Варвара, святая великомученица, по преданию, дочь язычника из Никомедии, была казнена около 306 г. в Гелиополе (Илиополе) Финикийском при августе Галерии и цезаре Максимине Дазе (управлявшем частью Римской империи от Египта до Сирии) 103,128,129,159 Варфоломей, один из апостолов, упоминается в Евангелии от Матфея (10:3), от Марка (3:18), от Луки (6:14), а также в Деяниях Апостолов (1:13). Согласно преданию, Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, Индии, Армении (Армянская Церковь почитает его как своего покровителя). Был казнен в городе Великой Армении Альбане 56 Василий III, 1479–1533, великий князь Московский, государь всея Руси с 1505 г. Сын великого князя Uoahha III и Софьи Палеолог. Добился строгого подчинения удельных князей. Отказался от ограничения церковного и монастырского землевладения 153 Вебер М., 1864–1920, социолог, экономист, историк 15 Велес, у древних славян-язычников божество – покровитель домашнего скота и бог богатства 128 Венера, в римской мифологии богиня весны и произрастания, в греческой – Афродита. Поклонение ей приобрело особенное значение при Цезаре и Августе, ибо тогда развернулась пропаганда древнего происхождения римлян от троянцев. Бежавший от греков из Трои Эней, по легенде, был сыном богини Венеры и родственника троянского царя Анхиза. К высадившемуся в устье Тибра герою Энею римляне возводили родословную Ромула и Рема, Юла (от которого пошел род Юлиев – род Юлия Цезаря и усыновленного им Октавиана Августа) 89 Вера, Надежда, Любовь , святые мученицы, были казнены за исповедание христовой веры и отказ принести жертвы богине Диане (Артемиде) при правлении римского императора Адриана (117–138 гг.). Тела мучениц были отданы их матери Софии, которая скончалась на третий день своих непрерывных молитв 4,134,177 Вертинский Александр Николаевич, 1889–1957, русский артист, певец, композитор, актер 176 Веспасиан Тит Флавий, 9–79 н. э., римский император с 69 г. н. э., основатель династии Флавиев. Правление Веспасиана было направлено на установление порядка и стабильности в Римской империи, подорванных во время Нерона и последующих междоусобиц 37

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Делегация Всемирного совета церквей посетила Россию 18 мая 2023 г. 15:20 17 мая 2023 года делегация Всемирного совета церквей посетила Москву. В состав делегации вошли генеральный секретарь ВСЦ д-р Джерри Пиллэй, руководитель Комиссии ВСЦ «Церкви в международных делах» Питер Прув, исполнительный секретарь программ ВСЦ «Межхристианские отношения» и «Вера и устройство» Василь-Октавиан Михок. Состоялась встреча делегации Всемирного совета церквей со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, посвященная тематике взаимодействия Русской Православной Церкви с ВСЦ. Гости также посетили Отдел внешних церковных связей  Московского Патриархата, где осмотрели мемориальный уголок, связанный с памятью митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) . Секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов) рассказал им об истории взаимоотношений и нынешних контактах Русской Православной Церкви с представителями христианских конфессий и международных христианских организаций. В рамках визита гости также посетили Данилов ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы, кафедральный соборный Храм Христа Спасителя и Красную площадь. Делегацию сопровождали иеромонах Стефан (Игумнов), руководитель Сектора протокола ОВЦС игумен Феофан (Лукьянов), сотрудники ОВЦС иеродиакон Петр (Ахматханов), Д.Э. Аракелян и Д.И. Меняйлов. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6028436.ht...

Первое восстание рабов в Сицилии: 138–132 гг. до н. э. Борьба Гая Мария и Корнелия Суллы, открывающая эпоху военных диктатур: 88–64 гг. до н. э. Первая война с Митридатом VI, царем Понта: 89–85 гг. до н. э. Вторая война с Митридатом VI: 83–81 гг. до н. э. Третья война с Митридатом VI: 74–64 гг. до н. э. Восстание рабов под предводительством Спартака: 73–71 гг. до н. э. Завоевание Помпеем Понта и Палестины. Сирия – Римская провинция: 64 г. до н. э. Заговор Каталины, военное выступление, разгром и его самоубийство: 63–62 гг. до н. э. Галльские войны Цезаря: 58–50 гг. до н. э. Первый триумвират – Цезарь, Красе, Помпей: 60 г. до н. э. Гражданские войны: 49–31 гг. Цезарь – пожизненный диктатор: 45 г. до н. э. Убийство Цезаря: 44 г. до н. э. Второй триумвират – Август, Антоний, Лепид: 43 г. до н. э. Постановление Сената об обожествлении Цезаря: 42 г. до н. э. Победа Октавиана над Антонием и Клеопатрой в морском сражении при Акции. Октавиан – единоличный правитель: 31–30 гг. до н. э. Получение Октавианом титула «принцепс Сената»: 28 г. до н. э. Октавиан принимает титул «Август»: 27 г. до н. э. Август – великий понтифик: 12 г. н. э. Смерть Августа. Его обожествление: 14 г. Правление Тиберия: 14–37 гг. Калигула: 37–41 гг. Клавдий: 41–54 гг. Миссионерская деятельность апостола Павла: 50е гг. Нерон: 54–68 гг. Грандиозный пожар в Риме (18–21 июля). Первое преследование христиан: 64 г. Гражданская война в Риме и приход к власти династии Флавиев: 68 г. Династия Флавиев – Веспасиан, Тит, Домициан: 69–96 гг. Разрушение Иерусалима: 70 г. Династия Антонинов – Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий, Коммод: 96—192 гг. Гражданская война: 192–193 гг. Династия Северов – Септимий Север, Каракалла, Макрин, Элагабал, Александр Север: 193–234 гг. Эдикт Каракаллы о даровании прав римского гражданства свободным жителям империи: 212 г. Переход христианского богослужения в Риме с греческого языка на латинский: ок. 230 г. Эпоха «солдатских императоров»: 235–284 гг. Диоклетиан – агония языческого Рима: 284–305 гг.

http://azbyka.ru/fiction/vera-i-razum-ev...

1337.  Когда во время молитвы Божией Матери не обрящешь в сердце своем подобающего благоговения к Ней, и почувствуешь лукавые и хульные помышления, тогда воскликни следующие похвальные, по достоянию к Ней приложимые слова: «Вся Ты, Владычица, свет, вся святыня, вся благость, вся премудрость, вся Ты можешь яко Мати Всемогущаго, всегда Ты едина и та же всесовершенная яко Мати всесовершеннаго Царя славы»! 1338.  Неверие само себя изобличает в том, что оно лживо и не имеет ничего общего с истиною; неверующее сердце беспокойно, смутно, слабо, неосновательно; напротив, вера спокойна, блаженна, величественна, тверда. 1339.  Молясь Господу, или Владычице, или Ангелам, или святым, не давай никакого труда Господу, Владычице, Ангелам и святым — исполнять твое прошение или прошение верующих, но веруй, что как легко тебе мыслить о каком-либо благе, так Господу легко и просто даровать его людям Своим, равно как молитвами Пречистой Своей Матери, Ангелов и святых. Кроме того, так как Бог есть преизливающаяся, бесконечная Благость, то Он и хочет и ищет всегда сообщения Своей благости тварям Своим, только бы мы с верою, упованием и любовью обращались к Нему, как чада к Отцу, сознавая свою греховность, бедность, нищету, слепоту, немощь без Него. 1340.  Когда молишься Отцу и Сыну и Святому Духу — в Троице единому Богу, — не ищи Его вне себя, но созерцай Его в себе, как в тебе живущего, совершенно тебя проникающего и знающего. —  Не весте ли, яко храм Божий есте (Бога в Троице), и Дух Божий живет в вас 3, 16]? — Вселюся в них и похожду (т. е. буду ходить с ними), и буду им во Отца [Лев. 26, 12; ср. 2 Кор. 6, 16, 18]. Господи! Ты проникаешь меня и знаешь [Пс. 138, 1], говорит Давид. 1341.  Когда во время молитвы усомнишься в возможности исполнения какого-либо прошения твоего, то вспомни, что со стороны Бога вся возможна суть даровать тебе, кроме прямого зла, которое свойственно только диаволу, — что самое слово или самое прошение твое о чем-либо есть уже верное ручательство со стороны твоей, что исполнение его возможно: ибо если я могу помыслить только о чем-либо, возможно ли оно для меня или невозможно, то это «что-либо» — непременно возможно для Господа, для Которого одна мысль есть уже дело, если Он благоволит осуществить ее; да и для тебя в слове уже существует это благо и только не существует в деле; — но для приведения прошения в исполнение у Него — Сын Творец, и Совершитель Дух Святой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Когда во время молитвы Божией Матери не обрящешь в сердце своем подобающего благоговения к Ней, и почувствуешь лукавые и хульные помышления, тогда воскликни следующие похвальные, по достоянию к Ней приложимые слова: " Вся Ты, Владычица, свет, вся святыня, вся благость, вся премудрость, вся Ты можешь яко Мати Всемогущаго, всегда Ты едина и та же всесовершенная яко Мати всесовершеннаго Царя славы " ! Запись 1338 Неверие само себя изобличает в том, что оно лживо и не имеет ничего общего с истиною; неверующее сердце беспокойно, смутно, слабо, неосновательно; напротив, вера спокойна, блаженна, величественна, тверда. Запись 1339 Молясь Господу, или Владычице, или Ангелам, или святым, не давай никакого труда Господу, Владычице, Ангелам и святым - исполнять твое прошение или прошение верующих, но веруй, что как легко тебе мыслить о каком-либо благе, так Господу легко и просто даровать его людям Своим, равно как молитвами Пречистой Своей Матери, Ангелов и святых. Кроме того, так как Бог есть преизливающаяся, бесконечная Благость, то Он и хочет и ищет всегда сообщения Своей благости тварям Своим, только бы мы с верою, упованием и любовью обращались к Нему, как чада к Отцу, сознавая свою греховность, бедность, нищету, слепоту, немощь без Него. Запись 1340 Когда молишься Отцу и Сыну и Святому Духу - в Троице единому Богу, - не ищи Его вне себя, но созерцай Его в себе, как в тебе живущего, совершенно тебя проникающего и знающего. - Не весте ли, яко храм Божий есте (Бога в Троице), и Дух Божий живет в вас Кор. 3, 16]? - Вселюся в них и похожду (т.е. буду ходить с ними), и буду им во Отца [Лев. 26, 12; ср. 2 Кор. 6, 16, 18]. Господи! Ты проникаешь меня и знаешь [Пс. 138, 1], говорит Давид. Запись 1341 Когда во время молитвы усомнишься в возможности исполнения какого-либо прошения твоего, то вспомни, что со стороны Бога вся возможна суть даровать тебе, кроме прямого зла, которое свойственно только диаволу, - что самое слово или самое прошение твое о чем-либо есть уже верное ручательство со стороны твоей, что исполнение его возможно: ибо если я могу помыслить только о чем-либо, возможно ли оно для меня или невозможно, то это " что-либо " - непременно возможно для Господа, для Которого одна мысль есть уже дело, если Он благоволит осуществить ее; да и для тебя в слове уже существует это благо и только не существует в деле; - но для приведения прошения в исполнение у Него - Сын Творец, и Совершитель Дух Святой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Архив Пн День Святого Духа 7 июня 2009 г. 18:30 В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим. Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он — источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, «кроме нерождения и рождения», исходя от единого Отца. Святой Афанасий говорит: «Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит». Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как непостижимо и рождение Сына. Поэтому Святая Православная Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда исповедовала ее, согласно с учением Спасителя нашего Иисуса Христа (Ин. 15:26). Господь открывает человеку только то, что необходимо для его спасения, и многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой. Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает его, по слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые (Мф. 7:17). Жизнь по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа, к которым относятся, по словам апостола Павла, «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Галат. 5:22-23). Завет.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/670099.htm...

«Не стремитесь к другим Мирам, чтобы захватить их, ибо кто сие в мыслях имеет, свой Мир потерять может» (12-я заповедь Рамхата); «Не используйте вайтманы и вайтмары во зло, дабы захватывать другие Миры, а используйте их для добра и познания Миров, и тогда дружбу жителей тех Миров обрящете» (13-я заповедь Рамхата); «Убегайте от Кривды и следуйте Правде, чтите род свой и Рода Небесного» (3-я заповедь Сварога); «Не навязывайте Светлую веру насильно людям, и помните, что выбор веры личное дело каждого свободного человека» (18-я заповедь Сварога); «Дарите дела добрые, да во славу Рода Небесного, и великих предков ваших и святой земли вашей» (28-я заповедь Сварога); «Не берите жен с черной кожею, ибо оскверните дом и свой род загубите, а берите жен с кожей белою, вы свой дом прославите и свой род продолжите» (8-я заповедь Перуна) 137 . Нравственно-патриотическая тема ярко представлена в одной из листовок Древнерусской Инглиистической церкви: «В Х в. до н. э. нам старались навязать иранскую культуру, в VI и VII вв. н. э. – греческую культуру, с Х в. н. э. – византийско-еврейскую культуру, с XVIII в. царь Петр I и последующие правители навязывали немецкую культуру, в XIX в. вошла в моду французская культура, в ХХ в. появилась ни на что не похожая советская культура, а теперь, в конце ХХ в., нам предлагают новую культуру, этакий синтез американской, советской и европейской культур. Новый путь развития, ведущий в никуда русский народ. Необходимо возродить Русскую Духовную Культуру, Древнерусскую веру наших предков – Инглиизм, спасти народ от унижения и растления, открыть ему путь духовного развития, путь созидания, а не разрушения. Может, хватит разрушать? Пришло время строить! Русские никогда не были против культур других народов, но они создавали свою культуру, которая имела очень глубокие древние корни. Настало время вернуться к своим корням, иначе будущего не будет. Погибнет не только тело, но и душа. И никакие чужие люди и Боги не спасут Вашу душу! Русскую душу может спасти только Русская Вера» 138 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/neojazyc...

Явление Св. Троицы Аврааму. Жертвоприношение Авраама. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. VI в. Явление Св. Троицы Аврааму. Жертвоприношение Авраама. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. VI в. . На 80 ересей Панарий, или Ковчег. LV и др.//Творения. Ч. 2 и др.). В согласии с учением ап. Павла святые отцы в своих комментариях к Посланию к Римлянам понимают веру А. как прообраз новозаветной веры в искупительное событие спасения во Христе (Рим 4. 22-25). В богослужении Господь Иисус Христос, как потомок А. по плоти, сопоставляется с христианами как потомками А. по вере: «                            » (Тропарь 7-й песни канона в Неделю св. отец//Минея (СТ). Декабрь. Л. 132). оправдание (необрезанного) А. верою остается постоянным аргументом в полемике с иудеями с целью доказать превосходство христ. веры над обрядовым законом Моисея ( Ириней Лионский, св. Против ересей. II 190; Кирилл Александрийский, св. Искусные объяснения на избранные места из книги Бытия//Творения. Т. 4. С. 116; ср.: Августин, блж. О Граде Божием. XVI 23; Иоанн Златоуст, св. Беседы на Послание к Римлянам. Гл. 4. Беседа 8. С. 155 след; Толкование на Послание к Галатам. Гл. 3. С. 95-121. М., 1842). В назидательной проповеди вера А., его покорность Богу и готовность пройти испытание веры остаются образцом для подражания ( Иустин Мученик, св. Апология. I 46. 3; 63. 17; Климент Александрийский. Строматы. I 32. 2; Hippolytus. Commentarium in Danielem. II 37, 5). Прообраз новозаветного таинства Крещения усматривался нек-рыми толкователями в обрезании А. ( Кирилл Александрийский, св. Искусные объяснения на избранные места из книги Бытия//Творения. Т. 4. С. 138-139; Ambrosius Mediolanensis. De Abrahamo. II 11. 79). В явлении А. трех странников (Быт 18) многие видели тайну откровения всей Святой Троицы в ВЗ ( Ambrosius Mediolanensis. De Abrahamo. I 5. 33; De Spiritu Sancto II; Athanasius Alexandrinus. De Trinitate. 3); «Видите ли... Авраам встречает трех, а поклоняется единому?.. Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы Единому, исповедовал Единого Бога в трех Лицах» ( Augustin.

http://pravenc.ru/text/62850.html

Критики пытаются по-разному обойти или отмести этот аргумент. Некоторые пишут: всем было известно, что ученики-мужчины бежали в Галилею и утром пасхального воскресенья еще не могли вернуться в город. Следовательно, у Марка или того, кто сочинил историю о пустом гробнице, не было выбора. Его героинями должны были стать ученицы, поскольку о них было известно, что они остались в Иерусалиме 137 . Такое объяснение предполагает, что Марк (или тот, кто сочинил историю о пустом гробе) отличался весьма противоречивой моралью. С одной стороны, он следует точной и достоверной информации, донесенной до него преданием, о том, кто из учеников Иисуса и где находился в определенный день: на Пасху в городе оставались только ученицы. Но с другой стороны, чувствует себя в полном праве высосать из пальца рассказ о том, как они отправились к гробу Иисуса и нашли его пустым. Можно себе представить, как должна была эта история поразить читателей-современников! Они знали, что ученицы в то утро были в Иерусалиме – но до того ничего не ведали ни о том, что три из них ходили к гробнице, ни о том, что они там нашли! Другие критики отметают значимость того, что женщины не признавались надежными свидетелями. Да, соглашаются они, это могло бы говорить в пользу исторической достоверности истории о пустом гробе, если бы она возникла рано и в Палестине. Однако, по их мнению, происхождение ее позднее и эллинистическое. Следовательно, и те, кто выдумал историю о пустом гробе, и их первые читатели вовсе не считали свидетельство женщин ненадежным и недостоверным. Очевидно, ключевой вопрос в этом споре – дата и обстоятельства составления Евангелия от Марка. Многие ученые предлагают 70 год н.э. или еще ранее. Ричард Бокэм приводит убедительные свидетельства (как внешние, так и внутренние) в подтверждение старой теории о том, что основным источником-очевидцем Марка был Симон Петр. Имя Петра начинает и оканчивает собою почти все Евангелие: с 1:16–18 до 16:7 138 . Это, по-видимому, означает, что Евангелие от Марка, принявшее свою окончательную форму в конце 60х годов, начало складываться раньше и в основном основано на свидетельствах из Палестины.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vera...

И кто, кроме Духа Утешителя, мог бы соделать Церковь непобедимою и торжествующею над всеми нападениями и кознями её врагов? Кто как не Дух истины мог сохранить её в неизменной верности евангельскому учению, ей преподанному? Только Дух крепости мог соделать Христову Церковь неодолимою вратами ада: только в общении с Духом истины она могла сделаться столпом и утвердением истины. Равно и каждого верующего Дух Святый утешает, укрепляет, и утверждает в истине. Скорбит ли душа утомленная нападениями греха? Св. Дух свидетельствует духу нашему, что мы чада Божии ( Рим.8:16 ). Гнетут ли ее страдания и скорби отвне? Он изливает в нее свою радость и мир ( Гал.5:22 ), и укрепляет ее мужеством и терпением, как укреплял мучеников. Нужно ли отвечать лукавой мудрости мира? Против ответов, внушаемых Духом истины, не устоит никакая мудрость мира ( Мф.10:18–20 ), как это и видно в примере архидиакона Стефана ( Деян.6:10 ). Далее в молитве к Св. Духу читаем: иже везде сый, и вся исполняяй (везде сущий и все наполняющий). То есть, нет места во вселенной, на которое бы не простиралось владычество Духа Божия, куда бы Он не проникал своим всесохраняющим, всеблагоустрояющим присутствием ( Пс.138:7–10 , Прем.1:7 , Прем.12:1 ), не смешиваясь однако ни с чем сотворенным. На небе присутствие Его радует святых Божиих, в аде трепещут Его демоны, на земле, на нашей грешной земле, Он столь близок к нам, что самые тела наши суть храм живущего в них Святаго Духа ( 1Кор.6:19 ). Сокровище благих. Почему Дух Святый называется сокровищем благих, или яснее: сокровищницею благ? Потому, что от Него, равно как и от Бога Отца и от Бога Сына, исходит всякое даяние благое, неоскудно изливающееся от неистощимых Его щедрот на всех, кто только к Нему обращается за помощью в нуждах телесных и духовных. Но преимущественно Дух Святый есть неистощимая сокровищница благ духовных. Св. Апостол говорит: «плод Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5:22–23 ). Кроме этих обыкновенных даров, общих для всех христиан, в Писании исчисляются и чрезвычайные дарования, сообщаемые Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010