(Ст. 1–4). Весьма замечательное постановление о седьмом годе, – годе Субботы Господней, который давал покой земле, освобождение рабу Израильтянину (Исход XXI, 2) и даже прощение долгов (ср. Второе. XV, 1–3), или может быть отсрочку их, – есть дополнение к общей системе седмичного священного счисления, положенного в основу жизни Израильской (О. Герлах, Дёллингер). С точки зрения экономической, полагают, что это постановление не только поддерживало плодородие земли, но еще заставляло народ, думая о будущем, устраивать запасные хлебные магазины (ср. ст. 22). С точки зрения религиозной, проводился во всем законе принцип принадлежности земли одному Иегове, Который, только под условиями милосердия и возврата в известные годы наделов, отдавал землю в пользование, не в собственность, родам Израилевым. Земля в седьмой год должна была питать бедного, пришельца, даже зверя земли обетованной (ст. 7), делаясь на этот год общею собственностию в произведениях своих. Не смотря на благословение, соединенное с повелением о годе Субботнем, мы видим из II Паралип. XXXVI, 20–21, что Иудеи не исполняли этого закона в Палестине, и семьдесят лет плена и опустения земли указаны, как бы наказание за неисполнение закона, и выполнение его, хотя уже невольное, ибо опустевшая земля субботствовала семьдесят лет в замен тех годов, которые она должна была субботствовать по закону. Впоследствии Иудеи стали сохранять этот закон (ср. Ист. Иуд. книга XI, 8 и XIV, 17; письмо Юлия Цезаря Гиркану; также 1 Макк. VI, 49). Празднование седьмого года не было, по-видимому, соединено с какими-либо церемониями; это было воспитание нравственное народа. Начинался этот год с месяца Тисри, т. е. с седьмого месяца, и заключал в себе год гражданский, не священный. Это истекает из самого приказания не обрезывать лоз. Плоды собирались осенью, и за тем виноградники не убирались на зиму, – плоды следующей осени с необрезанных лоз были общею собственностию. Только после окончания сбора субботнего года, собственник приступал к зимней уборке и обрезке лоз (Так Кларк и Dom Calmet Année Sabbatique). Dom Calmet прибавляет, что, после снятия бедными урожая хлебов, земля пахалась немедленно, чтобы она не пустовала два года сряду. Работа не запрещалась в субботний год, лишь плоды этого года были общею собственностию.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

1269 Платонову, Н. П., основателю газеты „Современные Известия“, см. о нём предшествующие тома Хроники по указателям. 1276 Николай Яковлевич, Бакалавр математических наук с ноября 1864 года; ныне протоиерей, законоучитель в 3-м кадетском корпусе, в Москве. 1286 См. Всеподданнейшую Докладную Записку Обер-Прокурора Св. Синода о деятельности Православного Дух. Ведомства с июля 1855 г. по январь 1866 г., стр. 21., СПб. 1866 г. 1290 Первые следы упоминания Иудеев у Клеарха (пр. Апп. I, 22), Гекатея (id), Феофраста и Мегасфена (у Евсевия, praer. ev. IX, 2). 1295 Главным образом (после Пятокнижия и след.) книги Царств, Паралип., Ездры с Неем., Маккав., прор. и др. 1296 Употребление этих книг для исследователя Ветхозаветной истории не несущественно затрудняется тем, что в настоящем своём виде они иногда представляют из себя уже не непосредственные записи самих очевидцев событий, но продукт своего рода учёной историографии, причём требуется доказывать не только более или менее дословное пользование письменными первоисточниками, но и то, насколько таковыми первоисточниками служили действительно свидетельства очевидцев (Köhler, Lehrbuch der Biblisch. Gesch. Alt. Test, 1 / 1 , стр. 5 и д.). Здесь, по нашему мнению, одно из главных оправданий необходимости исторической критики при пользовании историческими книгами, которая должна направляться к определению их происхождения, большей или меньшей современности, степени тенденциозности и вообще исторического достоинства и к выяснению естественных и др. разногласий и противоречий. Само собой разумеется только, что лишь при полном беспристрастии, при полном же отсутствии произвола и недоказуемых точно утверждений, критика эта может иметь оправдание и цену; в противном случае она будет грехом не просто против истины, но священной истины, и против законнейших прав самого исследователя, печальных примеров чего даёт такое обилие западная самоуверенно-рационалистическая критика. 1298 Кн. Неемии, по мнению позднейших её критиков, была гораздо полнее; особенного сожаления достойно то, что мы не имеем более её окончания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Л. И. Бриллиантов Псалтирь 0бъяснение названия книги Псалтирью называется книга, представляющая собою собрание 150-ти священных богодухновенных песней. Слово псалтирь – греческое и обозначает собою название одного из музыкальных струнных инструментов (вроде нашей гитары). В древности у евреев пение священных песней сопровождалось игрою на музыкальных инструментах и, между прочим, на псалтири. Отсюда и самому собранию священных песней усвоено название Псалтири. По сходству с этим словом и самые священные песни от музыкального исполнения стали называться псалмами. У самих евреев Псалтирь называлась «Книгою хвалений» или просто «Хваления» 34 . Это наименование указывает на основной внутренний характер содержания псалмов, как хвалебных песней Богу. Писатели псалмов Писателями Псалтири были многие лица, как-то Давид, Асаф, Соломон, Идиоум и другие личности, одаренные поэтическими способностями и пророческим вдохновением. Это видно из надписаний псалмов, указывающих на принадлежность их разным лицам, из свидетельства самого св. Писания, называющего авторами псалмов не одного человека, а несколько лиц. Так например, в во второй книге Паралипоменон говорится, что при царе Езекии «славили Господа словами Давида и Асафа прозорливца» (2 Паралип. XXIX, 30). Происхождение Псалтири от нескольких лиц подтверждается необычайным разнообразием содержания ее, выражающимся в обилии мыслей и чувств, весьма различных по своему характеру. Это свидетельствует о том, что авторами псалмов были разные лица, так как одному лицу невозможно переживать при сходных обстоятельствах, как это видно из некоторых псалмов (86 пс., 136 пс.), различные и даже противоположные чувства. Но в ряду ветхозаветных свящ. песнословцев, принимавших участие в составлении псалмов, царя Давида следует считать составителем Псалтири по преимуществу, ибо ему принадлежат большинство псалмов. Давид обладал великими поэтическими дарованиями, жизнь его была в высшей степени разнообразна и давала ему много поводов к тому, чтобы отзываться на них сильным поэтическим талантом и таким образом воспевать все выдающиеся события личной и общественной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Ахаз управляет царством шестнадцать лет и, следовательно, умирает тридцати шести лет Таким образом, Ахаз является отцом Езекии, имея от роду одиннадцать лет. Согласно переводу LXX, Пешито и 2 Паралип. 28:1 Ахаз вступает на престол двадцати пяти лет, умирает, следовательно, сорока одного года и делается отцом Езекии, имея шестнадцать лет, что было вполне вероятно. Таким образом, Езекия бесспорно уже был рожден, когда Ахаз вступил на престол, а тем более, когда пр. Исаия произносил настоящее пророчество 4 В книге Бытия словом обозначается Ревекка, которую Исаак имел выбрать себе невестой. Бытописатель говорит о ней: девица бяше доброзрачна зело; дева бе, муж не позна ея“ ( Быт. 24:16, 43 ). В книге Исход так называется Мариам, сестра Моисея, в то время, когда предлагает дочери Фараона найти кормилицу для взятого из воды брата. Она в то время имела не более 10 лет ( Исх. 2:8 ). В книге Песнь Песней словом два раза называются невинные девицы, не познавшие мужа. В первой главе – это отроковицы“, которые возлюбили чудного жениха и которые были невинными (ст. 3). В 6 главе – невеста, возлюбленная, которую собирается сватать жених и которая также непорочна. В псалме 67 словом (множественное число) обозначаются девицы, идущие с тимпанами, которые, по мнению большинства лучших ученых, проводили строго девственную жизнь. В 30 главе Притчей Соломона встречаем тоже самое. Название здесь прилагается к девице, которая с точки зрения общественного мнения является безусловно невинной, на самом же деле находится в интимных сношениях с мужчиной. Отрицательные критики, впрочем, приводят это место для подтверждения неправильного понимания сл. . Но внимательное исследование контекста показывает, что писатель употребляет слово в его действительном значении. Три вещи непостижимы для меня, говорит он, и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице“ (ст. 19). Если писатель разумеет здесь девицу, познавшую мужа, то смысл речи совершенно нарушается.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

Паралипоменон. Что в древние времена жители нильской долины предпринимали иногда путешествия в страны, лежащие на восток от Египта, доказательством этого служит известный папирус – «Анастаси 1-й», заключающий в себе описание путешествия важного египетского сановника, так называемого Могара, по Палестине и близлежащим странам 454 . Из этого описания видно, что египтянина интересовали здесь особенности этих стран, находящиеся в них города, высокие горы, огромные кипарисы, дикие звери и т. п. Кроме общего интереса, представляемого природой и жизнью всех новых стран, в глазах потомков Иакова Ханаан имел особенную привлекательность. Это была страна, на которую семейное предание, бывшее особенно живо в поколениях, ближайших к Иакову н Иосифу, указывало как на будущее отечество. Что удивительного, если у родившихся в Египте внуков Иосифа, не имевших, конечно, недостатка в средствах, явилось желание побывать в этой стране, лежащей к тому же столь близко к египетской границе? А при путешествии в Ханаан внуков бывшего египетского министра может ли быть что-либо невероятное в том, что они вошли в неприязненное столкновение с туземными жителями? Не безынтересный пример того, как в те времена относились жители Ханаана к иноземным путешественникам, представляет вышеназванный Могар, который, между прочим, рассказывает о том, что на пути к «Макта» или Мегиддо он подвергся нападению со стороны туземцев и должен был схватить лук и железо, чтобы проложить себе дальнейший путь 455 , а в Иоппии был обворован 456 . Отношения такого рода ханаанитян к иноземному путешественнику могли, конечно, представить много поводов к неприязненному столкновению, сообщаемому в кн. Паралипоменон. Наследованное от отцов воззрение на Гесем, как страну временного поселения, и на Ханаан, как будущее отечество, могли затем повести некоторых из потомков Иакова и к попыткам поселения в этой стране, в связи с чем могло находиться и упоминаемое в той же кн. Паралип. построение Шеерой, дочерью или внукой 457 Ефрема, Беф-Орона нижнего и верхнего и Уззен-Шееры ( 1Пар.7:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

О поражении сынов Ефрема писатель кн. Паралип. говорит: и убили их мужи Гефские ( – o νδρες Γθ= мужи Гефесии), уроженцы той земли, потому что (=οτι=зане) сошли (=κατβησαν) захватить стада их. Во второй половине этих слов, не заключающей определенного указания на то, о ком именно здесь говорится, одни из библеистов подразумевают тоже подлежащее, какое – и в первой, и виновниками нападения признают граждан Гефа, которые, по этому пониманию, сами сделали нападение на стада ефремлян, а местом нападения, сообразно с библейским употреблением гл. =«сходить» (напр. Быт.12:10, 26:2 446 ) считают землю Гесем в то время, когда в ней жили евреи 447 ; между тем другие за подлежащее при сошли принимают сынов Ефрема, как служащих главным предметом библейского рассказа, вследствие чего этот факт получает другой смысл: виновниками нападения должны быть в таком случае сыновья Ефрема, как сделавшие набег на стада гефян и вышедшие при этом из Египта или сошедшие с Ханаанских гор, где был и построенный их родственницею Беф-Орон. Соглашаясь в понимании виновников и отчасти места нападения на стада гефян, библеисты, держащиеся второго понимания, значительно расходятся, однако, в определении времени этого события; так одни из них относят это событие ко времени до переселения в Египет, усматривая в словах кн. Паралипоменон остаток древнего сказания о борьбе племен, образовавших Ефремово колено, с первобытными жителями Ханаана 448 ; но так как библейское повествование ничего не говорит о жизни в Палестине родоначальника Ефремова колена в доегипетское время, то поэтому другие из экзегетов относят рассматриваемое столкновение с гражданами Гефа или ко времени пребывания израильтян в Египте 449 на том основании, что поражение сынов Ефрема, случилось при жизни отца их, плакавшего об них много дней ( 1Пар.7:22–23 ), или, наконец, – ко времени после завоевания Ханаана, потому, во-первых, что другие библейские книги ничего не говорят о каких-либо столкновениях израильтян с ханаанитянами во время нахождения первых в Египте, и потому, во-вторых, что писатель кн. Паралипоменон, говоря о сынах Ефрема: и сошли, представляет их живущими в горах Ефремова колена, следовательно, во времена после Моисея, к которым относится и указанное в 1Парал.8:13) изгнание потомками Вениамина жителей Гефа 450 ; что же касается явного разногласия между этим позднейшим временем и изображенным в кн. Паралипоменон Ефремом, оплакивающим своих убитых сыновей, то одни объясняют это тем, что под Ефремом нужно разуметь здесь колено Ефремово, оплакивавшее утрату своих членов 451 , другие 452 – тем, что Ефремом назван здесь один из потомков этого родоначальника колена, носивший то же имя, подобно тому, как другой ефремлянин носил имя Шутелах, принадлежавшее внуку Ефрема (20:21).

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

402 В кв. Неем.9:18 местоимение и глагол употреблены в единственном числе =вот Бог твой, Который вывел тебя; у LXX эти слова переведены точно также, как и в Исходе, множественной формой: οτοι ο θεο ο ξαγαγντες μς=сии Бози избедоша нас. 404 Генгстенберг (Beiträge z. Einl. ins A. Testam. II, 162) объясняет, однако, культ Иеровоама египетским влиянием. 405 Hengstenberg. Geschichte d. Reiches Gottes. Zw. Ptriode. Erste Hälfte. 14; Kurts. Gesch. d. A. Bundes. II, 40. 406 Ηροδοτου. II, 46: Γρφουο τε δ κα γλφουσι ο ζωγρφοι κα ο γαλματοποιο το. Πανς τγαλμα, κατπερ λληνες, αγοπρσοκον κα τραγοσκελα. Sridae. Lexicon graece et latine: Μνδην. οτω καλοσι τον Πνα Αγπτοιοι, ς τραγοπρσωπον...κα τιμσ ατν ς ανακενον τ γονμ δuvμε. 410 Признавая вместе с названными выше библеистами, что «сеирим» в кн. Левит и Паралип. не имеют отношения к египетскому культу, мы не находим, однако, возможным понимать их и в смысле духов пустыни, какими они представляются у этих библеистов на основании Ис.13:21, 34:14 . Если, согласно с большинством древних и позднейших толкователей, разуметь под «сеирим» у пр. Исаии демонов (у LXX: δαιμνια, в русском переводе: «косматые», «лешие«) или нечистых духов, вроде saltautes satyri (из новейших толкователей см. напр. Delitsch. Commentar üb Iesaia. 192), что, однако, ненесомненно (Hofmann. Die Schriftbeweis. zw. Aufl. I, 433), то, во всяком случае, переносить это представление о сеирим в 17-ю главу Левит нет достаточных оснований. По крайней мере, принимаемый за такое основание (Dillmann. Exodus u. Lev. 537 ) слова Лев.17:5 : жертвы, свои [ (буквально)=«заклания свои»], которыя они закалают на поле... не указывают с какой-либо вероятностью на то, что, по мысли бытописания, закалаемые на поле животные приносились в жертву сеирим, как именно богам пустынь и полей; гораздо естественнее думать, что поле было избираемо для этих закланий или только как находившееся за чертой стана, который был соблюдаем в чистоте, так что выражение «на поле» является равнозначащим словам «вне стана» ( Лев.17:3 ), или – как место, удаленное от наблюдения и открывавшее более свободы совершителям этих закланий.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

В книгах Царств неоднократно описываются ситуации, когда сами правители становились первыми изменниками веры, хранителями которой оказывались пророки. Им же принадлежит и право на духовное лидерство, отрицаемое даже у благочестивых царей, о чем ярко свидетельствует история Озии (см. 2 Паралип. 26:16–21). Поэтому неудивительно, что представление об особых сакральных функциях царей стало предметом жарких дискуссий почти на двести лет с 630-х по 840-е годы. Свою роль тут, несомненно, сыграл и ислам , в котором единство духовной светской власти выражалось еще более четко, чем в зороастризме. 2.3. Фемные преобразования как ответ Византии на экспансию арабов После описанных событий византийско-иранской войны оба государства оказались серьезно ослаблены и не смогли отразить общую угрозу. Летом 634 года неожиданно для ромеев в Сирию вторглись арабские отряды под командованием Халида ибн аль-Валида. Следующие два года прошли в боях с переменным успехом, пока два больших войска не встретились, наконец, 20 августа в битве при Ярмуке. Тяжелое многодневное сражение закончилось для византийцев катастрофическим поражением, а арабы получили контроль над Сирией и Палестиной. За этим сухим описанием скрывается, по сути, эпохальное событие, изменившее до неузнаваемости расклад сил в Восточном Средиземноморье. Для Византии наступили тяжелые времена. Не ставя себе задачу описать все аспекты происходивших в империи изменений, мы изучим лишь военно-организационную и, непосредственно связанную с ним, идеологическую сторону этого процесса. Наступление арабов отторгнуло от империи огромные территории, служившие существенным источником дохода и людских резервов, что не могло не сказаться на принципах формирования войск. Произошедшие за VII-VIII века изменения обычно обозначаются понятием «фемная реформа». Среди исследователей Византии нет единого мнения о том, насколько резкими были эти преобразования. Полярные позиции на этот счет высказывали Г. А. Острогорский 212 , выдвинувший тезис о ее практически одновременном характере и резкости проведенных изменений, и И. Каранаяпулос 213 , доказывавший принцип непрерывного преобразования без каких бы то ни было резких скачков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

29–30 ст. С избавлением людей от грехов и приближением их к Богу на них почиет благословение Божие, следствием чего будет изобилие плодов земных, хлеба и других благ. В переносном смысле под благами земными, по толковании блаженного Иеронима , следует разуметь благодатные дары Св. Духа, изобильно преподаваемые всем истинным членам Церкви Христовой. 33 – 36 ст. Благодеяния Божии в жизни евреев, возвратившихся в Палестину, окажут нравственное воздействие и на язычников. Они изменят свой прежний неправильный взгляд на Иегову – Покровителя Израильтян. При виде всего совершившегося с последними, они познают Бога Израилева и будут прославлять Его величие. Ближайшим образом это исполнилось после плена Вавилонского. Но полное осуществление пророчества об обращении язычников к славе Израиля и познания ими Бога должно относить ко временам новозаветным. После содействия Св. Духа на апостолов в день Пятидесятницы учение Христа, сопровождаемое знамениями и чудесами, стало распространяться среди язычников, которые быстро обращались ко Христу и образовали из себя многочисленных членов Церкви Христовой. 37–38 ст. Населенность Палестины сравнивается пророком с количеством стад животных, приводимых в большие праздники для жертвоприношений. Это сравнение свидетельствует о большом размножении народа после плена, так как стада животных в торжественные праздники были приводимы в Иерусалим в таком количестве, что число их достигало до десяти тысяч, до ста тысяч и даже более того (2 Паралип. XXXV, 7). Пророчество о духовном перерождении человечества, которое возвещается здесь под образом обновления Израильтян, сходно с подобным же пророчеством Иеремии. Вероятно, пр. Иезекииль знаком был с пророчеством Иеремии и под влиянием его изложил свое пророческое обетование. Это он сделал с тою целью, чтобы полнее и раздельнее представить пред своими современниками великие христианские истины. И действительно, по сравнению с пророчеством Иеремии, обетованное учение пророка Иезекииля о тайнах духовного возрождения человечества в новозаветные времена отличается большею отчетливостью и раздельностью. Известно, что слушатели пророка Иезекииля, пленные иудеи, представляли собою более благоприятную почву для восприятия откровений Божиих, чем иудеи современники пр. Иеремии, жившие до плена. Падение Иерусалима сломило упорство большинства иудеев, а бедствия плена заставили отрезвиться их от греховной жизни и далее довели до отчаяния. Ввиду сего обстоятельства пророк Иезекииль в своих утешительных речах к народу старался с наибольшею определенностью и полнотою изобразить славное духовное состояние Израиля в будущем. Отсюда мысль о духовном, нравственном обновлении Израильтян, как главном и необходимом условии сего славного состояния, и раскрывается у него полно, ясно и раздельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Вся эта армия подневольных рабочих была отдана под начальство Адонирама. Но кроме них было еще не менее 70,000 носильщиков и 80,000 камнеломов, которые находились под ведением 3,600 должностных лиц. Эти последние рабочие, согласно писателю книг Паралип., были крепостные рабы из неистребленных остатков ханаанских племен В действительности, это были как бы илоты Палестины. Будучи оторваны от своих семейств на службу для чужого им царя и для труда в пользу чуждого им богослужения, они, как можно думать, работали не с увлечением; напротив, среди них должен был слышаться часто глупой ропот негодования, конечно замиравший большею частью в их недовольной груди. Один случайный намек показывает, что такие крепостные работы были введены в это время как некоторое новшество и однако же сохранены были и на последующее время; так, именно низшими из пленников, возвратившихся из Вавилона, – низшими даже, чем нефинимы, потомки гаваонитян, которые некогда осуждены были на положение «дровосеков и водоносов», – были 392 иеродула или низших служителя, которые назывались «сынами рабов Соломоновых», – и они, очевидно, представляли собою жалкий остаток тех именно крепостных, которые, без всякого вознаграждения, несли тяжелые работы при построении храма. Что касается более искусной работы, то царю в этом отношении пришлось прибегнуть к помощи сидонских художников, среди которых особенно упоминаются гевлиты, жители Гевала или Библоса, находившегося к северу от Берита и ближе всего к кедровому лесу Ливанскому. Пророк Иезекииль, спустя уже несколько веков, с восторгом говорит о мудрости и артистическом гении этого финикийского населения ( Иез. 27:9 ). Даже в поэме Гомера сидоняне славились приготовлением вышивных работ и вообще искусством в ремесле. И Соломон просил Хирама прислать ему рабочих, искусных в выделке золота и меди, в резьбе, гравировании и крашении. Вдобавок к столь многочисленному составу рабочих употреблялись еще и другие рабочие и художники, занимавшиеся литьем бронзы в глиняных формах.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010