Каждая линия стены верхней Крепости во Псковской Летописи именована Пряслом; а возвышенные зубцы или гребень на стене против Алтаря Соборного Персями, на коих сперва висели и колокола Соборные. Обе Крепости простираются в длину по берегу реки Великой около 200, а в ширину около 60 сажень. Ибо теснота горы, или мыса между двумя реками не позволяла расширять их. Все прочее за стенами сими называлось еще в 1263 году Посадом и Застеньем; а в 14 столетии упоминаются уже населенными и Запсковье и Завеличье. От нижней стены Домантовой проведена в верх по правому берегу Великой реки вторая стена плитная на 325 сажень, которая с берега под прямым углом поворотив на гору, окружала так называемый Средний город на 500 сажень обратно к реке Псков за Петропаловским Собором, против Церкви Мученика Евстратия. Она строена в начале 14 столетия на месте уже деревянной, которая была теснее сей новой, как можно заключать из названия бывшей Преображенской Церкви именовавшейся у Старого Костра на углу первого от площади левого переулка к Труперховским воротам. В 1433 году была и сия каменная разобрана и потом сделана новая. Третья стена, вероятно вместе же со второю в начале 14 столетия основана была на левом берегу Псковы реки деревянная на 300 сажень, а с начала 15 века была уже каменная и смыкала конец второй стены с Домантовой Крепостью. Четвертая по правому берегу Великой реки в верх от угла средней стены до Покровской Церкви и от оной кругом всего Посада (после называвшегося Большим Городом) ко Пскове реке до Гремячей горы на 1400 сажен, построена была около половины 14 столетия деревянная дубовая, а с 1373 года начата от Псковы каменная, но кончена к Великой реке опять деревом. В 1465 и 1501 годах она вновь построена была деревом: а в 1535 году сомкнут конец ее по Пскове реке с углом средней стены на 250 сажень. В 1465 году также вновь построена пятая деревянная стена около всего Запсковья, начиная от Гремячей горы и около Варлаамиевской Церкви по берегу Великой реки до угла Детинца над устьем Псковы, всего на 850 саженях.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

  4. Школа Школа имеет физико-математическую направленность. С 2020 года официальное название учреждения — ГБОУ Школа «Энергия». Здесь действуют профильные классы, проходит Российская научно-практическая конференция школьников по физике, математике, информатике. Идеальная школа для тех, кто хочет развиваться в области точных наук. 5.Школа В эту школу попасть непросто, но она, благодаря потрясающему педагогическому составу, дает отличное образование. Здесь существуют ранние «группы развивающего обучения», куда родители отдают своих детей заранее в надежде однажды провести последний звонок в одной из лучших школ Москвы. 6. Школа 1329 Следующая в списке — школа 1329. Кто бы мог подумать, что школа окажется в этом списке до того, как было принятое решение развивать физико-математический класс. Сюда пригласили преподавателей с мехмата МГУ, организовали спецзадания, готовят детей к олимпиадам, турнирам и вывозят в детские лагеря с образовательным уклоном. По результатам Всероссийской олимпиады 2018 г. школа может похвалиться четырьмя призерами по математике, пятью – по физике и девятью по праву. Также помимо профильного инженерного класса, в школе есть профильный медицинский при Сеченовском университете. 7. Школа 1547 Школа была открыта в 2005 году как лицей при МИФИ, она готовит к поступлению в этот и другие ВУЗы. Выпускники школы смогут с легкостью продолжить образование по направлениям: Начиная с 2015 года добавлены два направления: 8. Лицей «Вторая школа» В этой школе физико-математического направления, замечательный педагогический состав. Самой школе более 60 лет. Здесь взяли за основу систему обучения в ВУЗе. По результатам Всероссийской олимпиады ученики «Второй школы» завоевали 13 мест по математическому направлению, 7 по физике и 7 по экономике. Результаты по ЕГЭ тоже радуют – более 80% учеников набирают по 220 баллов и выше по трем предметам. Но отбор в школу достаточно строгий и попасть туда может не каждый. 9. Школа 1568 Эту школу еще называют лицеем имени Пабло Неруды (именно таково полное название школы 1568) Несмотря на молодость (лицей существует двенадцать лет), здесь сильные педагоги. Подход к ученикам максимально строгий, придти без домашнего задания — не получится! Профиль школы – естественные науки, математика, информационные технологии и углубленное изучение английского и испанского языков. 10. Школа 1501 при МЭИ

http://pravmir.ru/rejting-luchshih-shkol...

В 1500 г. из-за близости военных действий К. уехал в Рим, по-видимому, для прохождения практики в папской курии; в том же году он сделал доклад в Римском ун-те Сапиенца, вероятно, на математико-астрономическую тему. В 1501 г. К. пришлось вернуться в Польшу и отчитаться перед капитулом Фромборка (каноником к-рого он был) за отсутствие. Затем он направился в ун-т Падуи для изучения медицины, вызывавшей его интерес, поскольку на то время пришелся расцвет медицинской астрологии, находившейся под влиянием восточной астрономической традиции ( Siraisi N. Medieval and Early Renaissance Medicine: An Introd. to Knowledge and Practice. Chicago, 1990. P. 16). В 1503 г. К. получил докторскую степень по каноническому праву в Ферраре. По возвращении К. в Польшу (не позднее 1507) еп. Лукаш Ватценроде добился для него статуса внешнего каноника капитула и сделал его своим секретарем и лейб-медиком. К. обосновался в епископской резиденции и по сути являлся правой рукой епископа в условиях крайней политической напряженности между Вармией и Тевтонским орденом: К. сопровождал Ватценроде на сеймиках, на переговорах и при дворе (1512). В 1510 г. К. был назначен канцлером капитула, но приступил к своим обязанностям во Фромборке лишь в 1513 г. После смерти Ватценроде в 1512 г. К. не столько утратил могущественного покровителя, сколько унаследовал обширные связи своего дяди. В 1516 г. К. становится на 3 года управляющим владениями капитула в Ольштыне и Пененжно, а через год - комиссаром Вармии. В кон. 1520 г. К. вновь избран администратором владений капитула в Ольштыне и Пененжно. Во время войны между польск. кор. Сигизмундом и Тевтонским орденом К. стал управляющим Ольштына; благодаря принятым им оборонительным мерам ордену не удалось захватить город. В нач. 1521 г. в результате переговоров, в к-рых К. принимал участие, было заключено перемирие между Тевтонским орденом и Польшей, и Вармии были предоставлены гарантии безопасности от набегов рыцарей. После смерти еп. Фабиана Лузьянского в нач. 1523 г. К., как администратор владений капитула, становится фактическим управляющим всей Вармией.

http://pravenc.ru/text/2057188.html

Вы же, священнический и иноческий 1492 чин, пристойно церквами всякому правилу церковному, и пойте по всем дням молебны за православное христианство , а детей своих духовных учите к церкви Божьи прибегать, а приходящие посты честно и чисто держать. А который священник иметь пить до обеда, быть ему без риз. Α которые не по закону живут с женами, без благословения поповского понялись, учите их и приводите и[х] к православию: с 1493 благословением бы поимали жены; а не с благословением восхотят жить, ино их разлучать. И 1494 вы, попове, не приимайте их, ни их приношение 1495 , ни доры им не давайте, ни Богородичного хлеба. Α которые вас послушают, давали бы вам по себе поруку, что им вас и 1496 потом слушать. А на пиру кому лучится, которые имут пить до обеда, не давайте им Богородичного хлеба. Темже сице хочу вам божественным писанием рещи, еже отбежать пагубу четвертого брачества 1497 и яже от крови браков и отлученные от священных и божественных правил. Того бо ради в многоразличные 1498 печали на всякий день и час упражняюсь 1499 и христианского ради общего пользования неусыпающ ум имею. И сего ради собравшу ми от божественного писания и от божественных Отцов наших, явленно вам творю. Паки убо божественного учения и божественных и священных Апостолов правила 1500 и иже по сих святых Отцов вселенских семи соборов, никакими 1501 же божественными узами отвсуду верных оградишь. Священный убо Василие, иже глубины духовные испытав, по Богословцеву 1502 гласу, егоже язык закон бысть церкви, и глаголов его вещание 1503 – богонаписанные скрижали, начертанные Богу, о беззаконном и необычном 1504 браку беседуему, предельного и узаконенного разума подавает. В восьмидесятом же его 1505 правиле «многобрачество святые Отцы», рече, «неявленного покрыша мрака, якоже скотского, и человеческого обычая необычная» 1506 : яко третий брак убо закону познаваем есть 1507 , четвертый же брак и законные правила возбраняют. Блудяй убо в себе едином 1508 неправду сию имеет; а иже четвертого брака, яко рекше, себе смесив, поругается убо сим возбраняющим божественным и священным правилом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

В мае 1501 г. имя Л. было внесено в матрикул Эрфуртского ун-та (Martinus Ludher ex Mansfeldt; см.: Acten der Erfurter Universitaet. Halle, 1884. Tl. 2. S. 219); запись является наиболее ранним документальным свидетельством о Л. В Эрфуртском ун-те Л. принадлежал к коллегии (бурсе) Химмельспфорте (Himmelspforte; букв.- Небесные врата), основанной в нач. XV в. В этот период в Эрфурте как в области свободных искусств (см. ст. Artes liberales ), так и в сфере теологии господствующее положение занимали идеи номинализма, восходящие к У. Оккаму . Философию Л. преподавали убежденные оккамисты Й. Трутветтер (ок. 1460-1519) и Б. Арнольди (ок. 1465-1532). Впосл. Л. заявлял, что по своим философским взглядам он принадлежит к «секте» (т. е. направлению) оккамистов, которые также именовались номиналистами или терминистами (см.: Luther M. WA. Bd. 6. S. 600; Idem. WA: TR. Bd. 5. S. 653), и даже называл Оккама своим учителем (см.: Idem. WA: TR. Bd. 2. S. 516; ср.: Idem. WA. Bd. 38. S. 160). У определявших интеллектуальный климат Эрфурта представителей оккамизма Л. мог уже в этот период заимствовать нек-рые фундаментальные убеждения, определившие путь его дальнейшего развития как философа и теолога: критическое отношение к признанным авторитетам в философии и теологии, признание условности и относительности всех человеческих знаний о Боге и о мире; волюнтаризм в области учения о человеке и релятивизм в сфере религ. этики; представление об ограниченности папской власти и о важности естественного права, и т. п. Довольно сильным в Эрфурте было также влияние проповедников, ориентировавшихся на мистико-религ. идеалы движения «нового благочестия» (см. ст. Devotio moderna ); их призывы к культивированию личной религиозности и осторожная критика положения совр. католич. Церкви были весьма близки Л. Вероятно, Л. не принадлежал в Эрфурте к кругу гуманистов и сторонников светской учености, число к-рых в ун-те было значительным, однако многие из его эрфуртских друзей, в т. ч. И. Ланг (ок. 1487-1548) и Крот Рубеан (ок. 1480 - ок. 1545; настоящее имя - Й. Йегер), входили в этот круг; впосл. они выполняли роль посредников между Л. и влиятельными представителями европ. гуманизма (см.: Brecht. 1985. Vol. 1. P. 32-44; Rogge. 1985. S. 66-71).

http://pravenc.ru/text/Лютер.html

Низариты считали, что необходимо принимать за истину то, что провозглашает правящий в наст. время имам, в отличие от представлений его предшественников. Последним низаритским правителем Аламута стал имам Хуршах, капитулировавший в 1257 г. перед монг. силами Хулагу-хана. После падения Аламута низаритские имамы были вынуждены скрываться и утратили прямой контакт со своими последователями. Послеаламутский период (2-я пол. XIII - нач. XV в.) - один из самых сложных в истории исмаилизма: ослабли связи между имамом и его последователями, широко применялся принцип такыя. Низаритские имамы, опасаясь преследований монголов, были вынуждены скрываться, и их местопребывание знали только некоторые из наиболее приближенных лиц. Всякие связи с исмаилитскими общинами, особенно находящимися в отдаленных местах, были прерваны. И.-низариты Бадахшана, Индии, Афганистана, Сирии и др. областей на протяжении XIV-XV вв. не знали о местонахождении имама. После провозглашения в 1501 г. имамитской ветви шиизма гос. религией гос-ва Сефевидов для И. Ирана сложились более благоприятные условия. Тем не менее при ранних Сефевидах низариты подвергались преследованиям. Чтобы избежать казни, низаритский имам Шах-Тахир аль-Хусайни был вынужден в 1520 г. покинуть Иран и поселиться в Индии. Низаритские имамы восстановили центр имамата в Анджудане (Энджедане, Центр. Иран), в кон. XVII - нач. XVIII в. перенесли его в сел. Кахак (Кохек) ( Дафтари. 2004. С. 200). Низаритам Ирана удалось возобновить связи с общинами в др. странах. Особый успех проповедь низаритов имела в Индии (Синде и Гуджарате). В период правления династий Зендов (1760-1794) и Каджаров (1794-1925) имамы И. активно участвовали в политической жизни Ирана. В 1817 г. исмаилитский имам (с 1792) Шах-Халилуллах III погиб во время беспорядков на религ. почве в г. Йезд. Фатх Али-шах (1797-1834) из династии Каджаров удовлетворил просьбу вдовы имама о правосудии и выдал одну из дочерей замуж за сына и преемника убитого - Хасана Али-шаха. Шах сделал молодого имама правителем Кума и присвоил ему почетный титул «Ага-хан», к-рый стал наследственным в имамате низаритов.

http://pravenc.ru/text/674985.html

Среди них стоит отметить «Энхиридион, или Оружие христианского воина» и «Диатрибу, или Рассуждение о свободе воли». Первая работа посвящена, как говорил Эразм, философии Христа. Сам Эразм считал себя истинным христианином и защищал идеалы католической Церкви, хотя многое, конечно, ему не нравилось – распущенность нравов, беззаконие, злоупотребление разного рода католическими положениями, в частности – индульгенциями и т.п. Однако Эразм не разделял и многих положений, которые были само собою разумеющимися в эпоху Средневековья. Так, он был по духу своему просветителем и считал, что все люди созданы Богом равными и одинаковыми, и благородство их зависит не от их принадлежности по рождению к дворянскому или царскому роду, а от их воспитания, нравственности, образования. Благородство может быть только духовным и нравственным, но никак не унаследованным. Поэтому главное для Эразма состоит в воспитании и образовании человека; невоспитанного и необразованного человека он ставит даже ниже животного, поскольку животное живёт в согласии со своей природой. Выступает Эразм и против распространённых в эпоху Возрождения суеверий и псевдонаучных увлечений – алхимии, астрологии и т.п. При этом иногда он даже перегибает палку, например, выступая против чудес. Он утверждает, что чудеса возможны и необходимы, поскольку Бог существует, но они были во времена пророков, Иисуса Христа, апостолов, а сейчас тех людей, которые могли бы творить чудеса, уже нет, а потому и незачем их искать. Выступает он и против схоластической философии и богословия. Как выпускник Сорбонны, он прекрасно знал эти дисциплины. Против схоластики он выступал по всем пунктам – и против схоластического метода, и против диспутов, и против титулов и научных степеней. Подобная философия, по утверждению Эразма, совершенно бесполезна, так как не ведёт к истине и добродетели, а именно к совершенствованию в добродетелях нужно прежде всего направлять усилия человека. Философия должна быть моральной, только такая философия может быть названа истинной философией Христа. Философия должна решать задачи человеческой жизни, проблемы человека, а этого не замечала схоластическая философия. Философия должна присутствовать во всей жизни человека, вести его по жизни – именно этой теме посвящено основное произведение Эразма «Оружие христианского воина» (1501). «Оружие христианского воина»

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

В XIII в. во Франции на некоторых соборах запрещено было мирянам читать богословские книги, точнее – перевод Библии и саму Библию, за исключением псалмов. Но, кажется, эти предписания не приводились в исполнение. В Англии в начале XV в. запрещены были переводы, сделанные Виклефом, и вообще переводы Библии, не заслужившие одобрения. Только в Испании к концу XIII в. королевскими указами повсеместно было запрещено употребление Библии, переведенной на отечественный язык. Uakob I Арагонский около 1276 г. издал такое приказание: никто не должен иметь книг Нового и Ветхого Заветов в испанском переводе; кто таковые имеет, тот должен представить их епископу; в случае же сопротивления – будет ли он лицо духовное или мирянин – навлекает на себя подозрение в еретичестве. Фердинанд и Изабелла (1474–1516 гг.) под угрозой тяжких наказаний воспретили переводить Библию на народный язык или иметь такие переводы. Изобретение книгопечатания с самого начала содействовало быстрому распространению как хороших, так и дурных книг, поэтому церковная власть со своей стороны начинает обращать удвоенное внимание на книжное дело. Первую попытку стеснить свободу печати делает папа Александр VI буллой от 1 июня 1501 г. Еще большую внимательность в этом отношении обнаруживает папа Лев Х , издавший буллу от имени Латеранского собора 3 мая 1515 г. В ней между прочим говорилось: «Впредь на вечные времена никто пусть не дерзает печатать книги или сочинения в нашем городе или каком-либо другом городе, если она наперед не одобрена в Риме нашим викарием или магистром sacri Palatii, а в других городах епископом или опытным лицом, по поручению епископа. Кто вздумает воспротивиться этому приказанию, у того книга будет отобрана и торжественно сожжена, с него будет взято штрафа 100 дукатов, он лишается права что-либо печатать в течение года, подвергается отлучению; и если таковой пребудет упорен, то от своего епископа или нашего викария будет так строго наказан, чтобы другие, видя этот пример, не отваживались на что-либо подобное». В Аугсбурге с 1515 г. вошло в практику, что каждый типограф давал клятву перед магистратом, что он ничего не будет печатать без воли и ведома этого последнего учреждения. Одной из первых печатных книг, подвергшихся папскому осуждению, было известное сочинение «Epistolae obscurorum virorum». Папа Лев Х в 1517 г. издал буллу такого содержания: «В этой книге, между прочим, против профессоров священной теологии, из которых некоторые даже прямо названы по имени, наговорено много постыдного и позорного, причем тексты Св. Писания перемешаны с неприличными шутками, почему ради чести христианской религии мы решились как можно скорее запретить чтение этой книги; против виновников этой соблазнительной книги должны быть употреблены надлежащие наказания. Итак, в силу апостольского авторитета, мы увещеваем всех христиан обоего пола и всякого звания навсегда отказаться от чтения этой книги, а самые экземпляры книги сжечь, в противном случае непослушные подлежат отлучению».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Таковы, например, были все дела о выдаче паспортов приезжавшим в Петербург лицам синодального ведомства из епархий. Из Синода выдавались паспорта отъезжавшим из Петербурга или Москвы: иеромонахам, вкладчикам и служителям монастырским, приезжавшим по церковным делам 1500 , ревельскому протопопу для проезда по делам службы из Петербурга в Москву 1501 , поповским детям 1502 , дворецкому архиерейского дома, приезжавшему для приискания места 1503 , боярскому сыну с конюхом, приезжавшему по делам архиерея 1504 , служителям архиерейских домов, бывшим на службе в столицах при архиерейских подворьях 1505 или приезжавшим по делам временно 1506 , служителям монастырским 1507 , крестьянам церковных вотчин, высылаемым за отсутствием у них разрешения на отлучку с места жительства 1508 или возвращавшимся на родину после службы в столице, после заработка 1509 , после временного пребывания по какому-нибудь делу 1510 , также паспорта на временное пребывание в столице 1511 . Таковы же были все дела с допросами беспаспортных церковных крестьян, захваченных в столице полицейскими властями и препровождаемых обыкновенно в Синод. Затем, Синод был обременен и своими «епархиальными» делами. Правда, для московской, бывшей патриаршей области с самого начала учреждено было архиерейское управление и существовали приказы, а потом учреждена была московская духовная дикастерия, но петербургский край оставался в непосредственном управлении Синода. Синод здесь давал указы об освящении церквей 1512 , о перестройке 1513 , устраивал дело обучения церковнических детей в Петербурге 1514 . К Синоду обращался главный магистрат с просьбою о приводе к присяге магистратского ратсгера, и Синод поручил привести к присяге Успенскому протопопу 1515 . Священник котлинского собора просит о даче собору утвари и богослужебных книг 1516 . Начальство петербургского корабельного строения просило о назначении священника для отправления треб рабочим вместо заболевшего 1517 . Приходское духовенство просит о выдаче паспортов 1518 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Раннейшая из известных редакций этих сборников, как и всей вообще вавилонской религиозной литературы, относится ко временам Саргона I (за 2800 л. до Р. Хр.). Вторая – падает на эпоху уже известного нам Гаммураби (за 2300 до Р. Хр.) 1499 . Время Гаммураби представляет весьма важную эпоху не только в политической истории Вавилона, но также в истории вавилонской религии – вообще и в истории религиозной вавилонской литературы в частности. С политическим возвышением Вавилона возвысился и патрон этого города – бог Мардук, он занял первенствующее место – 313– в вавилонском пантеоне. Конечно, возвышение Мардука на счёт других богов совершалось постепенно. Нужно было оправдать верховное положение Мардука в вавилонском пантеоне, между тем древние мифы и легенды и вообще вся религиозная литература не благоприятствовала этому. Тогда вавилонские жрецы взялись за переработку древней религиозной литературы с целью возвысить авторитет своего бога Мардука. В древнем вавилонском эпосе о творении мира главная роль приписывалась Бэлу; – вавилонские жрецы поставили на место Бэла Мардука и в самом эпосе постарались, хотя явно искусственно, мотивировать такое положение Мардука. В заклинательных текстах фигурировали главным образом боги – Еа, Бэл и Гибиль (бог огня) 1500 – вавилонские жрецы и здесь опять-таки постарались поставить Мардука рядом с Еа и Гибилем и даже обеспечить для него главную позицию при заклинаниях. От этого, между прочим, и получилось, что в одном из гимнов богу огня, находящемся в заклинательном сборнике „Маклу“ и менее подвергшемуся позднейшему изменению, Нуску или Гибиль называется „исполнителем приказов Бэла 1501 ; напротив того, в заклинательном сборнике „Шурпу“ Гибиль является уже слугой и исполнителем повелений Мардука. В 7-й таблице серии „Шурпу“ находится рассказ об исцелении больного человека, который был одержим демоном головной болезни, – Еа, Мардуком и Гибилем. Здесь Мардук называется сыном Еа и настолько совершенным сыном, что Еа говорит ему: „что знаю я – знаешь и ты“, – изображается ходатаем пред своим отцом за больного; Гибиль же является, так сказать исполнительной силой при Мардуке 1502 . —314— Выдающаяся роль Мардука в этой таблице сборника „Шурпу“ явно показывает тенденцию составителей выдвинуть своего патрона. – Вообще нужно сказать, что заклинательная серия „Шурпу“ наиболее подверглась тенденциозной обработке вавилонских жрецов. При этом, конечно, могли войти в этот сборник и другие дополнения, помимо главной цели – выдвинуть Мардука. Эта обработка падает, как уже отмечено, на эпоху Гаммураби; следовательно – она современна новооткрытому своду законов Гаммураби. Следовательно, мы вправе сопоставлять эти два памятника древней вавилонской литературы. Вот это, именно, положение нам и требовалось пока доказать в представленном абзаце.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010