Ещё речь может идти об отце Иоанна Крестителя, также убитом, согласно апокрифическому «Протоевангелию Иакова» (гл. 23), или – несмотря на анахронизм – о Захарии, сыне Баруха, убийство которого в 67 г. н. э. описывает Иосиф Флавий в Bell. Jud. 4:5, 4 (334–344) (см. G.P. 226, n. 1, а также: Macpherson J. Zacharias: A Study of Matthew 23, 35//BW, 1897. 1. P. 26–31; Broades J.A. Commentary on Matthew. Grand Rapids, 1990. P. 476–477). Ясно, однако, что сам Ориген связывал Мф.23:35 именно с отцом Иоанна Крестителя, так как в комментарии на этот стих он соотносит его с преданием, согласно которому этот Захария был убит «между храмом и жертвенником» за то, что позволил Марии, уже после рождения Христа, занять то место в храме, где могли находиться только девственницы (CMs. P. 42, 15–43, 33; CMs (l.)//PG 13, 1631–32). Епифаний упоминает имевший хождение у офитов апокриф «Рождение Марии», где также говорилось об убийстве этого Захарии в храме (Panarion. V. 1. P. 290, 19–292, 8). 76 Если принять пунктуацию в PG (13, 884D), то возможен альтернативный перевод этой части фразы: «Мне кажется, что, как в случае с телесными [благами] для сбора плодов недостаточно обработки земли, если этому не содействует [зерно], содержащееся [в ней], а ещё более – Тот, Кто приводит в порядок содержащую его среду, [наделяя её тем] качеством, которого пожелает, и делает её такой, какой захочет...». 79 Очевидное развитие Деян.23:8 : «Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то, и другое» (ср. Мф.22:23 ). Современные исследователи сомневаются, что саддукеи не признавали существование ангелов, и предпочитают интерпретировать Деян.23:8 иначе, чем Ориген . См.: Bamberger B.J. The Sadducees and the Belief in Angels//JBL. 1963. 4. P. 433–435; Daube D. On Acts 23: Sadducees and Angels//JBL. 1990. 3. P. 493–497; Viviano B.T., Taylor J. Sadducees, Angels, and Resurrection (Acts 23, 8–9)//JBL. 1992. 3. P. 496–498. 80 Вопреки утверждениям его противников (Hier. Ер. 124, 3–4, 7:10, 14; Apol.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/komment...

[r5] Речь идет о примирительном соборе между патриархом Константинопольским Фотием и Римской церковью. [r6] Документ не содержал разрешения православным причащаться у католиков.При оценке этого документа стоит помнить, что даже исповедник и глава Катакомбной Церкви епископ Афанасий (Сахаров) , после своего освобождения и воссоединения с Московской Патриархией, занимавшийся исследованиями в области литургики, разрешал на проскомидии поминать католиков и лютеран (см. Фудель С. И. Причастие вечной жизни//Собрание сочинений. Т.2. М., 2003, С. 334). [r7] Загадочный томский старец Феодор Кузмич говорит: «Православная вера есть великий корабль, который плывет в море; все же секты – это маленькие лодочки, которые привязались к кораблю как на веревке, потому только держатся и не тонут» (Житие святого праведного Феодора Томского//Журнал Московской патриархии. 2002, 7, с. 36). Те же слова вкладывались в уста преп. Серафиму Саровскому. То, что устное предание это образ приписывает то одному подвижнику, то другому, означает прежде всего, что церковно-народное ощущение находит его верным, а, значит, в этом сознании нет той радикальности, которая характерна для «ревнительских» богословов, любящих говорить, что они вещают от имени «церковного народа». [r8] «Епископ-грек, который раньше без зазрения совести жег болгарские манускрипты, едва болгары начинали просить себе „своего епископа“, начинал ссылаться, что по постановлению такого-то собора, „этого быть не может, ибо этим нарушается евангельский закон любви, закон единства церкви, не знающей разделений национальных и государственных“. Пример этот важен, чтобы показать, как „правила любви“ мало-помалу трансформировались в какую-то работу стряпчих над текстами о любви; и из них мало-помалу сплелась удушительная веревка, тем более ненавистная, что она вся намылена „любовью“ и особенно ловко обхватывает шею удавленника (в данном случае – болгарина, но при случае и всякого другого)» (В.Розанов. Публикация: (Леонтьев. Письма к Василию Розанову . London, 1981. с. 87). Но каноны-то действительно на стороне греков: раскол начался с того, что 3 апреля 1860 болгарин, макариопольский епископ Иларион не возгласил на литургии имя Вселенского Патриарха, а вместо этого по настоянию толпы произнес многолетие султану… Конечно, он был запрещен в служении. Но в 1872 г. еп. Иларион по разрешению султана же, но без благословения патриарха, дерзнул сам литургисать – и был константинопольским собором отлучен от Церкви, а болгарами избран первым экзархом (см. История православной Церкви в XIX веке. Кн.2. Славянские Церкви. Спб., 1901, сс. 351–357)…

http://azbyka.ru/vyzov-ekumenizma/11

1 Проф. Н.Н.Глубоковский прямо именует второго брата Господня «Иосифом» и не считает нужным входить ни в какое объяснение («Послание Павла к Галатам». СПб., 1902. С.65). Предупредительнее к своим читателям эрлангенский проф.Цан, который в своем научном труде: Forschungen zur Gesch. d. neutesam. Kanons (Leipz., 1900. Bd.VI. S.334), перечисляет как евангельские рукописи, так и указывает древних писателей, где и у которых имя Иосий заменяется именем «Иосиф». 2 Этот же рассказ повторяется и у Луки, но у него нет ни одной новой черты в сравнении с двумя первыми евангелистами (Лк.8:19—21). 3 Толкование на Евангелие от Иоанна. Казань, 1899. С.176. 4 Собрание творений св.Иоанна Златоуста. T.VIII. Беседы на Евангелие от Иоанна. СПб., 1902. С.318. 5 De viris illustribus. Или в русском переводе: «Книга о знаменитых мужах», гл.2. 6 Филологические основания см. у Zahn " a в его вышеуказ. сочинении. Bd.VI. S.333. 7 В русском переводе рассматриваемого места переводчиками к слову «женщинами» прибавлено: «некоторыми», но прибавка эта не нужна. 8 Кстати сказать: в русском переводе писаний св.Луки, в одном списке апостолов (в Евангелии) Иуда правильно назван «Иаковлевым», а в другом списке (в Деяниях) неточно назван «братом Иакова». Последнее название взято из послания Иуды (1:1) и наперед предрешает, кто этот Иуда, чего переводчикам ни в каком случае делать не следует. 9 Этот последний перевод признает более правильным проф. Н.Н.Глубоковский (из вышеупомянутой книги которого мы и взяли оба эти перевода). С.64. 10 Слова Мария Викторина. Приведены в вышеуказанном сочинении Zahn " a . S.281. 11 Zahn . Forschungen zur Gesch. des neutestamentlichen Kanons u.s.w. Bd.VI. S.306—307. 12 Zahn . Op.cit. S.314. 13 Св.Епифаний . «О ересях»: ереси 30-ая (гл.14) и 51-ая (гл.10). 14 Проф.Н.Н.Глубоковский говорит, что слово: τν πρωττοκον — первородного (первенца), «вероятно, не подлинно», т.е. его не находилось в оригинале у Матфея (Обзор «Послания ап.Павла к Галатам». СПб., 1902. С.67), но на чем основано такое мнение, нам неизвестно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2640...

8 64 Еккл. 7, 21. 865 1 Ин. 1, 8. 866 Иак. 3, 2. 867 Пс. 87, 5–6. 868 Беседа 39, главы 4, 5, 8 и 9, стр. 300–308. На чтение Евангелия от Луки 19, 42–47. 869 Беседа 40, гл. 11, с. 330–334, на чтение Ев. от Луки 16, 19–31. 870 Беседа 34, гл. 13, с. 200, на Ев. от Луки 15, 1–10. 871 Преподобный Варсонуфий Великий. Ответ 611. 872 Преподобный Макарий Великий объясняет причину, по которой святые мужи, упражняющиеся в проповеди слова Божия, не могут в то же время пребывать в духовных видениях. Беседа 8, гл. 4. Эту же причину приводил и преподобный Арсений Великий, когда его спрашивали: почему он так тщательно убегает общества людей, даже святых? Алфавитный Патерик. 873 См. «Слово о чувственном и духовном видении духов». Аскетические опыты, т. 2. 874 Общий тропарь священномученику. 875 Беседа 21. 876 Слово 55. 877 Collatio 17, cap. 6. 878 Житие Иоанна Многострадального. Патерик Печерский. 879 Collatio VII et VIII. 880 Учение преподобного Кассиана смотри в «Слове о Смерти». 881 V заседание II Никейского Собора, Вселенского Седьмого. 882 Преподобный Феодор в сочинении преподобного Кассиана. Книга 5, о чревообъядении, гл. 33 и 34. 883 Святой Исаак Сирский, слово 55. 884 По образу описания, языческого жреца-прорицателя Калкаса, сделанного Расином в трагедии «Ифигения». 885 Влияние понятий, заимствованных из идолопоклонства, с особенной ясностью вынаружилось в ереси или заблуждении антропоморфитов, представлявших себе Бога в колоссальном человеческом виде. Эта ересь открыта в IV веке, но очевидно, что и прежде многие, по неведению, держались ее. Последнее явствует из следующего факта. Когда Феофил, архиепископ Александрийский, изложил опровержение заблуждения в окружном послании, которое обыкновенно составлялось Александрийскими архиепископами пред Пасхой и рассылалось по всему Египту: тогда в одной только церкви пустыни Скита, в которой жили тысячи монахов, послание было принято и прочитано; в прочих трех церквах настоятели не только не приняли послания, но и воспретили монахам чтение его по кельям, как прямо противоречащего Священному Писанию. Из слов Писания, что человек сотворен по образу и подобию Божиим, антропоморфиты выводили заключение, что Бог имеет вид. Cass. Coll. X.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

ЖЕРТВА Жертвы ветхозаветные прознаменовали Христа (3:8, см. ХРИСТОС , 1121). С пришествием Христа ветхозаветная жертва прекратилась Иудеи приносили в жертву Богу различных животных, как о том пишется в книгах Моисеевых и Пророческих. И сия их жертва прознаменовала смерть Христа Сына Божия, Который, яко Агнец непорочный, имел заклатися на древе крестном за спасение мира. Но когда сия святейшая жертва принеслася, оная, яко сень, прообразовавшая истину, престала. В новой благодати духовную жертву, без которой и Иудеям оная жертва неполезна была, христиане верою приносить Богу должны (3:84). Людские грехи очищали не приносимые жертвы, но Христос, предзнаменованный этими жертвами (3:8, см. ХРИСТОС, 1121) (3:7, см. ЕВАНГЕЛИЕ , 334). Благодарность есть жертва, которая более всего угодна Богу (3:84–85, см. БЛАГОДАРНОСТЬ , 26). Милосердие есть благоприятная жертва Богу (3:85, см. МИЛОСЕРДИЕ , 507). Правда есть жертва, которую от нас требует Бог (3:85, см. ПРАВДА , 756). Обуздание плоти и покорение ее духу, есть жертва, благоприятная Богу (3:85–86, см. ПОДВИГ , 685). Сокрушение о грехах и есть жертва Богу (3:84, см. СОКРУШЕНИЕ , 963). См. также о «Христианской жертве». Третья глава, третьей статьи, второй книги «О истинном христианстве» (3:83–87). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского/Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

ПРОРОК Пророки – это святые Божии человеки, умудренные Духом Святым (2:5, см. СЛОВО БОЖИЕ , 891). Пророки были посланы для исправления человека (4:136, см. ЗАКОН , 384). Пророки проповедывали пришествие Спасителя (4:31, см. АПОСТОЛЫ , 11). Бог через пророков предсказал Духом Святым об избавлении, о чем написано в книгах Ветхого закона (1:22, см. СПАСЕНИЕ , 968). Пророки, Апостолы объявили и передали нам слово Божие (2:5, см. СЛОВО БОЖИЕ, 892). Слово Божие через пророков (2:5, см. СЛОВО БОЖИЕ, 891). Пророки были за слово Божие гонимы и убиваемы (5:260, см. СЛОВО БОЖИЕ, 893). Пророчества ветхозаветные относились ко Христу и Евангелию (3:7, см. ЕВАНГЕЛИЕ , 334). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского/Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Поучения. Поуч. 14; см. также Руководство. Отв. 336. 288 Слова подвижнические. Сл. 57. 289 О покаянии. Сл. 3. 290 Поучения. Поуч. 16. 291 Писания Кассиана. 292 О покаянии. Сл. 6. 293 Беседы на Послание к римлянам. Беседа 23. 294 Духовные беседы и слова. Слово 1, гл. 13. 295 Беседы на евангелиста Матфея. Беседы 6; 46, § 5–8; см. также Пролог. 24 марта. 296 Поучения. Поуч. 10. 297 Поучения. Поуч. 14. 298 О небесной иерархии. Гл. 6. 299 Писания Кассиана. 300 Писания Кассиана. 301 Поучения. Поуч. 1. 302 Изложение. Кн. IV, гл. 24. 303 Добротолюбие. Ч. 1, § 63. 304 Христианское чтение. 1824, кн. 16. 305 Добротолюбие. Ч. 3, кн. 1. 306 См. шестую песнь воскресного канона. 307 Добротолюбие. Ч. 4, § 41. 308 Писания Кассиана. 309 Писания Кассиана. 310 Из книги пресвитера Руфина Жизнь пустынных отцов на латинском языке. 311 Писания Кассиана. 312 Достопамятные сказания. § 5; см. также Лествица. Сл. 4, § 104. 313 Достопамятные сказания. § 1. 314 Лествица. Сл. 20, § 15. 315 К такой жизни относятся дела покаяния, пост, бдение, молитвы, дела обращения и спасения ближних, или дела милосердия духовного, и дела вещественной благотворительности, разные услуги ближним. 316 Лествица. Сл. 27, § 46. 317 Руководство. Отв. 108. 318 Лествица. Сл. 4, § 73. 319 Там же. Сл. 27, § 13, 14, 36; см. также Устав. Сл. 11. 320 Слова подвижнические. Сл. 2, 39, 55. 321 Руководство. Отв. 311. 322 Добротолюбие. Ч. 4. 323 Лавсаик. Гл. 29, 30, 31. 324 Там же. Гл.41. 325 Слова подвижнические. Сл. 55. 326 Добротолюбие. Ч. 4. 327 Лествица. Сл. 7, § 30. 328 Добротолюбие. Ч. 2, гл. 63. 329 Духовные беседы и слова. Слово 4, гл. 13. 330 Лествица. Сл. 7, § 57. 331 Добротолюбие. Ч. 1, гл. 7; ч. 2, гл. 61, 73, 74; ч. 4, гл. 38, 40. 332 Добротолюбие. Ч. 1, 2. 333 Лествица. Сл. 28, § 42. 334 Добротолюбие. Ч. 1 (О трех образах молитвы). 335 Добротолюбие. Ч. 1 (О трех образах молитвы). 336 Там же. Ч. 3, кн. 2, сл. 24. 337 Лествица. Сл. 7, § 58; см. также Слова подвижнические. Сл. 2. 338 Добротолюбие. Ч. 1, § 99. Поделиться ссылкой на выделенное

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Должность священническая (о седми таинствах). I, 1–9. О Должности пастырей и подчиненных им. III, 353 (гл. 4-я), 340 (§ 450–451); I, 1–19, 96, 113, 178; II, 4 (§ 8), 10 (§ 15), 304 (§ 248, 3–4), 311, (§ 251); III, 340–341 (§ 450–451); IV, 37 (§ 21), 88–92 43–45), 336–343 138–137), 360 147); V, 156, 323 (пис. 26-е), 340 (пис. 44-е). – судей и к суду приходящих. III, 349 (гл. 3-я); 178 (§ 114). – начальников и подначальных, V, 153–156 (§ 52); III, 342–345 (гл. 1-я); II, 192 (§ 133); IV, 88–92 43–45), 341 137). – господ и рабов их. III, 366 (гл. 7-я), 160 (§ 352); V, 164 (§ 56), 331 (пис. 33-е); I, 150, и во мног. друг. местах. – нанимающих и нанимающихся работать . V, 169; I, 109 (кол. 1). – дающих и приемлющих взаим. V, 166–168; II, 182 гл. 9-я); I, 233 (пис. 8-е). – продающих и купующих. V, 168–169, 334 (пис. 37-е). – богатых. V, 165. См. еще Богатство и богатый. – убогих. V, 166; IV, 67 (о томжде); II, 332 (§ 264). О Достоинстве христианском. III, 380 (гл. 5), 196 (гл. 3); V, 200 (сл. 18). 2–4 (пис. 2–5). См. еще о Благородии души человеческой. Древо высокое посреди малаго леса (человек на чести пребывающий, посреде подлых (простых) людей). IV, 89. Древо доброе (христианин добрый). IV, 119. О духовной мудрости. См. о Мудрости христианской. О Духовном христианском рождении, или св. крещении. III, 372. См. еще о Святом крещении. Душа боголюбивая не точию на земли, но и на небеси ничего не хощет, кроме Бога. V, 304 (пис.17-е); IV, 333 133). Е Евангелие. III, 1 (гл. 1-я); IV, 161 86), 17 9), 201 105) V, 73–74 (пис. 57–58, 88 (пис. 74), 94 (пис. 82), 198 (сл. 17-е). См. еще: Зеркало, Житие Христово, о Истине учения Евангельскаго. О Едином на потребу. См. Вечное спасение. Един поемлет, другой оставляется (тое ж будет во второе пришествии Христово с благочестивыми и нечестивыми). IV, 271 110). Ж Желание (чего желать и искать должен христианин). IV, 92. Жених и невеста (что между собою жених и невеста, тое Христос и христианская душа). IV, 38. О Жертве христианской. III, 74.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

  3 Там же. С. 46.   4 Цит. по: Литературная газета. 16 мая 1984. С. 7.   5 Солженицын Александр. Малое собрание сочинений. Т. 1. М., 1991. С. 329.   6 Шмелёв И.С. Собр. соч. Т.7. М., 1999. С. 544, 545, 548.   7 Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984. С. 232.   8 Св. Исаак Сирии. 62 подвижническое наставление.//Добротолюбие. Т.2. М., 1895. С. 664-665.   9 Св. Григорий Синаит. 115 глава о заповедях...//Добротолюбие. Т.5. М., 1900. С. 205.   10 Современные записки. 42. С. 334, 338.   11 Гоголь И.В. Духовная проза. М., 1992. С. 433.   12 Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского. Т.4. М., 1889. С. 145.   13 О.Павел Флоренский. О Блоке. Неопубликованная запись доклада.   14 Альманах библиофила. Вып. 26. М., 1989. С. 155, 161.   15 Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. М., 1994. С. 29.   16 Иностранцы о древней Москве. М., 1991. С. 334.   17 Лихачёв Д.С. Первые семьсот лет русской литературы. Изборник. М., 1969. С. 9.   18 Панченко А.М. Примечания к «Сказанию...».//Изборник. С. 779.   19 Беседы свт. Иоанна Златоустаго на св. евангелиста Матфея. Беседа XXVI.   20 Лихачёв Д.С. Русская литература.//История всемирной литературы. Т.4. М., 1987. С. 345.   21 Цит. по: Настольная книга священнослужителя. Т.2. М., 1978. С. 516.   22 Древняя русская литература: хрестоматия. М., 1980. С. 349.   23 См.: Лихачёв Д.С. Избранные работы. Т.2. Л., 1987. С. 309.   24 История всемирной литературы. Т.4. С. 356.   25 Там же. С. 356-357.   26 Новый мир . 1988. С. 216-217.   27 Ильин И.А. Собр. соч. Т.6. Кн. 11. М., 1996. С. 135.   28 Наука и жизнь. 1988, С. 79.   29 Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990. С. 15.   30 Там же. С. 11.   31 Бауэр Вольфганг, Дюмотц Ирмтрауд, Головин Сергиус. Энциклопедия символов. М., 1998. С. 179.   32 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. Т.5. Л., 1973. С. 79.   33 Новый мир. 1988. С. 229.   34 Достоевский Ф.М. Т.5. С. 79.   35 Достоевский Ф.М. Т.25. С. 84.   36 Русская эстетика и критика 40-50-х годов XIX века. М., 1982. С. 141.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

293 Cf. Act. 15: 8. 294 Cf. II Cor. 7: 10. 295 Prov. 11: 5. Цитируется Климентом в двух различных греческих вариантах. 296 Cf. Herodotus, VI 75. 297 Cf. Is. 29: 13; Mt. 15: 8. 298 Cf. Philo. De somn. I 247. 299 Euripides, Chrysippus, fr. 840. 300 Euripides, Medea 1078—79. 301 TGF Adesp. 110. 302 Homerus, Odyssea XI 327. 303 Menander, fr. 338 CAF. 304 Clemens Rom, I Epistula ad. Cor. 50: 6—7; Ps. 32: 1—2; I Pet. 4: 8. 305 Lev. 11: 10; Deut. 14: 10. 306 Barnabas, Epistula 10, 3. 307 Cf. Mt. 7: 13. 308 Kerygma Petri, fr. 1 Dobschuetz; Hennecke-Schneemelcher, New Testament Apocrypha, II 94—102. 309 Simonides, fr. 66. 310 По, видимому, лакуна. 311 Cf. I Cor. 8: 7. 312 Cf. Izek. 34: 4.6. 313 Cf. Lk. 15: 7.10. Климент перефразирует это место, или же пользуется другой версией Евангелия. 314 Эти слова приписываются Пифагору. 315 Cf. Philo, De Abraham., 17. 316 Изречения, приписываемые семи мудрецам. См.: Diogenes Laert. I 76. 317 Эти слова цитирует также и Тертуллиан. См. Strom. I 61, 3. 318 Gen. 24: 6; Exod. 10: 34; Deut. 4: 9; 15: 9. 319 Cf. Mt. 25: 35.40. 320 Очевидно, имеются в виду «духовные люди», о которых учили Валентин и другие гностики. См.: Irenaeus, Adv. Haer. I 5, 1, 5; Clemens, Excerpta ex Theodoto 42, 3; 50, 1; 58, 1. 321 Cf. Plato, Rep. X 617 e. 322 Подробнее см.: Е.В. Афонасин. Философия Климента Александрийского (Новосибирск, 1997), с. 39—44. Основательное исследование гносеологических воззрений Климента можно найти в работе: A. Mehat, Etudes sur les Stromateis de Clement d " Alexandrie (Paris, 1966), p. 29—40. 323 Cf. Mt. 10: 24; Lk. 6: 40. 324 Cf. Io. 5: 6; Mk. 1: 40. 325 Cf. Prov. 27: 21. 326 Prov. 30: 3; cf. Sap. 10: 10. 327 Philo, De fort. 7. 328 Cf. Prov. 16: 5. 329 Cf. Ps. 50: 19. 330 Cf. Prov. 10: 31. 331 Cf. Prov. 16: 21. 332 Определения, напоминающие стоические, см.: SVF III 175. 333 Cf. Plato, Protagoras 329 c. 334 Вероятно, лакуна. 335 Выражение из Plato, Theaetetus 176 a-b. Это и дальнейшее рассуждение во многом копирует Филона: Philo, De fort. 3 sqq.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010