Спасские ворота несомненно существуют с самого построения Кремлевской стены, которая дважды была деревянной, а при Иоанне III в 1491 году сделана была каменная. Эти ворота по началу носили название Фроловских, в виду близлежащей около них Фроло-Лаврской церкви. В первоначальном своем виде Фроловские ворота представляли четырехугольное здание, с узкими в два ряда окнами, верх здания был шатровым, покрытый четырехскатною крышею с вышкою, на которой висел колокол, с четырьмя фронтонами, которые увенчивались Московским гербом. Этот герб до Uoahha III представлял всадника на коне, поражающего копьем дракона (изображение Св. Георгия Победоносца). Иоанн III заменил этот герб двуглавым орлом (Византийским), а прежний велел поставить сначала на Красной площади на видном месте, а потом, когда здесь был выстроен храм в честь Св. Георгия Победоносца, прежний герб послужил здесь храмовой иконой (он был высечен на камне). По упразднении сего храма, герб был перенесен в Вознесенский монастырь и поставлен в церкви Св. Михаила Малеина, где он находится и доселе. При Царе Михаиле Феодоровиче в 1626 г. мастером Христофором Головеем Фроловские ворота были переделаны, им был придан пирамидальный вид. Впоследствии они еще несколько раз исправлялись, ремонтировались, но общий вид их и доселе остается пирамидальным. В это же время поставлены были новые часы, которые правда и раньше существовали, но эти часы были особенные. О них мы находим свидетельство у одного путешественника барона Августина, который говорил, что эти часы большой величины, колокол их разносил звон на 10 верст, а время на них показывается от восхождения солнца до захода, т. е. в течение всего дня и при этом не стрелкою, а солнечным кругом, луч которого на циферблате показывает час. Эти древние часы потом были сменены Петром Великим, который выписал из Голландии новые часы со стрелками, за которые заплатил 42000 руб. Они имеют до 30 колоколов и 4 раза играют пьесы в 12 и 6 „Коль славен наш», а 3 и 9 ч. Преображенский марш. Эти часы существуют и доселе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Обычай молитвенного освящения этих именно часов в христианской Церкви очень древнего происхождения и установился под влиянием ветхозаветного правила трижды в течение дня совершать в храме моление для принесения жертв – утренней, дневной и вечерней, а также слов Псалмопевца о прославлении Бога «в вечер, заутра и полудне» ( Пс. 54:18 ). Влияние Церкви Ветхозаветной особенно сказалось на службах, именуемых часами. Действительно, часы 3-й, 6-й и 9-й освящались молитвою уже в Апостольское время ( Деян. 2:3  и 15, 10:9 и 3:1). И такое молитвенное почитание этих часов с течением времени усилилось, коль скоро были приняты во внимание и священные новозаветные происшествия в эти часы. Именно: в 3 час – сошествие Св. Духа на Апостолов, в 6 час – Страдания Иисуса Христа в 9 час – Его Крестная смерть. Но кроме этих часов уже в первые века христианства освящались молитвою и другие часы дня и ночи – утренний, затем вечерний час «при заходе солнца», и ночной «при пении петухов». Правда, в период гонений молитва в эти часы была только частною, домашнею и краткою, состоящею из чтения псалмов и иногда одной только молитвы: «Отче наш». Общественная торжественная молитва во время гонений (во II и III веке) совершалась в воскресные дни утром и вечером. Но с течением времени, после прекращения гонений, домашние, частные молитвы, приуроченные к отдельным моментам дня и ночи, превратились в общественные повседневные службы. Однако, если при установлении сроков общественных повседневных служб усматривается некоторое влияние Церкви ветхозаветной, то при определении богослужебного содержания их православная Церковь руководствовалась воспоминаниями о христианских событиях, совершавшихся в эти часы. Поэтому во время повседневных служб читаются и поются не одни ветхозаветные псалмы, но, кроме того, молитвы и песнопения христианского происхождения, в которых говорится о воспоминаемых на часах событиях и которыми Церковь придала этим службам вполне христианский смысл и значение. 49. Священные события в повседневных службах

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Эти четыре часа (1,3,6, и 9) читаются в храме круглый год, но в особых случаях Церковь использует и другие службы, которые тоже называются часами. Во время Великого поста к обычным часам добавляются тексты кафизм ( Псалтырь разделена на 20 примерно равных частей для удобства использования за богослужением. Кафизмой называют одну из таких частей) великопостный тропари, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и владыка живота моего» и чтение Ветхого Завета (паремии из книги пророка Исаии) на шестом часе. Такие расширенные часы называются «великопостными». Нам осталось рассказать о Великих (царских) часах, которые совершаются три раза в год – накануне Рождества Христова и Богоявления Господня, а также в страстную пятницу. В них входят все обычные часы подряд (с 1 по 9), к которым добавляются чтения из Ветхого Завета, Евангелия и Апостола, а также особые тропари. Название «царские» распространено только в России. Наша богослужебная традиция была взята из Византийской империи, На этих торжественных часах должен был присутствовать сам император. Византийские правители и русские цари оставляли все другие дела и спешили в храм. В память об этом и чтобы подчеркнуть особую торжественность этих богослужений на Руси, а затем и в России и стали пользоваться названием «царские часы». Есть и еще один вид этого богослужения – Пасхальные часы, которые на Светлой седмице не только поются в храмах вместо обычных часов, но и заменяют для верующих утреннее и вечернее правило. Они очень короткие. Состоят из пасхального тропаря, песнопения «Воскресение Христово видевше», пасхального кондака и еще нескольких тропарей и молитв. Никаких псалмов, почти никакого чтения. Только радостные песнопения в честь Спасителя. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Марина 3 марта 2020, 07:34 Огромное спасибо за информацию!!!!! Спаси Вас Господи! Помоги Вам Боже в Ваших делах! надежда 20 февраля 2019, 14:23 Все очень понятно. Мне Вы помогли. Слава Богу! Наталья Орлова 30 января 2019, 00:09 Спасибо! Все понятно и доступно объяснили. Спасибо за ваш труд.

http://pravoslavie.ru/77820.html

Жизнь показывает, что некоторые службы – как Рождество, Крещение, Страстная – мы нередко путаем: поэтому я и пишу здесь об уставе. Если Рождество случится в понедельник или воскресенье, то царские часы справляются в предшествующую пятницу. Сначала священник, облачившись в фелонь (а архиерей – в мантию и малый омофор с клобуком), выносит на середину Евангелие и полагает на аналой. Потом начинает часы обычным возгласом: «Благословен Бог…» Если где есть диакон, – возглашает прежде: «Благослови, владыко». Чтец читает часы. Церковник заранее заготовляет кадило и угли на все время часов. Обычно после «Приидите, поклонимся…» начинается каждение: вокруг Евангелия, потом алтарь, иконостас, настоятеля, клиросы, людей и весь храм, опять иконостас, настоятеля, Евангелие с одной передней стороны. Тропарь предпразднства – петь, а не читать; ибо царские часы – служба торжественная. Прочие тропари часов также поются. Затем паримии, Апостол и Евангелие. Во время Апостола каждения нет, хотя бы был и диакон: не положено в уставе. На 3-м и 6-м часе каждение совершается только вокруг Евангелия, пред иконостасом и – предстоящих; но ни алтарь, ни храм не кадятся. А на 9-м часе так же кадит, как и на 1-м. По прочтении Евангелия – оно уносится в алтарь; и царские врата, доселе все время открытые, затворяются. В конце изобразительных – разница: если в этот день не бывает литургия (когда Рождество в понедельник и воскресенье), тогда после «Всесвятая Троице…» поется трижды «Буди имя Господне…»; затем читается «Слава, и ныне» и псалом 33-й: «Благословлю Господа…» Если же в тот же день будет литургия, то после «Всесвятая Троице…»: Диакон: «Премудрость». Лик: «Достойно есть» (половину). Священник: «Пресвятая Богородице…» Лик: «Честнейшую…» И отпуст обычный (а не рождественский), и многолетствование. Если же Рождество случится в другие дни, то есть кроме воскресенья и понедельника, то царские часы служатся накануне праздника; и тогда они начинаются ранее, – можно в 8 часов утра (по уставу: «в начале втораго», то есть в начале 8-го утра). Если Рождество в воскресенье или понедельник, то в пятницу после царских часов ничего не служат до самой вечерни: литургии не бывает. Если же Рождество в другие дни, то будет литургия накануне (в навечерие праздника).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

«Написовашеся иногда со старцем Иосифом яко от Семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное рождение: наста же время Рождества, и место ни единоже бе обиталищу: но якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. Христос раждается, прежде падший воскресити образ». Русский перевод: «Однажды отметилась в переписи со старцем Иосифом, как происходящая от семени Давида, в Вифлееме Мария, имеющая во чреве бессеменно зачатый плод. Настало же время рождения, и не было нигде им места для пристанища, но как красная палата, явилась Царице пещера. Христос рождается, дабы воскресить прежде падший образ (Адамов)» Особенное место в богослужении сочельника занимают так называемые великие, или «царские», часы (часы навечерия). Они не присоединяются к другим службам, как обычно (1-й час к утрени, 3-й и 6-й перед Литургией, 9-й перед вечерней), а составляют специальную отдельную службу. В большинстве случаев они вычитываются и отчасти выпеваются рано поутру в день сочельника перед совершением Литургии Василия Великого. Но бывает и иной ход службы, случающийся примерно раз в 5-6 лет, когда сочельник совпадает с субботой или воскресеньем. Поскольку субботние и воскресные дни в Церкви выделяются среди прочих, и они по своему характеру не постные, а праздничные, тогда как день сочельника самый строгий в постном отношении, а богослужение его напоминает отчасти Великий Пяток страстной седмицы, то в случае совпадения последнего дня перед Рождеством с субботой или воскресеньем часы навечерия Рождества переносятся на пятницу, и в этот день Литургия не совершается вообще. Тогда в субботу (или воскресенье) сочельника поутру служится обычная Литургия (Иоанна Златоуста), предваряемая простыми часами (3-м и 6-м). Часы навечерия называются великими или царскими, в виду их исключительной непохожести на обычные и торжественности их совершения ( в Византии на таких службах могли присутствовать императоры). В службу каждого часа входят по 3 псалма, которые не меняются (1-й час: пс. 5, 89, 100; 3-й час: пс. 16, 24, 50; 6-й час: пс. 53, 54, 90; 9-й час: пс. 83, 84, 85). Но в данном богослужении остается только один обычный псалом, а два другие заменяются на мессианские, пророческие: 44 и 45 на 1-м часе, 66 и 86 на 3-м часе, 71 и 131 на 6-м, 109 и 110 на 9-м. Затем следуют специальные рождественские песнопения (стихиры), после чего читается сначала пророчество из Ветхого Завета (паримия), затем отрывок из апостольского послания и из Евангелия.

http://pravmir.ru/predprazdnuem-lyudie-x...

Сейчас некоторые люди пытаются пересмотреть традиции последних веков, и им кажется, что раз Литургия Преждеосвященных Даров служится после вечерни, то надо служить ее вечером. Но при этом не учитывают ни духовного состояния верующих, ни упадка веры последнего времени. Если начинать Литургию Преждеосвященных Даров после 18 часов, то человек может успеть на нее после работы, на работе он может пообедать часов в 12 и причаститься вечером. То есть всюду успеть: и поработать, и поесть, и причаститься, пусть последнее и произойдет на бегу после суеты рабочего дня. Получается, причаститься просто для того, чтобы причаститься. Но – духовная польза, действенность причастия определяется и тем, как ты причастился. Ранее, Причастие относили к вечеру, чтобы подготовиться к нему еще более строгим пощением. А мы имеем другой результат – Причащение между обедом и ужином в суете. Церковь нисходила к немощам людей и давала им Причастие и в пост, а тут просто удовлетворяется потребность некоторых людей причащаться всегда и без подготовки. Мне со своей совсем маленькой колокольни видится разумным практику вечернего причащения поддерживать в монастырях, это будет и для духовной пользы монашествующих и для мирян, ищущих большего подвига. Кто желает причаститься вечером, может пойти в монастырь и причаститься вечером. И разрешатся всякие уставные сложности. Когда, например, читать великопостные часы? Странно их совершать вечером. В.Розанов считает возможными две схемы совершения богослужения ( Розанов В. Богослужебный устав Православной Церкви. М., 1998, с. 430-431). В одном собрании, то есть все богослужения вместе, начиная с третьего часа (9 час по нашему времени). И в двух собраниях, то есть 3, 6, 9 часы, изобразительные вместе, а затем позже, как говорит устав в «вечерний час» Литургию Преждеосвященных Даров. Это богослужение должно начинаться в 15 часов по нашему времени. В монастыре же часы могут прочитываться, когда подобает, затем совершаться обедница или изобразительны, а вечером будет Литургия. А иначе трудно себе представить батюшку, обремененного многими заботами по храму и своей семьёй, который бы приезжал утром в храм, служил бы часы, ждал вечера и совершал Литургию, при этом держа по возможности совершенный пост.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/23/po...

21.30. Всенощное бдение. 00.00. Исповедь. Часы. Литургия. Храм Спаса Нерукотворного Образа в Гирееве (Перове), просп. Федеративный, 17. 23.30. Всенощное бдение с акафистом, исповедь, часы, литургия, водосвятный молебен Зачатьевский монастырь, 2-й Зачатьевский пер., 2 19.30. Новогодний молебен 00.00. Божественная Литургия (ночная) Храм Илии Пророка в Китай-городе, Ул. Ильинка, 3/8, стр. 2. 23:15. Полунощница 00:00. Утреня (полиелей), Часы. 02:00. Литургия Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках, ул. Сретенка, 3/27 Молебен на Новолетие. 17-00 Храм святителя Филиппа в Мещанской слободе, ул. Гиляровского, д. 35 16.00. Вечерня. Новогодний молебен. Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе, 2-й Крестовский пер., 17. 17.00. Вечерня, утреня,Новогодний молебен Храм Богоявления бывшего Богоявленского монастыря, Богоявленский пр., 2/6, стр. 4 19.00. Новогодний молебен Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы, ул. Таганская, д. 58 16.45. Вседневная, Новогодний молебен. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе, Новоясеневский пр-т, 42 17:00. Всенощное бдение. Праздничный новогодний молебен (по окончании). 00-00 Литургия Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке, 1-й Тружеников переулок, 8. 18.00. Молебен на Новый год 23.30. Исповедь Храм Живоначальной Троицы в Хохлах, Хохловский пер., дом 12 24.00. Вечерня. Утреня. Божественная Литургия. Храм святой блаженной Матроны Московской в Дмитровском, ул.Софьи Ковалевской, вл.14а 19:00. Новогодний молебен. Патриаршее подворье Свято-Успенского Старицкого монастыря, храм Свт. Иова Патриарха Московского и всея Руси, Можайское шоссе вл. 54. 18.00. Молебен перед началом Нового года. Храм Казанской Песчанской иконы Божией Матери в Измайлово, 9-я Парковая, д. 4а. 17.00. Новогодний молебен. 1 января — 11-00 новогодний молебен Храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, Крапивенский пер., 4, стр. 2. 15:00. Новогодний молебен. 23:00. Исповедь. 00:00. Часы, Литургия. Храм Иоанна Воина на Якиманке, ул.Б.Якиманка, д.46.

http://pravmir.ru/gde-pomolitsya-v-novog...

В Переславскую семинарию ученики принимались Переславскою Кафедральною Конторою, которая присылала ведомость о принятых учениках в училищный Данилов монастырь. Поступали в семинарию ученики из уездов тех городов, которые принадлежали к Переславской епархии, именно: из Переславского, Волоколамского, Дмитровского, Можайского, Верейского, Рузского. Принимались в Семинарию ученики от 10 до 15 лет; способные ученики были передаваемы в следующий высший класс, а не совсем успешные были оставляемы в том же классе, и просиживали в одном классе до 7 лет, имея от роду до 27 лет. Из безнадёжных учеников одни помещаемы были в архиерейские певчие, другие же, имеющие свыше 20 лет, не допускаемы были более продолжать дальнейшее учение, и обучались только исправному церковному и гражданскому чтению, нотному пению и церковному уставу, чтобы они с пользою могли занять хотя дьяческие и пономарские места. Такие ученики все содержались на своём коште. Третьи, наконец, были вовсе исключаемы из семинарии 15 . 5. Учебная часть. Предметы, часы учебные и руководства Предметы Предметы, преподаваемые в Переславской семинарии, очень ясно обозначают самые школы. Так, в русской школе ученики учились читать часослов и псалтырь и писать по-русски. В фаре (от far всякое зерно, из которого делается мука) учились склонять и спрягать по-русски и по латыни, и писать под диктовку. В грамматике учили грамматику и делали латинские задачи. В пиитике учились сочинять периоды и писать стихи русские и латинские. Наконец, в риторике преподавалась риторика, а по указу Консистории 1757 года в этом классе велено преподавать древнюю и новую географию и историю, и самонужнейшие трактаты богословия. Часы учебные В указе Консистории от 1757 года определены и часы для учебных занятий, 16 именно: поутру часы: 8, 9 и 10; после обеда 2, 3 и 4; вечером один час ученики обучались партесному пению; в рекреациальные дни (под коими разумелись все неучебные дни) обучались ученики истории и географии. Учебные руководства Из бумаг монастырских не видно, по каким руководствам учились ученики богословию, философии, риторике, пиитике и грамматике. Что же касается до предметов истории и географии, то в руководство для географии назначена была «Историческая Целляриева География» и схоластический атлас, а для истории «Mellificium historicum». 6. Содержание учителей и учеников

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Сказанное о часах Рождества Христова должно всецело перенести и на часы Богоявления, или Светов. Обычно последование 12-ти тропарей Богоявления, с чтениями, совершалось на 3-м часе все сряду, в порядке рождественской службы. Когда же канун Богоявления совпадал с субботой или воскресеньем и служба часов отменялась, тропари распределялись между вечерней и утреней; при чем шесть из них приходилось на вечерню, а пять – на утреню. Тропарь «Ужас бе видети» опускался. В составе тропарей и в их распорядке нет никаких отличий от нынешнего чина. Часы 1-й и 3-й и в остальном не представляют особенностей. На 6-м и 9-м часах положены иные прокимны: на 6-м – «Глас Господень на водах» ( Псал. 28:3 ), стих: «Принесите Господеви, сынове Божии» ( Пс. 28:1 ); на 9-м – «Блажени, ихже оставишася беззакония» ( Пс. 31:1 ), стих: «Блажен муж, емуже не вменит Господь греха» ( Пс. 31:2 ). Кроме того, на 6-м часе читается иной апостол ( 2Тим. 4:5–8 : «Чадо Т., трезвися о всем»), а на 9-м – иная паремия (Исаии 55:1–13; теперь 2-я на водоосвящении) и иное евангелие ( Лук. 3:1–22 : «В пятоенадесяте лето»). Тропарь предпразднства: «Готовися, Завулоне» 306 . Этим и исчерпываются все особенности богоявленских часов. Следует предполагать, что отмеченное в Евергетидском Типиконе перемещение состава царских часов на службу вечерни и утрени произошло не случайно и не допущено из одной лишь прихоти составителя устава, а имеет под собой историческую почву и основывается на данных церковно-богослужебной практики. До нас дошло много памятников, которые совсем не упоминают о службе часов в навечерие Рождества и Богоявления. Евергетидский Типикон наглядно показывает, где в таких случаях следует искать соответствующие молитвословия. Пользуясь его указанием, мы, действительно, почти всегда находим, если не все, то, по крайней мере, большую часть этих молитвословий. Очевидно, некоторые уставы со слабо развитой, а то и совершепно неразвитой часовой практикой, – каким является, например, древний устав Великой константинопольской церкви, – первоначально не совершали царских часов, как особого самостоятельного последования, и приурочивали соответствующие тропари и чтения к иным службам суточного круга. Но впоследствии, под влиянием палестино-саввинского монастырского устава с прочно сложившейся часовой системой, и остальные уставы стали постепенно выделять последование 12-ти тропарей в особую службу, приурочивая ее, по примеру палестинских монастырей, к часамъ. Конечно, прежде всего это сделали монастырские уставы. Так поступил и устав Евергетидского монастыря. Однако по временам давала себя сильно чувствовать и своя поместная практика. Уступая силе традиции, Евергетидский монастырь и колеблется, приурочивая пение 12-ти тропарей-стихир Рождества и Богоявления то к часам, то к вечерне и утрене... 3. Песненный чин

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

В состав общественного богослужения входят троякого рода молитвословия, песнопения и чтения: одни посвящены Церковью событиям, приуроченным к определенным часам суток, другие – к дням седмицы, третьи – к дням года. Поэтому церковные богослужения подразделяются на суточные, или дневные, седмичные и годичные. Совокупность каждого вида служб составляет так называемый круг. Круг суточных служб совершается в течение суток и затем повторяется снова. Так же седмичный и годичный круги. Существенное отличие всех служб может быть выражено следующим образом: службы суточные неизменны и составляют основание общественного богослужения, седмичные изменяются в своих молитвословиях, песнопениях и чтениях по дням седмицы, а годичные – по дням года в зависимости от воспоминаний, которые Православная Церковь усваивает каждому дню седмицы и года. Все службы совершаются не отдельно одна от другой, а вместе: к службам суточного круга присоединяются службы седмичные и годичные. Поэтому в одной и той же службе бывают молитвословия, песнопения и чтения, относящиеся к священным воспоминаниям, связанным с известными часами дня, днями седмицы и года. ДЕЛЕНИЕ СУТОЧНОГО ВРЕМЕНИ 1. По Священному Писанию Ночь (части ночи) День (части дня) 1-я стража Вечер            2-я стража Полночь            3-я      стража      Петлоглашение (пение петуха)      4-я      стража      Утро            1-й      час            3-й      час            6-й      час            9-й      час       2. По Типикону (византийское) Ночь (часы) День (часы)      1 2 3            4 5 6            7 8 9            10 11 12            1 2 3            4 5 6            7 8 9            10 11 12       3. Соответствие Типикона современному счету После полудня (2-я, вечерняя, половина суток) После полуночи Раннее утро Позднее утро После полудня (1-я, дневная, половина суток)      7 8 9            10 11 12            1 2 3            4 5 6            7 8 9            10 11 12            1 2 3            4 5 6       Имеется девять видов церковных служб: 9-й час, вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й час, 3-й час, 6-й час и Божественная литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010