В подтверждение «непадежности» вокативов следует сказать об их принципиальной нерегулярности, несистемности в старославянском, церковнославянском, древнерусском языках. Итак, существительные изменяются по падежам, а значит, имеют в рамках конкретного деклинационного типа шесть различных окончаний. Звательная форма также теоретически может быть у всех субстантивов – во всех четырех церковнославянских склонениях с подразделением в двух первых на твердую, мягкую и смешанную разновидности: радуйся, мосте (1 скл., твердая разновидность) , преводяй сущих от земли на небо (Акафист Пресвятой Богородице, икос 2); радуйся, чистоты душевныя и телесныя хранителю (1 скл., мягкая разновидность; Акафист Серафиму Саровскому, икос 5); радуйся, глубино (2 скл., твердая разновидность) неудобозримая и ангельскима очима (Акафист Пресвятой Богородице, икос 1); радуйся, заре (2 скл., мягкая разновидность) таинственнаго дне (Акафист Пресвятой Богородице, икос 5); радуйся, лествице (2 скл., смешанная разновидность) небе c ная, e юже сниде бог (Акафист Пресвятой Богородице, икос 2); радуйся, страстотерпц e в непобедимая дерзосте (3 скл.; Акафист Пресвятой Богородице, икос 4). Однако в 4 формоизменительном типе форма обращения совпадает с номинативом: радуйся, агнца и пастыря мати (Акафист Пресвятой Богородице, икос 4). В этом месте нужно сделать небольшое отступление и рассказать о так называемых палатализованных вокативов, от которых веет истинным церковнославянским духом. Еще в праславянском языке у существительных 1 склонения твердые заднеязычные согласные [г], [к], [х] в звательных формах чередовались (в рамках первой праславянской палатализации заднеязычных) с мягкими – палатализованными – шипящими [ж , ], [ч , ], [ш , ] , которые впоследствии отвердели (кроме [ч , ] ): Тебе желаю, Боже отцев и Господи милости, на Тя взираю, объемлющаго вся Словом Своим (Акафист Сретению Господню, икос 5); Гряди, Светоносный облаче, Еюже Богомладенец Христос во спасение всем принесеся (Акафист Сретению Господню, икос 6); Гряди, Желаемый Женише, яко желает и скончавается душа моя во дворы Господни (Акафист Сретению Господню, икос 7).

http://pravoslavie.ru/5878.html

После известия о землетрясении в Японии 11 марта 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев сделал заявление, в котором выразил соболезнование японскому народу, и дал указания МЧС России оказать жителям пострадавших районов гуманитарную помощь. МЧС 13 марта направило в Японию отряд спасателей. Туда же прибыли эксперты корпорации «Росатом» для оказания содействия японским коллегам. Довольно скоро группировка российских спасателей в Японии стала одной из самых больших иностранных группировок спасателей в этой стране. Русская Православная Церковь уже 15 марта объявила сбор пожертвований для помощи пострадавшим от стихийного бедствия в Японии (где, заметим, действует Японская Автономная Православная Церковь в составе Московского Патриархата). В связи с этим в СМИ стали появляться комментарии с предположениями, что сочувствие и помощь России жертвам катастрофы в Японии помогут преодолеть курильский кризис, как катастрофа под Смоленском снизила накал в польско-российских отношениях. Однако официальные лица Японии, поблагодарив Россию за помощь, тут же сделали заявление, что их страна не откажется от своих претензий на Южные Курилы. И действительно, новые японские учебники истории, географии и обществознания продолжают учить школьников тому, что южная часть Курильских островов – это территория Японии, «незаконно оккупированная» СССР после Второй мировой войны. Здесь будет уместно сказать о способах решения этого территориального спора. «Мягкая сила» Надо отдать должное напористости и последовательности действий японской стороны в целях удовлетворения своих территориальных претензий к России. Кроме упомянутых военных мер, подразумевающих демонстрацию «жесткой силы», Япония активно использует и другие меры, которые американский политолог Джозеф Най назвал soft power («мягкая сила») – получение желаемого через привлечение, а не через подавление. Ресурсы «мягкой силы» – это символический капитал культуры, политических ценностей и смыслов. В свою очередь, символический капитал культуры – это коллективная память, культурные символы, образы, духовная сфера социума. Культурный капитал может конвертироваться в экономический и быть институционализирован в виде имиджа государства. Другими словами, символический капитал – это капитал чести и престижа. Для государства «мягкая сила» – это власть его политических идеалов и культурных символов. Важным источником «мягкой силы» сегодня выступает гражданское общество. Университеты, религиозные и неправительственные организации, культурные и общественные фонды обладают влиянием, которое способно усиливать политику государства.

http://pravoslavie.ru/73328.html

С.В. Голованов Реферат по книге П.И. Мейендорфа «Россия, обряд и реформа: Литургические реформы Никона в XVII веке» Источник Об авторе Павел Иванович Мейендорф родился в 1950 г. в Париже. Его отец – известный православный богослов протопресвитер Иоанн Мейндорф (1926–1992). В 1959 г. семья переехала в США, где Павел окончил Тринити-колледж в Хартфорде (1972), Свято-Владимирскую семинарию (юрисдикция Православной Церкви в Америке) в Крествуде (1975) и теологический факультет католического Университета Нотр-Дам, где защитил докторскую диссертацию под руководством проф. Роберта Тафта (1987). Заместитель председателя Богослужебного отдела Православной Церкви в Америке (1989). Председатель комиссии «Вера и церковное устройство» Национального Совета Церквей Америки (1996–1999, с 2000 г. заместитель председателя комиссии). Состоит в Богослужебном отделе Православной Церкви Америки, член Международного Литургического общества (Societas Liturgica) и Общества Восточной литургики (SOL), редактор изданий Свято-Владимирской семинарии. Секретарь (1999), вице-президент (1999), президент (2001) Православного богословского общества Америки. Ныне занимает должность профессора литургического богословия Свято-Владимирской семинарии (должность им. Александра Шмемана ) и читает лекции в качестве приглашенного профессора в Университете Нотр-Дам и Йельской теологической школе. Автор множества публикаций на темы исторической литургики. Книги St Germanus of Constantinople on the Divine Liturgy Мягкая обложка: 107 стр. Издатель: St Vladimirs Seminary Press Выход в свет: 1 апреля 1985 г. Язык: английский ISBN-10:0881410381 ISBN-13:978–0881410389 Россия, обряд и реформа: Russia, Ritual, and Reform: The Liturgical Reforms of Nikon in the 17th Century Мягкая обложка: 235 стр. Издатель: St Vladimirs Seminary Press Выход в свет: 1 января 1991 г. Язык: английский ISBN-10:088141090X ISBN-13:978–0881410907 Елеопомазывание The Anointing of the Sick Мягкая обложка: 186 стр. Издатель: St Vladimirs Seminary Press

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rossija-...

Тут же Наумов в отписке 7 октября требует прислать к нему 4-х человек слуг с подводами и с кандалами и железами для отсылки к царю колодника Савки Рувинина (?), приведенного к нему с Вологды, где он пойман с письмом в великом Государевом деле. В отписке 21 октября он же требует к себе монастырских людей на Государев караул 10 человек и 5 человек для посылки (по ?) оговорных людей в Крестный монастырь, так как Московские стрельцы и слуги Ферапонтова монастыря разосланы для сыску оговорных людей в разные города и со стрелецким головою Андреем Веригиным, приезжавшим в Ферапонтов монастырь для Государевых страшных и великих дел, который взял под себя и, между прочим, под старца, что повез с собою к Москве 96 лошадей монастырских, кроме ямских. Он же, между прочим, уведомляет, что старец Никон запирается в получении присылок из Кириллова монастыря, и потому велит посылать с вещами людей грамотных, которые бы могли при отдаче прикладывать руки. Отписка его же, в которой пишет, что бывший Новоспасский Архимандрит Иосиф, находившийся при старце Никоне, сказал за собою Государево великое и страшное дело и оговорил черного дьякона Ферапонта, который был на Вологде у Симона Архиепископа, и которого посылает в Кириллов монастырь на сбережение. Он же требует к себе подьячего для письма и уведомляет, что келарь Ферапонтова монастыря вышел из его повиновения и в пьяном виде собрав товарищей, разбил Государев караул и сотника со стрельцами побил на голову. Также извещает, что Московских стрельцов в Ферапонтов монастырь прибавлено: Скл. 68. На документе В: С 3-го сентября 7177/1669 года по 14 июня 7178/1670 года. Отписка из Кириллова монастыря в монастырь Ферапонтов и из Ферапонтова в Кириллов. Первые от Архимандрита Никиты дворянину Стефану Наумову начальнику стрелецкого караула в Ферапонтов монастырь по делу Государеву, при которых присылаются туда на домашний обиход старца Никона, бывшего патриарха, по его требованию и царскому указу разные вещи, как то: свечи, ладан, вино, одежда, обувь, мастеровые люди, портные, сапожники, печники и проч., также железо свицкое, разные съестные припасы, семена овощные и проч., также на содержание его, Наумова и стрельцов жалованье, состоящее большею частью в съестных припасах – хлеб, говядина и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

434 Коген М. О. Несколько поправок и дополнений к «Этимологическому словарю русского языка А. Преображенского»// Изв. ОРЯС АН. 1918. Т. 29. Кн. 1. С. 31. 436 Корш Ф. Е. Отзыв о сочинении М. Р. Фасмера «Греко-славянские этюды»// Сборник отчетов о премиях и наградах за 1909 г. СПб., 1912. С. 579. 437 Долобко М. Г. Славянский суффикс –i–m–// Сб. статей в честь А. И. Соболевского. Л., 1928. С. 229–230. 448 См. Улашин Г. Критико-библиографические заметки о некоторых исследованиях, посвященных польскому языку// Изв. ОРЯС АН. Т. 12. Кн. 1. 1907. С. 479. 449 Бодуэн де Куртенэ И. А. Лингвистические заметки// ЖМНП, 331, 1900, октябрь. С. 370–371. Его же. Лингвистические заметки и афоризмы// ЖМНП, 346, 1903, апрель. С. 319. Об изменении реальной семантики слов в зависимости от контекста, напр. обособлении наречий сё (с " о) и сётки (с " отъки) от местоимения весь, всё или образовании частицы гри (гр " и), гът из слова говорит: см. Каринский Н. М. Очерки языка русских крестьян. М., 1936. С. 93. 450 Никольский А. И. Сказания о двух новгородских чудесах из Жития св. Иоанна Предтечи и крестителя Господня// Изв. ОРЯС АН. Т. 12. Кн. 3. 1907. С. 107–109, 110. 453 К истории слова «нигилизм». Сб. статей в честь акад. А. И. Соболевского М., 1928// Сб. ОРЯС АН СССР. Т. 101. С. 413–417. 454 Ср. у Niederle L. в Slovanské staroitnosti Svazek. I (Praha. 1911) изображение тризны, как символической игры, сопровождаемой питьем и пением (см. рецензию М. Н. Сперанского в Этнограф. обозр., 1912. с. 69). 455 Любопытно, что и в словаре 1847 г. слово тризна считается старинным. Отмечены 2 значения: 1) языческое поминовение усопшего; 2) рыцарские игры при поминовении усопшего. 456 См. Грот Я. К. Зап. о сл. Даля// Зап. Имп. АН, т. 20, кн. 1. С. 18. Однако, ср. указания на то же значение этого слова: «раздор, несогласие» в словарях Академии Российской и в словаре П. Соколова. В словаре Академии Российской (1822): «Рознь, зни, с. ж. 4 скл. стар. 1) Раздор, несогласие. И в людех ваших во всех рознь. Голиков. Дополнения к Истории Петра Великого, З. 354. 2) Одиночество, особенность, число несовокупное. Разойтись в рознь». В словаре П. Соколова пометка – «старинное» – устранена; первое значение определяется так: то же, что разность; второе: разбор, несогласие.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

О если бы Вы, святии, знали состояние души моей!.. Но, видимо, Господь, не хотящий падения грешнича, послал Дух Ваш ко мне именно в тот момент, когда падала душа моя. И в той любви Вашей я, истинно, нашел мое упокоение. Это был стук и глас ко мне – «дерзай, раб!» – и я очнулся. Я остался сам. Вокруг же – множество толков разных, выделившихся из Лона нашей Матери Церкви, но более всех даже и сегодня еще терзает душу мою вопрос: како идеши?.. На каком вопросе и оставил меня милый мой о. И[оан]н, с отъездом его я остался, как герой на море в разбитом корыте. Тесно было сердцу моему. Не исцелил раны моей и о. Никита, по приезде коего братия разделилась... И мне было очень тяжело. Но Господь утолил печаль мою. За терпение мое Господь послал мне иного земного утешителя в скорби моей, вместо о. Никиты, дабы ни единому быти и окормлятися духовно. Это есть о. Иоанн, иеромонах православный, ново-Валаама монастыря из карело-финск[ой] респ[ублики], фамилия Матчи. Человек весьма образованный и в деле церк[овном] искусный. Знает о. Мих[аила] Рождественского (которого знает о. Иоанн Скл[яр]), и мнения с ним единого. Это для меня очень дорого. И прилепилась к нему душа моя, от имени его передаю Вам сыновский поклон, и просит он благословения Владычня. – Итак, бремя мое легче есть, ибо тяготу мою с собратом теперь делю. К сему иерею Божию братия сразу прилепилась, ну, а мне – легче стало. Отдохну, думаю. Уж очень милый, приходит к сердцу. Спаси его Г[оспо]дь. Со своими связи не имеет. Хромает, на костылях, в 47 г. простыл. Здесь как иностранец в гостях. – Может, скоро отпустят домой, ожидает... Я писал о. Ивану, что 8–IX–54 г. умер о. Меркурий. А Кирилл, Георгий, Ширинкин, Иларион Васил[ьевич], Онуфр[ий] и многие другие перешли на 5-й п[ункт]. Николай, ученик о. Мерк[урия], тоже с Георгием. Все они с о. Филаретом, который на меня, ради моего общения с о. Никитой, очень разгневался. – А пишет ли к Вам (о. Иоанн) – Анатолий? А также Иван Ив[анович] Цынгерий. Его адрес: Коми, Княж-Погост, до востребования. О. Петр 12 уехал домой по жалобе ч[ерез] патриархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Выехав рано поутру, прибыли в другой монастырь, последний из посещенных нами. Это древний монастырь в честь Введения Владычицы во храм и называется Синагого (Цнагог); он принадлежит к числу сооружений покойных воевод Мирчи, Радула, Бассарабы и Петра. В нем есть еще две церкви, по краям келий: в честь Благовещения и Успения Владычицы. Монастырь также лежит на острове среди большого болотистого озера, через которое ведет к нему длинный мост. Совершив в нем водосвятие и поминовение по строителям, мы выехали в четверг поутру, 10 сентября, ехали быстро и вечером прибыли в Тырговишт, из коего наше отсутствие продолжалось 82 дня. Вот монастыри страны валашской, находящиеся в епархиях ее митрополита и епископа Рымникского. Что касается монастырей в епархии епископа Бузео и его округа, то мы туда не поехали. Бог да даст им процветание во веки веков! Аминь. Книга XIV. Валахия. Глава I. Тырговишт. – Заметка о погоде. Свадьба господаря. В конце октября наступили большие холода, выпало много снегу, и стояли сильные морозы в продолжение десяти дней. Затем это прошло, и наступила вторая весна: солнце, тепло, цветы и свежая зелень, после того как (в конце лета) все было выжжено. Пастухи лошадей, вьючных животных и домашнего скота вернулись с ними на пастбища вторично, тогда как перед этим пригнали их домой. При первых холодах погибло множество овец, рогатого и прочего скота вследствие неожиданного наступления морозов. Мы стали было топить печи ночью и днем, а теперь наступили сильные жары. Полезная заметка. Мы нашли у валахов хорошую примету, по которой они узнают, будет ли зима суровая, или мягкая, а именно: 18 ноября у них бывает память св. Платона, которому они празднуют весьма торжественно, со множеством приношений и обеден, и ждут этого дня от года до года: что будет в этот день, то и служит предзнаменованием и признаком верным и несомненным: если в этот день будет снег и холод, говорят, что в этом году холода будут чрезвычайные, а если дождь и солнце, говорят, что в этом году не будет сильных холодов, но мягкая погода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Литовская «мягкая сила» в позднесоветской Беларуси «Культпоходы непрошенных вояжеров» 22.12.2023 53 Время на чтение 9 минут Источник: Наука Вера Культура Граница Беларуси и Литвы (Источник: http://wayline.by/uploads/granica-litva.jpg) Аннотация. Гродненская область БССР в период поздней перестройки являлась полигоном, на котором различные «этнические предприниматели» отрабатывали приемы политизации этничности. Безусловным «лидером» в данном виде деятельности являлась польская сторона, в фактическом распоряжении которой находились лояльные ей влиятельные институты (римско-католическая церковь, «Союз поляков Беларуси» и др.). Некоторую активность проявляла и соседняя Литва, ставшая одним из локомотивов центробежных процессов в позднем СССР. Провокационная деятельность литовской интеллигенции в Вороновском и Островецком районах Гродненщины нашла отражение на страницах официального областного издания «Гродненская правда». Первый резонансный визит «литовского десанта» в соседние районы БССР имел место осенью 1988 г. Автор газетной заметки о данном событии отмечал, что прибывшие «гости» вели агитационную работу под прикрытием безобидных на первый взгляд культурных мероприятий. Вторым важным аспектом деятельности «литовских товарищей» стали неформальные беседы с местными жителями, в ходе которых объективно имевшим место в период горбачевской перестройки социально-экономическим трудностям искусственно придавалась этническая окраска («притеснение литовцев белорусско-русской администрацией»): «7 октября в ближнее к Гервятам литовское село Рымдюны нагрянули гости. Три десятка студентов и сотрудников Каунасского политехнического института, никого не предупредив, собрались в деревенском клубе, украсили его литовскими флагами и под предлогом безобидных «Вечорок» попытались устроить митинг. Затея не удалась, и гости разошлись ночевать по домам рымдюнцев. А назавтра по деревне поползла новость: Островецкий район, мол, вскоре присоединят к Литве. Наиболее осведомленные указывали даже конкретный срок: через пять лет. Новостью сельчане поделились и с Людмилой Андреевной (Л.А. Вербицкая – председатель Гервятского сельского Совета народных депутатов Островецкого района – авт.). Причем в разговорах она впервые за долгие годы работы уловила – нет, не враждебные, но уже настороженные нотки. Чуть позже поняла, почему. Оказывается, гости настойчиво выясняли, какие притеснения терпят местные литовцы со стороны белорусско-русской администрации» с. 3].

http://ruskline.ru/opp/2023/12/22/litovs...

Е.Никифоров: - Как называется в дипломатии - мягкая сила, мягкая дипломатия. Почему-то что угодно понимается под этим, только не наши храмы. Хотя сейчас, когда идет этот грандиознейший даже не скандал, а религиозная катастрофа, связанная с Константинополем. Когда мы видим, что идет настоящая религиозная война. И на территории нашей канонической Церкви не понимать того, что религия является крайне важной в нашей жизни, и ей нужно, соответственно, уделять больше внимания и помощи - пока это еще не произошло. Может быть, я не знаю просто. А у Вас есть ощущение, что кто-то поворачивается, государство относится более внимательно, те же консульские работники появляются в храме, спрашивают ли, что тут происходит? о.Георгий: - Вы сейчас больную струну затронули. Е.Никифоров: - А сейчас, когда война, кругом стреляют, кругом боль - так что вопрос совершенно естественный. Нет времени уходить на эти вежливые, толерантные и деликатные вещи. Когда в тебя стреляют - веером не прикроешься. о.Георгий: - Слава Богу, в нас здесь не стреляют. Но хотелось бы, чтобы со стороны наших дипломатов - а именно, наверное, через них российские чиновники могут обратить внимание на рассеянные по лицу всей земли и Европы такие маленькие приходы. Но даже там, где не всегда дипломатия может быть отражением духа нашего народа или духа политической мысли, то сами люди могут проявлять частную инициативу. Конечно, сегодня сатанизм в своих ярких проявлениях показывает свое лицо. Дипломатия ушла в сторону. Не знаю, почему. Наверное, потому что лукавый пытается включить или уже включил все рычаги, чтобы воздействовать не только на страну, но и на религию. К сожалению, у российских политиков это недостаток тоже есть. Церковь пытаются сделать политическим инструментом. Это абсолютно неправильный подход. И именно поэтому эти нестроения вышли наружу. Бого-человеческий организм Церкви не должен вмешиваться в политические конфликты или интересы. Но Церковь может быт утешением для всех тех, кто ищет правды Божией. Банально, но повторю Евангельские слова - ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, остальное приложится вам. Тем не менее, чаще в его Церковью или религиозными направлениями пытаются прикрываться люди нерелигиозные или околоцерковные. Потому верующий церковный человек на эти безобразия, которые сегодня происходят, с одной стороны пытается реагировать, что правильно, молитвой, а неправильно - это отсутствием внутреннего покоя, будоражением умов своих близких, соотечественников, друзей. Наш приход, слава Богу, аполитичный. И даже те крайние проявления, которые на каком-то этапе были, в частности, началось же все с Украины на канонической территории развиваются все эти политические дрязги, но наш приход до данного момента чаша сия миновала. Знаю, есть приходы, которые раскололись. Где даже выходцы из Восточной Украины не находили общего знаменателя с выходцами из Украины Западной, хотя, на мой взгляд, на Западной Украине религиозность выше.

http://radonezh.ru/2018/12/11/v-hram-idu...

Принял Абациева — командира 6го Кавк.[азского] арм.[ейского] корпуса. Долго гулял. В б ч. принял кн. Голицына и поехал в пещерный храм. Вечером читал. 14-го   февраля. Вторник В 10 час. принял Покровского и затем Беляева. В 111/2 поехали к службе. Погода была мягкая, серая. Принимал после завтрака до 3ч. Погулял. Алексей днём встал, Ольга ещё лежит. В 61/2 поехали в церковь. Обедали: Мордвинов (деж.) и Н. П. Занимался до 101/2 час. 15-го   февраля. Среда У меня сразу сделался сильный насморк. В 10 час. принял ген.-ад. Безобразова. В 111/2 час. — к обедне. Завтракал и обедал Сашка Воронцов (деж.). Принимал и осматривал собрание рисунков и фотографий военной трофейной комиссии до 3 1/2 — погулял. Погода была мягкая. Сегодня прибыл из Измаила баталион Гвар.[дейского] Экипажа и расположился в Александровке. В 6 ч. принял А. С. Боткина. Вечером занимался. 16-го февраля. Четверг С 10 час. принял: Ильина, Кочубея и Мосолова. В 111/2 поехали к часам. Завтракал и обедал Н. П. (деж.). Посидел у Ольги, Марии и Алексея. Погулял с Татьяной и Анастасией. Было 5° мороза и тихо. В 91/2 принял Протопопова. 17-го   февраля. Пятница Утром принял Барка и затем М. Граббе. Ездили к обеим службам. День был солнечный и морозный. Погулял с Татьяной и Анастасией. В 41/2 принял Озерова. Завтракал и обедал Кутайсов (деж.). Вечером исповедовались. 18-го   февраля. Суббота Солнечный и морозный день. В 9 час. поехали с Татьяной и Анастасией к обедне и причастились св. тайн. Затем о. Ал.[ександр] Васильев приехал к нам и приобщил Ольгу, Марию и Алексея. В 12 час. принял Беляева. Погулял один. В 4 ч. у меня был Рейн. Ездили ко всенощной. Обедал Свечин (деж.). 19-го   февраля. Воскресенье В 101/2 поехали к обедне с Татьяной, Анастасия тоже простужена. Завтракал и обедал Вилькицкий (деж.). Гулял один. До чая принял Балашова — члена Гос. Думы. В 6 час. был кинематограф — видели конец “Таинственной руки”. Вечером у Аликс собрались: Лили Ден, Н. П., Мясоед.[ов]-Иванов, Родионов и Кублицкий. 20-го февраля. Понедельник

http://azbyka.ru/fiction/dnevniki-nikola...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010