385 . В разбираемом месте, посредством адверсативного δ (ст. 15), проводится решительное разделение между «самим» человеком и «делом» его. Дело каждого подвергнется огненному испытанию, в котором выгорит все нечистое и скверное, как очищается огнем золото и серебро (ср. Зах.13:9 ; Мал.3:2–3 ), в котором произойдет таинственное отделение негодной эмпирической личности от Бого-зданного «образа Божия» и от «подобия Божия», т. е. раскрытия первого, поскольку «сам» человек осуществил таковое. 386 Этот огонь – не наказание и не возмездие, а необходимое испытание, т. е. проба, исследование того, как воспользовался человек данным ему «основанием» – Бого-снисхождением, «доказательство» личности. Если окажется, что сокровенный образ Божий не раскрылся в конкретном подобии Божием, если человек зарыл в землю данный ему образ Божий, не использовав его, не приумножив его, не обожив самости своей, не доказав себя, то от необоженной самости его отнимется образ Божий; если же самость претворена в подобие Божие, то человек получит – «награду, μισθν» – внутреннее блаженство видения в себе подобия Божия, – творческую радость художника, созерцающего творение свое. Основание дано общее для всех, – безусловное обожение человеческого естества в лице Иисуса Христа, и никто не может положить иного основания. Но свобода каждого определяет характер его, – надстройку. Основание – это явленная Христом в каждом из нас спасенная точка – начало спасения, – образ Божий, очищенный от первородного греха. В Себе Господь показал каждому из нас именно его самого, в его нетленной первообразной красоте; как в чистом зеркале Он дал увидеть каждому святость его собственного непоруганного образа Божия. В «Человеке» или «Сыне Человеческом» 387 явлена каждому вся полнота его собственной личности. Этим дана «апперципирующая масса» для внутренних исканий; этою светлою точкою задано направление для блуждающей совести. Вне созерцания во Христе себя и брата – совесть идет ощупью, мучает, кидаясь из стороны в сторону, и, томясь без выхода, блуждает и заставляет блуждать, а не руководствует к определенной цели.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

383 . Небесную мысль с нуждой приобрести можно; а дурная сама приходит, и отогнать ее можно только молитвою. 384 . В огороде семена садят, а с ними вырастает и несаженная, бесплодная трава; мы желаем насадить в себе добрые мысли, а тут сами собою приходят противные Богу, неполезные нам. Новоначальному в таком случае нужно молиться: Господи, отъими от Мене весь помысл лукавый! Другие, которые уже знают совершенно, как и откуда эти мысли приходят, отвечали: я не изволяю. А совершенные уже со властью отгоняли их: отыди от Мене, лукавый! Если же кто принимает всякие мысли, занимается ими, не гонит их от себя, тот приходит в развращение и близок к погибели. 385 . Когда враг сделает прилог, и мы немедленно обратимся к Богу, помолимся, тогда враг скоро оставит нас; а когда примем его совет, он сейчас покажет и что сказать, и как сделать, поможет и в дело произвести совет его, совсем овладеет нами, сделает пленниками. 386 . В миру-то мы навидались и наслышались всего, трудно это посеянное семя истребить; а тут еще враг свой совет предлагает уму – иным гнев против сестры, которая оскорбила, иным какие-нибудь мирские выгоды и утехи представляет. Если слушать вражьего голоса, он поведет нас не к спасению, а к погибели. 387 . Как явилась мысль противная Богу, тотчас сказать: «Господи, отыми от Мене помысл лукавый». Она как змей какой; ничем нельзя избавиться от нее, как только молитвой. 388 . Когда враг представляет нам что-нибудь, и мы не отразим его, обратим к нему мысль: после будем унывать, отчаиваться. Нужно перекреститься, молитвой отражать врага. За это мы не будем наказаны, что вражеские мысли приражаются: если отразим, то еще венцы получим; а если примем, то получим уже наказание, а не награду. 389 . Если вы не приняли дурной мысли, отразили ее молитвою, вы уже победители страстей. А ежели непрестанно будете оставаться победителями, какая награда! Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих, и седох со Отцем Моим ( Откр.3:21 ). 390 . Без искушений нельзя. Чадо, аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение ( Сир.2:1 ). А какая награда, когда претерпишь искушение! Вмале наказани бывше, великими благодетельствованы будут, яко Бог искуси их и обрете их достойны Себе. Яко злато в горниле искуси их и яко всеплодие жертвенное прият я. И во время посещения их, возсияют: и яко искры по стеблию потекут. Судят языком, и обладают людьми ( Прем.3:5–8 ). (Он прочитывал это всегда с особенным одушевлением).Господи, мы поползновенны от юности: Ты освяти души наши, Ты освяти и наши мысли, слова наши, телеса наши!

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

382 . Hardman O. The ideals of asceticism. L. 1924. 232. 383 . Harl M. Le langage de l’expérience religieuse chez les pères grecs//RSLR 1977. 15. 5–34. 384 . Hamack A. Das Mönchtum, seine Ideale und seine Geschichte. Leipzig 1905. пер.: Гарнак А. Монашество. Его идеалы и его история. СПб. 1906. 385 . Harpham G. G. The ascetic imperative in culture and criticism. Univ. of Chicago Press 1987. 325. Hollywood A.//J. of Religion. 1992, jan. 72:1. 165 sq. [Постмодернист, трактовка аскетизма, находящая его во всех явлениях совр. жизни и мысли, но полностью оставляющая в стороне собственно аскезу, сферу подвига, в к-рой автор невежествен]. 386 . Harpham G. G. Old water in new bottles: The contemporary prospects for the study of asceticism//Semeia 1992. 58. 134–148. 387 . Harpham G. G. Asceticism and the compensations of art//Asceticism 1 .241). 357–368. 388 . Hausherr l. Les grands courantsde la spiritualité orientale//OCP 1935.1.114–138. 389 . Hausherr l. Ignorance infinie//OCP 1936. 2. 351–362. же://Id 2 .132). 38–49. 390 . Hausherr l. A propos de spiritualité hésychastë controverse sans contradiction//OCP 1937. 3. 260–272. 391 . Hausherr l. Penthos. La doctrine de la componction dans l’Orient chrétien. Rome 1944. (OCA 132). Wenger A.//REB 1949. 7. 256–257. пер.: Penthos: the Doctrine of Compunction in the Christian East. Kalamazoo 1982. (CistSt 53). [Дет. иссл-ние аскетич. понятия «сокрушения " ]. 392 . Hausherr l. Les Orientaux connaissent-ils les «nuits» de Saint Jean de la Croix?//OCP 1946. 12. 5–46. же://Id. Hésychasme et prière 2 .132). 87–128. 393 . Hausherr l. Dogme et spiritualité orientale//RAM 1947. 23. 3–37. же://Id. Études de spiritualité orientale 1 .405). 145–180. 394 . Hausherr l. Limitation de Jésus-Christ dans la spiritualité byzantine//Mélanges offerts à F.Cavallera. Toulouse 1948. 231–259. же://Id. 1 .405). 217–245. 395 . Hausherr l. La direction spirituelle en Orient. Rome 1950. 396 . Hausherr l. Direction spirituelle en Orient autrefois. Rome 1955. (OCA 144). пер.: Spiritual direction in the Early Christian East/Forew. Kallistos Ware, bp. [The spiritual father in saint John Climacus and saint Symeon the New Theologian. VII-XXXIII]. Kalamazoo 1990. (CistSt 116).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Вероятно, после второго Вселенского собора Григорию пришлось переезжать от церкви к церкви для приведения в порядок церковных нестроений и утверждения православия. Неизвестно наверняка, когда именно – после Антиохийского собора 379 г. или после 2-го Вселенского собора, – но Григорий посетил церкви Аравии и Святую Землю. Для этого путешествия императором ему были предоставлены все удобства и была дана казенная, колесница. Иерусалим произвел на Григория Нисского самое отталкивающее впечатление. Ссылаясь на свои личные впечатления, Григорий восстает против паломничеств во Святую Землю, потому что они не заповеданы Евангелием, сопряжены с нравственными опасностями, особенно для девственниц, и потому, что вообще «перемена мест не приближает к нам Бога». В 383 г. Григорий был на соборе в Константинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Духа Святого. В 385 или 386 г. Григорий снова был в Константинополе и здесь произнес речи над гробом шестилетней дочери императора Пульхерии и императрицы Плакиллы. В это же время он познакомился с знаменитой диакониссой и почитательницей Златоуста Олимпиадой. В 394 г. он снова присутствовал на соборе в Константинополе, созванном для решения вопросов по делам церкви Аравии. Это последнее известие о Григории Нисском . Год его смерти неизвестен. Не будучи администратором и выдающимся церковным деятелем, Григорий Нисский известен своей плодотворной литературной и учено-богословской деятельностью. Догматическое учение Григория по своему составу слагается 1) из общественных верований, 2) из оригенизма, 3) из мистической философии Филона и новоплатоников. Самостоятельность Григория выразилась в слиянии и примирении этих трех элементов. Он сумел быть философом и почитателем Оригена , оставаясь на почве церковного учения своего времени. Изложить оригинальную догматическую систему Григория Нисского в узких пределах настоящей статьи невозможно. Мы лишь перечислим здесь те идеи Григория Нисского , которые отличают его от других писателей. Средством богопознания служит 1) рассудочное заключение от свойств мира к свойствам его первопричины, 2) созерцание собственной богоподобной души, после предварительного очищения ее от пороков, 3) экстаз как отрешение не только от чувств, но и разума, во время которого душа непосредственно ощущает непознаваемость и необъятность Бога. Сущность Божия не познаваема, поэтому всякое понятие о ней, составленное человеком есть «кумир». Но на основании проявлений Бога в мире, мы познаем его, как самосущее Бытие, верховное Благо, первообраз Красоты. Как Благо и Красота, Бог есть предмет томительного стремления к нему всего живущего, всегда манящий к себе и всегда ускользающий от объятий любящей души (Весь изложенный ряд мыслей носит следы влияния философии Филона и новоплатоников).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/po...

384 Ф. И. Успенский. Константинопольский Серальский кодекс. — Известия Русского Археологического Института в Константинополе, т. XII, 1907, с. 30—31. 385 Ioannes Cinnamus. Historia. Bonn ed., p. 290; Nicetas Choniates. De Manuele, VII, 5. Bonn ed., pp. 274—275. Сочинение Мануила по астрологии написано в форме письма, адресованного монаху, «который с пренебрежением отзывался об астрономической науке и называл ее изучение нечестием». Сочинение опубликовано в: Catalogus codicum astrologorum, vol. V (I), pp. 108—125. (К сожалению, А. А. Васильев нигде не приводит полного библиографического описания этого издания. — Науч. ред. ) 386 Fontes rerum byzantinarum, ed. W. Regel. Saint-Petersbourg, 1892, t· I, (I), p. 6; см. также р. VII. 387 См.: С. H. Haskins. The Spread of Ideas in the Middle Ages. — Speculum, vol. I, 1926, p. 24, Idem. Studies in the History of Medieval Sciences, pp. 143, 161; Idem. The Renaissance of the Twelfth Century, p. 292. 388 Constantini Manassis Breviarium historiae metricum, Ed. Bekker, I. Bonn, 1837, p. 3, vers. 3. (Ниже ссылка на это сочинение приводится в той форме, которая приведена у А. А. Васильева — Compendium chronicum, Bonn ed. — Науч. ред. ) 389 С. Neumann. Griechische Geschichtschreiber und Geschichtsquellen im zwölften Jahrhundert. Studien zu Anna Comnena, Theodor Prodromus, Johannes Cinnamus, S. 99; K. Krumbacher. Geschichte der byzantinischen Literatur, S. 280. 390 Самым важным исследованием о нем является следующая работа: G. Stadtmüller. Michael Choniates Metropolit von Athen (ca. 1138 — ca. 1222). — Orientalia Christiana, vol. XXXIII, (2), 1934, pp. 125—325. См. также: I. С. Thallon. A Medieval Humanist: Michael Akominatos. (Vassar Medieval Studies by the members of the Faculty of Vassar College). New Haven, 1923, pp. 273—314. Это очень хорошая работа, основанная на переписке Михаила. Другое ценное исследование — К. M. Setton. Athens in the Later Twelfth Century. — Speculum, vol. XIX, 1944, pp. 179—207. 391 Michael Acominatos (Choniates). Ed. S. Lampros, vol. I, pp. 93—106.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3440...

Действительное восстановление образа Божьего в человеке и нравственное обновление его, в котором удовлетворение правде Божьей есть один из моментов, и воплощение – вот те способы, коими производится восстановление союза Бога с человеком. В частности, у И. Дамаскина спасение представляется в следующем виде. Жизнь и бытие, в точном смысле, принадлежат только одному Богу, Который есть „сущность сущего, жизнь живущих». 385 И все существующее существует только в Боге и через Бога, потому что Он для всех есть бытие, все в Нем существует ( Рим. 9:36 ) не только потому, что Он привел все из небытия в бытие, но и потому, что сила Его сохраняет и поддерживает все, Им созданное». 386 Таким образом, и основание человеческого бытия или его бессмертие заключается в общении с Богом, 387 или в добродетели, потому что общение с Богом могут иметь только добродетельные. 388 Но человек преступил заповеди Божьи, исказив в себе образ Божий, и потерял через это бессмертие. 389 Отсюда задача спасения заключается в нравственном обновлении человека, в восстановлении его образа Божьего. В частности, эта задача распадается на несколько (3) других – частных. Чтобы уничтожить грех в человеке и обновить человека, нужно было удовлетворить правде Божьей за грех, обновить и возродить дух человека, научить человека. „Поскольку грехом вошла в мир смерть (1), имеющий же прийти Искупитель долженствовал быть безгрешным, и не подлежать смерти за грех. Притом (2), поскольку надобно было подкрепить и обновить естество человека, (3) надобно было самым делом научить человека, указать ему путь добродетели, который бы отводил его от тления и вел к жизни вечной, то, наконец, открывается целое море Божьего человеколюбия» 390 Сообразно с этим, для спасения человека Христос бывает послушлив Отцу; принятием на Себя от нас нашего естества, врачует наше непослушание, и служит для нас образом послушания, без которого невозможно спастись. 391 Значит, наше спасение достигается тем, что наше непослушание исправляется совершенным послушанием Спасителя, особенно на кресте, тем, что Христос учил людей добродетели не только словом, но и примером; особенно же, исцеление человеческому естеству подается чрез самое воплощение, т.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zna...

385. Херимону, Зосиме, Марону. О том, что душа бессмертна. Придерживаясь той мысли, наилучшие, будто бы души угасают с телами, не грешите безбоязненно, как не ожидающие себе наказания, но отступитесь от этой мысли, научившись у Судии той истине, что души и бессмертны, и будут наказаны. Ибо сказано: не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити, - вот самое неоспоримое свидетельство о бессмертии души! - убойтесь же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне (Мф.10:28). Это самое нелживое доказательство и воскресения, и мучения! Ибо определение Создателя надлежит признать более сильным, чем всякое доказательство. А что и в Ветхом Завете люди благоискусные и знаменитые знали о бессмертии, - выслушайте, как говорят о сем три отрока в печи: благословите, дуси и души праведных, Господа (Дан.3:86). Конечно же, достойны доверия те, которые не убоялись мучителя, но доказали свое благочестие и пристыдили огонь. А узревший Серафимов, взывая: кто возвестит вам, яко огнь горит? (Ис.33:14), - что иное проповедует, как не геенну и бессмертие душ, и воззвание к жизни тел? Посему, не почитайте баснями возвещенных вам Писанием словес, но придите в себя, ибо возможно это, пока мы здесь. Бог не хочет смерти грешнику, но еже обратитися ему от пути своего лукавого и жити ему жизнью достославною (Иез.18:32). Ибо если предварим лице Его во исповедании (Пс.94:2), то есть если прежде назначенного срока оправдаемся в этом делами, то будем помилованы на Суде. Ибо, как сказал я, определение Создателя надлежит признавать более сильным, чем всякое доказательство. 386. Пресвитеру Агафну. Как должно понимать сказанное Аврааму: умножая умножу (Быт.22:17)? Бог обетовал Аврааму семя его приравнять к звездам небесным и песку морскому, указывая сим на то, что иные из его потомков просияют, каковы были Пророки и праведники, Апостолы и через них уверовавшие и отличившиеся делами, которым изрек Спаситель: да просветится свет ваш пред человеки (Мф.5:16), и Апостол сказал: в нихже является, яко светила в мире (Фил.2:15), а иные окажутся пресмыкающимися по земле и привязанными к земному. И таковые, как нетвердые и носимые всяким ветром, будут уничижены и сочтены за морской и бесплодный песок.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

384 Каковы были взаимоотношения между членами «объединения» Совета министров, видно из записи Куропаткина, занесшего в дневник 3 августа отзыв Шуваева о Штюрмере: «пешка в руках шайки с Распутиным во главе». 385 Думский острословец Пуришкевич дал премьеру кличку – «Кивач красноречия» (маленький водопад на Севере). 386 Очевидно, это было заранее договорено, так как покинули Таврический дворец и все министры (остались их товарищи) отправившиеся вместе с председателем на заседание Гос. Совета, Палеолог говорит, что Штюрмер просил послов поступить также. Газетные отчеты присутствие послов на заседании Думы 1 ноября вообще не отметили, но отметили их присутствие в Гос. Совете. 387 Рассчитывали на крестьянских депутатов и священников (показание Протопопова). Об этих угрозах много говорилось в думских кулуарах накануне открытия сессии, что и отметил газетный репортаж. 388 По-видимому «роковое слово измена» на привычное уже ухо Императрицы не произвело впечатления. 389 На другой день А.Ф. сообщила: «им (т.е. Шт. и Прот.) удалось удержать Думу от опубликования их дурацкой декларации». Удивительным образом Милюков при своей богатой памяти не помнил, что на него со стороны оказано было какое-либо давление: только Родзянко, узнав об «ударных пунктах» – сообщал Милюков в Чр. Сл. Ком. – «хотел меня склонить быть осторожным и не называть известных имен». Для Милюкова было «новостью», что подобное воздействие было вследствие обращения к Родзянко со стороны Штюрмера. В делах, между прочим, сохранилось не отправленное Штюрмером письмо Родзянко, помеченное 31 октября, в котором председатель Совета просил председателя Думы, чтобы было сделано распоряжение об объявлении заседания закрытым, если он сочтет оглашение предположенного внеочередного заявления допустимым . 390 В свое время Милюков уклонился от дачи по существу объяснений 1 Деп. Сената по делу Штюрмера, указав, что готов представить все доказательства в следственную комиссию, если она будет наряжена над действиями министра. «Русск. Ведом.» – орган либерально-демократический, – одобрили ответ депутата, хотя и считали естественным требование доказать, что он не клеветал, одобрили потому, что своим объяснением Милюков мог бы создать прецедент, ограничивающий свободу депутатского слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Обнаружение арамеизмов стало важной причиной, подтолкнувшей ученых к поздней датировке книги. 380 Но затем появились свидетельства того, что арамейские влияния наблюдались еще в средневавилонский и среднеассирийский периоды (т.е., еще в 1400 гг. до н.э.). 381 Сегодня наличие арамеизмов уже не считается достаточным свидетельством для поздней датировки книги. 382 Напротив, некоторые считают, что язык книги отражает раннюю ступень развития. Чтобы ответить на этот вопрос необходимо разобраться, написана ли книга древним языком, или на определенном диалекте, 383 или же автор просто использует архаизмы. 384 Напротив, некоторые доказывают, что все лингвинистические особенности книги указывают на то, что она была создана где-то в период перехода от стандартного библейского иврита к позднему библейскому ивриту – где период пленения служит основным временным разделителем. 385 По другой теории, книга изначально существовала в виде устного рассказа, который значительно позднее был записан. Однако, Нидитч считает, что это предположение не имеет под собой оснований, поскольку число стандартных фраз, которые обычно сопровождают устный рассказ, в книге недостаточно. 386 Киркпатрик все же настаивает на этом мнении, считая, что фразы и структуры не являются необходимыми условиями происхождения книги от устного повествования. 387 Похоже, что в тексте были произведены некоторые незначительные изменения, либо изменения были сделаны при передаче текста, что может подтвердить некоторые из этих мнений. Но серьезных причин датировать книгу поздним периодом, на самом деле, не существует. Структура Структура книги проста, каждая глава являет собой отдельную завершенную мысль: I. Руфь переселяется в Иудею – 1:122 II. Руфь встречает Вооза – 2:123 III. Руфь предлагает Воозу взять себя в жены 3:118 IV. Вооз берет Руфь себе в жены – 4:122 Жанр Оценка жанра, по сути, влияет на все толкование книги. 388 Простое чтение текста оставляет впечатление, что перед нами историческое повествование. Некоторые доказывали, что Руфь – это новелла 389 или сказка. 390 В любом случае, вопрос историчности, по существу, неуместен. Хаббард предполагает, что Книга Руфь – это короткий рассказ, который имеет исторические корни и соответствует историческим обстоятельствам. 391 Но некоторые сомневаются, что к библейским книгам можно прилагать современные понятия о жанре, понятия, которые были совершенно незнакомы библейским авторам. 392

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

О.Г. Большаков Глава 3. На переломе Первые шаги Сулаймана Законный преемник ал-Валида, его брат Сулайман, утвержденный в этом качестве их отцом, в день смерти халифа отсутствовал в Дамаске. Согласно одному сообщению, он находился в ал-Балка в Заиорданье и принял присягу от делегаций в Иерусалиме, сидя во дворе около Куббат ас-Сахры. 385 Это было бы вполне естественно для человека, 10 лет правившего Палестиной, тем более что в этот момент ему было гораздо ближе до Иерусалима, чем до Дамаска. Абу Аййубу Сулайману в этот момент было около 36 лет. 386 Это был высокий красивый человек, светлокожий, на его величественном лице (ваджх азим) выделялись сросшиеся на переносице брови, длинные волосы спадали с плеч. Его отличали обжорство и страсть к нарядам. Он ввел в моду для мужчин одежды из тонких пестрых тканей и ношение сирваля (шаровар), прежде чуждых арабам. Средневековые авторы характеризуют его как благочестивого, щедрого человека, воздерживавшегося от пролития крови. 387 Последнее подразумевает не миролюбие вообще, а только то, что Сулайман не прибегал к массовым казням подданных, хотя воинственность была ему не чужда и кровь его не пугала. Некоторые авторы называют его самым щедрым из Умаййадов, и по свидетельству ал-Мадаини, иракцы называли его «ключом благ». 388 Реальность, как мы увидим из дальнейшего, была не столь благостной. Сулайман был, видимо, вздорен и строптив. Недаром как-то его отец, рассерженный спором с ним, бросил в сердцах: «Ты мне не сын». 389 Став халифом, он мог ни на кого не оглядываться. Это проявилось уже в конфликте с Мусой б. Нусайром. Он, как было сказано в предыдущей главе, вез ал-Валиду огромную добычу из Магриба. Ал-Валид был уже болен, предчувствовал кончину и торопил Мусу, чтобы успеть насладиться зрелищем привезенных сокровищ. Сулайман же, напротив, писал Мусе, чтобы тот не спешил. Муса счел для себя недостойным обманывать халифа и прибыл в Дамаск за два дня до кончины ал-Валида. Он, видимо, уже был не в состоянии принять эти сокровища и они все равно достались Сулайману. Но он не простил Мусе неповиновения и в наказание наложил на него штраф в 100 000 динаров. Муса вспылил: «Я служил вам, имея лишь лошадь, овчину и меч. Дайте мне это, а остальное – ваше». Сулайман арестовал его. 390 По некоторым сообщениям, Муса подвергался пыткам, но в конце 97 г. х. Сулайман взял его с собой в хаджж.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010