8). Также упоминается (но без указания причин и обстоятельств) о немоте З. (гл. 10). В конце апокрифа описана сцена убийства З. за нежелание выдать местонахождение своего сына. По приказу царя Ирода он «был убит… перед храмом» (гл. 23). Заканчивается рассказ загадочными словами о том, что священники, войдя в храм, «тела его не нашли, только кровь, сделавшуюся как камень» (гл. 24). Последняя деталь из жизнеописания З., по всей видимости, является результатом отождествления его с др. Захарией, «убитым между жертвенником и храмом», о к-ром Иисус Христос упоминает в Лк 11. 51 (ср.: Мф 23. 35). Блж. Феофилакт приводит толкование, имевшее широкое распространение в его время, к-рое также сохраняет это предание. Он говорит, что З. «не исключил из ряда дев Богородицу после того, как Она родила Христа, и поставил Ее на том же месте, где и они стояли, а это место было между храмом и внешним медным алтарем. За это и убили его. Так как некоторые ожидали во Христе будущего царя своего, а другие между тем не желали быть под властью царя, то поэтому убили этого святого и за то, что он утверждал, что родила Дева и что родился Христос, будущий Царь их, что было им противно, ибо они желали быть без царя» ( Theoph. Bulg. In Luc. 11//PG. 123. Col. 872). О том, что З. был первосвященником, также упоминал (возможно, под влиянием «Протоевангелия Иакова») и свт. Иоанн Златоуст ( Ioan. Chrysost. De incompreh. 2//PG. 48. Col. 710-711). Рождество св. Иоанна Крестителя. Икона. Кон. XVII в. (АМИИ) Рождество св. Иоанна Крестителя. Икона. Кон. XVII в. (АМИИ) По мнению большинства совр. библеистов (см., напр.: Peels. S. 594), в Лк 11. 51 содержится ссылка на 2 Пар 24. 20-22, где рассказывается о сыне свящ. Иодая Захарии, который, исполнившись Св. Духа, обличил вероотступничество царя Иоаса и был по приказу последнего побит камнями «на дворе дома Господня» (2 Пар 24. 21). Согласно Мф 23. 35, Господь говорит о Захарии, сыне Варахии, отождествляя этого мученика с одним из малых пророков послепленного периода (см.: Зах 1.

http://pravenc.ru/text/182665.html

Захария был убит на том месте, где он велел стоять Богородице, свидетельствуя о Ее девстве. Кровь его залила внутреннее помещение святилища, взывая о злодеянии пред Господом. Священники взяли тело Захарии и похоронили рядом с его предками. С этого времени в Иерусалимском Храме стали происходить чудеса и знамения, предвещавшие близкое упразднение обрядов и Закона. Священникам больше не являлись посланные Богом ангелы, у них был отнят дар пророчества. Они не могли больше ни давать предсказания, ни разъяснять народу трудные места Священного Писания, как они это делали раньше . Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» ;, вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря 18 сентября 2012 г.  Чреда Авиева была восьмой из двадцати четырех, на которые были разделены священники из рода Аарона (см.: 1 Пар. 24: 10). Каждая чреда служила в Храме в течение одной недели. В книге Исход (30: 7–8) сказано, что первосвященник должен совершать каждение ежедневно во время жертвоприношения утром и вечером; но со временем укоренился обычай поручать каждение простым священникам. Видимо, по этой причине церковное Предание считает, что Захария был первосвященником, потомком Авиафара, и что событие, описанное евангелистом Лукой (см.: 1: 8–22), произошло в день очищения, когда первосвященник входил во Святая Святых (ср.: Лев. 16). Алтарь для каждения находился внутри святилища, куда могли входить только священники.  По другим источникам, когда родился Спаситель, святому Иоанну Предтече было два с половиной года.  Этот рассказ о смерти Захарии в том виде, в каком его передают синаксари, основан на апокрифической традиции и свидетельствах некоторых отцов Церкви. Он позволяет сближать отца Иоанна Предтечи с Захарией, сыном Варахии, убитым «между храмом и жертвенником», которого Христос вспоминает вместе с Авелем как пример невинных жертв неблагодарности народа (см.: Мф. 23: 35). Однако более вероятно, что здесь Христос имеет в виду Захарию, сына священника Иодая, которого по приказанию Иоаса, царя Иудеи (804–788 до Р. Х.), побили камнями во дворе Храма за то, что он обличал грехи народа (см.: 2 Пар. 24: 20–22).

http://pravoslavie.ru/56101.html

Священные книги того и другого состава еще разделяются по своему содержанию на, четыре отдела: а) на книги законоположительные, б) исторические, в) учительные и г) пророческие. Примеч. – Исчисление книг по отделам как Ветхого, так и Нового Завета см. в «Простр. Христ. Катехизис», в отделе «о Свящ. Писании в особенности». Наконец книги Ветхого Завета кроме того разделяются по своему достоинству на канонические и неканонические. Каноническими (от греч. κανν – правило, руководство, см. Галκ.6:16; Фил.3:16 ) книгами называются те, которые по своему божественному достоинству могут и должны служить для верующих неизменным правилом их веры и благочестивой деятельности, за каковые, как за боговдохновенные, они и признаны Вселенскою Церковью . 2 Неканоническими же книгами Ветхого Завета называются те которые хотя вошли в состав, или общий сборник священных книг, но Церковью не признаны за боговдохновеные, а посему и не могут быть божественным, всегда обязательным правилом или руководством веры и благочестивой деятельности. Счет канонических книг Ветхого Завета различен ныне у Евреев и у христиан. Талмуд считает 24-ре книги, по числу букв греческого алфавита, а христианская Церковь , по примеру древне-иудейской, считает 22 книги, по числу букв еврейского алфавита, соединяя при этом некоторые книги и по нескольку в одну книгу, именно: 1) Бытия, 2) Исхода, 3) Левит, 4) книга Числ, 5) Второзаконие, 6) книга, Иисуса Навина, 7) книга Судей и Руфь, 8) первая и вторая книги Царств, 9) третья и четвертая – Царств. 10) книги Паралипоменон, 11) книга первая Ездры и книга Неемии,. 12) Есфирь, 13) книга Иова, 14) Псалтирь, 15) книга Притчей, 16) Екклесиаст, 17) Песнь Песней. 18) книга пр. Исаии, 19) книга пр. Иеремии и ее добавление – Плачь, 20) книга пр. Иезекииля. 21) книга пр. Даниила и 22) книга двенадцати пророков. По заглавиям же всех канонических книг Ветхого Завета 39 3 . Кроме того, в составе нашей славянской Библии находятся 9 отдельных книг неканонических: книга Товита, Иудифь, книга Премудрости Соломоновой, Премудрости Иисуса сына Сирахова. вторая и третья книги Ездры, первая, вторая и третья книги Маккавейские, и в канонических книгах находятся места и целые книги неканонические: 1) во второй кн. Пар. после главы XXXVI-oй «Молитва Манассии», 2) в книге Есфирь отделы, необозначенные стихами, 3) в кн. пр. Даниила гл. III, 24–91, XIII и XIV, 4) в кн. пр. Иеремии «Послание Иеремиино» и кн. пр. Варуха, 5) в книге Иова добавление в конце последней главы и 6) в Псалтири по CLI. Книг Нового Завета 27; все они канонические.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Оценивать всё это можно по-разному: от полного неприятия до признания большой ценности такого опыта для ситуации «расцерковления» (проблемы, всё больше выявляющейся в современном русском православии). В любом случае, ознакомление с терстегеновским изложением опыта внутренней христианской жизни будет интересно и полезно всем читателям: одним – для теоретического изучения, а другим, может быть, – и для практического применения.     Игумен Петр (Мещеринов) EYΣEBEIA   Кто ходит в страхе Божьем, вере и любви, тот служит Богу истинно и право чтит Его. Не преступает страх притвора храма (2 Пар. 3, 4), но издали он кланяется Богу. Сетуя и каясь, скорбит и плачет он, и в грудь себя биет (Лк. 18, 13). Он удаляется от зла, старается о добром (Притч. 8, 13; Пс. 33, 15; 2 Кор. 8, 21) и обращения от мёртвых дел своих взыскует (Исх. 30, 18; Евр. 6, 1). С молитвой и алчбой восходит вера во святая (Евр. 9, 2), где, как алтарь кадильный оный (Исх. 30, 1-10), она кропление приемлет Кровию Христовой (Евр. 10, 19-22), где Сам Иисус, Хлеб предложенья (Евр. 9, 2), ей простирает дух и жизнь (Ин. 6, 51; 63), и где всё проницающий светильник (Лев. 24, 2-4) ей разумение всех истин открывает (Ин. 16, 13; 1 Ин. 2, 20). Святое же Святых любви отверсто чистой (Евр. 9, 3). Там, глубоко во мраке (3 Цар. 8, 10-12) изволит Бог в душе покоиться безмолвной (Пс. 64, 2; 131, 14; 2 Кор. 6, 16). Кто сего достигнет, тот может Бога Самого объять и созерцать и поклоненье воздавать Ему, подобно Херувимам (Исх. 25, 19-21). Вот в этом состоит богослуженье. Кто держится сего троякого устава, тот почитает истинно и чисто Отца и Сына и Святого Духа. Всё остальное – лицемерье. Соверши сие – и будешь истинно благочестив, и честь, и благо и блаженство в Боге обретёшь. I § 1.  Истинное благочестие сегодня совсем неизвестно. §§ 2 – 5. Оно не может состоять в том, что является общим для верующих и неверующих, §§ 6 – 8 в чём-либо экстраординарном или §§ 9 –10 в явных, ощущаемых дарах благодати. §§ 11 –13 Неправильное и § 14 правильное отношение к таким дарам.       

http://bogoslov.ru/article/5141999

Месяцеслов вс. св. Мес. В. Преп. Мины, монаха горы Синайской. Подвизался в иночестве 50 лет, во второй половине 6 века. Во время отпевания, из ног его истекло благовонное миро. Пролог. ( Иоанн Лествичник в З4 статье 4 степени). 7 Собор пророка Предтечи и Крестителя Иоанна. На другой день великих праздников церковь , большей частью, воспоминает те лица, которые ближайшим образом послужили таинству, прославляемому в предшествующий день. Мес. В. Зачатие Предтечи 23 сент. Рождество 24 июня. Усекновение 29 авг. 1 и 2 Обретение главы 24 февр. 3 Обретение 25 мая. Пренесение десной его руки из Мальты в Гатчино 12 окт. В службе канон Феофана. 8 Препп. Георгия Хозевита и Емилиана исповедника. След. Псалтирь относит обоих ко временам Никифора Геника (802–811 г.) – В рукописи X века, находящейся в Пар. Имп. Библиотеке (Cod. Coisl. 303.) есть пространное житие преп. Георгия, писанное, как кажется, учеником его Антонием. В нем сказано, что преподобный был родом из Кипра, по смерти родителей удалился сперва в обитель, где игуменствовал его дядя, потом в лавру Каламона, близ Иордана, к брату своему Ираклиду; сей перевел его, еще безбрадого, в обитель Пресв. Богородицы, именуемой Хозевитскою, в которой он и скончался, незадолго до нашествия Персов. – Обитель Хозевитская находилась между Иорданом и Иерусалимом, и основана преп. Иоанном. (3 окт.). Св. матери Домники. Родилась в царствование Феодосия Великого, в Карфагене. Приняв крещение от патриарха Нектария в Константинополе, подвизалась диакониссою в монастыре Захарии пророка до времен Зинона (474–491). Чет. Минея по Прол. и службе. (Act. SS. iann. 1in notia ad Kal. gr. Мес. В. 10 янв.). В службе канон Иосифа. Свв. мучч. Иулиана и Василиссы, и прочих с ними. Пострадали при Диоклетиане и Максимиане, по одним в Антиное египетском, по другим, в Антиохии сирийской. К дружине их принадлежат: Келсий, сын Маркиана игемона, производившего суд, Марионилла, мать Келсия, пресвитер Антоний, Анастасий, воскрешенный Иулианом, 20 воинов и 7 отроков братий, родственников импер. Карина (уб. 285 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Конечно, это есть только совершенство, которого желать и к которому стремиться должно; на деле же всегда будут немощные и своенравные. Притчи Спасителя о плевелах, всеянных врагом посреди пшеницы (Мф.13:24—30), и о неводе, извлекшем множество всякого рода рыб, и годных, и не годных (Мф.13:47—48), сильны успокоить жаркую ревность, требующую совершенной во всем и во всех чистоты, указывая в смешении добрых и злых между христианами некоторое преднамерение Божие. Этим, однако ж, нельзя оправдывать нашей поблажки и равнодушия к распространяющемуся злонравию и суемудрию; никак нельзя терпеть или допускать, сколько это от нас зависит, чтоб суемудрые и злые размножались, составляли общины, имели голос, потому что они терпимы только по снисхождению к немощам — как исключение, а не как закон. Иначе мы обличим свое нерадение и холодность к общему долгу и благу и попустим умножаться злу, которое, разливаясь более и более, может угрожать опасностию всей Церкви, а с ней и всему государству. Какое укорное противоречие будет в делах наших, если мы будем вещественные храмы строить, а между тем малодушно попускать расстраиваться Истинной Церкви? Что пользы строить храм, чтоб в нем проповедовалось слово Божие, а между тем позволять свободно распространяться учениям, противным слову Божию; здесь слышать изложение святых правил жизни, а вне охотно вводить и принимать обычаи, оскорбительные для христианского сердца; здание украшать великолепно, а себя отчуждать от Церкви и охлаждать к уставам ее? «Что Ми множество жертв ваших» , — укорно говорит Господь иудеям (Ис.1.11). Не скажет ли и нам Господь: «Что Мне в ваших пышных зданиях, когда вы разоряете Церковь Мою, которую «стяжал Я Моею Кровию» (Деян.20:28)?» Красны были — первый Храм, воздвигнутый Соломоном (3 Цар. 6, 3 Цар. 7:13—51, 2 Пар. 2—4), и второй, воссозданный Зоровавелем (1 Ездр. 6:3—5, 1 Ездр. 6:14—15) и обновленный Иродом. И однако ж, и первый не пощажен, и от второго камень на камени не остался по грозному суду Божию. Здание ли было виновно? Нет. Но то, что народ уклонен был от истинного пути и неверием (паче же восстанием на Господа и Христа Его), порочною жизнию и отчуждением от освятительных уставов расстроил в себе Истинную Церковь, Богом чрез Моисея образованную. Не стало у народа Истинной Церкви, ненужным сделался и внешний символ ее. Но, братие, более Моисея зде... Не думайте, что для нас у Господа другой закон, или что Он может почему-нибудь поблажать, или что мы, действуя не по воле Его, менее оскорбляем Его, нежели иудеи или другой народ... Нет. «Аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог» (1Кор.3.17). Это суд на всех! Не будем опускать из памяти сего неложного глагола Божия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2938...

Иосиф, 16 царь иудейский. Сын царя Аммона, внук Манассии, правнук Езекии, вступил на престол 8 лет. Едва он достиг 16 лет, как начал заботиться о распространении истинного Богопочитания, которое при предшественниках его, и особенно при отце его Аммоне, было прекращено и самый храм иерусалимский закрыт. Убит на войне с египетским царем Нехао, будучи 40 лет от роду, и погребен в Иерусалиме за 22,5 года до плена вавилонского. Иуда, из 12 патриархов. Иудиф праведная (7 Сентября). Левий, из 12 патриархов. Лот, племянник Авраама (9 Октября). Малахия пророк (3 Января). Мариам. Сестра Моисея и Аарона, была виновницей того счастливого события, что Моисей был воспитан своей матерью и был спасителем и вождем народа Божьего. Скончалась 130 лет от роду. Мельхиседек, священник Бога вышнего (22 Мая). Мисаил, из трех отроков вавилонских (17 Декабря). Михей второй, пророк (14 Августа). Моисей Боговидец (4 Сентября). Наум пророк (1 Декабря). Нафан пророк (29 Декабря). Неффалим, из 12 патриархов. Ной праотец. Сирах. 44, 16. Родился по прошествии 1662 года от сотворения мира. Жил 950 лет, 599 лет до потопа, один год - во время потопа и 350 лет после него. (Быт. 9, 28-29). Олда или Олдама пророчица (10 Апреля). Ор. Исх. 24, 14. Сын Халева. Был одним из приближенных Моисея и сродник Аарона, взявшего жену себе из племени Иудина, к которому принадлежал Ор. Он вместе с Аароном в Рафидине на горе целый день поддерживал руки Моисея во время битвы с Амаликом (Исх. 17, 9-13. 1 Пар. 2, 19), и пользовался у Моисея таким доверием и почтением, что последний, уходя на гору Синай, поручил управление народом еврейским Ору вместе с Аароном. Осия пророк (17 Октября). Рахил, вторая жена Иакова. Ревекка, жена Исаака. Рувим, из 12 патриархов. Руфь Моавитянка. Жена Вооза, мать Овида, от которого произошел Иессей, отец царя Давида. Сампсон, судья израильский (26 Марта). Самуил пророк (20 Августа). Симеон, из 12 патриархов. Сарра, жена Авраама (19 Августа). Сим, сын Ноя. Родился за 99 лет до потопа, когда Ною было 500 лт от роду.

http://pravicon.com/info-3240

Осуществилось это предсказание победы царю. Чудотворный же дар пророчества Елисея продолжал действовать и по смерти его. «Полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои». Ободренный словами умирающего пророка, Иоас, сын Иоахаза, сразился с Венададом, сыном Азаила, и «взял назад из руки его города, которые тот взял войною из руки отца его Иоахаза. Три раза разбил его Иоас и возвратил города Израилевы». С таким же успехом вел он войну с моавитянами и умер на семнадцатом году царствования, оставив престол сыну своему Иеровоаму II. (4 Цар. 13, 4–6, 7, 14—17, 20—21, 25. 2 Пар. 25, 24) Несколько лет спустя после того Амасия, освободившийся из плена и снова овладевший престолом царства Иудейского, погиб в городе Лахисе, куда он бежал от заговорщиков, но, посланные за ним в Лахис, они умертвили его там. «И привезли его на конях, и погребен он был в Иерусалиме с отцами своими в городе Давидовом. И взял весь народ Иудейский Азарию (называемого также Озиею), которому было шестнадцать лет, и воцарили его вместо отца его Амасии». Сначала «он делал угодное в очах Господних во всем так, как поступал Амасия, отец его. Только высоты не были отменены; народ совершал еще жертвы и курения на высотах». И пока «он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог. И помогал ему Бог против Филистимлян и против Аравитян, и давали ему Аммонитяне дань, и дошло имя его до пределов Египта. Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель его, и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном», присвоив себе таким образом, вопреки закону, это право и дело священников. Когда же они воспротивились этому нарушению закона, то «разгневался Озия на священников», и тогда внезапно «проказа явилась на челе его». «И был он прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме и отлучен был от дома Господня. А Иофам, сын его, начальствовал над домом царским и управлял народом земли».

http://pravoslavie.ru/2907.html

Это уникальный случай, который позволяет проследить, как внутри канона богодухновенный автор работал с более ранним историческим материалом. Традиционный взгляд приписывает авторство книжнику Ездре (Вав. Талм., Бава Батра. 14b). В любом случае, книга вышла из священнических кругов иерусалимских книжников . Можно выделить следующие богословские идеи, которые хотел подчеркнуть автор: (1) идеализация Давида и Соломона как образцовых царей, которые правили в золотой век истории народа; (2) центральная роль Иерусалимского храма и поклонения в нем; (3) важность священнического колена Левия; (4) идея немедленного воздания за злые дела и награды за добрые на примерах царей Израиля и Иуды. Рассмотрим конкретные примеры. Автор Паралипоменон начинает свое повествование со смерти царя Саула. Может показаться странным — начинать историю Израиля с этого события, опуская предшествующие, однако это было логично с точки зрения важности ключевой фигуры Давида (1 Пар. 10:14). Кроме того, автор опускает кровопролитную гражданскую войну между сторонами Давида и Саула и тот факт, что Давид 7,5 лет был царем в Хевроне только над коленом Иуды, поэтому коронация Давида объединяется в 1 Пар. 11-16 с завоеванием Иерусалима. Однако в Книгах Царств это разные по времени события (2 Цар. 5-6).  В книге 1 Пар. автор опускает эпизод грехопадения царя Давида с Вирсавией (2 Цар. 11:2-12:25). Также не упоминается бунт его сына Авессалома и изнасилование дочери Фамари ее братом (2 Цар. 13-20). Все эти неприглядные события не вписывались в образ идеальной царской семьи Давида. Впрочем, автор все же упоминает в 1 Пар. 21 грех Давида, связанный с самовольной переписью народа (2 Цар. 24). Однако внесено маленькое, но важное уточнение в первоначальную версию рассказа: побудил Давида к переписи не Яхве (2 Цар. 24:1), а некий сатана (1 Пар. 21:1) . Редакторской правке подверглась и канва событий, связанных с передачей власти от царя Давида к его сыну Соломону. Так, автор кн. Паралипоменон не упоминает о восстании против отца, которое поднял старший сын и претендент на трон, Адония (3 Цар. 1-2). Здесь же престарелый Давид мирно передает власть Соломону, чтобы тот построил храм (1 Пар. 23:1).

http://bogoslov.ru/article/6166219

14-25) и Иорама (4 Цар 8. 20-22). Придя в ярость, обманутый братом И. решил отомстить Иакову, но Ревекка разрушила его планы, отправив Иакова к своему брату в Харран, где он провел 20 лет (Быт 27. 41-45). И. взял 2 жены из местного хананейского населения (Быт 26. 34; ср., однако: Быт 36. 2, 14), но поскольку они стали «в тягость Исааку и Ревекке» (Быт 26. 35), женился на дочери своего дяди Измаила (Быт 28. 9) и с большим семейством переселился в землю Сеир на юге Заиорданья (Быт 36. 6-7). Когда спустя 20 лет Иаков вернулся в Палестину, то тщательно приготовился, чтобы защитить себя от гнева брата, послав навстречу И. вестников с дарами (Быт 32. 3-21; 33. 1-3). И. встретил Иакова с любовью, побежал «к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и поцеловал его...» (Быт 33. 4). Нельзя однозначно утверждать, что изображение И. в кн. Бытие носит отрицательные черты. Эгоизм и горячность, к-рые были свойственны И. в молодости, теперь нехарактерны для него. В начале повествования Иаков забрал у И. права первородства, но далее И. великодушно прощает брата. Кроме того, из рассказа о судьбе братьев в кн. Бытие становится ясно, что Божественное избрание, благословение и обетование, данные Богом, проистекают исключительно из свободной воли Бога, а не из формального понимания родового статуса или заслуг человека. Дальнейшие отношения между Израилем и Эдомом были заданы в истории взаимоотношения 2 братьев в кн. Бытие. Эдомитяне были порабощены Давидом (2 Цар 8. 12-14; 1 Пар 18. 13; Числ 24. 18) и зависимы от Иудеи вплоть до правления Иорама (4 Цар 8. 20-22; 2 Пар 21. 8-10). Впосл. название Эдом обозначало как географические границы его земли, так и сам народ (Быт 36. 1, 8, 19); имя Исав стало также обозначать землю и людей Эдома (Быт 25. 30; 32. 3; 36. 1, 8; Мал 1. 2-4; 1 Пар 1. 34-35, 43). В пророческой лит-ре негативный аспект взаимоотношений 2 братьев стал особенно очевиден в политическом контексте противостояния между Израилем (Иаковом) и Эдомом (Исавом) (Иер 49. 8, 10; Авд 6-21; Пс 136.

http://pravenc.ru/text/674790.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010