286. См. Gouillard. Synodikon, 56–60, 188–202. 287. См. Meyendorff. Byzantine Theology, 72–73. Ср. Лосев. Очерки античного символизма, 860–873. 288. Тропарь 9–й песни канона на утрени в четверг 3–й седмицы Великого Поста. 289. Ср. Quasten. Patrology I, 221. 290. Ср. Афиней. Пир софистов VIII, 341е. Ср. также Диоген Лаэртский. О жизни VI, 76. 291. Об изнеженности и развратном образе жизни Аристиппа см. Диоген Лаэртский. О жизни II, 8, 66–81. 292. См. Лукиан. О паразите 34. 293. По Аристотелю, Бог не вмешивается в управление миром. 294. Ср. Диоген Лаэртский. О жизни V, 4–5. 295. Ср. Диоген Лаэртский. О жизни IX, 5: " Он не был ничьим слушателем, а заявлял, что сам себя исследовал и сам от себя научился " " . 296. О высокоумии и надменности Гераклита, а также о его смерти от водянки, см. Диоген Лаэртский. О жизни IX, 1–4. 297. Татиан. Речь против эллинов 2–3. В последней цитированной фразе имеется в виду, очевидно, учение о переселении душ (метемпсихозе). 298. Иустин. Апология I, 46. 299. Строматы 1, 2. 300. Строматы 1, 5. 301. Строматы 1, 5. 302. Строматы 1, 2. 303. Гал. 3:23–24. 304. Строматы 1, 5. 305. Строматы 1, 7. 306. Строматы 6, 7. 307. Сл. 32, 25, 3–8; SC 318, 136–138=1.476. 308. Ученики Пифагора проводили пять лет в молчании: см. Диоген Лаэртский. О жизни VIII, 10. 309. Пифагор запрещал употребление бобов: см. Диоген Лаэртский. О жизни VIII, 19. 310. Формула, которую употребляли пифагорейцы, ссылаясь на своего учителя. 311. Учение об идеях — наиболее характерная часть философской системы Платона. 312. Слово metenswmatoshs не употреблялось Платоном, но встречается у неоплатоников III в., в частности у Плотина. Григорий, вероятно, имеет в виду мифы из платоновского Государства (614b-616b, 617d-621b). 313. В Государстве (615a) Платон говорит о тысячелетнем периоде подземного странствования душ. 314. Ср. Федон 72e. 315. Намек на педерастию Платона. 316. Эпикур учил о том, что мир состоит из атомов, и считал наслаждение (hdon — удовольствие) высшим благом для человека (отсюда " " гедонизм " " )..

http://predanie.ru/book/72464-zhizn-i-uc...

Любопытно, что результаты этой переписи, приводимые во “Второй книге Самуила” и в “Хрониконе”, расходятся. В Книге Самуила говорится, что в представленном Иоаве отчете было насчитано 800 тысяч израильтян, “способных обнажать меч”, и еще 500 тысяч мужчин в колене Иуды. В “Хрониконе” указано, что общее мужское население десяти колен Израиля (колена Леви и Вениамина не были исчислены, причем вениамитяне, по всей видимости, отказались участвовать в переписи) составило, по данным переписи 1 100 000 человек, воинов колена Иуды — 470 тысяч человек. Талмуд объясняет разницу между двумя источниками тем, что “Вторая книга Самуила” не учла в числе израильтян 288 тысяч человек, ежегодно служивших в армии (по две тысячи человек в месяц, то есть 24 тысячи человек в год от всех двенадцати колен), а также 12 тысяч (по тысяче от каждого колена) старейшин, входивших в Верховный совет своего колена, — и таким образом и возникла разница в 300 тысяч человек. Разница же в данных о численности колена Иуды, согласно Абарбанелю, объясняется тем, что “Вторая книга Самуила” включила в число иудеев 30 тысяч жителей Иерусалима и окрестностей, а “Хроникон” — нет. Однако стоит заметить, что у многих исследователей эти объяснения не вызывают доверия. Во-первых, из них непонятно, почему резервистов того же колена Иуды надо считать вместе с воинами других колен, в то время как мужчины этого колена считаются отдельно. Во-вторых, большинство археологов убеждены, что размеры Иерусалима в XIX веках до н. э. просто не позволяли вместить 30 тысяч жителей. Зато в изложении последующих событий обе книги Библии сходятся. Сразу после получения итогов переписи к Давиду приходит осознание, что, проведя ее, он нарушил волю Творца и наказание за это постигнет весь народ. Устное предание утверждает, что Давид получает весть о грядущем наказании в посетившем его ночью пророческом видении, а рано утром в его дворце появляется пророк Гад, которого ночью также осенило точно такое же пророчество. Во время этого пророчества Бог приказал Гаду явиться к Давиду и предложить ему выбрать один из трех вариантов наказания за проведение переписи:

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/4

Григорий нисский 145. 89. 113. 119. 150. 235. 551. Григорий I папа (Двоеслов) 98. 103. 108. 174. 260. 260. 261–285. 308-10. 311. 349. 429-430. 513. 519. 531. 581. Григорий II папа 514–4. 516. 517–520. 551. Григорий III папа 520. 534. Григорий писивунтский 553. Григорий пресв. кесар.49. Григорий Просветитель 322. 323. Григорий Чудотв. 180. 58. 60. 89. 148. 318. 376. Гризар 259. 277. Гроссу 568. Guérard 518. Гуоткин (Gwatkin) 45. 68. 133. Гфрёрер (Gfrörer) 523. Haase 282. Haidacher 178. Harnack 17. 22. 113. 509. Hefele 68. 291. 389. 458. 469. Hergenröther 469. Гермес нарбоннский 189. Гермоген magister militum 182. Гимерий (Имерий) тарраконский 143. 2 63. Гишам халиф 505. Гонорат архидиак. 167. Гонорат медиол. 429. Гонорий имп. 80. 92.147. 182. 261. 269. Гонорий папа 463–4. 468–472. 475–482. 494–5. 498. 499–500. 594. 505. Гормисда папа 303. 305. 309. 364 - 7. 370. 372. Hort 114. 117. Hoffmann 258. Hubert 522. Далматий авва 212. Далматий кизикский 235. 304. 306. Дамас папа 72. 80. 109. 167. 181. 260. 261. 276. 99. 102–3. 107. 109. 111. 136. Дамиан алекс. 354–6. 448-9. Даниил 265. Даниил каррский 237. Даниил столпник 311. Датий медиол. 390. 400. 402. 404. 405. Дендерис 578. Дёллингер 277. Дефенсор еп. 187–8. Дидим 139. 148. Димитрий алекс. 146. Димитрий скевофилак 541. Димитрий филиппийский 375. Димосфен praepositus coquorum 99. Димофил 73. 77. 104. 107-8. Дианий кесар. 70. 73. Диаспондарист 404. Диоген еп. 149. Диоген кизикский 306. Диоген нотарий 66. Диодор тарсский 71. 112. 149. 150. 151. 220. 236. 240. 413, 414. 426. Диоклетиан имп. 16. 30. 105. 116, 213. 256. 440. Дионисий алекс. 253. 254. 12. 236. Дионисий Ареопагит 376. 492. Дионисий бар-Салиби 179. Дионисий комит 48. Дионисий миланский 66. Дионисии папа 216. Диоскор алекс. 228. 232. 241. 245. 246. 298. 304. 308-9. 323. 208. 218. 231. 237–8. 241–3. 245. 253. 255–9. 260–3. 265. 266. 279. 281–6. 288. 299. 300. 302. 306. 316. 317. 318. 321. 324. 333-4. 335. 337. 363. 375. 376. 557. Диоскор диак. 303. 306. 366. 368. 369. 373.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

3  Главная литература: К. G r о o s — Das Seelenlehen ties Kindes. 5-е изд. S. 268—303: W. Stern— Psychologie d. fr. Kindheit. 2-е изд. S. 268—303; Sully— Studies of Childhood. (Chap. VI); St. Hall — A. Study of fears (переведено в русском сборнике статей Ст. Холла по психологии и педагогике). А. В i n e t — La peur chez enfants. Annee psychol. 1895; HirschI a ff— Ueber die " Furcht der Kinder. Ztschr. I. p. Psych. 1901—2. 4   К. Грос и В. Штерн, не разделяющие взглядов Ст. Холла, видящего в страхе пример действия биогенетического закона в душе, признают, однако, «инстинктивную» или наследственную основу в страхе. См.: К. Groos. Op. cit. S. 288—289, 294—296. W. Stern. Op. cit. S. 300 («Мы должны противопоставить страху, основанному на опыте, инстинктивный страх»). ся незнакомого, страшного, — только благодаря таким людям человечество и могло двигаться вперед. Все неведомое, окутанное какой-то мглой, таинственное, запрещенное, все, что возбуждает страх, — вместе с тем неизъяснимо влечет к себе. Те, кто не знают этого чувства, кто держится за установленное, ясное, безопасное, никогда не идут вперед: жизнь же движется теми смельчаками, которые смело и решительно бросаются навстречу опасности, рискуют. Психология риска, творческий подъем в нем, эмоциональное напряжение ясно свидетельствуют о том, что психология риска не только теснейшим образом связана с переживаниями страха, но что в ней должно видеть второе выражение (рядом с депрессией) страха. Страх в своем выражении может, таким образом, иметь пассивную и активную форму— может вызывать психическую и психо-физическую депрессию, но может выразиться и в переживании риска, в влечении ринуться навстречу опасности. Те, кто связывает (Рибо, отчасти Groos — см. его книгу: S. 277, 2-te Anm.) психологию страха с инстинктом самосохранения, должны были бы признать совершенно неизбежной и активную форму страха. Грос справедливо говорит об «интенциональном отношении к предмету» в чувстве страха (отделяя его от «обсуждения» положения — ibid. S. 283); страх действительно окрашивает и определяет всю психическую установку, ставит нас в определенное отношение к предмету, дает его оценку. В результате — мы либо «отступаем» перед предметом, переживаем депрессию в той или иной степени, либо, испытывая чувство страха, «рискуем» броситься навстречу опасности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=997...

288 Антиохийский патриарх-монофизит Петр Гнафей (V в.) вставил эти слова в качестве еще одного обращения к Богу в известный гимн: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, [Распныйся за ны], помилуй нас». Богослужебное употребление измененной в антихалкидонском духе Трисвятой песни стало характерной чертой всех монофизитских общин. 292 Учение о пятой природе, или элементе, было разработано Аристотелем. «Небесные тела, обозначенные у Аристотеля и как тела божественные, состоят из особой материи – пятого элемента, квинтэссенции или эфира, которому, в отличие от четырех остальных элементов, присуще регулярное круговое движение» (Канто-Спербер М., Барнз Дж., БриссонЛ. и др. Греческая философия/Пер. с фр. М., 2006. Т. 1. С. 403). 294 Ар-Рахиб показывает, что опровергаемое им в предыдущей главе мнение с необходимостью ведет к абсурдному выводу, что Бог не является ни творцом, ни промыслителем нашего мира. Такая точка зрения, согласно Булусу, имеет разрушительные последствия прежде всего для нравственности. 300 Ар-Рахиб поднимает принципиальный вопрос о достоверности нашего знания о Боге и о гносеологической значимости положительных имен, прилагаемых к Нему. Он полемизирует с теми философами, которые считают, что Бог совершенно непознаваем для человека и в конечном счете все наши представления о Нем остаются всего лишь формой конечного мышления о трансцендентном существе и не заключают в себе ничего соответствующего самому божественному бытию. Соглашаясь с тем, что положительные божественные имена позволяют судить о Боге лишь по аналогии с тварными вещами, а потому не могут рассматриваться как атрибуты божественной сущности, ар-Рахиб, в соответствии с византийской святоотеческой традицией, не принимает и мнения, что они не заключают в себе вообще никакого объективного знания. Они открыты в Священном Писании Самим Богом и характеризуют Его как свободно-разумное существо, открывающее Себя человеку в Своих действованиях. Хотя наше знание о Боге и весьма ограниченно, тем не менее оно не лишено объективного основания и вполне достаточно для правильного устроения духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закон был судиею против неправды и воздавал каждому по делам его, а Аммореи пребывали во грехах, в преступлении, и нарушили клятву, которою клялись, как уже у меня о том сказано где-то в другом месте; однакоже же не обременительно будет и здесь предложить тоже: потому что тут наготове хитрость Манеса, именно, будто благой Бог закона обобрал Египтян, изгнал Аммореев и Гергесеев и другие народы и дал их землю сынам Израилевым. Он говорил: не пожелай: каким же образом дал им чужое? И не знает, простяк, что они получили собственную землю, отнятую у них насильно и что дело это решено в пределах справедливости и согласно с заключенною между ними взаимно клятвою. Ибо Ной, спасшийся от потопа с сожительницею и с тремя сыновьями и тремя невестками, разделил весь мир троим сыновьям своим: Симу, Хаму и Иафету, бросив жребий в Ринокорурах, как показывает и последующая история: и тут нет ничего странного и вымышленного: ибо Ринокорурами переводится Неель и так называют его местные жители, а в переводе с еврейскаго значит – жребии, 282 потому что здесь Ной бросал жребий трем сынам своим. И выпал жребий (Хаму) 283 от Ринокорур до Гадира 284 и заключал в себе Египет, Мариандину, 285 Аммон, 286 Ливию, Мармарику, 287 Пентаполь, 288 Макату, 289 Макрону, 290 Лептиману, 291 Сирту, 292 Мавританию 293 до так называемых столбов Геркулесовых 294 и внутреннего Гадира: эти страны лежали к югу; к востоку же от Ринокорур жребий обнимал Идумею, Мадианитскую страну, Алавастриду, 295 Омириту, 296 Аксомиту, 297 Вугею 298 и Ливу 299 до страны Вактрианской. Этот жребий определяет владения Симовы к востоку. В ширину же Симу выпал жребий: Палестина. Финикия, Келесирия, Коммагена, 300 Киликия. Каппадокия, Галатия, Пафлагония, Фракия, Европа, Родоп, 301 Лазия, 302 Иверия, Каспия, Кардия 303 до Мидии к северу; здесь этот жребий служит границей владений Иафета к северу, которые к западу Европы простирались до Испании и Британии и до соседних народов, каковы были: Венеты, Давны, Япиги, Калабрийцы, Латины, Оппики, Магарды, даже до владений Испании и Галлии, и страны выше Скоттов и Франков.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Первое. В уже упоминавшемся трактате «О мире» сказано: «Вещество, образующее небо и звезды, называется эфиром, но не потому, что он, будучи огневидным, горит (aithesthai, как думают некоторые, а из-за того, что он вечно бежит (aei thein) по кругу, являясь чистым и божественным элементом, дополнительным к четырем обычным (курсив наш. – Д. М.)» 610 . Похоже, что эти представления, и особенно представление об эфире как о посредствующем, вечно бегущем и странствующем между остальными частями мироздания элементе, оказали влияние на Паламу. Второе. Сравним два отрывка из уже цитированных выше космологических текстов. В одном из них речь идет о движении огненного естества, в другом – о небесных телах: Δι’ μς...γν θεμελωσεν, φπλωσε θλασσαν, ... π’ατ τν ρα ξχεε, κα πρ τοτον νψε περαιτρω πανσφως τν πυρς φσιν, να κα το ψχους τν κτω θρα τν μετραν περιημμνον, κα τν οκεαν μετραν π χραν μν κατχον· (36Α; см. перевод выше текст с прим. 300–302). τοσοτον περανεστηκτα το μσου συνετς γαν, ς κα τν ν τοτο το ψχους μετραν ποχρντως θραειν χειν περιημμνα , κα τν οκεαν τς θερμτητος μετραν π χρας κατχειν (80D–81A; см. перевод выше текст с прим. 282–288). В первом случае речь идет об огненном естестве, которое, воспламеняясь, устраняет излишек холода в нижних областях; во втором та же функция усваивается планетам, звездам и небесным телам вообще. Но небо по своей природе вечно движется 611 , занимая вышнюю сферу 612 . В таком случае логичным было бы предположить, что упоминаемый в 36А огонь является «верхним этажом» этой сферы, за пределами которой – как бы «вне мира» – находится сфера эфира (вспомним колебания Паламы в вопросе о количестве небес!). Возможны следующие варианты: а) огонь, упоминаемый в 36А, и огонь, из которого состоят звезды – одно и то же вещество; б) (и это нам кажется более вероятным) звезды состоят из эфира, и по крайней мере высшие из них вознесены до такого уровня, что могут соприкасаться с границей огня (и, если признавать существование «надмирной» эфирной сферы, через посредство огня – с эфиром: ведь возможно представить себе взаимопроникновение в верхних слоях атмосферы двух последних субстанций). От эфира и/или огня звезды и могут получать свою яркость 613 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

288 Выше, в конце десятой главы, он сказал, что всякий ум, в том числе и человеческий, имеет первые, средние и последние чины. Основательно он сказал, что у этой силы шесть крыльев: два – чтобы закрывать лица, средние – закрывать ноги, прочие же – чтобы летать вокруг Божества, – что он и назвал высочайшей простертостью вверх. Заметь также, что у серафимов много ног и много ликов, и отметь, почему прикрываются некоторые их части. 290 «Более высокого» – потому что они покрывают лица; а «более глубокого» – потому что покрывают ноги; соразмерность же – по причине средних крыл. 291 Гимн «Свят, свят, свят». Это означает, что и ангел по мере своей силы получает божественное осияние и сам передает пророкам сколько те вмещают, а не сколько он знает сам. 297 Подобает иметь в виду, что немало отличается, говорит он, всякая бесплотная сила от другой в богообразии, ибо высочайшим умам богообразие свойственно ведь в большой мере, а остальным в меньшей, вплоть до последних, – насколько того требует чин; и в значительно меньшей мере, чем последним – нашим душам, потому что много уступает всем небесным умам наша душа. Так что божественное осияние созерцается нами несколько более сжатым и сокращенным, – соответственно отстоянию, словно в мерах длины, от близкого к Богу, – как будто само это осияние постепенно сводит свое проявление к единому и простому его неведению.и Бог неведом ведь не из–за незнания нами разнообразия силлогизмов, но по причине некоего единого для нас – и по–одному, и всех вместе – непостижимого бессмертия. 298 Заметь, что огненность есть особенность серафимов и почему, когда очищает ангел, сказано, что очищают серафимы, а прежде них Бог. 299 Заметь, что иереи подчиняются иерарху, и что иное дело просвещать и иное очищать, и что иное служитель (литург) и иное иерей, и что когда иереи очищают или просвещают, говорится, что это делает иерарх. 300 Заметь, что Бог – Творец так же точно и умопостигаемых существ; Он и первые существа содержит и соблюдает в непреложности и неизменности.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

вместо Юрьева Полскова посацкого человека Алексея Артемьева, да Шуенина Кузьмы Кузьмина сына Свинкина, да Дмитриевца посацкого человека Кондратья Егорьева сына Мелника по их веленью, что они грамоте не умеют, руку приложил. 278. Вятчанин Хлынова города посацкий человек Елизарко Хохряков, р.п. 279, 280, 281, 282, 283,284,285. Яронец посацкой человек Потешка Семенов вместо Боровскаго города посацкого человека Тренки 430 Пастухова, да города Вереи вместо Евсейка Дмитриева, да Ярославца Маслова вместо Ортюшки Иванова, да города Кременеска вместо Фатюшки Иванова, да вместо Ялтомца Андрюшки Яковлева, да вместо города Менска Петрушки Романова да Ряскова города вместо Ивашка Хотунина в их место по их веленью р.п. 286, 287, 288. Колужанин съезжие избы подьячей Ивашко Кононов вместо посацких людей Белевца Прокофья Иванова, да Болховитина Назара Бобкова, да Одоевца Филипа Гребанникова по их веленью, что они грамоте не умеют, р.п. 289. Вятченин Елизарко Хохряков вместо Уфинца Никифора Рукавичникова по ево веленью р.п. 290. Кодашевец выборной человек Афонасей Карпов р.п. 291. Барашские слободы Оска Евстигнеев р.п. 292, 293. Бежачанин выборной посацкой человек Юшка Федотов сын Ладыгин и вместо Кашинца выборного человека Осипа Васильева сына Сухорукова по его веленью, что он грамоте не умеет,р.п. 294. Вместо Володимерца Игнатья Кирилова сына Боровецкова Басманные слободы тяглец Ивашко Карпов по ево веленью р.п. 295, 296. Казанец посацкой человек Мишка Ермолин и вместо товарыща своего Сергея Голубкова р.п. 297. Петрова Приказу Лаврова вместо пятидесятников и десятников и всех рядовых стрельцов пятисотной дьячок Стенка Марков р.п. 298. Гаврилова Приказу Бакуна вместо пятидесятников и десятников и рядовых шти сот человек тогож Приказу стрелец пятидесятник Федотко Семенов р.п. 299. Петрова Приказу Дементьевича Образцова пятисотной дьячок Федка Уваров вместо выборного пятидесятника тогож Приказу Василья Григорьева сына Толмачева по ево веленью р.п. 300. Вместо Коломлетина посацкого человека Семена Иванова сына

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эти виды непотребства Арменопул дополняет еще одним –непотребством ремесловым (проституцией), за что виновная каралась χου χα πομπ, а участвующий с ней в непотребстве мужчина штрафом в пользу казны 284 . 2 . Мужеложство. (Nefanda tabido) Хотя педерастия явилась в Риме довольно рано 285 , но законодательство о ней появляется сравнительно поздно. Первый закон относительно ея –это Lex Scantiniana или Lex Scatiniana, о котором упоминают как языческие, так и христианские писатели 286 . По этому закону за педерастию полагался штраф – aecem millia aeris 287 . С появлением Lex Iulia de adulteriis педерастию стали рассматривать, как stuprum 288 , и виновного наказывать ссылкой 289 . Насильственное мужеложство наказывалось смертью 290 , причем оно подводилось под Lex Cornelia de sicariis 291 . Склонение к педерастии несовершеннолетняго мальчика (puer praetextatus) посредством подарков или денег наказывается наравне с обольщением, т. е. оконченное – смертью, не оконченное – deportatio in insulam 292 . Христианские императоры за педерастию назначили смертную казнь в двух формах: 1) усекновения мечом 293 и 2) сожжения 294 . Юстиниан мужеложству посвятил Νοv. 141, хотя н не дал определенной санкции на это преступление. В позднейших памятниках Византийского права мужеложство каралось усекновением мечем 295 , а скотоложство (σλγεια) отрезанием детородного уда 296 . В. Кровосмешение (Incestus). Кровосмешение, incestus, в римском праве было двух родов: incestus jurisgentium и incestos juris civilis. Первое означает кровосмешение между родственниками восходящих и нисходящих линий 297 и ближайших боковых, напр. между братьями и сестрами 298 , между дядей и племянницей 299 . Второе относится к родству, вытекающему из matrimonium juris civilis. Это различие двух видов кровосмешений не было санкционировано законом, а лишь было усвоено юристами 300 . В праве республиканского Рима incestus наказывалось смертной казнью: incestus pontifices supremo supplicio sanciunto 301 . Формою этой казни была praecipitatio de saxo Tarpejo 302 . После появления Lex Iulia de adulteriis кровосмешение стали делить на три вида: 1) кровосмесительный брак. Он законным не признавался, и дети, рожденные в этом браке, считались незаконными. Виновные в этом оба лица карались levius, если брак был совершен palam, gravius, если – clam 303 . 2) кровосмесительное прелюбодеяние, когда кто-нибудь имел сношение с замужней родственницей. В таком случае для мужчины наказанием была ссылка, а женщина судилась, как adulmera 304 . 3) кровосмесительное непотребство, т. е. сношение с незамужней родственницей. Для виновного в этом преступлении полагалась частию deportatio in insulam 305 , частию – relegatio 306 . Эта схема деления кровосмешения не была сохранена в последующее время. Дальнейшия узаконения касаются преимущественно брачных видов кровосмешения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010