Сама идея о Мессии, или Христе, нераздельно вплетена в еврейскую историю; распознавание Иисуса из Назарета как этого Мессии основывается на толковании текстов еврейских Писаний, которые не имеют никакого доказательного значения, кроме, возможно, приписанного им исторического характера. Если не был заключен завет с Авраамом; если Бог не отдал распоряжение об обрезании и жертвах; если “десять заповедей” не были написаны Божьей рукой на каменных плитах; если Авраам – только мифический герой, как Тезей; если рассказ о Потопе – выдумка; если грехопадение – легенда; если рассказ о творении – сон ясновидца; если все эти категорические и подробные рассказы о кажущихся истинными событиях имеют не больше значения для истории, чем рассказы о периоде Римской империи, то что можно сказать о мессианском учении, которое становится все более неясным?! И что можно сказать о престиже авторов книг Нового Завета, которые, согласно этой версии, не просто приняли туманные выдумки за твердую истину, но и построили саму основу христианской догмы на зыбучих песках легенд?» 281 Затем Хаксли преподает нам урок новозаветного богословия, цитируя слова Христа из Евангелия от Матфея 19, 4–5 : «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? Исказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть?» Далее автор комментирует, что христианские учения о браке, грехе, будущем воскресении и суде зависят от истинности этих событий: «Если здесь не приписывается божественный авторитет двадцать четвертому стиху второй главы Книги Бытия, то какое значение имеет сказанное? Снова спрашиваю: если человек может произвольно играть с рассказом о грехопадении как с “образом” или “аллегорией”, то что делается с основой богословия Павла?..» 282 «Ибо как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1Кор.15:21–22 ). И задает риторический вопрос: «Если Адам – не более истинный человек, чем Прометей и если рассказ о грехопадении только поучительный “образ”, подобный мифам о Прометее, то каково тогда значение дидактики Павла?» В конце Хаксли делает вывод о тех, которые не считают Книгу Бытия действительной историей: «Остается печальный факт, что позиция, которую они восприняли, безнадежно несостоятельна» 283 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vys...

Секта ессеев учит, что во всем проявляется мощь предопределения и что все, постигающее людей, не может случаться без и помимо предопределения. Саддукеи, наконец, совершенно устраняют все учение о предопределении, признавая его полную несостоятельность, отрицая его существование и нисколько не связывая с ним результатов человеческой деятельности. При этом они говорят, что все лежит в наших собственных руках, так что мы сами являемся ответственными за наше благополучие, равно как сами вызываем на себя несчастье своею нерешительностью“ 280 . Эта схема Иосифа и проводимая им параллель между иудейскими сектами и греческими философскими школами являются несколько подозрительными. По крайней мере выражение „ εμαρμνη“, которое для иудейского сознания совершенно не возможно, свидетельствует, что мы имеем дело здесь с иудейскими воззрениями в сильной греческой окраске. Но собственно только и есть эта окраска или оболочка от греческой земли, существо же дела „есть подлинно иудейское“ 281 . Что все происходит по воле Божией, это учение истинно библейское: „Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранить города, напрасно бодрствует страж“. Но, с другой стороны, Свящ. Писание признает и свободу воли человека и особенно настаивает на нравственной ответственности его: „Исполняйте постановления Мои и храните законы Мои и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле... Если же не послушаете меня и не будете исполнять всех заповедей сих... то пошлю на вас ужас, чахлость и горячку ( Лев. 25:18; 26:14–16 и др.). При рассуждениях на основании различных мест вполне возможно было придти к разным мнениям, даже несколько крайним: или выставить на первый план Божественное предопределение или самодеятельность человека и его нравственную ответственность. Но тот и другой ход рассуждений есть „подлинно иудейский“ 282 . Гамбургер видит в саддукеях, как позднейших представителях партии „праведных“ (Zaddikim), выразителей по этому вопросу древнего еврейства 283 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Скачать epub pdf Часть 2. Общие вопросы Средства содержания пастырей Пастыри могут пользоваться от своих пасомых средствами для жизни. Опровержение Возражений. Покрытие пастырями своих голов во время богослужений. Опровержение возражений. Благословение священническое. Целование руки пастырей. Нравственные недостатки пастырей. Суд над пастырями принадлежит епископу. Отношение пасомых к пастырям. Учение отцов и учителей Церкви. Пастыри могут пользоваться от своих пасомых средствами для жизни В Ветхом Завете Бог заповедал народу еврейскому давать содержание священству ( Чис.18:19–32 ; ср. Евр.7:5 и др.). В Новом Завете Господь Иисус Христос и апостолы так учили: «трудящийся достоин пропитания” 279 ( Мф.10:10 ). «Трудящийся достоин награды 280 за труды свои» ( Лк.10:7 ; ср. Лк.8:3 ; Ин.12:6 ). «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим» ( Гал.6:6 ). «Вы и в Фессалонику и раз, и два присылали мне на нужду» ( Фил.4:16–18 ). «Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада..? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( 1Кор.9:7–14 ). «Другим Церквам я причинял издержки, получая от них содержание (слав. «оброк» οψνιον содержание, вознаграждение, награда, жалованье) для служения вам» ( 2Кор.11:8 ). «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь (τημς от τημ – цена, плата), особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим.5:14 ). Апостол повелевает заботиться о материальном положении пресвитеров, особенно, если они трудятся в слове и учении. В следующ. стихе (18) ап. яснее выражает свою мысль, приводя твердое основание сказанному: «ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего», – а также: «трудящийся достоин награды своей». Опровержение Возражений. Сектанты говорят: 1) православное духовенство должно бесплатно совершать все требы: «даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди..». ( Мф.10:8–9 ). 281

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Слово на Дамаск. 1 . Вот Дамаск исключается из (числа) городов и падет. 2 . Оставлен (будет) навеки в ложе стадам и на отдых 269 , и некому будет отгонять (их). 3 . И не будет он более укреплен для убежища Ефрему, и не будет царства в Дамаске, и остаток сириян погибнет, ибо ты не лучше сынов Израилевых и не славнее их. Так говорит Господь Саваоф. 4 . Померкнет 270 в тот день слава Иакова, потрясется верх славы его 271 . 5 . И будет: подобно тому, как если кто собирает жатву стоящую и жнет 272 наполненные зерном колосья 273 ; или подобно тому, как если кто собирает колосья в непроходимой дебри 274 , 6 . И останется в ней стебель; или две-три масличных ягоды на самой вершине (маслины), или четыре-пять на ветвях ее останется 275 . Так говорит Господь Бог Израилев. 7 . В тот день человек будет уповать на Творца своего, и очи его будут устремлены к Святому Израилеву. 8 . И не будут надеяться на капища и на дела рук своих, что сделали персты их, и не будут смотреть на дубравы и мерзости их. 9 . В тот день города твои будут оставлены, как оставили (их) аморреи и евреи пред лицом сынов Израилевых 276 , и будут пусты. 10 . Поскольку ты оставил Бога, Спасителя твоего, и не вспомнил о Господе, Помощнике твоем, посему ты насадишь обманчивый сад и обманчивое 277 семя. 11 . В день, в который насадишь, обманешься, а что на другой день посеешь, то процветет в жатву, на тот день, в который получишь наследие, и как отец передашь наследие сыновьям твоим 278 . 12 . О, горе множеству народов многих! Подобно волнующемуся морю вы будете волноваться, а над хребтами многих народов будет шум, как от воды 279 . 13 . Как большая вода – множество народов; как шум 280 большой воды с силою несущейся, так и Он отвергнет его и далеко будет гнать его 281 , как мелкую солому, (отлетающую) от веющих против ветра, и как пыль колесную относит вихрь. 14 . К вечеру – и будет плач; прежде утра уже нет (его). Такова участь пленивших нас и жребий овладевших нами. 270 σται κλειψις – будет умаление, очень хорошо выражено по-слав. помрачение. Только мы перевели применительно к русской речи глаголом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

События, последовавшие за первым посещением Павлом Эфеса, существуют в рукописной традиции Деяний в двух вариантах. В западной традиции, отраженной в Кодексе Безы и в textus receptus. говорится: Когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился, а простился с ними, сказав: мне нужно непременно провести приближающийся праздник в Иерусалиме; к вам же возвращусь опять, если будет угодно Богу. И отправился из Ефеса. (Акила же и Прискилла остались в Ефесе). Побывав в Кесарии, он приходил в Иерусалим, приветствовал церковь и отошел в Антиохию ( Деян. 18:20–22 ), В большинстве ранних рукописей содержится более краткий текст, отраженный в критическом издании Нового Завета: Когда же они просили его побыть у них долее, он не согласился, но, простившись и сказав: «снова возвращусь к вам, если будет угодно Богу», отправился из Ефеса и, сойдя в Кесарии (κατελθν ες Καισρειαν – букв. «сойдя в Кесарию»), пойдя (ναβς – букв. «взойдя», «поднявшись») и поприветствовав церковь , отошел (κατβη – букв. «спустился») в Антиохию. Разница между двумя вариантами, как видим, касается путешествия в Иерусалим: в одной версии оно упоминается, в другой нет. Несмотря на то что в критическом издании предпочтение отдано краткому варианту, большинство ученых склоняется к тому, что западная версия текста в данном случае отражает более вероятный маршрут. В пользу этой версии приводят несколько аргументов. 281 Во-первых, зачем было Павлу, конечной целью которого в данном путешествии была Сирия ( Деян. 18:18 ), плыть в Кесарию Палестинскую только для того, чтобы там поприветствовать церковь и отправиться оттуда в Антиохию? С таким же успехом можно было отправиться сразу в Антиохию. Во-вторых, побывать в Кесарии, но не посетить находившийся неподалеку Иерусалим можно было только в том случае, если бы Павел хотел избежать встречи с иерусалимской общиной, а причин для этого, как кажется, после Апостольского Собора не было. Наконец, третий аргумент имеет филологический характер: глагол («восходить», «подниматься») в Библии употребляется применительно к пути в Иерусалим, тогда как глагол καταβαινω («спускаться») в отношении пути из Иерусалима. 282 Употребление этих глаголов в отношении пути в Кесарию и обратно было бы необычным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Сопоставляя этот текст с соответствующими: Мрк. XIV, 22; Лyk. XXII, 19 ; 1Kop. XI, 24 – определяется, что Господь, воздав благодарение, благословил и тем освятил хлеб, затем его преломил и подал ученикам; то-же сотворил над чашею вина и предложил всем из нея пить . 279. Какое повеление произнес Спаситель, подавая Причащение апостолам? " Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет« ( I Kop. XI, 25, 26 ). До второго Пришествия Сына Божия сие Таинство должно всюду совершаться . 280. Что дает христианину Св. Причащение и чего лишается не приходящих к сему Таинству? Если бы мир не имел Пречистого Тела и Крови Господа, то не имел бы главного блага истинной жизни; «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Uoah. VI, 53 ). »Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (ст. 54). «Причастие не избыток Господней щедрости, а существенная необходимость» (Еп. Феофан Затв., Путь ко спасению). 281. Возможно ли приходить к сему Таинству, не очистив себя покаянием и без должного приготовления? " Да испытает же себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не разсуждая о Теле Господнем«. ( 1Kop. XI, 28, 29 ). В вере или в неверии мы освящаемся или осуждаемся Причащением. 282. Было ли в самом начале видно, что часть людей отвергнет Причащение? Во время самой проповеди о Причащении некоторые не приняли ея. Другие покинули Христа. То же происходит теперь. »С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним« ( Uoah. VI, 66 ). 283. Какое блого непосредственное дает христианину Причащение? Человек становится едино со Христом. Не без тела воскреснем, посему презирающий тело, грешит гордостью духа. Не духом одним угодно было соединиться Господу, но дабы единение было полное, духовное и телесное. Тело человека, принявшого Причастие, становится обоженым благодатью, ибо человек соделался »причастником Божеского естества« ( 2Nempa I, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ст. 27. И пришел человек Божий к Илию, и сказал ему... Кто разумеется здесь под человеком Божиим? Пророк Божий 281 . Из книги Судей и из книги Иисуса Навина мы видим, что Господь нередко воздвигал в Израиле этих пророков, имена коих остались неизвестны для потомства 282 . Ст. 27–28. ... так говорит Господь:... не избрал ли Я дом твой – Илий, чтоб он восходил к жертвеннику Моему?... Выражение – «восходить к жертвеннику Господню» имеет тот смысл, что сей жертвенник при скинии был довольно возвышен. Ст. 29. ... Для чего же вы (дети Илиевы) попираете ногами жертвы Мои…, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего – Израиля?... Под начатками всех приношений народа разумеются здесь самые лучшие части из всех жертв; тогда как священникам, по закону, принадлежали только некоторые определенные части (грудь и плечо), и, притом, только из некоторых жертв (именно, из мирной жертвы). Некоторые, впрочем, жертвы, за исключением жира, все принадлежали священникам. Такова была жертва о грехе от частных лиц. Дети же Илиевы не делали никакого различия между жертвами, и по жадности брали все, что только им нравилось. Ст. 33. …Я не отрешу у тебя всех от жертвенника Моего, чтобы томить глаза твои и мучить душу твою... Сими словами к Илию Господь предвещает, что Он не отнимает совсем священства у потомства Илиева; но, что потомки Илиевы уже не будут первосвященниками. «Будут томиться глаза твои (Илий), и мучиться душа твоя», ибо ты со скорбью увидишь на потомках своих, что ты лишен первосвященнического достоинства. Это пророчество исполнилось окончательно при Соломоне, который удалил первосвященника Авиафара, последнего потомка Илиева в сане первосвященническом, и утвердил достоинство первосвященника за Садоком 283 . Хотя сей последний, подобно Авиафару – потомку Илиеву, происходил от одной и той же фамилии Финееса (ибо за этой фамилией утверждено самим Богом первосвященническое достоинство навсегда) 284 ; но происходил по другой линии, шедшей от Финееса, или от другой ветви Финеесовой, а не от той, от которой происходил Илий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Такова же и любовь всем сердцем в отношении Бога. Это есть жизнь, отражающая в себе Божественное отношение к миру и людям, то есть полноту Божественной любви. Любить Бога всем разумом, иметь ум Христов 279 – значит жить мыслями о спасении всего живущего, малого и великого, друга и врага. Любить Бога всем сердцем – это значит иметь те же чувствования, какие и во Христе Иисусе 280 , то есть опять-таки полноту любви, милующей, прощающей, ласкающей, дарящей. Любить Бога, наконец, всею крепостью – иметь всегда свою волю в гармонии с волей Божественной, исполнять заповеди Его. Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас 281 . По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою 282 . В этом случае, как весь мир есть Божий мир, Божественная риза, так и все люди суть дети одного Отца (и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него 283 ). И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего 284 . Все человечество представляется в этом случае одной братской семьей, и этот универсальный христианский образ Небесного Отца и Его детей взят Евангелием из жизни семьи, корни любви которой, таким образом, возводятся на небесную высоту и оттуда снисходят на землю. Поэтому нас не должно удивлять, что основание всякой человеческой семьи утверждается на мистическом союзе Бога с людьми. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее 285 . Высшего освящения союза мужа и жены не может дать никакое человеческое слово. Отсюда святость и нерасторжимость брачного союза в христианстве, отсюда взаимная любовь мужа и жены до самозабвения, отсюда нежная любовь к детям, бесконечная важность и серьезность любви и уважения к ребенку Евангелия. Четвертое условие счастья по Толстому – общение с людьми, падение тех перегородок, национальных, классовых, бытовых, которые в самых шумных городах могут сделать человека совершенно одиноким. Если мы только припомним слова апостола Павла, что во Христе Иисусе нет ни иудея ни эллина, ни раба, ни свободного, ни мужчины, ни женщины 286 , то едва ли нужно будет разъяснять эти слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Тебе, если постигают тебя скорбь или брань, должно только воспротивится ей и возненавидеть» (Там же, стр. 277). Весьма понятно, что будущая слава праведников, по учению пр. Макария, есть не только награда за добродетельную жизнь, сколько просто ее продолжение. «Посему постараемся верою и добродетельною жизнью здесь еще приобрести себе оное одеяние, чтобы нам, облеченным в тело, не оказаться нагими; и тогда в день оный никто не прославить плоть нашу. Ибо в какой мере сподобился каждый за веру и рачительность стать причастником Св. Духа, в такой же мере прославлено будет в оный день и тело его. Что ныне собрала душа во внутреннюю свою сокровищницу, то и тогда откроется и явится вне тела» (Там же; стр. 279). «В оный месяц воскресения (апрель) силою Солнца правды изведется извнутри слава Св. Духа, покрывающая собою тела святых, та самая слава, какую имели они сокровенною в душах» (Там же, стр. 279). Что ныне приобрели мы в душах, то самое возсияет и обнаружится тогда, и облечет славою тела (Там же, стр. 281). Думается, всякому понятно теперь, что если истинное понятие о христианском спасении совпадает с понятием духовного совершенства, а союзом совершенства является любовь к ближним, если эта любовь составляет таким образом самое содержание спасения, а не только средство к его достижению, то, конечно, опасаться оскудения любви следует никак не от спасающихся. Поэтому и все, что является требованием любви к ближним, т. е. всякая забота об общественном благе, при истинном понятии о спасении, является прямым требованием последнего. Дозволяя иметь эту любовь только в сердцах и в молитве для отшельников на время их уединения, наша св. вера предостерегает однако всех живущих среди общества от обольщения сантиментальности и признает лживым, самообманчивым такое представление о любви, которое не выражается во внешней деятельности. «Кто имеет достаток в мире, но видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое: как пребывает в том любовь Божия?»(1 Ио. 3. 17). Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: идите с миром, грейтесь и питайтесь, но не даст им потребного для тела: что пользы .( Иак. 2, 15, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

То зло, которое в 3 главе Бытия обозначается, как наказание за грех прародителей, распространилось на всех ( Быт.3:1619 , ср. Быт.5:29 ). Свящ. Писание предполагает всюду первородный грех, когда оно описывает всеобщее бедственное положение человечества. «Человек рождается на страдания, как искры, чтобы устремляться вверх» ( Иов.5:7 ). «Человек, рождённый женою, краткодневен и исполнен печалями. Как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается» ( Иов.14:12 ). «Много трудов предназначено каждому человеку, и тяжело иго на сынах Адама, со дня исхода из чрева матери их до возвращения к матери всех». ( Сир.40:12 ). «Для них Я сотворил век: но когда Адам нарушил Мои постановления, определено быть тому, что сделано. Входы века сего сделались тесными, болезненными, утомительными, также узкими, лукавыми, исполненными бедствий и требующими великого труда» ( 3Ездр.7:1112 ). Высшим физическим наказанием за первородный грех является телесная смерть. Смерть есть следствие и наказание первородного греха, а не изначальное естественное явление природы 281 . Смерть причинно коренится в первородном грехе. «От древа, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете» – ( Быт.2:17 ). Подобно яду, введённому в организм и тотчас начинающему своё действие, и грех тотчас же ведёт за собою начало смерти. Начало действия смерти по времени не отделяется от начала фактического обнаружения греха. Смерть в смысле внутреннего расстройства и прекращения бессмертия для прародителей действительно наступила в самый же день преступления ими заповеди Божией 282 . Смысл угрозы Божией весьма ясен: от греха будет зависеть действительное, первоначальное наступление смерти, а не преждевременное её появление. В заповедь о невкушении плодов с запрещённого дерева нельзя вложить такой смысл: «как только ты вкусишь от дерева, жизнь твоя прекратится, хотя бы ты имел возможность ещё и жить» 283 . Выражение: «смертию умрёшь» – « » по своему значению вполне тождественно со словами: «действительно, подлинно умрёшь», чем ясно предполагается мысль, что человек мог и не умереть, если бы не согрешил.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010