716 Согласно Септуагинте: «произойдет отрасль от корня Иессея, и цветок от корня появится». Цветок, flos, упоминается в этом месте и в Вульгате. В еврейском тексте употреблено слово со значением: «побег, черенок», которое встречается, кроме указанного места, только в трех местах: Ис. 14:19; 60:21; Дан. 11:7. 717 См.: Ис. 11:2—3. 718 Конъектура Кройманна. в рукописи: «не соответствовало все разнообразие духовных свидетельств». 719 См.: Ис. 53:3. 720 См.: Ис. 53:7. 721 Ср.: Ис. 42:2. 722 Ср.: Ис. 42:3. 723 Вставка Кройманна. 724 Тертуллиан пока говорит только о предвозвещении (Кройманн). 725 Кройманн исключает это слово. 726 Греч.: παιδς. 727 См.: Ис. 50:10. 728 См.: Ис. 53:4; Мф. 8:17. 729 Между своим Христом и Христом Творца. 730 См.: Втор. 21:23. 731 Интерпретация Кройманна. Другая интерпретация: «откладываю». 732 In hostiam. 733 Lignum. Ср.: Быт. 22:6—7. В Септуагинте и Вульгате используется множественное число: та ξλα/ligna. 734 In victimam. 735 Lignum. 736 Конъектура Кройманна. В рукописи: «и не». 737 «дикого быка» в оригинальном тексте; в Септуагинте: «единорога», в Вульгате: «носорога». 738 См.: Втор. 33:17. 739 Конъектура Кройманна. В рукописи: «истолковывает». 740 См.: Быт. 49:5. Цитата по Септуагинте. 741 Букв.: «печень». 742 См.: Быт. 49:6. Цитата по Септуагинте. 743 Ср.: Исх. 17:10—13. 744 Ср.: Исх. 20:4,23; Лев. 19:4; 26:1. 745 Ligno. 746 Ср.: Числ. 21:8—9. 747 A ligno. См.: Пс. 96 95:10; ср.: 1 Пар. 16:31. В еврейском, греческом и латинском тексте этого псалма нет слов «с древа», однако Иустин ссылается на них в lust. Apol., 1,41, а в lust. Dial., 73 обвиняет иудеев в том, что они изъяли эти слова из псалма. 748 Вставка Кройманна. 749 Конъектура Кройманна. В рукописи: «даже если». 750 Ср.: Рим. 5:14. 751 По мнению Кройманна, слова «новой славы» можно поставить перед словами «новых веков»: «новый Царь новой славы новых веков Христос Иисус». 752 Lignum. 753 См.: Иер. 11:19. 754 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Бог». 755 Ср.: Лк. 22:19; Мф. 26:26; М с. 14:22.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

Примеры из Священного Писания поощряют пещись о спасении (2:28, см. СУД СТРАШНЫЙ , 1013). Спасение получает четвертая часть слышащих слово Божие (2:15–16, см. СЛОВО БОЖИЕ, 903). Чтение св. книг не спасает, но указывает на Христа (4:139, см. ЧТЕНИЕ , 1173). Душа, просвещаемая светом Христа, видит путь ко СПАСЕНИЮ (4:9, см. ДУША , 313). На путь спасения наставляет Дух Святой (3:14, см. БОГ-ТРОИЦА, 73). Размышления о вечности способствуют духовной жизни и спасению (1:113, см. ВЕЧНОСТЬ , 165). Необходимо взаимное друг о друге попечение в деле спасения Печется Господь наш о нас: попечемся и мы друг о друге, и поищем друг другу спасения: иный советом, иный наставлением, иный молитвою, иный иным, да будем истинные уды тела Его духовнаго; уды бо друг о друге пекутся, и друг друга берегут. Сатана и беси его, вси согласно вооружаются на нас, и хотят нас погубити, – то бо их и дело и тщание, – воспротивимся и мы им единодушно, и станем друг за друга, крепчайшими будем, и одолеем их. «Господь сил с нами, заступник наш Бог Иаковль» (5:116). Забота о спасении ближнего есть дело МИЛОСЕРДИЯ И ЛЮБВИ к Богу Не малую любовь ко Христу показует, кто во имя Его милость телесную ближнему делает; но большая любовь есть, когда духовно ближняго созидает. Чим бо большая есть душа от тела, тем большая милость к ближнему и ко Христу любовь, когда душа созидается. Христос бо весьма души человеческия любит, так что и умереть за них благоизволил. И потому ничто не может благоприятнее Ему быть, как спасение человеческое; и никто не может более Его любить, как тот, который спасения ближняго ищет (2:345). Христианин, подобно Богу, сердечно должен желать всем спасения (4:15, см. ХРИСТИАНИН , 1101). Спасение не получит тот, кто о спасении ближнего нерадит (2:347, см. ЛЮБОВЬ , 488). Без взаимного прощения нет спасения (5:187, см. ПРОЩЕНИЕ , 775). Прощение – самый безопасный путь к спасению (4:88, см. ПРОЩЕНИЕ, 772). На пути ко спасению неизбежны искушения (5:355, см. ИСКУШЕНИЕ , 403). На пути ко спасению множество препятствий и врагов (1:101–102, см. БРАНЬ , 119).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Сын Божий – Сыном Девы нарицатися благоизволил (4:26, см. ХРИСТОС , 1133). Сын Божий ради нашего СПАСЕНИЯ стал Сыном Человеческим К непостижимому человеколюбию Сына Божия, и к высокой чести рода человеческаго и Тое надлежит, что Апостол написал: «Не от ангел бо воистину приемлет, но от семене Авраамля приемлет» ( Евр. 2, 16 ). То есть Сын Божий, хотя нас спасти, сотворил плоть от плоти нашей, и кость от костей наших; уподобился нам во всем, кроме греха; Сын Божий сыном человеческим, и Бог непременный человеком стался. Откуда видим во святом Евангелии Его, что Он Себе Сыном человеческим многажды называл, от любви к нам и смирения; которыя ради вины «не стыдится братиею нарицати» человеков, глаголя: «Возвещу имя Твое братии Моей» ( Евр. 2, 12 ). Сего ради и Бога, Отца Своего небеснаго сотворил нашим Отцем, и Отцем Его нарицати повелел, глаголя: сице молитеся: «Отче наш, Иже еси на небесех». И по воскресении глаголал ученикам: «Восхожду ко Отцу Моему, и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» ( Ин. 20, 17 ). Слава Богу, так высоко почтившему нас недостойных! (5:7). Вера научает веровать в Сына Божия, как Спасителя (3:14, см. БОГ , 73). Сын Божий пришел на землю грешников спасти Сын Божий пришел грешников спасти. Радуйтеся, грешники! БОГ и ГОСПОДЬ наш пришел ради нас в мир спасти нас. «Велия благочестия тайна: Бог во плоти явися», Царь небесный на земли явился, и неприступный херувимам с человеками пожил. О, благости и человеколюбия несказаннаго явившагося Господа! О, блаженства тех, ради которых Бог и Господь их пришел и явился им... Блажени мы, яко ради нас Бог наш к нам пришел; Бог, уподобився человекам, к человекам пришел, и пришел ради человеков. Он пришел грешники спасти: то и нас, ибо и мы от грешников есмы. Он пришел взыскати погибших; то и нас, понеже и мы есмы от погибших. Благословен Бог, Который пришел грешников спасти и погибших взыскати (5:5). Сын Божий погибшего человека спас Своею кровию (3:14, см. БОГ, 73). Только Сын Божий мог разрушить грех (2:127, см. ГРЕХ, 230).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Христианину следует всю жизнь бороться с врагом Что христианам чрез все житие до самой смерти брань и подвиг духовный предлежит, яко до конца борет их сатана; и непрестанный подвиг, яко непрестанно на них возстает враг различно (3:447). Против диавола непрестанная брань и подвиг предлежит (3:440, см. ВРАГ , 208). В чем состоит подвиг БОРЬБЫ против ВРАГА? Много бо труда требуется противу невидимаго врага подвизатися, побеждать ПОМЫСЛЫ, которые он в сердце нашем противу нас возбуждает, претерпевать великодушно беды и напасти, от него чрез злых людей наносимыя, гордость надымающуюся и злобу возникающую и в действо произойти хотящую, удерживать и смирять, – и тако противу своего сердца стояти, природную злость побеждать, и самого себе отрещися (всего бо сего подвиг сей требует); но славная есть победа! (3:446). Весь труд полагать, чтобы диавола в дом души своей не пускать, противиться и отражать его (3:229, см. ПОМЫСЛЫ , 742). Брань научает нас подвигу (5:102, см. ИСКУШЕНИЕ , 404). От подвига зависит, в каком состоянии будет находиться человек в жизни вечной Или подвизаться противу греха, и со Христом зде и в будущем веце участие иметь в царствии Его, или покаряться греху, и с диаволом осужденну быть на веки безконечные, едино из двух следует непременно (1:128). Подвиг без ПОМОЩИ БОЖИЕЙ невозможен ТЩАНИЕ человеческое само собою ничего не может; ни начать, ни делать, ни совершить не может человек без Бога. «Без Мене не можете творити ничесоже», глаголет Христос ( Ин. 15, 5 ). Бог начинает дело спасения нашего, делает и совершает, когда Ему не противимся и делаем тое, что БЛАГОДАТЬ Его действует. Везде убо нужна есть нам Божия помощь. Обещается же Божия помощь тем, которые верою просят от Него (2:386) (также 4:329, см. ПОМОЩЬ БОЖИЯ , 739). ТЩАНИЕ наше и подвиг противу греха не силен без помощи Божией. Сего ради должно нам тщаться и молиться, да поможет нам Господь в так важном деле. Бог тщащимся и пекущимся помогает, подвизающихся укрепляет и побеждающих венчает (5:225). Помощь в подвиге подается Духом Святым (3:14, см. БОГ , 73).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Кроме метафор и метонимий из тропов нередко встречаются в Псалтири гиперболы (преувеличения предметов сверх естественных границ); таковы, напр., следующие выражения: «Беззакония превзыдоша главу мою» ( Пс. 37:5 ). «Одержаша мя злая, им же несть числа»… «Беззакония моя умножишася паче влас главы моея» ( Пс. 39:13 ). «Бог сокрушит главы врагов своих, верх влас преходящих в прегрешениях своих» ( Пс. 67:22 ). «Умножишася паче влас главы моея ненавидящии меня туне» ( Пс. 68:5 ). «Падет от страны твоея тысяща и тма одесную тебе» ( Пс. 90:7 ) и проч. Фигуры. Нам остается рассмотреть еще обороты речи, известные под именем фигур, каковы суть: 1) обращение; 2) повторение; 3) противоположение; 4) вопрошение и восклицание. Фигуральные обороты речи, отступающие от обыкновенного ее логического течения под влиянием сильно возбужденного чувства и воображения писателя, являются могущественным средством оживления речи. Так, посредством первой указанной нами фигуры, обращаясь к отвлеченному, бездушному предмету, как к одушевленному, – к отсутствующему, как к присутствующему, писатель неодушевленным и отдаленным предметам придает образы и лица, которые восстают пред нашими глазами, как живые; таковы, напр., обращения псалмопевца: «Воскликните Богови вся земля, воспойте и радуйтеся и пойте» ( Пс. 97:4 , Пс. 99:1 ). «Востани, славо моя, востани, псалтирю и гусли: востану рано» ( Пс. 107:3 ). «Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога твоего, Сионе» ( Пс. 147:1 ). «Хвалите Господа солнце и луна, хвалите его вся звезды и свет. Хвалите его небеса небес и вода, яже превыше небес» ( Пс. 148:3–4 ). «Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны: огнь, град, снег, голот, дух бурен, творящая слово его: горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри: зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты»… ( Пс. 148:7–10 ). В фигуре повторения, желая остановить внимание читателя на каком-либо одном предмете, писатель повторяет известное слово. Прекрасный образец применения такого оборота речи представляет, напр., 28-й псалом, который начинается так: «Принесите Господеви сынове Божии, принесите Господеви сыны овни: принесите Господеви славу и честь» ( Пс. 28:1 ), и далее: «Глас Господень на водах: Бог славы возгрем, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии»… и т.п. ( Пс. 28:3–11 ). Очень удачно фигура повторения применяется и в 73 псалме: «Ты утвердил еси силою твоею море: ты стерл еси главы змиев в воде: ты сокрушил еси главу змиеву… Ты расторгл еси источники и потоки: ты изсушил еси реки ифамские. Твой есть день и твоя есть нощь: ты совершил еси зарю и солнце. Ты сотворил еси вся пределы земли: жатву и весну ты создал еси» ( Пс.73:13–17 ). См. также Пс. 56:8–9 , Пс. 66:4–6 , Пс. 116:14–16 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Е.А. Авдеенко Кафизма X Пс.70:10,11             …враги мои говорят обо мне,                         и стерегущие душу мою совещаются вместе,                   Говоря: «Бог оставил его,                         преследуйте и схватите его, ибо нет избавляющего». «Стерегущие» – «они пяты мои стерегут, потому что выжидают душу мою» ( Пс.56 /55:7). «Совещаются» йаац – сказано о «совете нечестивых»; см. Пс.1:1 . «Не столько ужасают демонов будущие вечные муки, сколько увеселяет погибель несчастных людей» (св. Максим Грек ) 385 . Пс.70:13             Да постыдятся и исчезнут противящиеся душе моей,                         да оденутся поношением и позором ищущие зла мне. «Противящиеся» сатан – ср.: «они противятся мне за то, что я [упорно] следовал доброму» ( Пс.38 /37:21). Это враги особой категории: они связаны с «противником» (сатан) всякого «добра». Враги псалмопевца имеют «сатаническую» природу. Пс.71:9             Пред Ним пали пустынники,                         и враги Его прах лизать будут. «Пустынники» цийим – демоны, которые живут в безводных местах ( Мф.12:43 ); им назначено пожирать своего поверженного господина: «Ты сокрушил голову левиафана, дал его в пищу народу пустынников ( Пс.74 /73:14 386 ). «Лизать прах» – не знак унижения человека, но обозначение духовной природы (демонов); ср.: «и будут лизать прах, как змей (нахаш), как ползучие земные содрогаются в укрытиях своих» ( Мих.7:17 ). «Змей» – нахаш , который соблазнил прародителей, проклят «ходить на чреве и есть прах все дни жизни своей» (см. Быт.3:14 ). Отношение к фарисействующим – главная тема Псалма 72 (73). Этот Псалом повествует о том, как верующий человек видит (и смущается тем), что ложно благочестивые стали вождями народа и благоденствуют; верующий просит вразумления; он начинает видеть истинное состояние этих людей; сам изменяется – приходит к непрерывному богообщению. Читаем Псалом 72 целиком. Пс.72:1,2             Псалом Асафа. Подлинно, благ к Израилю Бог –                         к чистым 387 сердцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

55. Тантлевский И. Р. Введение в Пятикнижие. С. 420. 56. Литература по вопросу о происхождении и значении имени YHWH необозрима. См., например: Cross F. Μ. Canaanite Myth and Hebrew Epic. Cambridge, Massachusetts, 1973; Day J. Yahweh and the Gods and Goddesses of Canaan. Journal for the Study of the Old Testament. Supplement series 265. Sheffield, 2000; Hyatt J. P., The Origins of Mosaic Yahwism. — The Teacher " s Yoke. Festschrift H. Trantham. Waco, 1949; Kinyongo J. Origine et signification du nom divin Yahve a la luimiere de recents travaux et de traditions semiticobibliques. — Bonner Biblische Beitra " ge 35. Koln, 1970; Mettinger T. In Search of God. P. 14—49; Miller P. D. The Divine Warrior in Early Israel. Cambridge, Massachusetts, 1973; Moor J. C. de. The Rise of Yahwism. The Roots of Israelite Monotheism. Louvain, 1990. P. 223—260; ParkeTaylor G H. Yahweh: The Divine Name in the Bible. Waterloo, Ontario, 1975; Preuss H. D. Old Testament Theology. Vol. I. P. 139—146, 151—249; Reisel M. The Mysterious Name of Yahweh. Assen, 1967; Thompson Η. Ο. Yahweh. — Anchor Bible Dictionary. T. VI. New York, 1992. P. 1011—1012; Vaux R. de. The Early History of Israel. Philadelphia, 1978; Vaux R. de. The Revelation of the Divine Name YHWH. — Proclamation and Presence. Festschrift G H. Davies. London, 1970. P. 48—75. 57. Исх. 6:2—3. 58. Быт. 4:26. 59. Быт. 8:20. 60. Быт. 15:7. 61. Быт. 15:6. 62. Быт. 12:8; 13:18. 63. Быт. 15:2; 15:8. 64. Быт. 13:4; 21:33. 65. Быт. 32:9. 66. Ср.: Тантлевский И. Р. Введение в Пятикнижие. С. 428—429. 67. Исх. 20:2—6. 68. Ср.: Исх. 34:14 («Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа; потому что имя Его — «ревнитель»; Он — Бог ревнитель»). 69. Исх. 33:18—23; 34:4—8. 70. Об этом понятии см.: Stein В. Der Begriff Kebod Jahweh und seine Bedeutung fur die alttestamentliche Gotteserkenntnis. Emsdetten, 1939. 71. Hex. 16:7—10. 72. Hex. 24:15—17. 73. Hex. 40:34—35. 74. Лев. 16:13. 75. 1 Цар. 4:21—22. 76. 2 Цар. 6:2. Имя встречается в Ветхом Завете 279 раз, из них 206 раз в сочетании с именем Яхве ( ). См.: Jacob E. Theology of the Old Testament. Translated by A. W. Heathcote and Ph. J. Allcock. London, 1958. P. 54; KoehlerL. Old Testament Theology. P. 49. Подробнее об этом имени Божием см. в: Mettinger Т. N. D. In Search of God. P. 123—157.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

369 Jewett R., Kotansky R.D. & Epp, E.J. Romans: A commentary... P. 143, с цит. из Светония (Galb. 14.1) о том, что некий демон вёл воинов κ προδοσας ες προδοσαν «от предательства к предательству», и со ссылками: Charles L.Q. «From Faith to Faith: A Fresh Examination of the Prepositional Serias in Romans 1:17», Novum Testamentum 45.1 (2003) 6–7; Fridrichsen A. «Aus Glauben zu Glauben, Rom 1,17 », Walter Bauer Gottingensi viro de Novi Testamenti philologi optime merito sacrum, Coniectenea biblica, New Testament Series 12 (Lund: Gleerup, 1948), 54. 370 Cranfield С.Е.В. A. Critical and Exegetical Commentary... Vol. I. P. 99–100. Шрейнер (Romans... P. 72) называет сторонников этой интерпретации: Schlatter, 1995, Ziesler 1989, Moo, 1991, Byrne 1996. Ср. Кеземан: «В смысле sola fide фраза эмфатически вводит „сплошную непрерывность“ (Фридрихсен), или, лучше, „измерение нового мира“ (Штульмахер, подобным образом Михель, Гауглер): откровение Божией праведности, так как оно связано с Евангелием, всегда имеет место только в сфере веры» (Käsamann Е. Commentary on Romans... P. 31). Подобно и Байрн, который перефразирует так: «Это сплошная вера, вера от начала до конца (It is faith through and through, faith from baginning to and)» (Byrne B. Romans... P. 54). 372 Jewett R., Kotansky R.D. & Epp, E.J. Romans: A commentary... P. 145, со ссылками: Emerton J.A. «The Textual and Linguistic Problems of Habakkuk 2:4–5», Journal, of Theological Studies 28 (1977) 10; Gerald Janzen J. «Habakkuk 2:2–4 in the Light of Recent Philological Advances», Harvard Theological Review 73 (1980) 62, 70–76. 373 Его важность для позднего иудаизма подтверждается отрывком из Вавилонского Талмуда (Маккот 23b): рабби Симлай (около 250 г. после P.X.) сказал, что 613 полученных Моисеем заповедей резюмированы Давидом в 11 ( Пс.14 ), Исаией в 6 ( Ис.33:15–16 ), Михеем в 3 ( Мих.6:8 ), опять Исаией в 2 ( Ис.56:1 ), наконец, Амосом в 1 ( Ам.5:4 ), но рабби Нахман бен Ицхак (около 350 г.) заменил Ам.5:4 на Авв.2:4 (см. Cranfield С.Е. В. A Critical and Exegetical Commentary... Vol. I. P. 101). Любопытно толкование Abb. 2:4 в кумранском пешарим (комментарии): «(это относится) к исполняющим Закон в доме Иехуды, которых Бог спасёт от Дома суда за их страдания и веру в Учителя праведности ( ) (QpH 8:1–3; перевод И.Д. Амусина в: Тексты Кумрана. Вып. 1. М., 1971. С. 155). Интересно (как замечает Шрейнер. Р. 73. 20), что Павел в Рим. и Гал., автор Послания к Евреям и кумранский автор комментария к Аввакуму, в отличие от LXX и в согласии с евр. масоретским текстом, отнесли веру-верность в Авв.2:4 к человеку, тогда как Септуагинта относит её к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Океан, окружающий землю. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. IX в. (ГИМ. Греч. 129д. Л. 133) Океан, окружающий землю. Миниатюра из Хлудовской Псалтири. IX в. (ГИМ. Греч. 129д. Л. 133) В рассказе бытописателя о сотворении мира земля и жизнь на ней появляются лишь после того, как по Божественному повелению В. первобытной бездны разделяется «твердью» (небом) (Быт 1. 1, 6-7; ср.: Быт 7. 11; 8. 2; Пс 89. 10-11; 93. 3-4; 104. 2-9; Иов 38. 4-11; Быт 49. 25; Втор 33. 13; ср.: подземные воды из Притч 3. 20; Еккл 1. 7; Ам 7. 4), а оставшаяся под небом В., собираясь в моря, уступает место суше (Быт 1. 9). В содержащихся в ВЗ толкованиях этого рассказа воспевается величие Творца, утвердившего землю посреди В. (Пс 135. 6), проведшего «круговую черту по лицу бездны», укрепившего «источники бездны», давшего морю «устав, чтобы воды не переступали пределов его» (Притч 8. 27-29), завязавшего «воду в одежду» (Притч 30. 4). В. бездны как хаотическая стихия, противоположная упорядоченности тварного мироздания, подчинена власти Творца и используется Им в качестве орудия суда над отступившим от Него творением. Для псалмопевца бездна (евр.    ) и суд Божий (евр.  ) - равнозначные понятия (Пс 35. 7). Орудием суда Божия над человечеством, в к-ром умножился грех, становится В. потопа, когда по Божественному замыслу «разверзлись все источники великой бездны и окна небесные отворились» (Быт 7. 11). В повествованиях о потопе В. предстает как стихия, уничтожающая творение, несущая смерть всему живому, но в то же время подвластная Создателю (ср.: Быт 7. 21-23 и 8. 1-2). В рассказе об Исходе евреев из Египта Бог как Владыка несущей гибель водной бездны спасает Свой народ от преследователей, ограждая его от В. Чермного м. и затем обрушивая ее на преследователей (Исх 15. 21; 15. 1-18; 14. 21в; 27; 14. 16б, 22). Воспоминание об этом событии неоднократно возникает в ВЗ (см.: Пс 77. 16, 19-20; 78. 13; 106. 9-11; 135. 13 слл.; Ис 51. 10; 63. 12; Неем 9. 11 и др.) в разных интерпретациях: В. Чермного м. предстает как противостоящая Богу стихия - Бог угрожает Чермному м. (Пс 105. 9), «запрещает» ему (Наум 1. 4), море «бежит» от Него (Пс 114. 3, 5). Спасение у Чермного м. иногда изображается в сцене борьбы с драконом, символизирующей охваченное силами хаоса изначальное творение (Ис 51. 9-10; Пс 73. 13-14). Сходные представления о В. отражены в предании о переходе народа Израиля через Иордан, перед вторжением в Ханаан (Нав 4. 23; 3. 8, 16; 4. 18; ср.: Пс 114. 3, 5), и в рассказе о прор. Илии , разделившем Иордан (4 Цар 2. 8).

http://pravenc.ru/text/155055.html

Чт., 1846, ч. 1), Иеронима (ad Evang. presb.) и Деяний вселенских соборов (Казань. 1875, т. VII, стр. 484). 1484 Ibidem, fg. 1 (p. 58–9); 2 (p. 62); 3 (p. XIII–XIV); 3 3 (p. 64); 10 (p. 69); 14 (p. 71–72); 17 (p. 73–4); Hom. Christ., c. XXVIII (p. 50). 1485 Ibidem, fg. 1 (p. 58–9); 2 (p. 62); 3 (p. XIII–XIV); 3 3 (p. 64); 13 (p. 70–1); 39 (p. 81). 1487 Под ними мы разумеем: 1, то, что между сохранившимися Eusmamhiana’мu только «Диагностик» является в полном смысле экзегетическим произведением и 2) то, что полемический, в отношении к александрийцу, характер произведения создает такое положение вещей, в силу которого в «Диагностике» резче, чем где-либо, обнаруживаются черты, свойственные антиохийской школе. 1489 Ориген , пишет св. Евстафий, «когда беседовал о многострадальном Иове, вместо того, чтобы выразить удивление (его) терпению, восхвалить страдании, прославить подвиг, воздать хвалу вере, представить (в лице Иова) пример твердости духа, побудить чрез то новоначальных (νεολκτους) к добродетели, благодушием и устойчивостью настроения (того) вооружить подвижников (на то, чтобы) стойко переносить страдания за благочестие, оставивши того (Иова), легкомысленно обратившись к именам (его) дочерей, по старушечьи проводил время… А относительно Лазаря когда пишет, вместо того, чтобы прославить величие дела Христа и чрез это ясно показать, что Бог есть самовластно призвавший к Себе смердящего мертвеца из могилы и произнесением слова одушевивший (его) вздувшееся тело, ничего относительно этого не говорит, Лазаря же, друга Господа, Которого по справедливости Он любил за добродетель, в больного и мертвого грехами возвел, говоря иносказательно (De engastr., с. XXI, S. 59). Заметим, что собственная гомилия Евстафиева (ες τ δεπνον Λαζρου) представляет лишь раскрытие этих его теоретических соображений о нормальном modus’e речи о Лазаре. 1498 Как мы уже говорили ранее (см. выше), причину отсутствия в Библии родословия Мельхиседека Евстафий видит в его хананейском происхождении. К этому антиохийский епископ заключает от соседства Мельхиседека содомлянам и обитателю Дубравы Мамврийской (см. ркп. Син. библ. 28 (f. 187) и 38 (f. 32). Утверждать же последнее, если и можно, то почти исключительно на основании текста Быт.14 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010