Ватаца (Лев), нападает с валахами на Венгрию со стороны Эвксинского Понта 288. Велисарий, завоеватель Италии 242. Вембициот, воин в войске Мануила 47. Венгры, см. Гунны. Венгрия, см. Пэония. Венеты, присылают Мануилу флот против гуннов 262; характер их 311; помощь их царю Алексею Комнину 311; их привилегии в Римской империи 312; дерзкое обращение их с римлянами и изгнание при царе Иоанне 312; принятие их в империю и еще большая надменность 311; заключение их в темницы 304; бегство в отечество 314; построение флота и нападение на римские острова 315, 316; морские разбои их 317; осада Анконы 320; поражение их 322. Венеция 311. Верея 19, 105, 320. Вестия – город в Италии 151. Византия, ее укрепления 80; обновление ее стен и водопроводов 304, 305. Вильгельм, канцелярий 156. Вильгельм, правитель Ломбардии 97. Вильгельм, брат Басавилы 152. Вильгельм, сын сицилийского короля Рожера, вступает вместо него на престол 130; отправляет посольство к Мануилу 130; вооружается против римлян и претерпевает поражение 177; вооружается в другой раз и побеждает римлян 180, 182–184; пишет Мануилу письмо через своих сановников 190. Вифиния 214, 328. Владиграц, посол от Фридерика к Мануилу 291. Владимир, князь галицкий 126. Владислав, король Пэонии 8. Владислав, брат Гейзы II, короля венгерского 283. Владислав, король чехов, помогает гуннам против римлян 241; ответ его Мануилу 247. Владислав, один из владетелей Тавроскифии 262. Влахернский дворец 89, 187. Вотаниат (Никифор) 2. Врана (Димитрий), начальник флота, нападает на прибрежья Антиохии 34, 36; участвует в войне против гуннов 300. Врана (Михаил), правитель Наиса 75; посол к Людовику VII 88; преследует далматов 118; управляет Кипром 196; начальствует над войском в войне с гуннами 286, управляет Киликиею 318. Врана (Георгий), участвует в войне против гуннов 300. Вриенний (Алексей), внук царя Алексея, отправляется в Италию 180; едет в Антиохию за невестой царя 232. Вриенний (Никифор), отправляется в Антиохию за невестой Мануилу 232. Вриенний (Иосиф), идет с войском к Зевгмину 264; участвует в войне против гуннов 300.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

148 «Феофан (Говоров) еп. Владимировский и Суздальский. Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения. С. 4» (193: 21). 149 «У Паисия Величковского : “самех себе предательствующии”» (153: 17. См. сноску). 150 «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр. 3: 20 ). 151 Отметим, что дар этот не только великий, но и опасный, поскольку «свобода для человека означает неограниченное право выбора, вплоть до отказа следовать по пути, предначертанному Богом, вплоть до полного противления Богу» (112. Гл. 3: Догматическое богословие. Раздел: Грехопадение). 152 Более подробно о данном вопросе см. в (33). 153 Духовное состояние (духовность) человека, в общем случае, определяется его отношением к Богу. При этом духовность, как и психические силы человека (см. гл. 5), является духовным вектором, характеризуемым величиной и направленностью (см. раздел 6.2). Величина духовности определяется тем, где находится человек по отношению к Богу (далеко от Него или близко). Направленность духовности определяется тем, куда движется человек: к Богу или от Него (приближается ли человек к Богу или удаляется от Него). 154 О влиянии наследственности, воспитания и окружающей обстановки на судьбу человека см. 51: 286–305, 372–396; 33: 478–506, 665–698. При этом наследственная предрасположенность обусловлена последствиями грехов родителей (и более далеких предков). 155 Отметим, что у прародителей в раю вначале не было ни страстей, ни греховных помыслов. Греховные чувства, мысли и желания впервые появились перед вкушением запретного плода (см. 51: 338–342; 33: 623–628). 156 См. сноску 24. 157 Вместе с этим, необходимо отметить, что в некоторых случаях состояние души после физической смерти (то есть, разъединения ее с телом) может быть улучшено по молитвам близких и Церкви (см. гл. 2). 158 Предлагаемая терминология является лишь попыткой обозначить некоторые общие термины в области психики и психологии, с точки зрения христианской антропологии, а также с учетом известных научных данных о психике и известных определений в данной области.

http://azbyka.ru/obshhie-aspekty-pravosl...

S. Maximus Confessor. Opuscula Theologica et Polemica//PG 91: 9–286. S. Maximus Confessor. Orationis Dominicae expositio//PG 90: 871–910. S. Maximus Confessor. Quaestiones ad Thalassium//PG 90: 243–786. S. Maximus Confessor. Quaestiones et dubia//PG 90: 785–856. S. Maximus Confessor. Scholia in lib. de divines nominibus//PG 4: 185–416. S. Methodius Ep. et Martyr. Homilia de cruce domini//PG 18: 397–404. S. Methodius Ep. et Martyr. Sermo De Simeone et Anna//PG 18: 347–382. S. Nicephorus Constantinopolitani. Contra Eusebium//J. B. Pitra (ed.). Spicilegium Solesmense. I. Paris: Bonne Presse, 1928. S. Nicolaus Cabasila. De Vita in Christo Lib. I, IV//PG 150: 491–520, 581–626. Origenes. Commentaria in evangelium Joannis. Tomus I, II, X, XX//PG 14: 21–196, 305–398, 571–680. Origenes. Contra Celsum. Lib. VI, VIII//PG 11: 1287–1422, 1521–1632. Origen. Dialogue with Heracledes//M. Wiles, M. Santer (eds.). Documents in Early Christian Thought. Cambridge University Press, 1975. Origenes. Expositioin Proverbia//PG 17: 161–252. Origenes. Fragmenta in Psalmos 1–150//J. B. Pitra (ed.). Analecta sacra spicilegio Solesmensi parata. Vols 2–3. Paris: Tusculum, 2: 1884; 3: 1883: 2. 444–483; 3. 1–236, 242–245, 248–364 (TLG). Origenes. In Genesim//PG 12: 145–280. Origenes. Libellus De Oratione//PG 11: 415–562. Origenes. Scholia in Matthaeum//PG 17: 289–309 (TLG). Origenes. Selecta in Ezechielem//PG 13: 663–768. Origenes. Selecta in psalmos. Psal. I//PG 12: 1053–1100. Origenes. Supplementum ad Origenis Exegetica// PG 17: 9–370. Pachymer. Paraphrasis//PG 3: 127 и далее. Philo Judaeus. De aeternitate mundi//L. Cohn, S. Reiter (eds.). Philonis Alexandrini opera quae supersunt. Vol. 6. Berlin: Reimer, 1915 (repr.: De Gruyter, 1962): 72–119 (TLG). Philo Judaeus. De confusione linguarum//P. Wendland (ed.). Philonis Alexandrini opera quae supersunt. Vol. 2. Berlin: Reimer, 1897 (repr.: De Gruyter, 1962): 229–267 (TLG). Philo Judaeus. De decalogo//L. Cohn (ed.). Philonis Alexandrini opera quae supersunt. Vol. 4. Berlin: Reimer, 1902 (repr.: De Gruyter, 1962): 269–307 (TLG).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

757 Cathrein. Die katholische Weltanschauung. S. 405–406. Кроме цитированных сочинений о страданиях см. еще следующие: Д.И. Веденский. Страдания человечества/Богословский вестник. 1902. Январь; еп. Феодор. К вопросу о страданиях. В октябрьской книжке того же журнала за 1909 год; проф. П.Я. Светлов. Христианское вероучение в апологетическом изложении. T. I. Киев, 1910. С. 697–721; свящ. И. Артинский. Страдания человечества при свете христианского мировоззрения/Вера и разум. 1911. 13 и 14; А.Н. Ершов. Решение вопроса о страданиях в русской литературе с христианской точки зрения/Вера и Разум. 1913. 7 и 8. 759 Оправдание добра. С. 287. Из западных крупных мыслителей подобные воззрения на тесную связь собственности с личностью высказывают Аренс (см.: Б. Чичерин. Собственность и государство. Ч. I. С. 28); Ковес (Cours d’economie politique. Paris, 1893. T. III-IV, 269–271) и др. 761 К. Григорьев. Христианство в его отношении к государству по воззрению гр. Л.Н. Толстого. Казань, 1904. С. 286–317. 763 Архиен. Харьковский Амвросий. О праве собственности по учению христианскому/Вера и Разум. 1893. 16. С. 195. 764 Потому-то Евангелие, как выражается В. Соловьев, “жалеет” богачей (Оправдание добра, СПб., 1903. С. 459). 766 Πроф. прот. Е.П. Аквилонов. Христианство и социал-демократия в отношении к современным событиям/Христианское чтение. 1906. Кн. I. С. 60. 770 Lehrbueh der Neutestamentlichen Theologie. Bd. 1. S. 387–388. Cp.: O. Pfleiderer. Das Urchristenthum. 1887. S. 554–585. 774 К. Григорьев. К вопросу о христианском отношении к собственности/Православный собеседник. 1906. Февраль. С. 272–273. 777 Cp.iC.F.Keil. CommentaruberdasEvangeliumdesMatthaus. Leipzig, 1877. S. 305. Th. Zahn. Das Evangelium des Matthaus. Leipzig, 1903. S. 592. 781 Карл Каутский. Из истории общественных течений. История социализма. Т. I. СПб., 1906. С. 25–28. 785 См.: G.U. Lecher. Die Apostelgeschichte. Leipzig, 1869. S. 18. Cp. Otto Zockler. Das Evangelium nach iohannes und die Apostelgeschichte. München, 1894. S. 191.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

285. Невредимым. 286. Слав. сбудется – гр. ποβσεται — сойдет и спустится на него. 287. Слав. прежде часа. 288. Слав. облиственеет соотв. εθαλσ компл. и евр. т., вульг. projciens florem, а об. по гр. πυκασ – сделается плотным, твердым. 289. См. прим. к 32 ст. 290. Образы 30 – 33 ст. указывают на бездетность, отсутствие потомства и раннюю смерть нечестивца. 291. Ясное проявление нечестивой жизни обнаруживается в смерти нечестивца (Злат.); смерть грешников люта (Пс. 33:22). 292. См. прим. к 31 ст. 293. Т. е. страдания другим, обман и коварство в обращении с ними и суета – для себя; вот характер и последствия жизни нечестивца. Ср. Пс. 9 и 36. 294. Κακν — слав. зол, в синод пер. жалкие; ср. 13, 4. 295. У Фильда, alex. char. min. доб. μες, и в евр. есть, въ слав. и др. гр. нет. 296. Гр. ταξις — чин, порядок, значение, вес, достоинство. 297. Т. е. пустых и безсодержательных. Ответ Елифазу на 15, 2 – 3. 298. Слав. пакость. 299. В алекс. и 249 доб. ψυχς, и в евр. есть, вульг. anima mea, в др. гр. и слав. нет. 300. Гр. ναλομαι (от ναλλομαι — кидаюсь, бросаюсь) слав. наскакал, обижал и укорял бы, досаждал, злословил. 301. Обильно расточая обвинительныя на васъ речи. 302. Т. е. и молчание и беседы Иова одинаково сопровождаются для него страданием. 303. „Как силач слабым соперникомъ“. Олимпиодор и Златоуст. 304. Болезнь моя, как бы свидетель, подтверждает ложное мнение друзей о моем нечестии. 305. Слав. быв соотв. χρησαμενος — пользуясь. 306. Слав. разбойник соотв. πειρατν — ват., а в алекс. πειρατηρων — испытаний. „Внезапно постигшия Иова бедствия уподобляются нападению морскихъ разбойников-пиратовъ“. Олимпиодор. 307. Букв. остротою глаз напал. 308. Все бедствия, подобно разбойникам, постигли Иова. Олимп. и Полихроний. 309. Не намек-ли на злого духа и его нечестивые замыслы? По евр. ед. число неправедному. 310. Гр. ρριψε — бросил с презрением, как ненужную вещь или мясо собакам на растерзание. 311. Может быть намек на потерю имущества и семейства. 312. В которую бросают стрелы; слав. примету.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иерон (Гиерон) – местечко в Вифинии, на берегу Босфора 88, 179 Иерусалим – город в Палестине 13, 16, 298 Изборск – город в Псковской земле 160 Израиль – библейское наименование еврейского народа 130 Иконий – город в центре Малой Азии, совр. Конья 307, 308, 310, 312 Иконийский султанат (Рум) – сельджукское государство в Малой Азии со столицей Иконием 270, 310 Иливакия (Яломица) – река, левый приток Нижнего Дуная 114 Иллирийцы – жители префектуры Иллирик 85 Иллирик – префектура, в состав которой входили Верхняя Мезия, Средиземноморская и Прибрежная Дакии, Дардания, Превалитана, обе Македонии, Фессалия, оба Эпира, Ахайя и Крит 45, 58, 59, 63, 77 Ильмень – озеро близ Новгорода 159 Ингури – см. Сингам Индия – страна в Азии 16, 17, 21, 155,199 Инкерман – город на юго-западе Крымского полуострова 89 Иоаннополь – см. Преслава Ионийский залив – совр. Адриатическое море 92 Ираклия (Гераклея Фракийская, Перинф) – город во Фракии, на берегу Мраморного моря, совр. Мармара Эрегли 50, 99,112, 294 Иран (Персия) – государство в Азии 64, 66, 109, 115 Иртим (Иавдиертим, Иавдиирти) – фема пачинакитов 170, 171 Исаврия – область на юго-востоке Малой Азии (против Кипра) 122 Исавры – племена, обитавшие в южных отрогах малоазийского Тавра 25, 53, 56, 57 Искоростень – древнерусский город, центр Древлянской земли 194 Искыр – река на западе Болгарии, правый приток Дуная 114 Испания – страна на Пиренейском полуострове 18, 59, 60, 84, 149 Иссидоняне – народ, обычно локализуемый к востоку от Урала и в Казахстане 264 Истр (Дунай) – вторая по протяженности река Европы; протекает по территории совр. Германии, Австрии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Югославии, Болгарии, Румынии, Украины и впадает в Черное море 16, 19, 22, 24, 25, 29, 37, 40, 42–44, 58, 59, 61, 63, 65, 69, 70, 73–77, 84, 85, 90, 98–100, 103, 105, 106, 108, 109, 111–113, 115, 117–119, 125, 149, 152, 154–156, 165, 166, 188, 191, 193, 194, 199, 206–209, 212, 219, 228, 233, 242, 244, 252–254, 258–262, 265, 267, 270, 279–281, 283, 286, 301, 302, 305

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

285. См.: Изображение монашеской жизни. 10 (Добротолюбие. Т. 1. С. 597). 286. Достопамятные сказания. Об авве Серапионе, 2. 287. См.: Лавсаик. 100. О Виссарионе. См также: Достопамятные ска¬зания. Об авве Феодоре Фермейском, 1; A. et. С. Guillaumont (eds.). £vagre le Pontique. Trait 288. Монах. 97 (Творения... С.111). См.: Мф 19:21. 289. Слово о молитве. 124 (Творения... С. 90). 290. Там же. 125 (Творения... С. 90). 291. Изображение монашеской жизни. 10 (Добротолюбие. Т. 1. С. 597). 292. Монах. 89 (Творения... С. 110). 293. Изображение монашеской жизни. 8 (Добротолюбие. Т. 1. С. 595). См. также: Достопамятные сказания. Об авве Пимене, 69. 294. Достопамятные сказания. Об авве Памво, 2. 295. В оригинале – Gretchenfrage, т.е. «вопрос Гретхен». В трагедии Гёте «Фауст» Гретхен спрашивает Фауста: «А в Бога веришь ты?» В результате в немецком языке выражение Gretchenfrage стало широко распространенной идиомой, относящейся к решающим, «главным» вопросам. – Пргшеч. пер. 296. Изображение монашеской жизни. 10 (Добротолюбие. Т. 1. С. 597). 297. См.: Быт 3: 8. 298. Ис 58:1 и след. 299. См.: Мф 6:25. 300. Монах. 94 (Творения... С. 111). 301. O.sp. I, 23. 302. O.sp. I, 27. 303. O.sp. I, 28. 304. O.sp. 1,35. 305. 1Ин 4: 8. 306. Исх 34:28. 307. Мф 4: 2. 308. 2Кор 11:27. 309. Деян 14:23. 310. Мохандас Карамчанд Ганди (1869–1948) – индийский общественный деятель, философ и аскет, один из главных идеологов и руководителей движения за независимость Индии от Великобритании. В политической борьбе пользовался тактикой ненасильственного сопротивления, прибегая также к голодовкам. Был убит в результате заговора радикальных индуистов. – Примеч. пер. 311. См.: Мф 6:16 и след. 312. Достопамятные сказания. Об авве Макарии Египетском, 11. 313. Vita С. 314. Достопамятные сказания. О святом Епифании, епископе Кипр¬ском, 4. 315. Там же. Об авве Исидоре пресвитере, 4; Об авве Иперехии, 4. 316. Там же. Об авве Пимене, 170. 317. 1Кор 6:13. 318. См.: Изображение монашеской жизни. 10 (Добротолюбие. Т. 1. С. 597).

http://predanie.ru/book/219655-obyadenie...

286. См. Gouillard. Synodikon, 56–60, 188–202. 287. См. Meyendorff. Byzantine Theology, 72–73. Ср. Лосев. Очерки античного символизма, 860–873. 288. Тропарь 9–й песни канона на утрени в четверг 3–й седмицы Великого Поста. 289. Ср. Quasten. Patrology I, 221. 290. Ср. Афиней. Пир софистов VIII, 341е. Ср. также Диоген Лаэртский. О жизни VI, 76. 291. Об изнеженности и развратном образе жизни Аристиппа см. Диоген Лаэртский. О жизни II, 8, 66–81. 292. См. Лукиан. О паразите 34. 293. По Аристотелю, Бог не вмешивается в управление миром. 294. Ср. Диоген Лаэртский. О жизни V, 4–5. 295. Ср. Диоген Лаэртский. О жизни IX, 5: " Он не был ничьим слушателем, а заявлял, что сам себя исследовал и сам от себя научился " " . 296. О высокоумии и надменности Гераклита, а также о его смерти от водянки, см. Диоген Лаэртский. О жизни IX, 1–4. 297. Татиан. Речь против эллинов 2–3. В последней цитированной фразе имеется в виду, очевидно, учение о переселении душ (метемпсихозе). 298. Иустин. Апология I, 46. 299. Строматы 1, 2. 300. Строматы 1, 5. 301. Строматы 1, 5. 302. Строматы 1, 2. 303. Гал. 3:23–24. 304. Строматы 1, 5. 305. Строматы 1, 7. 306. Строматы 6, 7. 307. Сл. 32, 25, 3–8; SC 318, 136–138=1.476. 308. Ученики Пифагора проводили пять лет в молчании: см. Диоген Лаэртский. О жизни VIII, 10. 309. Пифагор запрещал употребление бобов: см. Диоген Лаэртский. О жизни VIII, 19. 310. Формула, которую употребляли пифагорейцы, ссылаясь на своего учителя. 311. Учение об идеях — наиболее характерная часть философской системы Платона. 312. Слово metenswmatoshs не употреблялось Платоном, но встречается у неоплатоников III в., в частности у Плотина. Григорий, вероятно, имеет в виду мифы из платоновского Государства (614b-616b, 617d-621b). 313. В Государстве (615a) Платон говорит о тысячелетнем периоде подземного странствования душ. 314. Ср. Федон 72e. 315. Намек на педерастию Платона. 316. Эпикур учил о том, что мир состоит из атомов, и считал наслаждение (hdon — удовольствие) высшим благом для человека (отсюда " " гедонизм " " )..

http://predanie.ru/book/72464-zhizn-i-uc...

Лит.: Christ, Paranikas. Anthologia. P. 103-104; Krumbacher K. Kasia//SBA. 1897. [Bd. 1]. S. 305-370; Papadopoulos-Kerameus Α. Να στιχηρ Κασας μοναχς//BZ. 1901. Bd. 10. N 1. S. 60-61; Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 272-275; Petrides S. Cassia//ROC. 1902. Vol. 7. P. 218-244; Tillyard H. J. W. A Musical Study of the Hymns of Cassia//BZ. 1911. Bd. 20. N 2. S. 420-485; Emereau C. Hymnographi Byzantini//EO. 1923. Vol. 22. P. 14-16; Eustratiades S. Κασιαν μελδς//Ecclesiastikos Pharos. 1932. Vol. 31. P. 92-112; Τρμπελας Π. Ν. Εκλογ Ελληνικς Υμνογραφας. Αθναι, 1949. Σ. 246-250; Follieri E. Initia Hymnorum Ecclesiae Graecae. Vat., 1966. Vol. 5/1. P. 285-286. (ST; 215); Rochow I. Studien zu der Person, den Werken und dem Nachleben der Dichterin Kassia. B., 1967; Raasted J. Voice and Verse in a Troparion of Cassia//SEC. 1973. Vol. 3. P. 171-178; Sz ö verffy. Hymnography. Vol. 2. P. 41-42 [Библиогр.]; Catafygiothu-Topping E. Kassiane the Nun and Sinful Woman//GOTR. 1981. Vol. 26. P. 201-209; Dyck A. R. On Cassia, Κριε ν πολλας//Byz. 1986. Vol. 56. P. 63-76; Tripolitis A. Kassia: The Legend, the Woman and her Work. N. Y., 1992; Каждан А. П. История визант. лит-ры (650-850 гг.). СПб., 2002. С. 404-419; Tsironis N. The Body and the Senses in the Work of Cassia the Hymnographer: Literary Trends in the Iconoclastic Period//Σμμεικτα. 2003. Τ. 16. Σ. 139-157; Кассия (Сенина), мон. Прп. инокиня Кассия, песнописица Константинопольская//Вертоградъ. 2004. 1(80). С. 3, 17-29; она же. «Волною морскою...»: Канон на Великую Субботу, сост. св. инокиней Кассией, песнописицей К-польской: Пер. с древнегреч. и коммент.//Τχνη γραμματικ=Искусство грамматики. Новосиб., 2006. Вып. 2. С. 473-481; eadem (Kassia (Senina), mon.). Remarques sur le canon des défunts écrit par S. Cassia de Constantinople//Scrinium. СПб., 2009. T. 5. C. 317-322; Simi К. Life According to Nature: Ascetic Ideals in a Sticheron by Kassia//Црквене cmyдuje. Ниш, 2009. 6. C. 111-121; idem. Kassia " s Hymnography in the Light of Patristic Sources and Earlier Hymnographical Works//ЗРВИ. 2011. Кн. 48. С. 7-37; idem. Pesnikinja Kasija: liturgijska poezija i njen slovenski prevod. Novi Sad, 2011; Sherry K. Е. Kassia the Nun in Context: The Religious Thought of 9th Cent. Byzantine Monastic. Piscataway (K. J.), 2011.

http://pravenc.ru/text/1681291.html

54 Нелегко отгадать, кто именно этот Палеолог стратиг Сингурл. Скрывается ли под словом Сингурла тоже лицо, которое упомянуто у Францы под назвашем Sguromalles Palaeplogus (стр. 407)?, или же стратиг сингурла значит στρατηγς συνεργολβος=συνεργς, товарищ стратига? или кто-нибудь другой? Палеологовъ, во время осады, в Цареграде было много. В числе других был и Феофил – Theophilus Graecus nobilis Palaeologus literis eruditus (Леонард: 124)=Theophylus Palaeologus, homo literarum et omnia Graecae eruditionis et mathematicae peritissimus (Франца: 253). В одну из последних битв Theophilus Palaeologus et Demetrius Cantacuzenus viri fortissimi, prosiluerunt, Agarenos vicerunt et fugarunt, atque e moenibus male deturbatos disperserunt (Франца, стр. 283). По сказанию Леонарда, он после падения царя securi discindiemur (стр. 231. Ср. у Францы: стр. 286 – 287). 55 Восточный Фламбурар Мустафа не отмечен другими современниками, так же как и прежде упомянутый западный Фламбурар Амар-бей. 56 Оеодор тысячник – Theodorus Charistino senex sed robustus Graecus in arcu doctissimus. Леонард: 124. Theodorus Caristius vir bellicosus el strenuus, ac sagittarius longe exercitatissimus. Франца: 254. Каристим, т. e. Каристинец, родом из Каристо: этот городок, и теперь так называющийся, лежит на юге Негропонта. 57 О великом доместике вспоминает Дука в речи в. дуки к своим сыновьям перед их казнью: ubi consocer mens idemque pater tuns magnus domesticus ( μγας δομστικος): стр. 305. Хотя из слов Дуки видно, что в. доместик погиб в битве; но этим не опровергается еще известие Повести, что он принимал участие в спасении царицы от рук Магомета: он мог погибнуть после, и смертью своею защитить себя от казня, которая иначе постигла бы его вместе с другими. Великий доместик был в Виэантийской иерархии очень важным лицом, как начальник всех войск – supremus copiarum seu exercituum dpx (Г. Кодин; прим. Гоара в Бон. изд. стр. 176–177). 58 Великим логофетом был Георгий Франца, известный сочинитель хроники, в которой сообщаются между прочими событиями и подрлбности о взятии Цареграда. Во время этой осады он был взят в плен. Франца: стр.231 и 309. Великий логофет (μγας λογοθτης) по должности своей при Византийском императоре может быть сравнен с нынешним Статс-Секретарем (Гоара пим. К Кодину: стр. 182–183).

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010