1 Евсевий, сын Памфила ок.260—339 — один из отцов церкви, родоначальник жанра церковной историографии. Епископ Кесарии с 313 г. Выражение «сын Памфила» следует понимать фигурально: Памфил был не отцом, а учителем и покровителем Евсевия. 2 Гонения при Цезаре Гае Аврелии Валерии Диоклетиане Августе 284—305 , начавшиеся в 303 г. Они продолжались и при его преемниках до 311 г. 3 «Похвале Константину» и «Жизни Константина». 4 Последняя Десятая книга «Церковной истории» Евсевия Кесарийского заканчивается описанием победы Константина Великого, правившего Западом, над императором Востока Лицинием в 323—324 гг. 5 Диоклетиан и его соправитель Цезарь Марк Аврелий Валерий Максимиан Август по прозвищу Геркулий «происходящий от Геркулеса» , император Запада 286—293 и тетрарх Италии, Испании и Африки 293—305 , отреклись от власти 1 мая 305 г. Империя была разделена между переведенными в ранг августов цезарями Гаем Галерием Валерием Максимианом, тетрархом балканских провинций без Фракии 293—305 , ставшим императором Иллирии, Азии и Востока 305—311 , и Марком Флавием Валерием Констанцией Хлором, тетрархом Галлии и Британии 293—305 , ставшим императором Галлии, Италии и Африки 305—306 . Галерий при отречении Диоклетиана и Максимиана добился назначения цезарями Флавия Валерия Севера, будущего императора Запада 306—307 , и своего племянника Максимина Дазы, будущего императора Египта и Сирии 309—313 . 6 Первый год двести семьдесят первой олимпиады — 304 г. Констанций же умер во время похода в Британию в Эбораке совр. Йорк 25 июля 306 г. 7 Гай Флавий Валерий Константин 272—337 стал цезарем Британии и Галлии, получив власть из рук умирающего отца и поддержанный легионами западной армии, несмотря на недовольство Галерия, который передал титул августа Запада, вакантный после смерти Констанция Хлора, цезарю Флавию Северу. Титул августа Константин получил 31 марта 307 г. от вернувшегося к власти Масимиана Геркулия. 8 Марк Аврелий Валерий Максенций, сын Максимиана Геркулия и зять Галерия, был провозглашен цезарем в Риме 28 октября 306 г. В 307 г. он стал августом Италии, Испании и Африки и оставался им до своей гибели 28 октября 312г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕРМОЛАЙ, ЕРМИПП И ЕРМОКРАТ [греч. Ερμλαος, Ερμιππος, Ερμοκρτης] († ок. 305), священномученики Никомидийские (пам. 26 июля). Сведения о них содержатся в Мученичестве вмч. Пантелеимона (пам. 27 июля). В Императорском Минологии 1034-1041 гг. помещено краткое сказание, согласно к-рому Ермолай был пресвитером, а Ермипп и Ермократ - клириками Никомидийской Церкви (согласно Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.) и Минологию имп. Василия II ( кон. X - нач. XI в.) также пресвитерами). Во время гонения на христиан, когда по приказу имп. Максимиана (286-305) в храме в Никомидии были сожжены 20 тыс. мучеников (пам. 28 дек.), Ермолай, Ермипп и Ермократ спрятались в некоем доме, но не оставили молитвы и проповедовали язычникам, среди к-рых был юноша Пантолеон (вмч. Пантелеимон), принявший крещение. Представ пред императором, Пантелеимон исповедовал Христа и, не умея лгать, объявил место, где скрывался его наставник Ермолай. На суде Ермолай, Ермипп и Ермократ объявили себя христианами и обличили заблуждения язычников. В подтверждение их слов случилось землетрясение, к-рое разрушило идолов. Узнав об этом, имп. Максимиан приказал отрубить головы Ермолаю, Ермиппу и Ермократу. В латинском Мученичестве Ермолая (BHL, N 3858) Ермипп и Ермократ лишь упомянуты как пострадавшие вместе с ним. В Мартирологе блж. Иеронима память Ермолая, Ермиппа и Ермократа не отмечена. В зап. мартирологах сер. VIII в. под 26 июля упоминается только пресв. Ермолай. В IX в. Адон , архиеп. Вьеннский, добавил, что Ермолай обратил к вере вмч. Пантелеимона, а Узуард внес в свой Мартиролог имена Ермиппа и Ермократа, назвав их братьями. В Римском Мартирологе память 3 мучеников отмечена под 27 июля вместе с памятью вмч. Пантелеимона. Впосл. часть мощей Ермолая была перенесена из Никомидии в Венецию в ц. св. Симеона. В 1503 г. др. часть мощей Ермолая была положена под алтарем ц. св. Петра в Беневенто (Юж. Италия). После того как в 1697 г. эта церковь рухнула, мощи были помещены в кафедральном соборе. Празднование в честь Ермолая 7 февр. совершалось в Беневенто до 1949 г., когда оно было отменено.

http://pravenc.ru/text/190207.html

Д.Г. Тугин Православная Церковь славится множеством святых, которые достигали святости разнообразными путями. Наиболее древняя форма святости – мученичество от (др.– греч. μρτυς, μρτρος – свидетель, лат. martyr – свидетель). Одним из наиболее прославленных мучеников этого периода является святой Дмитрий Солунский, который пострадал около 306 года во время гонений от императора Максимиана Геркулия (годы правления 286–305 и 307–310) и стал одним из наиболее почитаемых православных святых воинов-мучеников. Согласно изданию «Biblioteca Hagiographica Graeca», количество произведений, посвященных св. Димитрию достигает 89-ти наименований которые расположены с 496 по 547z. Интересующим нас разделом в агиографической традиции Димитрия Солунского являются похвальные слова (др. греч. γκμιον – восхваление), которые, как правило, предназначались для публичного произнесения во время богослужения в день памяти того или иного святого. Многие выдающиеся византийские энкомиасты посвящали похвальные слова св. Димитрию. Из наиболее известных авторов энкомиев можно выделить Евстафия Фессалоникийского (ок.1115–1195), свт. Григория Паламу (1296–1357), свт. Николая Кавасилу († после 1391), Никифора Григору (ок. 1295 – ок. 1360), Геннадия II Схолария, патриарха Константинопольского (1400–1473), Симеона Фесаллоникийского (кон. XIV в. – 1429), Димитрия Хрисолора (1360 – после 1416 гг.) 1 . Одним из выдающихся авторов, составивших похвальное слово великомученику Димитрию, является святитель Филофей Коккин , патриарх Константинопольский (1300–1379). Энкомий Филофея Коккина в честь святого Дмитрия Солунского в BHG указан под номером 547d и занимает 23 место среди похвальных слов, посвященных святому. Данный памятник позволяет нам прикоснутся к агиографической, экзегетической, а также похвальной традицией поздневизантийского периода в целом и традиции святителя Филофея – одного из виднейших исихастов XIV века, а с другой стороны характеризует почитание святого Димитрия и его в эпоху исихастских споров, ознакомиться с природой полемики паламитских споров 2 . Кроме того, данное произведение позволяет читателю ознакомиться с современными писателю фактами, а также показывает те выходы и решения проблем, с которыми сталкивается Церковь и верующие 3 . Энкомий свт. Филофея Коккина вмч. Димитрию до настоящего времени не переводился на русский язык и в отечественной богословской науке до сих пор остается малоизученным памятником.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

[Греч. Μαυρκιος; лат. Mauricius] и 70 воинов (ок. 305), мученики Апамейские (пам. 22 февр.). Согласно позднему греч. Мученичеству, изданному в составе Житий Симеона Метафраста, имп. Максимиан (286-305, 307-308), желая укрепить власть, тщательно следил за соблюдением всеми гражданами языческих обычаев и лично посещал различные области империи. Однажды он прибыл в Апамею, столицу пров. Сирия Вторая, и получил от местных жрецов донос, что М. и 70 подвластных ему воинов не почитают богов и называют себя христианами. Император пришел в ярость, узнав, что в его армии находятся солдаты, к-рые проявляют неуважение к гос. религии и лично к нему, даровавшему им столько милостей и наград. Он приказал устроить судилище в публичном месте, называемом Амаксика, между сев. воротами Апамеи, созвать туда всех жителей города и привести обвиняемых. На допросе М., а вслед за ним Феодор и Филипп, к-рый был уже в преклонном возрасте, и их сослуживцы исповедовали себя христианами, обличили языческих богов и отказались совершить жертвоприношения. Разгневанный Максимиан велел снять с воинов пояса, тем самым лишив их воинского звания, но и это унижение не сломило христиан. Император дал им 3 дня на раздумья, заключив в темницу, а затем подверг новому допросу. Среди подсудимых он увидел юношу. Узнав, что это Фотий, сын М., по происхождению римлянин, Максимиан попытался через него повлиять на остальных и принудить их поклониться богам. Однако юноша не поддался на уговоры правителя и открыто исповедовал Христа, после чего др. солдаты еще смелее отвечали императору. Тогда Максимиан приказал подвергнуть М. и 70 воинов пыткам: их били воловьими жилами, бросили в разведенный костер, однако огонь не причинил мученикам никакого вреда. После этого воинов привязали к столбам и стали строгать железными когтями. Император приказал отрубить Фотию голову на глазах у отца, но мученическая кончина сына внушила М. и бывшим с ним лишь еще большую надежду на скорую встречу со Христом. По приказу Максимиана воинов вывели за город в болотистое место, поросшее травой, между 2 рек и озером, где в летнюю пору (был июль) обитало множество комаров, оводов и др. насекомых. Обнаженных М. и др. воинов привязали к деревьям, обмазав их медом, а перед ними положили останки Фотия. В течение 10 дней и ночей святые претерпевали страшные мучения, после чего скончались. Император приказал отрубить им головы и оставить без погребения на съедение птицам и зверям, но христиане тайно похоронили мучеников в том месте. Впосл. частицы мощей М. и пострадавших с ним находились на Кипре в архиепископии Никосии ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 214).

http://pravenc.ru/text/2561150.html

[Маркеллиан; греч. Μρκος κα Μαρκελλνος; лат. Marcus et Marcelli(a)nus] († ок. 287), священномученики Римские (пам. 18 дек.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 18 июня). Сведения о М. и М. содержатся в Мученичестве св. Себастиана (BHL, N 7543), составленном на лат. языке между 30-ми гг. V и нач. VI в. (см.: Saliou C. Du legendier au sermonnaire: Avatars de la «Passio Sebastiani»//REAug. 1990. Vol. 36. P. 285-286; Diefenbach S. Römische Erinnerungsräume. B., 2007. S. 259). М. и М., сыновья благородных родителей Транквиллина и Марки, были схвачены за исповедание Христа при императорах Диоклетиане (284-305) и Максимиане (286-305, 307-308). Долгое время братьев держали в темнице, куда к ним приходил мч. Себастиан, начальник дворцовой стражи и тайный христианин, к-рый утешал и убеждал М. и М. не бояться мучений. Братья были приговорены к смертной казни, но затем по приказу префекта Хроматия их отпустили на 30 дней к родным, чтобы те склонили М. и М. принести жертвы идолам. Друзья, мать, престарелый и больной отец, жены и дети так сильно упрашивали братьев не оставлять их и не принимать смерть за Христа, что те стали терять твердость. Тогда св. Себастиан, придя в дом примикирия Никострата, где находились М. и М. и их родственники, обратился к ним с пламенной речью, открыто проповедовал Христа и говорил, что мученическая смерть ведет в жизнь вечную и избавляет от земных бед и пороков. Жена Никострата Зоя, к-рая 6 лет была немой из-за тяжелой болезни, услышав слова мч. Себастиана, бросилась к нему в ноги и знаками просила его о прощении. Помолившись, св. Себастиан вернул женщине дар речи, после чего Никострат решил отпустить на свободу М. и М., но они отказались уходить, сказав, что не хотят лишать себя чести пострадать за Спасителя. После этого Никострат и все бывшие в его доме уверовали во Христа и приняли крещение от пресвитера Поликарпа вместе с родителями М. и М., префектом Хроматием, его сыном Тибуртием и мн. другими. Папа Римский свт. Гаий (283-296) рукоположил М. и М. во диаконы, а их отца Транквиллина - во пресвитеры. Нек-рое время братья еще пребывали с верующими, проводя дни в посте и молитве, многих обращали к вере и совершали чудеса. По приказу судьи Фабиана М. и М. были подвешены на столбы, в ноги им вбили острые гвозди, после этого мучеников закололи мечами, и т. о. они предали Богу души.

http://pravenc.ru/text/2562258.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИУЛИАН († нач. IV в. или ок. 320), сщмч. (мч.) Галатийский (пам. 12 и 13 сент.). В визант. Синаксарях сохранилось 2 версии мученической кончины И. Согласно Житию И., помещенному в стишных Синаксарях под 12 сент., он пострадал в царствование рим. императоров Диоклетиана (284-305) и Максимиана (286-305, 307-308). Когда правителю Галатии (М. Азия) Антонину донесли, что в пещере в горах скрываются И. и 40 христиан, тот послал отряд воинов, но им удалось схватить только И. На допросе он не выдал сотоварищей, отказался принести жертвы и был положен на раскаленное ложе, но ангел Господень остудил пламя и сохранил мученика невредимым. Антонин приказал привести мать И. и велел ей склонить сына к идолопоклонству, угрожая отдать ее на поругание воинам, но та отказалась переубеждать сына. Правитель отпустил ее, а И. осудил на усечение мечом. Придя на место казни, мученик попросил у воинов времени для молитвы. В это время с небес раздался голос: «Христос отверз тебе врата Царствия Своего. Вниди в них, ибо ты законно подвизался за имя Его!» Этот глас услышали 40 христиан, скрывавшихся в пещере. Они пошли на место казни И., исповедали перед воинами христ. веру, были приведены к Антонину и обезглавлены по его приказу (Paris. gr. 1582. Fol. 17v - 18v, XIV в.). Сщмч. Иулиан Галатийский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Сщмч. Иулиан Галатийский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. В Житии, включенном под 13 сент. в Синаксарь К-польской ц. (архетип кон. Х в.) и в Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.), И. назван пресвитером из сел. Кринтеунт (Κριντεος, Κριντεοντος) близ Анкиры в Галатии, пострадавшим при имп. Лицинии (308-324), а вместо 40 сотоварищей указано 42. Кроме того, имеются разногласия относительно возраста И.: если в 1-м Житии мать И. названа «старицей» (γερντισσα), то в данном тексте о нем самом говорится как о «благочестивом старце, боящемся Бога». Сюжет Жития в основном сходен с предыдущим, но имеются и различия. Однажды, когда у скрывавшихся в горах христиан закончилась вода, И. вышел из пещеры и отправился к источнику, где был схвачен язычниками, пришедшими принести жертвы Гекате, храм к-рой находился неподалеку. Представ перед правителем, И. исповедал себя христианином и не выдал остальных. Ему на голову надели раскаленный шлем (о раскаленном ложе не упом.), а затем отсекли голову (SynCP. Col. 41; PG. 117. Col. 45-48). О кончине остальных мучеников не сообщается. В аналогичном Житии в Синаксаре Ambros. B. 104. Sup. (XII-XIII вв.) добавлено, что И. был похоронен близ источника (SynCP. Col. 41-42).

http://pravenc.ru/text/1237795.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДОМНИКА Мученичество св. Домники. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 111) Мученичество св. Домники. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 111) [Домнина] († ок. 286), мц. Аназарвская (пам. 12 окт.). Во время правления имп. Диоклетиана (284-305) Д. была схвачена за исповедание христ. веры и предстала перед Лисием, правителем Аназарв в Киликии (область в М. Азии). Ее подвергли мучениям: били воловьими бичами, жгли ноги раскаленным железом, ломали суставы. Затем Д. бросили в темницу, где она скончалась. В Минологии имп. Василия II (кон. X в.) сообщается, что останки мученицы были с честью похоронены, без уточнения места нахождения могилы. В Минее Paris. gr. 243, XII в., и нек-рых визант. синаксарях название города, в к-ром Д. претерпела мученическую кончину, передается как Анабарз. В греч. Минее Д. названа славной победительницей. Это говорит о том, что мученица весьма почиталась на Востоке, откуда ее культ впосл. перешел к слав. народам и на Запад. В Римском Мартирологе память Д. находится под 12 окт. Здесь отмечается, что Д. пострадала в Ликии (область в М. Азии). Возможно, эта ошибка была допущена из-за неправильного прочтения имени префекта Лисия. Ист.: BHG, N 2108; ActaSS. Oct. T. 6. P. 19-20; MartRom. P. 449-450; PG. 117. Col. 105-108; SynCP. Col. 134; AnBoll. 1972. Vol. 90. P. 251-259 [мученичество]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 334; ЖСв. Окт. С. 301-302. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 316; Т. 3. С. 592; ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 162; Bertocchi P. Domnina//BiblSS. Vol. 4. Col. 762-763; Van Doren R. Domnina//DHGE. T. 14. Col. 639; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 119. Иконография Редкость изображений святой, встречающихся, как правило, в минейных циклах, связана с тем, что под 12 окт. предпочтительным для мн. минологиев является изображение мучеников Прова, Тараха и Андроника, память к-рых приходится на тот же день. Тем не менее образ святой представлен на миниатюре Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 111, 976-1025 гг.) -Д. изображена в мучении: ей клещами вырывают ногти и перебивают кости рук. Под 12 окт. в настенном минологии ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320), под полуфигурными изображениями мучеников Прова, Тараха и Андроника показана сцена мучения Д.- святая склонилась, руки в молении, воин заносит над ее головой меч. Возможно, Д. (или мц. Домна Никомидийская) изображена в числе 12 св. жен в росписи диаконника ц. Спаса на Нередице (1199) - полуфигура в медальоне в нижнем ярусе росписи, в правой руке Д. держит крест, левая - перед грудью ладонью вовне.

http://pravenc.ru/text/178879.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАПА Мч. Папа Ларандский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Фото: BLAGO UFund, USA/Serbia Мч. Папа Ларандский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Фото: BLAGO UFund, USA/Serbia [Греч. Ππας] (кон. III - нач. IV в.), мч. Ларандский (Селевкийский) (пам. 16 марта, пам. греч. 16 марта, 14 сент.). Источником сведений о П. служат синаксарные сказания, вероятно основанные на несохранившемся Мученичестве. Происходил, возможно, из г. Ларанда (ныне Караман) в Ликаонии. Проповедовал христ. веру и многих обратил ко Христу. При имп. Максимиане (286-305), соправителе имп. Диоклетиана, был схвачен и по приказу правителя Магна подвергнут пыткам. П. жестоко бичевали, сломали ему кости лица, строгали тело железными орудиями, затем приказали надеть обувь с гвоздями и бежать за лошадьми Магна из Ликаонии в Исаврию: сначала в г. Диокесарию (в нек-рых источниках Неокесария), затем в Селевкию, главный город Исаврии. Во время этих истязаний мученика привязали к сухой смоковнице и стали наносить побои, после к-рых он предал душу Господу, а дерево вскоре стало обильно плодоносить. Честные мощи П. были перенесены в Ликаонию. Под 18 окт. в Синаксаре К-польской ц. есть память сщмч. Папы без сказания (SynCP. Col. 148); вероятно, это др. святой, т. к. сведений о том, что П. был священником или диаконом, нет. В древних зап. Мартирологах память П. не указана. Кард. Ц. Бароний внес ее в Римский Мартиролог под 16 марта. Архиеп. Сергий (Спасский) предполагает, что первоначальным днем памяти П. было 14 сент., т. е. тот же день, когда Церковь отмечает Воздвижение Честного Креста Господня, по этой причине память П. перенесли на 16 марта. Также архиеп. Сергий не согласен с т. зр. прп. Никодима Святогорца, к-рый считал, что под 14 сент. и под 16 марта почитаются 2 разных святых по имени Папа, т. к. в визант. стишных Синаксарях им посвящены разные двустишия. В Синаксаре Макария Симонопетрита мученичество П. отнесено ко времени правления имп. Максимиана Галерия (293-311) ( Макар. Симон. Синаксарь. Т. 4. С. 184).

http://pravenc.ru/text/2578907.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФЕРИЙ [греч. Αθριος] († ок. 305), мч. (пам. греч., зап. 18 июня). Согласно сказанию, содержащемуся в одном из списков Синаксаря К-польской ц. XIV в. (Paris. gr. 1582), Е. жил во время правления имп. Диоклетиана (284-305). Он был схвачен, приведен на суд к правителю Елевсию и исповедовал Христа. Тогда его растянули и жгли факелами, обжигали подмышки раскаленными железными ядрами, а в спину, грудь и ноздри вонзали крюки. Затем мученика положили на раскаленное медное ложе, но Ангел Божий сохранял Е. невредимым. По приказу правителя Е. был усечен мечом. Правитель Елевсий также упоминается в Мученичестве мц. Иулиании , девы Никомидийской (пам. 21 дек.), пострадавшей при имп. Максимиане (286-305). На основе этого болландисты предположили, что Е. мог претерпеть мученическую кончину в Никомидии или по крайней мере в обл. Вифиния. Софроний (Евстратиадис) , митр. Леонтопольский, заметив много общего в сказаниях о Е. и Еферии (пам. греч. 12 дек.), пострадавшем при имп. Максимиане, отождествил этих мучеников. Прп. Никодим Святогорец определил время страданий Е. 300 г. Ист.: ActaSS. Iun. T. 3. P. 571; SynCP. Col. 755-756; MartRom. P. 243-244; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 246-247. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 184; Αθριος//ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 1015; Sauget J.-M. Galazione ed Eterio//BiblSS. Vol. 5. Col. 126; Van Doren R. Éthère//DHGE. T. 15. Col. 1169; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 18. Рубрики: Ключевые слова: ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.) ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.)

http://pravenc.ru/text/190273.html

Imperial Geography and the Medieval Peutinger Map//Imago Mundi: The intern. J. for the History of Carthography. L., 2005. Vol. 57. N 2. P. 136-148). Сходный по содержанию сборник И. (или созданная на его основе карта), вероятно, был использован и в «Космографии» Равеннского Анонима (VII-VIII вв.), однако там географические названия приведены без упоминания соединявших их путей и расстояния между ними (Itineraria Romana. 1990; см. также: Dillemann L. La Cosmographie du Ravennate. Brux., 1997; Подосинов. 2002. С. 161-286). В поздней античности термин «итинерарий» мог использоваться и применительно к лит. сочинениям. Напр., «Итинерарий Александра» (Itinerarium Alexandri), рассказ о завоеваниях Александра Великого, был написан анонимным автором ок. 340 г. и посвящен имп. Констанцию II , к-рый готовил поход против персов. Основными источниками для «Итинерария Александра» послужили, по-видимому, «Анабасис» Арриана и «Роман об Александре» Псевдо-Каллисфена ( Tabacco R. Itinerarium Alexandri: Testo, apparato crit., introd., trad. e comment. Firenze, 2000). Вероятно, в позднеантичную эпоху бытовали и др. тексты, описывавшие вост. поход Александра в форме И. (не сохр.). Один из них в 1-й пол. IV в. был использован в греч. географическом трактате, известном в лат. переводе VI в.- «Описание всего мира и народов» (Expositio totius mundi et gentium/Introd., texte crit., trad., not. et comment. J. Rougé. P., 1966. (SC; 124) (рус. пер.: Анонимный географический трактат «Полное описание вселенной и народов»/Пер., примеч. и указ.: С. В. Полякова, И. В. Феленковская//ВВ. 1956. Т. 8. С. 277-305)). Др. версия того же И. после нек-рого сокращения и редактирования с т. зр. христ. веры - краткий «Дорожник от райского Эдема до страны ромеев» (Οδοιπορα π Εδμ το παραδεσου χρι τν Ρωμαων), известный по 4 греч. спискам кон. XII-XVII вв. и груз. переводу. В «Дорожнике...» перечислены страны и города от земного рая, к-рый составитель поместил на крайний восток мира, до Рима и далее до Галлии (или Гадеса).

http://pravenc.ru/text/1237723.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010