Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ (XVI в.), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в Соборе Сийских святых), Сийский, ученик прп. Антония Сийского . И. упоминается во всех редакциях Жития прп. Антония: в Первоначальной, которая была создана в 1578 г. Ионой, иноком Антониева Сийского во имя Св. Троицы монастыря (БАН. Арханг. 250. Л. 111 об.-112, 118 об., 80-е гг. XVI в.; опубл.: Рыжова. 2000. С. 241-340); в редакции 1579 г., составленной царевичем Иоанном Иоанновичем (РНБ. ОСРК. O.I.22. Л. 150 об., 165 об.- 166, XVI в.); в Краткой редакции (РГБ. Больш. 422. Л. 418 об., 50-60-е гг. XVII в.); в Проложной редакции (Пролог на дек.-февр. М., 1659. Л. 1124-1130; Пономарёв. 1896. С. 65-67); в редакции 60-х гг. XVII в., составленной сийским игум. Феодосием (БАН. Арханг. 118. Л. 73 об., 85 об., 60-70-е гг. XVII в.; см.: Рыжова. 2000. С. 21-195). В Житии прп. Антония сообщается, что И. подвизался вместе с прп. Антонием в Кенском Преображенском мон-ре в Каргопольском крае. Мон-рь был основан прп. Пахомием Кенским, «мнихом добродетелным и благоговейным зело» (БАН. Арханг. 250. Л. 111 об.- 112). Получив благословение прп. Пахомия, св. Антоний вместе с преподобными Александром Сийским и И. ушел из обители. Монахи отправились на поиски безлюдного места, «желая уединится единому Богу». По рекам Онеге и Шелексе они достигли р. Емцы, левого притока Сев. Двины, и остановились у Тёмного порога, где поставили «хижицу» и часовню. На этом месте иноки прожили 7 лет, со временем к ним присоединились Исаия, Елисей, Александр (2-й) и Иона. В пустыни были построены ц. во имя свт. Николая Чудотворца и кельи. Мон-рь просуществовал до 80-х гг. XVI в. («и монастырь устрои, яже и доныне стоит молитвами святаго» - Там же. Л. 112 об.). Отшельники были изгнаны жителями находившегося неподалеку с. Скроботова, подозревавшими иноков в желании захватить их земли. В нач. XX в. существовало предание, объяснявшее бедность жителей Шелексы несправедливостью, к-рую их предки проявили по отношению к прп. Антонию; как только крестьяне начали чтить память святого, их дела улучшились ( Никодим (Кононов). Архангельский патерик. 1901. С. 208). В нач. XX в. на месте Никольского Шелексинского монастыря, при впадении р. Шелексы в Емцу, стояла часовня во имя прп. Антония (Житие прп. отца нашего Антония Сийского. 1907. С. 6-7. Сн. 6; Никодим (Кононов). Архангельский патерик. 1901. С. 208). Высказывалось мнение, что прп. Антоний с братией подвизался в Троицкой Шелексинской пуст. ( Ратшин. 2000. С. 8).

http://pravenc.ru/text/468875.html

Неофит (Коробов Николай Алексеевич), еп. Ветлужский Родился 15 января 1878 года. Образование получил домашнее. В 1902 году поступил послушником в Валаамский монастырь. В 1906 году пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. В 1910 году рукоположен во иеромонаха. С 1911 года – эконом Финляндского Архиерейского дома. Был настоятелем Никольской церкви в гор.Ленинграде. С 1919 года – архимандрит-настоятель Борисо-Глебского Ростовского монастыря. В 1921 году зачислен в братство Покровского Угличского монастыря. 25 апр.1927 года хиротонисан во епископа Городецкого, вик. Нижегородской епархии. С 19 июля 1929 года – епископ Ветлужский. С августа 1937 года епархией не управлял. Год смерти неизвестен. Литература: ФМП 38, стр.16. ФПС I, 241, стр.10. ФПС II, стр.6. ФПС IV, стр.5. ФПС V, ФАМ I, стр.15. Списки архиереев 1897–1944 гг. Патриарха Алексия, стр.25, 47. Regel’ son 576 : 1937 Haft. Неофит(Неводчиков Николай Васильевич), архп. Кишиневский и Хотинский Родился в 1819 году в С.-Петербурге. Первоначальное образование получил в Екатеринославской духовной семинарии. В 1844 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1844 по 1850 г. был секретарем при Александре Скарлато-виче Стурдза дипломате, писателе по религиозным вопросам. С I ноября 1850 года – преподаватель Кишиневской семинарии. 18 мая 1856 года рукоположен во священника и определен законоучителем Одесского сиротского дома. С 1861 года – преподаватель Одесской духовной семинарии. С 15 дек.1864 года- инспектор Херсонской духовной семинарии. С 1868 года – законоучитель Одесского коммерческого училища и Одесской 2-й прогимназии. 3 апр.1876 года возведен в сан протоиерея. 17 мая 1860 года пострижен в монашество, а 25 мая возведен в сан архимандрита. 10 авг.1880 года хиротонисан в Одессе во епископа Елисаветградского, вик. Херсонской епархии. С 6 авг.1883 года – епископ Туркестанский и Ташкентский. С 21 ноября 1892 года – архиепископ Кишиневский и Хотинский. 26 янв.1896 года уволен на покой по преклонности лет в Измаильский архиерейский дом Кишиневской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Явление Светописанного образа Богоматери   Явление Светописанного образа Богоматери в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне 1. Новый Святогорский панигир Афонский церковный календарь на 2007 год Русского Свято-Пантелеимонова монастыря посвящен удивительному событию, произошедшему более ста лет назад - 21 августа/3 сентября 1903 года. В одной из монастырских рукописей повествуется о том, что в этот день во время раздачи милостыни убогим монахам у Великих монастырских ворот инок Гавриил сделал фотоснимок и когда его проявил, на черно-белой фотографии, к своему величайшему удивлению, увидел образ Богоматери, смиренно получавшей благословенный укрух хлеба. Духовник обители отец Макарий (Макиенко) рассказывает: «В наших архивах сохранились письменные воспоминания о том, что незадолго до этого события некоторые из подвижников видели наяву Дивную Жену среди монахов. Они хотели показать Ея привратнику, однако в самый день фотографирования Ее никто не видел. Это событие открыло еще одну страничку в священной летописи не только нашей обители, но летописи всей Святой Афонской горы. Можно сказать и так: это - новая глава в достопамятной истории неисчислимых благодеяний Богоматери всему человеческому роду». В русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне появилась новая икона, посвященная этому явлению Пресвятой Богородицы, - «Образ Божией Матери Светописанный» (см. Фотокопию). Подготовлена и служба, посвященная чудесному явлению светописанного и самоизображенного образа Пресвятыя Богородицы. Она также опубликована в календаре на страницах 189 - 241. - Эта служба - наше благодарное приношение Богоматери за недоразумеваемое проявление Ея милости. Верим, - продолжает отец Макарий, - что все искренне любящие Пресвятую Богородицу как Богоданную Мать с радостью воспримут в свои сердце и память это новое празднование. Верим также, что молитвами и благодатию Пресвятой Девы это новоявленное чудо послужит многим недугующим сомнением для укрепления веры.

http://isihazm.ru/1/?id=590

Скачать epub pdf Октябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Предметный указатель: Л–П]/Пер. и примеч. Μ.Д. Муретова//Богословский вестник 1911. Т. 3. 10. С. 401–416 (1-я пагин.) —401— на земле или из-за других каких аскетических трудов, если не сохранит должным образом любовь к брату… О сем и Ап. Павел говорит в 1Кор.13:1, 3 . Итак, любовь есть лицо и образ в нас Спасителя Христа 13, 35. Любовь доставляет тварям свет 1, 9, 110–111. Дело любви – совсем не противиться нашим зложелателям, не злоупотреблять возможностью ничего от них не потерпеть, если окажемся в их присутствии, и не возбуждать в них еще большей ярости, как немощной причинить насилие ненавистному человеку 6, 1. 416. Она состоит не в одних словах, но в жизни и делах 14, 15. 241, –14, 24, –14, 28. 292. Любовь ко Христу выражается посредством добродетели и непорочной веры 15, 2. 330–332. Любовь и вера 6, 32–33 см. вера. Слава мирская ничто в сравнении с любовью 18, 11. Закон любви и единодушия заключается в смиренномудрии 13, 2–5. Отчуждающие (еретики) себя от любви к Богу поедают пустое и бессильное учение своего невежества т. I. стр. 5–6. Закон любви Спаситель полагает основанием всякого блага, но любви не по закону, а выше закона, говоря: «заповедь новую даю вам, да любите друг друга», определив эту новость в дальнейших словах: «как Я возлюбил вас, да и вы любите друг друга»; закон повелевал любить брата как себя самого, а Спаситель возлюбил нас больше Себя Самого, ибо будучи в образе и равенстве с Богом Отцом, Он подвергся посмеяниям, страданиям и тяжкой смерти плотской за нас и нам повелел ничего не ставить выше любви к братьям, ни славу, ни богатство, ни даже самую жизнь, что и совершали ученики Спасителя. 13, 34. Неразрывное единение наше друг с другом в любви служит отображением природного единства Отца и Сына 17, 11. 69, – посредством милосердия и любви друг к другу мы вступаем в общение с Богом 14, б. 229. Образец совершеннейшей любви – во Христе и апостолах, – охранение словесного стада и пасение агнцев есть также дело любви 15, 9–10, –15, 11, –25, 12–13. См. мщение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Июль Ефрем Сирин, св. Толкование на Четвероевангелие гл.]/Пер. А.А. Спасского; под ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1897. Т. 3. 7. С. 241–256 (1-я пагин.). (Продолжение.) —241— с неба, неся ей в своих устах приветствие: посему сказал: „сшедший с неба”. Затем, так как на слова Никодима Господь сказал: „ты – учитель Израилев, и этого не знаешь ( Ин.3:10 )”, то спросим, что (иное) он должен был знать, как не то, что содержалось в законе и пророках, именно, погружать (в воду) иссоп, кропить водой, крестить для очищения и другое подобного рода. Если бы ранее пришествие Сына не были начертаны образы (Его), то Господь несправедливо бы требовал так от Никодима. Поскольку же в святых писаниях Своих был сокрыт Сын Божий, а он (Никодим) не уразумел того, то Господь справедливо рассеял его сон и исцелил недуг кротким и сдержанным голосом, и напомнил ему крещение отпущения, какое существовало среди Израиля. Ведь, и Захария, когда было возвещено ему о том, что он будет иметь сына, усомнился, и посему его язык, которым он учил других, был связан. Подобным образом и у Никодима все эти образы предлежали пред глазами, и он не поверил; по этой причине Господь подверг его порицанию; но кротко. Так как Господь видел, что он, конечно, болеет, но (в то же время) близок к исцелению, и не знает того, что прежде было написано о Нём в законе, то показал ему крещение совершенного очищения плоти и души. Разве ты, Никодим, не уразумел, что Иаков помимо утробы и чрева родился к первородству (Быт. гл. 27), и Нееман был возрождён без утробы, когда Елисей беседовал с ним, и он ушёл, и после омовения и очищения возвратился без перемены, а плоть его сделалась, как плоть —242— ребёнка (ср. 4Цар.5:14 )? Подобно сему и Мария, сестра Моисея, разве не была ясным знаменем крещения, какое дано язычникам? Ибо иссоп очистил пятнистые её язвы. Удивительно, что Нееман поверил и взял с собой землю из страны Израильской, Никодим же спросил Господа о небесном, почему и услышал: „если Я говорю вам о земном, и вы не верите, то как поверите, если буду говорить вам о небесном”? Говорит далее: „не знаете духа, откуда приходит или куда уходит. ( Ин.3:8 )”, то есть, если чувственное не может быть обнято, то кто будет в состоянии исследовать то, что не воспринимается чувствами и что находится на небе? „И никто не восходил на небо, как только сшедший с неба Сын человеческий”, – дабы научить, что никто не восходил к месту Божества и никто никогда не взойдёт.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Э. Ценгер C. Книги Торы/Пятикнижия I. Тора/Пятикнижие как единое целое Эрих Ценгер Комментарии к Книге Бытия: H. Gunkel (HK) 3 1910; B.Jacob 1934; ND 2000; U.Cassuto 1961ff; E. Speiser (AncB) 1964; W. Zimmerli (ZBK) 3 1967 (1–11); C. Westermann (BK) 1974–1981; 1976 (12–25); G. von Rad (ATD) 10 1976; W. Brueggeman (Interp) 1982; G.W. Coats (FOTL) 1983; J. Scharbert (NEB) 1983 (1–11); J. Wenham (WBC) 1987 (1–15); 1994 (16–50); L. Ruppert 1992 (1:1–11:26); 2002 (11:27–25:18); H. Seebass 1996 (1:1–11:26); 1997 (11:27–22:24); 1999 (23:1–36:43); 2000 (37:1–50:26); A. Soggin 1998. Отдельные исследования по Книге Бытия: M. Bauks, Die Welt am Anfang. Zum Verhältnis von Vorwelt und Weltenstehung in Gen 1 und in der altorientalischen Literatur (WMANT 74) Neukirchen 1997; N.C. Baumgart, Die Umkehr des Schöpfergottes. Untersuchungen zur Komposition und zum religionsgeschichtlichen Hintergrund von Gen 5–9 (HBS 21) Freiburg 1999; D.M. Carr, Reading the Fractures of Genesis, Louisville 1996; Ch. Dohmen, Schöpfung und Tod. Die Entfaltung theologischer und anthropologischer Konzeptionen in Gen 2–3 (SBB 35) Stuttgart 2 1966; I. Fischer, Die Erzeltern Israels. Feministisch-theologische Studien zu Genesis 12–36 (BZAW 222) Berlin 1994; Th. Hieke, Die Genealogien der Genesis (HBS 39) Freiburg 2003; M. Millard, Die Genesis als Eröffnung der Tora (WMANT 92) Neukirchen 2001; E. Otto, Die Paradieserzählung Gen 2–3 : Eine nach-priesterschriftliche Lehrerzählung in ihrem religionshistorischen Kontext, в A.A. Diesel и др. (под редакцией), “Jedes Ding hat seine Zeit...”. FS D. Michel (BZAW 241) Berlin 1996, 167–192; A. de Pury, Le cycle de Jacob comme légende autonome des origines d’Israel: в: J.A. Emerton (под редакцией), Congress Volume Leuven 1989 (VT.S 43) Leiden 1991, 78–96; G. Steins, Die ”Bindung Isaaks” im Kanon ( Gen 22 ) (HBS 20) Freiburg 1999; J. Taschner, Verheißung und Erfüllung in der Jakoberzählung ( Gen 25:19–33:17 ) (HBS 27) Freiburg 2000; H.W. Wahl, Die Jakoberzählungen. Studien zu ihrer mündlichen Überlieferung, Verschriftung und Historizität (BZAW 258) Berlin 1997; A. Wénin (под редакцией), Studies in the Book of Genesis. Literature, Redaction and History (BEThL 155) Leuven 2001; M. Witte, Die Biblische Urgeschichte. Redaktions- und theologiegeschichtliche Beobachtungen zu Genesis 1:1–11:26 (BZAW 265) Berlin 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

ВЕРА I. ЧТО ЕСТЬ ВЕРА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ Нет другого способа ко СПАСЕНИЮ, как вера Проповедует Писание, что нет инаго способа к получению вечнаго спасения, кроме веры истинныя и живыя в Господа нашего Иисуса Христа, веры, которая исповеданием и любовию оказывается. «Несть ни о едином же ином спасения: несть бо инаго имене под небесем, даннаго в человецех, о Немже подобает спастися нам» ( Деян. 4, 11–12 ). «Он бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление» ( 1Кор. 1, 30 ). Откуда от церкви Своей называется, и исповедуется, и веруется «един» Искупитель, Избавитель и Спаситель мира. Именем Его вси спасаются, которые ни спасаются. Так точно и без сумнения и есть (5:277) (также, 3:62, см. СПАСЕНИЕ , 970) (4:178, см. СПАСЕНИЕ, 974). Без веры нет никому спасения (5:12, см. ВЕРА , 151). Вера – посредствие к спасению (2:57, см. ВЕРА, 152). Христианин рождается верою (4:14, см. ХРИСТИАНИН , 1065). Вера есть дар Божий ВЕРА есть дар Божий духовный, и потому когда мертва есть, то уже исчезла, якоже светильник без елея исчезает. Сего ради как в светильник подливается елей, чтобы не угасл; тако к светильнику веры нужен елей милости Божией, без котораго он угасает. Вера бо от Бога приходит, того ради Божиею благодатию и силою сохраняется. Сего ради глаголет Давид: «Ты просветиши светильник мой, Господи Боже мой, просветиши тьму мою» ( Пс. 17, 29 ) (3:190). «Како-де живую веру иметь можно», спрашиваешь? – Ответ. Христос глаголет нам: «просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам» ( Мф. 7, 7 ). Надобно убо просить, искать и толкать. Надобно и молиться и трудиться и размышлять способы, которыми сия вера с помощью Божиею возжигается в сердце (5:278). Истинная, живая вера отводит христианина от всего того, и движет его к желанию и исканию небесных и вечных благ; ибо истинная, живая ВЕРА есть дар Божий духовный, и потому внутрь человека учит духовных благ искать. Она от неба в человеческое сердце входит, к небу и небесным движет и восхищает сердце человеческое, а от земных вещей отводит. К томуж вера истинная подвизается противу всякаго греха, и потому где греховное житие и безстрашное, тамо веры нет истинной, но только устная и лицемерная. Смотри о сем места в Святом Писании ( 1Кор. 6, 9 и 10; Гал. 5, 19–21 ; Апок. 21, 8 ; Иак. 14 ) до конца главы, и проч. и берегися противу совести твоея согрешить, да не подпадеши гневу Божию и веру погубиши. А где веры истинной нет, тамо нет Христа, нет СПАСЕНИЯ, пока человек в таком состоянии пребывает. Надобно ВЕРУ берещи более, нежели живот свой; и живот бо свой должен за веру положить (1:108) (также, 3:241, см. ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ, 185) (4:166, см. ВЕРА, 152).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 60. Об ангельской любви, или наслаждении Следующим предметом нашего рассмотрения будет акт воли, называемый любовью, или наслаждением, поскольку всякое действие желающей способности происходит от любви. В связи с этим будет исследовано пять пунктов: 1) присуща ли ангелам естественная любовь; 2) присуща ли им избирающая любовь; 3) любит ли ангел самого себя естественной или избирающей любовью; 4) любит ли один ангел другого естественной любовью так, как [он любит] самого себя; 5) любит ли ангел Бога естественной любовью более, нежели самого себя. Раздел 1. Присуща ли ангелу естественная любовь, или наслаждение? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что у ангелов нет никакой естественной любви, или наслаждения. В самом деле, еще Дионисий противопоставлял любовь естественную и любовь умственную 240 . Но любовь ангела умственна. Следовательно, она не естественна. Возражение 2. Далее, любящие естественной любовью скорее актуализируются извне, нежели актуальны сами по себе, ибо ничто не может управлять собственною природой. Но ангелы не актуализируются извне, ибо, обладая свободой воли, как о том было сказано выше (59,3), актуальны сами по себе. Следовательно, у них нет никакой естественной любви. Возражение 3. Далее, всякая любовь либо упорядочена, либо беспорядочна. При этом упорядоченная любовь благостна, а беспорядочная любовь греховна. Но ни ту, ни другую нельзя полагать естественной, ибо благостность сверхъестественна, а греховность – противоестественна. Следовательно, у ангелов нет никакой естественной любви. Этому противоречит следующее: любовь следует из познания; в самом деле, согласно Августину любить можно только то, что уже узнано 241 . Но ангелам присуще естественное познание. Поэтому им также присуща и естественная любовь. Отвечаю: должно признать, что ангелам присуща естественная любовь. Дабы это было очевидным, надлежит иметь в виду, что первичное никогда не разрушается вторичным. Но природа первичнее ума, поскольку природа чего бы то ни было – это его сущность. Следовательно, принадлежащее природе присуще и тому, что наделено умом. Но всякой природе присуще иметь некоторую склонность, каковая суть ее естественное желание, или любовь. Эта склонность присутствует в различных природах по-разному, проявляясь в каждой из них в соответствии с ее модусом. Так, в умственной природе она есть естественная склонность, которая проистекает из воли, в чувственной природе – из чувственных пожеланий, а в лишенной познания природе – просто как склонность природы к чему-то еще. Поэтому, коль скоро природа ангела умственна, естественная любовь присутствует в его воле.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Закрыть itemscope itemtype="" > На пути к " демократии по-русски " Выборы в Государственную Думу и формирование новой политической системы в России 17.12.2007 307 Время на чтение 8 минут 2 декабря состоялись выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва. 8 декабря Центризбирком России подвел официальные итоги выборов. " Единая Россия " набрала 64,30% или 44 млн 714 тыс. 241 голос избирателя. У КПРФ - 11,57 % или 8 млн 046 тыс. 886 голосов, у ЛДПР - 8,14 % или 5 млн 660 тыс. 823 голоса, " Справедливая Россия " получила 7,74% или 5 млн 383 тыс. 639 голосов. Аграрная партия России получила 2,30% голосов, " Яблоко " - 1,59%, " Гражданская сила " - 1,05%; Союз правых сил (СПС) - 0,96%; " Патриоты России " - 0,89%; " Партия социальной справедливости " - 0,22% и Демократическая партия России - 0,13%. Соответственно, в Государственной Думе пятого созыва будут представлены четыре партии: у " Единой России " будет 315 мест, то есть конституционное большинство, у КПРФ - 57, ЛДПР - 40 и " Справедливой России " - 38 мандатов. По данным ЦИК явка на выборах составила 63,78%. Это самый высокий показатель за три последних думских избирательных цикла. ОЖИДАЕМЫЕ НЕОЖИДАННОСТИ ВЫБОРОВ Результаты выборов были ожидаемо-неожиданными. В Госдуму прошли именно те партии, у которых и был реальный шанс преодолеть 7% барьер. Другие участники выборов могли разве что рассчитывать на преодоление 3% барьера, чтобы в будущем получать субсидии от государства. Однако ни одна из партий не сумела взять и эту высоту - ни аграрии, ни семигинские " патриоты " , ни либеральные " Яблоко " и СПС (у остальных и этого шанса не было). Из других особенностей выборов стоит отметить, прежде всего, полный провал либеральных партий, - " Яблоко " , СПС и " Гражданская сила " получили в общей сложности 3,5 процента голосов избирателей. Впрочем, сенсацией этот результат стал разве что для иностранцев и активистов этих партий. Другое дело, что после фиаско на выборах возникает вполне закономерный вопрос: как могут люди, исповедующие отвергаемую народом либеральную идеологию (А.Чубайс, А.Кудрин, Г.Греф), занимать высокие посты в государственных и полугосударственных структурах? Конечно, либералы попытаются сделать вид, что всему виной негодные исполнители (лидеры и политтехнологи). Между тем, свою " любовь " к либеральной идеологии русский народ стабильно демонстрирует на протяжении не одного думского цикла... Впрочем, вряд ли власть погонит прочь либералов. Все понимают, что источник их силы и влияния на политику России находится далеко за пределами нашего Отечества. И с этим пока приходится считаться любому главе государства.

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/200...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010