Темой вторника являются как раз две притчи, которые читаются на вечерне. Это притча “О десяти девах” и “О талантах”. Они имеют, как видите, эсхатологическую направленность, они про конец мира. Ну, а тема среды, я уже тоже сказал — это Иуда предатель с одной стороны, и с другой стороны вот эта грешная женщина, которая возлила миро. Два персонажа. Еще скажу несколько слов. Распорядок дня. Какой распорядок в понедельник, вторник и среду, я бы сказал постный распорядок. На что он рассчитан? Во-первых, рассчитан на одну трапезу. Постный распорядок всегда такой, что имеет ввиду, что все в этот день будут есть один раз, а именно вечером. Вечером, когда солнце уже будет заходить, вот это называется постный день. Службы такие :утреня, часы (1-й,3-й,6-й,9-й), изобразительные (изобразительные -- это такая коротенькая служба, довесочек к часам, потому, что всегда к ним примыкает), и последняя самая главная вечерня, которая перетекает в Литургию Преждеосвященных Даров. Вот такой распорядок дня. И последняя служба, которая должна быть уже после ужина, она называется повечерие. Утреня рассчитана на то, что будет служиться очень рано, когда еще темно, это такая очень ранняя служба. Часы должны быть распределены по часам дня. Вечерня где-то в 3-4 вечера может быть по нашему с Литургией Преждеосвященных Даров, потом ужин, как раз к закату близко, и уже перед сном великое повечерие. Вот так должно быть по замыслу. Видите, да? Службы дня рассчитаны на одну трапезу и вот так они весь день собой заполняют. Как на практике? Ну, мы частично сказали, что происходит. Утреню служат накануне вечером, ну такой есть у нас с 19-го века, между прочим не раньше, только в 19 веке на Руси возник и распространился этот, не самый удачно, но наверно неизбежный обычай служить утреню с вечера. До 19-го века этого не было. Утреню служат всегда с вечера накануне с первым часом вместе (первый час всегда к утрене присоединяется), сам день в первую половину дня сначала читают часы все подряд без перерыва (3-й, 6-й, 9-й и изобразительные) и сразу после них начинается вечерня, которая перетекает в Литургию Преждеосвященных Даров.

http://predanie.ru/book/216458-v-pomosch...

Внешняя форма продолжает существовать, но попробуйте предложить на таком приходе: «А давайте как греки? Зачем нам вообще читать эти Часы, когда их никто не слушает?» Боже упаси! По уставу положено вычитать Часы! Настаивают на внешней форме: потому что как же без этого, когда это положено! Но идея суточных служб заключается в том, чтобы нас волновало это ежедневное переживание, интернализация памяти о страстях Христовых, или о Пятидесятнице (в 3-й Час), чтобы мы наше время могли соединить с Его временем. Евангелие нам указывает, что 3-й час – это не о страстях, а о сошествии Святого Духа на апостолов. Мы знаем по второй главе Деяний святых апостолов (2:15), что это было в 3-й час дня по солнечным часам, это примерно 9 часов утра. Так что эти службы существуют ради того, чтобы как-то слить нашу ежедневную жизнь с актуализацией, живым воспоминанием этого события и сделать его частью своего организма, своего ощущения, приблизить себя к этим событиям. А 6-й час, конечно, это час распятия, и 9-й час по нашей системе, которая не очень функционирует, где-то перед вечерней. Это пример того, что внешняя форма существует, но ее назначение не исполняется, не функционирует, так что получается некоторый вакуум, потому что данная богослужебная система не доходит до наших сердец. Но каким-то образом мы имеем нужду в этом, в том, чтобы “вспоминать” эти центральные моменты из истории спасения. Мы имеем нужду, например, Великим Постом пережить и приготовиться к памяти о Страстях Христовых. И это органически всё-таки происходит, но это не происходит из-за синодального указа, народ находит способ приготовить себя. У нас в местной церкви есть (не уставная) “Пассия”. В связи с этим возникает целый ряд вопросов. Ведь вот есть Великая Пятница, и есть очень торжественные Великопостные Часы, по уставу. Но все любят эту не уставную службу, Пассию. Она нам как-то более понятна, и мы, в любом случае, чувствуем в ней нужду. Я хочу, чтобы вы правильно меня поняли, я не критикую, я не считаю, что надо Пассию отменить.

http://pravmir.ru/sovremennyiy-krizis-li...

Кандидатская диссертация студента Петроградской Духовной Академии В. С. Веревкина Содержание От составителей От издательства Вступительное слово митрополита Германа Предисловие ко второму изданию Глава 1. «Добротолюбие» – фундаментальный источник учения о молитве 1.1. Введение 1.2. История создания «Добротолюбия» 1.3. «Добротолюбие» – сборник, ярко живописующий неизреченную красоту жизни во Христе 1.4. Всестороннее рассмотрение молитвы на страницах «Добротолюбия» Глава 2. Сущность молитвы и многообразие ее видов 2.1. Определения, данные молитве святыми отцами 2.2. Божественное установление молитвы 2.3. Многообразие видов молитвы 2.4. Общедоступная молитва устами Глава 3. Первая степень молитвы – молитва устами 3.1. Борьба с помыслами во время молитвы 3.2. Молитвенное правило, его разнообразие, цель и значение 3.3. Плоды надлежащим образом исполняемого правила. Повесть о юноше Георгии 3.4. Молитвы утренние и вечерние и их значение 3.5. Благие плоды молитвы в ночные часы 3.6. Осенение молитвой всякого дела 3.7. Молитва в посты и праздники 3.8. Молитва в храме 3.9. Молитва в тихой и несветлой келлии 3.10. Плоды домашней и церковной молитвы 3.11. Почитание икон, святого креста и святых мощей 3.12. Значение крестного знамения и земных поклонов Глава 4. Вторая степень молитвы – молитва сердечная 4.1. Первый признак второй степени молитвы – участие внимания и ума 4.2. Второй признак – участие сердца 4.3. Смирение, радость, благоговение – дары второй степени молитвы Глава 5. Третья степень молитвы – молитва благодатная, или духовная 5.1. Третья степень молитвы как неизреченное действие благодати Святого Духа в смиренном сердце 5.2. Возможность отсутствия внешних приемов при третьей степени молитвы 5.3. Три вида духовной молитвы 5.4. Духовная молитва – плод пламенной сердечной молитвы Глава 6. Молитва Иисусова, или умная молитва 6.1. Происхождение молитвы Иисусовой и глубина ее содержания 6.2. Краткость – необходимое условие умной молитвы 6.3. Формы и виды произношения молитвы Иисусовой 6.4.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Некоторые из суточных служб можно всецело отнести к l2-muncaлмhым последованиям, другие – лишь отчасти, иные, наконец, допускают только самое отдаленное сопоставление с ними. Таким образом, по степени близости к чину 12-ти псалмов, все суточные службы распадаются на три основные группы. Первая из них заключает в себе службы, развившиеся на основе чина 12-ти псалмов; сюда относятся: почасия 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часа, вторая и третья часть великого повечерия, малое повечерие и полунощница, а также нынешний «чин 12-ти псалмов " », ночные часы и, наконец, кафизмы с тропарями и молитвами. Все это – трипсалмные последования; хотя в древности некоторые изъ них бывали и однопсалмными, и двупсалмными, и четырехпсалмными. Ко второй группе относятся дневные часы с изобразительными, первая часть великого повечерия и первая часть утрени. Часы занимают как бы середину между первой и второй группой: с одной стороны, соединяясь с междочасиями, они примыкают к 12-типсалмным последованиям, а с другой стороны, благодаря посредству своих тропарей-прокимнов и избранных стихов, находятся в связи с антифонными службами (см. выше, гл. 4, часть 21 «Свойства монастырских часов»). Последование изобразительных имеет свое самостоятельное трехъантифонное начало. Первые части повечерия и утрени, одинаково начинаются шестопсалмием, которое затем сменяется антифонами. С первой группой у них являются общими тропари – седальны; впрочем, самые шестопсалмия их могут считаться разрозненными частями келейного 12-типсалмия. Наконец, третью группу составляют вечерня и вторая хвалебная часть утрени. Здесь преобладает антифонное исполнение, со стихирами «на Господи воззвах», «на Хвалите» и «на стиховне». Стихиры и преобладающее антифонное исполнение являются характерной особенностью вечерни и «хвалений» утрени; в частности, стихир вовсе не имеет ни одна из предшествующих групп, а антифоны свойственны, правда, и второй группе, но не в таких исключительных размерах. Службы первой группы обязаны своим происхождением анахоретской практике и потому могут быть коротко названы келейными или скитскими службами (σκιτικα κολουϑαι).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

В Евергетидском Типиконе «тропари святых страстей», а равно и чтения занимают место на третьем часе, между богородичным часа и – «Господь Бог благословен». После каждого третьего тропаря (т. е. 3-го, 6-го, 9-го и 12-го), который на «Слава и ныне» поют оба хора вместе, произносится малая ектения. Состав тропарей и чтений – обычный. На 6-м часе в качестве прокимна и стиха повторяются нынешние припевы 6-го часа ( Пс. 68:22. 2 ); на 9-м часе прокимен: «Положиша мя в рове преисподнем» ( Пс. 87:7 ), стих: «Господи Боже спасения моего» ( Пс. 87:2 ). – Обычные тропари часов: «Заутра услыши» и прочие здесь называются «прокимнами». На 1-м и 3-м часах они заменяются другими тропарями (на 1-м часе поется нынешний тропарь 3-го часа, а на 3-м – тропарь: «Токмо водрузися»), которые исполняются особенным образом. Сначала тропарь поется псалтом; затем повторяется народом. Далее певец произносит два стиха, а народ после каждого из них поет конец тропаря. Для тропаря 1-го часа припевами служат стихи: «Изгонящии мя ныне» ( Пс. 16:11 ) и «Врази мои реша мне злая» ( Пс. 40:6 ); а для тропаря 3-го часа: «Суди, Господи, обидящия мя» ( Пс. 34:1 ) и «Приими оружие и щит» ( Пс. 34:2 ). – На 3-м часе, после «Отче наш», поется «отпустительный» тропарь: «Искупил ны еси»; потом – ектения и непосредственно за нею – 6-й час; «ибо молитву третьего часа оставляем», – замечает памятник. Служба 6-го и 9-го часа правится по обычному великопостному чину; но после богородична на 6-м часе прибавляется «тропарь дня», который теперь положен на 1-м часе («Распеншуся Тебе, Христе»). – Помимо особенностей в пении тропарей, настоящее последование отличается еще необычным разделением часов: 1-й час соединяется с утреней, 3-й час (со службою страстей) и 6-й поются особо; немного спустя, в другой уже церкви совершается 9-й час с обедницей; затем следует вечерня 359 . При выяснении вопроса о самостоятельности службы 12-ти тропарей наши славянские памятники по обилию данных нисколько не уступают греческим источникам и даже превосходят их.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

В час девятый ради нас/во плоти смерть вкусивший,/умертви плотские наши помышления,/Христе Боже, и спаси нас. Стих 2 : Да взойдет прошение моё пред лицо Твоё, Господи, – по слову Твоему избавь меня. В час девятый ради нас/во плоти смерть вкусивший,/умертви плотские наши помышления,/Христе Боже, и спаси нас. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и вечно, и во веки веков. Аминь Иже в девятый час/нас ради плотию смерть вкусивый,/умертви плоти нашея мудрование,/Христе Боже, и спаси нас Стих 1 : Да приближится моление мое пред Тя, Господи, по словеси Твоему вразуми мя. Иже в девятый час/нас ради плотию смерть вкусивый,/умертви плоти нашея мудрование,/Христе Боже, и спаси нас Стих 2 : Да внидет прошение мое пред Тя, Господи, по словеси Твоему избави мя. Иже в девятый час/нас ради плотию смерть вкусивый,/умертви плоти нашея мудрование,/Христе Боже, и спаси нас Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь Молитва часов — это молитва в 9 утра, полдень и 3 часа дня. Она берет свое начало еще в иудейской молитвенной практике. Иудеи молились утром и вечером, а также в 3-й, 6-й и 9-й час (9 утра, полдень и 3 часа дня). Апостолы продолжили эту традицию. В конце первого века христиане трижды в день, в 3-й, 6-й и 9-й часы читали молитву " Отче наш " , в любом месте, где бы ни находились. В дальнейшем последование часов разрасталось, к часам добавлялись псалмы, молитвы и тропари. Содержание молитв каждого часа соответствует времени, в который они читаются. Молитвы третьего часа посвящены прошениям о помощи в сохранении праведности и сохранении от врагов, а также воспоминаниям суда над Христом у Пилата и сошествию Духа Святого на апостолов, Который сошел именно в третий час. Шестой час посвящен воспоминанию о распятии Христа, потому что в этот час Он был распят. Все псалмы изображают преследование праведника врагами. Девятый час посвящен воспоминанию о смерти Христа — потому что именно в этот час Он испустил дух. Сейчас 9-й час служится перед вечерней, а 3-й и 6-й с утра перед Литургией, из-за чего они немного теряют смысл воспоминания о событиях, происходивших в эти часы.

http://predanie.ru/velikijpost/kak-molit...

По 1-й песни – малая ектения. По возгласе: «Ты бо еси Царь мира...» – кондак дня: «Иаков рыдаше...» Пред 9-й песнью – каждение. «Честнейшую» не поем. По 9-й песни малая ектения. Ексапостиларий: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный и одежды не имам, да вниду в онь. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» (трижды) 34 . После ексапостилария чтец – хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры самогласны, глас 1-й. «Слава, и ныне» – глас 5-й: «Господи, грядый ко страданию...» Чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет», и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним...» Стихиры на стиховне, глас 5-й. «Слава, и ныне», глас 8-й: «Вторую Еву...» Чтец: «Благо есть...» и прочее по обычаю, с 16 поклонами. 1-й час , без кафизмы, но с постовыми тропарями, молитвой св. Ефрема Сирина и с 16-ю поклонами. По «Отче наш» – кондак: «Иаков рыдаше...» Отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть...» (святые храма и дня не поминаются). Часы и вечерня с литургией Преждеосвященных Даров Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются по великопостному чину с постовыми тропарями и поклонами. На всех часах и изобразительных после «Отче наш...» – кондак Триоди: «Иаков рыдаше...» Особенности часов в первые три дня Страстной седмицы В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах читается Четвероевангелие. Во время чтения псалмов 3-го часа открывают Царские врата, и иерей, облаченный в епитрахиль и фелонь, в преднесении свещеносцем свечи, выносит на средину храма Евангелие. Положив Евангелие на аналой, иерей полагает начало часов обычным возгласом: «Благословен Бог наш...» После «Приидите, поклонимся...» совершает каждение окрест Святого Евангелия, потом алтаря, иконостаса, молящихся и всего храма. Вынесенное Евангелие остается на средине храма на время чтения всех часов. Иерей стоит перед Святым Евангелием и здесь же произносит тропари часовые и молитву св. Ефрема Сирина с поклонами (до поклонов в конце 9-го часа). Во время чтения псалмов 6-го часа совершается малое каждение, т. е. кадят только окрест Евангелия 35 . На 9-м часе совершается полное каждение храма, как и на 3-м 36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О полунощнице этих дней Типикон ничего не сообщает, утреня - с «Аллилуия»; вместо троичнов - тропарь «      » трижды; стихословятся 3 кафизмы (без ектений); перед Пс 50 - Евангелие, после - прошение «    »; трипеснец (в Вел. вторник - двупеснец) поется без библейских песней (их отмена в эти дни отмечена уже в Мессинском и Евергетидском Типиконах), но с припевом «            »; ирмосы трипеснца поются по дважды, тропари на 12, есть катавасия; перед 8-й песнью трипеснца поются кондак и икос; «Величит душа Моя Господа» отменяется; после 9-й песни - эксапостиларий «    » трижды; есть и хвалитные, и стиховные стихиры; окончание утрени постовое. Часы и изобразительны служатся по великопостному чину, с тропарем пророчества и паремией на 6-м часе. На 3-м и 6-м часах читаются кафизмы (на 1-м и 9-м кафизм нет). На всех часах, кроме 1-го, в центре храма читается Четвероевангелие, разбитое на 9 частей (Мф, Мк на 2; Лк на 3; Ин на 2, без рассказа о Страстях). На вечерне стихословится 18-я кафизма; на «Господи, воззвах» - 10 стихир; бывает вход с Евангелием; после «    » читается Евангелие и совершается литургия Преждеосвященных Даров (Типикон содержит и описание порядка службы, если литургии почему-либо нет). На трапезе положено сухоядение (пища, не приготовленная на огне). После трапезы служится великое повечерие (в среду - малое) с трипеснцем и кондаком наступающего дня (как накануне Вел. понедельника) (Типикон. [Т. 2.] С. 898-908). Паремии на 6-м часе и вечерне и Евангельские чтения на литургии те же, что и в Типиконе Великой ц.; утренние Евангелия: Мф 21. 18-43 (в Вел. понедельник), Мф 22. 15-23. 39 (в Вел. вторник), Ин 12. 17-50 (в Вел. среду). В современной практике РПЦ руководствуются указаниями Типикона; но утреня в эти дни обычно служится накануне вечером, а часы, изобразительны и вечерня с литургией Преждеосвященных - утром (повечерие и полунощница, как правило, опускаются). Существует не предписанный Типиконом, но распространенный на практике обычай совершать на утрене каждение во время тропаря «      ».

http://pravenc.ru/text/150085.html

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, разобраться с расчетом времени для молитвы по часослову. Насколько я поняла, время для совершения молитв дается приблизительное (6, 9, 12 и 15 часов), но возможно и просчитать точное время, которое будет в каждом регионе свое. Например, — молитвы 1 часа нужно успеть прочитать до восхода (до 9:47 по времени СПб); — молитвы 6 часа нужно читать, когда солнце в зените (13:07 по времени СПб); — полунощницу нужно читать в середине ночи (1:09 по времени СПб) и успеть до наступления утренних сумерек (7:10 по времени СПб). А как быть с 3, 9 часами, вечерней и повечерием? Они наверняка привязаны к закату, окончанию вечерних сумерек? 3 Ответа Посмотрите статью Время . Внизу статьи наглядная схема для исчисления часов. Принцип прост, подходит для любого места где встаёт солнце над горизонтом, когда нет общемирового времени. День всегда длится 12 часов от рассвета до заката, и ночь также, всё вне зависимости от солнцестояния. Полдень это всегда 6 часов дня, когда солнце находится в самой высокой точке. 1й час дня — рассвет, 11й час дня — закат (помните притчу Христа о работниках 11 часа, которые, получается, пришли под ночь?) Здравствуйте, Татьяна. Какая-то это современная традиция, не известная ни богослужению, ни обычной молитвенной практике в нашем Отечестве. Скажите мне, когда Великим постом будут соединяться сразу четыре часа вместе, неужели это неправильно? Или когда ежедневно перед литургией читаются сразу третий и шестой час — почему так нельзя? Думается мне, если Вы желаете приблизить свой молитвенный устав к богослужению, лучше обращать время не на конкретные часы, а совершать то, что можете: утренние и вечерние молитвы, или заменяйте их полунощницей и малым повечерием. Или, если хотите, прочитывайте также и часы. Но всегда держите в уме заповедь апостола: “Непрестанно молитесь”. Для этого весьма полезно чаще вспоминать о Боге и Его совершенствах. Можно чаще совершать краткие молитвы и размышлять о них, как советует свт. Феофан Затворник : Иисусова ли или другая какая краткая молитва – дело хорошее, если навязнет на языке. Позаботьтесь только при этом не в голове быть вниманием, а в сердце и будьте так не во время только стояния на молитве, но и во всякое время. Потрудитесь образовать в сердце будто болячку какую… Труд постоянный скоро сделает это… Тут ничего нет особенного. Это натуральное дело (то, что болячка покажется). Но и от этого собранности более будет. А главное то, что Господь, видя труд, дарует потом и свою благодатную молитву. Тогда пойдут в сердце свои порядки Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 66  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/kak-opredelit-to...

Разделы портала «Азбука веры» «Часы» и так называемые «стражи» – это основные единицы измерения времени в рамках суточного цикла, используемые в гражданском быту и христианском богослужебном обиходе. Современный час – это внесистемная единица времени, равная 60 минутам, или 3600 секундам. 1 сутки=24 часам. Деление на часы впервые отмечается в Древнем Египте. Уже в XXI веке до Р. Х. египетские жрецы пользовались системой из 24х часов: 10 часов дня, 2 часа сумерек и 12 ночных часов. Позднее была принята более простая система, употреблявшаяся и в Вавилонии: дню и ночи стали отводить по 12 часов. У вавилонян этот принцип заимствовали греки (Геродот. История, II, 109). Римский dies civilis, «гражданский день» (в значении сутки) начинался в полночь и полуночью заканчивался. Древние евреи считали за полный 24-хчасовой день (сутки) период времени от одного вечера до следующего вечера. Эта традиция сохраняется и в православном богослужебном календаре: богослужения соответствующему дню или празднику начинаются в предыдущий день вечером: в городских храмах, как правило, – в 18 часов (в монастырях и сельских приходах обычно в 17 или даже 16 часов). «День» (в узком значении) продолжается от 6 часов утра до 18 часов вечера, а «ночь» – с 18 часов вечера и до 6 часов утра. Таким образом, «1й час дня» нашего Церковного Устава начинается с 6 часов утра, 3й час – с 9 часов утра, 6й – с полудня, 9й – с 15 часов (заканчивается к 18-ти часам). Вечерние богослужения (или т. наз. «Всен о щное бдение», «Всенощная») предписывается начинать в «1й час нощи» (то есть с наступлением 18-ти часов). Единственное исключение составляет Пасха, праздничное богослужение которой начинается с наступлением именно «римского дня» – сразу после полуночи. Римляне евангельских времён для военной караульной службы делили ночь (от заката до восхода солнца) на 4 стражи (vigiliae): prima, secunda, tertia, quarta, – считая по 3 часа в каждой страже. Эта система определяла ритм жизни и оккупированной римлянами Иудеи (с 63 г. до Р. Х.), и мы встречаемся с ней в книгах Нового Завета, откуда она перешла в наш богослужебный Устав.

http://azbyka.ru/chasy-i-strazhi

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010