7:7). За сим, употребив имя, показывающее благоволение и назвав Давида рабом Своим, напомнил и о пастушеской жизни, и об иной нищете, указал также и на высоту царского сана и на щедроты в промышлении о нем. Ибо говорит: «бех с тобою во всех, аможе ходил вси, и искорених вся враги твоя от лица твоего, и сотворих тя имя велико по имени великих, иже на земли» (2 Цар. 7:9). Сказал же сие для утверждения его в благочестии и правоте, чтобы, помня благодеяния, служил благодетелю. Обещал промышлять и о народе, ибо говорит: «положу место людем Моим Израилю, и насажду их, и веселятся о себе» (2 Цар. 7:10), — потому что, ведя жизнь по Божию закону, Израиль отделен от иных народов. А слова «и не приложит сын неправды обидети их» (там же) объясняются последующими. Сказано: «якоже исперва, и от дний в няже поставил судии в людех Моих во Израили» (2 Цар. 7:10—11). Поелику во время Судей израильтяне бывали в рабстве то у аммонитян и моавитян, то у мадианитян и филистимлян, Бог обещает им сохранить царство ненарушимым и освободить их от таких частых перемен. Потом возвещает, что созиждет им словесный, божественный и спасительный храм, ибо говорит: «возвестит ти Господь, яко созиждет дом Себе» (2 Цар. 7:11). А что и Сам создал от Святой Девы плоть, и Сам нарек ее храмом, сему научил нас евангелист Иоанн, в писание Святого Евангелия включив и вопрос иудеев, и ответ Владыки Христа. Ибо вопрошавшим иудеям, «кое знамение являвши нам, яко сии твориши,» Господь сказал в ответ: «разорите церковь сию, и треми денми созижду ю» (Ин. 2:18, 19). Поелику же иудеи думали, что сказано сие о неодушевленном храме, то евангелист присовокупил: «Он же глаголаше о церкви тела своего. И егда воста от мертвых, познаша ученицы Его, яко се глаголаше Иисус, и вероваша писанию и словеси, еже рече Иисус» (Ин. 2:21, 22). А божественный апостол и собрание верных назвал домом Божиим, ибо говорит: «Христос, якоже Сын в дому Своем; Егоже дом мы есмы» (Евр. 3:6). Сие предвозвестил и пророк: «и возвестит ти Господь, яко созиждет дом Себе» (2 Цар.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОСПОДЬ САВАОФ [евр.    ;    ], одно из имен Божиих в Свящ. Писании (об имени Яхве Саваоф см. в ст. Бог ). Имя   (жен. род, мн. ч.) происходит от семит. корня  , к-рый встречается, напр., в аккад. текстах (   - народ, во мн. ч.- воины, рабочие). В евр. языке   означает «армия», «воинство». В Септуагинте     передается 3 способами: транслитерацией Κριος Σαβαωθ (чаще всего в Книге прор. Исаии); как Κριος παντοκρτωρ - Господь Вседержитель (так же передается имя    ); как Κριος (или Θες) τν δυνμεων - Господь сил (обычно в Псалтири). Господь Саваоф. Икона из праотеческого ряда. Мастер Ждан Дементьев. 1630 г. (КБМЗ) Господь Саваоф. Икона из праотеческого ряда. Мастер Ждан Дементьев. 1630 г. (КБМЗ) Евр. синтаксис позволяет переводить словосочетание     как предложение без глагола (Господь [есть] Саваоф), как сочетание глагола с объектом (Он, Который создает воинства; ср.: Пс 32. 6), как 2 существительных, одно из к-рых является приложением (подобно аккад. абстрактным существительным жен. рода с -  , передающим функции ( Cazelles. 1985. Col. 1125); в этом случае выражение переводится как Господь Воитель), как усилительное абстрактное существительное во мн. ч., обозначающее силу (из такого понимания происходит греч. Κριος παντοκρτωρ) ( Eissfeldt. 1950), как конструкцию, передающую связь или отношение (Господь воинств). Последний, традиц. перевод опирается в т. ч. на эпиграфические свидетельства и ханаанские глоссы в Амарнских письмах . Под «воинствами» понимали войска Израиля (ср.: 1 Цар 17. 45), небесные существа (напр., 3 Цар 22. 19-23; Пс 102. 19-22; 148. 1-5; Дан 8. 10-13), совет («сонм») святых, окружающих Бога (ср.: Пс 81. 1; 88. 8), или звезды и др. светила (ср.: Втор 4. 19; 4 Цар 23. 4-5), а также все земные и небесные существа (ср.: Быт 2. 1) (см. в ст. Воинство небесное ). Именование «Г. С.» восходит к домонархическому периоду ветхозаветной истории. В качестве культового имени оно упомянуто в святилище (  ) в Силоме (1 Цар 1. 3, 11), прежде всего в связи с ковчегом завета (1 Цар 4. 4). Поскольку существование святилища на этом месте прослеживается с конца эпохи средней бронзы, нек-рые ученые предполагают, что титул изначально мог употребляться по отношению к местным ханаанским божествам - Решефу, Ваалу или Элу ( Seow. 1992).

http://pravenc.ru/text/166347.html

14: 13–14). Вернувшись домой, Саул никому ничего не сказал о помазании. Тогда Самуил собирает израильтян в Массифу и устраивает формальную процедуру избрания через жребий. Жребий сначала указывает на колено Вениаминово, потом на соответствующее племя, на дом Кисов, и, наконец, был назван Саул. В момент избрания Саул ведет себя довольно скромно, пытаясь спрятаться среди повозок. Самуил его представляет как царя: «И изложил Самуил народу права царства, и написал в книгу, и положил пред Господом» (1 Цар. 10: 25). Но не все на тот момент его принимают, некоторые говорят: « Ему ли спасать нас? И презрели его и не поднесли ему даров» (1 Цар. 10: 27). Саул избирается по воле Божией. Дважды говорится о том, что Господь ниспосылал на него Духа. Первый раз, когда он только шел от Самуила и встретил пророков и сам вместе с ними пророчествовал. Затем, когда он отправился на сражение с аммонитянами, которые осадили Иавис Галаадский, сошел Дух Божий на Саула, и он вышел на сражение (1 Цар. 11: 6). Саул избирается и получает особые дары от Бога на свое служение. Теократия вполне возможна для израильтян и в таком виде, когда над ними стоит царь, но царь не обожествляющий себя, не пытающийся присвоить себе всю власть над народом, но понимающий себя как помазанника и служителя Божия, который поставлен для этого народа. Неслучайно царь пребывает в послушании у пророка, открывающего ему волю Божию, что достаточно нехарактерно для востока. Там скорее самому царю свойственно быть верховным жрецом и самому общаться с божеством, передавать эту волю божества и собственную волю своим подданным. А здесь эти два служения – царское и пророческое – параллельны, и оба избранника являются помазанниками Божьими, поставленными на служение. 13.2. Победы и отступление Саула Первым деянием Саула было освобождение города Иависа Галаадского от осадивших его аммонитян (1 Цар. 11). Отметим, что, когда пришли послы из Иависа с просьбой о помощи, Саул « пришел… позади волов с поля» (1 Цар. 11: 5), то есть жизнь царя не сильно пока изменилась.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

2: 11). Святой пророк Илия был взят от жизни чудесным образом. Это сверхъестественное изъятие произошло, когда он шел из Иерихона вместе со своим учеником Елисеем: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2: 11). Елиссей иногда, прием милоть Илиину, прият сугубую благодать от Бога; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание (4 Цар. 2: 9, 12–13). Во время небесного восхождения на колеснице Илия бросил свою милоть (плащ, верхнюю одежду) Елисею, она стала вещественным символом преемственности Божественной силы и пророческого служения, переходящей от учителя к ученику. Важно, что Елисей жаждал этой преемственности: когда Илия, знавший о своем скором уходе из мира, спросил Елисея, что он хочет получить. Ученик дерзновенно попросил духовную силу, вдвое большую, чем сила учителя. Иорданова струя первее, милотию Илииною Елиссеем, ста сюду и сюду; ты же, о душе моя, сея не причастилася еси благодати за невоздержание (4 Цар. 2: 14). Взяв милоть Илии, Елисей, призвав Бога, ударил ею по водам Иордана, после чего ему было явлено чудо, утвердившее его на пути пророческого служения: воды реки разошлись, открыв ему дорогу. Соманитида иногда праведнаго учреди, о душе, нравом благим; ты же не ввела еси в дом ни странна, ни путника, темже чертога изринешися вон, рыдающи (4 Цар. 4: 8). Богатая добрая женщина Соманитида, видя пророка Елисея, часто голодного и изнуренного, совершающего свой путь вблизи ее дома, устроила вместе со своим мужем особенную горницу, чтобы пророк имел возможность подкрепиться едой и отдохнуть. Добрые супруги были бездетными, по молитвам пророка Елисея в скором времени у них родился сын. Гиезиев подражала еси, окаянная, разум скверный всегда, душе, егоже сребролюбие отложи поне на старость; бегай геенскаго огня, отступивши злых твоих (4 Цар. 5: 20–27). Доброй и простой женщине святой Андрей противопоставляет хитрого слугу Елисея Гиезия. Несмотря на то, что он больше чем кто–либо другой находился рядом с пророком, сердце Гиезия оставалось пораженным лукавством и страстью сребролюбия.

http://predanie.ru/book/217218-velikiy-k...

   Так, Моисей, прежде нежели дерзнул приступить к Богу и принять от него Богоначертанные скрижали, приуготовил к сему душу свою постом (Исх. 34). Так поступил и пророк Божий Илия: он постился сорок дней, прежде нежели удостоился видеть Бога на горе Хориве, в гласе хлада тонка (3 Цар. 19:12). Так и пророк Божий Даниил приуготовился трехнедельным постом к ведению и разумлению Божественных Откровений. Посему пост есть как бы некоторая лестница, возводящая ум на Небо, пост есть как бы некоторые крылья, которые возносят душу к Богу, к Богомыслию и горнему размышлению.    Третья польза от поста заключается в том, что чрез него мы совершаем служение Богу и соблюдением его воздаем Богу должную Ему почесть.     Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего (Рим. 12:1). Так Апостол Павел призывает всех христиан к укрощению плотских страстей, сила которых особенно сдерживается и ослабляется постом, и сие-то умерщвление плоти он называет словесным, разумным служением.    Четвертая польза, происходящая от поста, состоит в том, что он служит лишь малой данью Богу за грехи, совершенные нами, и умилостивляет Его праведный гнев.    Так, сыны Израилевы постом умилостивили Бога и приобрели торжественную победу (1 Цар. 7). Также и ниневитяне: они отвратили гнев Божий общим и строгим постом (3 Цар. 21). То же было во времена Есфири (Есф. 4) и Иудифи (Иудифь 4), при которых народ избавился от предстоящей смерти в следствии поста. К сему пророк Иоиль призывает всех людей такими словами: И ныне говорит Господь Бог ваш: обратитесь ко мне всем сердцем своим, в посте, и в плаче, и в рыдании, и раздирайте сердца ваши, а не ризы ваши (Иоил. 2:12—13).    Пятая польза от святого поста состоит в том, что он вменяется в добродетель и чрез него испрашиваются блага временные и вечные.    Так Анна, жена Елканова, постом испросила себе сына Самуила (1 Цар. 1). Так, пророк Давид изнурял себя постом, чтобы испросить у Бога жизнь больному своему сыну (2 Цар. 12). Так же и Сарра спасла жизнь свою от бесов оружием поста, и слова Христовы исполнились самим делом. Все Святые прибегали к посту, как к сильнейшему прогонителю демонской силы. Вот слова о сем Самого Господа: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9:29).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Впрочем, к истине, что грех Израиля состоял ни в чем другом, а лишь в отвержении им Бога как небесного своего Царя, мы приходим не только путем правильного истолкования указанных библейских изречений. Она подтверждается и положительным свидетельством Свящ. Писания. Помимо вышеприведенных нами слов Господа пророку Самуилу (1 Цар. 8:1), эта истина содержится и в других Божественных словах, сказанных тому же пророку: «По всем делом, яже сотвориша Ми, от негоже дне изведох их из земли Египетски до днешняго дне, и оставиша Мя и послужиша богом иным, тако тии творят и тебе» (1 Цар. 8:8). Об этом отвержении Израиля своего Господа говорил пророк Самуил и в своей прощальной речи в Галгалах израильскому народу (1 Цар. 12:21), желая побудить его покаяться в своем тяжком грехе, что и было достигнуто им (1 Цар. 12:19).    В данном случае для нас в особенности должны быть интересны слова, которые произнес Самуил израильскому народу в ответ на его покаяние. «И рече Самуил к людем: не бойтеся, вы сотвористе всю злобу сию: токмо не уклонитеся от последования Господня, и поработайте Господу всем сердцем вашим; И не приступите вслед ничтоже суших (идолов), иже не пособствуют, и не изъимут, яко ничтоже суть» (1 Цар. 12:20—21).    Таким образом, успокаивая израильтян, пророк Самуил увещевает их заботиться только об одном, чтобы они впредь не отвергали Бога и не обращались более к идолам, которые не могут им помочь. Ясно, что только в этом отвержении и состоял грех израильтян, в котором требовалось с их стороны покаяние.    Если мы обратимся к тому же Свящ. Писанию, то найдем в нем прямое свидетельство и в пользу истины, что царская власть, как таковая, сама по себе есть благо, и потому в желании израильского народа иметь ее Господь не мог видеть падение, грех, и на учреждение каковой было Его соизволение.    Из Библии ясно видно, что поставление царя Израилю было предусмотрено законом, данным от Бога Моисею, и за четыреста лет до своего осуществления уже получило для себя Божественное благословение. «Аще же, — говорил Господь народу израильскому чрез Моисея, — внидеши в землю, юже Господь Бог твой дает тебе в жребий, и приимеши ю, и вселишися на ней, и речеши: поставлю князя над собою, якоже и прочий языцы, иже окрест мене: поставляя, да поставиши над собою князя, его же изберет Господь Бог твой» (Втор. 17:14—15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3883...

1 Свт. Василий Великий, Архиеп. Кесарии Каппадокийской, отец Церкви († 379, память 1 января). 2 Феодор Ростовский, Архиеп., племянник Преп. Сергия Радонежского, († 1394, память 23 ноября). 3 Ср.: Мф. 25:14—30. Талант — древнегреческая мера веса и денежная единица. 4 Впоследствии принявшие иноческий постриг препп. Кирилл и Мария Радонежские были прославлены в лике святых Русской Православной Церкви. 5 Анна, одна из двух жен Елканы, мать пророка Самуила. Будучи бездетной, она молила Бога даровать ей потомство, которое обещала посвятить Богу. Родив, наконец, сына и вскормив его, отдала будущего пророка Самуила в храм, служить Господу (1 Цар. 1:1—28). 6 В Книге пророка Иеремии Бог говорит, обращаясь к нему: « Прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя » (Иер. 1:4—5). 7 Когда пророк Самуил, еще будучи отроком, служил в храме, он трижды услышал глас Бога, обращавшегося к нему (1 Цар. 3:1—8). 8 Пророк Давид во время одной из войн израильтян с филистимлянами победил в единоборстве великана Голиафа, бросив камень из пращи (1 Цар. 17:1—51). 9 Пророк Илия построил жертвенник из камней, положил на жертвенник дрова и тельца и повелел трижды выливать воду на жертву и на дрова; после молитвы Илии на жертвенник ниспал огонь и поглотил жертву, дрова, камни и воду (3 Цар. 18:29—39). 10 Пророк Илия воскресил сына вдовы, трижды простершись над ним (3 Цар. 17:17—22). 11 Пророк Иона был выброшен по жребию мореходами в море, чтобы утишить бурю; его проглотил кит, и он провел в его чреве три дня и три ночи, а затем был извергнут китом на сушу (Иона 1, 1—2, 11). 12 Три еврейских отрока, Анания, Азария и Мисаил, были брошены по повелению царя Навуходоносора в раскаленную печь за то, что отказались поклоняться языческим богам, но остались невредимы (Дан. 3:8—95). 13 Пророк Исаия в видении лицезрел Бога, окруженного Серафимами, воспевавшими: « Свят, свят, свят Господь Саваоф! » (Ис. 6:1—3). 14 О введении Пресвятой Богородицы в храм рассказывается в апокрифическом «Протоевангелии Иакова»; об этом событии упоминается также в творениях некоторых отцов Церкви (святителей Кирилла Александрийского, Григория Нисского, Иоанна Дамаскина) и в церковных песнопениях, посвященных двунадесятому празднику Введения во храм Пресвятой Богородицы, который празднуется 21 ноября (4 декабря).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2837...

Так, Моисей, прежде нежели дерзнул приступить к Богу и принять от него Богоначертанные скрижали, приуготовил к сему душу свою постом (Исх. 34). Так поступил и пророк Божий Илия: он постился сорок дней, прежде нежели удостоился видеть Бога на горе Хориве, в гласе хлада тонка (3 Цар. 19:12). Так и пророк Божий Даниил приуготовился трехнедельным постом к ведению и разумлению Божественных Откровений. Посему пост есть как бы некоторая лестница, возводящая ум на Небо, пост есть как бы некоторые крылья, которые возносят душу к Богу, к Богомыслию и горнему размышлению. Третья польза от поста заключается в том, что чрез него мы совершаем служение Богу и соблюдением его воздаем Богу должную Ему почесть. Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего (Рим. 12:1). Так Апостол Павел призывает всех христиан к укрощению плотских страстей, сила которых особенно сдерживается и ослабляется постом, и сие-то умерщвление плоти он называет словесным, разумным служением. Четвертая польза, происходящая от поста, состоит в том, что он служит лишь малой данью Богу за грехи, совершенные нами, и умилостивляет Его праведный гнев. Так, сыны Израилевы постом умилостивили Бога и приобрели торжественную победу (1 Цар. 7). Также и ниневитяне: они отвратили гнев Божий общим и строгим постом (3 Цар. 21). То же было во времена Есфири (Есф. 4) и Иудифи (Иудифь 4), при которых народ избавился от предстоящей смерти в следствии поста. К сему пророк Иоиль призывает всех людей такими словами: И ныне говорит Господь Бог ваш: обратитесь ко мне всем сердцем своим, в посте, и в плаче, и в рыдании, и раздирайте сердца ваши, а не ризы ваши (Иоил. 2:12—13). Пятая польза от святого поста состоит в том, что он вменяется в добродетель и чрез него испрашиваются блага временные и вечные. Так Анна, жена Елканова, постом испросила себе сына Самуила (1 Цар. 1). Так, пророк Давид изнурял себя постом, чтобы испросить у Бога жизнь больному своему сыну (2 Цар. 12). Так же и Сарра спасла жизнь свою от бесов оружием поста, и слова Христовы исполнились самим делом. Все Святые прибегали к посту, как к сильнейшему прогонителю демонской силы. Вот слова о сем Самого Господа: Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9:29).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4162...

А если бы общий был голод на земле, он не послал бы ее в другое место. Из сего видно, что сею ниспосланною от Бога казнью вразумляемы были израильтяне, после такого о них попечения живущие нечестиво. Отсюда же дознаем, что пророк имел сугубую благодать, потому что время голода продолжалось вдвое дольше. Вопрос 23. Почему пророк, предсказав Азаилу смерть Варадада:самому ему велел сказать: «живя поживеши» (4 Цар. 8:10 )?    Бог всяческих повелел великому Илии помазать Елисея в пророка, Азаила — в царя Сирийского и Ииуя — в царя Израильского. Но Илия Елисея помазал, как было повелено, царей же не помазал, потому что вскоре взят на небо. Елисей же, прияв сугубую Илиину благодать, сперва пошел в Дамаск помазать Азаила. Посему Варадад (это имя сына Адерова), узнав о пришествии пророка, с дорогими и щедрыми дарами послал к нему Азаила спросить, избавится ли он от болезни. Пророк пришедшему Азаилу предсказал и воцарение его, и смерть пославшего; велел же не извещать о смерти Варадада, чтобы в унынии не окончил он жизнь. Между тем, смотря на Азаила, пророк пролил потоки слез. Ибо провидел будущие от него бедствия Израилю; сие и предвозвестил ему. Вопрос 24. Как должно разуметь сказанное: «и взя одеяло, и намочи в воде, и обложи на лице его, и умре» (4 Цар. 8:15 )?    Иосиф сказал, что, сделав это, Азаил нанес тем царю насильственную смерть, потому что был злочестив и склонен к убийству. Он говорил: «Бог гор Бог Израилев, и не Бог юдолий» (3 Цар. 20:28). И он же, спасенный Ахавом, оказался неблагодарным к благодетелю. История же показывает нам вред худого родства. Ибо другой Иорам, царь колена Иудина, хотя родился от благочестивого мужа Иосафата, но, обольщенный словами супруги, стал причастен нечестию. Сказано: «ходи в пути царей Израилевых, якоже сотвори дом Ахаавлъ, бе бо дщи Ахаавля жена ему, и сотвори лукавое пред Господем» (4 Цар. 8:18). Вопрос 25. Как должно разуметь сказанное: и» изби Едома людей, обступивших окрест его, и князи с колесницами, и бежаша людие в селения своя» (4 Цар. 8:21 )?    Над идумеями властвовал царь колена Иудина, но по пророчеству патриарха Исаака они свергли иго рабства. Ибо сказано: «будет время, егда отрешиши ярем от выи твоея» (Быт. 27:40). Посему хотя иудеи в войне с ними поразили их и потом возвратились в землю свою, но идумеи побежденные не были уже в подданстве у иудеев.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

15:21). Все это предписано в наше научение, да мы научимся, что и нам не надобно так делать — быть с друзьями, когда дела их благоуспешны, и оставлять их, когда приходят они в расстройство. Вопрос 29. Почему Давид воспретил следовать за ним священникам и кивоту (2 Цар. 15:25—29 )?    Как благочестивый и пророк, царь знал, что было с кивотом, взятым в помощь беззаконными: они побиты, а кивот предан в плен иноплеменникам. Зная это, сказал иерею Садоку: «возврати кивот Божий во град, и да станет на месте своем; аще обрящу благодать пред Господом, и возвратит мя, и увижу кивот и лепоту его; и аще тако речет: не благоволих в тебе; се, аз есмь, да сотворит ми благое пред очима Своима» (2 Цар. 15:25—26), — т. е. не могу носить с собою обвинителя, слышу, внутри его вещает закон: «не прелюбы сотвори, не убий,» — а я попрал два сии закона. Когда Законоположник очистит око души моей, тогда в состоянии буду видеть благолепие его. Если же совершенно лишит меня Своего попечения, то Он — владыка, а я — служитель, подвергающий себя вразумлениям Его. Так, со слезами говорил божественный муж, приняв на себя вид сетующего, потому что покрыл главу свою и шел босыми ногами; с ним плакало и войско. Во время бегства сего узнал Давид о предательстве Ахитофела, но немедленно прибег к своему Владыке, умоляя Его, не молниями поразить предателя, но суетным сделать совет его. Ибо говорит: осуети совет Ахитофелев, Боже мой (2 Цар. 15:31). Слово осуети Акила перевел «обезуми» в значении «покажи безумным и несмысленным». А словом «рос» (2 Цар. 15:32) писатель называет вершину холма. Ибо говорит: грядый даже до роса, — т. е. до вершины холма; называет же так гору Масличную, с которой вознесся Владыка Христос. Там Давид поклонился Богу, вероятно, обратив взор на скинию и на хранящийся в ней кивот. Вопрос 30. Иные не хвалят лживости Хусия (2 Цар. 17 и далее)?    И в добром, и в противном тому надлежит вникать в намерение. Ибо, так судя, найдем, что и правда достойна бывает иногда обвинения. Сказано, что Ирод «клятвы ради и за возлежащих с ним» умертвил Иоанна (Мк. 6:26). Но никто не будет так малосмыслен, чтобы похвалить правду, выполненную посредством убийства. Лучше было бы Ироду не клясться, и если поклялся, то солгать было предпочтительнее, нежели сделать убийство. Посему и здесь употреблено лицемерие, не из корысти, не во вред другим, но из усердия к пророку и царю благочестивому.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010