346 Т. 3. С. 38. Ср.: Т. 5. С. 371 и 379. 347 Т. 5. С. 445. 348 Т. 2. С. 139. 349 Т. 5. С. 445. 350 Т. 5. С. 445—446. 351 Т. 5. С. 441. 352 Т. 1. С. 606. 353 Т. 1. С. 281. Ср.: Т. 5. С. 445. 354 Т. 5. С. 231. 355 Т. 2. С. 671. 356 Т. 5. С. 229—231. Ср.: С. 337. 357 Т. 2. С. 133. 358 Т. 5. С. 433—434. 359 Т. 5. С. 433. 360 Т. 2. С. 140—141. 361 Т. 5. С. 379. 362 См.: Т. 1. С. 97. 363 Внимательно, неразвлеченно. 364 Т. 4. С. 42. 365 Т. 5. С. 173. 366 Т. 4. С. 43 367 Т. 5. С. 178. 368 Т. 5. С. 345. 369 Т. 5. С. 479—480. 370 См.: (1Сол.5:17). 371 Т. 5. С. 480. 372 Т. 5. С. 480. 373 См.: (Мф.6:6). 374 Т. 5. С. 480. 375 Т. 5. С. 134. 376 Т. 3. С. 146. 377 Т. 5. С. 345. 378 См.: (Рим.8:26). 379 Т. 5. С. 359. 380 Т. 5. С. 359. 381 Т. 5. С. 172. 382 Т. 5. С. 552 и др. (св. Иоанн Лествичник). 383 Т. 5. С. 131 и др. (прп. Никита Стифат). 384 Т. 2. С. 633 и др. (св. Исаак Сирианин). 385 Т. 2. С. 552. 386 Ср.: Т. 5. С. 219 (св. Григорий Синаит), по св. Иоанну Лествичнику, безмолвие есть отложение помышлений о вещах и чувственных и мысленных. 387 Т. 5. С. 131. 388 Т. 5. С. 190. 389 Ср.: о двух высочайших состояниях у св. Максима Исповедника. Т. 3. С. 178. 390 Т. 3. С. 293. 391 Т. 5. С. 190 (св. Григорий Синаит). 392 Т. 5. С. 358. 393 Т. 2. С. 556. 394 Т. 3. С. 363. 395 Т. 5. С. 300. 396 Т. 5. С. 301. 397 Т. 5. С. 474—475. 398 Т. 5. С. 475. 399 Там же. 400 Т. 3. С. 363. 401 Т. 3. С. 293 (блж. авва Фалассий). 402 Т. 5. С. 393. 403 Т. 5. С. 378. 404 Т. 3. С. 178. Т. 5. С. 370. 405 Т. 5. С. 359 (св. Исаак Сирианин). 406 Т. 3. С. 90. Ср.: С. 348 (прп. Феодор). 407 В стяжании, т. е. в приобретении. 408 Т. 2. С. 376. 409 Т. 5. С. 370. 410 Т. 5. С. 375. 411 Т. 5. С. 375. 412 Т. 3. С. 90. Ср.: Т. 5. С. 439, 244. 413 Т. 5. С. 295. 414 Т. 5. С. 236 (св. Григорий Синаит), 360 (свв. Каллист и Игнатий). 415 Т. 5. С. 433 (св. Каллист Тиликуда). 416 Т. 5. С. 376. 417 Т. 3. С. 366. 418 Т. 2. С. 432. 419 Т. 5. С. 433. 420 Т. 2. С. 752. 421 Т. 5. С. 471. 422 Т. 2. С. 724. 423 Т. 3. С. 321 (св. Феодор Эдесский). Ср.: Т. 2. С. 366 (св. авва Филимон).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4047...

Эту общину П. неоднократно посещала вместе с дочерьми и служанками ( Coppieters. 2010. S. 38). Оставшись вдовой, П. не захотела во 2-й раз выходить замуж. Летом или осенью 382 г. она познакомилась с блж. Иеронимом, который прибыл в Рим как знаток Свящ. Писания и духовный наставник в аскетической жизни, желающий приобрести в столице покровителей и учеников. Вскоре благодаря разносторонней одаренности и безупречной нравственности блж. Иеронима вокруг него образовался кружок почитателей, в к-рый входили мн. христиане, принадлежавшие к рим. аристократии (см., напр.: Hieron. Ep. 33. 1; 34. 1; 45. 7). Блж. Иероним стал духовным руководителем П. и наставником в монашеской жизни ее дочери Евстохии (см. его Письмо к Евстохии о сохранении девства- Ep. 22). П. настолько сильно привязалась к учителю, что, когда в 385 г. он отправился из Рима в Палестину, она вместе с Евстохией последовала за ним, оставив в Италии все самое дорогое. С этого момента и вплоть до самой смерти П. и Иероним оставались сотрудниками в монашеском делании. П., Евстохия и сопровождающие их лица последовали за Иеронимом спустя неск. недель после его отъезда и присоединились к нему в Калабрии (согласно разным источникам - возможно, в Антиохии или на Кипре) ( Kelly. 1975. P. 116-117). Оттуда они совершили паломничество по св. местам Палестины, Сирии, Финикии. В дек. 385 г. прибыли в Иерусалим, и, поклонившись святыням, отправились в Вифлеем, где побывали в пещере Рождества, а затем посетили еще неск. палестинских городов, были на горе Фавор и у р. Иордан ( Hieron. Adv. Rufin. III 22; Idem. Ep. 108. 8-13). Весной 386 г. они отправились в Египет, посетили скиты и мон-ри в Нитрийской пустыне, а также неск. египетских отшельников, затем ок. месяца пробыли в Александрии у Дидима Слепца . Летом 386 г. вернулись в Вифлеем, где и решили поселиться ( Idem. Adv. Rufin. III 22; Idem. Ep. 46. 10-12; 108. 14). Там П. на свои средства построила за 3 года (386-389) 2 мон-ря: женский, недалеко от ц. Рождества Христова, где поселилась с дочерью и спутницами, и мужской, рядом с могилой Ирода Архелая, сына Ирода Великого , где жил Иероним со спутниками ( Idem.

http://pravenc.ru/text/2578587.html

Эта глава в основном содержит определения, данные Учительством Личности Христа. Направленные против ересей, где рассуждения обязательно заканчивались отрицанием того, что Бог действительно спас человека, они (определения) не разворачивают во всей полноте того, что находится в самом центре христианской веры: а именно того, что Христос – Спаситель людей и мира, собирающий их воедино, Который продолжает совершать в Церкви Свою Искупительную тайну. Здесь часто упоминается учение об Искуплении. Однако главные тексты об Искупительных Страстях и заслугах Христа включены в другие главы (см., например, догматические декреты Тридентского собора о первородном грехе [ХВ 275280] и об оправдании [ХВ 555–563]). В этой главе только отрывок из энциклики папы Пия XI [ХВ 379–380] дает краткий обзор учения об Искуплении. Учение Католической Церкви об Иисусе Христе, Сыне Божием, Спасителе: Христос – истинный Бог: ХВ 2–3, 8/1, 10, 24–25, 33, 214, 295, 308–312, 326, 386; рожденный от Отца: ХВ 10, 33, 212, 308, 313, 318, 335; и истинный человек: рожденный Марией: ХВ 10, 19, 33, 307, 308–312, 313, 318, 322, 335. Следовательно, во Христе есть две природы: природа Божественная и природа человеческая: ХВ 21–22, 143, 292, 309–312, 313, 315–316, 316/1, 316/3, 335–336, 386; не слитые в одну: ХВ 5, 10, 20, 33, 293, 307, 309–310, 323–324, 336–340; Поэтому в Нем двойное знание, двойная воля, двойное действие: ХВ 312, 341–347, 359–360. Обе природы Христа соединены в едином Лице Слова: ХВ 5, 10, 21, 30, 33, 294, 295–306, 307, 313, 316/2, 319–321, 328–330, 335, 347, 386, 386/1–386/4. Отсюда следует единое поклонение Христу: ХВ 302, 325; и что за вторым Лицом Троицы должны признаваться свойства и действия обеих природ: ХВ 33, 298, 306, 314, 316/5, 326, 333, 335. Для Христа нет Усыновления, даже по Его человечеству: ХВ 33, 291, 299, 361, 362. В силу своего соединения со Словом человеческая природа Христа освящена и безгрешна: ХВ 19, 26, 292, 313, 316/4, 328, 336, 359; и наделена несравненным знанием: ХВ 331, 385.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

297-298 298-299 ИРАКЛИЯ ПОНТИЙСКАЯ [Гераклея; Понтираклия], античный греч., визант. и совр. тур. город в Сев. Анатолии, на юго-зап. побережье Чёрного м., митрополия К-польской Православной Церкви 299-300 ИРАКЛИЯ ФРАКИЙСКАЯ [Гераклея; тур. Мармара-Эреглиси], город на сев. берегу Мраморного м. (Пропонтиды), центр митрополии К-польской Православной Церкви 300-304 304-305 ИРАН [Исламская Республика Иран; Джомхурийе Эсламийе Иран; до 1935 г. Персия], государство в Юго-Зап. Азии 305-354 354-355 355-356 ИРГИЗСКИЕ МОНАСТЫРИ исторический центр старообрядцев-поповцев (см. в ст. Беглопоповцы), возникший в 60-70-х гг. XVIII в. на землях саратовского Заволжья 356-364 364-367 367-370 ИРИНА (нач. 50-х гг. VIII в. - 803), св. (пам. визант. 7 и 9 авг.), визант. имп. (780-790, 792-802), восстановительница иконопочитания 370-373 373-374 ИРИНА (сер. IX - сер. X в.), прп. (пам. греч. 28 июля), игум. Хрисовалантского монастыря (К-поль) 374-376 376-383 ИРИНА Федоровна Фролова (1899-1931), прмц. (пам. 17 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), послушница ИРИНА (Хвостова Ирина Михайловна; 1882- 1938), мон. , прмц. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИРИНА мц. (пам. греч. во вторник Светлой седмицы) - см. в ст. Рафаил, Николай, преподобномученики, и Ирина, мц. 383-384 ИРИНА мц. Фессалоникийская (пам. 16 апр.; пам. визант. 3 апр.) - см. Агапия, Хиония и Ирина, мученицы Солунские (Иллирийские) ИРИНА Лаврентьевна Гуменюк (1885-1942), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИРИНА Алексеевна Смирнова (1891-1938), мц. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИРИНА (Кожина; † ок. 1419-1420), прав. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), Кашинская 384-385 385-386 ИРИНА [Ингигерд] († 1051), 2-я (после св. кнг. Анны) супруга новгородского (позднее киевского) кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого

http://pravenc.ru/vol/xxvi.html

На основании различия между описанием подвига П. А. у Евсевия и в лат. Актах Л. С. Тиймон высказывал предположение о том, что в Актах и кн. «О палестинских мучениках» говорится о 2 различных святых (см.: Tillemont. Mémoires. T. 6. P. 748-750), однако уже И. С. Ассемани доказал, что в действительности речь идет об одном святом (см.: Assemani. Calendaria. T. 6. P. 58-62). В издании Acta Sanctorum П. А. ошибочно отождествляется также со святым IX в. прп. Петром Атройским (пам. 13 сент.; пам. греч. 3 янв.) на основании совпадений имени и даты лат. памяти П. А. с датой греч. памяти прп. Петра Атройского. Почитание В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.) память П. А. указана дважды - под 11 янв. (здесь мученик именуется Петром Авселамом (Αυσελμος), сообщается, что он был казнен по приказу архонта Элевтеропольского; SynCP. Col. 386) и под 15 окт. (назван Петром Авессаломом (Αβεσσαλμ), рассказывается, что он был сожжен заживо в 6-й год гонений Диоклетиана и Максимиана; SynCP. Col. 141-142). По-видимому, составители Синаксаря подразумевали, что речь идет о различных святых. В рукописном визант. стишном Синаксаре XIV в. (Paris. gr. 1582) память П. А. также встречается дважды и под различными именами: 12 янв.- под именем Петра Авесаламита (Αβεσαλαμτης; SynCP. Col. 385-386), 14 окт.- Авселама (SynCP. Col. 137-138). Под 15 окт. указана память П. А. в рукописном Синаксаре XII в. (Paris. gr. 1589); здесь П. А. назван Петром Авессаломом, но сказание повторяет изложение Синаксаря К-польской ц. под 15 окт. (SynCP. Col. 139-140). Очевидно, в результате ошибки переписчика под той же датой в ином Синаксаре XII в. (сохр. также в составе ркп. Paris. gr. 1589) вместо памяти П. А. указана память 2 святых - «мучеников Петра и Авселама» (см.: SynCP. Col. 139-140). В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) память П. А. указана 11 янв. и сопровождается кратким сказанием, в к-ром сообщается, что П. А. был схвачен за открытую проповедь Христа и сожжен заживо за отказ принести жертву идолам; во время казни мученик молился за всю вселенную и за мир св. Церквей (PG. 117. Col. 96-97).

http://pravenc.ru/text/2580366.html

§ 70. Перечисление заблуждений латинских Пересматривая сочинения эти, находим, что латинство отличается от православной Церкви в учении – I) о свящ. Писании, II) о Боге Духе Святом, III) о пресвятой Деве Марии, IV) о Церкви, V) о Таинствах и – VI) о последней судьбе человека 385 . Примечание. Есть у латин и другие отличия от Церкви православной; но как отличия обрядовые, они – не одинаковой важности: потому что и в древности та или другая поместная церковь имела у себя особые обряды, песнопения, молитвы и проч., каких не было в других церквах 386 . Впрочем, и из этих отличий латинских некоторые частию соблазнительны или странны, а частию не согласны или с духом Христианства, или с свящ. Писанием, или с обычаями и постановлениями древней Церкви. Так у латин: а) мужчины-солдаты и в церкви во время богослужения везде почти стоят в киверах, а женщинам не дозволяется входить в некоторые из (наприм. иезуитские в Неаполе) с покрытою головою 387 , тогда как ап. Павел учит, что во время богослужения мужчины должны стоять с открытою, а женщины с покрытою головою ( 1Кор. 11:3–17 ); б) исключая навечерия больших праздников, вечерня, повечерие, утреня, первый, третий, шестым и девятый час совершаются духовенством в кафедральных, коллегиальных или соборных и монастырских церквах в хоре, а во всех прочих церквах частным образом в доме 388 : как будто миряне недостойны назидаться этими службами! в) алтарь не считается местом, исключительно назначенным для лиц освященных, но позволяется входить в него, часто совершенно без нужды, всякому, даже женщинам, которые и сидят в нем, опираясь иногда на самый престол 389 : между тем в древности входить в алтарь дозволялось только лицам освященным 390 , а вход в него мирянам, мужчинам и женщинам, был воспрещаем 391 , к престолу же прикасались одни епископы, пресвитеры и диаконы 392 ; г) престолы устрояются обыкновенно примкнутыми к стене и притом открытыми, тогда как в древности они устроялись среди алтаря и от храма отделялись решетками или иконостасом 393 ; д) освящая колокола церковные, (по чину римскому) омывают их святою водою, помазывают св.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

С.Ф. Платонов на первом этапе следствия не называл никаких фамилий своих единомышленников и стал давать показания практически лишь тогда, когда узнал, что его «подельники» уже назвали всех, кого только было можно 379 . Нужно иметь в виду, что к оценке показаний подследственных следует подходить с большой осторожностью, так как в деле фактически не было никаких доказательств их вины, кроме их собственных показаний, которые были даны, в конечном итоге, после многочисленных изнуряющих допросов в духе навязываемого им следователями сценария дела, разработанного ОГПУ. С.Ф. Платонов был дружен с Василием Григорьевичем со студенческих лет, они дружили семьями, сын Василия Григорьевича Александр в 1910 г. даже жил на даче в семье Сергея Федоровича 380 . Сергей Федорович старался выгородить Василия Григорьевича из этого дела, он так писал о нем в своих показаниях от 22 сентября 1930 г.: « Дружинин Василий Григорьевич стар, близок к дряхлости, удручен семейными делами (жена сошла с ума). Он большевизма не понимает. По дружбе к нему я протестовал бы, если бы его предложили в «Союз " " 381 . 10 февраля 1931 г. постановлением внесудебного органа – тройки ОГПУ ЛВО Василий Григорьевич Дружинин был обвинен по статье 58 11 Уголовного кодекса РСФСР и приговорен к заключению в концлагерь сроком на 5 лет 382 . В Соловецком лагере он находился с 9 марта 1931 г. до освобождения из заключения и отправки в ссылку на основании постановления коллегии ОГПУ от 23 мая 1932 г. 383 . Местом ссылки он выбрал Ростов Ярославской области (ему было запрещено проживание в 12 самых крупных городах страны) 384 . В 1960-х годах я познакомился с внучкой Василия Григорьевича Марианной Александровной Коростылевой. Перед войной она потеряла отца, а во время блокады Ленинграда – мать. В 1950 г. она окончила 3-е Ленинградское педагогическом училище для детей, потерявших во время войны родителей, они содержались в нем на полном государственном пансионе. Но работала она впоследствии не педагогом, а бухгалтером. В начале 1990-х годов, незадолго до своей кончины, Марианна Александровна рассказала мне все, что она помнила о своем деде и отце 385 , и дала мне фотографию своего деда для снятия копий. По-видимому, это фотография 1910-х годов, он изображен на ней на фоне стеллажей с книгами и с книгой в руках. Одну из копий фотографии я передал музею 181-й школы, бывшей Третьей гимназии, которую окончили Василий Григорьевич и его сын Александр Васильевич ; эта же фотография была использована Т.Г. Смирновой в качестве иллюстрации к ее статье в сборнике «Деятели русской науки XIX–XX веков», вып. 4 386 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Христос предстоит перед Своим Отцом как Посредник ради спасения людей: ХВ 19, 26, 33, 277, 304, 308, 309, 405, 510/24, 510/26, 556. Он совершил Искупление всех людей Своей Крестной жертвой: ХВ 26, 277, 306, 380, 556, 766, 859; Так Он принес удовлетворение Богу: ХВ 563, 833; и заслужил всякую благодать для людей: ХВ 405, 563. Христос воистину воскрес: ХВ 373, 374. Он – Новый и Совершенный Человек, искупающий человека и открывающий ему самого себя: ХВ 386/5. Все верные объединяются в общности Его мистического Тела: ХВ 381–384, 385, 497–500, 510/10, 510/11, 688, к которому направлены нехристиане: ХВ 510/12. I Никейский Собор (I Вселенский) Никейский символ (19 июня 325 г.) I Никейский Собор был созван в связи с христологическими заблуждениями, в частности, ересями Ария. Никейский символ, первое утверждение Собора, концентрирует в себе первоначальное предание о Христе как о «Боге истинном... Который воплотился». ХВ 2–3 I Константинопольский Собор (II Вселенский) (май – 30 июля 381 г.) Решения Никейского Собора не помешали возникновению новых ошибочных толкований, касающихся Иисуса Христа, что вынудило I Константинопольский Собор уточнить некоторые вопросы. ХВ 8/1 «Томос Дамаса» Римский Собор выступил против всех существовавших заблуждений не только по поводу Троицы [ХВ 208–222], но особенно по поводу Личности Христа. Он выступил в особенности против идеи двойного Усыновления – одного естественного, по Божеству, другого благодатью – по Человечеству [ХВ 291]; эта точка зрения приписывалась Диодору из Тарса (ум. ок. 394). Собор осудил также учение Аполлинария, епископа Лаодикийского из Сирии (310–390) [ХВ 291], одного из самых рьяных противников Ария и таких же пылких сторонников равенства природы Слова и Отца. Но, объясняя Личность Христа, он приходил к противоположному заблуждению. Его учение, представленное со всей добросовестностью, основывалось на платоновской идее, согласно которой человек состоит из трех элементов: тело, принцип жизни и духовная душа. Он считал, что во Христе Слово Божие заменило человеческую душу, что, как ему казалось, обеспечило единство личности, и в особенности совершенную непогрешимость. Отрицание этого учения доказывает то значение, какое с самых древних времен придавали Тайне Воплощения, то есть принятию всей человеческой природы вторым Лицом Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Утреня непосредственно связывается с 1-ым часом и потому полагающееся в конце утрени по Алексеевскому Уставу «чтение» переходит (за исключением утрени 1-го дня Пасхи, имеющей слово Златоуста: «аще кто благочестив» на целовании) на конец 1-го часа и становится здесь постоянной обычной (ς συνθες μετ ναγνσεως) 383 частью, занимая место между заключительными молитвами часа: Θες ανιος и ποστλλων τ φως 384 . Из других часов – 3 и 9 имеют чтения, как и по Алексеевскому Уставу, только великим постом, кроме субботы и недели, а 9-ый час – также и пятницы 385 ; шестой час имеет чтение только на первой седмице поста 386 . Время чтения здесь – по окончании тропаря и богородичного каждого часа 387 , при чем на 6 часе чтение примыкает к паремии, заканчивающейся прокимном 388 ; на тот же момент переносится в будние дни 389 поста (т. е. кроме субботы и недели) 390 и чтение на 1 часе. Характерной особенностью Евергетидского Типикона является наличность «чтения» за службой, которой вовсе не знает Алексеевский Устав, за панихидой – πανννχς, когда последняя входит в состав агрипнии γρυπνα, всенощного бдения, полагающегося под воскресные и нарочито-праздничные дни и состоящего из соединения панихиды и утрени с первым часом. Главную часть последования панихиды Евергетидского Типикона составлял канон, один или два, с седальном по 3 песни и кондаком по 6-ой, предваряемый 50-м псалмом; этой основной части предшествовало обычное предначинательное: приидите поклонимся, а за ней следовали: великое славословие, трисвятое, молитва вечерняя и отпуск 391 . В таком виде, примыкая непосредственно к вечерне (συνημμνως τ σπεριν), она отправлялась каждый день, кроме будних дней трех четыредесятниц, т. е. постов: великого, св. апостолов и рождественского. В последние периоды времени она в сокращенном виде «канона панихиды (τν καννα τς παννυχ δος)» входит в состав повечерия 392 . Под воскресные и праздничные дни панихида образует первую часть агрипнии, – παννυχς γρυπνας 393 , – начинаясь с трисвятого и имея после канона лишь трисвятое, эктению и отпуск; за отпуском начинается чтение 394 , после которого бывает звон (σημανοντος το μεγλου σημντρου) 395 и начинается составляющая вторую часть агрипинии 396 утреня. Один раз в год, именно, в первый день Пасхи, в случае длинноты ночи, панихида, подобно утрене, имеет еще дополнительные чтения, помещаемые по 3 и 6 песнях канона 397 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

В 4-й т. входили первые 9 книг Кодекса Юстиниана. 5-й т. составляли различные правовые памятники; поскольку его содержание было более разнообразно, он не получил, как они, самостоятельного названия и назывался volumen parvum (малый том; см.: Savigny. 1834. S. 518-519; S. 519. Anm. C). В него входили Институции, 3 последние книги Кодекса Юстиниана (к-рые не назывались «кодексом», а обозначались как tres libri) и т. н. собрание новелл Authenticum. Наименование свода не просто corpus iuris, а corpus iuris civilis (известно с XIII в.- Weimar P. Corpus iuris civilis//LexMA. Bd. 3. S. 270) было необходимо для обозначения светской природы правовых сборников в отличие от свода канонического права (см. ст. Corpus iuris canonici ) ( Kr ü ger. 1912. S. 385). Издания Первые печатные издания C. i. c. воспроизводят недостатки поздних рукописей, поэтому они состоят из 5 томов в соответствии с принятым тогда делением, а также воспроизводят текст с глоссами, прежде всего с глоссой Аккурсия. В ряде изданий приводится 6-й т. с индексами (Thesaurus Accursianus) (см.: Кипп. 1908. С. 134). Первое издание всех 5 томов C. i. c. вышло в 1477-1478 гг. в Венеции. Всего до 1800 г. увидело свет 200 полных изданий C. i. c., ок. 500 отдельных изданий Институций и более 50 изданий др. частей C. i. c. Благодаря трудам гуманистов стали появляться новые критические издания частей C. i. c. Так, в 1529-1531 гг. Г. Галоандер впервые издал «Дигесты» и Кодекс Юстиниана в неразрозненном виде, а новеллы - на греч. языке с параллельным лат. переводом. Первым сводным печатным изданием, к-рое получило общее наименование «Corpus iuris civilis», считается издание 1583 г. Д. Готофреда. Это издание неоднократно переиздавалось, однако без к.-л. попыток критики текста, без внесения исправлений и изменений ( Kr ü ger. 1912. S. 388; подробнее об истории печатных изданий Свода Юстиниана см.: Кипп. 1908. С. 134-136; Kr ü ger. 1912. S. 386-389; Costa. 1909. P. 143-148; полный перечень печатных изданий вплоть до нач. XIX в. и их краткую характеристику см. в: Spangenberg. 1817. S. 645-929).

http://pravenc.ru/text/2458741.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010