Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!) Смотрите крины (посмотрите на лилии). Разумеются лилии, разные роды которых растут в диком состоянии. Ни Соломон во всей славе своей облечеся (не одевался так), яко (как) един от сих. Известно, что Соломон, сын Давида, третий царь еврейский, преимущественно пред другими отличался богатством, пышностью и великолепием царским. И здесь та мысль, чтобы чрез указание на могущество и благость Отца небесного, пекущегося о полевых лилиях, как равно и обо всем сотворенном, доказать, что не следует чрезмерно заботиться о телесных потребностях, т.е. более, чем о духовных. Если же траву в поле и пр., т.е. если Отец небесный так печется и об этой, можно сказать, ничтожной, траве, которая завтра может засохнуть или будет брошена в печь, то не тем ли более печется Он о таком творении, каков человек? (Злат, и Феоф.) А потому к чему же чрезмерная заботливость? Само собою разумеется, что указанными словами о растениях и птицах, которые не трудятся, а Бог Сам заботится о них (24 ст.), подобно как и словами: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и пр. (22 ст.), Спаситель не запрещает трудиться для удовлетворения житейских нужд, так как это совершенно необходимо, пока мы живем на земле. Отрицается же излишняя заботливость, т.е. такая, как будто мы не имеем Бога-Промыслителя. (Злат.) Лк.12:29 . И вы не ищите, чтó ясте, или чтó пиéте: и не возноситеся: Лк.12:30 . всех бо сих языцы мира сегó ищут: вáш же Отéц весть, яко трéбуете сих. (Итак, не ищите, чтó вам есть, или чтó пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;) В этих словах Христос указывает еще причину, кроме указанных выше (ст. 23, 24 и др.), почему должно более заботиться о духовном, чем о земном. Языцы (люди) мира сего, а у Матфея, языцы (язычники), ищут. Господь как бы так говорит: «язычникам, которые не знают истинного Бога и Его провидения, которые живут только для земли и не помышляют о будущей жизни (людям мира сего), свойственна излишняя заботливость о земных благах; а вы – верующие в истинного Бога и в будущую блаженную жизнь, вы, ведающие Его попечительность о вас, по которой Он знает, что вам нужно и всегда готов дать вам это необходимое, вы должны стремиться к небесному и более располагаться на Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

«если он отпадет, то я отброшу его и научу его узами»; вместо стоящего в Евр. тексте следует читать «и я выброшу его» (Бэчер 3 , Леви, Петерс и др.). Нетрудно видеть, что оба еврейские стиха содержат одну и ту же мысль, выраженную одинаковым оборотом и почти одинаковыми словами; из того, что древние переводы дают здесь только один стих, следует заключить, что и в подлиннике стоял один стих, именно тот, который в Евр. стоит на втором месте, первый же Евр. стих является позднейшею вставкой, выражающею ту же мысль иными, словами. Конец стиха в Евр. «злодеям, насильникам», , ближе всех переводов передан в Сир. «в руку грабителей», Гр. же передает свободно, как и Сл. и Рус: «в руки падения его» Рус, т. е. предоставляет ему падать, без своей поддержки.   О мудрости в слов ( Сир. 4, 23–35 ) 23.Сын мой, наблюдай время и бойся зла, 24.и не стыдись за самого себя; 25.потому что есть стыд, ведущий ко греху, и есть стыд, приносящий славу и благодать. 26.Не будь лицеприятен против души своей и не смущайся во вред себе. 27.Не удерживай слова в свое время и не скрывай мудрости своей, 28.потому что в речах обнаружится мудрость, и разум – в ответных словах. 29.Не возражай против истины и стыдись невежества своего. 30.Не стыдись отстать от греха, и не стой против потока. 31.Не подчиняйся человеку глупому и не будь пристрастен к лицу властей. 32.Борись за правду даже до смерти, и Господь будет твоим поборником. 33.Не будь хвастлив языком своим, и слаб и бессилен в делах своих; 34.не будь похож на льва в своем доме, и суров и жесток к прислуге своей; 35.пусть рука твоя не будет раскрыта, чтобы взять, и зажата при подаянии. Человек, стремящийся к мудрости, должен особенно внимательно следить за своим словом, так как на нем именно прежде всего обнаруживается мудрость или глупость говорящего. Поэтому конец 4-ой главы премудрый посвящает главным образом советам относительно речи: мудрый человек должен во-время говорить и во-время удерживать свой язык. Впрочем, некоторые советы, поставленные в данном отделе, не имеют, по-видимому, отношения к этой общей мысли и связаны с контекстом только механически.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

(Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.) Болей в (из) рожденных женами пророка Иоанна Крестителя, никтоже есть, говорит Господь о величии Иоанна. Но чтобы иудеи не почитали Иоанна выше Его Самого, Господь прибавляет: Мний же (меныпий же) во царствии Божии, болий (больше) его есть. Под меньшим Господь разумеет Самого Себя. (Злат. Феоф. Зигаб. и др.) Меньший – по возрасту, ибо Спаситель был моложе Иоанна, и по мнению тех многих, которые говорили, что Он ядца и винопийца, тогда как Иоанн был великий постник; также говорили: не плотников ли Он сын? друг мытарей и грешников, – и унижали Его. О царствии Божии или небесном чит. в объясн. 4 гл. 43 ст. У еванг. Матфея здесь прибавлено: От дней Иоанна Крестителя доныне царствие небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его. Ибо все пророки и закон прорекали до него. От дней Иоанна Крестителя, т. е. со времени явления его для проповеди о наступающем царстве Христовом. Силою берется, не ожидается, как грядущее, а уже берется, как наступившее. Здесь разумеется и вообще трудность в достижении царства небесного; но особенно указывается та сила, та стремительность, с какою начали искать достижения царства небесного со времени проповеди Крестителя и явления Христа. Выражение силою берется взято от осады и взятия крепости или города (Мих.). Все пророки и пр. В этих словах Господь указывает причину, почему со времени Иоанна Предтечи явилось такое сильное стремление к царству небесному – потому, что о явлении этого царства прорекали закон и пророки, т. е. законодатель Моисей в своих законоположительных книгах и в установленных им жертвах, и за ним пророки в своих писаниях, а Иоанн Креститель напомнил и разъяснил народу эти предсказания. Лк.7:29 . И вси людие слышавше и мытарие, оправдиша Бóга, крéщшеся крещéнием Иоáнновым: Лк.7:30 . фарисéе же и закóнницы совет Бóжий отвергóша о себе, не крéщшеся от негó. (И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него.) Этих слов нет в Евангелии Матфея.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

«Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» ( Мф.16:27 ). «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» ( Мф.25:31–32 ). Здесь Господь ясно указал, что последний суд будет всеобщим, что он есть цель Его пришествия и что находится в непосредственной связи с Его парусиею придет Сын Человеческий и тогда воздаст каждому; когда придет, тогда сядет на престоле. Вообще, всякий раз, когда говорил Он о Своем будущем пришествии, всегда соединял с ним мысль о воздаянии каждому по делам, т.е. о суде (ср. Мф.7:21–23, 13:40–43, 47–50; 25:14–30 ; Лк.19:12–26 и др.). Для целей всеобщего суда произойдет в момент парусии Иисуса Христа воскресение мертвых праведников и грешников ( Ин.5:28–29 ). Господь изобразил и сам суд со всеми последствиями, какой Он произведет над всеми людьми праведными и грешными (Μф.25:31–46). «Писание представляет сие (суд) олицетворенно, – говорит святой Василий Великий , – не потому что Судия каждому из нас будет предлагать вопросы или давать ответы судимому, но чтобы внушить нам заботливость и чтобы мы не забыли подумать о своем оправдании. Вероятно же, что какою-то несказанною силою во мгновение времени все дела нашей жизни, как на картине, запечатлеются в памяти нашей души... И книги, упоминаемые у Даниила ( Дан.7:10 ), что иное означают, как не возбуждение Господом в памяти человеческой образов всего соделанного, чтобы каждый вспомнил свои дела, и чтобы мы видели, за что подвергаемся наказанию?” 873 Апостолы также учили, что последний суд будет всеобщим ( Деян.17:31 ; Иуд.1:14–15 ; Рим.2:5–6; 14:10 ; 2Кор.5:10 ; ср. Еф.6:8 ; Кол.3:23–25 ); предстанут на суд не только все люди, но и падшие духи ( 2Пет.2:4 ; Иуд..1:6), что суд неразрывно связан с пришествием Христа ( 1Кор.4:5 ; 2Фес.1:6–10 ; 2Тим.4:1 ). Предметом суда будут не только дела ( Рим.2:6 ; 2Кор.5:10 ), но и слова ( Мф.12:36 ), и самые сокровенные помышления ( 1Кор.4:5 ). Опровержение возражений

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

(Иер 2. 1-25. 38). Иеремия упрекает «дщерь Иерусалима» за то, что она, невеста Господа (Иер 2. 1-2), последовавшая по Его зову в пустыню и любившая Его, изменила Ему с богами др. народов и забыла свой свадебный наряд (Иер 2. 32). Несмотря на то что Бог Израилев исполнил все Свои обещания - вывел народ из Египта и ввел его «в землю плодоносную», «учители закона не знали» Его, «пастыри отпали» от Него, а «пророки пророчествовали во имя Ваала» (Иер 2. 7-8). Грех народа был велик, т. к. иудеи не только не сохранили обетов, но и сделали то, чего не делают и язычники: «Переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги? а Мой народ променял славу свою на то, что не помогает» (Иер 2. 11). Бог вразумлял Свой народ («...поражал Я детей ваших... пророков ваших поедал меч...» - Иер 2. 30), однако все было напрасно - дщерь Израилева «со многими любовниками блудодействовала» (Иер 3. 1), и за это она будет «посрамлена и Египтом, как была посрамлена Ассириею» (Иер 2. 36). Несмотря на неверность и грехи, Бог призывал дщерь Израилеву покаяться и был готов принять ее (Иер 3. 1); обращаясь к Своим «детям-отступникам» (Иер 3. 14), Бог обещает спасение тем, кто «возвратится» к Нему: Он приведет их на Сион и даст им «пастырей по сердцу» Своему (Иер 3. 14-15). Увидев бесполезность этого призыва к дщери Израилевой, Бог «отпустил ее и дал ей разводное письмо» (речь идет, по-видимому, о предании Северного царства в руки ассирийцев - Иер 3. 8), что, однако, не испугало Иудею, ее «вероломную сестру», к-рая «не убоялась, а пошла и сама блудодействовала» (Иер 3. 8). Прор. Иеремия слышит «жалобный плач сынов Израиля», раскаивавшихся в том, что они «забыли Господа Бога своего» (Иер 3. 21). Он возвещает им обетование прощения и спасения: «Если хочешь обратиться, Израиль, говорит Господь, ко Мне обратись; и если удалишь мерзости твои от лица Моего, то не будешь скитаться» (Иер 4. 1). Народ Израилев должен обрезать «крайнюю плоть с сердца» своего, чтобы гнев Божий «не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших» (Иер 4. 4). Если же он не послушается этого призыва, то «уже несется... гибельная весть с горы Ефремовой» - приближаются его враги, к-рые «криками своими оглашают города Иудеи», для того чтобы осадить Иерусалим и разорить его (Иер 4. 15-29).

http://pravenc.ru/text/293622.html

Иероним: ducemus choros=поведём хоры, т. е. будем праздновать с пением и игрою хоров по образцу победного торжества после потопления Египтян, – Исх.15:20–21 , – как это и изображается в Пс.67:25–26 ). Вслед за тем они опять кратко повторяют молитву, чтобы Господь исполнил все прошения царя их, т. е. о благополучном ведении войны и о даровании победы. Во им Гда Бга нашег возвеличимс, т. е. «соделаемся славны и знамениты» (бл. Феодор.), между окрестными народами. Вероятно 70 толк. евр. слова (нигдол)=поднимем знамя (русск.-халд.), читали с перестановкою букв как (нигдал)=будем или сделаемся велики (сирск.: возвысимся). Слово Гда в евр. т. (=хал д. и бл. Иер.) не читается и прибавлено переводчиками в соответствие ст. 8 и другим местам Псалтири, где соединяются вместе оба имени Божия Иегова и Елогим, ср. Пс.7:2 и 4; 17:29 и др. з. Нн познахъ, к спс гдь своего: услышитъ съ нбс стаг своег: въ силахъ десницы 7. Ныне познал я, что Господь спасает помазанника Своего, отвечает ему со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей. и. на колесницахъ, и на конехъ: мы же во им гда бга нашег призовемъ. 8. Иные колесницами, иные конями, а мы именем Господа Бога нашего хвалимся: . спти быша и падоша: мы же востахомъ и исправихомс. 9. они поколебались и пали, а мы встали и стоим прямо. 7–9. Воодушевительная речь первосвященника, или пророка, возвещающего народу откровение Божие об одержали победы в предстоящей войне. – В то время как происходило жертвоприношение и народ пел вышеизложенную молитву, первосвященник, или пророк, вероятно, от имени царя вопросил Господа об успехе предпринимаемой войны, как это обыкновенно делалось Давидом пред его походами ( 1Цар.23:2 и 4; 30:7–8; 2Цар.5:19 и 23–24), и, получив от Господа утвердительной ответ, в исполнение предписания закона ( Втор.20:2–4 ), обращается к народу и войнам с краткою речью, в которой и объявляет им о полученном от Господа обещании царю блистательной победы, изображая ее в живом пророческом созерцании, как бн уже совершившееся событие.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Ин. 14:15, 21 . Как ученики Господа, они составляют постоянный предмет Его любви, и во имя этой любви к ним Он к увещанию – пребывать в Нём – присовокупляет особенное увещание – пребывать в любви Его, чему условием или средством указывает соблюдение Его заповедей, по образу отношений Его Самого к заповедям и любви Отца Небесного. – Как возлюбил Меня Отец (ср. Мф. 3 и парал.), и Я таковою же любовью возлюбил вас, а потому пребудьте, останьтесь постоянно, в этой любви Моей к вам; самое действительное средство к сему есть соблюдение Моих заповедей (ср. прим. к 14:15, 23–24). – Я соблюл заповеди Отца Моего, т. е. творил и творю волю Его во всей Моей деятельности (ср. 8:29; 10:17–18; 14 и парал.) и за то пребываю в любви Его: ср. 10:17. 11. Ин. 15:11 . Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна. Ин. 17:13, 16:24, 33 . Сие сказал Я вам: всё, что сказал Он им о взаимном духовном общении между Им и ими (ст. 1–10) и в частности – о любви к ним Его и любви к Нему Отца (ст. 9–10), имеет ближайшей целью вселить в них то же чувство радости, какое исполняло Господа. – Да радость Моя в вас пребудет: т.е. та радость, которою Я исполнен при мысли о любви ко Мне и вам Отца Моего Небесного, будет и вашей радостью, перейдёт от Меня к вам. Это – то святое, радостное настроение духа, которое торжествует над всеми бедствиями жизни, радуется в самых страданиях, каковы бы они ни были (ср. 1Кор. 7:30 ; 2Кор. 13:11 ; Флп. 2 и далее; Флп. 4:4 ; Рим. 14:17 ; Гал. 5 и др.). В силу этого сообщения ученикам радости Христовой радость их достигнет высочайшей степени, будет совершенна (ср. 3:29) по чистоте, силе, победоносности (ср. 1Ин. 1:4 ; 2Ин. 1:2 ). 12. Ин. 15:12 . Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Ин. 13:34 . 13. Ин. 15:13 . Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Ин. 10:11 ; 1Ин. 3:16 ; Рим. 5:6 . Сия есть заповедь Моя и пр.: см. прим. к 13:34. Выражением пребывания учеников в любви Христовой служит взаимная их любовь друг к другу, такая любовь, какой Он возлюбил всех их, т. е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Кесария Приморская , находившаяся на берегу Средиземного м., была основным форпостом рим. присутствия в Палестине: здесь располагались резиденция прокуратора и дворец царя, здесь же были расквартированы солдаты ( Ios. Flav. De bell. V 5. 8). Приход П. в этот город означал серьезное отступление от традиционных для членов апостольской общины маршрутов, пролегавших преимущественно через города и деревни, населенные иудеями. При виде П. Корнилий падает к его ногам. Для рим. сотника такое поведение было необычным: рядовой офицер рим. армии мог кланяться до земли императору, или его статуе, или статуям языческих богов при жертвоприношениях, но не пришельцу-еврею. Останавливая Корнилия словами «встань, я тоже человек», П., возможно, имеет в виду языческий обычай обожествлять людей. В обращении к собравшимся П. прежде всего указывает на причину, по к-рой он пришел: иудеям запрещено общаться с язычниками, но ему Бог открыл, что ни одного человека нельзя считать скверным или нечистым. П. здесь говорит о видении, к-рое имел накануне. Если сначала апостол не понял смысл этого видения, то к моменту, когда он переступил порог дома Корнилия, в его голове сложилось ясное понимание того, что Бог хотел ему сказать. На вопрос П. о цели, с к-рой он был приглашен, Корнилий отвечает рассказом о явлении ангела (Деян 10. 30-33). Свою краткую речь Корнилий завершает словами, которые ясно демонстрируют его веру в Единого Бога. Встречу с П. он воспринимает как происходящую перед лицом Бога и надеется услышать от П. то, что Бог хочет ему сказать. П. в ответ выступает с речью, в которой выражается суть проповедуемого им и др. апостолами учения. Во всех речах он говорит о смерти и воскресении Иисуса Христа. Однако если предыдущие речи (ср.: Деян 2. 14-36; 3. 12-26; 4. 8-12; 5. 29-32) были адресованы иудеям, то нынешняя обращена к язычникам. По этой причине П. считает нужным начать с темы Единого Бога и затем уже перейти к рассказу об Иисусе Христе. «Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним. И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе. Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться не всему народу, но свидетелям, предызбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян 10. 34-43).

http://pravenc.ru/text/2580090.html

Лк.16:27 . Речé же: молю тя ýбо, óтче, да пóслеши егó в дóм отцá моегó: Лк.16:28 . имам бо пять брáтий: яко да засвидетелствует им, да не и тии приидут на место сиé мучéния. (Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.) Да послеши (пошли) его в дом отца моего и пр. Богач, увидев, что нет никакой помощи ему самому, просит Авраама за своих братьев, – просит предупредить их, чтобы и они не погибли вместе с ним. Может быть, он и словом и примером своим внушал братьям, замечает еписк. Михаил, вести такую же жизнь, какую и сам вел; так пусть же Лазарь засвидетелъствует им, каким мукам подвергает человека такая жизнь, дабы, вняв этому свидетельству явившегося с того света, они переменили свою жизнь, и тем избежали предстоящих им мучений после смерти. Лк.16:29 . Глагóла емý Авраáм: имут Моисéа и прорóки: да послýшают их. (Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.) Моисея и пророки, т. е. писания их. Моисеем написаны пять первых книг Библии , или так называемое его Пятокнижие: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие; Пророки Исаия, Иеремия и др. оставили после себя также писания (ст. 16.). Таким образом тут разумеются все кииги ветхого завета, содержавшие в себе Божественное откровение того времени и Божественное руководство ко спасению души. Пусть (да) слушают их, т. е. пусть читают, слушают и исполняют учение, предписания, постановления в них: этого совершенно достаточно для достижения вечного спасения. Лк.16:30 . Он же речé: ни, óтче Авраáме: но áще ктó от мéртвых идет к ним, покáются. Лк.16:31 . Речé же емý: áще Моисéа и прорóков не послýшают, и áще ктó от мéртвых воскрéснет, не имут веры. (Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.) Ни (нет), отче, Аврааме и пр. Богач знает, что братья его не слушаются ни Моисея, ни пророков, как и сам он при жизни был глух к этому Божественному откровению и руководству; но думает, что если бы случилось такое необычайное, чудесное событие, что явился бы к ним житель другого, мира и рассказал им об этом мире, то они поверили бы ему, покаялись и исправились.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУША [греч. ψυχ], вместе с телом образует состав человека (см. статьи Дихотомизм , Антропология ), будучи при этом самостоятельным началом; Д. человека заключает образ Божий (по мнению одних отцов Церкви; по мнению других - образ Божий заключен во всем человеке, т. е. в его Д. и теле) и возможность богоподобия, к-рые получает как дар Божий вместе с бытием; Д. человека бессмертна (некоторые древнецерковные писатели полагали, что Д. смертна; см. статьи: Бессмертие , Воскресение мертвых ). Ветхий Завет Синодальный перевод использует слово «Д.» для передачи древнеевр.  . Множество контекстуальных значений, в к-рых   используется в корпусе древнеевр. текстов, соответствует неск. основным: 1) горло, шея; 2) дыхание; 3) желание; 4) Д. как субъект желаний и эмоциональных состояний; 5) жизнь, жизненная сила; 6) человек, живое существо. Кроме того, слово   в нек-рых контекстах может принимать значения различных местоимений. 1. Горло, шея. Древнеевр. слово   так же как и соответствующие ему термины в др. семит. языках, может употребляться для обозначения горла или шеи (ср.: аккад.   угарит.   араб.  ), что отчасти отражено и в синодальном переводе. Так, напр., в Книге прор. Исаии говорится, что «преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою» (   - Ис 5. 14). Тот же образ встречается и в Книге прор. Аввакума, где, по-видимому, слово   употреблено в том же значении: «Надменный человек, как бродящее вино, не успокаивается, так что расширяет душу свою (  ), как ад» (Авв 2. 5). На основании этого значения могут быть поняты также слова о воде, достигающей «до души»: «Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души (  ) [моей]» (Пс 68. 2 (МТ 69. 1); ср.: 123(124). 4-5), «Объяли меня воды до души (  ) моей...» (Иона 2. 6), о мече, угрожающем ей: «...о, Господи Боже! Неужели Ты обольщал только народ сей и Иерусалим, говоря: «мир будет у вас»; а между тем меч доходит до души (  )?» (Иер 4. 10), или сопоставления Д. с разными частями тела: «Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его» (Пс 104(105). 18; ср.: Пс 102(103). 1); «Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается» (Еккл 6. 7; ср.: Притч 3. 22; 1 Цар 2. 33). Кроме того, в этом смысле Д. может «насыщаться» (Ис 58. 11; Втор 23. 24(25); Притч 6. 30 - букв.- наполняться), быть «тощей» (Ис 29. 8 - букв.- пустой), ей может «опротиветь пища» (Числ 21. 5; ср.: Пс 77(78). 18).

http://pravenc.ru/text/180712.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010