Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами?» ( Евр.2:1–4 ) Но, несмотря на это, «большинство людей, упоенных лживым и обольстительным учением духов отверженных, обуявших от действия в них этого учения, презрели Слово Божие, не ведают и не хотят уведать его. Нужно, крайне нужно внимание к Слову Божию» 280 , – говорит св. Игнатий Брянчанинов . Почему? Потому что «ум наш как омраченный грехом никак не может удовлетвориться по отношению к спасению собственными помышлениями, немощными, колеблющимися, обманчивыми; ему необходимо посредством внимательного чтения или тщательного слышания Слова Божия заимствовать из него помышления Божественные и вразумляться ими. Должно заниматься изучением Слова Божия весьма благоговейно и весьма часто, чтоб оно было руководителем нашим в деле спасения, потому что наши собственные помышления легко могут отвлечь нас от спасительного пути, приняв неправду за правду» 281 . Особенно в наше время истина закрывается ложью, и чтобы отличить истину от лжи, нужно ее изучать, а изучать можно только в Слове Божием. Поэтому поговорим о важности изучения этого Слова. Спаситель, посылая апостолов на проповедь , заповедал им проповедовать Евангелие всякой твари, имея в виду всякого человека. Эту заповедь апостолы передали своим преемникам, повелевая им проповедовать слово с настойчивостью вовремя и не вовремя, обличая, запрещая, увещевая со всяким долготерпением и назиданием ( 2Тим.4:2 ). Эти наставления не только предлагались устно, но и письменно. Со временем оформилась целая наука, учению которой святая Церковь стала повелевать всем следовать. Хотя и так, «все имеющие здравый смысл стараются следовать учению святых Отцов» 282 , – говорит св. Кирилл Александрийский . Кто такие святые Отцы? Обычно определяют их как приемников апостолов, видевших свою задачу в том, чтобы апостольское учение сохранить в неприкосновенности, ничего не добавляя лишнего, точнее ложного, а только пытаясь это учение более или менее раскрыть.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Ибо, намереваясь выйти на добровольную и приснопамятную и животворящую Свою смерть, в ту ночь, в которую Он предал Себя за жизнь мира, взяв хлеб в Свои святые и пречистые руки, показав Тебе, Богу и Отцу, благодарив, благословив, освятив, преломив, Гласно: подал святым Своим ученикам и апостолам, сказав: примите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое в оставление грехов 280 . Подобным образом взяв и чашу и растворив в ней плод виноградный, благодарив, благословив, освятив 281 , подал святым Своим ученикам и апостолам, сказав: пейте из нее все, сие есть кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих проливаемая в оставление грехов 282 . Сие творите в мое воспоминание; ибо всякий раз, когда вы ядите хлеб этот и пьете чашу эту, мою смерть возвещаете, мое воскресение исповедуете. Священник тайно 283 Так и мы, Владыка, воспоминая спасительные Твои 284 страдания, Животворящий Крест, тридневное погребение, Воскресение из мертвых, Восшествие на небеса, Сидение одесную Тебя, Бога и Отца, и славное и страшное Твое 285 Пришествие, Гласно: Твое из Твоего, Тебе принося по всему и для всего 286 , Хор поет: Тебя воспеваем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи! 287 Священник тайно 288 Посему, Всесвятой Владыка, и мы, грешные и недостойные рабы Твои, сподобившиеся служить Святому Твоему жертвеннику, не за правды наши, ибо мы не сделали ничего доброго на земле, но по милостям 289 Твоим и щедротам Твоим, которые Ты обильно излил на нас 290 , приближаемся к святому Твоему жертвеннику и, предложив вместообразы ( νττυπα) Святого Тела и Крови Христа Твоего, молимся Тебе и просим Тебя, Святой (из) Святых, чтобы по благоволению Твоей благости Святой Дух Твой пришел на нас и на предлежащие Дары эти, и благословил их, и освятил, и показал ( ναδεξαι) хлеб этот 291 самым драгоценным Телом Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, а чашу эту самой драгоценной Кровью Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, пролитой за жизнь мира, преложив Духом Твоим Святым. Нас же, всех, причащающихся от одного хлеба и (одной) чаши, соедини друг с другом в общении единого Духа Святого и сделай, чтобы никто из нас не причащался Святого Тела и Крови Христа Твоего в суд или в осуждение, но чтобы нам приобрести милость и благодать со всеми святыми, от века благоугодившими Тебе, праотцами 292 , патриархами, пророками, апостолами, проповедниками, евангелистами, мучениками, ис­поведниками, учителями и всяким духом праведным, скончавшимся в вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

. Ибо то, что Он взял от нас, у Него пребывает во славе, ведь венец венчает главу Его 180 . И то, что мы приняли от Него, и нам почитать следует. Наше Он чтит не по нашей природе. Почтим же то, что Его по природе Его Самого. Если мы будем чтить [залог] Его, то пойдем к Тому, Кто взял [от нас] и вознесся. А если пренебрежем им, то возьмет Он от нас то, что дал нам: если мы отвергнем залог Его 181 , то там, взяв Свое, Он лишит нас обещанного. Возвеличим Сына Царя, Который с нами, по достоинству, ибо залог за Него взят от нас. И тот, кто почитал Сына Царя, получит от Царя много подарков. Наше, которое с Ним, во славе находится, ведь венец венчает главу Его и Царь посадил Его [рядом] с Собой. Мы же, нищие, что можем сделать Сыну Царя, Который с нами? Ничего Он не требует от нас, лишь бы мы украшали Ему свои храмы, чтобы по исполнении времен, когда Он придет к Своему Отцу, Тот похвалил бы Его за нас, ибо мы почтили Его. Когда Он пришел к нам, то у Него не было ничего от того, что наше, и также у нас не было ничего от (281) того, что Его, хотя обе природы принадлежат Ему и Его Отцу. Итак, когда благовествовал Гавриил благодатной Марии, Которая родила Его 182 , Слово сошло с вышних и пришло 183 . И Слово стало плотию и обитало с нами 184 . И когда восходил к Пославшему Его, то, уходя, Он взял то, что не приносил, как сказал апостол: Он поднял нас и посадил с Ним на небесах 185 . И когда Он пришел к Своему Отцу, то послал нам от Своего Духа и сказал нам: Я с вами до скончания века 186 . Ведь Христос, восседая одесную Своего Отца 187 , обитает и в людях: Он и вверху, и внизу по премудрости Отца Своего. И Он обитает во многих, хотя Он один. И каждого верующего Он осеняет с особым [участием] 188 , не испытывая недостатка, как написано: Я разделю Его во многих 189 . Но разделяясь во многих, Он сидит одесную Своего Отца. Итак, Он в нас, а мы в Нем, как и сказал Он: Вы во Мне, и Я в вас 190 . И в другом месте сказал: Я и Отец Мой едины 191 . (284) 11. И если некто, у кого ум слабее знания, будет возражать и скажет: «Если один Христос и один Отец Его, то как же Они обитают в верующих людях? И каким образом праведники могут быть храмами Бога, а Он – обитать в них? Ведь если это так и к каждому из верующих людей приходит Христос и Бог , Который во Христе, то тогда будет много богов и Христам не будет числа!»

http://azbyka.ru/otechnik/Afraat_Persids...

Иез. 11 :24. И дух взял меня, и принес меня в землю Халдейскую к пленникам, в видении (открытом) Духом Божиим 278 . Иез. 11 :25. И отступило от меня видение 279 , которое я видел, и я пересказал пленникам все слова Господа, которыя Он 280 открыл мне. Глава 12 Иез. 12 :1. И было слово Господне ко мне и сказано: Иез. 12 :2. Сын человеческий! среди неправд их ты живешь: они имеют глаза, чтобы видеть, и не видят, и имеют уши, чтобы слышать, и не слышат, ибо дом огорчающий. Иез. 12 :3. И ты, сын человеческий, приготовь себе вещи нужныя для переселения 281 , и будь днем пленником пред ними, и переселяйся с твоего места в другое место пред ними, чтобы они видели, ибо они-дом прогневляющий. Иез. 12 :4. И вещи твои вынеси, как имущество 282 пленников, днем пред глазами их, сам же выйди вечером пред ними, как выходит пленник. Иез. 12 :5. Проломай себе стену и выйди чрез нее пред ними. Иез. 12 :6. На плеча будешь взят и покрытым выйдешь, лице твое покрой, чтобы не видеть земли, ибо знамением 283 Я делаю тебя для дома Израилева. Иез. 12 :7. И я сделал все так, как повелел мне Господь 284 : и вещи я вынес, как вещи пленническия, днем, а вечером проломал для себя стену рукою, и тайно вышел, и на плеча взят был пред ними. Иез. 12 :8. И было слово Господне ко мне поутру и сказано: Иез. 12 :9. Сын человеческий! не говорил-ли тебе дом Израилев, дом прогневляющий: „что ты делаешь“? Иез. 12 :10. Скажи им: так говорит Господь Бог: князю и старейшинам 285 Иерусалимским, которые среди них, и всему дому Израиля, Иез. 12 :11. Скажи: я совершаю 286 знамение 287 : как я сделал, так будет и с ними: в переселение и в плен уйдут. Иез. 12 :12. И князь 288 среди их на плеча взят будет, и тайно выйдет чрез стену, и проломает (ее), чтобы выйти ему чрез нее, лице свое покроет, чтобы быть невидимым 289 для глаз, и сам земли не увидит. Иез. 12 :13. И раскину сеть Мою на него и взят будет в тенета 290 Мои, и приведу его в Вавилон, в землю Халдейскую, и не увидит он ея 291 , и там умрет. Иез. 12 :14. И всех, находящихся вокруг его, помощников его и всех защитников его, Я разсею по всем ветрам, и обнажу 292 меч вслед их.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

«Избавить Израиля». Хотя в Иудее постоянно читались древнейшие книги пророков, псалмы, и Закон, понимание, а главное, толкование их смысла в то время было ошибочным. Создавались новые гимны, в которых Мессия-Помазанник представлялся только предводителем в грядущей войне сынов Света против сынов Тьмы, виделся лишь законным царем для Иудеи. И хотя в ту эпоху еще сохранялось живое представление о законных правах на престол потомков Давида, в будущих ритуальных трапезах Мессия-Помазанник-царь мыслился на второстепенном, подчиненном положении: входил после председательствующего священника, «сына Аарона», садился только после того, как сел руководитель, и мог протягивать руку к еде и благословлять трапезу лишь вслед за тем, как это уже сделал председательствующий. (Дополнения к уставу кумранской общины, 11-20. – Тексты Кумрана, с. 162). Таким образом, народу внушалась мысль не о Мессии-Искупителе, Спасителе, а о Мессии-царе, который будет только светским главой Израиля. Библейские же пророчества истолковывались, как окончательное избавление от иноземного ига и как всемирное возвышение Израиля. Составлялся подробный «план войны», где описывались даже стратегия, тактика, военные построения и оружие. Врагами «сынов Света» считались «киттии», в буквальном значении – «западноевропейцы», следовательно – ненавистные римляне, обратившие Палестину в свою провинцию (Война сынов Света против сынов Тьмы. – Тексты Кумрана, с. 280-281). Заблуждение было всеобщим, и именно поэтому воскресший Христос, обращаясь к шедшим в Эммаус, «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял… сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24, 27). Ученики прозрели, и позже воскресший Мессия «сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверзся им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лк. 24, 44-49).

http://pravoslavie.ru/34735.html

Или см. 48:3–16: «прежнее Я задолго объявлял,.. Я знал, что ты упорен,.. поэтому и объявлял тебе задолго,.. чтобы ты не сказал: идол мой сделал это... Ты слышал, посмотри на все это, и неужели вы не признаете всего этого? (т. е. прежних проявлений Моего всемогущества)? А ныне (т. е. задолго до действительного наступления) Я возвещаю тебе новое и сокровенное, и ты не знал этого, Оно (сотворено – прошедшее пророческое) произошло ныне, а не задолго и не прежде, и ты не слыхал о том (т. е. не слыхал и не знал ранее этого пророчества о новом и сокровенном, которое недоступно для человеческого ума, но лишь для ума Всеведущего и Всемогущего Бога, – и изрекается только «ныне» – чрез пророка)... «Соберитесь все (народы) и слушайте, кто между ними предсказал это? – Я, Я сказал и призвал его (Кира),.. и путь Его будет благоутешен». – Мог ли пророк, уже видевший победы Кира, говорить, что Господь в лице его (пророка) «задолго», «издавна», «от начала» предсказал избавление Израиля от плена вавилонского чрез Кира 281 , что из других людей никто не мог предвидеть этого избавления? Убедительно ли было бы, следовательно, основанное на предведении этого нового события доказательство пророка, что только один Господь есть истинный Бог и Спаситель, идолы же ничтожны, «ветер и пустота»? В пророчестве о Кире мы видим подобное пророчеству о царе Иосии, которое произнес пред Иеровоамом пророк из Иудеи, предсказав само имя царя ( 3Цар.13:1–3 ) 282 . К естественному пониманию пророка отдаленное по времени выступление Кира, как и выступление царя Иосии, приближалось по значению их имени. Имена Кира и Иосии не были чисто случайными названиями этих царей, а соответствовали будущему историческому значению этих царей. И если пророк Исаия мог воспринять от Бога откровение, чрез которое ему становилось понятным будущее значение Кира в истории, то мог воспринять и соответствующее этому значению имя, или словесное обозначение. Таким образом, между пророчествами об Эммануиле и Кире одна лишь ступень различия: та именно, что Кир, царь персидский, действительно носил предсказанное ему пророком имя, как собственное.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

«Имеющий Бога, не страшись, но положись на Него в тревогах твоих, и Он позаботится о тебе», – советует святой Варсануфий 278 . И если болезнь ведет к смерти, все равно не стоит бояться, как учит святой апостол Павел, слова которого святой Варсануфий приводит одному заболевшему брату 279 : когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный ( 2Кор.5:1 ). Значимость терпения Перед лицом поразивших его недугов человек должен прежде всего проявить терпение. Несмотря на то что эта добродетель есть дар Божий, тем не менее ее обретение требует от человека определенных усилий: он должен стремиться к ней, моля Всевышнего даровать ему ее. Трудность подобного испытания зачастую состоит не столько в тяжести переносимых страданий, сколько в продолжительности самой болезни и вызванных ею различных неудобствах. Именно на этой почве демоны в основном и отравляют души больных помыслами отчаяния, печали, уныния, озлобления, раздражения, безнадежности и возмущения. Поэтому святые отцы в таких случаях более всего советуют проявлять терпение, стойкость и постоянство, ссылаясь на многочисленные поучения Христа и апостолов на эту тему. Святой Иоанн Газский напоминает двум заболевшим братьям: «Господь сказал: терпением вашим спасайте души ваши ( Лк.21:19 ). Апостол наставлял: Терпение нужно вам ( Евр.10:36 ). Также и пророк говорил: Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне ( Пс.39:2 ). Кроме того, Господь Бог учит: претерпевший же до конца спасется ( Мф.10:22 ). И вы двое будьте терпеливы...» 280 . Также святой Варсануфий советует одному из тех двух братьев: «Будем же держаться стойко, не поддадимся, станем истинными учениками апостола, который говорит: в скорби будьте терпеливы ( Рим.12:12 )» 281 . Тот же святой учит, что главным образом через терпение человек показывает, какое благо может принести ему болезнь 282 . Так, он пишет одному занедужившему брату: «Если не выстоишь в испытании – не сможешь взойти на крест, но если выдержишь испытания, то войдешь в Царство блаженства и познаешь умиротворение, далекое от всех тревог, и душа укрепится и прилепится к Господу превыше всего, неусыпная в вере, полная радостной надежды, ликующая в милосердии, хранимая Святой Единосущной Троицей» 283 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

– Иосиф Флавий говорит: „Фарисеи утверждают, что кое-что, хотя далеко и не все, совершается по предопределению (τς εμαρμνης ργον εναι), иное же само по себе может случаться. Секта ессеев учит, что во всем проявляется мощь предопределения и что все, постигающее людей, не может случаться без и помимо предопределения. Саддукеи, наконец, совершенно устраняют все учение о предопределении, признавая его полную несостоятельность, отрицая его существование и нисколько не связывая с ним результатов человеческой деятельности. При этом они говорят, что все лежит в наших собственных руках, так что мы сами являемся ответственными за наше благополучие, равно как сами вызываем на себя несчастье своей нерешительностью» 280 . Эта схема Иосифа и проводимая им параллель между иудейскими сектами и греческими философскими школами являются несколько подозрительными. По крайней мере, выражение „εμαρμνη», которое для иудейского сознания совершенно не возможно, свидетельствует, что мы имеем дело здесь с иудейскими воззрениями в сильной греческой окраске. Но собственно только и есть эта окраска или оболочка от греческой земли, существо же дела „есть подлинно иудейское» 281 . Что все происходит по воле Божией, это учение истинно библейское: „если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строющие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж». Но, с другой стороны, Свящ. Писание признает и свободу воли человека и особенно настаивает на нравственной ответственности его: „Исполняйте постановления Мои и храните законы Мои и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле... если же не послушаете меня и не будете исполнять всех заповедей сих... то пошлю на вас ужас, чахлость и горячку ( Лев.25:18 ; Лев.26:14–16 и др.). При рассуждениях на основании различных мест вполне возможно было придти к разным мнениям, даже несколько крайним: или выставить на первый план Божественное предопределение или самодеятельность человека и его нравственную ответственность. Но тот и другой ход рассуждений есть „подлинно иудейский» 282 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Итак, Господь все свои божественные средства употребляет, чтобы доставить такому человеку возможность за свои добрые дела не лишится награды в жизни пакибытия. Но для этого надо начать здесь правой верой в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, пришедшего в мир грешныя спасти и приобретением себе благодати Духа Святаго, вводящего в сердца наши Царствие Божие и прокладывающего нам дорогу к приобретению блаженства жизни будущего века. Но тем и ограничивается эта приятность Богу дел добрых, не ради Христа делаемых: Создатель наш дает средства на их осуществление. За человеком остается или осуществить их, или нет. Вот почему Господь сказал евреям: Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видете, то грех остается на вас ( Ин. 9:41 ). Воспользуется человек, подобно Корнилию, приятностию Богу дела своего, не ради Христа сделанного, и уверует в Сына Его, то такого рода дело вменится ему, как бы ради Христа сделанное и только за веру в Него. В противном же случае человек не вправе жаловаться, что добро его не пошло в дело. Этого не бывает никогда только при делании какого-либо добра Христа ради, ибо добро, ради Него сделанное, не только в жизни будущего века венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни преисполняет человека благодатею Духа Святого, и притом, как сказано: Не мерою дает Бог Духа. Отец любит Сына и все дал в руку Его ( Ин. 3:34,35 ) (43: 13–15). Профессор В. Н. Лосский отмечает, что в этом определении цели христианской жизни «в краткой форме содержится Предание Православной Церкви» (4: 148) и комментирует его следующим образом: «Другими словами для христианина не существует автономного добра: доброе дело хорошо лишь постольку, поскольку оно служит нашему соединению с Богом, поскольку оно способствует стяжанию благодати. Добродетели – не цель, а средства, или, вернее, симптомы, внешние проявления христианской жизни, так как единственная цель есть стяжание благодати». (4: 149). Он же далее говорит: «Божественная любовь хочет всегда одного свершения: обожения людей и через них – всей вселенной» (4: 280). Именно обожение и является единственной истинной и конечной целью человека, средством достижения которой было искупление нас Крестной смертью Иисуса Христа (4: 102, 281).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Итак, я думаю, что не столько оплакивать ее надо, сколько провожать молитвами, я полагаю, что тебе следует не слезами ее огорчать, но скорее в приношениях 275 вверять ее душу Господу. 5. Но может быть, ты добавишь, что не сомневаешься в ее благочестии и вере, однако переносить тоску, что ты ее уже никогда не увидишь во плоти, для тебя высшая мука. Не трогает тебя даже и апостольское слово, которое гласит, что отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем ( 2Кор. 5. 16 )? Ибо плоть наша не может быть вечной и долговременной. Ей необходимо умереть, чтобы воскреснуть, необходимо разрешиться, чтобы упокоиться, 276 чтобы положить конец греху. И потому многих мы знали по плоти, а ныне уже не знаем. Самого Господа Иисуса мы знали, – говорит апостол, – по плоти, а ныне уже не знаем. Ведь Он уже совлек с Себя ризы плоти, уже невидим в облике человека, 277 уже за всех умер, и все в Нем умерли, но с тем чтобы чрез Него обновленные и оживотворенные Духом жили уже не для себя, но для Христа. 278 Потому и в другом месте говорит тот же апостол: И уже не я живу, но живет во мне Христос ( Гал. 2. 20 ). 6. И закономерно, что тот, кто ранее познал Христа по плоти, 279 теперь узнаёт Его в незримых действиях, и уже не плоть Его, но силу исследует; тот, кто прежде был гонителем, 280 кто с ненавистью и враждой притеснял учеников Человека и последователей Плоти, впоследствии стал учителем язычников 281 и начал благовествовать поклоняющимся величию Божию и наставлять их. И потому он добавил: Кто во Христе, тот новая тварь ( 2Кор. 5. 17 ), то есть кто совершенен во Христе, тот новая тварь, ибо тот, кто плоть, несовершенен. Наконец, Сам Бог говорит: Не пребудет Дух Мой в этих людях, потому что они плоть ( Быт. 6. 3 ). Итак, плотской не во Христе, но кто во Христе, тот новая тварь, не по природной новизне, но по благодати. Итак, древнее, то, что было по плоти, прошло, теперь все новое ( 2Кор. 5. 17 ). Что это, если не то, что узнал книжник, наученный Царству Небесному, и подобный ему хозяин, который выносит из сокровищницы своей новое и старое ( Мф. 13. 52 ), и нет ни старого без нового, ни нового без старого? Потому и Церковь говорит: Новое и старое сберегла Я тебе ( Песн. 7. 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010