сердец наших, как некогда Ты запретил волнующемуся морю, чтоб оба мы в один час не лишились усыновления Тебе, будучи умерщвлены грехом, чтоб Ты не сказал нам: кая польза в крови Моей, внегда сходити Ми во истление? [ 925 ]. Аминь глаголю вам, не вем вас, потому что светильники ваши угасли от недостатка елея» [ 926 ]. После этой молитвы, когда укротится сердце, уже возможешь разумно и со смирением, по наставлению Апостола [ 927 ], обличить, вразумить, исцелить и исправить с как свой немоществующий член. Тогда и брат, поняв свое ожесточение, примет исправление с доверенностию: ты умиротворишь сердце его твоим миром. Ничто да не разлучит тебя от святой Христовой заповеди: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем [ 928 ]. Прежде и более всего должно заботиться о мирном устроении души и никак не допущать сердце до смущения, ни под мнимо справедливыми предлогами, ни ради заповеди. Да ведаем достоверно, что именно для достижения любви и чистоты сердца мы стараемся со всевозможным тщанием исполнять заповеди. Управляя так братиею, и ты услышишь Божественное определение, возвещающее: аще изведеши честное от недостойного, яко уста Моя будеши» [ 929 ]. Выписка из творении преподобного Исаии Отшельника

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

—181— личных сторон системы Шлейермахера. Между воззрениями Шлейермахера в различные эпохи его жизни также существуют противоречия (в раннейший период Шлейермахер признавал за всеми религиями равное значение, в позднейший период он отдает безусловное предпочтение христианству). Г. Розанов не обратил внимания на эту сторону воззрений Шлейермахера. Г. Розанов нередко опровергает Шлейермахера Св. Писанием или даже учением православной церкви. Но Шлейермахер был реформатом, а не православным и держался относительно Писания рационалистических воззрений. Вследствие этого такая аргументация г. Розанова для лиц, стоящих на точке зрения Шлейермахера, не имеет почти никакой цены. Должно, однако, сказать «почти», а не вполне, потому что Шлейермахер иногда пытается представить, что его положения являются прямым раскрытием смысла Св. Писания. Полемизируя со Шлейермахером по громадному количеству вопросов веры и знания, г. Розанов нередко по необходимости является кратким и неубедительным. Для него было бы выгоднее ограничиться полемикой или с принципами Шлейермахера, или с какими-либо немногими частными положениями его системы. Так по вопросам о иерархии и таинствах автору совершенно достаточно было принципиально установить необходимость иерархии и таинств, но он стал доказывать изначальное существование трех степеней церковной иерархии (926 стр.), что, нужно заметить, не согласуется с книгой Деяний, и богоустановленность семи таинств в православном понимании (932 и след. стр.), чего тоже нельзя доказать на немногих страницах. На нескольких строках (626 стр.) автор устанавливает факт бессеменного зачатия Сына Божия, причем даже не приводит для этого свидетельства из Еванг. Луки 1:34–35 и, наоборот, приводит тексты из Ев. Луки 3 . Галат. 4 , в которых этот догмат не утверждается непосредственно, а из которых он только может быть выведен и притом не с бесспорной убедительностью. Если бы г. Розанов установил какие-либо принципы, из которых православное вероучение вытекало в виде необходимых логических выводов, он мог бы вести де-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Утиральник. См. Полотенце. Утрофим. См. Сукно. Ухват Ухват – конский убор, надевавшийся поверх узды и закрывавший ее. Ухваты делались из разноцветного и одноцветного шелка, иногда с золотом и серебром, в виде столпцов (веревок), к которым прикреплялись кисти с ворворками. «Ухват на дву столпцех; на столпцех по 5 кистей шолк … с золотом да с серебром; а по верху кистей 11 ворворок … низаны жемчугом» 922 . По обеим сторонам ухвата, у налобника и у переносья прикреплялись кованные из золота или серебра круглые бляхи, которые назывались кованцами 923 . Участок Участок – дорогая ткань по золотной, серебряной или шелковой земле с разноцветными травами. У царя Михаила Федоровича были: «платно новое участок по зеленой земле; платно участок золотной, по зеленой земле, в травах розные шолки». У царя Алексея Михайловича: «платно участок по серебреной земли травы золотныя, в травах шолки червчат да лазорев». У ездовой ферези «зуфь бела, подпушка участок золотной с червчатым да с зеленым шолком» 924 . В описи царской казны 142 (1634 г.) значится цена участка по гвоздичной земле листье золото да серебряно 5½ руб. за арш. 925 . «Козырь участок золотной» 926 . Уши=Наушки. 915 Как и название «хрещатый» или «крещатый» происходит от крестов и означает «крестчатый» или «крестовый»: «на облачение сак (саккос) рудожелтой кресчатой. – Сак малые кресты. – На кажении сак болшие кресты». – Уст. Новгор. Соф. соб. ркп. л. 33 об. 29 об. 30 и др. 916 Зап. Имп. Археол. Общ. т. XI. стр. 280. 281. 288. 289. 291. 300. 318. 320. 321. 338. 339. 340. 345. 347. 348. 353. 356. 360. 374. 375. 376. 377. 379. 381. 382. 388–392. 394. 397. 402. 403. 405. 406. 410. 412. 920 Летоп. зан. Археограф. Ком. вып. III. СПб. 1865. отд. II. стр. 7. У Даля (словарь): «поршни не шьются, а гнутся из одного лоскута сырой кожи или шкуры, на вздержке, очкуре, ременной оборе». Читать далее Источник: Санкт-Петербург. Типография Императорской Академии Наук. Bac. 0стр., 9 лин., 12. 1896г. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Такое понимание деятельности князя Святослава, значительно отличаясь от точки зрения А. И. Никитского, также не может быть признано обоснованным. Закономерность, которую Б. Д. Греков отметил по отношению к Владимиру последней четверти XII b., не может быть распространена на Новгород первой половины XII b. Даже для Владимиро-Суздальской земли это было лишь одним из эпизодов политической борьбы, которая, однако, отнюдь не привела в это время к потере церковью своих владений. Условием правильной оценки уставной грамоты 1137 г. является анализ восстания 1136 г., вызвавшего установления 1137 г. История политической борьбы в Новгороде первой половины XII b. изучена в работах Б. Д. Грекова 921 , Д. С. Лихачева 922 , М. Н. Тихомирова 923 , В. Л. Янина 924 , она освещена в «Очерках истории СССР» 925 , а также в данной работе. Советские исследователи связывают события 1136 г. со значительными изменениями в хозяйственной, социальной и политической жизни Руси и Новгорода в середине XII b., приведшими к возрастанию классовой борьбы, установлению строя феодальной республики, ослаблению княжеской власти и усилению выборных органов, прежде всего посадничества, а также роли владыки. Восстание 1136 г. явилось определенной гранью в этом процессе, ускорив оформление новой конституции Новгородской земли, которая оставалась формально княжеством, но по существу становилась республикой. Д. С. Лихачев считает, что устав Святослава Ольговича – это устав о десятине, который давал владыке большую независимость от новгородского князя и является одним из завоеваний епископа в перевороте 1136 г. 926 В пользу такой проепископской направленности устава говорят результаты анализа последней его статьи, проведенного Д. С. Лихачевым. Указанием на то, что устав продиктован интересами владычного двора, служит упоминание возможных его нарушителей. Здесь названы только «князь или ни кто сильных новогородець», но не упоминается епископ; в то же время кара нарушителю устава угрожает со стороны патрона новгородской епископии – св. Софии. Указание в уставе даты по индикту «лето 6645, индикта 15» Д. С. Лихачев также считает признаком связи устава с владычной канцелярией и деятельностью доместика Кирика 927 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впрочем, в церковном отношении новоприсоединённые области были распределены в непродолжительном времени, но гражданское распределение этих земель долго составляло больно место местной администрации и закончилось только к концу столетия 922 . Ни в высочайшем указе, ни в указе св. синода совсем не были упомянуты православные монастыри и церкви, прежде принадлежавшие к епархии преосвященного Виктора, но по второму разделу Польши не отшедшие к России. Ими распорядилась консистория. Рассылая синодальные указы по подведомым ей духовным правлениям и монастырям в пределах России, она порешила «в прочие за границею в Польше оставшиеся послать предложения» 923 . Первые дни церковной жизни новоприсоединённых к России областей были посвящены принесению присяги новому, давно желанному, русскому правительству. В Слуцке присяга была выполнена при торжественном богослужении в кафедральной Троицкой соборной церкви на следующий же день после обнародования манифеста Кречетниковым, т. е. 28 марта 924 . Из консистории тотчас же были разосланы по всем уголкам обширной епархии предписания о безотлагательном принесении присяги на русское подданство, на что был назначен месячный срок. Понуждать не приходилось никого. Все с радостью встречали то, чего так долго ждали. И только значительная отдалённость некоторых епархиальных пунктов от Слуцка и крайнее неудобство путей сообщения в весеннее время были причиной того, что принятие присяги растянулось месяца на три и было закончено повсеместно лишь в июне 925 . Вместе с принесением присяги всюду были заводимы и «российские порядки». В консистории «порядок, российским судебным местам узаконенный», заведён был ещё с самого дня опубликования высочайшего манифеста 926 12 апреля консистория разослала предписания о заведении нового «порядка» по всем подведомым ей местам. «Российский порядок» во всех учреждениях заводился скоро и без препятствий, так что ко времени опубликования по епархии синодального указа (16 апреля) с высочайшим повелением (13 апреля) об учреждении Минской архиепископии 927 всё в ней было уже, в чём следует, преобразовано 928 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Представители сербской княжеской династии зависели от поддержки той или другой державы и использовались обеими во взаимной борьбе. То Симеону, то Роману Лакапину удавалось поставить у власти в Сербии своего протеже и устранить креатуру противника. Когда же после длительной борьбы и неоднократной перемены на престоле начало получать преобладание византийское влияние и поставленный при болгарской поддержке на сербский престол князь Захария стал склоняться на сторону Византии, Симеон решил устранить очаг беспокойства у себя в тылу. Однако посланная в Сербию болгарская армия была разбита, и потребовалось задействовать большие силы, чтобы после страшного опустошения привести страну под власть Симеона (ок. 924). Покорение Сербии вывело правителя болгар на границу Хорватии, которая тогда при своем первом короле Томиславе (910–928; король примерно с 925) обладала заметным могуществом. Вскоре Симеону и здесь была навязана необходимость вступить в военное противостояние, а тем самым вновь отвлечься от главного театра военных действий на византийском направлении. Во время вторжения в Хорватию армия Симеона потерпела свое крупнейшее поражение (ок. 926). Благодаря посредничеству папы Симеон был вынужден заключить мир с хорватами 623 . После этого он, как кажется, начал готовить новый поход против Византии, однако 27 мая 927 г. его постигла неожиданная смерть. Сразу после смерти Симеона положение полностью изменилось. Гордая целеустремленность и беспокойный боевой дух Симеона были совершенно чужды его сыну и наследнику Петру. Дальнейшая борьба казалась бесперспективной. Петр поспешил заключить с Византией мир, был признан болгарским царем и получил в жены Марию Лакапину, внучку императора Романа, дочь его старшего сына Христофора. Был признан и Болгарский патриархат, который Симеон, как кажется, учредил в последние годы своего царствования. Крупные военные успехи Симеона не прошли даром, тем не менее его заветная цель оказалась недостижимой. Впрочем, бесперспективным оказался и взятый Зоей курс на полное отвержение всех болгарских требований: победила средняя линия благоразумного императора Романа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вязание и связывание часто упоминается в заговорах. «От одьбегающих раб, напиши с(и)це: Буди путь его тма и пльзении, Анггль да поженет его, Михаил вежет, Рафаил гонит, Исак свезует» 924 . Особенное значение наузу придают в важнейшие моменты жизни человека: при рождении и во время свадьбы, а также и в момент смерти. С узлом соединяется понятие заграждения, препятствия. На родильнице не должно быть ни одного узла, ей даже расплетают косу, разомкают в доме замки, выдвигают ящики и т.д. Если родильница долго мучится, просят священника открыть царские врата в церкви 925 . Эти обычаи существуют и теперь в Смоленской губ Крестильному кресту придается особое значение, – это охранительный талисман. Кроме того, детям обычно привязывают те или другие целительные наузы;, например, девять ниток из красной шерсти, навязанные на шею, предохраняют его от краснухи. Завязанный знающим человеком узел с приговором тайных слов может шишить счастья новобрачных, отняв у жениха мужскую силу и даже обратить всех участников свадьбы в зверей. Во время чьей-либо смерти, если умирающий сильно «трудится», не может умереть, для прекращения его страданий следует отомкнуть в доме все замки, двери и проч., даже поднять на полоку одну доску. На умершем не должно быть ни одного узла. Науз – узел средство обоюдоострое. Науз страшен в руках колдуна, который может причинить им вред и порчу. Зато тот же науз обладает средством разрушать чары, и для этого даже не нужно особых познаний. Узел, завязанный в предохранение от порчи, делает чары колдуна ндействительными. В некоторых местах, наряжая невесту, набрасывают на нее бредень, или подвязывают невесту длинной ниткой, навязав на нее как можно более узлов. Также и поезжане опоясываются сеткой, или вязанным поясом, – только тогда колдун или ведьма могут напустить порчу, когда распутают все узлы, снимут с человека предметы с узлами. Вероятно в связи с этим находится поверье, что ходит неподпоясанным грех 926 . Спать без пояса также считалось грехом, что видно из следующего исповедного вопроса: «или наг спал или без пояса» 927 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

08. Несомненно, в большем родстве, чем с Менандром, находится учение Саторнила – с офитскими системами. Там и здесь проглядывает решительный дуализм 922 . Творение происходит не чрез высшее существо, но производится 7-ю ангелами или архонтами, как владетелями созданного мира. Также и человек создается ими, и род или образ творения человека и получения им высшей силы или искры жизни одинаков у Саторнила с офитами.– Тесную связь между учением Саторнила и офитскими системами особенно подробно раскрывает Липсий 923 . Наиближайшее родство он находит между Саторнилом и безымянными гностиками Иринея (I, XXX), каковое «родственное отношение обеих систем не может подлежать никакому сомнению“ 924 . 09. Но с выводом Липсия, что учение Саторнила является «основою для этой самой гностической системы“ 925 – согласиться никак нельзя. Офитские системы имеют в основе существенно языческие черты (у Оригена и Ипполита), а у Иринея – в особенности система, описанная в I, XXX гл.– проникнута всецело иудейскою окраскою. Между тем система Саторнила возникла на христианской почве; языческие и иудейские предпосылки 926 в ней сильно затушеваны; это так ясно, что вывод не может измениться, если бы мы владели и полною системою Саторнила.– Конечно, на первый взгляд может казаться странным: каким образом из богатых по содержанию офитских систем могла выродиться такая не сложная система, как наша Саторнила. Но во 1-х, учение Саторнила сокращенно изложено у Иринея лишь по синтагме св. Иустина, тогда как при изложении некоторых офитских систем Иринею посчастливилось иметь под руками первоисточники (см. I, XXXI, 2). По сокращенной же системе у Иринея мы не можем судить о всей системе Саторнила 927 . Во 2-х, в учении Саторнила мы имеем первую более или менее исторически-локализованную систему христианского гностицизма. Неудивительно, если офитский гностицизм, вступая на христианскую почву, сбросил, как ненужные в новой стихии, языческие и иудейские одежды – разные мифы и легенды, чтобы поработать и превратить в них христианскую историю.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010