2: 9. Но как написано: чего глаз не видел и ухо не слышало. Где же это написано? Нигде кроме самого Евангелия Господа нашего, когда Он сказал, что цари и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать от Меня, что вы слышите, и не слышали ( Мф.13:17 ; Лк.10:23 ). 2: 10. Нам же открыл Бог чрез Духа Своего. Или чрез чудеса, кои совершал чрез них, или же это есть то, что сказал (Господь): Духа Утешителя пошлет к вам Отец Мой во имя Мое, Он научит вас всему ( Ин.14:26 ). Ибо, говорит, Дух все исследует, то есть открывает. 2: 11. Ибо кто из людей знает, чтò в человеке, кроме духа человеческого, сущего в нем? Так и Бо- —65— жие (открывает) чрез Духа Божия, чрез Коего мы становимся способными понимать Его тайны. 2: 12. Мы же не иного (мира сего) духа приняли, но Духа (сущего) от Бога, дабы чрез Него знать дарованное нам от Бога. 2: 13. Не только дела наши духовны, но также и то, что проповедуем, не есть ученая мудрость человеческая, но учение Духа; поскольку чрез духовные дела проповедуем вам и с духовными наш дух сравниваем, то есть говорим вам, кои говорите на языке Духа. 2: 14. Люди животные 555 , не восприяв Духа, считают это глупостью. Это то же, что сказал: не бросайте жемчуг пред свиньями ( Мф.7:6 ). И не могут разуметь, поскольку духовно исследуется (это), то есть чрез духовного человека осуждается. 2: 15. Духовный же человек, в коем совершаются дела Духа, между тем как все исследует, сам же ни от кого не исследуется. 2: 16. Ибо кто познал ум Господень, кроме того, кто будет причастником его? Подобно тому, как, говорят, прежние праведники, кои были участниками богопочтения, волю Божию познали; тоже и мы своим участием в страданиях Христа приняли ум Христов. III 3: 1–2. Но хотя вы имеете в себе дела Духа, однако я не мог вам говорить как духовным людям; и как младенцам, кои начинают слушать Евангелие, во Христе молоко вам дал в питье, а не твердую пищу, потому что вы плотяны. 3: 3–4. Ибо когда между вами зависть и спор —66— из-за умножения и увеличения слушателей и из-за названия их именем каждого из вас, то не плотяные ли вы?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2. В первой половине второй песни (гл.2:1–10) пророк описывает бедствия Иерусалима во время последней осады и самое разрушение его. Господь в пылу гнева Своего «не вспомнил о подножии ног Своих» и предал разрушению святый город, а жителей его на смерть; Он разорил Свое место собраний и заставил забыть на Сионе празднества и субботы; Он предал святилище свое в руки врагов, и они шумели в доме Господнем, как в праздничный день; Он отверг царя и священника, и они среди язычников; в разрушенном граде не стало закона, и пророки не удостаиваются видений от Господа (ст.1–10). Затем пророк, оплакивая гибель невинных детей, умирающих от голода у грудей своих матерей (ст.11 и 12), обращается к Иерусалиму, матери отечества, и не находит чем утешить ее; он только советует ей плакать перед Господом день и ночь, чтобы подвигнуть Его на милость изображением невыносимых страданий, когда женщины решались есть младенцев своих (ст.15–22). 3. Плач пророка от лица всех верных о своих бедствиях (3:1–20); надежды на милость Божию (ст.21–41); молитва к Богу с жалобами на бедствия и притеснителей (ст.42–66). 4. Описание бедствий лучших богатых людей, изнеженных детей и женщин, назореев и страшного голода, когда матери ели детей своих (4:1–10). Невероятный для царей земных постиг Иудеев гнев Божий за грехи пророков, жрецов и сильных людей (ст.11–16); нет помощи от друзей (от Египта), сильные враги в конец губят народ и царь, помазанник Божий, надежда для народа, попал в руки их (ст. 17–20). Идумея радуется этому; но и до нее дойдет чаша гнева Божия (ст. 21 и 22). 5. Молитва пророка от лица всего народа с изображением плачевного состояния свободного народа Божия после разрушения Иерусалима и окончательного порабощения (5:1–18) с просьбою и надеждою на помилование от Господа (ст. 19–22). 2 Видение, вероятно, было в поле: Господь явился в образе пастыря с жезлом, а недалеко разведен был огонь и на огне стоял котел и кипел; ветер с севера раздувал пламя. 3 В русском переводе книги пророка Иеремии Иехония назван «лишенным детей» (22:30), но этот перевод не точен, евр. слово означает обнаженный, оголенный от своего достоинства. По-слав. переведено верно: «мужа отвержена».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

3. Исхода чтение Поднял Моисей сынов Израилевых от Красного моря, и привел их в пустыню Сур; и шли они три дня в пустыне, и не находили воды, чтобы напиться. Пришли же в Мерру – и не могли пить воды из Мерры, ибо она была горька, поэтому наречено тому месту имя: “Горечь”. И роптал народ на Моисея, говоря: “Что мы будем пить?” Моисей же воззвал ко Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и сделалась сладкой вода. Тамо положи ему Бог оправдания и суды и тамо искушаше его. И рече: аще слухом услышиши глас Господа, Бога твоего, и угодная пред Ним сотвориши, и внушиши заповеди Его, и сохраниши вся оправдания Его, всяку болезнь, юже наведох на египтяны, не наведу на тя. Аз бо есмь Господь, исцеляяй тя. Там установил ему (Бог) предписания и суды, и там испытывал его, и сказал: “Если будешь действительно слушаться (гласа) Господа, Бога твоего, и сотворишь угодное пред очами Его, и будешь внимать заповедям Его, и соблюдешь все повеления Его, то никакую болезнь, что Я навел на Египтян, не наведу на тебя, ибо Я – Господь, исцеляющий тебя. И приидоша во Елим, и бяху тамо дванадесять источников вод и седмьдесят стебль фиников, и ополчишася тамо при водах. И воздвигшеся от Елима, и прииде весь сонм сынов Израилевых в пустыню Син, яже есть между Елимом и между Синою. И пришли в Елим; и было там двенадцать источников воды и семьдесят стволов финиковых пальм, и расположились там станом при водах. И отправились из Елима, и пришло всё собрание сынов Израилевых в пустыню Син, что между Елимом и между Синаем. Исх 15:22–27; 16:1 После 3 паримии чтец читает: Тропарь, глас 5: Явился еси в мире, Иже мир Сотворивый,/да просветиши во тьме седящия,/Человеколюбче, слава Тебе. Тропарь, глас 5 Явился Ты в мире, мир Сотворивший,/чтобы просветить во тьме сидящих./Человеколюбец, слава Тебе! Хор поет тот же тропарь. Стих 1: Боже, ущедри ны и благослови ны,/просвети лице Твое на ны и помилуй ны./Познати на земли путь Твой,/во всех языцех спасение Твое. Чтец: Боже, сжалься над нами и благослови нас,/яви нам свет лица Твоего и помилуй нас,/чтобы познали на земле путь Твой,/во всех племенах – спасение Твоё. Пс 66:2, 3

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/svyatoe-b...

3. Увещание предать себя в волю Божию Мы ничего не можем сделать для себя лучше и безопаснее (спасительнее для души), как совершенно покориться воле Божией, всецело предать свою волю воле Божией, повторяя слова первосвященника Илии: «Он – Господь, что Ему угодно, то да сотворит» ( 1Цар.3:18 ), и слова царя Давида: «Если я обрету милость пред очами Господа, то Он возвратит меня и даст мне видеть Его и жилище Его; а если Он скажет так: “нет Моего благоволения к тебе”, то (смиренно возглашу:) вот я, сотвори со мною по святой воле Твоей» ( 2Цар.15:25–26 ); – и слова Иуды Маккавея: «какая будет воля на небе, так да сотворит Господь» ( 1Мак.3:60 ); наконец, помолись, предавая каждый себя всецело воле Божьей вместе со Христом Спасителем: «Отче Мой (Небесный)! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» ( Мф.26:42 ). Если Сын Божий столь послушен был и в совершенстве исполнил волю Отца Своего Небесного, говоря о Себе: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» ( Ин.6:38 ); если это требовалось от Сына Божия (как человека), то слугам тем более должно повиноваться своему Господу и Владыке жизни и смерти, всецело последовать Его воле, ни в чем не сопротивляясь Его владычеству. Св. правда требует от нас того, чтобы угодно было каждому человеку то, что от вечности было то или другое угодно Богу. Воин в полках, услышав трубный голос или барабанный бой, призывающий к походу, собирает свои вещи; получив же приказ вступить в бой с противником, оставляет все лишнее, могущее препятствовать бою, возлагает на себя свое вооружение, и готов сердцем, очами и ушами внимать речи полководца и все в ней излагаемое исполнить в совершенстве: так и нам надлежит поступать, находясь во все течение временной нашей жизни в борьбе с влечениями (страстями) плотскими, прельщениями мира и искушениями горделивого духа тьмы. Мы должны быть во всем послушны своему Вождю, Учителю и Наставнику – Спасителю нашему Иисусу Христу, Господу нашему; должны подражать (по мере сил наших) Его примеру и делам, изображенным в евангельском Его учении. (Сост. по кн. « Илиотропион , или сообразование человеч. воли с Божест. волею», Иоанна Максимовича , митроп. Тобольского. Киев. 1890 г. стр. 64–66). Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской надежды : опыт катехиз. хрестоматии/сост. протоиерей Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XXVIII, 626 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

42:5, 44:24, 45:12, 66:1–2; Иер.10:12, 16, 33:2, 38:16 ; Мал.2:10 ; Мф.19:4 ; Мк.10:6 ; Деян.14:15,17:24 ; Рим.11:36 ; 1Кор.8:6 ; 2Кор.4:6 ; Евр.1:2,11:3 ; Откр.4:11, 10:6 ). Сотворение мира является естественной точкой отсчета для всего происходящего. Так пророк говорит: «Изреку сокровенное от создания мира» ( Мф.13:35 ); праведные должны унаследовать царство, уготованное им «от создания мира» ( Мф.25:34 ); людям предстоит испытать «великую скорбь, какой не было от начала мира» ( Мф.24:21 ); кровь пророков, «пролитая от создания мира», взыщется с их гонителей ( Лк.11:50 ); Иоанн Богослов говорит об Иисусе как об Агнце, «закланном от создания мира» ( Откр.13:8 ). Отбросить стыд ОТБРОСИТЬ СТЫД Поставить себя вне существующих в обществе моральных норм; утратить способность к внутреннему осознанию своих дурных поступков — «потерять совесть». Пророк Иеремия сравнивает израильский народ с неверной женой. Он передает слова Господа, обращенные к израильтянам: «А ты со многими любовниками блудодействовала… У дороги сидела ты для них, как Аравитянин в пустыне, и осквернила землю блудом твоим и лукавством твоим. За то были удержаны дожди, и не было дождя позднего; но у тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд» ( Иер.3:1–3 ). Отереть слезы ОТЕРЕТЬ СЛЕЗЫ кому Фигурирует в речи в значении: утешить, успокоить, избавить от страданий. Пророк Исайя возвещает Царствие Божие: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц…» ( Ис.25:8 ). Перед Иоанном Богословом предстает видение Агнца и стоящих перед Ним всех племен и народов (см. Откр.7:9 ): «они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» ( Откр.7:16–17 ). Смотри также: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» ( Откр.21:4 ). Отрясти прах ОТРЯСТИ ПРАХ [ОТ НОГ СВОИХ] Фигурирует в речи как заявление о полном разрыве отношений с кем-либо; представляет собой экспрессивно выраженное негодование, презрение, нежелание иметь что-либо общее (даже приставшей к подошве земли) с людьми, живущими в данном месте.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

4; Исх 32. 13). Столь на первый взгляд странная для богооткровенной религии недосказанность в представлениях о В. ж. объясняется в первую очередь тем, что, согласно Божественному замыслу, вера Др. Израиля должна была сконцентрироваться на ожидании грядущего Мессии. Если роль ВЗ сводилась гл. обр. к тому, чтобы быть подготовительной ступенью к пришествию Спасителя мира (ср.: Гал 3. 24), то естественно, что мессианская эсхатология и связанные с ней упования должны были оказаться в центре религ. сознания ветхозаветных людей, вытесняя из него все личные надежды на к.-л. частное воздаяние за гробом. Др. Израиль должен был твердо верить только в то, что обещанный Богом Мессия рано или поздно придет и Его приход радикально изменит участь человечества - наступит чаемое благоденствие. О характере этого благоденствия говорится весьма неопределенно, что позволяло большинству иудеев перетолковывать пророчества о пришествии Мессии и представлять Его Царство как национально-политическое торжество Израиля. Однако в книгах Пророков уже встречаются выражения, к-рые позволяют заключить, что умершие не просто спят вечным сном, но нек-рым образом осознают свое существование и испытывают определенные состояния (Иез 32. 18-32; Ис 14. 9-11; 66. 24). В ряде текстов ветхозаветные пророки связывают пришествие Мессии со всеобщим воскресением мертвых и судом: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!» (Ис 26. 19); «и многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан 12. 2). Но буквальное толкование этих пророчеств стало общепринятым лишь в новозаветной Церкви. В ветхозаветные же времена их рассматривали гл. обр. в контексте национальной истории. Напр., пророчество из книги Иезекииля о собирающихся воедино костях (37. 11-14) понималось как предсказание о грядущем соединении рассеянного Израиля (см.: Успенский Н. Д. Анафора//БТ. 1975. Сб. 13. С. 57). Лишь в позднейших книгах ВЗ идея посмертного существования человека, вера в воскресение мертвых и В. ж. выражается достаточно отчетливо. В Книге премудрости Соломона прямо говорится: «Неправо умствующие говорили сами в себе: коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти, и не знают, чтобы кто освободил из ада. ...Так они умствовали, и ошиблись; ибо... они не познали тайн Божиих, не ожидали воздаяния за святость и не считали достойными награды душ непорочных. Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем 2. 1-5, 21-24; см. также: Прем 3. 1-4; 2 Макк 7. 9, 14; 12. 43; 3 Езд 2. 23).

http://pravenc.ru/text/158316.html

(64, 1) Следовательно, слова Соломеи на самом деле о конечном разрушении. «До каких пор люди будут умирать?» — спрашивает она. Следует иметь в виду, что Писание говорит о людях в двух смыслах — телесном и духовном. Вторые спасутся, первые же — нет. Грех при этом называется смертью души. По этой причине Господь отвечает иносказательно: «До тех пор, пока женщины рождают», — то есть, пока сохраняет свою силу страсть. (2) «Посему как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть перешла во всех людей, потому что в нем все согрешили. И царствовала смерть от Адама до Моисея», — говорит апостол. (Рим. 5:12.14) Так естественным путем и в силу Божественного устроения за рождением следует смерть, и душа соединяется с телом для того, чтобы вскоре покинуть его. (3) Целью рождения является научение и познание, а целью гибели — последующее восстановление. Женщина есть причина смерти, поскольку она рождает, но по этой же причине она есть источник жизни.    (65, 1) Давшая всем начало потому и зовется «Жизнь» (Быт. 3:20.), ибо, являясь виновницей возникновения всех, кто рожден и грешит, она есть праматерь и неправедных, и праведников в равной мере. Ведь каждый из нас проявляет себя так или иначе. (2) Сомневаюсь, что в следующих словах апостол выказывает пренебрежение к жизни во плоти: «При всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь есть Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня и то, и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше. А остаться во плоти нужнее для вас.» (Phil. 1:20—24) (3) Говоря так, он ясно показывает, как мне кажется, что любовь к Богу вызывает стремление покинуть тело, в то время как остаться в телесной оболочке необходимо ради тех, кто нуждается в спасении.    (66, 1) Продолжение разговора с Соломеей они конечно же опускают, доказывая тем самым, что интересует их все что угодно, кроме истины и верного следования евангельскому канону.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

65  В Новом Завете имеется множество подтверждений этой истины. Можно указать на следующие слова апостола Павла: «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога (Рим. 2, 28–29)». Также: «Не все те Израильтяне, которые от Израиля, и не все дети Авраама, которые от семени его; но (сказано): " в Исааке наречется тебе семя " (Рим. 9, 6–7)». Также: «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники (Гал. 3, 29)» и мн. др. «сто сорок четыре тысячи» – если под запечатленными понимать обратившихся ко Христу иудеев, то 144 000 (число колен Изрилевых, возведенное в квадрат и умноженное на 1000) означает полноту Богом спасаемого Израиля последних времен.66  66 Попытки некоторых исследователей понимать буквально числа 144 000 и 12 000 выглядят неубедительно – хотя бы потому, что из каждого колена в этом случае было бы запечатлено совершенно одинаковое количество избранных. Если же запечатленные – это все христиане, то 144 000 означает полноту всей вообще эсхатологической Церкви. Некоторые исчисляли это следующим образом: 3 есть число Бога, 4 – число материального мира, поэтому число Церкви, через которую Бог действует в мире, будет 3 х 4=12, полнота же Церкви – 12 в квадрате и тысячекратно, на три порядка, умноженная, то есть 144 000.  Другие же исчисляли иначе: полнота Церкви, из иудеев и из язычников, получается умножением их оснований: 12 патриархов и 12 апостолов и составляет 144; а  умноженное на три порядка составляет 144 000.  5 Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч; 6 из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч; 7 из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч;

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

65:17) и еще: " новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицом Моим " (66:22). Святой Апостол Иоанн в Апокалипсисе говорит, что " увидел он новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновала, и моря уже нет " (21:1). Там будет обитать правда, как полное и совершенное осуществление справедливости, которой нет на теперешней земле.Это сказано Апостолом несомненно в утешение верующих, терпящих скорби от человеческой несправедливости. Но несомненно, что это слово " правда " следует понимать и в нравственном смысле: на этой обновленной земле начнется вечно-блаженная жизнь праведных людей, не смущаемая более никакими проявлениями зла и неправды, ибо там будет Бог все во всем (1 Кор. 15:28).В надежде на это, святой Апостол убеждает верующих хранить себя неоскверненными и непорочными (ст. 10-14). Апостол Павел 3:16 " И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания " (ст. 15-16) — как видно, лжеучители злоупотребляли посланиями св. Ап. Павла и лживо утверждали, что между святыми Апостолами Петром и Павлом есть несогласие в учении; может быть, они слышали, что между ними было известное столкновение в Антиохии (Гал. 2:11) [ 6 ], и перетолковывали это, смущая верующих.Поэтому святой Петр называет Павла " возлюбленным братом " , желая поднять и утвердить его авторитет. Под " неудобовразумительностью " поэтому, конечно, надо понимать не недостаток Павлова учения, а только глубину и высоту его, которые оказались недоступными правильному пониманию людей неутвержденных в вере и поэтому извращавших учение святого Павла, о чем и сам он говорит в своих посланиях, как, например, Рим. 3:8 [ 7 ] и 2 Фесс. 2:2 [ 8 ]. Последние наставления 3:17-18 В заключение святой Петр увещевает верующих — беречься увлечения лжеучениями беззаконников, быть твердыми и возрастать в благодати и познании Господа Иисуса Христа, " Ему слава и ныне и в день вечный, Аминь " (17-18).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1424...

А Мария, питаемая Божией благодатию, потеряв в последние годы Своей жизни при храме единственную привязанность к земле — праведных родителей, дала обет Богу — до конца жизни сохранять девство и остаться рабою Господа, Ему Единому служа и предаваясь во всем и всегда Его Святой воле. « Се, раба Господня, буди мне по глаголу Твоему » (Лк. 1:38). И сердце Ее, отданное Богу, стало нерукотворенным храмом, вместилищем Богу. И скоро, совсем скоро вслед за этим Христос — Ее Сын и Сын Божий — придет и учредит законность этого нового, нерукотворенного храма, основанием которого станет Он Сам. « Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы » (1Кор.3:16-17). И с этим обновлением храма Божия уже не только в Иерусалиме будут поклоняться Богу люди, но в Духе и истине они поклонятся Ему на всяком месте владычества Его, там, где найдется верное, любящее Бога человеческое сердце. И наш путь по жизни должен пройти сквозь храм И вот всем нам в этот великий день нынешнего праздника нельзя не вдуматься и не осознать, что путь к Небу, открытый людям в те, далеко отстоящие от нас времена, все тот же, и начинается он на пороге рукотворенного храма Божия, когда человек крещением приносится в дар Богу и становится нерукотворенным храмом, и Дух Божий поселяется в нем. И наш путь по жизни должен пройти сквозь храм, чтобы воспитаться и возрасти нам в нем, чтобы и завершился этот путь во святилище Божием, на небе, куда теперь уже вошел со Своею жертвенной Кровью за нас Сам Христос — Первосвященник будущих благ. Дорогие мои, храм Божий всегда во все времена был жертвенником Богу, освящающим и жертвы, и приносящих их. Еще в ветхозаветные времена Господь Сам благословил храм как место Своего пребывания. « Небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего? » (Ис. 66:1). И первый храм Божий — рукотворенное святилище на земле, сооруженный сыном царя и пророка Давида Соломоном в 1033 году до Рождества Христова, был создан непосредственно велением Божиим. « Я освятил сей храм… чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни », — сказал Господь (3 Цар. 9:3).

http://pravmir.ru/vvedenie-vo-hram-bogor...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010