На третий год засухи Илия вернулся к Ахаву. Пророк Илия предложил устроить состязание, предложил соорудить два жертвенника: один – от жрецов Ваала, другой – от себя. «На который из них спадет огонь с неба, тот будет указанием, чей Бог истинен и все должны будут поклониться Ему, а не признающие Его будут преданы смерти» (3 Цар. 18: 22-24). Жрецы плясали, молились, кололи себя ножами, но бесполезно. К вечеру святой пророк воздвиг жертвенник из 12 камней, приказал выкопать вокруг жертвенника ров, наполнив его водою, и повелел поливать жертву, дрова. Он обратился к Богу с горячей молитвой о обращении заблудших. Огонь пал с неба и возжег жертву. Народ закричал: «Воистину Господь есть Бог Един и нет другого Бога, кроме Него!» (3 Цар. 18: 25-39).Тогда пророк казнил 450 жрецов. После чего Бог послал обильный дождь, засуха кончилась (3 Цар. 18: 41-45). Итак, духовная чистота порождает сильную волю человека, а сильная воля и вера – бесстрашие, фатализм, бескомпромиссность и стояние в истине! Но еще очень важная черта проявляется в жизни святого пророка – это идеал справедливости и милосердия, который был ориентирован на веру в Бога. Во время засухи пророк Илия отправился к бедной вдове. За то, что она не пожалела последней горсти муки и масла, по молитве пророка мука и масло не истощались в её доме (3 Цар. 17: 13-16). Пророк Илия совершает еще одно чудо: он воскресил умершего сына вдовы, сострадая её горю (3 Цар. 17: 21-22). Но здесь интересен тот факт, что вдова была язычница по происхождению. И этим фактом пророк прообразует собою Иисуса Христа, который пришёл к погибающему народу Израиля, своими был отвергнут, но принят язычниками. Несмотря на великие чудеса, которые совершали Иисус Христос и пророк Илия, оба они были гонимы в дни своей земной жизни. Илия – это один из пророков, который был взят на Небо живым: «явилась колесница огненная и кони огненные (…) и понесся Илия в вихре на Небо» (4 Цар. 2: 11). До него живым на небо был взят лишь Енох, живший до потопа (Быт. 5: 24).

http://ruskline.ru/news_rl/2019/08/02/be...

- не поклонилась ли мать Соломона, сына Давидова, Давиду?(3 Цар. 1:16) - не наклонился ли пророк лицом до земли Давиду? (3 Цар. 1:23) - не наклонилась ли Вирсавия лицом до земли и поклонилась царю? (3 Цар. 1:31) - не почтил ли Адония, сын Давида, Соломона? (3 Цар. 1:53) - когда пришла Вирсавия к Соломону говорить об Адонии, то не встал царь и не поклонился ли ей? (3 Цар. 2:19) - говорится в книге Паралипоменон, что сказал царь Давид всему собранию " Благословите Господа, Бога нашего. - И благословило все собрание Господа, Бога отцов своих, и пало, и поклонилось Господу и царю (1 Пар. 29:20); - даже сыны пророков, не почтили ли они пророка Елисея, наклонившись лицом до земли? (4 Цар. 2:15) Иудей, все это доказывает отсутствие абсолютного поклонения только Богу в противном случае, все эти пророки были бы глубоко виновны перед Ним и бесконечно далеки от Него, если бы не слушали Его повелений. Ты поставил бы Бога в противоречие с Самим Собой, если бы ты урезал его высказанную идею, о которой было сказано выше. Действительно, согласно пророчеству, Исаак благословил Иакова (Быт. 27:29), говоря: " да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена…да поклонятся тебе сыны матери твоей " . Теперь, иудей, если ты хочешь соотнести сказанное непосредственно к самому Иакову, дело твое. Но если ты приложишь сказанное ко Христу, мы не будем с тобой спорить. Однако ты все споришь, что Христос не Бог, a просто человек, и в таком случае, у меня цель лишить силы все твои аргументы. Подобным образом и Иаков пророчествовал об Иуде, подразумевая Христа. Он говорил ему: " Ближние твои поклонятся тебе " (Быт. 49:8). Давид тоже пророчествовал о Христе: " Все цари мира поклонятся ему " (Пс. 72:11). Итак, скажи, иудей, признаешь ли ты божественность Христа, которому, в соответствии с Божественной заповедью, воздается поклонение всех людей? Тогда ты станешь христианином. Или ты скажешь, что Христос - человек, несмотря на то, что знаешь о запрете поклоняться чему-либо, кроме Бога? Скорее всего, Он запретил поклоняться только идолам, языческим богам, они были бесами, согласно словам Давида : " Все боги языческие суть бесы " (Пс. 96:5)

http://pravoslavie.ru/1738.html

Вопрос 49. Как должно разуметь сказанное: «не се ли, писана суть в книзе словес дний царей Иудиных» (3 Цар. 22:45 )?    И из сего явствует, что все тогдашние события были записываемы и из тех книг как писатель настоящей книги, так и писавшие книгу Паралипоменон почерпнули сообщаемые ими исторические сведения. Вопрос 50. Кого писатель называет Ваалом (3 Цар. 16:31—32 )?    Как сказал Иосиф:Ваал был бог тирский, а Астарта была божество сидонское. Сие писатель показал и выше, говоря о Соломоне, что построил он капище Астарте, мерзости сидонстей (3 Цар. 11:7); ей же насаждали и посвящали рощи. И Астарта есть божество, у эллинов называемое Афродитою. Вопрос 51. Не представляется ли смелым сказанное Илиею: «аще будет в лета сия роса или дождь на земле, точию от уст моих» (3 Цар. 17:1 )?    Дерзко допускать до себя такие мысли о мужах духовных. Илия был пророк, первоверховный из пророков, пламенел Божественною ревностью и сие изрек по действию Духа Божия. Почему и исполнилось им изреченное. Вопрос 52. Как Илия, будучи свят и ведя жизнь по закону, вкушал пищу, приносимую ему вранами (3 Цар. 17:6 )?    Сам Законоположник подавал ему пищу сию чрез вранов. Ибо Сам повелел ему жить при потоке Хорафове, обещав посылать пищу чрез вранов, и исполнил сие обещание, потому что враны приносили утром хлебы, а вечером — мяса. А сим Законоположник научает нас, что по немощи только иудеев постановил Он таковые законы. Ибо Сам иногда повелевал преступать оные. (Так, Иисусу пророку, Елеазару первосвященнику, а с ним священникам и левитам и всему народу повелел в субботу семикратно обходить Иерихон; так и теперь великому Илии повелел принимать пищу, приносимую ему вранами.) А иногда не укорял Он преступивших таковые законы. (Так, Самсон за пьянство и сладострастие лишен был Божией благодати, а за то, что вкусил сотового меда, составленного пчелами в челюсти мертвого льва, нимало не был обвинен.) Вопрос 53. Почему Бог повелел Илии идти к иноплеменной вдовице (3 Цар. 17 и далее)?    И сие также показывает причины таковых законов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2895...

Сообщением о том, что Саул отдал свою дочь и жену Д. Мелхолу некоему Фалтию, сыну Лаиша из Галлима (1 Цар 25. 44), открывается новый рассказ о преследовании Саулом Д. Это 2-й рассказ, повествующий о том, как Д., имея возможность расправиться с Саулом, оставляет его в живых. Заметное сходство 2 изложений могло быть указанием на разные версии одной истории - в обоих случаях Саул разыскивает Д., сопровождаемый отрядом в 3 тыс. воинов, Д. отказывается от мщения и тем самым его располагает к раскаянию. Однако очевидно, что рассказ, представленный в 26 главах, содержит немало отличий: Д., сопровождаемый своим племянником Авессой, ночью проникает в стан Саула, он запрещает Авессе убивать помазанника Господня, но похищает копье и сосуд для воды, к-рые находились у изголовья Саула, «и никто не видел... ибо сон от Господа напал на них» (1 Цар 26. 12). Лишенный выбора. Д. с отрядом и 2 женами вынужден скрываться у филистимлян. Он вновь уходит к Анхусу в г. Геф, на границе с Центр. Иудеей, а оттуда переселяется в Секелаг, пограничный с Иудеей и Негевом. В обязанности Д. входило совершать набеги на поселения Юж. Иудеи, но Д., обманывая Анхуса, осуществлял грабительские набеги на амаликитян и др. кочевые племена, доходя до Египта (1 Цар 27. 8). Из захваченной добычи Д. не только отдает дань Анхусу, но и отсылает также подарки иудейским старейшинам (1 Цар 30. 26-31), демонстрируя тем самым, что он продолжает защищать их интересы. Чтобы обман не был обнаружен, Д. «не оставлял в живых ни мужчины, ни женщины, и не приводил в Геф, говоря: они могут донести на нас» (1 Цар 27. 11). О продолжительности пребывания Д. в Секелаге текстовые традиции дают разные данные: в соответствии с Масоретским текстом - 1 год и 4 месяца, в Септуагинте по кодексу В - 1 год, а по кодексу А - 4 месяца. Филистимляне, не имея возможности укрепиться в горных областях, сосредоточивают свои силы в долине Изреель . Анхус приказывает Д., чтобы он с отрядом выступил в составе сводной коалиции филистимлян в сражении против Израиля. Д. вынужден подчиниться, но опасение филистимских князей, что Д. может предать их во время сражения, избавляет его от участия в этой войне (1 Цар 29).

http://pravenc.ru/text/168470.html

Ибо иевусеи до сего времени владели Иерусалимом; теперь же, по прекращении войны междоусобной, царь прежде всего ополчился против них. А иевусеи, презирая войско его и введя на градскую стену увечных, велели им насмехаться и говорить «не войти Давиду в город». Но Давид, взяв краеградие, так называет писатель крепость, усиливался изгнать неприятелей, возбуждая воинов к мужеству и приказывая убивать врагов всех до единого по Божию определению, данному издавна. Одержав же победу и освободив город от иноплеменных, назвал его градом Давидовым; наименовал же так Сион, т. е. верхний город. Ибо сие говорит и история: «и седе Давид в крепости, и наречеся сия град Давидов; и созда той град около от краеградия, и дом свой» (2 Цар. 5:9); а потом показывает и Божие ему споборничество: «и идяше Давид идый и величаем, и Господь Вседержитель с ним» (2 Цар. 5:10). Сие же слово обличает тех, которые покушаются умалять Всесвятого Духа, потому что Дух многократно наименован Господом Вседержителем. Вопрос 17. Что называет писатель юдолью Титанскою (2 Цар. 5:18 )?    Исполинов называли и титанами, а еврейский текст назвал их «рафаим». Такие исполины были и в Хевроне, и в Гефе; из числа их был Голиаф и некоторые другие, из которых о более доблестных упомянул писатель, когда описывал доблестные подвиги Давида (2 Цар. 21). Посему, вероятно, в этом месте был древле стан исполинов и от них получило наименование само место. Вопрос 19. За что Оза умер, пораженный свыше (2 Цар. 6:7 )?    Иные говорят, что наказан он за опрометчивость, как покусившийся подать помощь кивоту, который, служа обороною всему народу, не имел нужды в пособии других. А Иосиф говорит, что подвергся он наказанию за то, что, не будучи левитом, дерзнул прикоснуться к кивоту. Но это, очевидно, ложно, потому что был он сын Аминадава, которому вефсамитяне передали кивот, отпущенный иноплеменниками; Аминадав же был из колена Левиина. Сие показывает и история; ибо сказано: «освяти и сына своего Елеазара сохранити кивот завета Господня» (1 Цар.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Можно ли поклоняться людям и Ангелам? Да, при условии, конечно, что для нас Библия - авторитет. В Библии люди поклонялись людям и Ангелам и не осуждались за это Богом. Лот поклонился Ангелу (Быт. 9:1); Валаам поклонился Ангелу (Числ. 22:31); Маной также поклонился Ангелу (Суд. 15:20); и Даниил (Дан. 10:9); пророческие сыны поклонились Елисею до земли (4 Цар. 2:15), а Руфь - Воозу (Руфь. 2:10). Авигея поклонилась Давиду до земли и Вирсавия (3 Цар. 1:16; 3 Цар. 1:31). Сонамитянка поклонилась Елисею (4 Цар. 4:37). Иосифу кланялись его братья до земли, и Иаков с женами поклонился Исаву семь раз до земли (Быт. 43:26; 33:3). Пятидесятник на коленях умолял Илию о милости (4 Цар. 1:13). Также и Авдий поклонился Илии в ноги (3 Цар. 18:7). Темничный страж «припал к Павлу и Силе», что можно еще перевести как «пал перед Ап. Павлом и Силой», т.е. речь идет о поклонении (Деян. 15:29). Христос говорит Ангелу Филадельфийской Церкви 19 : «Вот Я сделаю, что из сатанинского сборища... приидут и поклонятся пред ногами твоими» (Отк. 3:9). Во всех этих случаях описано поклонение не Богу, а людям и Ангелам, и Бог не осуждает это 20 . Очевидно, что только Богу нужно поклоняться как Богу. Царям и пророкам люди поклонялись как Божьим помазанникам; Ангелам и Апостолам - как Божьим посланцам и представителям; святыням поклонялись, соответственно, как святыням. В Новом Завете есть только четыре случая. когда Апостолы и Ангел не приняли себе поклонения. Первый случай описан в Деян. 14:8-18. Апостолы с ужасом отвергают поклонение себе. Но почему? Это очевидно: их приняли за богов Зевса и Ермия и хотели поклониться как богам, и это, конечно же, не должно было произойти; Апостолы Павел и Варнава отвергли это. Вместе с тем, Апостолы спокойно приняли поклонение себе от темничного стража, но не как поклонение богам, а как Христовым слугам. Второе место записано в Деян. 10:25-26. Толковая Библия так этот случай комментирует: «Петр отстраняет преклонение пред ним Корнилия не только по смирению, но и уловив в этом преклонении почесть, воздаваемую Корнилием Петру как какому-то воплощению высшей силы, что было так свойственно языческим представлениям о богах в образе человеческом (Деян.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

Саул сначала был послушен Богу, но потом возгордился и стал пренебрегать волей Божией. По этой причине Самуил по Божиему указанию помазал вифлеемского отрока Давида из колена Иуды в цари над Израилем (1 Цар. 1316 гл.). В то время началась война евреев с филистимлянами, и юный Давид с Божией помощью поразил филистимлянского великана Голиафа (1 Цар. 17 гл.). Поражение Голиафа принесло евреям победу над филистимлянами и славу Давиду, что в свою очередь возбудило зависть Саула. После этого Саул до конца своих дней преследовал Давида, пытаясь его убить (1 Цар. 1824 гл.). Заканчивается Первая Книга Царств посещением Саулом Аэндорской волшебницы, неудачной войной с филистимлянами и смертью Саула (1 Цар. 2531). Давид свои скорби по причине несправедливых преследований Саула запечатлел в своих псалмах. Вторая книга Царств повествует о сорокалетнем царствовании Давида. Первые годы царствования Давида были очень успешными, потому что Бог во всем ему помогал. Давид отобрал у иевусеев их крепость Иерусалим, сделав ее своим столичным городом . Сюда он перенес Ковчег Завета и хотел построить первый храм вместо переносной скинии (храм-палатка). Но Господь через пророка сообщил Давиду, что храм построит его сын (2 Цар. 110 гл.). Вторая половина царствования Давида омрачилась его грехопадением с замужней Вирсавией и последовавшими за ним семейными и государственными потрясениями. В особенности много скорбей принесло Давиду восстание его сына Авессалома и вспыхнувшая междоусобная война (2 Цар. 1124). Свой грех прелюбодеяния Давид горько оплакал в своем покаянном 50-м псалме. Для христианина в жизни царя Давида есть много поучительного: его глубокая вера в Бога, непоколебимая надежда на Его помощь, сострадание к слабым и обиженным, способность видеть свои недостатки, каяться и исправлять их. Апостолы говорят о Давиде с большим уважением. Святые отцы Церкви в своих поучениях часто приводили примеры из жизни царя Давида. Его вдохновенные псалмы являются бессмертным памятником религиозной поэзии и легли в основу богослужения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1886...

Вопрос 40. Что такое «сребро оценения мужа, сребро оценения душ» (4 Цар. 12:4 )?    Значение сего показали мы, изъясняя Второзаконие. Владыка постановил, сколько сиклей должны давать обещавшие принести за себя цену Спасителю Богу. Поэтому царь Иоас повелел, чтобы все вносимое серебро собирали иереи и сами уже производили надлежащие поправки в храме. Сие и писатель говорит: «да укрепят ведек дому во всех, идеже аще обращется ведек» (4 Цар. 12:5). А ведеком называет возобновление поврежденных дерев и камней. Книга же Паралипоменон вместо слов «делать ведек» выражается устроять дом Господень и еще укрепить дом Господень. Вопрос 41. Как должно разуметь сказанное: «раскаялся Господь, и ущедри я, завета ради Своего, иже со Авраамом и Исааком и Иаковом» (4 Цар. 13:23 )?    Иохаз, сын Ииуев, царь десяти колен, уклонившись в нечестие, имел и народ сообщником в служении идолам. Посему Господь, наказывая их, предал Азаилу, которого царем Сирии поставил великий Елисей и пролил при сем много слез, потому что провидел разорение, какое учинит он десяти коленам. И Азаил до того истощил их, что остались у них токмо пятьдесят конник, и десять колесниц, и десять тысяч пешцев (4 Цар. 13:7), тогда как нередко бывало у них более ста тем воинов. Но Бог снова над ними умилосердился и возвратил им города их. Сие-то назвал писатель раскаянием, т. е. переменою злополучия на благополучие. Вопрос 42. Почему пророк пред кончиною своею Иоахазу, сыну Иоаса, возвестил будущую победу посредством лука и стрелы (4 Цар. 13 и далее)?    Не столько верили словам, сколько предречениям посредством дел. Поэтому пророк повелел натянуть лук и вложить в него стрелу. Предполагая же, что царь по собственному произволу пустит много стрел, как скоро брошена первая стрела, сказал: «стрела спасения Господня, и стрела спасения на Израиля, и победиши Сирию во Афеке даже до скончания» (4 Цар. 13:17). Но поелику царь пустил только три стрелы, то пророк крайне восскорбел, что Сирия, троекратно только побежденная, не дойдет до крайней гибели. Пророк и по смерти воскресил поднесенного к нему мертвеца, чтобы и сие чудо свидетельствовало о приятой им сугубой против учителя благодати.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

11:31—33). Из сего видно, что Соломон и сам служил идолам. Вопрос 38. Что значит сказанное: «да пребудет желание Давида раба Моего во вся дни предо Мною во Иерусалиме граде, егоже избрах Себе на положение имени Моему там» (3 Цар. 11:36 )?    Бог говорит: «Издревле провидев добродетель Давида, избрал Я его и благоизволил к нему. (И сие выражает словом «желание».) И определил Я его и род его царствовать в Иерусалиме, в котором, как угодно Мне, должно быть чтимо имя Мое». Дееписатель, окончив речь о Соломоне, присовокупил: «и прочая словес Соломоних, и вся елика сотвори, и весь смысл его, не се ли, сия писана быша в книзе словес дней Соломоних?» (3 Цар. 11:41). И книга Паралипоменон (2 Пар.) дает видеть, что излагается сие в другой книге. Царствовал же Соломон, по Писанию, сорок лет, а по Иосифу, — восемьдесят, и скончался, как сказал Иосиф, девяноста четырех лет. По кончине его приял царство сын его Ровоам. Вопрос 39. Что значит: «малость моя толстее чресл отца моего» (3 Цар. 12:10 )?    Книга Паралипоменон выражает это яснее: «меньший перст мой толсте есть чресл отца моего» (2 Пар. 10:10). Так перевел и сирийский переводчик, так говорит и Иосиф. Вопрос 40. Как должно разуметь сказанное: «не послуша царь людий, яко от Господа бе превращение», и проч. (3 Цар. 12:15 )?    Подобно сказанному: ожесточи Господь сердце фараоново (Исх. 9:12), — т. е. когда Бог оставляет кого, тогда несется он, как ладья без кормчего. Между тем Ровоам, произнесши неразумные те слова, способствовал исполнению определения Божия. Вследствие сказанного Ровоамом отлагаются десять колен и избирают царем Иеровоама. Ровоам же воцарился над двумя только коленами и над теми, которые из других колен жили вместе с симиколенами. Потом, когда Ровоам вознамерился воевать с десятью коленами, Бог воспретил сие чрез пророка Самея. Ибо сказал: «да возвратится кийждо в дом свой, яко от Мене бысть глагол сей» (3 Цар. 12:24). Объявляет дееписатель и род матери Ровоамовой в обличение беззакония родителева. Он говорит: «имя матере его Наама» (3 Цар.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2895...

На Руси считали, что если человек готовится к смерти, то он, как правило, долго живет. Обычно подготовка к смерти начиналась тогда, когда человек женился, если это был мужчина. Если женщина – она выходила замуж и начинала готовиться к смерти. Как правило, когда человек женился, ему ставили отдельный дом, чтобы молодые жили своим хозяйством. И молодой делал гробы для себя, для своей жены и ставил их на чердак. И вещи для погребения тоже в этот гроб клали. Когда происходили какие-то искушения, помыслы, русский человек в старину мог залезть на чердак, полежать в гробике своем, подумать. Ну, а к моменту смерти гроб настолько высыхал, что один человек мог его поднять – гроб становился очень легким, поскольку он долго лежал на чердаке, а люди, которые готовятся к смерти, очень долго живут. То есть это такая традиция русской земли – философски относиться к моменту собственного ухода. Что нам известно о погребении в библейские времена? Не быть похороненным в местах погребений отцов считалось проклятием После наступления смерти покойнику закрывали глаза (Быт. 46, 4). Хоронили в том облачении, какое носили при жизни: царя – с диадемой, пророка – в плаще, а воина – при оружии (1 Цар. 28, 14; Иез. 32, 27). При раскопках Гезера в одной древней могиле найдено острие копья. Клали с усопшими и богатства… Иосиф Флавий рассказывает об ограблении Иоанном Гирканом могилы царя Давида на 3000 талантов серебра. Он же повествует о похищении оттуда же Иродом множества золотых украшений («Иудейские Древности»: 13, 8, 4; 15, 3, 4; 16, 7, 1). В могилы знатных лиц клали сжигавшиеся тут же ароматные растения (2 Цар.16, 14; 21, 19; Иер. 84, 5; «Иудейская война»: 1, 33, 9). Бальзамирование (Быт. 50, 2, 26) и упоминаемое при погребении Иосифа положение во гроб (саркофаг), как видно, представляют египетские обычаи, совершенно чуждые евреям библейского периода (3 Цар. 13, 21). Выносилось тело обыкновенно на носилках (2 Цар. 3, 31). У евреев во все времена покойников хоронили (Быт. 23, 19; 25, 9; 1 Цар.

http://pravoslavie.ru/109964.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010